Научная статья на тему 'Деонтология шведской журналистики как система этико-правовых норм и нравственных принципов поведения журналиста'

Деонтология шведской журналистики как система этико-правовых норм и нравственных принципов поведения журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
347
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ЭТИКА СКАЛЬДОВ И ПОЧТОВЫХ ГАЗЕТ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РЕПОРТЕРА / ЗАДАЧИ ЖУРНАЛИСТА / УВЛЕЧЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА ТЕМОЙ / ПРАВДИВОСТЬ / ЗНАЧИМОСТЬ НОВОСТИ / ПОДАЧА МАТЕРИАЛА / ФУНКЦИИ СМИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / DEONTOLOGY OF JOURNALISM / ETHICS OF SKALDS AND POSTAL NEWSPAPERS / OBJECTIVITY OF THE MODERN REPORTER / TASKS OF THE JOURNALIST / THE JOURNALIST'S PASSION FOR THE TOPIC / TRUTHFULNESS / SIGNIFICANCE OF THE NEWS / PRESENTATION OF THE MATERIAL / MEDIA FUNCTIONS / SOURCES OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новицкая И.Я.

Актуальность работы заключается в систематизации и обобщении данных о нравственных принципах поведения шведского журналиста. Таким образом, целью статьи является научный разбор шведской журналистики в аспекте деонтологии. Данной целью предопределены и задачи исследования: 1) вкратце рассмотреть этико-правовые нормы скандинавских протожурналистов скальдов; 2) исследовать принципы подачи материала в почтовых газетах XVII в., 3) изучить этико-правовые нормы и нравственные принципы поведения современного шведского репортера, в том числе правдивость, искреннюю увлеченность темой, объективность, умение интересно, но без прикрас преподносить новости аудитории, способность выявлять значимость новости для общества, необходимость правильно выявлять ракурс подачи материала и определять границы своей деятельности, умение правильно работать с источниками информации; 4) разобраться в критическом отношении шведских журналистов к общественной журналистике США; 5) выявить понимание шведскими журналистами и учеными функций СМИ и задач журналиста в современном обществе. Мы пришли к выводам, что уже скальды и почтовые газеты XVII в. руководствовались этической нормой современных журналистов не навязывать читателям / слушателям своего мнения, что основные заповеди современного репортера работать увлеченно, планомерно, не стремиться к легким темам, распознавать новости, важные для общества, бережно относиться к источникам информации. Результаты данных научных изысканий могут применяться как в теоретических исследованиях журналистики, так и служить практическим руководством для ежедневной работы журналистов, тем более что у шведов есть чему поучиться в этико-правовой сфере и в умении придерживаться строгих нравственных принципов, как в повседневной жизни, так и в своей профессиональной деятельности. Об этике вообще и об этике журналиста в частности шведы говорят постоянно, но научного разбора журналистики в аспекте деонтологии нам найти у них не удалось. Единственный шведский автор, который разбирает современную журналистику своей страны с этой точки зрения Эрик Фихтелиус, который является не только практикующим репортером, но еще и занимается научной деятельностью в области журналистики, даже исполнял ранее обязанности временного профессора Института журналистики, СМИ и коммуникации в Стокгольмском университете. Поэтому целью данной статьи является научный разбор шведской журналистики в деонтологическом аспекте. Цель предопределила задачи: коснуться этико-правовых норм скандинавских протожурналистов скальдов; принципов подачи материала в почтовых газетах XVII в., рассмотреть этико-правовые нормы и нравственные принципы поведения современного шведского репортера, разобраться в критическом отношении шведских журналистов к общественной журналистике США. Мы пришли к заключению, что уже скальды Древности и Средневековья и почтовые газеты XVII в. руководствовались этической нормой современных журналистов не навязывать обществу своего мнения, что основными заповедями современного репортера являются: умение работать увлеченно, планомерно, желание брать темы актуальные, а не стремиться к легким темам, способность распознавать новости, важные для общества, комментировать их, не навязывая читателям / зрителям / слушателям своей точки зрения, бережно относиться к источникам информации. Важный вывод, к которому мы пришли, заключается в том, что журналистская этика тем выше, чем больше у журналиста свободы, а, следовательно, и ответственности перед обществом.The Swedes constantly talk about ethics in General and about the ethics of journalists in particular, but we could not find a scientific analysis of journalism in the aspect of deontology. The only Swedish author who analyzes the modern journalism of his country from this point of view is Erik Fichtelius, who is not only a practicing reporter, but also engaged in research in the field of journalism, even previously served as a temporary Professor at the Institute of journalism, media and communication at Stockholm University. Therefore, the purpose of this article is a scientific analysis of Swedish journalism in the deontological aspect. The aim of predetermined objectives: to relate the ethico-legal norms in Scandinavian photojournalists skalds; principles of material supply in the post Newspapers of the seventeenth century, to consider ethical and legal norms and moral principles of behavior modern Swedish reporter, to understand the critical attitude of Swedish journalists to public journalism the United States. We came to the conclusion that the skalds of Ancient and Medieval times and mail Newspapers of the seventeenth century was guided by the ethical norm of modern journalists not to impose their views that the main commandments of the modern reporter are: ability to work enthusiastically, systematically, the desire to take the topics, and not to seek for light themes, ability to recognize news that is important to society, to comment on them, without imposing to readers / viewers / listeners to your point of view, to treat the sources of information. An important conclusion that we have reached is that journalistic ethics is higher the more freedom a journalist has, and, consequently, responsibility to society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деонтология шведской журналистики как система этико-правовых норм и нравственных принципов поведения журналиста»

УДК: 82-92

ББК: 80

Новицкая И.Я.

ДЕОНТОЛОГИЯ ШВЕДСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК СИСТЕМА ЭТИКО-ПРАВОВЫХ НОРМ И НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ПОВЕДЕНИЯ

ЖУРНАЛИСТА

Novitskaya I.Ya.

DEONTOLOGY OF SWEDISH JOURNALISM AS A SYSTEM OF ETHICAL AND LEGAL NORMS AND MORAL PRINCIPLES OF JOURNALIST BEHAVIOR

Ключевые слова: деонтология журналистики, этика скальдов и почтовых газет, объективность современного репортера, задачи журналиста, увлеченность журналиста темой, правдивость, значимость новости, подача материала, функции СМИ, источники информации.

Keywords: deontology of journalism, ethics of skalds and postal Newspapers, objectivity of the modern reporter, tasks of the journalist, the journalist's passion for the topic, truthfulness, significance of the news, presentation of the material, media functions, sources of information.

