УДК 336
Деофшоризация экономики Российской Федерации и пути решения проблемы
Д-р. экон. наук Эмиров Н.Д. emir288@front.ru Примак Т.А. emir288@front.ru
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Российской таможенной академии 192241, Россия, Санкт-Петербург, Софийская ул, 52/Лит. А
Целью исследования данной работы является проблемы российской экономики, связанные с вывозом капитала за пределы России. Основная проблема —это снижение налогооблагаемой базы, и как следствие недополучение государственным бюджетом денежных средств, которые можно было бы направить на решение в первую очередь социальных проблем. При выводе капитала через офшорные схемы, в том числе и через так называемые «серые» схемы федеральный бюджет России недополучает существенный объем налоговых отчислений, а предприятия России денежные средства для инвестирования в собственный капитал. Бороться с офшорами невозможно т. к. они действуют в рамках правового поля и их деятельность признана практически всеми странами мира. Нельзя офшорам запретить привлечение зарубежного капитала и изменение их налоговой политики суверенного государства. Однако для обеспечения безопасности национальных экономик стран мира нужно усилить прозрачность стран-офшоров, что даст возможность сократить хотя бы если не чистые инвестиции, то капиталы, выведенные из других стран нелегально. Для этого следует наладить международное сотрудничество и обеспечить контроль в области финансов со стороны международных и государственных организаций. Определение причины ухода бизнеса в офшоры, может помочь наладить налогово-правовую систему и стимулировать процессы возвращения бизнеса в национальную экономику, повышая тем самым ее безопасность. Авторы предлагают приоритетным направлением таможенных органов при осуществлении валютного контроля сделать превентивное противодействие схемам незаконного вывода капитала за рубеж, основанного на развитие механизмов системы управления рисками при исполнении контрольно-надзорной функции ФТС.
Ключевые слова: офшоры, национальная экономика, прямые иностранные инвестиции, деофшоризация, внешнеэкономическая деятельность, государственный контроль, валютный контроль.
DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-4-136-141
Deoffshorization of the economy of the Russian Federation and ways to solve the problem
D.Sc. Emirov N.D. emir288@front.ru Primack T.A. emir288@front.ru St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the state Treasury higher education institution of the Russian customs Academy 192241, Russia, St. Petersburg, Sofiyskaya str., 52 /Lit. А
The purpose of this study is the problems of the Russian economy associated with the export of capital outside Russia. The main problem is the reduction of the tax base, and as a consequence, the state budget does not receive enough money that could be used to solve social problems in the first place. When withdrawing capital through offshore schemes, including through the so-called "gray" schemes, the Federal budget of Russia does not receive a significant amount of tax deductions, and Russian enterprises receive
money to invest in their own capital. It is impossible to fight against Offshores because they operate within the legal framework and their activities are recognized by almost all countries of the world. It is impossible to prohibit offshore companies from attracting foreign capital and changing their tax policy of a sovereign state. However, to ensure the security of the national economies of the world, it is necessary to strengthen the transparency of offshore countries, which will make it possible to reduce at least if not net investment, then capital withdrawn from other countries illegally. To this end, international cooperation and financial oversight by international and state organizations should be established. Determining the reason for the departure of business offshore, can help to establish the tax and legal system and stimulate the return of business to the national economy, thereby increasing its security. The authors propose a priority for customs authorities in implementing currency control to make a pre-emptive counter-schemes, illegal withdrawal of capital abroad based on the development of mechanisms of risk management in the performance of control and Supervisory functions of the FCS.
Keywords: offshore, national economy, foreign direct investment, deoffshorization, foreign economic activity, state control, currency control.
Введение
В настоящие время тема вывоза капитала из России является актуальной, так как деятельность российских предпринимателей в офшорных зонах негативно влияет на экономику страну, недополучающую налоги. Наиболее благоприятные условия для российских компаний и предпринимателей, с точки зрения налогообложения предоставляют офшоры, которые в свою очередь стимулируют отток капитала из национальной экономики. Офшор - это страна или часть государства с особыми условиями введения бизнеса для нерезидентов. Главная причина существования офшорных зон заключается в стремлении снизить налоговые обязательства в стране деятельности бизнеса путем переноса регистрации компании на территорию зон с более льготным налоговым режимом, где также предоставляется режим конфиденциальности бенефициара компании. Бизнес в любой стране всегда стремится к оптимизации финансовых потерь и снижения налогового бремени, российский бизнес в данном случае не является исключением. От успешного решения данной проблемы во многом зависит национальная экономическая безопасность страны.
