Научная статья на тему 'Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности'

Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1222
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАНК РОССИИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / BANKING / BANKING SYSTEM / CREDIT ORGANIZATION / BANK OF RUSSIA / MONETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиев Самир Адил Оглы

В статье отражено взаимоотношение кредитных организаций и Банка России в осуществлении денежно-кредитной политики государства, определены цели и главные задачи развития денежно-кредитной политики страны, а также средства и пути их совершенствования. Методологической основой выступают как общенаучные принципы (онтологический, единство исторического и логического, формально-юридического и сравнительно-правового подходов), так и специфические подходы. Результаты исследования предусматривают решение актуальных задач: обеспечить эффективное взаимодействие Банка России и кредитных организаций в процессе осуществления денежно-кредитной политики государства; отразить научный анализ назревших проблем развития банковской деятельности; осуществить эффективное использование объективных экономических законов и всех средств административного и экономического воздействия, которыми располагает Банк России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Набиев Самир Адил Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National monetary policy and the role of banks in increasing its efficiency

This study aims to explore the relationship between credit institutions and the Bank of Russia in implementing the national monetary policy. Another aim is to identify the goals and objectives of the national monetary policy, as well as the means and ways to attain them. The methodology relies on both general scientific principles (the ontological principle, the unity of the historical and the logical, the formal legal and comparative legal approaches) and domain-specific approaches. This research addresses urgent problems such as ensuring effective interactions between the Bank of Russia and credit organisations in implementing the national monetary policy; conducting a scientific analysis of current problems relating to banking activities; making effective use of objective economic laws and all the means of administrative and economic influence that the Bank of Russia has.

Текст научной работы на тему «Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности»

УДК 338.23:336.74+347.734.5

С. А. Набиев

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И РОЛЬ БАНКОВ В ПОВЫШЕНИИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье отражено взаимоотношение кредитных организаций и Банка России в осуществлении денежно-кредитной политики государства, определены цели и главные задачи развития денежно-кредитной политики страны, а также средства и пути их совершенствования. Методологической основой выступают как общенаучные принципы (онтологический, единство исторического и логического, формально-юридического и сравнительно-правового подходов), так и специфические подходы. Результаты исследования предусматривают решение актуальных задач: обеспечить эффективное взаимодействие Банка России и кредитных организаций в процессе осуществления денежно-кредитной политики государства; отразить научный анализ назревших проблем развития банковской деятельности; осуществить эффективное использование объективных экономических законов и всех средств административного и экономического воздействия, которыми располагает Банк России.

This study aims to explore the relationship between credit institutions and the Bank of Russia in implementing the national monetary policy. Another aim is to identify the goals and objectives of the national monetary policy, as well as the means and ways to attain them. The methodology relies on both general scientific principles (the ontological principle, the unity of the historical and the logical, the formal legal and comparative legal approaches) and domain-specific approaches. This research addresses urgent problems such as ensuring effective interactions between the Bank of Russia and credit organisations in implementing the national monetary policy; conducting a scientific analysis of current problems relating to banking activities; making effective use of objective economic laws and all the means of administrative and economic influence that the Bank of Russia has.

Ключевые слова: банковская деятельность, банковская система, кредитная организация, Банк России, денежно-кредитная политика.

Keywords banking, banking system, credit organization, Bank of Russia, monetary policy.

Роль банков в государстве проявляется в их целевой направленности, а в ходе развития банковской деятельности роль меняется в связи с подвижностью финансовых условий, в которых банки функционируют, и новыми задачами денежно-кредитной политики страны, которые выдвигаются Банком России и Правительством РФ.

В современных условиях значение банков возрастает, так как увеличиваются масштабы банковской деятельности, усиливается процесс их интеграции в мировой финансовой системе, быстрыми темпами развиваются инновационные технологии, используемые в данной сфере,

© Набиев С. А., 2019

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 46 — 57.

повышаются требования к банковскому регулированию и надзору. Необходимость осознания взаимосвязи между банковской деятельностью и денежно-кредитной политикой обусловлена тем, что центральные банки располагают возможностями использования инструментов денежно-кредитной политики для преодоления нестабильности, связанной с пузырями активов и финансовыми кризисами [16, р. 1 — 20].

