Научная статья на тему 'ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СИНДРОМОМ РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА'

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СИНДРОМОМ РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IRRITABLE BOWEL SYNDROME / CHILDREN / DEPRESSIVE DISORDERS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лагунова Н.В., Марчукова А.Ю., Лебедева Т.Н.

Синдром раздраженного кишечника (СРК) является распространенным функциональным желудочно- кишечным расстройством, которое характеризуется болями в животе, диареей или запором, вздутием и нарушением акта дефекации. Распространенность СРК колеблется около 11%. Согласно данным литературы, более чем 1 млн. человек в мире страдает от СРК. Психосоциальные расстройства играют важную роль не только в развитии, но и прогрессировании СРК. Наследственность, генетические, экологические и социальные аспекты способствуют развитию кишечной дисфункции. На сегодняшний день, нарушение регуляции оси «мозг-кишечник» является главным предрасполагающим фактором развития СРК, существует взаимосвязь между внутренней болью, центральным восприятием боли, настроением и поведением. Распространенность СРК выше среди подростков и детей, живущих в семьях с одним родителем. Научно доказано, что около 30-40% пациентов с СРК имеют коморбидные расстройства - депрессию и тревогу. Депрессия чаще встречается у пациентов с преобладанием запоров, тревожные расстройства - у пациентов с диареей. В данной статье представлены материалы клинического исследования, проведенного на базе ГБУЗ РК «Республиканская детская клиническая больница». Под наблюдением находилось 157 детей с верифицированным диагнозом СРК (средний возраст 12,79 + 0,15 лет), согласно IV Римским критериям. В исследование включены пациенты с двумя вариантами СРК: констипационный - 104 (66,3%) человека диарейный - 53 (33,7%). Медико-психологическое исследование проводилось с помощью опросника детской депрессии М. Ковакс (CDI). В результате проведенного исследования мы обнаружили у 86,7% больных психоэмоциональные расстройства. В структуре этих расстройств преобладали депрессивные нарушения: состояние депрессии диагностировано у 28,1% детей, субдепрессии - у 30,5% больных, легкое снижение настроения выявлено у 28,1%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лагунова Н.В., Марчукова А.Ю., Лебедева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPRESSIVE DISORDERS IN CHILDREN WITH IRRITABLE BOWEL SYNDROME

Irritable bowel syndrome (IBS) is a common functional gastrointestinal disorder, which is characterized by abdominal pain, diarrhea or constipation, bloating and altered bowel habit. The prevalence of IBS varies around 11%. Researches suggest, that more than 1 million people in the world suffer from irritable bowel syndrome. IBS it is a frequent disease, which occurs in the practice of general practitioners and gastroenterologists. Psychosocial disorders also play an important role in the etiology of IBS. Heritability and genetic, environmental and social factors may influence the development of the intestinal dysfunction. The dysregulation of brain-gut axis can lead to IBS. There is a relationship between the internal pain, central pain perception, mood and behavior. Studies have shown, that adolescents and children who lived in single-parent families have a higher prevalence of IBS. Some researchers believe that people with IBS are sensitive to certain stress chemicals, resulting in an abnormal response of the colon. Depression is more common in patients with the constipation - predominant type IBS, anxiety disorders are more prevalent in patients with diarrhea. This article presents the materials of a clinical study conducted on the basis of the Republican Children’s Clinical Hospital GBUZ RK. According to the observation, there were 157 children with a verified diagnosis of IBS (average age 12,79  0,15 years), according to the IV Roman criteria. The study included patients with two types of IBS: constipation - 104 (66,3%) human, diarrhea - 53 (33,7%). A psychological and psychological study was conducted using the M. Kovaks Child Depression Questionnaire (CDI). As a result of the study, we found in 86,7% of patients with psycho-emotional disorders. Depressive disorders predominated in the structure of these disorders: the state of depression was diagnosed in 28,1%, subdepression in 30,5% of patients, a slight decrease in mood was detected in 28,1%.

