Научная статья на тему 'Денежная реформа 1947 г. И ее правовое обеспечение'

Денежная реформа 1947 г. И ее правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА / ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгобородова Ю. Ю.

The article analyses the monetary reform of 1947, its essence and characteristics. The resolution «About carrying out the monetary reform and abolishing food and ware cards» was passed in the USSR 14 December 1947. Economic preconditions for achieving these goals were created during restoration of industry and agriculture. They allowed the country to provide stockpiling, deflation and considerable budget surplus. The necessity of the monetary reform was caused by total unbalance of the monetory system during the war because sharp rise in military expenses required constant monetizing in large quantities which was not supported by consumer goods. The article also details with a specific character of the mechanism of the monetary reform which pricing policy strengthened selfsupporting basis at enterprises, stimulated decrease in costs of production and distribution costs. Restoration of unfluctuating ruble full of value made collective farmers interested in growth of marketable products and its realization in different ways, so assisting forced restoration and development of agriculture. The resolution «About carrying out the monetary reform and abolishing food and ware cards» which said that the monetary reform was aimed to eliminate consequences of World War II in monetary circulaton, to make Russian ruble full of value and easy transition to uniform price without cards. These were the main goals of the reform. In the final chapter of the article there is a thesis that the monetary reform of 1947 contributed to postwar restoration and increase in material living standards of people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Денежная реформа 1947 г. И ее правовое обеспечение»

Горные управления заведовали всеми частными и казенными горными заводами и промыслами, из широкого круга обязанностей которых выделялось наблюдение за точным исполнением законов и распоряжений Правительства по всем частям горного управления, попечение о развитии горной промышленности, оказание возможного покровительства частной горной и горнозаводской промышленности, надзор за соблюдением правил о безопасности горных и заводских работ, общее наблюдение в указываемых законом случаях за правильностью горных работ в техническом отношении, а также разрешение постройки новых заводов.

Основными функциями Министерства финансов, и прежде всего Департамента торговли и мануфактур и состоящего при нем Совета торговли и мануфактур, было содействие развитию обрабатывающей промышленности, внутренней и внешней торговли, взимание различных внутренних торгово-промышленных пошлин.

Рассмотрев эволюцию органов управления казенными предприятиями и монополиями в России конца XVII — начала XIX вв., можно утверждать, что государственные меры в данной сфере были направлены на достижение наилучшего результата. Стремясь упорядочить разрозненные финансовые отношения, законодатель исходил из основополагающего принципа — достижение максимальной прибыли при минимальных затратах, поэтому реформы управления не всегда проходили успешно. Так, деятельность Комиссии о коммерции имела больше отрицательных последствий, чем положительных. Наиболее эффективным способом управления казенными монополиями оказалось министерское управление.

Долгобородова IO.IO*

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 г. И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Ключевые слова: денежная реформа, товарно-денежные отношения, ценообразование.

The article analyses the monetary reform of1947, its essence and characteristics.

The resolution «About canying out the monetaiy reform and abolishing food and ware cards» was passed in the USSR 14 December 1947. Economic preconditions for achieving these goals were created during restoration ofindustiy and agriculture. They allowed the country to provide stockpiling, deflation and considerable budget suiplus. The necessity of the monetaiy reform was caused by total unbalance of the monetoiy

* Соискатель МГЮАим. O.E. Кутафина. [dolgoborodova@list.ru]

system during the war because sharp rise in military expenses required constant monetizing in large quantities which was not supported by consumer goods.

The article also details with a specific character of the mechanism of the monetary reform which pricing policy strengthened selfsupporting basis at enterprises, stimulated decrease in costs of production and distribution costs.

Restoration of unfluctuating ruble full of value made collective farmers interested in growth of marketable products and its realization in different ways, so assisting forced restoration and development of agriculture.

The resolution «About canying out the monetaiy reform and abolishing food and ware cards» which said that the monetaiy reform was aimed to eliminate consequences of World War II in monetaiy circulaton, to make Russian ruble full of value and easy transition to uniform price without cards. These were the main goals of the reform. In the final chapter of the article there is a thesis that the monetaiy ref от of 1947 contributed to postwar restoration and increase in material living standards of people.

Стабильности народного хозяйства СССР в первые послевоенные годы угрожал огромный «денежный навес», вызванный мерами по мобилизации национального дохода и части национального богатства на военные нужды в 1941—1945 гг. В условиях уменьшения национального дохода из-за разрушения производственных мощностей финансирование военных расходов могло осуществляться путем увеличения потребления за счет уменьшения накопления, во-первых, и сокращения гражданского потребления за счет военного, во-вторых.