Банки также имеют большое значение в повышении эффективности денежно-кредитной политики страны, которое достигается при активном участии банков на основе роста совокупных показателей их функционирования, повышения качества деятельности, эксплуатации современных информационных технологий, развития уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины в данном секторе, улучшения применения административных и экономических рычагов воздействия на банковскую деятельность, совершенствования банковского надзора, построения и использования эффективных систем управления банковской деятельностью, базирующейся на экономических интересах участников банковской системы.

В свете задач, поставленных Банком России в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов» [6], банки призваны содействовать предотвращению угроз для финансовой стабильности, более эффективному применению финансовых ресурсов для увеличения национального дохода, повышению качества банковской деятельности, отвечающего интересам экономики и обеспечивающего высокий уровень банковского обслуживания населения и организаций, направленных на решение важных социально-экономических проблем в рамках единой государственной политики социально-экономического развития.

Указывая на то, что денежно-кредитная политика — это комплекс мер уполномоченного органа государства в области денежного обращения и кредита, ее возможно определить как стратегию и тактику уполномоченного органа государства по обеспечению стабильного сбалансированного функционирования денежно-кредитной системы страны с целью развития банковского сектора и его позитивного влияния на структуру экономики, а также повышения экономического роста и благосостояния граждан [9, с. 25 — 26].

Однако, выделяя из совокупности мер, экономические составляющие, денежно-кредитную политику следует определить как «совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов» [12, с. 66]. Таким образом, повышение качества денежно-кредитной политики страны находит отражение в изменении объемов и темпов роста денежной массы, то есть ликвидных обязательств банковской системы, которые компании и население могут использовать для оплаты товаров и услуг, погашения своих долгов и выполнения других обязательств.

Иначе говоря, развитие денежно-кредитной политики неразрывно связано с банковской деятельностью, и ее можно охарактеризовать как

47

48

«систему мер и методов целенаправленного воздействия органов государственного управления на объем и структуру денежной массы, доступность кредита и валютный курс с помощью определенного набора инструментов в целях регулирования экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и выравнивания платежного баланса» [4, с. 176—177]. То есть изменение объема денег в экономике (денежной массы) обеспечивается тремя основными механизмами: операциями банков на кредитном рынке, бюджетными операциями, а также валютными операциями банковской системы с реальным сектором экономики. В современной России основной объем эмиссии обеспечивается операциями банков по кредитованию экономики [6, с. 111]. Так, при наличии эффективного механизма управления банковской ликвидностью банки будут содействовать более успешному осуществлению денежно-кредитной политики страны.

Возрастает роль банков в повышении эффективности денежно-кредитной политики в связи с задачей обеспечить реальный сектор экономики финансовыми ресурсами. Способность банков влиять на реальное производство проистекает из того факта, что изменение денежно-кредитной политики предопределяет корректировку банковских процентных ставок [18, p. 429—448]. Согласно данным Банка России кредитные ресурсы обеспечивают в среднем 8 % вложений в основной капитал, а с учетом заимствований на рынке капитала — лишь немногим более 9 % [6, с 93].

Подобная низкая статистика кредитования реального сектора обусловлена кризисными явлениями в экономике, выраженными в кредитных, процентных и инфляционных рисках [5]. В частности, готовность банков кредитовать хозяйствующие субъекты зависит от финансового положения того или иного предприятия, изменения ключевой ставки Банка России и роста инфляции. Все эти факторы играют важную роль в осуществлении денежно-кредитной политики страны и определяют исключительное значение банков в его реализации. Так, во избежание перетока эмитируемых таким образом кредитов на финансовый и потребительский рынки необходимо активное использование соответствующих норм валютного регулирования и банковского контроля [2, с. 45].

Большое значение для повышения эффективности денежно-кредитной политики имеет соблюдение кредитными организациями обязательных резервных требований, установленных Банком России. Согласно Закону о Банке России кредитные организации обязаны соблюдать следующие нормативы: 1) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала; 2) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 3) максимальный размер крупных кредитных рисков; 4) нормативы ликвидности кредитной организации; 5) нормативы достаточности собственных средств (капитала); 6) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

7) минимальный размер резервов, создаваемых под риски; 8) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц; 9) максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) [14].

