Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLD SKILLS КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ'

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLD SKILLS КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СТАНДАРТЫ WORLD SKILLS / НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПО ФГОС "ТОП-50"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешин Б.С.

В статье рассмотрены основные особенности, характеризующие современный формат сдачи итоговой квалификационной аттестации выпускниками колледжей России, - демонстрационный экзамен по стандартам World Skills. В рамках исследования автор проводит сравнительный анализ нововведений, отличающий такой вариант экзамена от традиционного формата выпускной квалификационной работы, имевшей место в среднем профессиональном образовании ранее, и предлагает способы внедрения нового типа государственной итоговой аттестации в образовательный процесс. Рассматриваемая система аттестации в форме демонстрационного экзамена апробирована на базе учреждения среднего профессионального образования среди студентов выпускных курсов. По результатам опытно-экспериментальной работы автором определены достоинства и недостатки данной системы, а также предложен ряд рекомендаций по оптимизации процедуры проведения экзамена по стандартам World Skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешин Б.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM ON WORLD SKILLS STANDARDS AS A FACTOR FOR IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING COLLEGE GRADUATES

The paper discusses the main features that characterize the modern format for passing the final qualification certification by graduates of Russian colleges, such as a demonstration exam according to World Skills standards. As part of the study, the author conducts a comparative analysis of innovations that distinguishes this version of the exam from the traditional format of the final qualifying work that took place in secondary vocational education earlier, and suggests ways to introduce a new type of state final certification in the educational process. The considered certification system in the form of a demonstration exam was tested on the basis of an institution of secondary vocational education among graduate students. Based on the results of experimental work, the author identified the advantages and disadvantages of this system, and also proposed a number of recommendations for optimizing the exam procedure according to World Skills standards.

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLD SKILLS КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ»

УДК 371.274/.276

Алешин Борис Сергеевич

мастер производственного обучения Российского колледжа традиционной культуры

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLD SKILLS КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

Aleshin Boris Sergeevich

Master of Industrial Education, Russian College of Traditional Culture

DEMONSTRATION EXAM ON WORLD SKILLS STANDARDS AS A FACTOR FOR IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING COLLEGE GRADUATES

Аннотация:

В статье рассмотрены основные особенности, характеризующие современный формат сдачи итоговой квалификационной аттестации выпускниками колледжей России, - демонстрационный экзамен по стандартам World Skills. В рамках исследования автор проводит сравнительный анализ нововведений, отличающий такой вариант экзамена от традиционного формата выпускной квалификационной работы, имевшей место в среднем профессиональном образовании ранее, и предлагает способы внедрения нового типа государственной итоговой аттестации в образовательный процесс. Рассматриваемая система аттестации в форме демонстрационного экзамена апробирована на базе учреждения среднего профессионального образования среди студентов выпускных курсов. По результатам опытно-экспериментальной работы автором определены достоинства и недостатки данной системы, а также предложен ряд рекомендаций по оптимизации процедуры проведения экзамена по стандартам World Skills.

Ключевые слова:

среднее профессиональное образование, профессиональные стандарты, стандарты World Skills, независимая экспертная оценка качества, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация, федеральный государственный образовательный стандарт, СПО ФГОС «Топ-50»

Summary:

The paper discusses the main features that characterize the modern format for passing the final qualification certification by graduates of Russian colleges, such as a demonstration exam according to World Skills standards. As part of the study, the author conducts a comparative analysis of innovations that distinguishes this version of the exam from the traditional format of the final qualifying work that took place in secondary vocational education earlier, and suggests ways to introduce a new type of state final certification in the educational process. The considered certification system in the form of a demonstration exam was tested on the basis of an institution of secondary vocational education among graduate students. Based on the results of experimental work, the author identified the advantages and disadvantages of this system, and also proposed a number of recommendations for optimizing the exam procedure according to World Skills standards.

Keywords:

secondary vocational education, professional standards, World Skills standards, independent expert assessment of quality, demonstration exam, state final certification, federal state educational standard, SPO FSES "Top-50"

На сегодня система среднего профессионального образования (далее - СПО) направлена на повышение качества профессиональной подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда. Данное направление СПО отражено в Программе развития образования на 2016-2020 гг. [1], а также в Послании Президента России Федеральному собранию, где говорится, что к 2020 г. большинство колледжей России должны перейти на подготовку специалистов по новым рабочим программам СПО ФГОС «Топ-50», призванным обеспечить выпуск квалифицированных кадров международного уровня в соответствии с всемирно признанными профессиональными стандартами и компетенциями [2].

Стандарты ФГОС «Топ-50», постепенно внедряемые в образовательный процесс колледжей с 2015 г., являются инновационными рабочими программами для СПО, которые кардинально отличаются от учебно-методических комплексов (далее - УМК), применяемых ранее [3]. Новые ФГОС были разработаны с учетом профессиональных стандартов международного уровня, поэтому предполагают существенные изменения структуры и содержания специального образования; модернизацию материально-технического оснащения колледжей; новые требования к уровню квалификации преподавателей профессиональных модулей, мастеров производственного обучения; коррективы в проведении государственной квалификационной аттестации (введение демонстрационного экзамена) [4].

