Научная статья на тему 'ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН КАК ЧАСТЬ PUBLIC RELATIONS ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН КАК ЧАСТЬ PUBLIC RELATIONS ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связи с общественностью / пиар-кампания образовательной организации / день открытых дверей / цифровизация / public relations / PR campaign of educational organization / open day / digitalization

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.Г. Афанасьева

В статье рассматривается формат дня открытых дверей онлайн как способ проведения PR-кампании высшего учебного заведения. Первые упоминания о днях открытых дверей в медиадискурсе относятся к 1950-м годам – можно с уверенностью утверждать, что со второй половины ХХ века вузы начали проводить встречи с абитуриентами и их родителями на своей территории, чтобы визуализировать процесс обучения и познакомить будущего студента с коммуникативными манерами профессорско-преподавательского состава. Дни открытых дверей стали неотъемлемой частью пиар-кампании вуза и проводились, главным образом, в очном формате. Пандемия COVID-19 в 2020 году поставила вопрос о необходимости проведения дня открытых дверей в онлайн-формате, и с 2020 года в большинстве вузов очный формат взаимодействия с абитуриентами был дополнен заочным. Однако, как показал анализ дней открытых дверей РЭУ имени Г.В. Плеханова и ряда других вузов, в актуальных реалиях под днем открытых дверей онлайн понимается фильм о вузе рекламного характера, включающий выступления преподавателей, студентов и выпускников. В статье даны рекомендации по улучшению данного формата и снабжению его дополнительными преимуществами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — А.Г. Афанасьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE OPEN DAY AS PART OF PUBLIC RELATIONS OF A UNIVERSITY IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article discusses the format of an online open day as a way to conduct a PR campaign for a higher education institution. The first mentions of open days in media discourse date back to the 1950s – confidently that from the second half of the twentieth century, universities began to hold meetings with applicants and their parents on their territory in order to visualize the learning process and introduce the future student to a communicative manner of professors. Open days became an integral part of the university’s PR campaign and were held mainly in person. The Covid-19 pandemic in 2020 raised the question of the need to hold an open day in an online format, and since 2020 most universities, the face-to-face format of interaction with applicants has been supplemented by correspondent format. However, as shown by the analysis of the open days of the Plekhanov Russian University of Economics and a number of other universities, in current realities, an online open day means a film about a university of an advertising nature, including speeches by teachers, students and graduates. The article provides recommendations for improving this format and providing it with additional advantages.

Текст научной работы на тему «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН КАК ЧАСТЬ PUBLIC RELATIONS ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редакторы раздела: Литературоведение

АЛЕКСЕЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)

Языкознание

ГЛУХИХ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА — доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку,

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», (г. Челябинск)

УДК 811

Afanasyeva A.G., Deputy Head of the HR Department of the Plekhanov Russian University of Economics; postgraduate, Department of Journalism,

Media Communications and Advertising, A.S. Griboyedov Moscow University (Moscow, Russia), E-mail: aafanaseva345@gmail.com

ONLINE OPEN DAY AS PART OF PUBLIC RELATIONS OF A UNIVERSITY IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION. The article discusses the format of an online open day as a way to conduct a PR campaign for a higher education institution. The first mentions of open days in media discourse date back to the 1950s -confidently that from the second half of the twentieth century, universities began to hold meetings with applicants and their parents on their territory in order to visualize the learning process and introduce the future student to a communicative manner of professors. Open days became an integral part of the university's PR campaign and were held mainly in person. The Covid-19 pandemic in 2020 raised the question of the need to hold an open day in an online format, and since 2020 most universities, the face-to-face format of interaction with applicants has been supplemented by correspondent format. However, as shown by the analysis of the open days of the Plekhanov Russian University of Economics and a number of other universities, in current realities, an online open day means a film about a university of an advertising nature, including speeches by teachers, students and graduates. The article provides recommendations for improving this format and providing it with additional advantages.

