Научная статья на тему 'Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады "Я-профессионал")'

Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады "Я-профессионал") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ДЕМОНСТРАЦИЯ / МЕТОД / DIDACTIC TRAINING / DIDACTIC COMPETENCE / MODEL TRAINING SESSION / FUTURE TEACHER / DEMONSTRATION / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Каско Жанна Агасиевна

Актуальность. На современном этапе развития системы высшего образования ставится проблема подготовки компетентных специалистов, способных реализовать свой потенциал в образовательно-обучающей деятельности. Согласно документам об образовании, критериями оценки качества учителя выступают готовность к решению дидактических задач, наличие дидактических умений, навыков и т.д. В связи с этим, в педагогической науке возникает проблема поиска методов обучения, которые наиболее эффективно способствовали бы совершенствованию дидактической подготовки будущего учителя. Целью исследования является обоснование возможностей использования демонстрации модельного учебного занятия как метода совершенствования дидактической подготовки будущего учителя. Методология и методики исследования. Исследование проводилось с опорой на положения личностно-ориентированного и компетентностно-деятельностного подходов. Использованы такие научные методы, как анализ, систематизация и обобщение научно-педагогической литературы, наблюдение и анализ продуктов деятельности экспертного жюри по оцениванию модельного учебного занятия конкурсантов олимпиады. Результаты и научная новизна. Демонстрация будущим учителем модельного учебного занятия способствует совершенствованию его дидактической подготовки и стимулирует педагогическое творчество. Представлены формируемые у будущего учителя компетенции в рамках демонстрации модельного учебного занятия: социальная, когнитивная и функциональная, а также уровни их сформированности: недостаточный, базовый, профессиональный и выдающийся. Описан опыт кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева по организации и использованию демонстрации модельного учебного занятия будущим учителем, способствующего совершенствованию его дидактической подготовки как конкурсного испытания на региональном этапе Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я-профессионал» по направлению подготовки «Педагогическое образование (основное)». Практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по повышению и совершенствованию уровня дидактической подготовки будущего учителя, которая заключается в освоении общих основ обучения, профессиональной подготовке к организации процесса обучения, осуществлении учебной работы в условиях дидактической системы школы, а также организации и руководстве познавательной деятельностью обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Каско Жанна Агасиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demonstration of a model training session as a method of improving the didactic training of a future teacher (on the example of the All-Russian Olympiad "I am a professional")

Relevance. At the present stage of development of the higher education system, the problem of training competent specialists capable of realizing their potential in educational and training activities is posed. According to the normative documents on education, the criteria for assessing the quality of a teacher are readiness for solving didactic tasks, the presence of didactic skills, skills, etc. In this connection, the problem arises of finding teaching methods that would most effectively contribute to the improvement of the didactic training of the future teacher. The aim of the research presented in the article is to substantiate the possibilities of using the demonstration of a model training session as a method of improving the didactic training of a future teacher. Methodology and research techniques. The study was conducted based on the provisions of personality-oriented and competence-activity approaches. Such scientific methods were used as analysis, systematization and generalization of scientific and pedagogical literature, observation and analysis of the products of the expert jury's activities on the evaluation of a model training session for contestants of the Olympiad. Result and scientific novelty. The demonstration by the future teacher of a model training session contributes to the improvement of his didactic training and stimulates pedagogical creativity. Presents the competences formed by the future teacher as part of the demonstration of a model training session: social, cognitive and functional, as well as the levels of their formation: insufficient, basic, professional and outstanding. Describes the experience of the Department of Pedagogy of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev on the organization and use of demonstration of a model training session by a future teacher, contributing to the improvement of his didactic training as a competitive test at the regional stage of the All-Russian Professional Olympiad of students «I am professional» in the direction of training «Pedagogical education (basic)». Practical significance. The materials and the results of the study can be used to develop recommendations for improving and improving the level of didactic training of the future teacher, which consists in mastering the general principles of teaching, training for organizing the learning process, carrying out educational work in the didactic school system, and organizing and managing activities of students.