Текст научной работы на тему «ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СИНДРОМОМ РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА»

УДК -616.89 - 008.454 - 053.2/.6+616.345 - 002

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СИНДРОМОМ РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА

Лагунова Н. В., Марчукова А. Ю., Лебедева Т. Н.

Кафедра педиатрии с курсом детских инфекционных болезней, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия; Для корреспонденции: Марчукова Анастасия Юрьевна, ассистент кафедры педиатрии с курсом детских инфекционных болезней, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», е-mail: anastasyamarchukova@ mail.ru

For correspondence: A. U. Marchukova, assistant of the department of pediatrics with a course of pediatric infectious diseases Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, е-mail:anastasyamarchukova@mail.ru

Information about authors:

Marchukova A. U., http:// orcid.org/0000-0001-5623-3696 Lagunova N. V., http:// orcid.org/0000-0001-5296-2752 Lebedeva T. N., http:// orcid.org/0000-0003-3879-7716

РЕЗЮМЕ

Синдром раздраженного кишечника (СРК) является распространенным функциональным желудочно-кишечным расстройством, которое характеризуется болями в животе, диареей или запором, вздутием и нарушением акта дефекации. Распространенность СРК колеблется около 11%. Согласно данным литературы, более чем 1 млн. человек в мире страдает от СРК. Психосоциальные расстройства играют важную роль не только в развитии, но и прогрессировании СРК. Наследственность, генетические, экологические и социальные аспекты способствуют развитию кишечной дисфункции. На сегодняшний день, нарушение регуляции оси «мозг-кишечник» является главным предрасполагающим фактором развития СРК, существует взаимосвязь между внутренней болью, центральным восприятием боли, настроением и поведением. Распространенность СРК выше среди подростков и детей, живущих в семьях с одним родителем. Научно доказано, что около 30-40% пациентов с СРК имеют коморбидные расстройства - депрессию и тревогу. Депрессия чаще встречается у пациентов с преобладанием запоров, тревожные расстройства - у пациентов с диареей. В данной статье представлены материалы клинического исследования, проведенного на базе ГБУЗ РК «Республиканская детская клиническая больница». Под наблюдением находилось 157 детей с верифицированным диагнозом СРК (средний возраст 12,79 + 0,15 лет), согласно IV Римским критериям. В исследование включены пациенты с двумя вариантами СРК: констипационный - 104 (66,3%) человека диарейный - 53 (33,7%). Медико-психологическое исследование проводилось с помощью опросника детской депрессии М. Ковакс (CDI). В результате проведенного исследования мы обнаружили у 86,7% больных психоэмоциональные расстройства. В структуре этих расстройств преобладали депрессивные нарушения: состояние депрессии диагностировано у 28,1% детей, субдепрессии - у 30,5% больных, легкое снижение настроения выявлено у 28,1%.

Ключевые слова:

DEPRESSIVE DISORDERS IN CHILDREN WITH IRRITABLE BOWEL SYNDROME

Lagunova N. V., Marchukova A. U., Lebedeva T. N.

Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

Irritable bowel syndrome (IBS) is a common functional gastrointestinal disorder, which is characterized by abdominal pain, diarrhea or constipation, bloating and altered bowel habit. The prevalence of IBS varies around 11%. Researches suggest, that more than 1 million people in the world suffer from irritable bowel syndrome. IBS it is a frequent disease, which occurs in the practice of general practitioners and gastroenterologists. Psychosocial disorders also play an important role in the etiology of IBS. Heritability and genetic, environmental and social factors may influence the development of the intestinal dysfunction. The dysregulation of brain-gut axis can lead to IBS. There is a relationship between the internal pain, central pain perception, mood and behavior. Studies have shown, that adolescents and children who lived in single-parent families have a higher prevalence of IBS. Some researchers believe that people with IBS are sensitive to certain stress chemicals, resulting in an abnormal response of the colon. Depression is more common in patients with the constipation - predominant type IBS, anxiety disorders are more prevalent in patients with diarrhea. This article presents the materials of a clinical study conducted on the basis of the Republican Children's Clinical Hospital GBUZ RK. According to the observation, there were 157 children with a verified diagnosis of IBS (average age 12,79 И 0,15 years), according to the IV Roman criteria. The study included patients with two types of IBS: constipation - 104 (66,3%) human, diarrhea - 53 (33,7%). A psychological and psychological study was conducted using the M. Kovaks Child Depression Questionnaire (CDI). As a result of the study, we found in 86,7% of patients with psycho-emotional disorders. Depressive disorders predominated in the structure of these disorders: the state of depression was diagnosed in 28,1%, subdepression in 30,5% of patients, a slight decrease in mood was detected in 28,1%.

