Научная статья на тему 'ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА'

ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1277
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕПОЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ / ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕПОЗИТНУЮ ПОЛИТИКУ / ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ / РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА СОБСТВЕННЫЕ / ПРИВЛЕЧЕННЫЕ И ЗАЕМНЫЕ / ДЕПОЗИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткач Н.Д., Ткач О.М., Решетов К.Ю.

В статье раскрываются современные особенности механизма формирования депозитной политики коммерческого банка, задачи депозитной политики, принципы и критерии формирования депозитной политики, факторы, влияющие на эффективность депозитной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА»

18. Энциклопедический словарь. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_ wingwords/56/Ай)

19. Reshetov K.Yu., Khoroshavina N.S., Mysachenko V.I., Komarov V.Yu., Timofeev M.I. State policy in the area of implementation of innovations in industrial production // The Journal of Social Sciences Research. 2018. № S3. P. 271276.

20. Принципы управления Анри Файоля. http://www.grandars.ru/college/ ekonomika-firmy/anri-fayol. html.

21. Барсукова Д.В. и др. Развитие системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда и с внебюджетными фондами // Вестник Национального института бизнеса. 2016. № 27. С. 9-19.

22. Тимофеев М.И., Гусев А.К. Мотив, стимул и роль потребности в социальном статусе. // Вестник Национального института бизнеса. Выпуск 29. 2017. С. 181-185.

Ткач Н.Д.1 Ткач О.М. 2 Решетов К.Ю. 3

ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Аннотация. В статье раскрываются современные особенности механизма формирования депозитной политики коммерческого банка, задачи депозитной политики, принципы и критерии формирования депозитной политики, факторы, влияющие на эффективность депозитной политики.

Ключевые слова: депозитная политика, механизм формирования депозитной политики, принципы и факторы, влияющие на депозитную политику, пассивные операции, ресурсы коммерческого банка собственные, привлеченные и заемные, пассивные операции, депозиты.

В современных условиях развития российской экономики проблема формирования ресурсов коммерческими банками имеет первостепенное значение. Совершенствование финансового рынка, его инфраструктуры в странах с развитой рыночной экономикой определенным образом сказывается на существовании жесткой конкуренции между банками.

1 Ткач Нина Дмитриевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и бухгалтерского учета АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Ткач Олег Михайлович — кандидат экономических наук, заместитель финансового директора Группы компаний «Open Alliance».

3 Решетов Константин Юрьевич — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

Для эффективного функционирования, развития и достижения своих целей каждый коммерческий банк заинтересован в разработке и проведении собственной эффективной депозитной политики, т.е. в успешной стратегии практического управления ресурсами. Как известно, привлечение свободных денежных ресурсов юридических и физических лиц и их последующее размещение являются основными формами деятельности коммерческого банка.

Основной целью депозитной политики Банка является привлечение оптимального объема денежных ресурсов, необходимого и достаточного для работы банка на финансовых рынках, при условии обеспечения минимального уровня издержек. Депозитная политика тесно увязывается с кредитной и инвестиционной политикой банка.

Как известно, ресурсы коммерческого банка представляют собой пассивы коммерческого банка, обеспечивающие его функционирование. Ресурсы коммерческого банка подразделяет на собственные, привлеченные и заемные средства [6].

Собственные средства — средства, полученные от акционеров (участников) банка при его создании и образованные в процессе его деятельности, которые находятся в распоряжении банка без ограничения сроков.

Привлеченные средства — средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования.

К заемным средствам относят средства, полученные от кредитных организаций на межбанковском кредитном рынке или у Банка России.

Чаще всего привлеченные ресурсы подразделяются на две большие группы: депозиты и недепозитные привлеченные средства. Значительную часть привлеченных ресурсов составляют депозиты.

Депозиты (вклады) (от лат. depositum — вещь, отданная на хранение) — основная часть привлеченных ресурсов большинства банков. В банковской практике под термином «депозит» чаще всего понимают, во -первых, денежные средства, внесенные в банк физическими и юридическими лицами в форме вкладов на определенных условиях, закрепленных в договоре банковского вклада, и, во-вторых, записи в банковских книгах, подтверждающие денежные требования владельцев депозита к банку.