Аннотация: актуальность работы заключается в систематизации и обобщении данных о нравственных принципах поведения шведского журналиста. Таким образом, целью статьи является научный разбор шведской журналистики в аспекте деонтологии.

Данной целью предопределены и задачи исследования: 1) вкратце рассмотреть этико-правовые нормы скандинавских протожурналистов - скальдов; 2) исследовать принципы подачи материала в почтовых газетах XVII в., 3) изучить этико-правовые нормы и нравственные принципы поведения современного шведского репортера, в том числе правдивость, искреннюю увлеченность темой, объективность, умение интересно, но без прикрас преподносить новости аудитории, способность выявлять значимость новости для общества, необходимость правильно выявлять ракурс подачи материала и определять границы своей деятельности, умение правильно работать с источниками информации; 4) разобраться в критическом отношении шведских журналистов к общественной журналистике США; 5) выявить понимание шведскими журналистами и учеными функций СМИ и задач журналиста в современном обществе.

Мы пришли к выводам, что уже скальды и почтовые газеты XVII в. руководствовались этической нормой современных журналистов - не навязывать читателям / слушателям своего мнения, что основные заповеди современного репортера - работать увлеченно, планомерно, не стремиться к легким темам, распознавать новости, важные для общества, бережно относиться к источникам информации.

Результаты данных научных изысканий могут применяться как в теоретических исследованиях журналистики, так и служить практическим руководством для ежедневной работы журналистов, тем более что у шведов есть чему поучиться в этико-правовой сфере и в умении придерживаться строгих нравственных принципов, как в повседневной жизни, так и в своей профессиональной деятельности.

Abstract: the Swedes constantly talk about ethics in General and about the ethics of journalists in particular, but we could not find a scientific analysis ofjournalism in the aspect of deontology. The only Swedish author who analyzes the modern journalism of his country from this point of view is Erik Fichtelius, who is not only a practicing reporter, but also engaged in research in the field of journalism, even previously served as a temporary Professor at the Institute of journalism, media and communication at Stockholm University.

Therefore, the purpose of this article is a scientific analysis of Swedish journalism in the de-ontological aspect. The aim of predetermined objectives: to relate the ethico-legal norms in Scandi-

navian photojournalists - skalds; principles of material supply in the post Newspapers of the seventeenth century, to consider ethical and legal norms and moral principles of behavior modern Swedish reporter, to understand the critical attitude of Swedish journalists to public journalism the United States.

We came to the conclusion that the skalds of Ancient and Medieval times and mail Newspapers of the seventeenth century was guided by the ethical norm of modern journalists not to impose their views that the main commandments of the modern reporter are: ability to work enthusiastically, systematically, the desire to take the topics, and not to seek for light themes, ability to recognize news that is important to society, to comment on them, without imposing to readers / viewers / listeners to your point of view, to treat the sources of information.

An important conclusion that we have reached is that journalistic ethics is higher the more freedom a journalist has, and, consequently, responsibility to society.

Деонтология журналистики - наука, ставшая крайне важной в наши дни, когда роль этики, долга и ответственности журналиста перед обществом постоянно возрастает. Тем не менее, как мы заметили, до сих пор нет единого определения понятия «деонтология».

«Существует немало определений понятия «деонтология журналистики» (от греч. deon - долг, deontos - должное + logos - учение)», - пишет Л.А. Винская в своей статье «Деонтология журналистики: от Ломоносова до информационного общества XXI века»1. Однако, как выясняется, все эти определения сводятся к той краткой формулировке, которую дал составитель «Энциклопедического словаря СМИ» А.А. Князев, определивший деонтологию как «раздел этики, рассматривающий проблемы долга и ответственности, нравственных принципов поведения»2. То есть деонтология журналистики - это по сути дела свод этических норм, связанных с проблемами долга и ответственности журналиста перед обществом и с нравственными принципами его поведения.

Однако о долге и этике журналистов в Швеции пишут в основном не в научных изданиях, а в разного рода «полисах», в постановлениях руководства прессой, радио и те-

1 Винская Л.А. Деонтология журналистики: от Ломоносова до информационного общества XXI века // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. X меж-дунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: Си-бАК, 2012. Режим доступа: https://sibac.info/conf/ philolog/x/27577 (дата обращения: 27.11.19).

2 Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text16/069.htm#3_02 (дата обращения: 12.03.2020).

левидением. Сами же журналисты, руководители различных СМИ нередко спорят по поводу нравственных норм, которых должны придерживаться в своей деятельности люди их профессии, критически рассматривают «общественную журналистику» США, сомневаясь в необходимости журналиста участвовать в решении различных общественных и политических проблем, брать на себя функции пропагандиста и агитатора. Поэтому систематизация и обобщение сведений о нравственном поведении журналиста и требований к его профессиональной этике в высшей степени актуальны в настоящее время.

Ввиду важности темы при ее изучении использованы различные методы исследования. Основой методологии в данной статье является теория социальной ответственности У.Э. Хокинга, где на первом плане стоит профессиональная этика, поскольку положения данной теории были сформулированы на основе расследования возглавляемой президентом Чикагского университета Р.М. Хат-чинсом Комиссии по вопросам свободы печати, выявившей факты нарушения свободы печати в Америке и опубликовавшей в 1947 г. документ под названием «Свободная и ответственная печать. Общий доклад о массовой коммуникации: газеты, радио, кино, журналы и книги». Теория социальной ответственности получает свое дальнейшее развитие в книге «Четыре теории прессы» американских теоретиков и историков печати, профессоров Иллинойского университета Фреда С. Сибер-та и Теодора Питерсона, а также профессора Стэнфордского университета Уилбура Шрамма, где дан всесторонний анализ функционирования прессы в условиях социума. Теодор Питерсон в главе 3 под названием

«Теория социальной ответственности прессы» пишет: «Теория социальной ответственности исходит из следующей главной посылки: свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса, которая при нашей системе правления находится в привилегированном положении, обязана нести ответственность перед обществом, выполняя определенные важные функции массовой коммуникации в современном обществе»1. Эта теория в высшей степени созвучна с идеями функционирования шведской прессы на современном этапе, заключающимися в осознании необходимости значительной автономии средств массовой информации от их издателей и владельцев, в призыве самих СМИ, их владельцев и издателей учитывать в первую очередь не материальную выгоду, а общественные интересы, отказываясь от манипулирования обществом.