Поддержание кредитными организациями установленного лимита резервных требований способствует выполнению принятых ими обязательств перед клиентами, обеспечивает банковскому сектору надлежащую степень защиты от непредсказуемых рисков и системную устойчивость банковского сектора. В условиях неопределенности денежно-кредитной политики банковская деятельность становится более чувствительной к экономическим новостям, что влияет на финансовую устойчивость различных кредитных организаций [20, р. 127—142].

Улучшение качества банковской продукции — одно из важных условий повышения эффективности денежно-кредитной политики государства. В современных реалиях усиливается воздействие банков на повышение качества банковских услуг из-за более широкого применения передовых технологий в банковской деятельности. К примеру, кредитным организациям предоставлено право дистанционного банковского обслуживания, что способствует повышению доступности и снижению стоимости банковских услуг.

Росту эффективности денежно-кредитной политики страны содействует реформирование административного механизма регулирования банковской деятельности с учетом требований развития кредитных организмов в условиях рыночной экономики. В связи с этим научная обоснованность текущих и перспективных целей деятельности банков, их сбалансированность, нацеленность на получение выггоды и интересы потребителей, улучшение организационной структуры управления банков требуют более эффективного использования административных рычагов воздействия на банковскую деятельность. То есть правильное сочетание административных и экономических методов регулирования банковского сектора с ростом инициативы и самостоятельности банков для достижения сбалансированности и пропорциональности развития банковской деятельности, а также концентрации финансовых ресурсов в банковской системе обеспечивает действенную и гибкую денежно-кредитную политику страны.

Осуществление денежно-кредитной политики государства происходит при активном участии банков, содействие которых позволяет обеспечить наращивание экономической мощи страны, пропорциональность в развитии банковской системы, непрерывность и устойчивые темпы роста банковской деятельности, эксплуатацию прогрессивных и важнейших технологий в банковском секторе, а также воздействовать на изменение покупательской способности населения.

Эффективность денежно-кредитной политики зависит от особой роли банков, основанной на принципе нормирования потока кредита [22, р. 1 — 11]. Банки при осуществлении своей деятельности, опираясь на законы развития рыночной экономики, в процессе кругооборота

49

финансовых средств оказывают влияние на процесс реализации денежно-кредитной политики страны, организовывая сбалансированность в распределении финансовых ресурсов в экономике, развитие производства и использование национального дохода. Это происходит благодаря тому, что расширяются права банков в области банковской деятельности, увеличивается объем финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении кредитных организаций, возрастает ответственность руководителей при нарушении законодательства в сфере банковской деятельности.

Воздействие банков на процесс денежно-кредитной политики усиливается из-за утверждения в Законе о Банке России ставки рефинансирования кредитных организаций. То есть будучи кредитором последней инстанции, Банк России организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также производит операции рефинансирования банков, тем самым обеспечивая определенный уровень ликвидности банковской системы и право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и исполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых последним условиях [1, с. 18 — 23].

Процесс рефинансирования банков — это кредитование Банком России кредитных организаций на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Таким образом, рефинансирование, представляя собой денежные средства, характеризуют финансовые отношения и свидетельствуют об участии банков в процессе создания национального дохода. Иначе говоря, удешевление кредита ведет к повышению инвестиционной активности и росту национального дохода.

В процессе рефинансирования осуществляется реализация финансовых средств банкам с учетом сложившихся условий. Этот процесс происходит в случаях нехватки банком собственных средств для кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

Кредитование банков в процессе рефинансирования выступает в следующих формах: ценными бумагами; правами требования по кредитным договорам; поручительствами; иными видами ценностей [13]. Наиболее распространенной формой рефинансирования является предоставление кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, которые расщепляется на внутридневные кредиты, кредиты овернайт и иные кредиты [8].

Процедура рефинансирования кредитных организаций обеспечивает реализацию задач социально-экономического развития страны, удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей, содействие динамичному развитию банковской деятельности. Направления и принципы рефинансирования банков определяются денежно-кредитной политикой страны, что находит отражение в социально-экономической политике государства и в федеральном бюджете. Учитывая огромное бремя финансово-спасательных мер для кредитных

организаций на государственные бюджеты, правительствам рекомендуется оценить имеющиеся меры государственной помощи с точки зрения их эффективности [17, р. 218 — 225].