Key words: public relations, PR campaign of educational organization, open day, digitalization

А.Г. Афанасьева, зам. нач. Управления персоналом административного департамента ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г. В. Плеханова», аспирант,

Московский университет имени А.С. Грибоедова, г. Москва, Е-mail: aafanaseva345@gmail.com

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН КАК ЧАСТЬ PUBLIC RELATIONS ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В статье рассматривается формат дня открытых дверей онлайн как способ проведения PR-кампании высшего учебного заведения. Первые упоминания о днях открытых дверей в медиадискурсе относятся к 1950-м годам - можно с уверенностью утверждать, что со второй половины ХХ века вузы начали проводить встречи с абитуриентами и их родителями на своей территории, чтобы визуализировать процесс обучения и познакомить будущего студента с коммуникативными манерами профессорско-преподавательского состава. Дни открытых дверей стали неотъемлемой частью пиар-кампании вуза и проводились, главным образом, в очном формате. Пандемия COVID-19 в 2020 году поставила вопрос о необходимости проведения дня открытых дверей в онлайн-формате, и с 2020 года в большинстве вузов очный формат взаимодействия с абитуриентами был дополнен заочным. Однако, как показал анализ дней открытых дверей РЭУ имени Г В. Плеханова и ряда других вузов, в актуальных реалиях под днем открытых дверей онлайн понимается фильм о вузе рекламного характера, включающий выступления преподавателей, студентов и выпускников. В статье даны рекомендации по улучшению данного формата и снабжению его дополнительными преимуществами.

Ключевые слова: связи с общественностью, пиар-кампания образовательной организации, день открытых дверей, цифровизация

Актуальность работы определяется рядом факторов. В период постпандемии репрезентация в онлайн-пространстве стала чрезвычайно актуальной для учреждений и организаций всех типов. Особенно существенные изменения в 2020 г произошли в сфере образования: в весеннем семестре все высшие учебные заведения Российской Федерации были вынуждены перейти на онлайн-об-учение, спорадически возвращаясь к этому формату в осеннем семестре (меры по изоляции преподавателей старше 65 лет, а также локальные вспышки новой коронавирусной инфекции).

Многие форматы взаимодействия с потенциальными абитуриентами, такие как мастер-классы, дни открытых дверей, открытые лекции профессуры, выставки и пр., также вынуждено перешли в онлайн-формат в 2020 г и сохранили его в период постпандемии.

Обращение к исследованию формата дня открытых дверей онлайн представляется актуальным в связи с закреплением и распространением указанного формата в 2020-х гг. Форма онлайн-взаимодействия с потенциальными абитуриентами оказалась перспективной и во многих отношениях более продуктивной, чем очная встреча, а в целях продвижения вуза гибкий онлайн-формат существенно расширил географию абитуриентов и в целом их ознакомленность с вузом.

Цель исследования - рассмотреть дни открытых дверей, проводимых в режиме онлайн, как часть современного пиара высшего учебного заведения и обобщить особенности такого формата репрезентации вуза.

Задачи исследования:

- рассмотреть онлайн-формат дня открытых дверей как современную форму взаимодействия с потенциальными обучающимися высшего учебного заведения;

- указать на место и роль такого взаимодействия в комплексе пиар-кампании высшего учебного заведения;

- исследовать перспективы развития такого метода работы с абитуриентами и функционал его в современном медиатексте.

Новизна исследования обусловлена тем фактом, что при огромном количестве разработок в области рекламы и PR в современных научных работах вузы традиционно не рассматривают сами себя в качестве объекта исследования. Между тем пиар-кампания вуза является масштабным взаимодействием с целевой аудиторией, состоящей из потенциальных обучающихся и их родителей, и исследование репрезентации вуза в массмедиа представляет не только практический, но и научный интерес.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении сведений по ведению одного из значимых элементов пиар-кампании вуза в он-лайн-формате, изучении достоинств и недостатков указанного формата и исследовании перспектив его развития.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения выявленных закономерностей в практике проведения дней открытых дверей онлайн и офлайн, а также в практике анализа конкретных

кейсов с обучающимися направления «Реклама и связи с общественностью».

Пиар-кампания образовательного учреждения исследуется в современной науке крайне ограниченно - фактически ей посвящены только две статьи О.Н. Подоровой-Аникиной с соавторами [1; 2]. «На сегодняшний день известно множество учебных заведений, работающих по различным программам и предлагающих абитуриентам многообразие образовательных услуг В связи с этим возникает ряд трудностей, которые касаются как потребителей этих услуг, так и высших учебных заведений. Для первых усложнился выбор образовательного учреждения, в котором они будут продолжать обучение, вторым стало труднее привлекать внимание потенциальных потребителей и поддерживать интерес к учебному заведению.

