Научная статья на тему '«Деникинский» Церковный собор в наработке новейшей российской археографии'

«Деникинский» Церковный собор в наработке новейшей российской археографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / СТАВРОПОЛЬЕ / ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР / ЦЕРКОВНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ / ДУХОВЕНСТВО / ЕПИСКОПАТ / SOURCES / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ORTHODOXY / STAVROPOL TERRITORY / CHURCH COUNCIL / CHURCH GOVERNMENT / CIVIL WAR / RELIGIOUS LIFE / CLERGY / EPISCOPATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калиновский Владимир Витальевич, Петров Иван Васильевич, Пученков Александр Сергеевич

Авторами проделан подробный анализ сборника документов, освещающего работу Юго-Восточного собора 1919 г., составителем которого является специалист по истории Русской Православной Церкви в 1920-1930-е гг. Ю. А. Бирюкова. Особое место в статье уделено источникам и историографии проблемы, а также достоинствам и недостаткам, которые содержит издание (в первую очередь в контексте существенного ограничения автором собственных выводов и отсутствия концепции истории развития приходской жизни России в годы Гражданской войны).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Калиновский Владимир Витальевич, Петров Иван Васильевич, Пученков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Denikin's» Church Council in works on latest Russian archeography

The authors performed the detailed analysis of collection of documents covering the work of the Southeast Cathedral in 1919 compiled by a specialist in the history of the Russian Orthodox Church in the 1920s and 1930s. Yu. A. Biryukova. A special place in the article is given to the sources and historiography of the problem, as well as to the advantages and disadvantages that the publication contains (primarily in the context of the author's substantial limitation of his own conclusions and the lack of a concept for the history of the development of Russian parish life during the Civil War).

Текст научной работы на тему ««Деникинский» Церковный собор в наработке новейшей российской археографии»

УДК 93/94+27+930.2

DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-4-28-34

в. в. калиновскии

и. в. петров

а. с. пученков

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

«ДЕНИКИНСКИЙ» ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР В НАРАБОТКЕ НОВЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ АРХЕОГРАФИИ

Авторами проделан подробный анализ сборника документов, освещающего работу Юго-Восточного собора 1919 г., составителем которого является специалист по истории Русской Православной Церкви в 1920—1930-е гг. Ю. А. Бирюкова. Особое место в статье уделено источникам и историографии проблемы, а также достоинствам и недостаткам, которые содержит издание (в первую очередь в контексте существенного ограничения автором собственных выводов и отсутствия концепции истории развития приходской жизни России в годы Гражданской войны).

Ключевые слова: источники, Русская Православная Церковь, православие, Ставрополье, Церковный собор, церковное самоуправление, Гражданская война, религиозная жизнь, духовенство, епископат.

Исследование подготовлено при поддержке президентского гранта по государственной поддержке научных исследований молодых российских ученых — докторов наук № МД- 5771.2018.6 «Духовный форпост России в эпоху войн и революций: православное духовенство Крыма в 1914—1920 гг.».

Введение. Безусловно, рубежным событием для истории Российской Православной Церкви в ХХ в. стал Всероссийский Поместный собор 1917—1918 гг. Собор, начинавшийся в дни, когда еще сохранялась эйфория от революционных преобразований Февраля, стал свидетелем и выступления генерала Л. Г. Корнилова, и взятия власти большевиками в октябре 1917 г, и первых конфликтов между сторонниками и противниками новой власти, знаменовавших начало Гражданской войны. Вместе со страной Церкви предстояло пройти крестный путь «Русской Голгофы» и столкнуться с небывалыми до того момента вызовами. Но, восприняв соборное начало, в тяжелейших условиях духовенству удалось провести в дни Гражданской войны церковные совещания, среди которых наиболее крупные состоялись в Киеве, Томске и Ставрополе. Каждый из них продолжает оставаться недостаточно изученным, что в общем-то применимо и к истории Церкви во время Гражданской войны в целом. Тем значимей выглядят публикации последних лет, в которых в фокусе внимания историков оказались важнейшие события церковной жизни России эпохи второй «русской смуты» — революции и Гражданской войны1.

Так, Сибирский Церковный собор 1918 г. был детально изучен вместе со всеми аспектами религиозной жизни православных Белой Сибири протоиереем Русской Православной Церкви, кандидатом исторических наук, кандидатом богословия, преподавателем Омской духовной семинарии Д. В. Оли-ховым [7]. Документы Всеукраинского Церковного собора были опубликованы в 2010 г. кандидатом

исторических наук, старшим научным сотрудником Института украинской археографии и источниковедения имени М. С. Грушевского Национальной Академии наук Украины А. В. Стародубом [8]. События же в Ставрополе в 1919 г. в контексте попыток определения будущего Православной Церкви на не занятых большевиками территориях тоже рассматривались историками, однако в контексте всей истории Белого движения, как, например, было сделано в работе московского ученого, доктора исторических наук В. Ж. Цветкова [9], или же в формате небольших краеведческих зарисовок, как в работе известного ставропольского историка-краеведа Г. А. Беликова [10]. Отдельного исследования, а тем более качественной публикации документов Юго-Восточного Церковного собора в Ставрополе долгое время не было. 2018 год был ознаменован долгожданным выходом сборника документов «Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 года», вышедшим под редакцией Ю. А. Бирюковой в издательстве Новоспасского монастыря в Москве.