Повышению эффективности денежно-кредитной политики страны и более рациональному применению финансовых ресурсов будет способствовать проведение в ряде кредитных организаций эксперимента по рефинансированию, предусматривающего осуществление затрат на техническое совершенствование банковской деятельности, использование кредита для проведения высокоэффективных мероприятий и технического оснащения организации внутреннего контроля в банках, а также для организации эффективной системы корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях.

В процессе осуществления денежно-кредитной политики банки, исходя из общественных и личных потребностей, оказывают непосредственное влияние на предложение кредита и экономическую деятельность в целом посредством операции на открытом рынке, которые происходят при помощи купли-продажи ценных бумаг.

С помощью операций на денежном и фондовом рынках банки могут размещать средства наряду с кредитными операциями, а для привлечения средств — наряду с депозитными [6, с. 18]. При этом рынок ценных бумаг в качестве источника заимствований будет способствовать совершенствованию денежно-кредитной политики, повышая ликвидность требований по розничным кредитам и кредитам субъектам малого и среднего бизнеса.

От решения проблем валютных операций банков, направленных на расширение своего портфеля при помощи поступления зарубежных активов, зависят успехи денежно-кредитной политики. Валютные операции всегда находились и находятся в центре деятельности банков, они занимают важное место в денежно-кредитной политике страны.

Современный этап развития банковской деятельности, базирующийся на валютных операциях, нацелен на решение более крупных задач в области международного оборота товаров, услуг, а также капиталов. С учетом возросшей роли валютных операций в развитии банковской деятельности в последние годы проводимые банками операции по купле — продаже иностранной валюты стали оказывать заметное влияние на установление официальных валютных курсов в России.

Новый этап в решении валютных операций банков, который не так давно получил свое развитие, характеризуется следующими обстоятельствами: валютные операции банков, являясь одним из существенных источников их доходов, охватывают широкие слои населения; валютные операции банков осуществляются только при наличии специальной лицензии; осуществление валютных операций банков обеспечиваются режимом плавающего валютного курса, установленного Банком России; валютные операции банков реализуются в более тесной связи с развитием российской экономики и с учетом изменчивой конъюнктуры мировых рынков, а также санкций в отношении России.

51

52

На сегодняшний день основной задачей в сфере валютного регулирования и контроля является дальнейшее снижение зависимости валютных операций банков от внешних заимствований. Дедолларизация банковских активов и обязательств — еще одна устойчивая тенденция в финансовом секторе, сохранявшаяся в 2017 г. [6, с. 28].

Реализация денежно-кредитной политики государства происходит посредством банковской деятельности. Законы рыночной экономики обеспечивают целевую направленность банковской системы, ориентацию на более полное удовлетворение материальных интересов кредитных организаций. Удовлетворение же потребностей членов общества осуществляется за счет доходов, получаемых в форме налогов и оплаты труда. Являясь, с одной стороны, основным источником доходов кредитных организаций и их работников, удовлетворения постоянно растущих потребностей общества, а с другой — экономическим инструментом материального стимулирования роста экономики и повышения эффективности денежно-кредитной политики страны, банки играют важную роль в развитии и реализации социальной программы.

Банковская деятельность неуклонно возрастает. Глобализация в банковской деятельности ставит важные вопросы о том, как банки управляют своей ликвидностью, реагируют на шоки ликвидности и как эти шоки могут передаваться через границы. Реакция банков на изменения в денежно-кредитной политике страны подтверждает предположения относительно управления ликвидностью в глобальных банках [21, р. 101 — 116]. Этот рост обусловлен повышением эффективности осуществления денежно-кредитной политики страны; проведением Банком России и Правительством РФ мероприятий по созданию условий для развития конкуренции в банковском секторе; повышением конкурентоспособности российских кредитных организаций и системной устойчивости банковского сектора; более широким применением системы современных банковских и информационных технологий.