Однако если мы обратимся, например, к древнескандинавскому обществу, то увидим, что для изучения протожурналистики того времени, пожалуй, наиболее важна авторитарная концепция американских ученых, которая предполагает ответственность прежде всего перед главой государства, в данном случае перед конунгом и олицетворяемым им аналогом государства, а уж потом перед обществом, хотя и ответственность перед обществом в те далекие времена была достаточно высокой, особенно в смысле правдивости повествования и авторства произведений скальдов. В отношении Швеции, авторитарная концепция функционирования прессы наиболее применима к изучению печати времен королей Карла XII и Густава III. Однако свободолюбивые и правдивые шведы и тут сумели пробить брешь в монархическом единовластии, авторитарно требовавшем лишь полной ответственности перед королем. Так, например, в период правления Карла XII (1697-1718) они одну и ту же газету стали издавать по-разному: с приложением - для народа и без приложения - для короля, ведь ему ввиду недостатка времени из-за постоян-

1 Питерсон Т. Глава 3. Теория социальной ответственности прессы // Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Национальный институт прессы. Издательство «Вагриус», 1998. С. 8. Режим доступа: https://infopedia.su/11xd8a.html (дата обращения: 12.03.20).

ных зарубежных баталий была нужна краткая и сжатая информация. Тогда как народу более подробно сообщалось в приложении о реальных и отнюдь не радужных событиях с театра военных действий. О чем, король, постоянно пребывая вне своего отечества, естественно, не знал.

Либертарианская теория свободы печати наиболее помогает исследователю шведской прессы «Эры свобод» (1719-1772), для которой характерна свобода от правительственного и религиозного контроля, ведь именно в это время в Швеции был издан Закон о свободе печати. Помогает данная теория и исследованиям прессы предшествующего периода Великодержавия (1611-1718), когда в обществе вызревали либертарианские устремления и когда начался выпуск рассматриваемых нами почтовых газет. Эта свобода слова, вызревавшая в недрах абсолютной монархии Великодержавия, особенно явственно присутствует в информационном сообщении о пасторе, проигравшем собственную жену.

В наше время, когда существует множество книг, радио- и телепередач развлекательного плана, где речь не идет об общественном самосознании и гражданственности, ответственность средств массовой информации перед аудиторией - читателями, зрителями, слушателями - не менее важна, чем ответственность перед гражданами, перед государством, перед издателем и перед владельцем СМИ, а также перед профессией. Этот подход к критике прессы, выдвигаемый в наши дни, отметил президент факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурский .

Американские ученые У. Ростоу, Д. Белл и шведоязычный финский журналист, а в дальнейшем редактор шведского радио Э. Багерстам выдвигают концепцию «четвертой власти», рассматривая прессу как инструмент влияния общества на власть - законодательную, исполнительную и судебную. Хотя в Швеции прессу и СМИ в целом называют «третьей государственной властью» (в качестве первой и второй власти выступают парламент и правительство). Однако несмотря на то, что шведоязычный финн Эрик Багерстам, утверждает, что «серьезная жур-

2 См: Засурский Я.Н. Предисловие редактора // Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М., 1998. - С. 9-10.

налистика занимается вопросами власти и практики пользования ею»1, он все же не может не отметить, что власть эта является, скорее, властью «уравновешивающей и контро-

2 3

лирующей» . Тогда как Эрик Фихтелиус не употребляет по отношению к журналистике термина «власть», считая средства массовой информации с их контролирующей функцией общественным противовесом политическим, промышленным структурам и различным ор-

4

ганизациям .

Концепция, выделяющая коммуникативную функцию прессы, которой придерживаются американский психолог и социолог Э. Мэйо и Э. Фихтелиус, тоже имела большое значение для данного исследования.

В условиях современности шведские ученые и журналисты не солидарны с марксистскими взглядами на печать как на оружие классовой борьбы или как на коллективного пропагандиста, агитатора и организатора. Никакой классовой борьбы в Швеции в принципе быть не может, т. к. еще в XVIII в. во времена правления короля Густава Ш в государстве началось построение бесклассового общества, в наши дни ставшего реальностью. Вместо же функции прессы как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора шведские исследователи выдвигают функции коллективного информатора и коммуникатора.

Немаловажное значение имел для нашего исследования и метод историко-географический с присущим ему методологическим принципом историко-сравнительного анализа, при котором, например, нравственные и этические нормы журналистики изучаются в процессе их истории, а также контент-анализ.

Нравственные принципы и нормы

1 Цит. по: Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002. Режим доступа: http://evartist. narod.ru/text3/93.htm (дата обращения: 05.03.20).

2 Там же.

3 Эрик Фихтелиус - известный шведский журналист, репортер редакции новостей «Актуэльт» на первом канале шведского телевидения (SVT 1). Ранее был заведующим новостной редакции «Эхо» на шведском радио. Исполнял также обязанности временного профессора Института журналистики, СМИ и коммуникации в Стокгольмском университете.

4 См.: Фихтелиус Э. Десять заповедей журналисти-

ки. С. 21.

скандинавской протожурналистики

Что касается Швеции, то там, начиная с древности, когда фактически существовало единое сообщество скандинавов (государством его еще трудно было назвать), вопросы этики, долга и ответственности древних про-тожурналистов - скальдов - ставились не менее остро, чем сейчас5. Во-первых, скальды рассматривались не только как поэты, но и как репортеры древности. Поэтому они не могли не участвовать в войнах и битвах древних скандинавов. Ведь потом они обязаны были описать эти события в своих стихах. Описать как их участники, а не с чужих слов. Хотя скальды, как и сами конунги (выбранные народом короли-предводители воинства в древности), сражались не как все остальные участники битвы, а под прикрытием щитов других воинов. Ведь перед ними стояла двойная задача: участвовать в битве не только как воины, но и как репортеры, своего рода военные корреспонденты, которые обязаны были всё видеть, за всем следить и всё запоминать, чтобы потом обо всём рассказать.

Когда читаешь скальдическую поэзию, поражает краткость, даже можно сказать -бедность - содержания при одновременном богатстве изобразительных средств - кеннин-гов и хейти . Дело в том, что скальд-репортер обязан был всё описывать без прикрас и вымысла, не давая личной трактовки событий, как и репортер современности. Его отношение к описываемой битве, к мужеству конунга и героизму воинов выражалось лишь выбором образных средств и поэтическим жанром драпы, то есть хвалы, восхваления людей и событий.