Основная часть. Юлия Александровна Бирюкова — кандидат исторических наук, выпускница ПСТГУ и Южного Федерального университета, член рабочей группы при Научно-редакционном совете Новоспасского ставропигиального монастыря по изданию документов Священного собора Православной Российской Церкви 1917 — 1918 гг. — известна историкам Церкви благодаря своим многочисленным публикациям, в большинстве своем освещающих страницы истории православия на Дону в 1917—1930-е гг. [11 — 13]. В последние годы новым направлением научных изысканий

историка стала деятельность Юго-Восточного Русского Церковного собора в Ставрополе (известен так же как Южнорусский собор или Ставропольский собор). После серии публикаций об этих событиях [14—17] вышло в свет подготовленное Ю. А. Бирюковой наиболее полное собрание документов Собора [18]. И здесь, без сомнения, сказался опыт участия исследовательницы в подготовке многотомного издания материалов Всероссийского Поместного собора. Формат издания, оформление, принципы публикации документов и комментариев к ним — все напоминает о вышедших томах, о работе собора в Москве, уже получивших заслуженное признание у специалистов.

Структура рецензируемого издания логична и обоснована. Публикацию документов предваряет вступительная статья Ю. А. Бирюковой, характеризующая Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 г. В ней собор вписан в контекст событий духовной жизни России в условиях Гражданской войны. Ю. А. Бирюкова выдвигает во многом справедливую мысль о том, что Ставропольский собор можно считать продолжением Всероссийского Поместного собора. Это доказывают не только постоянные обращения участников церковного собрания на Юго-Востоке России к принятым ранее решениям и не только большое количество иерархов и священнослужителей, которые были участниками соборных заседаний и в Москве, и в Ставрополе. Сам порядок проведения Юго-Восточного собора во многом копировал порядок Всероссийского собора.

Отдельный интересный сюжет, раскрытый Ю. А. Бирюковой, — это рассказ о выявлении Б. П. Кандидовым документов собора в Ставрополе. Ю. А. Бирюкова подробно останавливается и на сюжете с первой публикацией этих документов. Б. П. Кандидов в ходе антирелигиозной кампании в СССР в 20 — 30-е гг. ХХ в. провел несколько поездок по стране, в ходе которых были собраны многочисленные документы по истории Церкви. Результатом этих изысканий стало создание многочисленных пропагандистских работ, которые должны были воспитывать «воинствующих безбожников» и рассказывать им о «контрреволюционной и террористической деятельности церковников». Разумеется, что автор тезиса «Каждая церковь — крепость контрреволюции, каждый церковник — ее агент и шпион» был далек от объективности и научности в изложении материала. При этом Б. П. Кандидов, подобно некоторым античным авторам, критиковавшим своих оппонентов и дословно воспроизводившим в своих работах тексты, с которыми они были не согласны, полностью и частично публиковал уникальные документы, связанные с деятельностью Церкви. Ю. А. Бирюкова подробно анализирует специфику поисковой и публикаторской деятельности Б. П. Кандидова, отмечая, что ряд документов был фактически изъят им из региональных архивов.

Юго-Восточному Русскому Церковному собору в Ставрополе была посвящена книга Б. П. Кандидова под характерным названием «Церковно-бело-гвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г.» [19]. Именно в этой работе впервые был опубликован ряд документов, касающихся проведения одного из самых значимых событий в жизни Церкви в период Гражданской войны. Б. П. Кандидов уже в первом предложении своей книги указывает, что собор был проведен «под крылышком генерала Де-

никина». Вполне в духе эпохи автор первой задачей собора считал создание руководящего центра религиозной контрреволюции. Даже обращение руководителей собора от 24 мая 1919 г., в котором они просили лидеров Белого движения «оказать милость смягчением участи тех, кто, по мнению властей, может быть помилован, без нарушения требований государственной необходимости», трактуется Б.П. Кандидовым как «лицемерная игра напоказ» [19, с. 90]. И такая далекая от объективности позиция долгое время оставалась господствующей во всех исследованиях о жизни Церкви в годы «русской смуты». Таким образом, рецензируемый сборник — первая попытка публикации документов собора в Ставрополе без отживших пропагандистских клише, когда непосредственно текст документа может дать для понимания происходившего гораздо больше, нежели при навязчивых «растолковывающих» комментариях, присущих работам Б. П. Кандидова.