Через депозиты банк решает возможность кредитных вложений клиентам, другим банкам, что и создает базу для получения доходов (прибыли).

Депозитные операции различаются:

- по срокам размещения (до востребования, на определенный срок);

- по видам вкладчиков (физические лица, юридические лица);

- по видам вкладов (денежные средства, ценные бумаги).

От эффективности функционирования депозитной политики во многом зависит успешное выполнение целей и задач деятельности банка (см. рисунок

Рис.1 Схема формирования депозитной политики коммерческого банка

Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка непосредственно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса.

В процессе разработки механизма депозитной политики банка принимают участие различные структурные подразделения банка. В контексте данного вопроса также необходимо отметить, что важным фактором, определяющим ликвидность банка, является качество его депозитной базы.

Критерием качества депозитов является их стабильность. Чем больше стабильная часть депозитов, тем выше ликвидность банка, поскольку в этой части аккумулированные ресурсы не покидают банк. Увеличение стабильной части депозитов снижает потребность банка в ликвидных активах, так как предполагает возоб-новляемость обязательств банка.

Основными задачами при реализации депозитной политики являются:

• расширение клиентской базы банка и спектра, предоставляемых клиентам

услуг;

• повышение уровня устойчивости привлечённых средств за счёт диверсификации портфеля привлекаемых денежных ресурсов по источникам их привлечения и структуре, привязке объемов и структуры этих ресурсов (по валюте и по срочности) к объемам и структуре активов;

• снижение уровня банковских издержек по операциям привлечения средств.

Депозитная политика Банка строится в зависимости от:

• субъектов депозитных отношений (в отношении юридических лиц);

316

• банковских инструментов, используемых для привлечения ресурсов (остатки на счетах, срочные депозиты, собственные векселя, межбанковские кредиты и пр.);

• сроков привлечения ресурсов (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная депозитная политика);

• цели привлечения (для инвестирования, кредитования, поддержания текущей ликвидности.

Депозитная политика банка предусматривает:

- проведение анализа депозитного рынка;

- определение целевых рынков;

- минимизацию расходов в процессе привлечения денежных средств;

- оптимизацию управления депозитным портфелем банка с целью повышения его устойчивости и поддержания требуемого уровня ликвидности банка.

При проведении депозитной политики банк учитывает следующие факторы:

• изменение действующего законодательства;

• текущее состояние и тенденции финансового рынка, как в части привлечения, так и размещения ресурсов;

• изменения, вносимые в расчет банковских нормативов;

• изменение ставки рефинансирования Банка России;

• объемные и стоимостные показатели, утверждаемые банком, на проводимые банковские (в т.ч. депозитные) операции.

Основами обеспечения эффективности депозитной политики являются:

- высокое качество корпоративного управления деятельностью коммерческого банка;

- безусловное соблюдение банком (участниками банка, аффилированными лицами кредитной организации, дочерними и зависимыми организациями) законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов Банка;

- соблюдение банком обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики, исполнение договорных обязательств перед кредиторами, вкладчиками и иными клиентами/контрагентами, сохранение деловой репутации;

- обеспечение защиты прав и законных интересов вкладчиков.

Основными инструментами, используемыми банком для привлечения ресурсов, являются:

1. Депозиты и остатки на счетах (расчетных, текущих и пр.) юридических лиц. Остатки средств на счетах юридических лиц — клиентов банка являются одним из основных источников формирования ресурсной базы банка.

Повышению устойчивости ресурсной базы банка (по объемам и срокам) должны способствовать:

• дальнейшее развитие бизнеса с действующими клиентами Банка юридическими лицами;

• открытие в банке счетов новыми клиентами — юридическими лицами, в т.ч. организациями и предприятиями — контрагентами и партнерами действующих клиентов банка — юридических лиц;

• аккумулирование финансовых потоков, связанных с реализацией программ и проектов, осуществляемых при участии клиентов банка - юридических лиц.