С появлением письменности скальд-репортер получил право подписывать свои произведения. Это было первое своеобразное авторское право литератора и журналиста древности и средневековья. Но оно распространялось только на форму произведения, а

5 См.: Черникова К.Д. Скандинавские скальды - носители информации древности, поэты, воины. Бакалаврская ВКР. М., 2017.

6 Кеннинги - разновидности метафор в скальдиче-ской поэзии.

7 Хейти - стилистические элементы скальдической поэзии, представляющие собой описательные поэтические наименования людей, богов и различных предметов, например: «муж», «кесарь» - конунг, «вечное сияние», «лик» - солнце.

не на его содержание. Поскольку литературная форма каждого скальда была индивидуальна. По этой форме можно было вычислить его имя. Тогда как содержание события считалось всеобщим достоянием, и авторское право на него не распространялось. Было только то, что было. И то, что было, не зависело от скальда, от его желаний и предпочтений. Поэтому когда тот же скальд рассказывал о произошедшем событии более подробно в форме прозаической саги с ее простым и понятным языком, лишенным образных средств, он не имел права подписывать свое произведение. Ведь, как уже было сказано, на содержание описываемого события авторское право не распространялось.

Особенности этики почтовых газет XVII века

Почтовые газеты стали издаваться в Швеции с 1645 г., т.е. во время правления королевы Кристины (1632-1654), а именно в эпоху Великодержавия (1611-1718), когда Швеция превратилась фактически в большую империю, а в стране властвовал абсолютизм. Выходили почтовые газеты и в так называемую «Эру свобод» (1719-1772). Такие газеты были тесно связаны с приходом почты, когда столичная почтовая контора, а потом и другие конторы государства получали из-за рубежа газеты и письма с новостями. В почтовых конторах полученная информация отбиралась, сортировалась и выходила в свет на страницах почтовой газеты. В более поздние времена, когда почта стала приходить чаще, еженедельные газеты, тем не менее, остались, приобрели объем журналов и существуют поныне. Однако не совсем верно было бы утверждать, что газета во времена Велико-державия была полностью несвободна и писала только то, что было угодно королю. К тому же в период Великодержавия в Швеции сменилось 5 королей.

Более того, если мы сравним новостные газеты времен Великодержавия и «Эры свобод», то заметим, что в «Эру свобод» появилось большее количество периодических изданий, а тематика новостей расширилась. Но сами новости, как ни странно, и в период абсолютизма подавались читателю достаточно свободно, пожалуй, не менее свободно, чем в «Эру свобод», когда цензура была вообще упразднена. Проиллюстрируем это на приме-

ре трех новостей из почтовой газеты времен Карла XI (годы правления: 1660-1697).

В заметке из Почтовой газеты, датированной 1 декабря 1675 г., когда Дания объявила войну Швеции1 , говорится:

«... здесь имеется прибывший сегодня провиант для военных на границе: 100 бочек селедки и салаки, а в ближайшее время ожидается 2000 бочек зерна, здесь мы слава богу надеемся на лучшую закупку провизии, чем в Стокгольме, потому что мы здесь даём не более 14 далеров за одну бочку хорошего солода и ячменя, но сливочное масло, свиное сало и мясо здесь очень дорогие»2.

Тут всё написано просто, кратко и ясно. Придраться не к чему. Автор заметки указывает лишь количество провианта и его стоимость. Но простой народ Швеции, который во времена войн, да и в мирное время тоже, не ел вдоволь, а часто и голодал, наверняка приходил в ужас, подсчитав, какое количество провианта ушло на военных и какое количество денег потратилось только на прокорм пограничников. И всё это лишь на начальном этапе войны.

В новостных почтовых газетах, как и в скандинавских сагах, не указывали имен журналистов-репортеров, ведь они не создавали новости, они лишь передавали их. Они не придумывали события, они их описывали. Более того, как и современный журналист, репортер XVII в. не должен был демонстрировать свое отношение к происходящему. Он лишь передавал информацию:

«Ужасающее убийство произошло здесь 8 дней назад, одна из матерей безжа-

1 Начало шведско-датской войны шведские историки датируют по-разному: 1675-м или 1676-м годом. Дело в том, что Дания объявила войну Швеции в сентябре 1675 г. Но Швеция не торопилась начинать военные действия, тем более что в 1675 г. имела место коронация Карла XI. Однако к границам шведского государства стали стягиваться пограничные войска. В декабре 1675 г. Дания захватила город Висмар, который с 1648 г. входил в состав Шведской Померании, и уже с 1676 г. между Швецией и Данией началась полномасштабная война.

2 Почтовая газета, Швеция, 1 декабря 1675 г. / Перевод со шведского И.Я. Новицкой и А.Л. Ким. Цит. по: Ким А.Л. Развитие формы облегченного чтения (ЬаШ^) в медийной культуре Швеции. Магистер. дисс. М.: Факульт. журн., 2018. С. 82. (Здесь и далее перевод информационных заметок дается со всеми их орфографическими и стилистическими особенностями.)

лостно лишила жизни собственного ребенка почти 3-летнего возраста; она не только нанесла ему два ножевых ранения в шею, но и отрубила саму голову, мать взята под стражу и получит свое заслуженное наказание»1.

В этой небольшой информационной заметке, как и в других новостях почтовых газет, выходивших без подписей репортеров, отношение автора к происшествию выражается лишь опосредованно - словами «ужасающее убийство» и «заслуженное наказание». Но в таком случае это в порядке вещей. С автором полностью согласна вся читательская аудитория тех лет. Тогда как в некоторых информационных сообщениях ситуация настолько абсурдна, что нет никакой необходимости, даже опосредованно, показывать отношение репортера к происходящему, и ему не надо сдерживать свой пыл, чтобы не дать собственную оценку событию:

«В известном городе в Германии один пастор был настолько падок до игры, что разом проиграл, всё, чем владел, тогда он решил отыграться и поставил на кон собственную жену, но и её проиграл, о чем стало известно в городском магистрате, который снял со священника его сан, но зато позволил забрать себе проигранную жену»2.

