Научная статья на тему 'Деонтология в медицинской науке'

Деонтология в медицинской науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / УЧЕНЫЕ-МЕДИКИ / НАУЧНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луд Н. Г., Солодков А. П., Косинец В. А.

В этой статье изложены морально-этические аспекты необходимые ученому-медику при выполнении научной работы и оформления результатов исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The moral -ethical aspects needed to scientist physician for the performance of scientific-research work and arrangement of the investigation results has been stated.

Текст научной работы на тему «Деонтология в медицинской науке»

ДЕОНТОЛОГИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ НАУКЕ

Н.Г.ЛУД. А.П.СОЛОДКОВ. В. А. КОСИНЕЦ

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский

университет»

Резюме. В этой статье изложены морально-этические аспекты необходимые ученому-медику при выполнении научной работы и оформления результатов исследований.

Ключевые слова: деонтология. ученые-медики. научная работа.

Abstract: The moral -ethical aspects needed to scientist - physician for the performance of scientific-research work and arrangement of the investigation results has been stated.

Адрес для корреспонденции: Республика

Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27. Витебский государственный медицинский университет, кафедра онкологии. - Луд Н. Г.

Деонтологические аспекты научного творчества в медицине отражены в литературе недостаточно и не имеют достаточно строгой регламентации. Различные аспекты данной проблемы освещены в работах Н.Н.Блохина, Е.А.Вагнера, Б.В.Петровского, В.И.Чиссова и др.

Много внимания этому вопросу уделяли выдающиеся отечественные ученые и, что очень важно, личным примером самоотверженно служили науке. Это С.П.Боткин, Н.М.Волкович, И.П.Павлов, В.В.Парин, С.И.Спасокукоцкий, С.П.Федоров, В.Н.Шевкуненко и др.

В условиях научно-технического прогресса научная деятельность приобрела массовый и коллективный характер, а поэтому существенно изменилась этика и деонтология научного творчества. Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее значение.

Интерес к науке в нашей стране в последнее десятилетие вырос, особенно среди молодежи, по сравнению с тем спадом, который имел место в 80-90-е годы прошлого века.

Медицинскую науку «делают» ученые. Кто эти люди? Что ими движет? Каковы их характерные черты?

Вплоть до ХХ века, большинство исследований и открытий в науке было сделано людьми, которых можно назвать «одинокими гениями».

Современная наука имеет новый статус - она все более превращается в непосредственную производительную силу общества. Новые условия порождают и новую научную этику, новый тип ученого.

Воспитание молодых ученых, студентов-кружковцев проходит на примерах учителей, на традициях.

Основные навыки научной работы и деонтологические аспекты, необходимые начинающему ученому-медику.

• Прежде всего, умение читать научную литературу, работать с ней и анализировать научные труды.

• Важное значение имеет овладение современной методикой научных исследований. По этому поводу И.П.Павлов (1924) писал: «Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой, с каждым шагом методики мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой нам открывается более широкий горизонт, с невиданными раньше предметами».

• В исследовательской работе важно точное ведение первичной

документации, которая базируется на подробных тщательных записях в журналах наблюдений, протоколах опытов, историях болезни, гистологических препаратах, результатах лабораторных исследований и т.д., на основании которых можно формулировать достоверные выводы.

• Включаясь в научную работу, не следует забывать, что она будет представлять интерес для автора только в том случае, если тема глубоко его волнует, соответствует внутренним интересам.

• Разработка темы основывается на собственных, пусть

немногочисленных, но хорошо документированных наблюдениях, опытах. Заслуживают внимания описания редких, сложных для диагностики и лечения случаев из практики.

• Одним из важнейших этических принципов ученого-медика

является объективность и честность. Необходимо подчеркнуть высокую требовательность и предельную честность в научной работе. Подчас публикуются данные, которые не могут быть подтверждены другими исследователями. Такие публикации могут быть результатом легкомыслия или недостаточной опытности автора, а подчас и следствием недобросовестности. Опасен и субъективный анализ научных материалов, особенно при изучении новых методов диагностики, действия новых лекарственных препаратов и т.д. В таких случаях желательно, чтобы автор, проведя предварительные исследования, не участвовал в последующих испытаниях - это обеспечит объективную проверку правильности предложения. Это исключит возможность невольного субъективного подхода, и никоим образом не является выражением недоверия автору.

• Накопление большого экспериментального и теоретического материала, совершенствование методов исследования резко повысили и значение этической нормы доказательности. Наука должна основываться только на доказательствах, этическая норма доказательности побуждает ученого-медика быть требовательным к себе, самокритичным. Она предостерегает, в частности, от поспешности публикации научных трудов.

