Научная статья на тему 'День Земли'

День Земли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬ ЗЕМЛИ / ПРАЗДНИК-ЭКСПРОМТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна

В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» один из героев высказывает мнение, что человек смотрит на природу глазами владельца, а прекрасным ему кажется то, с чем связано счастье, довольство жизнью. Солнце и дневной свет очаровательно прекрасны, потому, что в них источник жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «День Земли»



М. Б.Зацепина

День Земли

В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» один из героев высказывает мнение, что человек смотрит на природу глазами владельца, а прекрасным ему кажется то, с чем связано счастье, довольство жизнью. Солнце и дневной свет очаровательно прекрасны, потому, что в них источник жизни.

Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

И не потому ли, что человек смотрел на природу как «владелец», экология нашей земли находится в бедственном положении? Хотелось бы отметить, что в детях с малых лет надо воспитывать чувство сопричастности к природе. При этом особая роль принадлежит искусству, которое позволяет ребенку познать окружающий мир. Через художественный образ дошкольник постигает отношение людей к природе. Красота природы, по мнению В. В. Ванслова, состоит не только в чисто внешней, формальной красивости или приятности ее явлений, а в выражении в этих явлениях положительного человеческого содержания, которому соответствует жизненное содержание природных явлений. И оценивается красота природы по своему содержанию с точки зрения человеческих идеалов. Недаром в середине ХХ столетия В. В. Ванслов мечтал, превратить всю Землю в прекрасный цветущий сад. Великий русский писатель К. Э. Паустовский в повести «Золотая роза» писал: «Красота земли - великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших целей... Без понимания этого какой же может быть передовой человек!».

Всемирный День Земли отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта, он был провозглашен ООН в 1971 году. В этот день в течение минуты звонит Колокол Мира. Его звон заставляет людей задуматься, что нужно сделать, чтобы сохранить нашу планету.

22 апреля отмечается международный День Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. В 1990 году этот праздник стал международным, в России День Земли отмечается с 1992 года. Основные цели проведения Дня Земли: превращение

экологической проблематики в неотъемлемый элемент общего образования и культуры, направленный на формирование у молодежи сопричастности ко всему происходящему вокруг, формирование взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного и деятельного отношения к окружающей природе.

Приводим сценарий интегрированного развлечения из опыта работы Центра развития ребенка - детского сада № 54 г. Одинцо-во Московской области (авторы-составители Липецкая Л. Б., Быстрюкова Л. В. и др.)

Окно в волшебный мир природы

Предварительная работа

1. Наблюдения за обителями живой природы в окружающем мире и уголке природы детского сада.

2. Беседа: «Что такое фауна?»

3. Чтение рассказов о природе Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки.

4. Разучивание стихов о живом мире природы.

5. Рассматривание картин, иллюстраций о природе.

6. Беседа о животных, птицах, насекомых.

7. Слушание музыкальных произведений: «Аквариум» и «Карнавал животных» К. Сен-Санса; «Лягушки» В. Ребикова; «Хромой козлик» Д. Кабалевского; «Белка» Н. Рим-ского-Корсакова.

8. Инсценирование песен: «На мосточке» А. Филиппике; «Осьминожки» В. Шаинского.

9. Театрализованные этюды: «Лягушка и аисты» муз. В. Витлина; «Медведи пляшут»

муз. М. Красева; «Карнавал зверей»; «Мишка»; «Верблюд»; «Носорог».

10. Дидактические игры: «Кто прыгает, ползает, летает?»; «Рыба, птица, зверь».

11. Рисование: «Нарисуй своих любимых животных», «Птицы на ветках», «Чудо природы - насекомые».

12. Занятия по конструированию из бумаги: «Деревья, кусты, цветы», изготовление макета «Поляна».

13. Работа с детьми способом оригами: конструирование зверей, птиц, растений и др.

14. Работа с родителями: просмотр телепередач «Дикий мир животных»; «В мире животных»; посещение с детьми зоопарка.

Программное содержание

1. Расширять кругозор, фантазию и возможности выражения темы в разных видах деятельности.

2. Обогащать представления детей об обитателях мира фауны.

3. Развивать детское творчество в процессе изображения объектов животного мира.

4. Способствовать высказыванию своих суждений, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения.

5.Открывать детям поэтический способ выражения настроения, развивать эстетические чувства цвета, композиции.

6. Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.

7. Учить детей различать изобразительность музыки, создающей образ животных. Развивать навыки инсценирования.

8. Передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей.

9. Развивать у детей целенаправленность зрительного видения, умение сравнивать и сопоставлять образы и средства выразительности (цвет, поза, жест, линия).