Текст научной работы на тему «Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады "Я-профессионал")»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Дата публикации: 31.10.2019 УДК 378 (045)

Т. И. Шукшина, Ж. А. Каско

Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады «Я-профессионал»)

Актуальность. На современном этапе развития системы высшего образования ставится проблема подготовки компетентных специалистов, способных реализовать свой потенциал в образовательно-обучающей деятельности. Согласно документам об образовании, критериями оценки качества учителя выступают готовность к решению дидактических задач, наличие дидактических умений, навыков и т.д. В связи с этим, в педагогической науке возникает проблема поиска методов обучения, которые наиболее эффективно способствовали бы совершенствованию дидактической подготовки будущего учителя.

Целью исследования является обоснование возможностей использования демонстрации модельного учебного занятия как метода совершенствования дидактической подготовки будущего учителя.

Методология и методики исследования. Исследование проводилось с опорой на положения личностно-ориентированного и компетентностно-деятельностного подходов. Использованы такие научные методы, как анализ, систематизация и обобщение научно-педагогической литературы, наблюдение и анализ продуктов деятельности экспертного жюри по оцениванию модельного учебного занятия конкурсантов олимпиады.

Результаты и научная новизна. Демонстрация будущим учителем модельного учебного занятия способствует совершенствованию его дидактической подготовки и стимулирует педагогическое творчество. Представлены формируемые у будущего учителя компетенции в рамках демонстрации модельного учебного занятия: социальная, когнитивная и функциональная, а также уровни их сформированности: недостаточный, базовый, профессиональный и выдающийся. Описан опыт кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева по организации и использованию демонстрации модельного учебного занятия будущим учителем, способствующего совершенствованию его дидактической подготовки как конкурсного испытания на региональном этапе Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я-профессионал» по направлению подготовки «Педагогическое образование (основное)».

Практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по повышению и совершенствованию уровня дидактической подготовки будущего учителя, которая заключается в освоении общих основ обучения, профессиональной подготовке к организации процесса обучения, осуществлении учебной работы в условиях дидактической системы школы, а также организации и руководстве познавательной деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: дидактическая подготовка, дидактическая компетентность, модельное учебное занятие, будущий учитель, демонстрация, метод

Ссылка для цитирования:

Шукшина Т. И., Каско Ж. А. Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады «Я-профессионал») // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 482491. сМ: 10.32744^.2019.5.34

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Accepted: 12 August 2019 Published: 31 October 2019

T. I. Shukshina, Zh. A. Kasko

Demonstration of a model training session as a method of improving the didactic training of a future teacher (on the example of the All-Russian Olympiad «I am a professional»)

Relevance. At the present stage of development of the higher education system, the problem of training competent specialists capable of realizing their potential in educational and training activities is posed. According to the normative documents on education, the criteria for assessing the quality of a teacher are readiness for solving didactic tasks, the presence of didactic skills, skills, etc. In this connection, the problem arises of finding teaching methods that would most effectively contribute to the improvement of the didactic training of the future teacher.

The aim of the research presented in the article is to substantiate the possibilities of using the demonstration of a model training session as a method of improving the didactic training of a future teacher.

Methodology and research techniques. The study was conducted based on the provisions of personality-oriented and competence-activity approaches. Such scientific methods were used as analysis, systematization and generalization of scientific and pedagogical literature, observation and analysis of the products of the expert jury's activities on the evaluation of a model training session for contestants of the Olympiad.

Result and scientific novelty. The demonstration by the future teacher of a model training session contributes to the improvement of his didactic training and stimulates pedagogical creativity. Presents the competences formed by the future teacher as part of the demonstration of a model training session: social, cognitive and functional, as well as the levels of their formation: insufficient, basic, professional and outstanding. Describes the experience of the Department of Pedagogy of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev on the organization and use of demonstration of a model training session by a future teacher, contributing to the improvement of his didactic training as a competitive test at the regional stage of the All-Russian Professional Olympiad of students «I am professional» in the direction of training «Pedagogical education (basic)».