Банковский сектор выступает основным спусковым механизмом экономического спада, поэтому надежность банковской системы предопределяется эффективностью денежно-кредитной политики [19, р. 1 — 16]. Наиболее полная реализация денежно-кредитной политики государства предусмотрена в законе о Банке России. На сбалансированность ее осуществления и повышения уровня кредитных организаций направлена глава о взаимоотношении Банка России с кредитными организациями. Для улучшения денежно-кредитной политики страны, повышения качества банковской деятельности предусматривается взаимодействие Банка России с кредитными организациями и их союзами. Отмечается необходимость проведения консультаций с банками перед принятием важных решений нормативного характера, представления разъяснений, изучения предложений по вопросам регулирования банковской деятельности. Тем самым можно повысить роль банков в осуществлении денежно-кредитной политики государства, улучшить маневрирование финансовыми ресурсами и обеспечить более всестороннее изучение банковской деятельности.

В решении проблем осуществления денежно-кредитной политики важную роль играют совместные Банка России и кредитных организаций комитеты и рабочие группы для изучения отдельных вопросов сферы финансовых рынков. Они предназначены для исследования нюансов, связанных с функционированием кредитных организаций на денежных, валютных рынках и рынках ценных бумаг, и более эффективного решения проблем в сфере регулирования ликвидности банковского сектора.

Сегодня на долю активов банковского сектора к ВВП приходится 92,6% [7, с. 16]. Основа этого роста — успешная денежно-кредитная политика государства, направленная на сглаживание разрыва рублевого эквивалента активов в иностранной валюте. Одно из важнейших условий успешной реализации денежно-кредитной политики государства, осуществляемой за счет банков, — обеспечение финансовыми ресурсами. В настоящее время основная часть банковских услуг предоставляется в виде кредитов, депозитов и расчетно-кассовых операций (РКО). К примеру, ипотека является эффективным средством обеспечения обязательств при долгосрочном кредитовании. В настоящее время с продолжением реформ в области экономики и совершенствованием законодательства создаются новые условия для все более частого применения ипотеки в качестве средства обеспечения исполнения обязательств [3, с. 130—134].

Так, за счет РКО осуществляется оперативное и бесперебойное движение финансовых средств, предназначенных для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. В состав комплекса услуг, который банк оказывает своим клиентам, входит обслуживание текущего счета клиента в национальной и иностранной валютах, снятие денежных средств, интернет-банкинг, покупка/продажа иностранной валюты, перечисления/переводы и прием платежей, включая платежи в бюджет, инкассация выручки, банковская гарантия и многое другое. Все эти банковские операции — важные источники финансового обеспечения комплексного социального развития всех членов общества. В условиях рыночной экономики они получают совершенно новые социально-экономическое содержание и роль в денежно-кредитной политике страны. С их помощью происходят устойчивый рост показателей денежно-кредитной политики, высокие темпы развития экономики, сферы банковских услуг в интересах удовлетворения постоянно растущих потребностей общества.

Банковская деятельность кредитных организаций имеет предпринимательский характер, что способствует активизации и наибольшей эффективности использования финансовых ресурсов. Деятельность коммерческих банков позволяет мобилизовать денежные средства на развитие ведущих отраслей экономики, повышение эффективности трансформации временно свободных средств в кредиты и инвестиции, стимулирование роста национального дохода. Она обеспечивает координацию между различными денежными фондами, их функционированием, выявление имеющихся в банковском секторе резервов.

53

В условиях рыночной экономики банки играют важную роль в финансовом обеспечении подъема экономики, росте ее инвестиционной активности. Через механизм образования, распределения и использования денежных доходов и фондов банки активно воздействуют на экономику в целом, рост производства, развитие приоритетных отраслей экономики, улучшение качественных показателей финансовой деятельности государства. Банковская деятельность направлена на решение задач наиболее полного удовлетворения растущих материальных потребностей общества, что вытекает из требований основных законов рыночной экономики. Денежно-кредитная политика государства, в свою очередь, позволяет полнее реализовывать преимущества, заложенные в природе банковской деятельности кредитных организаций. Собственно, нахождение приемлемого баланса императивности и диспозитивности в правовом регулировании неизбежно даже в целях самосохранения существующего общественного устройства, так как понятно, что экономика не может существовать без предпринимателей, массового спроса и потребления, развитого рынка ценных бумаг, потребителей и т. д. [10, с. 126—130].