Данные изменения рабочих программ учреждений СПО продиктованы ситуацией, сложившейся в настоящее время на российском рынке труда. Экономика страны во многих аспектах

требует модернизации, которая невозможна без наличия в сфере труда высококвалифицированных кадров, чья профессиональная деятельность отвечает международно признанным стандартам [5]. Ключевой задачей, стоящей сегодня перед системой СПО, является проведение объективной и независимой оценки знаний, умений, навыков студентов выпускного курса.

Новые требования СПО ФГОС предполагают, что выпускник должен обладать знаниями, умениями, навыками, способствующими повышению его конкурентоспособности на рынке труда в рамках выбранной специализации. Они позволяют студенту сопоставить свои навыки с профессиональными стандартами, признанными международным сообществом экспертов [6].

Уникальным элементом новых ФГОС СПО является демонстрационный экзамен, направленный на независимую оценку уровня профессиональной подготовки выпускников колледжей (рисунок 1). Теоретически новая форма аттестации должна быть привязана к конкурсным заданиям чемпионата «Молодые профессионалы», проводимого ассоциацией World Skills, но в официальной документации заявленной формы прохождения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) нет [7].

Рисунок 1 - Демонстрационный экзамен по модели World Skills Russia как форма государственной итоговой аттестации

Апробация описанной системы проводилась в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Российский колледж традиционной культуры» с 2018 по 2019 г. Студентам последнего курса, обучающимся по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», предлагалось сдать демонстрационный экзамен по стандартам World Skills в тестовой форме. Они должны были выполнить задание, состоящее из трех разных модулей (закуска, основное горячее блюдо, десерт), в ограниченное время. Анализ работы тестируемых осуществлялся с помощью оценочных ведомостей, утвержденных союзом World Skills Russia. Для объективной оценки результатов в качестве экспертов были приглашены преподаватели профильных дисциплин и мастера производственного обучения, имеющие опыт в принятии демонстрационного экзамена. Всего тестовый экзамен сдавали 50 студентов: 25 чел. в 2018 г. и 25 - в 2019-м.

90 % -

80 % -

70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

■ Демонстрационный экзамен 2018 "Демонстрационный экзамен 2019

Рисунок 2 - Итоговый балл за демонстрационный экзамен

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что новая форма аттестации, представляющая собой совокупность традиционного экзамена и конкурсного задания World Skills, обладает как достоинствами, так и недостатками. К достоинствам можно отнести следующие положения.

1. Систематизация существующих контрольно-измерительных материалов, методических технологий с учетом запросов потенциальных работодателей (формирование единого стандарта).

2. Развитие УМК.

3. Обеспечение информированности потенциальных работодателей об уровне квалификации выпускников колледжей.

4. Введение единого формата оценивания результатов демонстрационного экзамена с последующей фиксацией их в едином формате - в документе Skills Passport.

5. Создание в рамках деятельности ассоциации World Skills учебных центров компетенций и тренировочных баз, где студенты могут практиковаться для последующей сдачи демонстрационного экзамена на современном технологичном оборудовании. Соответственно, все это ведет к еще одному плюсу - модернизации материально-технического оснащения учебных заведений.

6. Повышение уровня мотивации студентов к изучению иностранного языка (так как получаемый по окончании колледжа Skills Passport будет содержать информацию о знании ими профессиональной терминологии на иностранном языке).

7. Необходимость формирования экспертных сообществ из преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей, призванных оценивать результаты выпускного демонстрационного экзамена. Этот пункт требует от преподавательского состава своевременного повышения уровня квалификации в соответствии с актуальными педагогическими технологиями, что не может не сказаться положительно на образовательном процессе в колледжах.

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены трудности внедрения этой системы в колледжах, что можно отнести к недостаткам.

1. Образовательным организациям СПО сложно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и создать на базе колледжей специализированные площадки для подготовки к демонстрационному экзамену по стандартам World Skills ввиду проблем финансирования и недостатка места в учебных лабораториях.

2. Большинство колледжей все равно не смогут выделить территорию для строительства новых площадок под демонстрационный экзамен и будут пользоваться материально-техническим оснащениям других учебных заведений. Этот негативный аспект сопровождается финансовыми затратами самого колледжа, поскольку деньги из государственного бюджета на эти нужды выделяются не всем учреждениям СПО.

3. Колледжам нужно быстро переориентироваться со старого формата итоговой аттестации на новый демонстрационный экзамен. Это означает, что следует активизировать адаптацию всех УМК, контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) под новые требования ФГОС СПО «Топ-50».