Статистический обзор
Не существует точной цифры количества офшорных зон, но по большей части это небольшие страны третьего мира, а также островные государства, где сектор офшорных услуг является одним из основных источников дохода. Регистрируя бизнес в такой зоне, бенефициант ежегодно обязуется выплачивать фиксированный сбор, тем самым пополняя бюджет страны. Вместе с тем, офшорные зоны популярны для бизнеса за счет очень низких или даже нулевых налогов, однако лишь при условии деятельности компании за пределами территории регистрации. Так, например, фирмы, зарегистрированные на территории Кипра, облагаются налогом на прибыль в 12,5%, что являются самой низкой ставкой налога в Европе. Однако, налоговое законодательство Кипра основывается на резидентности, то есть нерезиденты страны освобождаются от налога на прибыль при условии ведения бизнеса за пределами офшорной зоны. На Британских Виргинских островах отсутствует налог на прибыль компании и налог на доходы физических лиц, нет НДС и налога с продаж. Поэтому, данная офшорная зона пользуется популярностью во всем мире. В Гонконге компании освобождены от уплаты пошлин при ввозе и вывозе товара, и по всем зарубежным сделкам налог составляет 0%. Великобритания хоть и не является офшорной зоной, но использование Limited Liability Partnership (Партнерство с Ограниченной Ответственностью) позволяет избежать налогов на прибыль при условии, если бизнес ведет свою деятельность за пределами Англии и партнерами являются другие офшорные компании.
Несмотря на вышеперечисленные преимущества офшорных зон для бизнеса, главный недостаток для любой национальной экономики заключается в накоплении больших объемов капитала, вне страны реализации деятельности предприятий. Согласно исследованию американских аналитиков National Bureau of Economic Research (Национального бюро экономических исследований), около 10% мирового ВВП, произведенного за год, хранится в офшорных зонах. Следовательно, россияне держат более половины активов вне страны. Согласно оценки Центрального Банка, чистый отток капитала из России в 2018 году составил 67,5 млрд долларов США, в 2017 году - 31,3 млрд долларов США, в 2016 году - 19,8 млрд долларов США. Чистый отток капитала за 6 месяцев 2019 года уже составил 27,3 млрд долларов США, превысив почти в 2,5 раза показатель за аналогичный период прошлого года [1]. Наряду с этим наблюдается снижение притока иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию (см. рис. 1). По данным ЦБ в 2018 году приток ПИИ составил 8,8 млрд. долларов США - это более чем в три раза меньше, чем годом ранее - 28,6 млрд. долларов США. Это одно из самых минимальных значений
притока инвестиций в Россию за последние 10 лет, что свидетельствует о существенном изменение в структуре ПИИ.
86,5
57,1
Из России за границу
2013 2014 69,2
В Россию из-за границы
Рис. 1. Прямые инвестиции России, млрд. долларов США [2]
Центральный Банк РФ полагает, что доля вложений в долговые инструменты значительно сократилась. К тому же доля участия в капитале понизилась, тогда как доля реинвестированных доходов осталась на уровне предыдущих лет. По словам ЦБ РФ, такая тенденция может служить подтверждением тому, что все меньше выведенных в офшоры средств возвращается в страну [3]. При большом оттоке капитала за границу ранее наблюдался сопоставимый приток в РФ, благодаря сделкам через офшоры, сейчас наблюдается ослабление притока ПИИ из офшорных зон. В 2018 году чистые прямые иностранные инвестиции в Россию из Кипра были отрицательными (-10,1 млрд. долларов США). С 2014 по 2016 года и в 2018 год наблюдался отрицательный показатель по ПИИ из Люксембурга, который является выгодной юрисдикцией для учреждения холдингов для крупных предприятий. Виргинские острова, Сейшелы и Сингапур также имеют отрицательные показатели, что можно увидеть в табл.1, где приведена статистика по притоку прямых иностранных инвестиций из офшорных зон, наиболее востребованных российскими предприятиями, за последние 8 лет по данным Центрального Банка Российской Федерации.