Работа с клиентами — юридическими лицами предусматривает отсутствие платы за остатки средств, находящиеся на расчетных и текущих счетах юридических лиц, кроме случаев установления в индивидуальном порядке платы за остатки средств на счетах и наличие платы за остатки средств на срочных депозитных счетах. Размер платы определяется исходя из условий привлечения средств (ставок), утверждаемых правлением банка.

2. Межбанковские депозиты, кредиты и остатки на счетах кредитных организаций.

Привлечение денежных средств путем заимствования на межбанковском рынке не оказывает существенного влияния на общую ресурсную базу банка. В тоже время роль данного источника привлечения ресурсов весьма велика, что связано с оперативностью привлечения средств на межбанковском рынке в случае резкой необходимости в ресурсах для выполнения обязательств перед клиентами и поддержания требуемого уровня ликвидности.

3. Собственные векселя банка.

Политика банка в области выпуска и размещения собственных векселей основывается, прежде всего, на работе с действующими клиентами банка - юридическими лицами.

Банк выпускает и продает собственные векселя:

- в рублях;

- процентные и дисконтные.

Доходность по банковским векселям определяется, исходя из условий привлечения средств (ставок и комиссий), утверждаемых в Банке Председателем Правления.

Можно отметить, что депозитная политика является инструментом привлечения оптимального объема денежных ресурсов, которые в дальнейшем помогают банку развивать в других направлениях. Для решения существующих проблем при разработке депозитной политики коммерческому банку необходимо руководствоваться определенными критериями ее оптимизации.

Оптимизация депозитной политики банка—это сложная многофакторная задача, в основу решения которой, следует положить учет экономики страны в целом.

Очевидно, что эти интересы не всегда совпадают. Поэтому оптимальная депозитная политика предполагает прежде согласование их интересов.

Общие и специфические принципы являются основой формирования депозитной политики коммерческого банка (см. таблицу 1).

В соответствии с таблицей 1, следует, что депозитная политика выступает основным звеном банковской политики. Целью депозитной политики является привлечение по минимальной цене как можно большего объема денежных ресурсов. Исходя из этого, успешная ее реализация предполагает решение ряда задач в процессе ее образования:

- поддержание уровня банковской ликвидности;

- поддержка в процессе осуществления депозитных операций по получению банковской прибыли или формированию условий для получения прибыли в будущем;

- снабжение диверсификации субъектов депозитных операций и совмещение разных форм депозитов;

- осуществление гибкой процентной политики.

Таблица 1

Принципы формирования эффективной депозитной _политики коммерческого банка_

Принципы Характеристика

Принцип научной обоснованности Должен базироваться на новейших достижениях науки и передового опыта, с учетом действия экономических законов в пределах конкретного банка с использованием научно обоснованных методик

Общие принципы Принцип целостности системы Депозитная политика выступает как подсистема политики коммерческого банка в целом. Она имеет первичный характер относительно политик в сфере активных операций

Принцип комплексного подхода Разработка теоретических основ, приоритетных направлений депозитной политики и оценка итогов доходности от размещения депозитов с точки зрения стратегии развития банка

Принцип оптимальности и эффективности Разработка эффективных и оптимальных для этого этапа развития банка тактических направлений и методов. Определяет цели и объемы привлеченных банковских ресурсов и эффективную их реализацию

Принцип единства элементов Все элементы депозитной политики рассматриваются не изолировано, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости

Принцип обеспечения оптимального уровня расходов Характеризует, ценовую политику банка, умение руководства банка адекватно реагировать на изменения рыночных цен на депозиты для регулирования прибыльности и снижения ожидаемых расходов. Процентные ставки ориентированы на рыночную конъюнктуру

Специфические принципы Принцип безопасности операций банка Характеризует систему защиты экономических интересов клиентов относительно сохранения банковской тайны по их счетам, а также поддержание оперативной ликвидности банка

Принцип обеспечения надежности От надежности банка зависит уровень риска клиента относительно возврата депозита и уплаты процентов. Качество и количество привлеченных средств отображает стабильность и надежность банка

На формирование ресурсной базы оказывает определенный ряд факторов, которые обуславливают объем и структуру ресурсов, нередко влияющие на результат деятельности коммерческого банка. Поэтому разработка эффективной депозитной политики, требует одновременного последствий учета воздействия множества факторов на инвестиционные мотивации вкладчиков-клиентов.