Пока в стране действовала карточная система и относительно низкие цены на товары нормированного распределения, «денежный навес» являлся лишь потенциальной угрозой народно-хозяйственной стабильности. Но с переходом к свободной продаже основных продовольственных и промышленных продуктов кризис был неизбежен. Поэтому еще до окончания войны в правительстве поднимался вопрос о проведении послевоенной денежной реформы, способной стабилизировать финансовую обстановку.

Переход от военной к мирной экономике создал условия и сделал необходимым широкое использование стоимостных рычагов в планировании работы предприятий и реализации послевоенного пятилетнего плана.

В условиях военной экономики неизбежным было ослабление принципов использования товарно-денежных инструментов в руководстве хозяйством: допускалась множественность цен, были сужены возможности применения хозяйственного расчета в промышленности. Система жесткого централизованного нормированного распределения важнейших продуктов, продиктованная требованиями войны, заняла место плановых хозяйственных договоров и ограничивала рамки применения финансово-экономичес-

ких рычагов в стимулировании и контроле работы предприятий. С переходом к мирному строительству вновь вступали в свои права плановые, хозяйственные договоры, рациональная хозяйственная связь между предприятиями и организациями.

Очередной стала задача упорядочения цен, переход от множественности к единой цене, пересмотр цен на средства производства с целью приближения их к своей базе — общественной стоимости, укрепление финансовой и кредитной дисциплины, расширение рамок материального стимулирования.

Восстановление в полном объеме товарно-денежных отношений, принципов хозрасчета, роли стоимостных инструментов в хозяйственном строительстве было объективным требованием закономерностей развития мирной экономики. Эта линия подчеркнута в Законе о четвертом пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства \

На необходимость дальнейшего повышения роли денег, усиления финансово-экономических стимулов и контроля рублем за выполнение планов указывается также в постановлении правительства о ликвидации системы дотаций и повышении цен на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности2.

Денежная реформа и отмена карточек на продовольственные и промышленные товары, проведенные постановлением ЦК ВКП(б) и Совмином в декабре 1947 г.3, завершили послевоенную перестройку экономики, охватив область товарооборота и финансов.

Пятилетний план восстановления и развития послевоенного хозяйства поставил перед советской финансовой системой большие задачи по обеспечению дальнейшего развития страны.

Для осуществления основных задач четвертого пятилетнего плана необходимо было «укрепить денежное обращение и кредитные отношения в народном хозяйстве; поднять значение прибыли и хозяйственного расчета в народном хозяйстве как дополнительного стимула роста производства; путем снижения себестоимости продукции повысить прибыльность всех отраслей производства; повысить внимание хозяйственных организаций к мобилизации внутренних ресурсов, к режиму экономии и решительной ликвидации потерь от бесхозяйственности и непроизводительных затрат; увеличить долю премий за выполнение и перевыполнение производственных заданий в заработке рабочих и служащих»4.

1 Закон о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. М.: Госполитиздат, 1946. С. 10.

2 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1968. Т. 3. С. 511, 512, 519.

3 Там же. С. 460-467.

4 Там же. С. 251-252.

Предусматривались в ближайшее время отмена карточной системы, расширение производства предметов широкого потребления, повышение жизненного уровня трудящихся.

Одним из резервов мобилизации финансовых ресурсов явились мероприятия по упорядочению финансово-экономической деятельности, укреплению плановой и платежной дисциплины. С этой целью Совмин принял в мае 1946 г. постановление «Об упорядочении финансового хозяйства предприятий и хозорганов промышленных министерств, укреплений платежной дисциплины в хозяйстве и ликвидации взаимной задолженности»1. Министерства и ведомства усилили внимание к выполнению государственных заданий по себестоимости продукции, росту производительности труда, ликвидации перерасходов заработной платы и т.д.

Госбанк усилил контроль за расходованием государственных средств, за соблюдением платежной и финансовой дисциплины, не реже одного раза в год производить ревизию предприятий и хозорганов. Повысилась ослабленная во время войны роль хоздоговоров между предприятиями и организациями и охват договорами всех поставок материалов и всей реализации готовой продукции.

С целью ликвидации запасов товарно-материальных ценностей, образовавшихся в результате перехода экономики на производство гражданской продукции, Совмин предоставил директорам предприятий право решения соответствующих министерств реализовывать излишние материалы предприятиям, где они могли быть использованы для производства гражданской продукции. Кроме того, осуществлялось снижение нормативов собственных оборотных средств по сравнению с условиями военного времени. Предприятиям были установлены задания по улучшению хозяйственной и финансовой деятельности, реализации сверхнормативных запасов.

Осуществление этих мероприятий в целом способствовало оздоровлению финансовой системы страны.