Во вступительной статье не обойдено вниманием и освещение событий собора в отечественной историографии. Отмечено, что тема Юго-Восточного собора долгое время находилась на периферии интересов исследователей, причем изначально — по идеологическим причинам. Характерно, что тема собора находила лишь фрагментарное отражение даже в работах, посвященных политике и идеологии на территориях, подконтрольных Белому движению. Лишь в последнее десятилетие собор в Ставрополе становится важной темой научных исследований, посвященных истории Церкви в годы Гражданской войны. Кроме публикаций Ю. А. Бирюковой, стоит назвать работы доктора исторических наук А. А. Кострюкова, одного из рецензентов сборника [20, 21], и московского священника Николая Крячко [22]. Однако обобщающим на сегодня очерком, предлагающим концепцию о Юго-Восточном соборе как продолжении Всероссийского Поместного собора и своеобразным прологом будущей истории Православной Церкви в рассеянии, следует считать именно вступительную статью в рецензируемом сборнике.

За вступительной статьей следует публикация материалов, разделенных на несколько групп: «Документы Предсоборной комиссии», «Документы собора», «Документы, связанные с решениями и наследием собора», «Периодическая печать о соборе». Каждый из названных разделов имеет четкую структуру и содержит максимально полную выборку документов. Их публикация в полной мере соответствует тем требованиям, которые сегодня предъявляются к введению источников в научный оборот. Особый интерес представляет публикация материалов отделов Ставропольского собора (о Временном высшем церковном управлении, о приходе, о церковной дисциплине, о духовно-учебных заведениях и церковно-приходских школах). Перспективной научной задачей может стать сопоставление их решений с постановлениями Всероссийского Поместного собора. Не менее важной следует признать публикацию протоколов особого совещания епископов и обращения собора к разным сторонам братоубийственного конфликта (к красноармейцам, к Кубанскому казачьему войску, к Всевеликому войску Донскому, к Терскому казачьему войску). Безусловно, критикуя большевизм и его сторонников, собор фактически вставал на позиции одной из противоборствующих сторон, но все же служители Церкви призывали к милосердию, а не к на-

силию. Вопреки навязываемым в советское время стереотипам, при принятии своих решений и составлении воззваний соборяне ориентировались на учение Христа, а не на мнение генерала А. И. Деникина.

При подготовке сборника были использованы многочисленные материалы архивных собраний: Государственного архива Российской Федерации, Библиотеки-фонда «Русское зарубежье», Архива Управления ФСБ России по Ростовской области, Государственного архива Ставропольского края, Государственного архива Ростовской области, Российского государственного исторического архива Научно-исследовательского отдела рукописей Российской национальной библиотеки и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Кроме того, составителем были привлечены публикации около двух десятков периодических изданий того времени и современные историографические наработки, необходимые для полноценного раскрытия контекста событий, предшествовавших собору. Стоит отметить, что для раскрытия значения Ставропольского собора и его документальной составляющей, как следует из авторской статьи Ю. А. Бирюковой и из анализа опубликованных материалов, гораздо большее значение имели документы именно из столичных архивов. Материалы из региональных архивов имеют вспомогательный характер, они нужны, прежде всего, для воссоздания биографий активных участников церковного собрания. Так, значительная часть документов из Государственного архива Ставропольского края посвящена не работе собора как такового, а деятельности протоиерея Кирилла Окиншевича в дни собрания в Ставрополе принимавшего участие в работе Отдела по вопросу об устройстве прихода и Отдела о церковной дисциплине. К сожалению, во введении точной характеристики фондов региональных архивов, а также раскрытия выборки дел для публикации не следует.

На должном уровне оформлен научно-справочный аппарат рецензируемого издания. Он включает в себя комментарии по содержанию опубликованных документов, краткие биографические сведения о членах собора и именной указатель.

Между тем необходимо отметить, что истории политического и военного фона, на котором разворачивались события церковной истории 1919 г., уделено во вступительном слове очень мало места и то только лишь в ключе характеристики противостояния между войсковыми правительствами Дона, Кубани и Терека с Особым совещанием при главнокомандующем ВСЮР на территории казачьих областей [18, с. 43 — 44]. Также вызывает удивление, что автор ссылается на издание «Очерков русской смуты» А. И. Деникина, размещенных в сети Интернет, хотя известно, что выходили переиздания с комментариями этого фундаментального труда одного из лидеров антибольшевистского сопротивления [18, с. 43].

Заключение. По сложившейся в науке традиции публикация материалов, посвященных конкретным событиям или явлениям, впоследствии становится основой для монографических исследований на заявленную тему. Видимо, стоит ожидать подготовленных на основе опубликованных документов и монографического исследования, которое впервые в историографии объективно проанализирует значение Ставропольского собора для жизни Церкви в дни Гражданской войны. Более того, очевид-

но, что Юго-Восточный собор не стал локальным явлением, его решения повлияли на дальнейшие события на всех территориях, подчинявшихся Белому движению. А это значит, что в перспективе опубликованные документы найдут применение в исследованиях о судьбах православия на Дону, на Кавказе и в Крыму.