В конечном счёте от того, каким образом устанавливаются доверительные отношения между университетом и целевыми аудиториями, и зависит эффективность достижения важных для него целей - повышение количества поступающих и поддержание имиджа вуза. Для достижения этих целей образовательным учреждениям необходимо каждый год проводить рекламные и PR-кампании» [2, с. 65].

Традиционной формой установления доверительных отношений был и остается так называемый день открытых дверей, когда потенциальный абитуриент приходит в вуз, созерцает аудитории, преподавателей и в целом проникается атмосферой вуза. В соответствии с данными Национального корпуса русского языка, словосочетание «день открытых дверей» впервые употребляется в узусе русского языка в 1954 году. О.В. Амитров в своем дневнике пишет: «Ходил на «день открытых дверей» на исторический факультет МГУ Много интересного, но есть и минусы: во-первых, страшно трудный конкурс, а медалистам - собеседования, для подготовки к которым надо читать газеты и т. д., во-вторых, на археологическое отделение посылают не всех желающих, а кто не учится на других отделениях, те почти все становятся педагогами, а у меня от одной мысли об учительской деятельности волосы дыбом становятся. Нет, это не по мне» [3]. Основываясь на этих данных, можем предположить, что день открытых дверей как формат взаимодействия с абитуриентами был распространен как минимум с 1950-х гг

Смысл мероприятия заключался в эффекте присутствия, сопричастности атмосфере высшего учебного заведения. В отличие от посещения школ представителями вуза день открытых дверей предполагает непосредственное присутствие школьников в том корпусе, в котором им потенциально предстоит обучаться.

В первую очередь день открытых дверей в традиционном варианте проведения подразумевает визуальное и эстетическое воздействие. Большинство школ России - здания, построенные по типовому проекту, без архитектурных украшений. Университеты, напротив, зачастую размещаются в корпусах, имеющих оригинальные архитектурные решения, в зданиях, являющихся историческими памятниками. Потенциальный студент приходит в вуз, чтобы проникнуться его атмосферой и представить себя обучающимся в этих аудиториях. Примечательно, например, что процитированный выше О.В. Амитров, в 1954 осудивший день открытых дверей исторического факультета МГУ, в итоге окончил именно этот вуз, но геологический факультет: «Олег Владимирович - выпускник геологического факультета МГУ, доктор наук, успешный ученый-палеонтолог много путешествовавший, объездивший почти всю нашу страну и половину мира, страстный турист и собиратель песен. Дневники про детство, школу на Арбате, дачу в Кратове, учебу в МГУ и многое другое» [4, с. 9].

Непосредственное общение с профессурой университета также становится одним из элементов дня открытых дверей. Как правило, абитуриенты - это ученики 10-11 классов, уже способные воспринимать формат лекции, и зачастую на дне открытых дверей перед ними выступают харизматичные и красноречивые профессора, имеющие большой опыт чтения лекций. В просодическом и лексическом отношениях паттерн общения профессора с аудиторией основан на идее академической свободы и атмосферы открытого диалога, что также производит положительное впечатление на школьника и мотивирует его к поступлению в вуз. Иными словами, задача типичного школьного учителя - навести в классе порядок и дать ученикам определенный заданный объем информации. Задача университетского профессора - наметить вехи развития темы и пригласить аудиторию к дискуссии, что существенно влияет на его типовую манеру изложения материала.

При перечисленных достоинствах дня открытых дверей как формата взаимодействия с потенциальными студентами существуют и значимые недостатки этого PR-мероприятия. Прежде всего, посетить очный день открытых дверей могут только проживающие в том же городе, где находится вуз, либо в близко расположенных городах. Помимо этого, время проведения ДОД устанавливает вуз, и абитуриент в ряде случаев вынужден выбирать между желанием посетить университет и необходимостью присутствовать на каком-либо спортивном, общественном или волонтерском мероприятии.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году в принципе исключила возможность очного посещения вуза в период приемной кампании. Именно весной 2020 г. начали массово проводиться дни открытых дверей онлайн, которые в современных реалиях стали частью пиар-кампании университетов и институтов по всей России.