Банки являются частью общих экономических отношений, возникающих на основе денежно-кредитных обращений, присущих рыночной экономике. Финансовые ресурсы банков формируются в результате аккумуляции, распределения и использования денежных средств и представляют собой часть доходов, изымаемых у физических и юридических лиц посредством оказания банковских услуг. С помощью кредитных организаций государство образует и использует различные общегосударственные денежные фонды, идущие на развитие экономических отношений, выполнение государством своих функций. В частности, денежно-кредитная политика государства тесно связана через банковский механизм распределения денежных средств со всеми сферами и секторами экономики, с процессом реального производства, программами удовлетворения широкого круга систематически растущих потребностей членов общества. Иными словами, банки — основные финансовые инструменты образования, распределения и использования общегосударственных и частных фондов денежных средств.

Политическая и социально-экономическая сущность и значение денежно-кредитной политики определяются банковской деятельностью, функциями кредитных организаций, ролью и формами ее осуществления. На сегодняшний день в денежно-кредитной политике получают отражение сращивание государства с банками, расширение функций государства, усиление подчинения государства интересам кредитных организаций. Банковская деятельность имеет производительный характер: банки активно воздействуют на развитие экономики, ее темпы и структуру, содействует успешному осуществлению денежно-кредитной политики.

Государство с помощью кредитных организаций обеспечивает финансовыми ресурсами выполнение денежно-кредитной политики, программ социально-экономического развития, комплексное развитие

экономики, систему экономических отношений общества. Банковская деятельность направлена на усиление концентрации финансового капитала, что является главной тенденцией развития современных кредитных организаций, важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики государства. Механизм взаимоотношений государства с банками построен так, что он способствует приоритетному развитию наиболее перспективных отраслей экономики, в том числе банковской деятельности, с которой в основном связано осуществление денежно-кредитной политики страны. Это, в свою очередь, оказывает воздействие на динамичное развитие всей экономики, всех ее отраслей.

В современных условиях банки стали широко использоваться государством для вмешательства в экономику, в процесс финансовых отношений, движение капитала, что обусловлено углублением глобализации финансовых отношений, динамичным развитием национальной экономики, стремлением приспособиться к новым экономическим условиям в мире. Однако управление экономикой через банки и другие финансовые рычаги хотя и дает определенные результаты, отодвигая или смягчая отдельные экономические явления, но в то же время порождает новые трудности, противоречия, усиливая экономическую и социальную неустойчивость. Так, воздействие денежно-кредитной политики ослабляется при высокой неопределенности финансовых условий, что вынуждает центральные банки идти к компромиссу в выборе между решительными и рекомендательными действиями [15, р. 50 — 67].

Не менее глубокие различия лежат в структуре доходов кредитных организаций, источниках их формирования. Главным источником финансовых ресурсов банков становятся накопления физических и юридических лиц. Привлеченные средства занимают 70 — 80 % всех банковских ресурсов и выступают основным источником их формирования. Собственные средства банков в форме уставного капитала, резервных и других специальных фондов составляют незначительную часть финансовых ресурсов кредитных организаций. На долю собственных средств приходится в среднем 20—30% от всей ресурсной базы кредитной организации [11]. Это отражает реальное состояние взаимной ответственности и зависимости государства и банков друг от друга в проводимой денежно-кредитной политике.

Система финансовых ресурсов кредитных организаций построена таким образом, чтобы не только аккумулировать необходимые средства, но и оказывать активное воздействие на процесс производства, создание национального дохода, улучшение финансовых показателей деятельности хозяйствующих субъектов и тем самым способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики страны.

Депозиты — главный источник мобилизации привлеченных денежных средств кредитных организаций, имеют удельный вес в них 85 — 90 %. Это значит, что доходы кредитных организаций почти целиком формируются за счет депозитов. То есть говоря о денежно-кредитной политике государства, следует отметить, что банки — это экономическая основа правительственной машины.

55

Однако в современных условиях рыночной экономики, которая основана на законах конкуренции, где банковская деятельность подвержена частым спадам и глубоким экономическим кризисам, кредитные организации характеризуются большей неустойчивостью. В связи с этим кредитные организации, имеющие систематический характер деятельности, усиливают неустойчивость финансовой системы государства, вызывают инфляцию и быстрый рост государственного долга. Банковская деятельность же, представляющая собой одну из форм движения ссудного капитала, служит для покрытия систематически растущих бюджетных дефицитов, а также целям усиления концентрации капитала. Главными кредиторами государства в подобных случаях выступают кредитные учреждения.