Practical significance. The materials and the results of the study can be used to develop recommendations for improving and improving the level of didactic training of the future teacher, which consists in mastering the general principles of teaching, training for organizing the learning process, carrying out educational work in the didactic school system, and organizing and managing activities of students.

Key words: didactic training, didactic competence, model training session, future teacher, demonstration, method

For Reference:

Shukshina, T. I., & Kasko, Zh. A. (2019). Demonstration of a model training session as a method of improving the didactic training of a future teacher (on the example of the All-Russian Olympiad «I am a professional»). Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 41 (5), 482-491. doi: 10.32744/pse.2019.5.34

_Введение

Стремительные темпы развития общества и образовательного пространства задают новые требования, предъявляемые к выпускникам педагогического вуза. Более остро встает вопрос о необходимости более качественной подготовки будущего учителя, которую исследователи ассоциируют не только с усвоением знаний, но и с умением приобретать новые знания, что и является его дидактической подготовкой. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» [1], представляя трудовые действия, знания и умения, которыми должен владеть современный педагог, нацеливает на компетентностно-ориентированный подход, в том числе и в дидактической подготовке будущего учителя. Поддерживая идеи А. А. Марголиса и других исследователей, формат компетентностно-ориентированного подхода, предусматривает развитие способности студента «строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с предложенными профессиональным сообществом нормами, описанными в профессиональном стандарте. Это обеспечивает, в свою очередь, возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования» [2; 3, с. 297; 4, с. 76].

Работа по совершенствованию дидактической подготовки будущего учителя может организовываться как в рамках аудиторной учебной работы, так и в разноплановой внеаудиторной деятельности (педагогиче-ская практика, студенческие профессиональные конкурсы, внеучебные мероприятия и др.), которая способствует его профессиональному становлению [5, с. 8]. Участие студентов в такого рода мероприятиях, дает воз-можность «для самореализации их личности, стремлению к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков» [6, с. 551]. Считаем, что большим потенциалом в совершенствовании дидак-тической подготовки будущего учителя обладает профессиональная олимпиада как форма внеаудиторной ра-боты, связанная с учебным процессом.

В данной работе авторами предпринята попытка описать потенциал демонстрации модельного учеб-ного занятия как метода совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всерос-сийской олимпиады «Я-профессионал»). Подчеркнем, что Всероссийская профессиональная олимпиада сту-дентов «Я-профессионал» является одним из флагманских проектов АНО «Россия - страна возможностей», указ о создании которой был подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 мая 2018 г.

В научной литературе проблеме совершенствования дидактической подготовки учителя посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей (С. Н. Горычева, И. М. Осмоловская, Л. М. Перминова, М. А. Чошанов, А. И. Уман, Т. И. Шукшина и др.). Сущность дидактической подготовки будущего учителя состоит в освоении знаний по теории обучения, подготовку будущего учителя к организации образовательно-обучающей деятельности, осуществление учебной работы в условиях дидактической системы школы, а также организацию и руководство познавательной деятельностью обучающихся [7, с. 104; 8, с. 127]. Осно-вополага-ющим ядром дидактической подготовки будущего учителя выступает

целенаправленный процесс формирования его дидактической компетентности [9, с. 298; 10, с. 37].

Мы считаем, что потенциалом в совершенствовании дидактической подготовки будущего учителя об-ладает метод демонстрации модельного учебного занятия. Отметим, что модельное учебное занятие является формой организации процесса обучения, которая предполагает специально организованное педагогом обуче-ние детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному учебному предмету), в результате которого происходит усвоение знаний, формирование и развитие умений и навыков [11, с. 28; 12, с. 138]. Анализ науч-ных исследований и собственной образовательной деятельности позволяет констатировать о возрастающем интересе к проблеме совершенствования дидактической подготовки будущего учителя с помощью метода де-монстрации модельного учебного занятия [13, с. 54; 14, с. 97; 15, с. 79].