Как правило, ДОД онлайн подразумевает комбинированный формат фильма о вузе с последующим онлайн-выступлением профессуры, студентов, выпускников и ответами на вопросы абитуриентов в прямом эфире. Так, например, день открытых дверей РЭУ имени ПВ. Плеханова, проведенный в онлайн-формате 16 декабря 2023 года, размещен в открытом доступе в социальной сети «ВКонтак-те» [5] и представляет собой видеофильм на 2 часа 23 минуты. В соответствии с анонсом, «руководители, студенты и выпускники РЭУ:

- рассказали о новых направлениях и программах, открытых к набору в 2024 году;

- напомнили, какие предметы необходимы для поступления;

- рассказали о трудоустройстве студентов и выпускников РЭУ;

- познакомили с внеучебной деятельностью студентов» [5].

Фильм не включает в себя элементов обратной связи, ответов на вопросы абитуриентов и пр.: фактически это двухчасовой фильм о вузе, в котором показаны различные направления его деятельности, который, несмотря на название -«День открытых дверей» - таковым не является. Немаловажным элементом классического дня открытых дверей является непосредственный ответ на вопросы абитуриентов, взаимодействие с ними в очном диалоге. Соответственно, по нашему мнению, день открытых дверей онлайн должен подразумевать, наряду с презентацией образовательных программ вуза, ответы на типичные вопросы абитуриентов.

День открытых дверей онлайн, с одной стороны, лишен того эффекта присутствия, ради которого и задумывается появление абитуриентов непосредственно в вузе. С другой стороны, для иногородних абитуриентов это единственная возможность увидеть аудитории вуза и принять решение об обучении в нем. Даже запись онлайн-встречи с типичными вопросами в чате может быть полезной в этом отношении: вопросы, волнующие абитуриентов, как правило, типичные, и заданный одним абитуриентом вопрос может быть релевантен для многих.

Трансляция фильма «День открытых дверей РЭУ имени ПВ. Плеханова» от 20 января 2024 [6] на конец марта имеет 39 000 просмотров, то есть ее охват по умолчанию значительно больше, чем проведение традиционной офлайн-встречи с абитуриентами. В то же время и этот день открытых дверей не включает обратной связи - абитуриентам предлагается переходить в телеграм-канал и задавать вопросы там [6].

Дни открытых дверей в формате фильма подразумевают закрытую, заранее заданную композицию без малейшего импровизационного момента. Дни открытых дверей традиционного типа, при задуманной заранее композиции (выступления профессуры, знакомство с направлениями вуза и пр.) включают в себя элемент живого диалога с аудиторией, полностью элиминированный в днях открытых дверей онлайн.

В целях уточнения преимуществ и недостатков дней открытых дверей онлайн был проведен анализ сайтов и групп в социальных сетях десяти вузов г Москвы: МПУ им. М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Высшей школы экономики, Финансового университета при Правительстве РФ, РПУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Первого МПМУ им. И.М. Сеченова, Московского университета им. А.С. Грибоедова, Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Московского университета им. С.Ю. Витте, НИЯУ МИФИ. Москва была выбрана в силу максимального притяжения абитуриентов из всех регионов России: для вузов г Москвы в связи с этим наиболее актуален вопрос об онлайн-репрезентации. Помимо Военного университета, который по объективным причинам минимизирует свое присутствие онлайн, остальные вузы на регулярной основе организуют дни открытых дверей в Интернете.

В большинстве случаев вузы используют ту же практику, к которой прибегает РЭУ имени ПВ. Плеханова - в качестве дня открытых дверей онлайн позиционируется заранее снятый и смонтированный фильм, не предполагающий непосредственного взаимодействия с целевой аудиторией. Такой фильм может быть использован многоразово: фактически однажды снятый фильм может многократно служить вузу. Плюсом этих фильмов с точки зрения эстетики процесса образования является показ здания вуза и его аудиторий с лучшей стороны: можно снять профессоров и выпускников в лучших аудиториях университета, задав визуальное восприятие вуза. К минусам относится отсутствие возможности открытого диалога, ответов на вопросы, возникающие у абитуриентов.