Здесь необходимо отметить, что во времена Карла XI церковь Швеции занимала на редкость твердые позиции и пользовалась большой властью и влиянием на общество. Однако рассказ о недостойном поведении представителей духовенства, как в журналистских сводках, так и в антиклерикальных литературных произведениях, не вызывал в обществе протеста против обнародования подобных фактов. О неполадках в церковной среде принято было рассказывать, в том числе и с назидательной целью. Главными критериями тут были, как и в наше время, честность и объективность. И это в ту пору, когда в Швеции еще имели место судебные процессы над

1 Почтовая газета, Швеция, 9 июня 1686 г. / Пер. со шведск. И.Я. Новицкой и А. Л. Ким. Цит. по: Ким А.Л. Развитие формы облегченного чтения (ЬаШаЛ) в медийной культуре Швеции. Магистер. дисс. М.: Фа-культ. журн., 2018. С. 83.

2 Почтовая газета, Швеция, 1 декабря 1675 г. / Пер. со шведск. И.Я. Новицкой и А.Л. Ким. Цит. по: Ким А.Л. Развитие формы облегченного чтения

(ЬайШй) в медийной культуре Швеции Магистер. дисс. М.: Факульт. журн., 2018. С. 82.

ведьмами и колдунами, продолжавшиеся до1676 г. и нередко заканчивавшиеся смертной казнью обвиняемых в колдовстве.

Конечно, в данной заметке речь идет об иностранном пасторе. Да и сам рассказ достаточно забавный, никто никого не убил и не искалечил. Но все же нельзя не отметить, что свобода слова в почтовых газетах и во времена Великодержавия была немалая. В более позднее время о преступлениях в среде шведского духовенства писали уже совсем открыто и без опаски. Как, например, о происшествии с пастором Линдбэкком. Этот священнослужитель оказался злодеем, неоднократно подсыпавшим беднейшей пастве своего прихода яд в чашу для причастия, чтобы сократить расходы церкви на помощь бедным. В результате священноначалие и суд во всем разобрались. Пастора казнили. Оставшиеся в живых бедняки получили средства на свое содержание. А газеты откликнулись на это многочисленными статьями и информационными сообщениями. Даже писатели и художники, создатели лубка, не остались в стороне. Поэты писали стихи и баллады, посвященные ужасающему происшествию, а художники создавали «картины на подставке», выставлявшиеся в местах массового скопления народа - на ярмарках и народных гуляниях. В назидание всем.

Увлеченность современного репортера темой, правдивость и значимость новости для общества

В современной Швеции существует целая система этико-правовых норм и нравственных принципов поведения журналиста. Основные из них Эрик Фихтелиус называет не просто правилами, а «заповедями» журналиста. Попробуем их рассмотреть.

Основной этической нормой журналиста Эрик Фихтелиус считает увлеченность репортера темой. Истинный репортер не имеет права просто «выплюнуть» на свою аудиторию очередную новость. Он должен ею заинтересоваться, увлечься, стать «первооткрывателем новости»3. Открыв же новость, заинтересовавшись ею, он должен суметь столь же увлеченно рассказать о том, что узнал. Следовательно, он должен быть еще и хорошим рассказчиком, гореть желанием поде-

3 Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики / Пер. Вероники Менжун. Кальмар: Фойу (FOJO), 2003. С. 10.

литься новостью с другими людьми. «Речь, таким образом, идет не только об обязанности (выделено мною. - И. Н.) репортера информировать, но и о желании (выделено мною. - И. Н.) рассказать»1. А рассказывать необходимо интересно и нескучно. И, конечно же, правдиво, беспристрастно, без приукрашивания реальной действительности. Эти правдивость и беспристрастность репортера ведут, вероятно, свое начало от скальди-ческой поэзии и древней скандинавской саги. К тому же, новость должна быть важной «и иметь значимость для общественности»2. То есть основная задача репортера - «увидеть, услышать, ощутить и донести происходящее до своей аудитории»3. Именно в этом, как считает Эрик Фихтелиус, и «находится ключ к "хорошей журналистике" - той, которая не оставляет людей равнодушными и помогает лучше понять, что происходит в окружающем нас мире» .

Но какую новость можно считать важной, а какую - нет? Это сложный этический вопрос. Основной критерий значимости здесь, как было сказано, значимость новости для общественности. В составленном в 1968 г. документе «Принципы работы редакции новостей "Эхо" Шведского радио» говорится: «Мы передаем все, что является важным. То есть то, что может иметь значимость и последствия для многих. Информация, которую мы сообщаем, должна быть правдива и важна для об-щества»5.

Попробуем рассмотреть несколько шведских новостей по мере их значимости. Например, о чем сообщать в первую очередь: о дефиците шведского госбюджета или о несчастном случае с никому не известным господином Свенссоном? Разумеется, о дефиците госбюджета, т.к. эта новость важна для всей нации, поскольку сегодняшним шведам и их детям придется завтра и послезавтра выплачивать долги. Хотя о бюджетном дефиците говорить намного сложнее, ведь придется анализировать причину возникновения данного дефицита, пути его преодоления.

1 Там же.

2 Там же.

3 Там же. С. 9.

4 Там же.

5 Ekopolici. Цит. по кн. Фихтелиус, Э. Десять за-

поведей журналистики. С. 17.

А для этого уже нужна специальная подготовка. Гораздо легче рассказать о несчастном случае. И сделать это можно намного интереснее, чем рассказ о дефиците госбюджета. Поэтому у шведских журналистов существует еще одна этическая норма: не стремиться брать только легкие случаи, а пытаться легко, доходчиво, интересно и увлеченно рассказывать о сложных и трудных для понимания проблемах. Но вот если это был не просто несчастный случай, а убийство крупного государственного деятеля, каковыми являлись Улоф Пальме и Анна Линд6, то такая новость, вне всякого сомнения, попадет на первые страницы газет.

Может ли быть важной новостью рассказ о личной жизни артистов? Не настолько, как дефицит госбюджета, политическая или экономическая ситуация в стране или возведение моста через пролив Эресунн. Если это рассказ о количестве бойфрендов, употреблении наркотиков и других скандальных моментах из жизни малоизвестной певицы, то такая новость годится, скорее, для желтой прессы, а не для серьезного издания. Но если это рассказ о личной жизни группы «АББА», то такая новость, разумеется, значима не только для Швеции, но и для всего мира, поскольку результатом личной жизни талантливой четверки стало образование всемирно известного музыкального квартета, а последствием изменений в личной жизни его участников явился распад знаменитой группы.