_Материалы и методы

Методологическую основу проведенного исследования составили личностно-ори-ентированный и компетентностно-деятельностный подходы.

Применение личностно-ориентированного подхода утверждает представления о социальной, деятельностной и творческой сущности человека как личности (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.). В рамках личностно-ориентированного подхода будущий учитель начинает оценивать свою деятельность с точки зрения того, отвечает оно их потребностям или нет. Появляется собственная внутренняя оценка как согласование с самим собой и со своей жизненной перспективой. В результате доминирующим фактором организации демонстрации модельного учебного занятия становится развитие личности будущего учителя.

В рамках деятельностно-компетентностного подхода (М. М. Поташник, Р. Х. Шакуров, В. И. Шкатулла и др.) в процессе проведения модельного учебного занятия будущий учитель демонстрирует свои знания, умения, опыт, личные качества, рефлексию в различных вариантах их проявления. Деятельностно-компетентностный подход к совершенствованию дидактической подготовки будущего учителя с помощью модельно учебного занятия акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата выступает не сумма усвоенной информации, а способность будущего учителя эффективно осуществлять образовательно-обучающую деятельность. Иначе, это система дидактических знаний и умений, создающих условия для формирования дидактической компетентности студентов педагогического вуза.

Также, поставленная проблема требует изучения и анализа научной литературы психолого-педагогических источников, а также собственной практики в образовательных учреждениях высшего образования, в частности Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева (МГПИ). Определение потенциала метода демонстрации модельного учебного занятия в совершенствовании дидактической подготовки будущего учителя осуществлялось на основе применения анализа, систематизации и обобщения научно-педагогической литературы, наблюдения и анализа продуктов деятельности экспертного жюри по оцениванию модельного учебного занятия конкурсантов олимпиады.

_Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная олимпиада представляет собой форму подготовки будущего учителя к педагогической деятельности, способствующая формированию компетенций и стимулирующая их творческий потенциал [16, с. 34; 17, с. 22]. Такого рода олимпиады создают состязательно-образовательную среду, позволяющей расширить культурный кругозор будущего учителя, раскрыть возможности для самовыражения личности [18, с. 50].

К участию в отборочном этапе Всероссийская профессиональная олимпиада студентов «Я-профессионал» было привлечено более десяти тысяч студентов из различных вузов России. МГПИ, являясь инновационной площадкой педагогического образования и обладая огромным научным и творческим потенциалом, впервые стал площадкой для проведения регионального этапа Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я-профессионал» в качестве вуза-соорганизатора по направлению подготовки «Педагогическое образование (основное)» совместно с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ).

Заключительный этап Всероссийской олимпиады «Я-профессионал» по вышеуказанному направлению подготовки, в котором участвовали конкурсанты из различных регионов Приволжского федерального округа России, содержит в себе подготовку и демонстрацию экспертам модельного учебного занятия, отражающего уровень сфор-мированности определенных компетенций будущего учителя. Занятие, заявленное будущим учителем имеет четкие временные рамки (20 мин.) и ориентировано должно быть направлено на обучающихся начальной, основной или средней школы, а также учитывать их возрастные особенности.

Целью организации такого метода обучения является «повышение уровня профессиональной компетентности будущего учителя» [19, с. 298; 20, с. 46]. Достижение заданной цели позволяет актуализировать и развивать когнитивные, социальные и функциональные компетенции будущего учителя, с одной стороны, и совершенствованию его дидактической подготовки, с другой.

При этом, само понятие «компетенция», по нашему мнению можно рассматривать как способность использовать знания, умения и навыки (личные, социальные, методологические) в рабочих или учебных ситуациях, а также в профессиональном и личностном развитии [21, с. 23].

