Научная статья на тему 'Денежное довольствие и социальные гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Денежное довольствие и социальные гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ANALYSIS OF LEGISLATION / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / SOCIAL SECURITY / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / PAY / ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ / THE INTEREST ALLOWANCE CASH PAYMENTS / ПРОЦЕНТНАЯ НАДБАВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасова Мария Ильинична

В статье рассмотрены социальные гарантии сотрудников УИС, а также проведен сравнительный анализ законодательства Российской Федерации, касающегося обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы России денежным довольствием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALARIES AND SOCIAL SECURITY OF EMPLOYEES THE PENAL SYSTEM

The article deals with social security prison staff, as well as a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation concerning the security of employees of criminally-executive system of Russia allowance.

Текст научной работы на тему «Денежное довольствие и социальные гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 340

ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© 2015 М. И. Тарасова

Аннотация. В статье рассмотрены социальные гарантии сотрудников УИС, а также проведен сравнительный анализ законодательства Российской Федерации, касающегося обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы России денежным довольствием.

Ключевые слова: анализ законодательства, социальные гарантии, денежное довольствие, социальная защита, процентная надбавка, денежные выплаты.

SALARIES AND SOCIAL SECURITY OF EMPLOYEES THE PENAL SYSTEM

© 2015 М. Tarasova

Summary. The article deals with social security prison staff, as well as a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation concerning the security of employees of criminally-executive system of Russia allowance.

Keywords: analysis of legislation, social security, pay, social security, the interest allowance cash payments.

В ходе реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 517-р от 04.04.2013 (далее - Программа «Юстиция») планируется повысить эффективность управления уголовно-исполнительной системой (далее - УИС) путем внедрения инновационных разработок и увеличения научного потенциала, поднять социальный статус сотрудников УИС и престиж службы в исправительных учреждениях.

Служба в УИС заключается в необходимости осуществления правоприменительных функций по контролю, надзору и содержанию в сфере исполнения наказаний в отношении осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их охране и конвоированию, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных к отсрочке отбывания наказания. Для обеспечения государственной безопасности и правопорядка необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов, которым необходимо постоянно проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

По состоянию на 1 марта 2015 г. переподготовке и повышению квалификации в ФСИН России подлежали 11 677 сотрудников, тогда как в конце 2014 г. этот показатель составлял 13 531 единиц, что свидетельствует о снижении количества лиц, подлежащих переподготовке и повышению квалификации.

Однако объем и сложность стоящих перед УИС задач, включая задачи, связанные с реформированием системы, требуют постоянного повышения уровня подготовки сотрудников либо привлечения на службу квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, навыками правовой культуры и высокими гражданскими морально-волевыми качествами.

Совершенствование кадрового обеспечения ФСИН России с очевидностью несет в себе стимулирующую нагрузку, заключающуюся в получении довольно широкого спектра дополнительных гарантий при выполнении той или иной работы (службы).

К элементам социальной защиты сотрудников УИС следует относить гарантии, предусмотренные законодательством, позволяющие сотрудникам чувствовать себя более

востребованными и защищенными, необходимыми государству и обществу. Государственные гарантии повышают уровень ментальности и престижности службы в органах, исполняющих наказания, формируют у социальной общности, представленной коллективами сотрудников учреждений и органов УИС, адекватное восприятие и оценку правоохранительной службы.

Эффективность применения надбавок имеет свои особенности, так, процентная надбавка за выслугу лет как один из основных видов гарантий позволяет индивидуализировать и дифференцировать стимулирующее воздействие на сотрудников УИС, что в конечном счете закрепляет в кадрах органов и учреждений УИС, прежде всего, молодых сотрудников, а повышение процентной ставки в зависимости от срока службы свидетельствует о необходимости службы государству. Отмененная же с 1 января 2013 г. надбавка к окладу по занимаемой штатной должности «за сложность, напряженность и специальный режим службы» позволяла дифференцировать труд каждого сотрудника УИС в натуральной форме. Особенностью данной надбавки являлось то, что право на ее установление и изменение предоставлялось руководителям органов (учреждений, предприятий, организаций) УИС. На федеральном уровне регламентации подлежали непосредственно сами пределы, в рамках которых могла устанавливаться надбавка1. Она не являлась обязательной нормой денежного довольствия и могла уменьшаться или по решению руководителя не выплачиваться при снижении результатов служебной деятельности, нарушении служебной дисциплины, в результате чего ее сложно отнести к эффективной стимулирующей выплате.