Key words: irritable bowel syndrome, children, depressive disorders.

2019, том 22, № 4

На сегодняшний день синдром раздраженного кишечника (СРК) считается хроническим функциональным расстройством желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). О СРК принято говорить в тех случаях, когда пациента беспокоят рецидивирующие боли в животе, возникающие 1 раз в неделю и сопровождающиеся изменением частоты и формы стула, связанные с актом дефекации. Следует отметить, что согласно IV Римским критериям в определение СРК были внесены изменения: термин дискомфорт был устранен, болевой синдром в новом пересмотре не обязательно должен купироваться после акта дефекации, также была сокращена частота возникновения болей - не менее 1 раза в неделю [1; 2].

По разным данным, распространенность СРК в мире около 11,2% [3]. Среди детей этот показатель находится в диапазоне от 1,2 до 2,9% [4].

Впервые в 2000 году G. Engel предложил рассматривать СРК в контексте биопсихосоциального заболевания и выдвинул гипотезу, что ведущее место в патогенезе занимают изменения, возникающие между осью головной мозг и кишечник [5; 6; 7]. В 2016 году при пересмотре Римских критериев было предложено все функциональные заболевания органов желудочно-кишечного тракта рассматривать в контексте нарушений взаимодействия между центральной нервной системой и органами ЖКТ (disorders of gut-brain interaction) [8; 9].

Патогенез СРК сложен и не до конца изучен. Висцеральная гиперчувствительность, нарушения взаимодействия между мозгом и кишечником, изменения моторики ЖКТ и состава микробиоты, все это занимает ведущее место в развитии данного заболевания. Многие авторы рассматривают СРК как биопсихосоциальное расстройство. Психосоциальные факторы и сенсорно-моторная дисфункция кишечника - основа развития СРК [4; 10; 11]. Хотя СРК и не является психиатрическим заболеванием, психологические факторы играют важную роль не только в развитии, но и прогрессировании симптомов СРК, а, следовательно, существенно ухудшают качество жизни пациентов [12].

Профессор Климушева Т.А. в результате наблюдения за больными с СРК в течение 15 лет выявила у них три ведущих психологических синдрома: депрессивный, тревожный и ипохондрический [13]. Психоэмоциональные нарушения у детей с СРК проявляются низкой самооценкой, лабильностью к стрессу. Часть авторов говорит о том, что дети, страдающие СРК, трансформируют эмоциональные переживания в соматические симптомы [14].

Цель нашего исследования: изучить уровни и характер депрессивных расстройств у детей с синдромом раздраженного кишечника.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Под наблюдением на базе ГБУЗ РК «Республиканская детская клиническая больница» находилось 157 детей с верифицированным диагнозом СРК (средний возраст 12,79 ± 0,15 лет), согласно IV Римским критериям. В исследование включены пациенты с двумя вариантами СРК: констипационный - 104 (66,3%) человека диарейный - 53 (33,7%). В качестве группы контроля (КГ) мы использовали показатели 25 здоровых детей. Медико-психологическое исследование проводилось с помощью опросника детской депрессии М. Ковакс (СБ1). Данная анкета представляет шкалу, включающую 27 вопросов, разбитых на 5 блоков: негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность, ангедония, негативная самооценка. Подсчитывалось общее количество баллов по каждой шкале, выбранных анкетируемым [15]. От 0-10 баллов соответствовало состоянию без депрессии, от 11-16 - легкому снижению настроения, субдепрессия (маскированная депрессия) диагностировалась, если общая сумма баллов составляла более 17-20. Состояние депрессии верифицировалось при наличии более, чем 20 баллов.