Градация представленных компетенций, оцениваемых в рамках данного метода, достаточно интересна и заслуживает особого внимания. Логика разделения компетенций на группы основана на анализе трудовых действий в профессиональном стандарте педагога: анализ и синтез, управление развитием, подача информации и гибкость, готовность к изменениям. Так, в когнитивную группу вошли компетенции, связанные с особенностями мыслительной деятельности (анализ и синтез), которые лежат в основе большинства функций учителя, и связаны с изучением и пониманием действительности, а также подготовкой и планированием собственной работы. Несмотря на деление представленных компетенций на группы, когнитивный аспект лежит в основе любой другой компетенции. Критериями оценки данной компетенции выступают систематизация информации и восприятие другой точки зрения.

Группа социальных компетенций представляет собой взаимодействие с окружающими и демонстрирующие гибкость и готовность к изменениям. Эти компетенции

способствуют выявлению качества индивидуального взаимодействия субъектов учебного процесса. Критериями выступают определение чувств и эмоций, управление своими эмоциями и построение обратной связи [22, с. 25; 23, с. 33].

В группу функциональных компетенций включены качества, связанные с организацией образовательно-обучающей деятельности и влияющие на качество реализации функций по созданию необходимой образовательной среды (подача информации и управление развитием). Данная группа представлена когнитивными и социальными компетенциями и являются важными для обеспечения успешной образовательно-обучающей деятельности учителя. Критериями функциональной группы компетенций считаем уместность применения разнообразных форм работы, организация обучающего пространства, включение обучающихся в работу, реализация деятельности, направленной на сопротивления и конфликты, собственная профессиональная позиция, а также грамотное изложение учебного материала, эмоциональное вовлечение участников учебного процесса, связь дидактических знаний с применением в жизни, правильная постановка дидактических цели и задач и дидактическая технологичность (соответствие темы, задач и формы работы на занятии возрастным особенностям обучающихся) [24, с. 88; 25, с. 40].

Представим практические результаты использования метода демонстрации модельного учебного занятия, направленного на совершенствование дидактической подготовки будущего учителя в рамках Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я-профессионал» по направлению подготовки «Педагогическое образование (основное)». Стоит отметить, что в исследовании выделено 4 уровня развития представленных компетенций: недостаточный (менее 20 баллов), базовый (20-25 баллов), профессиональный (25-35 баллов) и выдающийся (свыше 35 баллов).

После демонстрации модельного учебного занятия каждого участника, была получена субъективная экспертная оценка успешности его проведения по выделенным компетенциям (см. табл. 1). Всего в оценивании принимали участие шесть экспертов - работников общеобразовательных организаций, преподавателей вуза-организатора (МПГУ) и вуза-соорганизатора (МГПИ).

Таблица 1

Результаты субъективной экспертной оценки успешности проведения модельного учебного занятия участниками по компетенциям, %

Уровень Компетенции

когнитивные социальные функциональные

выдающийся 4 48 6

профессиональный 56,5 27 18

базовый 30 12 22

недостаточный 9,5 13 54

Так, уровень развития когнитивных компетенций в рамках демонстрации модельного учебного занятия, способствующего совершенствованию дидактической подготовки будущего учителя, распределился следующим образом: недостаточный уровень оказался у 9,5 % студентов, базовый - у 30 %, профессиональный уровень составил у 56,5 %, а выдающийся оказался только у 4 % студентов. Студенты умело поддерживают устойчивую высокую степень активности и включенности в учебный процесс для каждого обучаемого, но за рамками урока степень их вовлеченности значительно сни-

жается. Излагая информацию, студенты используют приемы закрепления информации (резюмируют, расставляют акценты, делают выводы). Скорость и способ подачи учебного материала соответствует обучаемости группы. Замечены проблемы в систематизации дидактического материала.

В рамках социальных компетенций картина несколько поменялась. Недостаточный уровень показали 13 % студентов, базовый - 12 %, профессиональный - 27 % и выдающийся уровень продемонстрировали 48 % участников. Говоря о социальных компетенциях, у будущих учителей преобладает выдающийся уровень, характеризующийся умением обеспечивать вовлеченность обучающихся, выходящую за рамки непосредственно урока и являющуюся результатом организации образовательно-обучающей деятельности. Студенты, которые показывают выдающийся уровень, излагают дидактический материал системно, четко выводят и фиксируют алгоритмы и взаимосвязи, осуществляют проверку понимания и усвоения материала каждого обучающегося.