Рассматривая специфику применения стимулирующей выплаты за квалификационную категорию, отметим, что данный вид гарантии несет в себе моральную и материальную нагрузку и устанавливается в процентном соотношении к окладу по замещаемой штатной должности по результатам оценки всей служебной деятельности.

Денежная компенсация за поднаем (наем) жилых помещений, позволяет принимать на службу высококвалифицированных специалистов из различных регионов Российской Федерации.

Надо заметить, что с 1 января 2013 г. важнейшим стимулом для сотрудников стало материальное денежное поощрение сотрудников - премирование, которое устанавливается по действующим в государственных органах системам премирования. Ее цель состоит в улучшении, повышении конечных результатов деятельности, выраженных необходимостью постоянного контроля действий и самосовершенствования, что в конечном счете позволит повысить престиж подразделения посредствам своевременного и качественного исполнения поставленных задач.

Помимо перечисленных видов доплат и надбавок для сотрудников предусмотрен целый ряд доплат и надбавок так называемого компенсационного характера.

К числу таких доплат и надбавок относятся надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; районные коэффициенты, доплата за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также иные надбавки и доплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

С целью повышения эффекта от проводимых реформ УИС в части социального обеспечения сотрудников на протяжении последних четырех лет был подготовлен и частично принят ряд нормативных законодательных актов Российской Федерации. С 1 января

1 Федеральный закон Российской Федерации от 30.06.2002 № 78-ФЗ 02.07.2002 «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (в ред. от 19 июля 2011 г.) // Российская газета. - 02.07.2002.

2013 г. был отменен ряд ранее существовавших гарантий для сотрудников УИС2. Среди них надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы, квартальная премия за образцовое исполнение служебных обязанностей и единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года, оплата проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно (за исключением районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями)3, денежная компенсация на санаторно-курортное лечение. Также произошли некоторые изменения по размерам ранее существовавших выплат, такие как увеличение оклада по типовым должностям и оклада по званию (в среднем в два раза), изменение минимальной выплаты материальной помощи, изменился процент исчисления надбавки за выслугу лет, в частности, исключены выплаты за выслугу от 0,5 до 1 года и от 1 года и до 2 лет, изменения произошли и по выплатам за квалификационное звание, установлено ограничение до 65 % за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлен новый вид надбавок: за особые условия службы до 100 %4, а также поощрительная выплата за особые достижения в службе до 100 %5, надбавка за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, до 100 %6, а также установлена фиксированная стоимость на путевки в санаторно-курортные организации Федеральной службы исполнения наказаний для сотрудника - 3000 р., для члена семьи - 6000 р. , установлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения8.

Проведенный сравнительный анализ правовой базы, регулирующей вопросы социальных гарантий сотрудников УИС, дает возможность выявить преимущества новой системы оплаты труда в уголовно-исполнительной системе. Надо признать, что изменения, касающиеся размеров денежного содержания (довольствия), оказались достаточно удачными. Сотрудникам, поступающим на службу в УИС, персонально присваивается специальное звание с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также иных условий, относящимся к порядку прохождения службы в УИС.

В зависимости от различных факторов, в том числе выслуги лет и успехов в служебной деятельности, сотруднику может быть присвоено очередное, а также внеочередное спе-

2 Приказ ФСИН России от 28 ноября 2012 № 556 «О признании утратившими силу приказов и отдельных положений приказов Федеральной службы исполнения наказаний» (ред. от 24 октября 2014 г.) // Российская газета. - 18.01.2013.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 № 63 «Об утверждении Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации» (в ред. от 14 мая 2013 г.) // Российская газета. - 06.02.2013.

4 Приказ ФСИН России от 28 марта 2013 г. № 142 «Об утверждении перечня должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям» // Российская газета. - 12.04.2013.

5 Приказ ФСИН России от 22.02.2013 № 91 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. - 29.03.2013.

6 Приказ ФСИН России от 28.03.2013 № 143 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам уголовно-исполнительной системы за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» // Российская газета. - 12.04.2013.

7 Приказ ФСИН России от 31.01.2013 № 44 «Об определении стоимости путевки и установлении размера платы за санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. - 26.04.2013.

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 18. - Ст. 2269.

циальное звание, которое впоследствии повлечет увеличение всего денежного довольствия, а сотрудник психологически будет настроен на дальнейшее прохождение службы.

Однако следует отметить, что данная система работает не только в одном направлении - на повышение. Как известно, за конкретные дисциплинарные проступки, предусмотренные ст. 38 Положения о службе, сотрудник может быть понижен в специальном звании, лишен некоторых видов гарантий (доплат), что впоследствии может снизить размер денежного довольствия.