Объективность журналиста

Увлеченность журналиста темой тесно связана с объективностью. Поэтому как бы репортер не был увлечен темой, он не имеет права давать свою трактовку событий. Он должен учитывать, что каждый человек имеет собственное мнение и «оценивает действи-

7

тельность по-своему» , он «должен стремиться к тому, чтобы передать информацию о событии или свое понимание происходящего максимально правдиво и корректно, не поддаваясь соблазну рассказать читателям, слушателям, зрителям о том, как и что должно

6 Анна Линд (1957-2003) - известный шведский политик, министр иностранных дел Швеции (1998-2003). Была тяжело ранена 10 сентября 2003 г., умерла от полученных ран 11 сентября 2003 г.

7 Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. С. 10.

было бы быть по его мнению»1.

Ракурс подачи материала

Еще одна этическая трудность в данном вопросе заключается в том, что репортер, оставаясь увлеченным и объективным, должен выбрать ракурс подачи своего материала. А для этого необходимо учитывать, что может быть множество точек зрения по данному вопросу. Например, репортер узнал потрясающую, на его взгляд, новость о том, что лето в нынешнем году будет на редкость солнечным и жарким, что в Швеции случается нечасто. Но если он передаст в репортаже свою точку зрения по поводу такого прогноза, то это может стать нарушением журналистской этики. Таким образом, недопустимо, например, сказать: «А теперь хочу порадовать наших читателей / телезрителей / радиослушателей тем, что в этом году, согласно метеопрогнозу, лето намечается на редкость солнечным и жарким». Безусловно, многих шведов, например, отпускников, представителей национальных турагенств, продавцов мороженого и прохладительных напитков подобная новость действительно порадует. Тогда как для фермерских хозяйств жаркое и засушливое лето может обернуться бедствием. Турагентства, предлагающие поездки в жаркие южные страны, тоже могут оказаться в накладе, поскольку основная часть населения Швеции, скорее всего, в эти страны не поедет, предпочитая наслаждаться жаркой погодой дома. Эрик Фихтелиус, к примеру, советует репортеру оставаться на нейтральной позиции метеорологов. Но можно, как нам кажется, передать данную новость с учетом разных точек зрения.

Функции СМИ и задачи журналиста в демократическом обществе

В 1975 г. шведский Риксдаг принял документ о роли и задачах СМИ своей страны в современном мире. В документе названы 4 важнейшие функции СМИ в демократическом обществе: информационная, комментирующая, контрольная и связующая. С ними тесно связаны задачи журналиста, которые он обязан выполнять.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О задаче журналиста информировать читателя мы уже говорили. А вот журналисту-комментатору следует учесть важный

1 Там же.

этический момент, что «комментарий - это не личное мнение журналиста, это попытка объяснить, почему то или иное событие произо-шло»2. Комментатор лишь анализирует события, «пытается проследить связь между отдельными явлениями, объясняет, что скрывается за тем или иным событием или решени-ем»3. Если же ему не удается «устоять перед соблазном предаться рассуждениям о том, как должно было бы быть, вместо того, чтобы анализировать, что в действительности произошло и почему»4, то он, по словам Эрика Фихтелиуса, «рискует заслонить от аудитории действительность»5.

С контрольной функцией средств массовой информации как существующего в обществе противовеса политическим, промышленным структурам и всевозможным организациям связана задача журналиста «разоблачать нарушения»6, различные злоупотребления, махинации и пренебрежительное отношение к закону и правопорядку. «Разоблачение злоупотреблений идет на пользу демократии. Это лишь усиливает ее позиции. Скандалы могут разрядить обстановку в обществе. Многие злоупотребления, махинации и нарушения предотвращаются боязнью чиновников или политиков попасть на страницы газет или телеэкраны» . Причем репортер не обязательно должен отрыть глубоко спрятанную правду, «раскрыть и вынести на свет то, что кто-то пытается утаить»8. Он может всего лишь сравнить громкие и пылкие слова, высокопарную риторику какого-либо общественного или политического деятеля, директора какого-либо предприятия или учебного заведения с истинным положением дел, а уж читатель, телезритель или радиослушатель сможет сам сделать выводы из всего сказанного.

Кстати, обличения беспорядков и злоупотреблений в прессе, на радио и телевидении тоже должны вскрываться. И вскрывать их могут сами же читатели, телезрители и радиослушатели. При этом газета, радиостанция

2 Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. С. 22.

3 Там же.

4 Там же. С. 23.

5 Там же.

6 Там же. С. 21.

7 Там же.

8 Там же.

или телеканал, как и в Америке в так называемой общественной журналистике (Public Journalism), ОБЯЗАНЫ предоставить им «арену для дискуссий и действий»1. Такая возможность, предоставляемая гражданам Швеции для собственного публичного выступления в СМИ с целью разоблачения самих же СМИ, является одним из рычагов демократии в этой стране, поскольку «независимый контроль работы различных институтов общества составляет основу демократии» . Более того, СМИ, в которых выступает с разоблачениями тот или иной гражданин, ОБЯЗАНЫ в случаях, когда это необходимо, сохранять его анонимность.

Сомнения шведских репортеров в общественной журналистике США

Разбирая общественную журналистику (Public Journalism) США, шведские репортеры сомневаются в этичности участия в ней профессиональных журналистов. Недаром она называется общественная журналистика. А значит, в ней должны участвовать разные члены данного общества, не являющиеся журналистами. И хотя американские журналисты, примыкающие к течению Public Journalism, ставят перед собой вроде бы правильную цель - «совместно с гражданами страны определить самые важные и насущные для общества вопросы, найти и предложить всевозможные способы выхода из выявленной ими проблемной ситуации»3, все же шведские журналисты считают подобные действия американских коллег нарушением журналистской этики и задаются вопросами о роли журналистов в обществе: «Насколько возможно и насколько желательно участие журналиста в решении какой бы то ни было проблемы? Где проходит та невидимая граница, которая отделяет роль репортера от роли докладчика, пропагандиста или политика? Какую ответственность берет на себя журналист, поменяв роль, и чьи интересы он тогда защищает?»4 Ведь журналист не должен ничего решать, он должен лишь, как сказано в принятом Риксдагом документе, осуществ-

1 Там же. С. 19.

2 Там же. С. 21.

3 См.: Rosen Jay, Meritt Davis. Public Journalism: Theory and Practice. Kettering Foundation, 1994.

4 Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики.

С. 19.

лять связующую функцию в обществе, «способствовать коммуникации внутри и между политическими, профсоюзными и общественными организациями в стране»5.

Планомерность работы журналиста и определение границ его деятельности

Планомерная работа по поиску новостей тоже является одной из этических заповедей журналиста, одним из нравственных принципов его поведения. Именно планомерная, неустанная, кропотливая работа.

