Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная итоговая аттестация / демонстрационный экзамен / будущие педагоги / компетентностный подход / читательская грамотность / текст / state final certification / demonstration exam / future teachers / competence-based approach / reading literacy / text

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукшин Алексей Петрович, Жданович Юлия Евгеньевна

В статье рассмотрены возможности оценки методических компетенций будущих педагогов в формировании читательской грамотности школьников в процессе проведения демонстрационного экзамена. В современной системе профессионального образования активно внедряется государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена. Подобная форма работы используется для подготовки студентов к практической деятельности в школе и развития у них профессионального мышления, что является важным аспектом будущей педагогической карьеры [2]. В настоящее время в большинстве образовательных учреждений страны существует высокая потребность в молодых специалистах. Работодатели ожидают от выпускников педагогических колледжей и вузов качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. Это требует от студентов не только теоретических знаний, но и практического опыта, который им необходимо получить еще во время обучения. Поэтому возрастает потребность в организации обучения будущих педагогов в соответствии с современными тенденциями в системе основного общего образования. Отметим, что сегодня образовательная школа стремится создать необходимые условия для решения актуальных учебно-воспитательных задач, среди которых формирование читательской грамотности школьников. Однако молодой специалист или будущий педагог не сможет помочь ребенку в освоении читательских компетенций до тех пор, пока не усвоит их сам. В связи с этим в данной статье рассматривается возможность введения в структуру демонстрационного экзамена для будущих педагогов элементов оценки методических компетенций в формировании читательской грамотности школьников. Демонстрационный экзамен является инструментом оценки профессиональных достижений будущих педагогов. В процессе его прохождения студентам необходимо продемонстрировать методические компетенции в реализации целей и задач федеральных государственных стандартов нового поколения, среди которых и формирование у школьников читательской грамотности. Основной вывод исследования заключается в том, чтобы ввести в структуру демонстрационного экзамена оценку методических компетенций будущих педагогов в формировании читательской грамотности школьников. Наблюдаемое развитие демонстрационного экзамена в ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии помогает оценить возможные риски и проблемы, с которыми могут столкнуться студенты в процессе подготовки к нему. Поэтому для качественного введения в структуру демоэкзамена оценки компетенций будущих педагогов в формировании читательской грамотности школьников необходимо провести дополнительные курсы подготовки в этом направлении для будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукшин Алексей Петрович, Жданович Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM AS A TOOL FOR ASSESSMENT OF METHODOLOGICAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF FORMATION OF READING LITERACY AT SCHOOLCHILDREN

The article examines the possibilities of assessment of methodological competences of future teachers in the formation of reading literacy at schoolchildren in the process of conducting a demonstration exam. In the modern system of professional education, the state final certification in the form of a demonstration exam is being actively introduced. This form of education is used to prepare for practical work at school and the development of professional thinking, which is an important aspect of a future teaching career [2]. Currently, there is a high demand for young specialists in most educational institutions. Employers expect graduates of teacher training colleges to perform their professional duties in a high-quality manner. This requires students not only theoretical knowledge, but also practical experience which they need to gain during their studies. Therefore, there is an increasing need to train future teachers in accordance with modern trends in the system of basic general education. It should be noted that a modern general school strives to create the necessary conditions for solving urgent educational tasks, including the formation of reading literacy at schoolchildren. However, a young specialist or a future teacher will not be able to help a child in mastering reading competences until he/she learns them himself/herself. In this regard, this article considers the possibility of introducing elements of assessment of methodological competences in the formation of reading literacy at schoolchildren into the structure of the demonstration exam for future teachers. The demonstration exam is a tool for the assessment of professional achievements of future teachers. Therefore, in the process of passing it, students need to demonstrate methodological competences in the implementation of the goals and objectives of the federal state standards of the new generation, which include the formation of literacy at schoolchildren. In this regard, we note that the main conclusion of the study is to introduce an assessment of methodological competences of future teachers in the formation of reading literacy at schoolchildren into the structure of the demonstration exam. The observed development of the demonstration exam in the SAPEI CHR «CHPC» of the Ministry of Education of Chuvashia helps to assess the possible risks and problems that students may face in the preparation process, therefore, for a qualitative introduction to the structure of the examination of the assessment of the competences of future teachers in the formation of the competence of schoolchildren, it is necessary to conduct additional training courses for future teachers.

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 378.127.6:371.13-051 DOI 10.37972/chgpu.2023.121.4.010

А. П. Лукшин, Ю. Е. Жданович

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены возможности оценки методических компетенций будущих педагогов в формировании читательской грамотности школьников в процессе проведения демонстрационного экзамена. В современной системе профессионального образования активно внедряется государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена. Подобная форма работы используется для подготовки студентов к практической деятельности в школе и развития у них профессионального мышления, что является важным аспектом будущей педагогической карьеры [2].