• Высокая научная добросовестность, честность в отстаивании своих убеждений. Ученый-медик не имеет морального права изменить собственную позицию, если искренне считает ее правильной

Из этического требования доказательности вытекает и другое - уважение к оппоненту. Если мнение оппонента доказательно, то ученый обязан к нему прислушаться. Если же точка зрения оппонента представляется ошибочной, то это нужно доказать со строго научных позиций, не прибегая к ссылке на ученые авторитеты.

Требование уважения оппонентов предполагает точное цитирование научных трудов противников без умаления их успехов и достижений.

• Научная дискуссия. Этическая норма полемики состоит в том, что спорящие стороны максимально отвлекаются от субъективного подхода для достижения объективности. При этом велика роль морального климата в научном коллективе.

• Установка на доказательность не должна переходить в педантизм, чрезмерную осторожность - иначе для ученого становится реальной опасность не дойти последнего шага до собственного достижения. Здесь важна роль научного руководителя: поддержать талантливого, перспективного ученого и корректно указать, если имеет место обратное.

• Серьезные требования предъявляет жизнь к тем, кто решает посвятить себя научно-исследовательской, а также преподавательской работе. Это и призвание, любовь к науке, к своей специальности, и искреннее желание и умение напряженно трудиться, не пренебрегать самой трудной, «черной» работой. Важна внутренняя собранность, организованность, умение с максимальной пользой использовать свое время и возможности для самозабвенного «горения в науке». В мотивации поведения ученого присутствует любознательность, стремление к познанию истины.

• Студенты в процессе участия в исследованиях приобщаются к терпеливой, серьезной, кропотливой работе. Важно, чтобы каждый кружковец знал, что научная работа результативна только на основе глубоких, прочных, обновляющихся знаний при состоянии постоянного научного поиска и упорного целенаправленного труда, почувствовал трудности и радость их преодоления, испытал восторг научного озарения.

Итогом работы студента в кружке является научная статья или доклад, а также завершенная работа, представляемая на конкурсы студенческих научных работ. В случае, когда научный руководитель сам оформляет работу или дополняет ее данными собственных исследований, в которых кружковец не принимал участия, студент получает искаженное представление о научной работе, начинает воспринимать ее как нечто легкое, парадное, со всеми вытекающими последствиями. И, конечно же, всякого осуждения заслуживают случаи, когда одна и та же работа представляется на конкурс или один и тот же материал по несколько раз публикуется в печати в погоне за количеством публикаций.

Самые активные кружковцы - это резерв для отбора в аспирантуру и клиническую ординатуру, это будущие ученые и преподаватели, поэтому деонтологические аспекты при выполнении ими научных исследований должны быть далеко не безразличны для их научных руководителей.

• Стимулирует интерес к научной работе новизна и актуальность тематики, творческая атмосфера на кафедре, в лаборатории, высокий авторитет руководителя.

• Желающим целиком посвятить свою жизнь научной деятельности необходимо знать и следующее: как бы человек хорошо ни учился в медицинском вузе, как бы усердно ни работал в клинике, лаборатории, какими бы удачными ни были первые научные доклады, статьи или научные работы на конкурсе, расценивать свои успехи нужно объективно.

Это необходимо помнить и в последующем, т.к. научные степени, высокие научные звания не делают человека автоматически настоящим ученым. Безусловно, это зависит от духовного склада, широты кругозора, особенностей воспитания.

• Молодой ученый, каких бы высот он не достиг, всегда должен помнить с благодарностью своих научных руководителей, особенно первых работ, в том числе и студенческих, ибо первые идеи он получил от них, первые шаги в науке сделал с ними.

Иногда приходится наблюдать, когда после защиты диссертации, получения ученого звания молодой ученый резко меняет поведение, из услужливого подхалима становится недоступным вельможей, не замечая тех, кто был рядом, кого называл своими друзьями, и что самое опасное - такие люди порой продвигаются как по службе, так и в науке. Они требуют чинопочитания от своих подчиненных, формируя себе подобных. Таких людей, как правило, ставит на место сама жизнь.

Талант не надо выставлять напоказ, его замечают, по достоинству оценивают на работе и уважают окружающие. Талантливые люди щедры, доступны, они не формируют свой авторитет за счет унижения других, им нет такой необходимости, у них нет времени для сплетен, они заняты работой, они заняты делом.

• Честолюбие ученого. Оправдано желание исследователя, чтобы его работы были опубликованы, признаны коллегами.

• Профессия ученого является высоко престижной, но не должен складываться потребительский взгляд на науку. И все же... очень важно материальное стимулирование работников науки. Ибо строить расчет только на любознательности ученого - значит отрываться от жизни.