Таким образом, развитие банковской деятельности на сегодняшний день выступает базой экономики, занимая центральное место в денежно-кредитной политике страны. Кредитные организации, содействуя реализации денежно-кредитной политики, обеспечивают процесс создания условий для увеличения эффективности трансформации банковским сектором временно свободных средств в кредиты и инвестиции и повышение роли банковского сектора в модернизации российской экономики. Сосредоточивая в своих руках временно свободные средства, банки играют важную роль в обслуживании экономики и обеспечении производства финансовыми ресурсами. Это объясняется тем, что банки, являясь важнейшей составной частью денежно-кредитной политики страны, осуществляют свою деятельность на основе финансовых мероприятий, проводимых Банком России через банковскую систему и направленных на выполнение денежно-кредитной политики государства. Так, степень воздействия банков на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от того, насколько правильно и успешно проводится денежно-кредитная политика.

Список литературы

1. Гейвандов Я. А. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации? // Государство и право. 2016. № 8. С. 18 — 23.

2. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., 2010.

3. Зайцев В. В. Общие положения об ипотеке (ч. 1) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 1(25) С. 130—134.

4. Звонова Е. А. Организация деятельности центрального банка. М., 2013.

5. Маневич В., Букина И., Ахатова Э., Ерохина Ю. Макроэкономическая ситуация и денежно-финансовая политика в российской экономике в посткризисный период // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 4. С. 7—35.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов // Вестник Банка России. 2017. № 109—110 (1943 — 1944).

7. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2017 году. М., 2018.

8. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами : положение Банка России от 12 ноября 2007 г. №312-П // Вестник Банка России. 2007. №69 (1013). URL: https://www.cbr.ru/ Queries/XsltBlock/File/48319?fileld=-1&score=1013 (дата обращения: 01.03.2019).

9. Порублева М. А. Денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы развития : дис. канд. экон. наук. М., 2009.

10. Примак Т. К., Зайцев О. В. Принцип диспозитивности как основа развития экономических отношений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Сер. Юридические и экономические науки. №. 3. С. 126 — 130.

11. Ресурсы коммерческого банка // banki.ru. URL: http://www.banki.ru/ wikibank/ resursyi_banka/ (дата обращения: 03.03.2019).

12. Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. М., 2010.

13. О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение : указание Банка России от 22 мая 2018 г. № 4801-У. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Российская газета. 2002 г. 13 июля.

15. Aastveit K.A., Natvik G.J., Sola S. Economic uncertainty and the influence of monetary policy // Journal of International Money and Finance. 2017. Vol. 76. P. 50 — 67.

16. Galariotis E., Makrichoriti P., Spyrou S. The impact of conventional and unconventional monetary policy on expectations and sentiment // Journal of Banking & Finance. 2018. Vol. 86. P. 1 — 20.

17. Hainz Ch., Hakenes H. The politician and his banker — How to efficiently grant state aid / /Journal of Public Economics. 2012. Vol. 96, iss. 1 — 2. P. 218 — 225.

18. Hanson S. G., Stein J. C. Monetary policy and long-term real rates // Journal of Financial Economics. 2015. Vol. 115, iss. 3. P. 429 — 448.

19. Jokipii T., Monnin P. The impact of banking sector stability on the real economy // Journal of International Money and Finance. 2013. Vol. 32. P. 1 — 16.

20. Kurov A., Stan R. Monetary policy uncertainty and the market reaction to macroeconomic news // Journal of Banking & Finance. 2018. Vol. 86. P. 127—142.

21. Lee S., Bowdler Ch. Banking sector globalization and monetary policy transmission: Evidence from Asian countries // Journal of International Money and Finance. 2019. Vol. 93. P. 101 — 116.

22. Ma Y., Lin X. Financial development and the effectiveness of monetary policy // Journal of Banking & Finance. 2016. Vol. 68. P. 1 — 11.

Об авторе

Самир Адил оглы Набиев — канд. юр. наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

E-mail: samir-nabiev@yandex.ru

The author

57

Dr Samir Adil oglu Nabiyev, Department of Administrative Law and Process, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia.

E-mail: samir-nabiev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.