Безусловно, Ю. А. Бирюковой проделана колоссальная работа, главный результат которой аллегорически можно представить следующим образом. В многочисленных спорах на исторические темы (научных и далеких от науки) оппоненты часто просят друг друга предъявить им документы, которые доказали бы их позицию. Ведь сухой язык документа для специалиста всегда будет звучать убедительнее самых эмоциональных и красноречивых оборотов. Публикация сборника документов о Ставропольском соборе позволит избавить это событие от шлейфа идеологических штампов и ми-фов2, что, без сомнения, пойдет на пользу объективному изучению истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Примечания

1 При этом «археографическое» видение является одной из активно развивающихся современных тенденций изучения региональной истории Русской Православной Церкви в первую треть ХХ в. [1 — 6].

2 Использование архивных документов с целью противодействия тиражированию мифов о российской истории сегодня выделяется как одна из наиболее успешных прикладных форм развития отечественной архивной отрасли (в том числе в регионах) [23-26, с. 11; 27, с. 46-47; 28, 29].

Библиографический список

1. Бардилева Ю. П. «Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим...»: нарушения советского «религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории европейского севера России в конце 1920-х-1930-е гг. // Новейшая история России. 2011. № 1 (1). С. 216-227.

2. Козлов Ф. Н. Верно, есть за мной один маленький грешок: я с 1913 года по 1917 год был служителем культа // Вестник архивиста. 2016. № 2. С. 230-248.

3. Рыбаков Р. В. «Усилить влияние милитаристов на местах»: из документов Иркутского губернского отдела ОГПУ о методах борьбы с религиозными организациями в первой половине 1920-х гг. // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. № 3. С. 30-37.

4. Сушко А. В., Петин Д. И. «Вы почли своевременным приспособить деление епархий применительно к новому гражданскому делению.» Доклад епископа Омского Аркадия митрополиту Нижегородскому Сергию и Священному Синоду. 1929 г. // Вестник архивиста. 2018. № 2. С. 387-405. Б01: 10.28995/2073-0101-2018-2-387-405.

5. Сушко А. В. «Необходимо принести искреннюю благодарность жертвователям, охотно откликнувшимся на призыв церкви помочь в тяжелое для нее время.»: отчет о деятельности Приходского совета градо-Омской Богородице-Братской церкви за 1929 год // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 1. С. 45-50. Б01: 10.25206/2542-0488-2019-4-1-45-50.

6. Сушко А. В. «В основу антирелигиозного наступления должно быть положено всестороннее и коренное оживление деятельности безбожной организации.»: План антирелигиозного наступления-похода Омской городской организации Союза Воинствующих Безбожников с 15/Х11-29 г. по 15/11-1930 г. // Вестник Омского университета. Сер. Исто-

рические науки. 2019. № 1 (21). С. 189-195. DOI: 10.25513/23121300.2019.1.189-195.

7. Олихов Д. В. Временное высшее церковное управление Сибири (1918-1920 гг.). Опыт церковного строительства в эпоху гражданского лихолетья. СПб.: Сатис, 2017. 220 с. ISBN 978-5-7868-0120-1.

8. Стародуб А. Всеукра'шський православний церковний собор 1918 року: огляд джерел. Киев, 2010. 236 с. ISBN 978966-02-5641-5.

9. Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1919-1922 гг. В 2 ч. Ч. 2. Формирование и эволюция политических структур Белого движения в России: моногр. М.: Достоинство, 2016. 640 с. ISBN 978-5-9908503-7-8.

10. Беликов Г. А. Деникин созывал собор // Ставропольская правда. 1992. 16 сентября.

11. Бирюкова Ю. А. Церковь и власть: приходы Шахтин-ского административного округа Донской епархии в документах 1920-1930 годов. Р. н/Д., 2010. 172 с.

12. Бирюкова Ю. А. Советская власть и православные общины Дона в 1920-30-х гг. Характер отношений на местах: дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д., 2012. 317 с.

13. Бирюкова Ю. А. Обновленческий и григорианский расколы на Дону и Северном Кавказе в 1920-1930-х годах (в документах архивов Ростовской области) // Православие в судьбе Урала и России: история и современность: сб. тр. конф. Екатеринбург, 2010. С. 290-295. ISBN 978-5-903971-24-4.

14. Бирюкова Ю. А. Позиция Юго-Восточного Русского Церковного собора 1919 г. в политическом противостоянии периода Гражданской войны // Православие в истории и культуре Северного Кавказа. VI Международные Свято-Иг-натьевские чтения. Ставрополь, 2014. С. 176-185. ISBN 9785-906137-25-8.