Таблица 1
Прямые инвестиции в Российскую Федерацию из офшорных зон, млрд долларов США [4]
Страна Год
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Кипр 12999 1985 8266 3158 -7096 -564 8674 -10 108
Великобритания 2007 46 18927 120 1112 422 2076 2522
Швейцария 741 401 1086 2472 203 1010 1511 1690
Люксембург 4106 10814 11638 -693 -5770 -281 3378 -506
Виргинские острова 7225 2474 9379 3123 2374 -798 -827 1223
Багамы 1829 2111 2791 3638 5108 1421 6211 1009
Сейшелы 127 423 -31 -20 -63 1 -5 -36
Гонконг 94 65 45 165 136 13 573 135
Сингапур 51 577 -502 162 185 15122 2703 1587
32,5 8,8
22 6,9 28,6
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Основная часть
Ранее благодаря сделкам с офшорами притоки и оттоки прямых иностранных инвестиций синхронно взаимодействовали в РФ. После 2012 года данная взаимосвязь ослабла и наблюдается достаточно высокий уровень инвестирования российских компаний в офшоры. Теперь же прослеживается тенденция к сокращающемуся притоку ПИИ в РФ, и возвращение ранее вложенного капитала национального бизнеса из офшорных зон.
Вместе с тем, зарубежные инвестиции остаются одной из наиболее развитых схем в офшорах. Для получения высокого дохода от вложения средств, иностранный капитал проводится через офшор. На территории резидента появляется дочерняя компания офшорной, которая работает и получает доход. Прибыль поступает в офшор, и налоги оплачиваются там же во избежание двойного налогообложения. Помимо данной схемы работы офшорных зон также выделяют следующие:
- Трансфертное ценообразование. Это торговая схема, в которой офшор выступает в качестве посредника между поставщиком товара и действительным покупателем. При экспорте в офшор продается товар с минимальной стоимостью, а уже в этой специальной зоне перепродается настоящему покупателю по реальной цене;
- Схема агентства. В офшоре регистрируется компания, которая официально нанимает фирму (агента) в стране с менее благоприятными налоговыми условиями. Налоги платятся только за услуги агента, 1-2% стоимости товаров или услуг. Например, организовывается офшорная компания, которая выступает подрядчиком. Она нанимает строительную фирму для проведения работ в стране, где проводится строительство. Через офшор проводятся все средства за оплату услуг и покупку материалов;
- Производство. Компания в офшоре платит за сырье и услуги по производству определенной продукции. Через наемного агента продается конечный продукт. Агенту выплачивается вознаграждение за посреднические услуги, а все основные средства идут в офшор;
- Перевозки. Транспортные компании избегают высокого налогообложения, когда предоставляют свои услуги как агенты офшорных компаний;
- Роялти. Бизнес в офшоре создает товарный знак, но регистрирует его в стране, где на самом деле происходит деятельность. В случае, если страна регистрации является участницей Парижских конвенций, то авторское право на изобретение, товарный знак и т.п. действует в любой стране международного соглашения. Позже продается лицензия на использование знака компании-резиденту страны, который далее передает лицензионное право на товарный знак российской компании с условием выплаты роялти. Например, российская компания выплачивает роялти компании-резиденту на основании договора об избежание двойного налогообложения. Из перечисленных сумм компания-резидент получает агентское вознаграждение, а основную сумму, 95-98%, перечисляет на счета офшорной компании.
Вследствие проведения офшорных схем, в том числе и так называемых «серых» схем государственный бюджет России недополучает существенный объем налоговых отчислений. Реализацией мер, направленных на экономическую безопасность страны и сокращение масштабов утечки капитала, является осуществляемой таможенными органами России, валютный контроль, посредством проведения и организации проверок, соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства. По этой причине Российская Федерация стремится оптимизировать налоговую юрисдикцию и законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности.
Борьба с офшорами в России происходит на законодательном уровне. Проведение политики деофшоризации и поправки в Налоговом кодексе направлены на контроль и регулирование деятельности офшорных компаний. Под деофшоризацией можно понимать борьбу с офшорами, снижение или предотвращение вовлеченности в офшоры резидентов РФ, а также контроль над операциями в офшорных зонах.
При этом таможенное ведомство сообщило, что «объем капитала, вывозимого из страны с использованием криминальных схем, неуклонно увеличивается. Злоумышленники разрабатывают все новые алгоритмы вывода денежных средств за рубеж. Проблема носит комплексный характер и является одной из наиболее острых в борьбе с нарушениями валютного законодательства» [5].