недостаточный

базовый

профессиональный

выдающимся

1

■ 1

■ л

Компетенции функциональные

I Компетенции социальные

I Компетенции когнитивные

О

10 20 30 40 50

60

Рисунок 1 Распределение результатов субъективной экспертной оценки успешности проведения модельного учебного занятия участниками по компетенциям, %

Функциональные компетенции в рамках демонстрации модельного занятия представляют собой самую значительную группу и, как показывает анализ, вызывают серьезные затруднения. Данные разделились следующим образом: на недостаточном уровне функциональные компетенции оказались у 54 % студентов, на базовом - 22%, профессиональный уровень показали 18%, а выдающийся только 6% студентов. Более половины студентов, у которых уровень развития вышеназванных компетенций характеризуется как недостаточный, демонстрируют умение вовлекать большую часть класса в учебный процесс, при этом включенность и активность обучающихся носит эпизодический характер. У данной группы не наблюдается постоянной работы по поддерживанию активности каждого обучающегося в учебном процессе, наблюдается отсутствие этой вовлеченности вне урока. Студенты излагают информацию недостаточно последовательно и четко. Несмотря на то, что предпринимаются попытки учета возрастных особенностей обучающихся, но всегда выбор видов работ в рамках занятия оказывается удачным. Скорость и способ подачи материала не соответствует

возможностям обучающихся, не наблюдается использование приемов закрепления информации. Представим наглядно полученные данные (см. рис. 1).

Таким образом, полученные результаты экспертной оценки по каждому выступлению конкурсанта говорят о том, что студенты, участвующие в демонстрации модельного учебного занятия, имеют разный уровень сформированности представленных компетенций. Из анализа видно, что в большей мере у студентов развиты социальные компетенции, недостаточно развиты когнитивные и особую озабоченность вызывают вопросы, связанные с развитием функциональных компетенций.

Полагаем, что демонстрация модельного учебного занятия имеет необходимый потенциал для совершенствования дидактической подготовки будущих учителей за счет практико-ориентированной направленности. Следует чаще использовать демонстрацию модельного учебного занятия в качестве метода повышения и совершенствования дидактической подготовки будущего учителя.

Заключение

Проведенное исследование позволило прийти к следующим результатам:

1. Современная система высшего образования должна быть ориентирована на совершенствование дидактической подготовки будущего учителя, основой которого выступает процесс формирования его дидактической компетентности. Высокий уровень дидактической подготовки будущего учителя позволяет успешно осуществлять образовательно-обучающую деятельность в образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Все это требует от студентов высокого уровня сформированности социальных, функциональных и когнитивных компетенций и использования их при решении возникающих в образовательном процессе дидактических затруднениях. Данные качества личности являются показателем высокого уровня дидактической подготовки современного выпускника педагогического вуза.

2. Применительно к аспекту нашего исследования профессиональная олимпиада тесно связанна с учебным процессом, направленным на совершенствование дидактической подготовки, позволяющим расширить культурный кругозор и раскрыть возможности для самовыражения личности будущего учителя.

3. Демонстрация модельного учебного занятия, выступающая конкурсным испытанием на Всероссийской профессиональной олимпиаде студентов «Я-профессионал» по направлению подготовки «Педагогическое образование (основное)», обеспечивает высокий уровень усвоения будущим учителем дидактического материала, создает условия для актуализации и развития когнитивных, социальных и функциональных компетенций, способствует формированию устойчивой положительной мотивации к профессиональной педагогической деятельности, а также является средством личностного развития будущего учителя и методом совершенствования его дидактической подготовки.

_Финансирование

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-01084).