Комплексность всех факторов, влияющих на деятельность коммерческих банков при осуществлении пассивных операций можно классифицировать на внешние факторы и внутрибанковские (см. рисунок 2). [2].

Рис. 2. Классификация факторов, влияющих на формирование ресурсной базы

Факторы внешней среды отражают стабильность экономического развития страны и политическую стабильность. Внутрибанковские (внутренние) факторы включают в себя факторы, определяющие состояние банковской системы в целом, носящие индивидуальный характер для отдельного банка в целом.

Отличие внешних факторов от внутренних в том, что первые не зависят от самой работы коммерческого банка, и влияют на всю деятельность данной организации. Внутренние факторы представляют собой эффективность всей банковской системы.

Если внешние факторы оказывают влияние на всю деятельность коммерческого банка, то можно выделить определенные группы причин, воздействующих на формирование ресурсной базы: политические правовые, экономические. Степень значимости процесса привлечения ресурсов следует рассматривать в совокупности.

Политические факторы влияют на инвестиционный климат в стране, следовательно, на деятельность коммерческих банков по привлечению ресурсов. С другой стороны, проработанность правовой среды позволяет банку с относительным постоянным успехом строить договорные отношения с клиентами. Но наиболее значимым для процесса формирования ресурсной базы коммерческих банков являются макроэкономические факторы, поскольку именно под их влиянием складывается стратегия банковской деятельности. К таким факторам относятся уровень экономического развития (темп роста ВВП) страны, располагаемые доходы населения, уровень инфляции, стабильность национальной валюты, уровень развития фондового рынка. Помимо внешних факторов немаловажное влияние на ресурсный потенциал коммерческих банков играют факторы, порождаемые состоянием и уровнем развития банковского сектора страны — проработанность банковского законодательства, уровень конкурентной среды на рынке банковских услуг, функционирование системы страхования вкладов и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы, влияющие на формирование ресурсной базы на уровне каждого банка, носят определенный характер и зависят непосредственно от его деятельности, поддаются регулированию со стороны коммерческого банка, являются изменчивыми и динамичными. Среди таких факторов наибольшее влияние на состояние ресурсной баз оказывают: финансово-экономические (состояние ликвидности, платежеспособности, репутация банка, состояние акционеров); организационные (уровень профессиональной подготовки сотрудников); немаловажное значение имеют технологические факторы, поскольку уровень их использования в обществе не только воздействует на банковский бизнес, но и существенно влияет на процесс привлечения и управления ресурсами (позволяет оперативно анализировать значительные информационные потоки и выбирать оптимальные решения).

Для снижения показателя оттока клиентов важное значение уделяется анализу факторов, составляющих качество обслуживания клиентов. К ним относятся:

1. Потребности (запросы) клиентов:

- надежность банка. Именно эта составляющая является приоритетной при выборе клиентом обслуживающего банка;

- комплексность обслуживания. Клиент получает возможность взаимодействовать по всему спектру банковского обслуживания;

- удобство финансового обслуживания. Предоставление широкого набора финансовых инструментов (кредитные карты, чеки, аккредитивы и т. д.);

- безопасность клиента. Эта составляющая обеспечивается комплексом технических средств, в том числе информационных технологий и их защиты, хорошо обученным персоналом, умеющим работать с конфиденциальной информацией;

- информационное обеспечение. Своевременное предоставление информации о новых услугах и продуктах банка.

2. Имидж банка:

- внешнее оформление банка;

- наличие элементов корпоративной культуры (внешний вид сотрудников, миссия банка, Корпоративный кодекс и т. д.);

- общественное мнение;

- оценки аудиторов и консалтинговых фирм по деятельности банка;

- реклама.