Президент РФ еще 7 мая 2012 года издал Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», предусматривающий разработку Законопроекта, направленного на деофшоризацию национальной экономики [6]. Также Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года №208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» [7] были обозначены основными задачи по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики [7]. Одной из задач является повышение привлекательности юрисдикции России для осуществления предпринимательской деятельности.
Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (ред. от 12.11.2018) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых
иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» обязует физическое или юридическое лицо уведомлять налоговые службы об участии в зарубежных фирмах, а полученная в офшорных зонах прибыль резидентами РФ должна облагаться налогами.
Предусматривается обязательный контроль всех внешнеэкономических сделок с офшорными компаниями на сумму более 60 млн рублей в год [8].
В Уголовном кодексе РФ существует Статья 173.1, предусматривающая санкции за незаконное создание фирм через подставных лиц - штраф в размере от 100000 до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Статья 173.2 устанавливает ответственность за незаконное использование документа, удостоверяющего личность, для образования подставной фирмы или иного юридического лица [9]. Особую сложность выявления и пресечения данных нарушений представляет то, что наиболее крупные нарушения законодательства выявляются у юридических лиц, которые прекратили свою предпринимательскую деятельность на момент проведения проверочных мероприятий, так называемых фирм-однодневок. Это затрудняет процесс взыскания административных штрафов и привлечение виновных к уголовной ответственности по данным нарушениям и приводит к росту дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом.
Несмотря на принятые необходимые законодательные меры по деофшоризации с 2012 года лишь единичные компании вернулись под российскую юрисдикцию. 19 декабря 2014 года компания «USM Holdings Ltd» завершила процедуру перевода контрольных пакетов акций «Металлоинвеста» и «Мегафона» в зарегистрированные на территории России компании [10]. 9 июля 2019 года российская компания по производству алюминия и электроэнергии «En+Group» перерегистрировалась из штата Джерси на территорию России, это является одним из пунктов плана вывода бизнеса компании из списка санкций США [11].
Возможно, необходимо в большей степени регулирование офшорных зон со стороны международных организаций, таких как FATF (Financial Action Task Force) и ОЭСР. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), занимается противодействием отмыванию криминальных доходов и финансирования терроризма. Также FATF даёт рекомендации, которые сводятся к ужесточению идентификации владельцев офшорных компаний, например, в виде запрета выпуска акций на предъявителя, обязательного раскрытия информации о владельцах. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) занимается вопросами экономического сотрудничества, подготовила многостороннее соглашение по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Страна-участник после подписания вправе ужесточить действующие соглашения об избежании двойного налогообложения. Однако ОЭСР и ФАТФ не имеют полномочий на наложение санкций по отношению к офшорам, лишь государства-члены данных организаций имеют на это полномочия. В 2016 году Россий подписала Соглашение о внедрении единого стандарта международного обмена налоговой информации, разработанное ОЭСР. По этой причине, налоговые органы должны получать доступ к информации о зарубежных счетах резидентов РФ [12].
Заключение
Бороться с офшорами невозможно, так как сами по себе такие зоны легальны и признаются во всем мире. Нельзя запретить им привлечение иностранного капитала и изменение налоговой политики. Однако, для обеспечения безопасности национальных экономик стран мира необходимо в первую очередь усилить прозрачность офшоров, что даст возможность сократить «отмывание» денег, контролировать уклонение от налогов, а также позволит выявить реальных бенефициаров компаний. Для этого следует наладить международное сотрудничество и обеспечить контроль в области финансов со стороны международных и государственных организаций. Определение причины ухода бизнеса в офшоры, может помочь наладить налогово-правовую систему и стимулировать процессы возвращения бизнеса в национальную экономику, повышая тем самым ее безопасность. Авторы предлагают приоритетным направлением таможенных органов при осуществлении валютного контроля сделать превентивное противодействие схемам незаконного вывода капитала за рубеж, основанного на развитие механизмов системы управления рисками при исполнении контрольно-надзорной функции ФТС.
Литература
1. Taxation in Cyprus [Электронный ресурс] // Cyprus profile. URL: https://www.cyprusprofile.com/en/doing-business/taxation/ (дата обращения: 29.10.2019).