15. Бирюкова Ю. А. Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 г. в документах Государственного архива Российской Федерации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 4 (95). С. 105-110.

16. Бирюкова Ю. А. Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 г.: порядок работы и процедура принятия решений в свете документального наследия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 5 (96). С. 80-84.

17. Бирюкова Ю. А. Позиция Юго-Восточного Церковного собора 1919 г. в политическом противостоянии периода Гражданской войны // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 5 (60). С. 9-17.

18. Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 года: сб. док. / Под ред. Ю. А. Бирюковой. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2018. 372 с.

19. Кандидов Б. П. Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. Материалы по вопросу об организации церковной контрреволюции в годы Гражданской войны. М.: Московский рабочий, 1930. 94 с.

20. Кострюков А. А. Ставропольский собор 1919 г. и начало независимой церковной структуры на Юге России // Уральский исторический вестник. 2008 № 4 (21). С. 71-75.

21. Кострюков А. А. Временное Высшее церковное управление на юго-востоке России как начало зарубежной церковной власти // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2008. № 3 (28). С. 50-60.

22. Крячко Н. Н. Архив Юго-Восточного Русского церковного собора 1919 г. как источник по истории Русской Право-

славной Церкви периода Гражданской войны // Вестник церковной истории. 2012. № 1-2 (25-26). С. 158-216.

23. Петин Д. И., Стельмак М. М. Педагогика в архиве на службе преодоления современных мифов массового сознания о Гражданской войне в России // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 3. С. 9-15. Б01: 10.25206/2542-0488-2018-3-9-15.

24. Чекалина Л. А. Центр изучения истории как инновационная форма архивной деятельности // Вестник ВНИИ-ДАД. 2018. № 1. С. 119-125.

25. Петин Д. И., Симонова И. Л. История освоения Арктики в просветительских проектах: опыт Омского региона (2018) // Северные архивы и экспедиции. 2018. Т. 2, № 4. С. 53-60. Б01: 10.31806/2542-1158-2018-2-4-53-60.

26. Кантор Ю. З. «Историю невозможно переписать, её можно дописать...» // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 1. С. 9-15. Б01: 10.25206/2542-0488-2019-4-1-9-15.

27. Алексеева О. А., Журавлев Е. Н., Сушко А. В. Рецензия: «"Белые офицеры — красная власть": именной указатель к фондам Исторического архива Омской области (конец 1919 г.-1920-е гг.)» — Омск, «Амфора», 2017 // Северные архивы и экспедиции. 2018. Т. 2, № 3. С. 44-55.

28. Петин Д. И. Омские архивисты — 100-летию образования ВЧК // Отечественные архивы. 2018. № 1. С. 121-122.

29. Чекалина Л. А., Петин Д. И., Терешина Н. Н. Архивы представляют // Отечественные архивы. 2019. № 4. С. 130133.

КАлиноВСКиИ Владимир Витальевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Музеология». БРНЧ-код: 2005-9860 ЛиШогГО (РИНЦ): 818446 ОЯСГО: 0000-0002-8521-167Х Адрес для переписки: v.kalinovskyi@yandex.ru ПЕтРоВ иван Васильевич, кандидат исторических наук, ассистент кафедры «Новейшая история России».

БРНЧ-код: 3118-6407 ЛиШогГО (РИНЦ): 709635 ОЯСГО: 0000-0002-3692-7938 ResearcherID: К-8664-2013

Адрес для переписки: i.petrov@spbu.ru; ivanpet1990@ hotmail.com

ПученкоВ Александр Сергеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры «Новейшая история России». БРНЧ-код: 9722-4267 Л^^ГГО (РИНЦ): 416977

Адрес для переписки: ap80@mail.ru; а. puchenkov@ spbu.ru

Для цитирования

Калиновский В. В., Петров И. В., Пученков А. С. «Дени-кинский» Церковный собор в наработке новейшей российской археографии // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 4. С. 28-34. D0I: 10.25206/2542-0488-2019-4-4-28-34.

Статья поступила в редакцию 09.09.2019 г. © В. В. Калиновский, и. В. Петров, А. С. Пученков

Т О

■D 5

UDC 93/94+27+930.2

DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-4-28-34

v. v. kalinovsky i. v. petrov a. s. puchenkov

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

«DENIKIN'S» CHURCH COUNCIL IN WORKS ON LATEST RUSSIAN ARCHEOGRAPHY

The authors performed the detailed analysis of collection of documents covering the work of the Southeast Cathedral in 1919 compiled by a specialist in the history of the Russian Orthodox Church in the 1920s and 1930s. Yu. A. Biryukova. A special place in the article is given to the sources and historiography of the problem, as well as to the advantages and disadvantages that the publication contains (primarily in the context of the author's substantial limitation of his own conclusions and the lack of a concept for the history of the development of Russian parish life during the Civil War).