Шкала А характеризует следующий спектр депрессивных симптомов: постоянное ожидание неприятностей ребенком, его склонность к плаксивости, к тревожности; шкала В - агрессивное поведение, высокий негативизм по отношению к окружающим, непослушание; шкала С- высокий уровень убеждения неэффективности в школе; шкала Б указывает на наличие чувства одиночества, высокий уровень истощаемости; шкала Е говорит о негативной собственной оценке, своей неэффективности, суицидальных мыслях у ребенка.

Статистический анализ полученных результатов проводился с использованием методов описательной статистики. Вычисляли среднюю арифметическую (М) показателя, стандартную ошибку средней арифметической (т), достоверность различий определяли с использованием параметрического ^критерия Стъюдента, отличия при р<0,05 принимались статистически значимыми. Непараметрический критерий Манна-Уитни и метод углового преобразования Фишера использовали для вычисления статистически значимых отличий в группах с неправильным распределением и долевых и процентных показателей соответственно.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе проведенного анализа у 28,1% (44) детей с СРК выявлено состояние депрессии (рисунок 1), субдепрессии - у 30,5% (48), при этом у здоровых детей депрессивных состояний не было обнаруже-

но (р<0,001). Общий показатель депрессии составил 17,38±0,83 единиц, что в два раза превышает показатели КГ (р<0,001). У 28,1% (44) детей выявлено легкое снижение настроения, у 13,3% (21) детей не диагностировано нарушений психоэмоциональной сферы. В группе контроля у 80,0%, вовсе, отсутствовали депрессивные нарушения, а легкое снижение настроения определено только у 20,0% детей. Рассматривая различные варианты СРК, мы выявили, что 37,5%

(39) пациентов с СРК с преобладанием запоров имели состояние депрессии, при этом, общий показатель депрессии у них составил 19,35±1,18 баллов. Данный показатель являлся максимальным среди всех обследуемых групп детей (р<0,001). У 37,5% (39) и 19,2% (20) обследованных детей встречалось состояние субдепрессии и легкого снижения настроения. Следует отметить, что только 5,8% (6) пациентов не имели отклонений в психоэмоциональной сфере.

Рисунок 1. Анализ депрессивных состояний у детей с СРК (М). Примечание: * - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001- достоверность различий по сравнению с показателями КГ; # - p<0,05- достоверность различий показателей при сравнении СРК-З с СРК-Д.

Пациенты с диарейным вариантом СРК имели минимальный общий показатель депрессии 13,45±0,63 баллов (СРК-З - 19,35±1,18; р <0,001). В структуре депрессивных нарушений преобладало легкое снижение настроения - 45,3% (24). Депрессия и субдепрессия выявлены всего лишь у 9,5% (5) и 16,9% (9) детей с СРК-Д. Отсутствие отклонений в психоэмоциональной сфере характерно для 28,3% (15) пациентов, что также достоверно отличалось от КГ, в которой 80,0% детей не имели психологических нарушений (р<0,001).

Оценка состояний депрессии показала, что для детей с СРК характерны более высокие средние показатели по всем шкалам (рисунок 2): общее снижение настроения и негативная самооценка (4,62±0,15 баллов, в КГ - 3,04± 0,41; р<0,001); агрессивное поведение и высокий негативизм, непослушание (3,03±0,1 баллов, в КГ -0,88±0,20; р<0,001); высокий уровень видения своей неэффективности в учебе (4,28±0,12 баллов, в с КГ - 2,64±0,34; р<0,001); ангедония - негативная оценка собственной неэффективности и наличие суицидальных мыслей (3,35±0,16 баллов, в КГ - 1,88±0,25; р<0,001). Сравнивая показатели депрессии у детей с СРК-Д и СРК-З, мы выявили

достоверные отличия по шкале А, В, С, Д и общему баллу (р<0,001; р<0,01; р<0,001; р<0,05; р<0,001 соответственно).