2. Exporting to Hong Kong [Электронный ресурс] // Hong Kong Economic and Trade Office, London. URL: https://www.hketolondon.gov.hk/invest/expo.htm (дата обращения: 29.10.2019).
3. Оценка ключевых агрегатов платежного баланса Российской Федерации [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации: сайт. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/bop-eval/ (дата обращения: 29.10.2019).
4. О чем говорят тренды, Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования, 2019. [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19700/bulletin_19-03.pdf (дата обращения: 29.10.2019).
5. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию, Операции по географическим и экономическим зонам [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации: сайт. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_ itm/svs/ (дата обращения: 29.10.2019).
6. Грундел Л.П. Регулирование трансфертных цен как эффективный инструмент налогового контроля. // Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014. С.156-160.
7. Смирнов В. Капитал все-таки уходит. // Таможенные новости. №3 (232), 2018. - С. 5.
8. Старостина М.И. Оффшорный бизнес в современном мире.// Российский внешнеэкономический вестник. №6, 2014. С.65-79.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 16.10.2019).
10. Баландин А.А., Баландина И.В. Процесс деофшоризации в Российской Федерации. // Международный научный журнал «Инновационная наука. №5, 2016. С.22-25.
11. Совет директоров En+ подтвердил решение перерегистровать компанию в РФ [Электронный ресурс] // tass.ru: сайт. URL: https://tass.ru/ekonomika/6096175 (дата обращения: 29.10.2019).
12. Who Owns the Wealth in Tax Havens? Macro Evidence and Implications for Global Inequality [Электронный ресурс] // National Bureau of Economic Research. URL: https://www.nber.org/papers/w23805 (дата обращения: 29.10.2019).
13. Жанасов Т.Б. Деофшоризация в России: пути решения и перспективы // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том8. № 3 А. С.321-329.
Reference
1. Taxation in Cyprus [Elektronnyi resurs] // Cyprus profile. URL: https://www.cyprusprofile.com/en/doing-business/taxation/ (data obrashcheniya: 29.10.2019).
2. Exporting to Hong Kong [Elektronnyi resurs] // Hong Kong Economic and Trade Office, London. URL: https://www.hketolondon.gov.hk/invest/expo.htm (data obrashcheniya: 29.10.2019).
3. Otsenka klyuchevykh agregatov platezhnogo balansa Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] // Tsentral'nyi Bank Rossiiskoi Federatsii: sait. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/bop-eval/ (data obrashcheniya: 29.10.2019).
4. O chem govoryat trendy, Byulleten' Departamenta issledovanii i prognozirovaniya, 2019. [Elektronnyi resurs] // Bank Rossii. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19700/bulletin_19-03.pdf (data obrashcheniya: 29.10.2019).
5. Pryamye investitsii v Rossiiskuyu Federatsiyu, Operatsii po geograficheskim i ekonomicheskim zonam [Elektronnyi resurs] // Tsentral'nyi Bank Rossiiskoi Federatsii: sait. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_ itm/svs/ (data obrashcheniya: 29.10.2019).
6. Grundel L.P. Regulirovanie transfertnykh tsen kak effektivnyi instrument nalogovogo kontrolya. // Problemy sovremennoi ekonomiki, N 4 (52), 2014. S.156-160.
7. Smirnov V. Kapital vse-taki ukhodit. // Tamozhennye novosti. №3 (232), 2018. - S. 5.
8. Starostina M.I. Offshornyi biznes v sovremennom mire.// Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik. №6, 2014. S.65-79.
9. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 16.10.2019).
10. Balandin A.A., Balandina I.V. Protsess deofshorizatsii v Rossiiskoi Federatsii. // Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Innovatsionnaya nauka. №5, 2016. S.22-25.
11. Sovet direktorov En+ podtverdil reshenie pereregistrovat' kompaniyu v RF [Elektronnyi resurs] // tass.ru: sait. URL: https://tass.ru/ekonomika/6096175 (data obrashcheniya: 29.10.2019).
12. Who Owns the Wealth in Tax Havens? Macro Evidence and Implications for Global Inequality [Elektronnyi resurs] // National Bureau of Economic Research. URL: https://www.nber.org/papers/w23805 (data obrashcheniya: 29.10.2019).
13. Zhanasov T.B. Deofshorizatsiya v Rossii: puti resheniya i perspektivy // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2018. Tom8. № 3 A. S.321-329.
Статья поступила в редакцию 21.09.2019 г.