Keywords: sources, Russian Orthodox Church, Orthodoxy, Stavropol Territory, Church Council, church government, Civil War, religious life, clergy, episcopate.

References

1. Bardileva Yu. P. «Predat' sudu vsekh lits, ulichennykh v izdevatel'skikh vykhodkakh po otnosheniyu k veruyushchim...»: narusheniya sovetskogo «religioznogo» zakonodatel'stva regional'nymi vlastyami pri zakrytii tserkvey na territorii Evropeyskogo Severa Rossii v kontse 1920-kh—1930-e gg. [«Bring to trial all persons caught in derisive attitude towards the believers...»: violation of the Soviet «religious» legislation by regional authorities upon closing churches within the territory of the Russian European North in late 1920—1930s] // Noveyshaya istoriya Rossii. Modern History of Russia. 2011. No. 1 (1). P. 216 — 227. (In Russ.).

2. Kozlov F. N. « Verno, est' za mnoy odin malen'kiy greshok: ya s 1913 goda po 1917 god byl sluzhitelem kul'ta » [«Correct, I Do Have One Small Sin: From 1913 to 1917 I Was a Minister of Religion»] // Vestnik arkhivista. Herald of an Archivist. 2016. No. 2. P. 230-248. (In Russ.).

3. Rybakov R. V. «Usilit' vliyanie militaristov na mestakh»: iz dokumentov Irkutskogo gubernskogo otdela OGPU o metodakh bor'by s religioznymi organizatsiyami v pervoi polo vine 1920-kh gg. [«To strengthen influence of militarists on places»: from documents of Irkutsk provincial department of OGPU on methods of fight against religious organizations in the first half of the 1920th]. Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2017. No. 3. P. 30-37. (In Russ.).

4. Sushko A. V., Petin D. I. «Vy pochli svoyevremennym prisposobit' deleniye eparkhiy primenitel'no k novomu grazhdanskomu deleniyu...»: doklad episkopa Omskogo Arkadiya mitropolitu Nizhegorodskomu Sergiyu i Svyashchennomu Sinodu (1929 g.) [«You Have Judged It Opportune to Adjust the Dioceses Division according to the New Civil Division...»: The Report of Bishop of Omsk Arcadius to Metropolitan of Nizhny Novgorod Sergius and the Holy Synod in 1929] // Vestnik arkhivista. Herald of an Archivist. 2018. No. 2. P. 387-405. DOI: 10.28995/20730101-2018-2-387-405. (In Russ.).

5. Sushko A. V. «Neobkhodimo prinesti iskrennyuyu blagodarnost' zhertvovatelyam, okhotno otkliknuvshimsya na

prizyv tserkvi pomoch' v tyazheloye dlya neye vremya...»: otchet o deyatel'nosti Prikhodskogo soveta grado-Omskoy Bogoroditse-Bratskoy tserkvi za 1929 [«It is necessary to bring sincere thanks to the donators who willingly responded to the call of the church to help in difficult times...»: report on activities of the Parish Council of Omsk Bogoroditze-Bratskaya Church for 1929] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2019. Vol. 4, no. 1. P. 45-50. DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-1-45-50. (In Russ.).

6. Sushko A. V. «V osnovu antireligioznogo nastupleniya dolzhno byt' polozheno vsestoronneye i korennoye ozhivleniye deyatel'nosti bezbozhnoy organizatsii...»: Plan antireligioznogo nastupleniya-pokhoda Omskoy gorodskoy organizatsii Soyuza Voinstvuyushchikh Bezbozhnikov s 15/XII-29 g. po 15/II-1930 g. [«Boosting the Activities of Atheistic Organization Should Be the Ground for an Antireligious Policy»: The Plan of Antireligious Campaign of Omsk League of Militant Atheists (December 15, 1929-February 15, 1930)]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskiye nauki». Herald of Omsk University. Series «Historical Studies». 2019. No. 1 (21). P. 189-195. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.1.189-195 (in Russ.).

7. Olikhov D. V. Vremennoe vysshee tserkovnoe upravlenie Sibiri (1918-1920 gg.). Opyt tserkovnogo stroitel'stva v epokhu grazhdanskogo likholet'ya [Temporary Higher Church Administration of Siberia (1918-1920). experience of church construction in the era of civil hard times]. St. Petersburg: Satis Publ., 2017. 220 p. ISBN 978-5-7868-0120-1. (In Russ.).

8. Starodub A. Vseukrains'kiy pravoslavniy tserkovniy Sobor 1918 roku: oglyad dzherel [All-Ukrainian Orthodox Church Council in 1918: review of the sources]. Kiev, 2010, 236 p. (In Ukrainian).