4. Не по всем специальностям СПО есть конкурсные задания ассоциации чемпионатов World Skills. В таких случаях образовательные учреждения должны сами формулировать «вопросы» на демонстрационный экзамен, похожие на тестовые задания чемпионатов World Skills.

5. В настоящий момент еще не существует единой методики разработки данных аттестационных заданий. Колледжи, занимающиеся подготовкой специалистов по образовательным программам, не представленным в рамках конкурсного движения ассоциации World Skills, должны самостоятельно разрабатывать оценочные средства с нуля, что является сложной и интеллектуально затратной деятельностью.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет обозначить ряд рекомендаций по процедуре проведения демонстрационного экзамена.

На государственном уровне необходимы следующие меры:

- разработка документации, утверждающей внедрение демонстрационного экзамена в процедуру проведения государственной итоговой аттестации в колледжах;

- включение нового документа - Skills Passport - в перечень официальных нормативно-правовых документов Российской Федерации.

На региональном уровне:

- развитие специальных центров профессиональных компетенций, тренировочных полигонов для подготовки студентов к сдаче демонстрационного экзамена;

- для осуществления независимой оценки результатов демонстрационного экзамена учреждениям СПО следует задействовать в проведении итоговой аттестации экспертов из организаций потенциальных работодателей.

На уровне образовательной организации:

- разработать систему сопоставления баллов, набранных выпускниками по результатам демонстрационного экзамена, с оценками по пятибалльной шкале, используемыми в настоящее время в учреждениях СПО для определения уровня знаний, умений, навыков обучающихся;

- скорректировать рабочие программы СПО с учетом необходимости изучения профессиональной терминологии на иностранном языке в рамках профиля специальности;

- при формировании тестовых заданий демонстрационного экзамена сократить количество модулей.

Одной из ключевых проблем внедрения в систему СПО нового демонстрационного экзамена является дефицит независимых экспертов [8]. Эта сложность усугубляется тем, что экспертная комиссия, рекомендованная потенциальными работодателями, должна сама организовать для них прохождение специализированного обучения, что является затратным мероприятием для профессиональных организаций. Поэтому многие из предприятий отказываются предоставлять колледжам сотрудников для осуществления процедуры независимой оценки качества выпускных квалификационных работ студентов. Решение вопроса формирования экспертного сообщества предполагает внесение корректировок в КИМы с учетом запросов потенциальных работодателей и требований профессиональных стандартов ассоциации World Skills, а также реализацию взаимодействия колледжей с социальными партнерами для привлечения их к участию в подготовке студентов к новому демонстрационному экзамену.

После успешного прохождения аттестационных испытаний демонстрационного экзамена по стандартам World Skills студенты получают в качестве приложения к диплому о среднем профессиональном образовании Skills Passport. Этот документ не только содержит информацию об уровне владения выпускником компетенциями в рамках специализации, но и отражает общеобразовательные показатели, такие как знание профессиональной терминологии на иностранном языке и муль-тикультурность. Эти навыки высоко ценятся потенциальными работодателями, и подтвержденное обладание ими повышает перспективы выпускника найти в будущем достойную работу.

Как показали наши исследования, аттестация в формате демонстрационного экзамена по стандартам World Skills способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов, а также мотивирует их к участию в конкурсах профессионального мастерства, что содействует повышению престижа рабочих специальностей.

Ссылки:

1. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 дек. 2014 г. № 2765-р // Консорциум кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420244216 (дата обращения: 19.02.2021).

2. Перечень поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 4 дек. 2014 г. [Электронный ресурс] : поручение от 5 дек. 2014 г. № Пр-2821 // Там же. URL: http://docs.cntd.ru/document/420267333 (дата обращения: 19.02.2021).

3. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 нояб. 2015 г. № 831 // Там же. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313766 (дата обращения: 19.02.2021).

4. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [Электронный ресурс] : утв. 25 окт. 2016 г. // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://static.government.ru/media/Hles/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf (дата обращения: 19.02.2021).

5. Иванова М.А. Демонстрационный экзамен по стандартам World Skills Russia как инструмент обеспечения соответствия качества подготовки выпускников потребностям экономики России и элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 4 (32). С. 87-100 ; Ее же. Формирование готовности специалистов среднего звена к использованию информационных и коммуникационных технологий при организации перевозок и управлении на транспорте (на примере автомобильного транспорта) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 162 с.

6. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ до 2020 г. [Электронный ресурс] : одобрена Коллегией Минобрнауки России : протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн // Консорциум кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/456016920 (дата обращения: 19.02.2021).

7. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс] : утв. Приказом от 31 янв. 2019 г. № 31.01.2019-1 // Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». URL: http://worldskills.ru/assets/docs//14111/Приказ о Методике организации и проведения ДЭ.pdf (дата обращения: 19.02.2021).

8. Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 10 февр. 2014 г. № 92 : с изм. от 29 нояб. 2018 г. // Консорциум кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/499075966 (дата обращения: 19.02.2021).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.