Следует отметить, что у детей с констипаци-онным вариантом СРК депрессивные состояния встречались чаще, чем у пациентов с диарейным вариантом: легкое снижение настроения - у 19,2% (20) детей, субдепрессия и депрессия - у 37,5%. При этом при СРК-Д преобладали нарушения в виде легкого снижения настроения - 45,3% (24), а субдепрессия и депрессия встречались у 16,9% (9) и 9,5% (5) человек (р<0,001).

ВЫВОДЫ

1. У 86,7% больных синдромом раздраженного кишечника имели место психоэмоциональные расстройства.

2. В структуре выявленных расстройств преобладали депрессивные нарушения: состояние депрессии диагностировано у 28,1%, субдепрессии - у 30,5% больных, легкое снижение настроения выявлено у 28,1% детей.

3. Пациенты с констипационным вариантом синдрома раздраженного кишечника имели не только более выраженные депрессивные нару-

__ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

2019, том 22, № 4

Рис. 2. Показатели шкал депрессии у детей с СРК (М). Примечание: * - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001-достоверность различий по сравнению с показателями КГ; # - p< 0,05 - достоверность различий показателей

при сравнении СРК-З с СРК-Д.

шения, но и более высокие показатели по шкалам депрессии, достоверно отличающиеся от показателей детей с диарейным вариантом.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors have no conflict of interests to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маев И. В., Черёмушкин С. В., Кучерявый Ю. А. Синдром раздраженного кишечника. Римские критерии IV. О роли висцеральной гиперчувствительности и способах ее коррекции. М.: Прима Принт; 2016.

2. Шептулин А. А., Визе-Хрипунова М. А. Римские критерии синдрома раздраженного кишечника IV пересмотра: есть ли принципиальные изменения? Рос журн гастроэнтерол гепатол коло-проктол. 2016;26(5):99-103.

3. Саблин О. А., Ильчишина Т. А. Синдром раздраженного кишечника: обзор римских критериев с позиции российских клиницистов. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2016;136(12):92-100.

4. Приворотский В. Ф., Луппова Н. Е. Синдром раздраженного кишечника у детей: базовые сведения и современная парадигма. Фарматека. 2018;5:17-25. doi:18565/pharmateca.2018.s 4.17-24

5. Brandt L. J. American college of gastroenterology task force on irritable bowel syndrome. American Journal of Gastroenterology. 2009;1:1-35. doi: 10.1038/s41395-018-0084-x.

6. Bokic T., Storr M., Schicho R. Potential causes and present pharmacotherapy of irritable bowel syndrome (IBS): an overview. Pharmacology. 2015;96(1-2):76-85. doi: 10.1159/000435816.

7. Foxx-Orenstein A.E. New and emerging therapies for the treatment of irritable bowel syndrome: an update for gastroenterologists. Therapeutic Advances in Gastroenterology. 2016;9(3):354-375. doi: 10.1177/1756283X16633050.

8. Скворцов В. В., Левитан Б. Н., Разваляева О. В. Диагностика и лечение синдрома раздраженного кишечника. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2016;12(136):84-91.

9. Adams H. L. Managing irritable bowel syndrome in children. Nursing Standard. 2016;31(7): 42-52. doi:10.7748/ns.2016.e10439

10. Rome IV: Functional Gastrointestinal Disorders: Disorders of Gut-Brain Inetractions. Gastroenterology. 2016; 4(150):1257-492. doi:10.1053/j.gastro.2016.02.032

11. Canavan C, West J, Card T. The epidemiology of irritable bowel syndrome. Clin Epidemiol. 2014; 6: 71-80. doi:10.2147/CLEP.S40245

12. Lacy B. E., Mearin F., Chang L. Bowel Disorders. Gastroenterology. 2016;50: 1393-1407. doi. 10.1053/j.gastro.2016.02.031.