Финансово-экономической базой послевоенных преобразований народного хозяйства было восстановление и дальнейший подъем, увеличение товарных запасов, сбалансированность бюджета. Развертывание товарооборота, укрепление рубля, снижение пайковых и коммерческих цен после окончания войны приобрели особенную важность. Однако этому препятствовал излишек денег в обращении, явившийся результатом условий военного времени, а также уменьшение розничного товарооборота. Несмотря на то, что государственные цены на нормированные товары, отпускавшиеся по карточкам, не изменялись, покупательская способность рубля снизилась из-за сужения государственной и кооперативной торговли, что создавало

2 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1968. Т. 3. С. 327-332.

возможности для спекуляций и взвинчивало рыночные цены, уровень которых был выше довоенного. Положение усугублялось еще и тем, что на временно захваченной советской территории обращались выпущенные оккупантами фальшивые деньги. Таким образом, денежные доходы населения возрастали, а производство средств потребления сократилось.

Денежное и товарное обращение связаны между собой, т.е. выступают двумя сторонами единого процесса обращения. Для того, чтобы укрепить денежную систему, ликвидировать множественность цен, восстановить полноценный рубль, необходимо было в единовременном порядке изъять избыточную массу денег из обращения путем проведения денежной реформы и отменить карточную систему распределения продуктов, чтобы облегчить переход к развернутой советской торговле.

В сентябре 1946 г. были проведены мероприятия по сближению высоких коммерческих и низких пайковых цен с тем, чтобы при отмене карточной системы упразднить коммерческие цены и объявить новые пайковые цены едиными государственными. Одновременно были повышены ставки и оклады заработной платы менее обеспеченным рабочим и служащим, а также неработающим пенсионерам и студентам. Эти мероприятия подготавливали проведение в 1947 г. денежной реформы.

При проведении реформы большое значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег их выбросить на рынок. Кроме того, были разбронированы товары государственных резервов на сумму 1,7 млрд рублей. Они предназначались для торговли после отмены карточек и перехода к единым розничным ценам в городах и сельской местности Однако этих мер было недостаточно. Повышение цен было совершенно необходимой мерой для того, чтобы обеспечить финансовую стабильность.

Восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция — проблемы, с которыми пришлось столкнуться СССР.

Необходимость денежной реформы определялась полной разбаланси-рованностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось больше денег, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательская способность денег упала. В результате реформы произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела, в основном, конфискационный характер.

1 Данилов A.A., Пыжиков A.B. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.С. 108.

14 декабря 1947 г. Совмин СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»1, в нем указывалось, что денежная реформа призвана ликвидировать последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, восстановить полноценный советский рубль и облегчить переход к торговле по единым ценам без карточек2. В этом состояли основные задачи реформы.

В обращение были выпущены новые деньги образца 1947 г., старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1.

Одновременно с денежной реформой проводилась конверсия всех ранее выпущенных займов, которые объединялись в единый заем.

В то время как для проведения первой советской денежной реформы потребовалось два года (1922—1924), реформа 1947 г. была осуществлена в предельно короткий срок, так как проводилась в других социально-экономических условиях. Реформа 1922—1924 гг., проводившаяся в условиях многоукладной экономики, была одним из мероприятий, направленных на стабилизацию рубля и создание новой денежной системы. Задача проведения денежной реформы 1947 г. в основном ограничивалась устранением излишка денег из обращения.

Упорядочение денежного обращения и усиление роли денег создали условия для укрепления советских финансов и хозяйственного расчета, а также установления экономически правильной системы цен: розничных — на товары широкого потребления, оптовых — на средства производства, заготовительных и закупочных — на сельскохозяйственные продукты. Это вызывалось потребностями социалистического производства, необходимостью установления наиболее правильных стоимостных пропорций в распределении общественного продукта и национального дохода.

В то же время росла эмиссия, причины которой усматривались в «невыполнении плана розничного товарооборота и превышении фонда зарплаты». Снижение цен — это также попытка государства стимулировать розничный товарооборот, но денежные доходы населения были столь незначительны, что автоматически влияли на ограничение потребления. Это несоответствие между производством и потреблением следует считать явным минусом тогдашней советской экономики, что, впрочем, вполне объясняется тяжелыми последствиями Великой Отечественной войны. Однако при этом данная ценовая политика государства по-существу заставляла нести значительную налоговую нагрузку решения первоочередных задач послевоенной советской экономики, это, в свою очередь, было одной из существенных причин превращения земледельца в наемного рабочего.

1 Известия Советов Депутатов Трудящихся СССР. № 294, 15 декабря 1947.

2 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. С. 460—467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.