Также на размер денежного довольствия влияет порядок и установленные нормы присвоения квалификационного звания. Оно устанавливается руководителем подразделения, что в действительности является серьезным орудием реального стимулирования подчиненных сотрудников. В связи с чем на повестке дня актуализируется решение проблемы стимулирующего эффекта, реально достижимого в условиях справедливого индивидуально-дифференцированного подхода к каждому подчиненному сотруднику при строгой увязке с конкретными результатами служебной деятельности.

Вместе с тем несмотря на высокие оклады и разнообразие видов социальных гарантий, стимулирующих в целом процесс закрепления в кадрах органов и учреждений УИС высококвалифицированных специалистов, эффект его не столь велик, как ожидалось. Дело в том, что законодатель не предусмотрел своевременного издания соответствующих подзаконных нормативных документов, регулирующих порядок выплаты по установленным гарантиям. В связи с этим закон не сразу был реализован в полном объеме.

Кроме того, следует учитывать и так называемые внешние риски, предусмотренные по Программе «Юстиция», к которым относятся риски двух видов: нормативно-правовые и социально-экономические.

Риски первого вида связаны с возможными изменениями действующего законодательства, которые могут оказать негативное влияние на кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения предусмотренных мероприятий. В таких случаях необходимо будет предусмотреть приведение ведомственной нормативной правовой базы в соответствие с изменениями федерального законодательства.

Что касается социально-экономических рисков, то они могут быть связаны с переходом квалифицированных кадров в другие отрасли по причинам социально-экономического характера и необходимостью замещения освободившихся должностей сотрудниками с более низкой профессиональной квалификацией. Управление такими рисками будет возможно как путем проведения сбалансированной государственной социально-экономической политики, направленной на уменьшение социального неравенства, так и посредством повышения финансирования социальных программ и выработки новых мер социальной защиты сотрудников ФСИН России.

Закрепляя в нормативных правовых актах многообразие различных норм стимулирования, законодатель изначально на правовом уровне подтверждает значимость и желательность службы в УИС. Одним из основных мероприятий на сегодняшний день остается повышение социального статуса сотрудников УИС, престижа их службы в исправительных учреждениях, обусловленного целым рядом факторов, среди которых следует назвать9:

- изменения качественных характеристик кандидатов на службу в учреждения и органы ФСИН России;

- жесткие ресурсные, в том числе и финансовые, ограничения проводимого реформирования учреждений и органов ФСИН России;

- изменение качественных и количественных характеристик преступности;

- необходимость повышения профессионального уровня личного состава учреждений и органов ФСИН России;

9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.04.2013 № 517-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1743.

- процесс формирования новой нормативной правовой базы деятельности учреждений и органов УИС.

Благодаря достойным денежному довольствию и социальным гарантиям сотрудников УИС российское общество будет защищено от преступных посягательств осужденных граждан. В свою очередь привлеченные на службу высококвалифицированные специалисты будут с полной отдачей применять свои знания на практике, добиваясь сокращения показателя рецидива преступности.

Библиографический список

Абрамов, М. А. История развития системы профессионального обучения сотрудников пенитенциарной системы / М. А. Абрамов // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - 2014. - № 1(12). - С. 89.

Куликов, В. Сотрудники таможни и тюрьмы получат деньги на квартиры / В. Куликов // Российская газета. - 04.01.2013.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 18. - Ст. 2269.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 № 63 «Об утверждении Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации» (в ред. от 14 мая 2013 г.) // Российская газета. - 06.02.2013.

Приказ Минюста России от 20.12.2006 № 376 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы» (в ред. от 27 августа 2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 8.

Приказ ФСИН России от 22.02.2013 № 91 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. - 29.03.2013.

Приказ ФСИН России от 28 марта 2013 г. № 142 «Об утверждении перечня должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям» // Российская газета. - 12.04.2013.

Приказ ФСИН России от 28.03.2013 № 143 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам уголовно-исполнительной системы за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» // Российская газета. - 12.04.2013.

Приказ ФСИН России от 31.01.2013 № 44 «Об определении стоимости путевки и установлении размера платы за санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. - 26.04.2013.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.04.2013 № 517-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1743.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 31 мая 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 6 апреля 2015 г.) // Российская газета. - 11.01.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 30.06.2002 № 78-ФЗ02.07.2002 «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (в ред. от 19 июля 2011 г.) // Российская газета. - 02.07.2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.