ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК 2014 Том IV, № 2
детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии
ЗАСЕДАНИЕ ОБЩЕСТВА ДЕТСКИХ ХИРУРГОВ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 542 ОТ 23 ЯНВАРЯ 2014 г.
Председатель - профессор А.Ф. Дронов. Секретарь - Н.О. Ерохина
ДЕМОНСТРАЦИЯ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ. ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОБШИРНОГО ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ
Митиш В.А., Мединский П.В., Налбандян Р.Т., Ионов Д.В.
НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ДЗ г. Москвы
Резюме
Представлен опыт многоэтапного хирургического лечения пострадавшей девочки 5 лет с обширной посттравматической скальпированной раной волосистой части головы, затрагивающей теменные, височную и затылочную области (500 см2). Проводили поэтапное замещение раневого дефекта при помощи таких методов пластической хирургии, как острое растяжение мягких тканей, дозированное растяжение мягких тканей при помощи баллонных экспандеров, аутодермопластика расщепленным трансплантатом. Достигнут удовлетворительный результат в виде полного замещения раневого дефекта.
Ключевые слова: обширная рана, хирургическое лечение, пластическое закрытие раны
Введение
Хирургическое лечение обширных скальпированных ран волосистой части головы, особенно у детей, требует неординарного специализированного подхода, направленного не только на замещение раневого дефекта, но и на восстановление полноценных покровных тканей с волосяным покровом.
Материал и методы исследования
Пациентка М., 5 лет, в результате нападения собаки получила обширную скальпированную рану головы с дефектом кожи в теменно-лобно-за-тылочной области размером 25^20 см. Доставлена бригадой скорой медицинской помощи в НИИ неотложной хирургии и травматологии с места происшествия через 2,5 ч после травмы.
Результаты исследования
При поступлении в институт проведена первичная хирургическая обработка раны. Доставлен-
ный вместе с девочкой скальпированный кожный лоскут обработан по Красовитову и реплантирован на раневую поверхность волосистой части головы в качестве биологической повязки для сохранения жизнеспособности сохранившегося апоневроза. В послеоперационном периоде инфузионную, антибактериальную и сосудистую терапию проводили в условиях отделения реанимации. После стабилизации общего состояния ребенок переведен в отделение гнойной хирургии, где ежедневно проводили перевязки с мазью левомеколь и физиотерапию. К концу 3-й недели на реплантированном кожном лоскуте сформировались зоны сухого некроза, составившие до 90% общей площади раневого дефекта. Следует отметить, что к этому времени общее состояние ребенка было стабилизировано, воспалительные явления отсутствовали, под струпом сформировались грануляционные ткани.
С целью восстановления полноценных кожных покровов волосистой части головы на 23-е сутки после травмы в теменно-затылочных областях подкожно имплантированы 2 латексных баллонных экспандера. Начато дозированное растяжение тканей в указанной области, которое продолжено в амбулаторных условиях. Физиологический раствор в экспандеры дозированно вводили 1 раз в 3-4 дня. Процесс растяжения тканей продолжался 53 дня. К концу этапа дозированного растяжения на коже над экспандером сформировался участок некроза размерами 1,0*1,0 см. Данное осложнение не оказало существенного влияния на последующую тактику лечения. Ребенок вновь был госпитализирован. Проведено удаление экспандеров, выполнена пластика раны местными тканями. Замещено 50% раневого дефекта волосистой части головы. Послеоперационное течение гладкое.
Очередной этап хирургического лечения выполнен через 3 месяца. Использован метод острого
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК 2014 Том IV, № 2
детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии
растяжения мобилизованного кожно-фасциального лоскута из теменно-затылочной области. Дефект кожных покровов замещен еще на 1/3. Остаточная рана (7,0х5,0см) закрыта расщепленным кожным аутотрансплантатом. Раны зажили первичным натяжением. В позднем послеоперационном периоде отмечалось периодическое изъязвление истонченных участков кожи в зоне аутодермальных трансплантатов.
С целью окончательного замещения дефекта и восстановления полноценных кожных покровов волосистой части головы через 1 год от последней госпитализации иссечены рубцовые ткани, мобилизован и сформирован кожно-фасциальный лоскут в теменно-затылочной области с основанием у шеи, которым замещено 90% раневого дефекта. Оставшаяся раневая поверхность закрыта при по-
мощи дозированного растяжения лоскута в 3 этапа в течение 1-й послеоперационной недели. Послеоперационный период протекал гладко. Рана зажила первичным натяжением. Тем самым удалось полностью заместить обширный (500 см2) посттравматический дефект волосистой части головы полноценными кожными покровами. Продемонстрирован отдаленный результат лечения через 2 года.
Выводы
Таким образом, комбинированное и многоэтапное применение различных видов пластического замещения посттравматических дефектов мягких тканей позволило полностью восстановить анатомическую целостность кожного покрова волосистой части головы полнослойными тканями с волосяным покровом.
ПОВТОРНЫЕ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПРИ БОЛЕЗНИ ГИРШПРУНГА У ДЕТЕЙ
Поддубный И.В., Козлов М.Ю., Трунов В.О., Толстов К.Н., Афаунов М.В., Исмаилов М.У.
НИИ детской хирургии НЦЗД РАН; МГМСУ им. А.И. Евдокимова, кафедра детской хирургии; Морозовская ДГКБ г. Москвы; ЦДКБ ФМБА Российской Федерации.
Резюме
Проанализированы опыт и результаты лечения 30 детей с различными вариантами аганглиоза толстой кишки с 2004 по 2013 г., которым были выполнены лапароскопические операции после ранее проведенного хирургического лечения по поводу аганглиоза толстой кишки (паллиативные и радикальные операции). В 13 случаях из 30 операции были неоднократными (до 6 вмешательств у одного больного), по поводу уже возникших послеоперационных осложнений.
Всем 30 детям были выполнены лапароскопические операции. Случаев конверсии не было, так же как и осложнений, потребовавших проведения повторных вмешательств.
Летальных исходов не было. Ближайшие и отдаленные функциональные и косметические результаты были хорошими в большинстве случаев.
Делается заключение о том, что лапароскопические методики могут с успехом применяться, в том числе и при повторных операциях по поводу болезни Гиршпрунга: при разнообразных патологических анатомических вариантах порока, после различных ранее проведенных радикальных и пал-
лиативных операций, в том числе в условиях распространенного спаечного процесса.
Ключевые слова: дети, болезнь Гиршпрунга, повторные операции, лапароскопия
Введение
Проведение первичной коррекции болезни Гиршпрунга у детей с применением минимально инвазивных хирургических методик (лапароскопических, трансанальных) в настоящее время стало «золотым стандартом» в лечении данного заболевания, в том числе и в нашей стране.
При этом число публикаций, отражающих место эндохирургических способов лечения у больных, ранее уже оперированных по поводу аганглиоза толстой кишки, остается небольшим, базирующимся на отдельных наблюдениях или очень ограниченных сериях пациентов [1, 2].
Цель данной работы - проанализировать наш опыт и результаты проведения повторных лапароскопических операций у детей с различными вариантами аганглиоза толстой кишки, ранее уже оперированных по этому поводу.