Пиар-кампания высшего учебного заведения является важным инструментом привлечения абитуриентов и в целом популяризации вуза в публичном пространстве. Неотъемлемым элементом этой пиар-кампании является такое мероприятие, как день открытых дверей - с 1950-х гг это мероприятие входит в организацию приемной кампании и подразумевает очное знакомство студентов с вузом, визуализацию учебного процесса и общение с профессурой и действующими студентами.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 сформировала запрос на перевод вузовских мероприятий в онлайн-формат: в течение 2020 года вузы освоили дистанционное проведение занятий, онлайн-проведение конференций и другие варианты взаимодействия с профессурой и обучающимися в условиях невозможности личного контакта. Присутствие вузов в онлайн-формате пополнилось проведением дня открытых дверей через Интернет.

К сожалению, под днем открытых дверей онлайн в современных реалиях подразумевается коммуникация без обратной связи - как показал анализ сайтов

и групп в социальных сетях, подавляющее большинство вузов Москвы подразумевает под днем открытых дверей в онлайн-формате демонстрацию фильма, длительностью от 30 минут до трех часов. Такие фильмы исключают возможность обратной связи, а также задают получение сведений о вузе в строго определенной последовательности. Количество просмотров данных фильмов свидетельствует о широком охвате аудитории, и для абитуриентов из другого региона подобный фильм является единственным шансом увидеть вуз и обдумать возможность учиться в нем.

Полагаем, что для более эффективного проведения пиар-кампании вуза дни открытых дверей онлайн в существующем формате следует дополнить краткими встречами в формате «вопрос - ответ», на которых представители вуза

Библиографический список

ответят на вопросы абитуриентов. Текстовый формат взаимодействия через комментарии и группы в телеграме не является продуктивным, так как не синхронизируется с взаимодействием с аудиторией и не коррелирует с непосредственным участием представителей вуза.

Цифровизация ставит перед всеми учреждениями задачи освоения нового формата взаимодействия с сотрудниками и общественностью в целом. Вуз, заинтересованный в популяризации своей деятельности и продуктивном взаимодействии с абитуриентами, ищет варианты максимального охвата аудитории и расширения географии поступающих. День открытых дверей онлайн является одним из продуктивных инструментов в этом отношении, однако нуждается в коррекции и добавлении новых форм взаимодействия.

1. Подорова-Аникина О.Н., Пулькина В.А., Борисенко О.Ю. PR-кампания как инструмент продвижения образовательных услуг Педагогический журнал. 2020; Т. 10, № 3-1: 47-54.

2. Подорова-Аникина О.Н. PR-кампания как инструмент продвижения образовательных услуг Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. 2020; № 25 (30): 65-71.

3. Национальный корпус русского языка. Available at: ruscorpora.ru

4. Амитров О.В. Круги общения. Москва: Медиа-ПРЕСС, 2013.

5. День открытых дверей РЭУ имени Г.В. Плеханова. Available at: https://m.vk.com/video-1177_456240364?list=1e6afa7769579e2dc3&from=wall-107803706_1108

6. День открытых дверей Плехановского университета - 2024. Available at: https://vk.com/video-1177_456240393

References

1. Podorova-Anikina O.N., Pul'kina V.A., Borisenko O.Yu. PR-kampaniya kak instrument prodvizheniya obrazovatel'nyh uslug. Pedagogicheskijzhurnal. 2020; T. 10, № 3-1: 47-54.

2. Podorova-Anikina O.N. PR-kampaniya kak instrument prodvizheniya obrazovatel'nyh uslug. Vestnik Komi respublikanskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby i upravleniya. Teoriya ipraktika upravleniya. 2020; № 25 (30): 65-71.

3. Nacional'nyj korpus russkogo yazyka. Available at: ruscorpora.ru

4. Amitrov O.V. Krugi obscheniya. Moskva: Media-PRESS, 2013.

5. Den' otkrytyh dverej R'EU imeni G.V. Plehanova. Available at: https://m.vk.com/video-1177_456240364?list=1e6afa7769579e2dc3&from=wall-107803706_1108

6. Den' otkrytyh dverej Plehanovskogo universiteta - 2024. Available at: https://vk.com/video-1177_456240393

Статья поступила в редакцию 29.03.24

УДК 81'+81'37+81'44

Wang Qianqian, postgraduate, Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia), E-mail: qianwang0529@gmail.com

Lukmanova R.R., Cand. of Sciences (Philology), Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia), E-mail: renata89373319690@gmail.com

