Международный
молодежный научный форум
«Ломоносов-2012»
Деньги в жизни современного подростка1
Амахина А.А.
В статье раскрывается проблема отношения подростков к деньгам. В ходе проведенного исследования был выявлен главный источник финансирования данной возрастной группы - родители. Именно в семье начинает формироваться отношение подростков к деньгам, а карманные деньги - лучший тренажер финансовой самостоятельности детей, так как подростки стремятся к независимости. Умение обращаться с деньгами -это совершенно особый навык, который успешно поддается тренировке. В заключении даются некоторые рекомендации детям и их родителям.
Ключевые слова: деньги, подростки, семья, зависимость от денег, ценности.
Amakhina АА
Money in life of a modern teenager
This article considers the problem of teenagers’ attitude to money. During the carried-out research the main source of funding for this age group, namely - parents, has been identified. It is a family where teenagers’ attitude to money emerges for the first time, and pin money is the best trainer for getting a financial independence children because teenagers strive for independence. Ability to handle money is a very special skill, which can be successfully trained. In conclusion, the article provides some guidelines for children and their parents.
Key words: money, teenagers, family, dependence on money, values.
1 Выражаю благодарность своим научным руководителям: Каменевой Елене Николаевне и Новиковой Ларисе Васильевне.
«Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство» Бертольд Авербах
В современной России отношение к деньгам складывается под воздействием четырех разнонаправленных тенденций:1)традиционное экономическое сознание, связанное с религиозностью, об-щинностью, уравнительностью, восприятием денег как абстрактной ценности, о которой неудобно даже говорить; 2) советский менталитет, рассматривающий деньги как средство эксплуатации и неравенства, которое надо изжить; 3) влияние западного экономизма, ставящего денежные отношения в центр социальных отношений, социальных связей и приоритетов; 4) кризисный характер экономики, непонимание механизмов денежного обращения, низкий уровень знаний законов рынка и, как следствие, страх перед зависимостью от денег [1].
Советский период (до конца 1980-х годов) был связан с внедрением в общественное сознание идей социализма и коммунизма, при которых социально-экономические
82
отношения приведут к равенству и благосостоянию всех слоев общества, был провозглашен принцип удовлетворения всех человеческих нужд по труду, а позднее - по потребностям. Поэтому в советских семьях понятия «карманные деньги» для детей и подростков не было вообще. Считалось, что подрастающему поколению денежные средства не нужны. Но общество начинает жить по законам рыночной экономики и внедряет совершенно новые ценности.
В современном обществе превалирует идея рынка, и сегодня подростки уже знают, что деньги - это всё: образование, путешествия, красивые вещи, комфорт. Но большинство родителей не в состоянии удовлетворить потребности такого уровня. Они стараются развивать у своих детей разумные потребности и приучают их к мысли о необходимости ограничений и честного заработка. Однако многие дети не готовы следовать этим принципам. Отсюда вытекает по большей части отрицательное влияние денег, не столько денег, как их культа в наше время. В условиях несбалансированного рынка и социальноэкономической нестабильности государства неизбежной и актуальной становится проблема изучения денег, их восприятия, в частности, подростками.
В наше время деньги становятся одной из главных ценностей, а для некоторых людей - смыслом жизни. Каждый человек стремится заработать как можно больше денег. Для этого он повышает уровень образования, стремится найти престижную работу и самоутвердиться в профессиональной сфере. Некоторые тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью.
В современном обществе господствует мнение, что деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Люди придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственные товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка. Они всегда были неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство современных людей даже ассоциируют с деньгами проявление любви как в отношениях между родителями и детьми, так и во взаимодействии между богатыми и бедными [4]. Деньги сильнее всего объединяют и разъединяют людей. Они необыкновенно легко смешивают воедино любовь и ненависть, надежду и безнадежность, веру и неверие.
Хотя в последнее время интерес к данной проблематике значительно возрос, следует отметить, что в большинстве случаев в центре внимания исследователей находится поведение и отношение к денежным единицам взрослых людей, в то время как специфика восприятия денег детьми оказывается за пределами изучения. Поэтому целью нашего исследования является изучение значимости денег в жизни современных подростков.
В качестве объекта исследования нами были выбраны подростки в возрасте 11-17 лет МБОУ «Усть-Вельская СОШ №23» Архангельской области, Вельского района. Предмет исследования -отношение подростков к деньгам.
83
Отношение к деньгам, которое формируется у подростков, всегда зависит от отношения к деньгам в семье. Причем это не означает, что дети будут относиться к деньгам так же, как родители, - возможно, совсем наоборот.
Однако влияние родителей является основным в этом вопросе.
Для того чтобы воспитывать зрелое отношение к деньгам у ребенка, надо взрослым, прежде всего, разобраться со своим умением ими распоряжаться, со своим отношением к ним. Мы считаем, что данная работа поможет родителям понять значимость денег для их детей.
Нами были выдвинуты две гипотезы:
1. Большинство подростков хотят иметь деньги на карманные расходы, но по-разному умеют ими распоряжаться.
2. Девочки нуждаются в деньгах больше, чем мальчики, так как на одежду, косметику, украшения им надо больше средств.
Отношение детей и подростков к деньгам — проблема, осознанная в отечественной психологии сравнительно недавно, в 90-х гг. XX в. Тем не менее, уже накоплен интересный материал, характеризующий динамику основных экономических ценностей подрос-
тков. Удалось выяснить, что новым в их экономическом поведении является повышение роли денежной мотивации.