9. Tsvetkov V. Zh. Beloye delo v Rossii. 1919-1922 gg. V 2 ch. Ch. 2. Formirovaniye i evolyutsiya politicheskikh struktur Belogo dvizheniya v Rossii [White movement in Russia. 1919-1922. In 2 parts. Part 2. Formation and evolution of political structures of the White movement in Russia]. Moscow: Dostoinstvo Publ., 2016. 640 p. ISBN 978-5-9908503-7-8. (In Russ.).

10. Belikov G. A. Denikin sozyval Sobor [Denikin convened the Council] // Stavropol'skaya Pravda. Stavropol'skaya Pravda. 1992. September 16. (In Russ).

11. Biryukova Yu. A. Tserkov' i vlast': prikhody Shakhtinskogo administrativnogo okruga Donskoy eparkhii v dokumentakh 1920 — 1930 godov [Church and Authority: Parishes of the Shakhty Administrative District of the Don Diocese in the documents of 1920-1930]. Rostov-on-Don, 2010. 172 p. (In Russ.).

12. Biryukova Yu. A. Sovetskaya vlast' i pravoslavnye obshchiny Dona v 1920-30-kh gg. Kharakter otnosheniy na mestakh [Soviet power and the Orthodox communities of the Don in the 1920s-1930s. The nature of the relationship in the regions]. Rostov-on-Don, 2012, 317 p. (In Russ.).

13. Biryukova Yu. A. Obnovlencheskiy i grigorianskiy raskoly na Donu i Severnom Kavkaze v 1920-1930-kh godakh (v dokumentakh arkhivov Rostovskoy oblasti) [Renovationist and Gregorian schisms on the Don and the North Caucasus in the 1920s and 1930s (in the documents of the archives of Rostov region)] // Pravoslavie v sud'be Urala i Rossii: istoriya i sovremennost'. Pravoslavie v Sud'be Urala i Rossii: [storiya i Sovremennost'. Ekaterinburg, 2010. P. 290-295. ISBN 978-5903971-24-4. (In Russ.).

14. Biryukova Yu. A. Pozitsiya Yugo-Vostochnogo Tserkovnogo sobora 1919 g. v politicheskom protivostoyanii perioda Grazhdanskoy voyny [The Political Position of Southeast Russian Church Council (1919) During the Civil War] // Pravoslaviye v istorii i kul'ture Severnogo Kavkaza. VI Mezhdunarodnyye Svyato-Ignat'yevskiye chteniya. Pravoslaviye v [storii i Kul'ture Severnogo Kavkaza. V[ Mezhdunarodnyye Svyato-Ignat'yevskiye Chteniya. Stavropol, 2014. P. 176-185. ISBN 9785-906137-25-8. (In Russ.).

15. Biryukova Yu. A. Yugo-Vostochnyy Russkiy Tserkovnyy sobor 1919 g. v dokumentakh Gosudarstvennogo arkhiva Rossiyskoy Federatsii [SouthEast Russian Church Council in 1919 in the documents of the State Archives of the Russian Federation] // Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. The Humanities and Socio-Economic Sciences. 2017. No. 4 (95). P. 105-110. (In Russ.).

16. Biryukova Yu. A. Yugo-Vostochnyy Russkiy Tserkovnyy Sobor 1919 g.: poryadok raboty i protsedura prinyatiya resheniy v svete dokumental'nogo naslediya [South-Eastern Russian church Cathedral of 1919: order of work and procedure of decision making in the light of documental heritage] // Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. The Humanities and SocioEconomic Sciences. 2017. No. 5 (96). P. 80-84. (In Russ.).

17. Birukova Yu. A. Pozitsiya Yugo-Vostochnogo Tserkovnogo Sobora 1919 g. v politicheskom protivostoyanii perioda Grazhdanskoy voyny [The Political Position of Southeast Russian Church Council (1919) During the Civil War] // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya II: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. St. Tikhon's University Review. History. Russian Church History. 2014. No. 5 (60). P. 9-17. (In Russ.).

18. Yugo-Vostochnyy Russkiy Tserkovnyy Sobor 1919 goda [South-Eastern Russian Church Council, 1919] / Ed. Yu. A. Biryukova. Moscow, 2018. 372 p. (In Russ).

19. Kandidov B. P. Tserkovno-belogvardeyskiy Sobor v Stavropole v mae 1919 g. Materialy po voprosu ob organizatsii tserkovnoy kontrrevolyutsii v gody grazhdanskoy voyny [Church-White Guard Council in Stavropol in May 1919. Materials on the organization of church counter-revolution during the Civil war]. Moscow, 1930. 94 p. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Kostryukov A. A. Stavropol'skiy Sobor 1919 g. i nachalo nezavisimoy tserkovnoy struktury na Yuge Rossii [Stavropol Council of 1919 and the emergence of an independent church structure in the south of Russia] // Ural'skiy istoricheskiy vestnik. Ural Historical Journal. 2008. No. 4 (21). P. 71-75. (In Russ).