На основании вышеизложенного руководству банка в определенный срок предоставляется сводная отчетность по различным аспектам работы банка с потенциальными и фактическими клиентами, после чего разрабатываются дальнейшие направления деятельности всего клиентского блока банка.

При оценке ресурсной базы важную роль имеет оценка влияния депозитной политики банка на уровень ликвидности и рентабельности.

Ликвидность коммерческих банков является гарантией выполнения их обязательств перед клиентами и вкладчиками, а также залогом надежности и стабильности банковской системы страны. Поэтому государство в лице Банка России ведет постоянный контроль за ликвидностью коммерческих банков через выполнение ими обязательных экономических нормативов.

Показатели эффективности ресурсной базы являются необходимым условием при разработке депозитной политики. Для оценки ресурсной базы используются нормативы Банка России и различные методы анализа, наиболее популярным из которых является метод финансовых коэффициентов, позволяющий формализовать процесс оценки.

Таким образом, при разработке депозитной политики коммерческим банкам следует руководствоваться определенными критериями ее оптимизации, среди которых можно предложить следующие:

• улучшить взаимосвязь депозитных, кредитных и прочих операций банка для поддержания его стабильности, надежности и финансовой устойчивости;

• проводить меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов;

• провести сегментирование депозитного портфеля (по клиентам);

• найти дифференцированный подход к различным группам клиентов;

• предвидеть будущие потребности клиентов и предлагать новаторские решения, т.е. позиционироваться как долгосрочный и надежный партнер клиента;

• публично раскрывать финансовую отчетность банка;

• активизировать корректную рекламную деятельность банка;

• разрабатывать новые конкурентоспособные банковские продукты.

Список использованных источников:

1. Белозеров С.А. Банковское дело: Учебник / С.А. Белозеров, О.В. Мотовилов. — М.: Проспект, 2015.

2. Геворкян А.А. Анализ и оценка факторов, влияющих на деятельность российских коммерческих банков по формированию ресурсной базы// УЭКС. 2015. №73 (1).

3. Исаков Н.Г., Никонец О.Е. Депозитарная политика современных коммерческих банков: проблемы, инструменты, перспективы // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 7.

4. Ермошкина Е.К., Филиппова О.А., Стечкин Р.А., Тимербаева Э.Ф. Анализ баланса современного коммерческого банка // Аллея науки. 2018. № 11.

5. Куликов Н.И. Банковские ресурсы, их формирование и эффективное использование монография / Н. И. Куликов, Н. П. Назарчук. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. №7.

6. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.]; Под ред. О.И. Лаврушина. — 12-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016.

7. Молчанова Л.А. Депозитная политика коммерческого банка и инструменты ее реализации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 3.

8. Рыков С.В. Депозиты финансово-кредитной организации как инструмент по привлечению средств составляющих пассивы банка // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. № 6.

9. Сафронова Ю.Г., Тарханова Е.А. Система страхования вкладов и ее влияние на доверие населения коммерческим банкам в России / Сафронова Ю. Г., Тарханова Е. А. — Казань: Бук, 2016.

10. Ткач Н.Д. Депозитные операции коммерческого банка//Вестник Национального института бизнеса. 2016. № 24.

11. Банки и их депозиты. URL: http://www.IZV.info/economic/news 40145#2

12. Гасанов О.С. Депозитные операции российских банков: состояние и направления совершенствования [Электронный ресурс] : монография / О.С. Гасанов. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 77 c. — 978-5-4487-0444-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78607.html — ЭБС «IPRbooks»

Ульянова В.1

ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АННОТАЦИЯ: В сфере социального обеспечения нередко встречаются нарушения. Однако привлечение к ответственности за допущенные нарушения вызывает определенные сложности, в связи с тем, что этот вопрос полностью не урегулирован.

1 Ульянова Вероника — студентка ФГБОУ ВО РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА Московский промышленно-экономический колледж. Научный руководитель Большакова Татьяна Аркадьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.