ЛИТЕРАТУРА_

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) учитель, воспитатель» // Сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты». URL: https://минобрнауки. рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_%28проект%29.pdf (дата обращения: 15.08.2019).

2. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis. phtml (дата обращения 14.12.2016).

3. McClelland D.C., Testing for competence rather than for intelligence, American Psychologist. 1973. № 28. pp. 1-14.

4. Latham D. How Children learn to write. Trrowbridge: Cromwell Press, 2002. P. 76.

5. Буянова И. Б. Технологии управления развитием карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2012. No 4 (12). С. 7-11.

6. Shukshina T., Movsesyan Zh., Serikova L., Approbation of Pedagogical Conditions for the Formation of Didactic Competence of Teachers' College Students in the Process of Independent Work // Astra Salvensis. № 4. 2018. pp. 551-559.

7. Мовсесян, Ж. А., Шукшина Т. И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы будущих учителей // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 103-108.

8. Шукшина Т.И., Мовсесян Ж. А. Компетентностно-ориентированные разноуровневые учебные задания по педагогике в формировании дидактической компетентности будущего учителя // Гуманитарные науки и образование. 2018. Том 9. No 3. С. 126.

9. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 298-299.

10. Kincheloe J. Teachers as researchers. London: RoutledgeFalmer, 2002. P. 37.

11. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Луч. 2016. С. 28.

12. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., «Педагогика», 1977. 256 с.

13. Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования: Всероссийская научно-практ. конф., посвященная году учителя в РФ. В 2-х ч. Ч. 1. Казань: Магариф. Вакыт, 2011. С. 54-57.

14. Benjamin, R. The new limits of education policy. Edward Elgar, USA, 2012. P. 97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. DeMilo, R. A. Abelard to Apple. The Fate of American Colleges and Universities. Massachusetts, 2011. Pp. 79.

16. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. No 6. С. 33-39.

17. Буянова И. Б., Кудряшова С. К. Педагогическая олимпиада как средство формирования успешности учебно-профессиональной деятельности будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 3. С. 20-25.

18. Шукшина Т. И., Савинова Н. А. Педагогическая олимпиада как условие формирования профессиональных компетенций будущих учителей // Высшее образование сегодня. 2013. No 8. С. 49.

19. White Robert W., Motivation reconsidered: the concept of competence., Psychological Review, Vol 66(5), Sep 1959, pp. 297-333.

20. Foskett N., Lumby J. Leading and Managing Education. International Dimensions. PCP, 2003. P. 46.

21. ECTS User's Guide, 2015. P. 22-23.

22. Lines D. Brief Counselling in Schools. Working with Young People from 11 to 18. London, 2002. P. 25.

23. Parents and Children. Communicating with Society. N.Y., 2009. P. 33.

24. Neckerman K.M Schools Betrayed. Roots of Failure in Inner-City Educacation. Chicago and London, 2007. P. 88.

25. Trowler P. Education policy. London, 2003. P. 40

REFERENCES

1. Professional standard «Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, mostly general, secondary general education) teacher, educator» / Website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation «Professional Standards». Available at: https://MMHo6pHayKM.p$/,goKyMeHTbi/3071/$aM^/1734/12.02.15-npo$craH,qapT_ne1qarara_%28npoeKT%29.pdf (accessed 15 August 2019).

2. Margolis A. Requirements for the modernization of the basic professional educational programs (OPOP) in the preparation of pedagogical personnel in accordance with the professional standard of the teacher: proposals for the implementation of the activity approach in the training of pedagogical personnel [Electronic resource].

Psihologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2014, 1. Available at: http://psyedu. ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (accessed 15 August 2019). (In Russ.)

3. McClelland D.C., Testing for competence rather than for intelligence, American Psychologist, 1973, no. 28, pp. 1-14. (In Eng.)

4. Latham D. How Children learn to write. Trowbridge, Cromwell Press, 2002. Pp. 76. (In Eng.)

5. Buyanova I. Technologies of management of career development of students in the educational process of a pedagogical university. Gumanitarnye nauki i obrazovanie - The Humanities and Education, 2012, no. 4 (12), pp. 7-11. (In Russ.)