21. Kostryukov A. A. Vremennoe Vysshee tserkovnoe upravlenie na Yugo-Vostoke Rossii kak nachalo zarubezhnoy tserkovnoy vlasti [Temporary Higher Church Administration in

the South-East of Russia as the Beginning of Foreign Church Authority] // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya II: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. St. Tikhon's University Review. Series II: History; History of Russian Orthodox Church. 2008. No. 3 (28). P. 50-60. (In Russ).

22. Kryachko N. N. Arkhiv Yugo-Vostochnogo Russkogo tserkovnogo Sobora 1919 g. kak istochnik po istorii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi perioda Grazhdanskoy voyny [The Archive of the South-Eastern Russian Church Council (1919): A Source for the History of the Russian Orthodox Church during the Civil War] // Vestnik tserkovnoy istorii. Vestnik Tserkovnoy Istorii. 2012. No. 1-2 (25-26). P. 158-216. (In Russ).

23. Petin D. I., Stelmak M. M. Pedagogika v arkhive na sluzhbe preodoleniyu sovremennykh mifov massovogo soznaniya o Grazhdanskoy voyne v Rossii [Modern perception of the Civil War: pedagogy as overcoming myths in mass consciousness] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 3. P. 9-15. DOI: 10.25206/2542-0488-20183-9-15. (In Russ.).

24. Chekalina L. A. Tsentr izucheniya istorii kak innovatsionnaya forma arkhivnoy deyatel'nosti [The centre for the Study of History as an innovative form of archival activity] // Vestnik VNIIDAD. Vestnik VNIIDAD. 2018. No. 1. P. 119-125. (In Russ.).

25. Petin D. I., Simonova I. L. Istoriya osvoyeniya Arktiki v prosvetitel'skikh proyektakh: opyt Omskogo regiona (2018) [History of the development of the Arctic in educational projects: the experience of the Omsk region (2018)] // Severnyye arkhivy i ekspeditsii. Northern Archives and Expeditions. 2018. Vol. 2, no. 4. P. 53-60. DOI: 10.31806/2542-1158-2018-2-4-53-60. (In Russ.).

26. Kantor Yu. Z. «Istoriyu nevozmozhno perepisat', yeyo mozhno dopisat'...» [«The history cannot be rewritten, it can be added...»] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2019. Vol. 4, no. 1. P. 9-15. DOI: 10.25206/2542-04882019-4-1-9-15. (In Russ.).

27. Alekseyeva O. A., Zhuravlev E. N., Sushko A. V. Retsenziya: «"Belyye ofitsery — krasnaya vlast'": imennoy ukazatel' k fondam Istoricheskogo arkhiva Omskoy oblasti (konets 1919 g.- 1920-e gg.)» — Omsk, «Amfora», 2017 [Review of the publication «"White officers — Red power": a Nominal Index to the Funds of the Historical Archive of the Omsk Region (late 1919-1920s)»] // Severnyye arkhivy i ekspeditsii. Northern Archives and Expeditions. 2018. Vol. 2, no. 3. P. 44-55. (In Russ.).

28. Petin D. I. Omskiye arkhivisty — 100-letiyu obrazovaniya VCHK [Omsk archivists for the 100th anniversary of the creation of the All-Russian Extraordinary Commission] // Otechestvennyye arkhivy. Domestic Archives. 2018. No. 1. P. 121-122. (In Russ.).

29. Chekalina L. A., Petin D. I., Tereshina N. N. Arkhivy predstavlyayut [Archives represent] // Otechestvennyye arkhivy. Domestic Archives. 2019. No. 4. P. 130-133. (In Russ.).

KALINoVSKY Vladimir Vitalevich, Candidate of

Historical Sciences, Associate Professor of Museology

Department.

SPIN-code: 2005-9860

AuthorlD (RSCI): 818446

ORCID: 0000-0002-8521-167X

Address for correspondence: v.kalinovskyi@yandex.ru

PETRoV ivan Vasilevich, Candidate of Historical

Sciences, Assistant of Modern History of Russia

Department.

SPIN-code: 3118-6407

AuthorlD (RSCI): 709635

ORCID: 0000-0002-3692-7938

ResearcherID: K-8664-2013

Address for correspondence: i.petrov@spbu.ru; ivanpet1990@hotmail.com

PucHENKoV Alexander Sergeevich, Doctor of Historical Sciences, Professor of Modern History of Russia Department. SPIN-code: 9722-4267 AuthorID (RSCI): 416977

Address for correspondence: ap80@mail.ru; a.puchenkov@spbu.ru

For citation

Kalinovsky V. V., Petrov I. V., Puchenkov A. S. «Denikin's» Church Council in works on latest Russian archeography // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2019. Vol. 4, no. 4. P. 28-34. DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-4-28-34.

Received 9 September 2019.

© V. V. kalinovsky, I. V. Petrov, A. S. Puchenkov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.