13. Бурулова О.Е. Синдром раздраженного кишечника как биопсихосоциальное заболевание. Саратовский научно-медицинский журнал. 2012;8(2):232-237.

14. Sinagra E., Romano C., Cottone M. Psychopharmacological treatment and psychological

interventions in irritable bowel syndrome. Gastroenterology Research and Practice. 2012;12:1-11. doi 10.1155/2012/486067

15. Белова А.П. Оценка депрессивности в подростковом возрасте. Вестник ЮУрГУ 2008;32:10-18.

REFERENCES

1. Maev I. V., CHeryomushkin S. V., Kucheryavyj Y. U. A.Sindrom razdrazhennogo kishechnika. Rimskie kriterii IV. O roli visceral'noj giperchuvstvitel'nosti i sposobah ee korrekcii. M.: Prima Print; 2016. (In Russ).

2. Sheptulin A. A., Vize-Khripunova M. A. Review of Rome-IV criteria for the irritable bowel syndrome: are there any basic changes? Ross z gastroenterol gepatol koloproktol 2016;26(5): 99-103. (In Russ).

3. Sablin O. A., Ilchishina T. A. Irritable bowel syndrome: overview of rome criteria iv from the point of view of russian clinicians. Eksperimental'naya i Klinicheskaya Gastroenterologiya 2016;136(12):92-100. (In Russ).

4. Privorotsky V. F., Luppova N. E. Irritable bowel syndrome in children: baseline information and modern paradigm. Farmateka. 2018;4:17-24. doi: 10.18565/pharmateca. (In Russ).

5. Brandt L. J. American college of gastroenterology task force on irritable bowel syndrome. American Journal of Gastroenterology. 2009;1:1-35. doi:10.1038/s41395-018-0084-x.

6. Bokic T., Storr M., Schicho R. Potential causes and present pharmacotherapy of irritable bowel syndrome (IBS): an overview. Pharmacology. 2015;96(1-2):76-85. doi: 10.1159/000435816.

7. Foxx-Orenstein A. E. New and emerging therapies for the treatment of irritable bowel syndrome: an update for gastroenterologists. Therapeutic Advances in Gastroenterology. 2016;9(3):354-375. doi: 10.1177/1756283X16633050.

8. Skvortsov V. V., Levitan B. N.,Razvalayeva O. V. Diagnostics and treatment of irritable bowel syndrome. Experimental & clinical gastroenterology. 2016;12(136):84-91. (In Russ).

9. Adams H. L. Managing irritable bowel syndrome in children. Nursing Standard. 2016;31(7):42-52. Available at: http:// journals.rcni. com. doi:10.7748/ns.2016.e10439

10. Rome IV: Functional Gastrointestinal Disorders: Disorders of Gut-Brain Inetractions. Gastroenterology. 20 16;4( 15 0): 125 7-492. doi:10.1053/j.gastro.2016.02.032

11. Canavan C, West J, Card T. The epidemiology of irritable bowel syndrome. Clin Epidemiol. 2014;6:71-80. doi:10.2147/CLEP.S40245

12. Lacy B. E., Mearin F., Chang L. Bowel Disorders. Gastroenterology. 2016; 50:1393-1407. doi:10.1053/j.gastro.2016.02.031.

13. Burulova O.E. Sindrom razdrazhennogo kishechnika kak biopsihosocial'noe zabolevanie. Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2012; 8 (2): 232-237. (In Russ).

14. Sinagra E., Romano C., Cottone M. Psychopharmacological treatment and psychological interventions in irritable bowel syndrome. Gastroenterology Research and Practice. 2012;12:1-11. doi: 10.1155/2012/486067

15. Belova A.P. Ocenka depressivnosti v podrostkovoj vozraste. Vestnik YUUrGU. 2008;32:10-18. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.