6. Shukshina T., Movsesyan Zh., Serikova L., Approbation of Pedagogical Conditions for the Formation of Didactic Competence of Teachers' College Students in the Process of Independent Work. Astra Salvensis, 2018, no. 4, pp. 551-559. (In Eng.)

7. Movsesyan Zh.A., Shukshina T.I. Workbook as a didactic means of organizing the independent work of future teachers. Gumanitarnye nauki i obrazovanie - The Humanities and Education, 2017, no. 1 (29), pp. 103-108. (In Russ.)

8. Shukshina T., Movsesyan Zh. Competence-oriented multilevel learning tasks in pedagogy in the for-mation of the didactic competence of a future teacher. Gumanitarnye nauki i obrazovanie - The Humanities and Education, 2018, no. 9 (3), p. 126. (In Russ.)

9. Khutorskoy A. Modern didactics: Textbook for universities. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2001, pp. 298-299.

10. Kincheloe J. Teachers as researchers. London, RoutledgeFalmer Publ., 2002, pp. 37. (In Eng.)

11. Klarin M. Innovative learning models: a study of world experience. Ray. 2016. p. 28.

12. Babansky Yu. Optimization of the learning process (the general didactic aspect). Moscow, Pedagogy Publ., 1977. 256 p.

13. Berezhnova E. Professional competence as a criterion for the quality of training future teachers. Innovatsionnaya model' podgotovki uchitelya v sisteme nepreryvnogo psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya [Innovative model of teacher training in the system of continuous psychological and pedagogical education], 2011, pp. 54-57. (In Russ.)

14. Benjamin R. The new limits of education policy. Edward Elgar, USA, 2012. P. 97. (In Eng.)

15. DeMilo R. A. Abelard to Apple. The Fate of American Colleges and Universities. Massachusetts, 2011. Pp. 79. (In Eng.)

16. Grevtseva G., Tsiulina M. Pedagogical Olympiad as a means of developing the creative potential of an individual. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 6, pp. 33-39. (In Russ.)

17. Buyanova I., Kudryashova S. Pedagogical Olympiad as a means of shaping the success of educational and professional activities of the future teacher. Gumanitarnye nauki i obrazovanie - The Humanities and Education, 2018, vol. 9 (3), pp. 20-25. (In Russ.)

18. Shukshina T., Savinova N. Pedagogical Olympiad as a condition for the formation of professional competencies of future teachers. Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher Education Today, 2013, vol. 8, p. 49. (In Russ.)

19. White Robert W., Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological Review, 1959, vol. 66 (5), Sep., pp. 297-333. (In Eng.)

20. Foskett, N., Lumby, J. Leading and Managing Education. International Dimensions. PCP, 2003, P. 46. (In Eng.)

21. ECTS User's Guide, 2015. P. 22-23.

22. Lines D. Brief Counselling in Schools. Working with Young People from 11 to 18. London, 2002. P. 25. (In Eng.)

23. Parents and Children. Communicating with Society. N.Y., 2009. P. 33. (In Eng.)

24. Neckerman K.M Schools Betrayed. Roots of Failure in Inner-City Educacation. Chicago and London, 2007. P. 88. (In Eng.)

25. Trowler P. Education policy. London, 2003. P. 40. (In Eng.)

Информация об авторах Шукшина Татьяна Ивановна

(Россия, Саранск) Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой педагогики

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева E-mail: TIshukshina@yandex.ru

Information about the authors

Tatiana I. Shukshina

(Russia, Saransk) Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Head of the Department of Pedagogics Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev E-mail: TIshukshina@yandex.ru

Каско Жанна Агасиевна

(Россия, Саранск) Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева E-mail: feeder345@mail.ru

Zhanna A. Kasko

(Russia, Saransk) PhD in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Pedagogics Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev E-mail: feeder345@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.