В развитых странах труд ученых, преподавателей вузов престижный, самый высокооплачиваемый. Так было и в нашей стране до конца прошлого века. Можно привести много примеров того времени, когда на должность ассистентов кафедр шли главные врачи, заведующие отделениями, опытные врачи и они активно занимались наукой, т.е. был путь от практики к науке.

В последние годы руководство Республики Беларусь уделяет этому вопросу большое внимание. Это поощрение одаренной молодежи из фонда Президента, повышение стипендии аспирантам и т.д. Все это способствует тому, что в науку опять активно пошла талантливая молодежь после окончания вузов.

• Правильные взаимоотношения, строящиеся на высоких принципах медицинской деонтологии, должны предоставить условия всем желающим для выполнения научных исследований, написания диссертационных работ. А уже от исполнителя зависит насколько он сможет их реализовать.

• Одним из условий успешной деятельности является коллективизм творчества. Необходимо умелое, гармоничное сочетание коллективной и индивидуальной работы. В коллективе надо отбирать способных, трудолюбивых людей, стимулировать их индивидуальное творчество. Особое значение имеет проблема руководства - демократизм в таком коллективе исключает опасность подавления инициативы сотрудника.

Следовательно, коллективная деятельность в науке - необходимость. В то же время научное творчество - дело личности.

Характерной чертой коллективизма в науке по отношению к публикации является многоавторство (от 2 до 10 авторов и более). Это связано с тем, что современные научные исследования часто являются комплексными. Так, при обследовании больных применяются лабораторные, патоморфологические, функциональные, лучевые и другие методы диагностики.

При этом встает вопрос о степени участия отдельных лиц в выполнении той или иной работы, об авторстве, что имеет прямое отношение к деонтологии. Безусловно, приоритет за тем, кто дал идею, поставил задачу, организовал выполнение работы. Он же и формирует авторский коллектив по степени участия. Сделать это можно лишь объективной оценкой вклада каждого и нравственными категориями, т.е. корректностью, тактом и справедливостью руководителя темы. Важной деталью является порядок написания фамилий, т.е. справедливое признание заслуг тех, кто подготовил работу.

• Иногда встречаются случаи, когда ученый публикует много работ, повторяющих одна другую, или оказывается соавтором всех своих учеников, т.е. использует чужой труд для повышения собственного научного авторитета. Особенно когда это касается предварительных публикаций по теме диссертации. Такая практика имеет отрицательное воспитательное значение для молодых научных работников, которые, получив впоследствии возможность самим готовить научные кадры, следуют примеру своих учителей и пользуются трудами своих учеников.

Безусловно, руководитель диссертации принимает участие в выполнении работы. Он предлагает тему исследования, ставит задачи, помогает составить план, дает советы в отношении изучения литературы и оформления работы, вместе с исполнителем анализирует полученные результаты и обсуждает выводы. Вместе с тем, должна иметь место щедрость по отношению к молодому исследователю.

С другой стороны, необходимо прививать начинающему ученому чувство благодарности учителям, которые стремились воспитать свою смену и передать свои знания и опыт.

• Научный сотрудник в клинике, преподаватель на клинической кафедре наряду с выполнением научных исследований должен быть и высококвалифицированным специалистом, пользующимся авторитетом среди коллег и пациентов.

• Любые научные исследования имеют своей конечной целью помощь больным людям. Это касается усовершенствования диагностики, создания новых средств и методов лечения.

Нельзя говорить об «интересных» с научной точки зрения пациентах, имея в виду больных, которые «подходят» для проведения той или иной исследовательской работы, для разрабатываемого оперативного метода лечения или испытания нового лекарства. Врач не должен позволять себе рискованных экспериментов на людях. На первом плане - забота о больном, о его интересах.

На результаты исследований может влиять подбор больных, т.е. контрольная и опытная группы пациентов должны быть равноценны. Для исключения субъективного подхода больные должны относиться к той или другой группе «слепым» методом, т.е. исследования должны быть рандомизированными.

Морально-этические нормы ученого при выполнении научных исследований в клинике имеют прямое взаимоотношение не только с пациентом, но и с его семьей, родственниками, коллегами.

Ученому-медику приходится иметь дело с человеком и нести прямую ответственность за его жизнь и здоровье, за последствия применения тех или иных научных открытий.

Таким образом, люди, занимающиеся научной работой в медицине, должны иметь высокие морально-этические нормы, активную жизненную позицию, обладать организаторскими способностями и исходить из того, что конечным результатом их исследований должно быть улучшение качества диагностики и лечения больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.