Отношение к деньгам в среде подростков варьируется в пределах нескольких ответов - «это необходимое условие существова-
ния», «возможность быть полноправным членом общества», «это -источник независимости от чего и кого-либо» [3].
Так давать подросткам деньги на карманные расходы или нет?
По данным мониторинга финансовой активности населения (проведен в 2008 году -опрошено 1614 респондентов) доля тех, кто считает, что у подростков обязательно должны быть карманные деньги - 66%, из них 33% указывают необходимость денег для оплаты проезда в транспорте, еды в столовой и т.д. Помимо этого, 5% опрошенных указывали на то, что деньги способствуют взрослению детей и умению обращаться с финансами, а 4% указали на то, что отсутствие денег унижает ребенка и лишает его уверенности в себе [5].
Нами было опрошено 100 подростков в возрасте 1117 лет. Респондентам задавались вопросы, которые позволяют понять, насколько они зависимы от денег и как оценивают значение денег для человека.
Исследование показало, что 85% подростков считают, что человек не зависит от денег, а 12%, наоборот, полагают, что человек имеет зависимость от денежных средств (рис. 1).
Многие подростки отметили, что для них самое главное каче-
85
ство - честность (53%); 24% ценят добросовестность в работе; 10% говорят, что важно быть добропорядочными, и только 9% опрошенных хотят быть богатыми (рис. 2).
Полученные результаты показывают, что у подростков формируется вполне адекватное отношение к деньгам. Они отнюдь не считают обладание ими главной целью.
Но, несмотря на это, 95% подростков ответили, что им нужны деньги на карманные расходы, в то время как только 4% в них не нуждаются (рис. 3).
Как показал опрос, основным источником денежных средств подростков являются родители, 5% опрошенных получают денежные средства от бабушек и дедушек, 11% пытаются зарабатывать сами (6% работают в учебное время, а 5% - во время каникул) (рис. 4).
Получаемые деньги 60% подростков тратят на свои нужды, 21% - на питание, 5% опрошенных покупают подарки друзьям, 14% подростков тратят деньги на подарки родственникам (рис. 5).
При этом 35% подростков испытывают недостаток в денежных средствах; из них 53% (19 человек) - девушки, а 47% (17 человек) - юноши (таб. 1).
В случае нехватки карманных денег 49% опрошенных будут экономить их, 35% попросят дополнительные денежные средства у родителей, 5% займут у друзей, 9% подростков постараются заработать (рис. 6).
Из результатов, полученных в ходе данного исследования, можно сделать выводы:
• Большинство подростков считают, что быть честным, добросовестным и добропорядочным -это важно. Поэтому можно говорить о том, что деньги для них не
Таблица 1
Испытываете ли вы нехватку денев?
являются первоочередной ценностью.
• Основной источник денежных средств подростков - родители, но некоторые учащиеся стремятся самостоятельно найти дополнительный доход в виде подработки.
• Большинство респондентов считают, что зависеть от денег не нужно, но в то же время они нуждаются в карманных деньгах на свои личные расходы. Этим подтверждается факт, что подростки не осознают своей зависимости от денег.
Итак, впервые молодые люди получают наличные денежные средства от родителей в подростковом возрасте. Подростки стремятся к независимости. Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке, и очень многое в этом вопросе зависит от воспитания, от обращения с деньгами в семье. Карманные деньги - лучший тренажер финансовой самостоятельности детей.
В ходе изучения отношения подростков к деньгам подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что большинство ребят хотят иметь деньги на карманные расходы; некоторые их них используют их грамотно и рационально. Гипотеза, состоящая в том, что девочки нуждаются в деньгах больше, чем мальчики, оказалась неверной: молодым людям также требуется достаточное количество денежных средств. Хотя небольшая разница между ними (6%) в этом вопросе есть.
86
Вопреки общественному мнению о том, что современные подростки испорчены деньгами, мы убедились, что среди большинства опрошенных таких нет.
Исходя из результатов исследования, мы предлагаем советы для родителей детей подросткового возраста, как формировать адекватное отношение к денежным средствам:
1. Важно научить детей умело обращаться с деньгами. Наличие собственных денег у ребенка создаёт положительную связь с «покупательскими навыками».
2. Родителям можно узнать, есть ли уже карманные деньги у приятелей их ребенка: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
3. Карманные деньги придают детям уверенность в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым».
4. Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов. Поощряйте подростка, когда он копит деньги [2].
5. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для счастья детям этого возраста? Банально и просто - любящая семья.
В заключение предлагаем советы для подростков:
1. Учитесь правильно расходовать карманные деньги. Заведите специальную тетрадку для учета
покупок, а потом проанализируйте, на что вы их тратите.
2. Помните, что родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда берут их взаймы.
3. Фирменная этикетка увеличивает стоимость одежды в несколько раз, но не всегда пропорционально ее качеству. На сэкономленные от покупки менее дорогой одежды деньги можно купить что-то еще или отложить эту сумму «на будущее».
Литература
1. Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы// Социс. 2000. №7. С.37-41.
2. Арсеньев Е.Г. Деньги и карманные деньги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.7ya.ru / article/karmannyedengi/
3. Веденина М.П. Библиоисследования информационного поведения подростков в разных молодежных субкультурах [Электронный ресурс]: Российская государственная библиотека для молодежи. Режим доступа: http:/ /vmo.rgub.ru/ editions/issue3/chap_15.php
4. Спаская В.А. Деньги как ин-
струмент [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.biqi.ru / dengi-kak-instrument-rol-deneg-dlya-cheloveka.html
5. Динамика финансовой активности населения России 1998-2008. Аналитический доклад / / ЦИРКОН. Проект «МФАН». Октябрь 2008.
87