NOVELS BY YU HUA AND F.M. DOSTOEVSKY IN THE ASPECT OF CONTRASTIVE FUNCTIONAL LINGUISTICS. The work shares a contrastive analysis of two iconic world literary texts - the novels "The Brothers Karamazov" by F.M. Dostoevsky in Russian and "Brothers" by Yu Hua in Chines. The researchers analyze historical, cultural and social contexts of the two novels. Thus it is possible to discover temporal and spatial links between the two authors and their texts, manifested in semantic and formal features. The influence of Russian literature on the development of Chinese literature, in particular the novel by F. M. Dostoevsky on Yu Hua has been confirmed. The researches show the closeness of their views, and therefore the verbal representation of the two writers: for both authors, the theme of death shows their focus on describing and revealing the painful internal (mental) processes of the heroes, their concern for each person to remember what is in him love for one's neighbor lives. The novels "Brothers" and "The Brothers Karamazov" are the results of the transition from the old epoch to the new, social upheavals. Both writers are similar in their choice of means of depicting morbidity: the main characters have contradictory characters, they admire themselves and despise themselves.

Key words: F.M. Dostoevsky, Yu Hua, Functional Linguistics, Russian, Chinese, context, text, verbalization

Ван Цяньцянь, аспирант, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, E-mail: qianwang0529@gmail.com

Р.Р. Лукманова, канд. филол. наук, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, E-mail: renata89373319690@gmail.com

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЮЙ ХУА И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В СВЕТЕ КОНТРАСТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

В статье осуществлён контрастивный анализ двух знаковых произведений мировой литературы - романов «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского на русском и «Братья» Юй Хуа на китайском языках. В свете функциональной лингвистики показаны широкие контексты двух произведений - историко-культурный и социальный, что позволило обнаружить временные и пространственные связи между двумя авторами и текстами, проявляющимися в их семантических и формальных особенностях. Подтверждено влияние русской литературы на развитие китайской литературы, в частности, творчества Ф.М. Достоевского на Юй Хуа, показана близость их воззрений: для обоих авторов тема смерти проявляет их нацеленность на описание и вскрытие болезненных внутренних (душевных) процессов героев, заботу о том, чтобы каждый человек вспомнил, что в нём живёт любовь к ближнему. Представляется, что речевая репрезентация картин мира двух авторов, несмотря на близость их воззрений, различается.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Юй Хуа, функциональная лингвистика, русский язык, китайский язык, контекст, текст, речевая реализация

В своих предыдущих научных работах мы фокусировали внимание на романе современного китайского прозаика Юй Хуа «Братья»: был произведён комплексный сопоставительно-переводческий анализ оригинального и переводного текстов - на китайском и русском языках. В частности, тексты на китайском и русском языках были исследованы с точки зрения лингвопрагматики, лингвокуль-турологии, когнитивной лингвистики (теории метафоры) [1; 2].

В ходе обозначенных выше изысканий мы обнаружили сходство двух произведений - романов Юй Хуа «Братья» и Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», оно проявляется на уровне системы образов героев, их характеров и сюжетных линий, например, трагических финалов двух произведений. В связи с этим в настоящем исследовании осуществляется сравнительный анализ произведений «Братья» Юй Хуа и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского - выявление общего и специфического в выбранных текстах на уровне когнитивной базы произведений (подтекстов, скрытых концепций, суждений автора и героев) и анализ её

языковой репрезентации. В статье в свете функциональной лингвистики показано, почему авторы выбирают те или иные существующие языковые формы, создают сообщения, каким образом они интерпретируются и понимаются реципиентами (читателями). Специфика порождения, функционирования и восприятия текстов романов Юй Хуа и Ф.М. Достоевского может быть выявлена только на основании результатов анализа экстралингвистических факторов (социокультурных, экономических), характеризующих время и пространство двух произведений, их контекст, что определяет актуальность данной статьи.

Новизна исследования заключается в намерении авторов статьи «оживить классику» в реальности, связав при этом китайскую и русскую литературы на основании новой методики на базе междисциплинарного подхода. Результаты, полученные авторами статьи, позволят русскоязычным и китайскоязычным прозаикам, специалистам в области перевода русской и китайской литературы преодолеть оковы времени и пространства, а также вступить в межкультурный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.