Для ее проведения нужно прежде всего четко определить границы участка, который находится в сфере внимания того или иного журналиста. Во-первых, это географические границы, которые нередко очерчивает сама редакция. Какой географической территории касается собираемый журналистом материал? Что это - континент, страна, город, район? Географический принцип определения границ особенно важен для журналистов-международников, которые серьезнейшим образом эти границы оберегают. Для других журналистов, например, тех, которые работают в своей стране, такими границами являются темы их работы, их специализация, связанная с интересами людей данной профессии и с их знаниями. После чего журналист, а также редактор газеты, теле- или радиостанции должны найти возможные источники информации.

Работа с источниками информации Речь идет о значительном количестве всевозможных инстанций: органах управления, полицейских участках, судебно-правовых учреждениях, больницах, пожарных командах, школах и организациях дошкольного воспитания, органах по надзору, домах престарелых и т. д. Журналисты обязаны определить те контактные лица, которые

«есть на различных предприятиях, в органи-

6

зациях и ассоциациях» , узнать, с кем из чиновников можно наладить регулярные контакты в целях получения информации.

Принцип гласности был законодательно введен в Швеции еще в первом Законе о свободе слова и печати, принятом в 1766 г.7

5 Там же. С. 20.

6 Там же. С. 32.

7 См.: Новицкая И.Я. Первый государственный акт об отмене цензуры в Швеции, узаконенный 2 декабря 1766 года Его Королевского величества Милостивым

В современной конституции также гарантируется доступ СМИ и отдельных граждан страны к официальным документам и разного рода информации: «В целях поощрения свободного обмена мнениями и всеобщей информированности каждый шведский гражданин должен иметь право пользоваться официальными документами (в ред. Закона 1976:954»)1. Если они, конечно, находятся в свободном доступе и не расцениваются Законом о секретности как секретные. Находящиеся же в свободном доступе документы должны предоставляться немедленно, в крайнем случае «возможны задержки на один или несколько дней»2. Но хотя, по мнению Эрика Фихтелиуса, «традиции открытости достаточно сильны в шведском обществе»3, все же встречаются чиновники, которые начинают оттягивать выдачу нужного документа. В этом случае им гарантированы большие неприятности. «Канцлер юстиции, ведомство которого следит за соблюдением Закона о свободе печати и Закона о свободе слова, как правило, не щадит те учреждения, которые мешкают или тянут волынку при выдаче документов» .

Не меньшее значение, чем письменные источники, имеют источники устные. Как правило, речь идет о должностных лицах. Но это могут быть и частные граждане, которые бескорыстно готовы помогать прессе, особенно в тех случаях, когда в учреждениях, где они работают, имеют место различные нарушения, злоупотребления и прочие негативные события. В таких случаях работники учреждений без колебаний используют «свое конституционное право о свободе передачи информации и гарантии анонимности источни-

ка»5.

Постановлением Относительно Свободы выхода в свет Рукописных и Печатных изданий: исторические предпосылки. М.: Факульт. журн., 2013.

1 Акт о свободе печати. Глава 2. О публичном характере официальных документов. § 1 / Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. Режим доступа: http://www.sweden4rus.nu/rus/info/ jшidisk/konstitucija_shvecii.asp#sub_para_N_10102 (дата обращения: 07.12.19).

2 Фихтелиус, Э. Десять заповедей журналистики. С. 33.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же. С. 34.

Собственно говоря, Закон о свободе слова составляет часть Конституции, в которую он входит под официальным названием «Основной закон о свободе высказываний»6. В нем записано:

«Каждый шведский гражданин обладает правом предоставлять писателям или другим создателям произведений, а также издателям, редакциям, информационным бюро и предприятиям, осуществляющим запись с помощью технических средств, сведения на любую тему для того, чтобы обеспечить гласность в радиопрограммах, фильмах и записях. Он также имеет право добывать данные на любую тему для предоставления таких сведений или предания им гласности. В отношении этих прав не могут вводиться никакие ограничения, кроме тех, которые вытекают из настоящего Основного закона (в ред. Закона 1998:1439)»7

Права шведских граждан в области свободы слова налагают серьезные обязанности на журналиста по отношению к своим источникам информации. Этика журналиста предписывает ему строго соблюдать свою договоренность с источником, защищая его анонимность, не печатая то, что предназначено «не для печати» (off the record) и дается журналисту в качестве разъяснения определенной ситуации. Однако чтобы не возникло путаницы, например, при записи интервью, репортер и источник должны заранее обсудить условия разговора: что дается «для печати» (on the record), что «не для печати» (off the record), каким образом следует представить данный источник в публикации в случае отсутствия требования анонимности. «Это своего рода неписаный договор, который обязывает журналиста следовать поставленным условиям» .

И, конечно же, этика журналиста предписывает ему не раскрывать свои источники,

6 Такими же частями Конституции (Формы правления) являются упоминавшийся здесь «Акт о свободе печати» и неупоминавшийся «Акт о престолонаследо-вании».

7 Основной закон о свободе высказываний. Глава 1, § 2 / Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. Режим доступа: http://www.sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/konstitucija_sh vecii.asp#sub_para_N_10102 (дата обращения: 07.12.19).

8 Фихтелиус, Э. Десять заповедей журналистики. С. 39.

тщательно оберегать их и не считать себя постоянно пребывающим на службе, чтобы не поддаться искушению обнародовать информацию, случайно услышанную им, например, за столом на празднике, в гостях, и не подвести, таким образом, человека, который эту информацию озвучил в приватной дружеской беседе и не имел ни малейшего намерения способствовать ее публикации.

Заключение

В заключение хочется сказать, что мы разобрали здесь лишь часть этико-правовых норм и нравственных принципов поведения шведского журналиста. В целях научного разбора шведской журналистики в аспекте деонтологии мы рассмотрели этико-правовые нормы скандинавских протожур-налистов - скальдов - и пришли к выводу, что для них была в высшей степени актуальна норма современных журналистов не навязывать обществу своего мнения, писать правдиво только о том, что случилось в реальной действительности, украшая образными средствами лишь стиль повествования, но не его содержание. А вернее даже, что именно от скальдов заимствовала эту норму современная журналистика. По всей вероятности, с древних времен ведет свое начало и другая норма - не подписывать информационные заметки именами журналистов, их создающих, поскольку, как считалось в древности, на объективное содержание события, произошедшего в реальной действительности, авторское право не распространяется. Того же правила придерживались и почтовые газеты XVII в., печатавшие, как и в настоящее время, краткие, анонимные информационные сообщения.