10. Средствами изобразительности музыки, развивать способности детей подражать голосам, повадкам и манере движения обитателям животного мира.

11. Помочь детям познавать мир, самоутверждаться в нем, размышлять о добре и зле, сочувствовать слабым, сострадать, любить, жалеть.

Сценарий развлечения

Воспитатель приглашает детей в зал. Зал оформлен, как лесная полянка. В центре стоит дерево, на веточке которого висит колокольчик.

Воспитатель. Ребята! Как удивителен мир, в котором мы живем! Как удивительны и уникальны животные, насекомые и птицы, населяющие нашу планету!

Ведь природа так прекрасна, Так ласкова, многообразна, Что познакомиться с ней ближе Пора настала, как я вижу. Скажите, дети, при всем народе, Что вам известно о природе? 1 -й ребенок.

Знают все взрослые, знают все дети, Что вместе с нами живут на планете...

2-й ребенок.

Лев, журавль, попугай и лисица,

3-й ребенок.

Волк и медведь, стрекоза и куница,

4-й ребенок.

Белки, стрекозы, обезьяны и тигры, 1 -й ребенок.

Дельфины, бобры и шустрые выдры,

2-й ребенок. Кенгуру, жирафы и хорьки,

3 -й ребенок. Кузнечики, жучки и паучки,

4-й ребенок.

Зебры, леопарды, бегемот

И огромный в океане кашалот.

Воспитатель.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья.

Ребенок.

Муравьиный дом в глуши -Ты его не тормоши. Муравьишкам помоги, Домик их огороди. Ребенок.

Насекомых не давите, Если встретите в лесу, Насекомые природе Много пользы принесут! Ребенок.

Всегда всем птичкам помогай И птичьих гнезд не разоряй. На радость пусть растут птенцы, Природы звонкие гонцы! Воспитатель. Далеко-далеко, среди вековых деревьев, есть одна поляна. На этой

полянке собирались ее жители - животные, птицы, насекомые, когда нужно было решить какие-нибудь важные вопросы. Посреди поляны растет дерево, на котором висит колокольчик, по зову которого и собрались обитатели животного мира. А встречала их Фея природы Лада. Мы сейчас заглянем одним глазком в этот чудесный мир. Но, необходимо...

Помнить детям, что надо Быть добрым с тем, кого мы встретим. Согласны все? Тогда поедем. В дорогу песенку возьмем. (Песня «Сто вопросов «Почему?», муз. В. Филатова. Дети надевают шапочки животных. Звенит звоночек на дереве.)

Воспитатель. Вот мы и на волшебной полянке.

(Входит Фея природы Лада с девочками, одетыми в платьица цветов радуги. «Танец Радужинок», муз. Минкуса.) Лада.

Со мною незнакомы вы, ребята,

Зовусь я Ладою, живу я на Руси.

В весенний день смогла я к вам

С подружками придти.

Мои подружки - радужки,

Как цветные камушки.

Их цветами природа богата,

Их запомнить вам надо, ребята.

Сколько здесь зверюшек вижу!

Что ж, никого я не обижу.

Напротив, очень рада я, -

Все звери для меня друзья!

Мышка, мышка, серое пальтишко.

Мышка тихо идет.

В норку зернышко несет.

(Бежит мышка с узелочком на палочке.)

А за мышкой медведь,

Как начнет реветь.

Медведь. У-у! У-у! Я в развалочку иду! Лада.

А веселые зайчата -Длинноухие ребята -Прыг да скок, прыг да скок, Через поле, за лесок. (Прыгают зайчата.) Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. (Прыгает лягушка.) На полянке под кустом Муравьишка строит дом. (Муравей лопаткой «строит дом».) (Вылетает бабочка. Ее пытается поймать мальчик сачком.)

Мальчик. Ой, еще одна бабочка! Сейчас я ее поймаю! Такой еще у меня нет!

Лада. Кто ты, мальчик?

Мальчик. Я - Ваня!

Лада. А ты зачем моих подданных пугаешь?

В ан я . Я не пугаю, я просто хочу ее поймать!

Лада. Как не пугаешь? Вот бабочка чуть крылышко не потеряла, от тебя спасаясь.

Ваня. А какая польза от нее?

Лада. Друзья, какая польза от бабочки?

Ответы детей. Она красивая. Бабочка на лапках переносит пыльцу с цветка на цветок. Бабочка бывает гусеницей. А гусениц клюют птицы.

Лада. Сегодня на нашей поляне звонил колокольчик. А он не будет звонить по пустякам.

Нашей бабочке понадобилась защита. Ваня, ты понял, что бабочек обижать нельзя?