Мы также пришли к выводу, что эти-ко-правовые нормы по-настоящему важны для журналиста нашего времени, что это, скорее, даже не нормы, а заповеди современной шведской журналистики - писать правдиво, увлеченно, не навязывая общественности своего мнения, уметь работать планомерно и распознавать темы важные и актуальные для всего общества, быть комментатором и обозревателем для современного читателя / зрителя / слушателя, а не законодателем, не политиком и не общественным деятелем, находящим выходы из сложной ситуации, к чему стремится «об-

щественная журналистика» США, с которой не согласны журналисты Швеции.

Это, конечно же, не все нормы и заповеди современной шведской журналистики. Возможно, какие-то из них изживут себя со временем, какие-то новые появятся. Но важным моментом здесь является то, что журналистская этика тем выше, чем больше у журналиста свободы, ведь этика связана с ответственностью журналиста перед обществом. «Именно неразрывно связанные свобода и ответственность определяют медиа-политику шведского государства на протяжении вот уже 250 лет»1. И как справедливо отметил неизвестный автор статьи «Журналистская деонтология. Виды и нормы ответственности автора медиатекста», в качестве источника ссылающийся на книгу Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики»: «Чем большей свободой действий (социально-творческой, юридической, экономической) располагает журналистика, редакционные коллективы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за характер и последствия использования свободы»2.

1 Вартанова Е.Л. Свобода слова в Швеции: 9 вещей, которые нужно знать. Режим доступа: https://ru.sweden.se/ljudi/svoboda-slova-v-shvetii-9-veshej-kotorye-nuzhno-znat/ (дата обращения: 08.12.19).

2 Журналистская деонтология. Виды и нормы ответственности автора медиатекста. С. 20. Режим доступа: https://studopedia.ru/15_125662_metodi-raboti-zhurnalista-s-istochnikami-informatsii.html (дата обращения: 07.12.19).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акт о свободе печати. Глава 2. О публичном характере официальных документов. § 1 / Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. // Конституции государств Европы. - М.: НОРМА, 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/konstitucija_shvecii.asp#sub_para_N_10102 (дата обращения: 07.12.19).

2. Вартанова, Е.Л. Свобода слова в Швеции: 9 вещей, которые нужно знать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.sweden.se/ljudi/svoboda-slova-v-shvecii-9-veshej-kotorye-nuzhno-znat/ (дата обращения: 08.12.19).

3. Винская, Л.А. Деонтология журналистики: от Ломоносова до информационного общества XXI века // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/conf/philolog/x/27577 (дата обращения: 27.11.19).

4. Гуревич, А.Я. Норвежское общество в ранее средневековье. - М.: Наука, 1977 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ulfdalir.narod.ru/literature/ Gurevich_A_Society.htm (дата обращения: 05.03.19).

5. Журналистская деонтология. Виды и нормы ответственности автора медиатекста. -С. 20 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.ru/15_125662_metodi-raboti-zhurnalista-s-istochnikami-informatsii.html (дата обращения: 07.12.19).

6. Засурский, Я.Н. Предисловие редактора // Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М., 1998. - С. 9-10.

7. Ким, А.Л. Развитие формы облегченного чтения (Lättläst) в медийной культуре Швеции: магистер. дис. - М.: Факульт. журн., 2018.

8. Князев, А.А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002. -С. 164 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text16/069.htm#з_02 (дата обращения: 12.03.2020).

9. Михайлов, С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. -СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/93.htm (дата обращения: 05.03.20).

10. Новицкая, И.Я. Народная словесность Швеции. - М.: Факульт. журн. МГУ, 2008. -

145 с.

11. Новицкая, И.Я. Первый государственный акт об отмене цензуры в Швеции, узаконенный 2 декабря 1766 года Его Королевского величества Милостивым Постановлением Относительно Свободы выхода в свет Рукописных и Печатных изданий: Исторические предпосылки. - М.: Факульт. журн., 2013. - 206 с.

12. Основной закон о свободе высказываний. Глава 1, § 2 / Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. // Конституции государств Европы. - М.: НОРМА, 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/ konstitucija_shvecii.asp#sub_para_N_10102 (дата обращения: 07.12.19).

13. Петров, С.В., Стеблин-Каменский, М.И. Поэзия скальдов / Изд-е АН СССР / Стихи скальдов в пер. С.В. Петрова. - Ленинград: Наука, Ленингр. отд., 1979. - 183 с.

14. Сиберт, Ф.С., Шраммю, У., Питерсон, Т. Четыре теории прессы. - М., 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.su/15_63772_predmetnoe-pole-sotsiologii.html (дата обращения: 07.12.19).

15. Стеблин-Каменский, М.И. Древнескандинавская литература. - М., 1979 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/steblin-drevneskandinavskaya-literatura/eddicheskaya-poeziya.htm (дата обращения: 09.03.2017).

16. Стрингольм, А.М. Государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов: Изящные искусства и науки, прочие знания, руны, религиозные верования на Севере // Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских. - M., 1860. Кн. 2. Отд. 4.

17. Фихтелиус, Э. Десять заповедей журналистики / пер. Вероники Менжун. - Кальмар:

Фойу (FOJO), 2003. - 155 с.

18. Черникова, К.Д. Скандинавские скальды - носители информации древности, поэты, воины: бакалаврская ВКР. - М., 2017.

19. Constitution of Sweden (Kingdom of Sweden) of 27 February 1974 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.sweden.se/ljudi/svoboda-slova-v-shvecii-9-veshej-kotorye-nuzhno-znat/ (дата обращения: 08.12.19).

20. Holmberg, C.-G. Nastan bara posttidningar (tiden fore 1732) // Den svenska pressens historia / Under red. av Karl Erik Gustafsson och Per Rydén. Stockholm: Ekerlids forlag, 2000. V.I. -S. 48.

21. Holmberg, C.-G. Pressen - fakta och funktioner / Holmberg, C.-G. Nastan bara posttidningar (tiden fore 1732) // Den svenska pressens historia / Under red. av Karl Erik Gustafsson och Per Rydén. - Stockholm: Ekerlids forlag, 2000. V. I. - S. 79-80.

22. Rosen, Jay, Meritt, Davis. Public Journalism: Theory and Practice. Kettering Foundation,

1994.

23. Schudson, M. The Power of News. Harvard University Press, 1993.

24. Stephens, M. A History of News. Harcourt Brace Collage, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.