В аня . Да! За ними надо наблюдать в полете и любоваться их красотой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(«Песня-танецбабочек», муз.Н. Луконина. Бабочки улетают, остается одна. К ней подходит божья коровка.) Божья коровка. Ты так весело порхаешь, Никаких забот не знаешь. Любишь весело пожить, Вот бы мне с тобой дружить! Бабочка.

Дружбе рада я всегда, Но у меня всегда дела. В лапках я ношу пыльцу, От цветка лечу к цветку. Божья коровка. А мне трудиться неохота, Надоела мне работа. Поиграть, попрыгать вволю, Полететь бы в чисто поле! (Бабочка улетает. Божья коровка подходит к муравью, который лопаткой у елочки строит дом.)

Божья коровка. Здравствуй, муравей! Как ты весело играешь, Видно много игр ты знаешь? Научи меня играть, Лопаткой землю ковырять. Муравей.

Но я совсем и не играю,

Работа моя такая.

Вот построю скоро дом

Поселюсь с друзьями в нем!

Божья коровка.

Все в работе целый день,

А со мною только лень!

И, как видно от меня, Нет ни пользы, ни вреда. Лада. Что ты, божья коровка. Ты тоже приносишь пользу. Друзья, какую пользу приносит природе божья коровка?

Ответ детей. Она съедает с листьев и ветвей тлю.

(К божьей коровке скачет лягушка.)

1 -я Ля гуш ка.

Что делается! Что делается!

Ни за что бы не поверила, если бы своими

Ушами не услышала, своими глазами

Не увидела!

Лада. Что ты расшумелась, лягушка? 1 -я Лягушка. Да как же не шуметь, если тут говорят,что им делать нечего! Нам, лягушкам, всегда найдется, что делать. (Скачут все лягушки.)

2-я Лягушка.

На лужочке под горою Есть болотце небольшое. Ловим мошек, комаров Ква-ква-ква, без лишних слов.

3-я Лягушка. Не умеем унывать, Любим песни распевать. Нечего в болоте спать Будем танцевать!

(«Песня-танец Лягушки», муз. З. Роот.)

(К дереву, под которым на пеньке спит медведь, скачут белка и два зайчика. Один из них звонит в колокольчик на дереве.) Лада.

На поляне как-то раз Спорили зайчата. Кто важней в лесу у нас Зайцы или медвежата?

1 -й Заяц.

Мы живем в лесу давно, А медведи лето. Съели всю малину в чаще, Разве справедливо это? Белка.

Малинка тоже мне нужна, Шишки и орешки. Это все для быстроты И прыжков на ветки. (Медведь просыпается.)

Медведь.

Как громко вы ведете разговор, Не выспаться медведю. И прекратите бесполезный спор, Должны быть дружными соседи. Каждый важен в жизни нашей. Мы зависим друг от друга, Жить не можем друг без друга. 2-й Заяц.

Надежный друг есть и у меня -Веселый Петушок. Иду я смело с ним всегда И в лес, и на лужок. Петух.

Пусть исчезнет зло на свете, Пусть с природой дружат дети. Ведь и зайцы, и лисицы, Насекомые и птицы, И растения живые Людям братья все родные! Лада.

Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки. Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. (Общий танец по выбору музыкального руководителя.)

Лада. На память о нашей встрече я оставляю вам сундучок. Все, что вы сделаете сегодня, присылайте мне. От ваших рисунков

и поделок волшебная страна Природа станет еще прекрасней. До свидания, ребята! До новых встреч!

(Лада уходит.)

Воспитатель. Пора и нам возвращаться в детский сад.

(Звенит звоночек. Дети снимают шапочки зверей и животных.)

Воспитатель. Все мы любим природу. Сегодня мы изобразим ее обитателей: животных, птиц, насекомых и соберем их на этой поляне.

(Воспитатель показывает макет, подготовленный заранее вместе с детьми.)

Воспитатель. Подумайте о том, кого каждый из вас хотел бы нарисовать, сконструировать из бумаги, сделать работу из ниток по трафарету. Лада оставила вам подсказки.

Воспитатель достает из сундучка схемы рисования, оригами, трафареты животных, птиц, насекомых. Дети выбирают изобразительный материал и занимают свои места за столами и мольбертами.

В своих работах дети используют: конструирование из бумаги, аппликацию из ниток по трафарету, оригами, рисование фломастерами, пастелью, гуашью, тушью (тычок жесткой кистью, тычок поролоном).

В ходе работы воспитатель помогает советами по мере необходимости. По окончании работы изготовленные фигуры размещаются на поляне (если надо, вырезаются).

Воспитатель. (Обращает внимание детей на выразительность созданных образов.) Когда Лада заглянет на эту поляну, она увидит, с какой любовью изображены жители ее природного царства. И мы также еще раз полюбуемся этой красотой. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.