В настоящее время в большинстве образовательных учреждений страны существует высокая потребность в молодых специалистах. Работодатели ожидают от выпускников педагогических колледжей и вузов качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. Это требует от студентов не только теоретических знаний, но и практического опыта, который им необходимо получить еще во время обучения. Поэтому возрастает потребность в организации обучения будущих педагогов в соответствии с современными тенденциями в системе основного общего образования.

Отметим, что сегодня образовательная школа стремится создать необходимые условия для решения актуальных учебно-воспитательных задач, среди которых формирование читательской грамотности школьников. Однако молодой специалист или будущий педагог не сможет помочь ребенку в освоении читательских компетенций до тех пор, пока не усвоит их сам. В связи с этим в данной статье рассматривается возможность введения в структуру демонстрационного экзамена для будущих педагогов элементов оценки методических компетенций в формировании читательской грамотности школьников.

Демонстрационный экзамен является инструментом оценки профессиональных достижений будущих педагогов. В процессе его прохождения студентам необходимо продемонстрировать методические компетенции в реализации целей и задач федеральных государственных стандартов нового поколения, среди которых и формирование у школьников читательской грамотности.

Основной вывод исследования заключается в том, чтобы ввести в структуру демонстрационного экзамена оценку методических компетенций будущих педагогов в формировании читательской грамотности школьников. Наблюдаемое развитие демонстрационного экзамена в ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии помогает оценить возможные риски и проблемы, с которыми могут столкнуться студенты в процессе подготовки к нему. Поэтому для качественного введения в структуру демоэкзамена оценки компетенций будущих педагогов в формировании читательской грамотности школьников необходимо провести дополнительные курсы подготовки в этом направлении для будущих педагогов.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, демонстрационный экзамен, будущие педагоги, компетентностный подход, читательская грамотность, текст

A. P. Lukshin, Yu. E. Zhdanovich

DEMONSTRATION EXAM AS A TOOL FOR ASSESSMENT OF METHODOLOGICAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF FORMATION OF READING LITERACY AT SCHOOLCHILDREN

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. The article examines the possibilities of assessment of methodological competences of future teachers in the formation of reading literacy at schoolchildren in the process of conducting

a demonstration exam. In the modern system of professional education, the state final certification in the form of a demonstration exam is being actively introduced. This form of education is used to prepare for practical work at school and the development of professional thinking, which is an important aspect of a future teaching career [2].

Currently, there is a high demand for young specialists in most educational institutions. Employers expect graduates of teacher training colleges to perform their professional duties in a high-quality manner. This requires students not only theoretical knowledge, but also practical experience which they need to gain during their studies. Therefore, there is an increasing need to train future teachers in accordance with modern trends in the system of basic general education.

It should be noted that a modern general school strives to create the necessary conditions for solving urgent educational tasks, including the formation of reading literacy at schoolchildren. However, a young specialist or a future teacher will not be able to help a child in mastering reading competences until he/she learns them himself/herself. In this regard, this article considers the possibility of introducing elements of assessment of methodological competences in the formation of reading literacy at schoolchildren into the structure of the demonstration exam for future teachers.

The demonstration exam is a tool for the assessment of professional achievements of future teachers. Therefore, in the process of passing it, students need to demonstrate methodological competences in the implementation of the goals and objectives of the federal state standards of the new generation, which include the formation of literacy at schoolchildren.

In this regard, we note that the main conclusion of the study is to introduce an assessment of methodological competences of future teachers in the formation of reading literacy at schoolchildren into the structure of the demonstration exam. The observed development of the demonstration exam in the SAPEI CHR «CHPC» of the Ministry of Education of Chuvashia helps to assess the possible risks and problems that students may face in the preparation process, therefore, for a qualitative introduction to the structure of the examination of the assessment of the competences of future teachers in the formation of the competence of schoolchildren, it is necessary to conduct additional training courses for future teachers.

Keywords: state final certification, demonstration exam, future teachers, competence-based approach, reading literacy, text

Введение. Современный мир глобализации и интеграции мировой экономики диктует необходимость внедрения новых образовательных стандартов, в которых компе-тентностный подход становится неотъемлемой частью профессионального образования [3], [5]. В данном контексте компетентность представлена как целостное качество личности, где человек применяет свой потенциал, полноценно используя собственные возможности и интересы, включая умения, знания, личностные качества и имеющийся опыт, для решения профессиональных задач в определенной области [13].

Компетентностный подход является важной составляющей в процессе развития практических знаний, особенно в аспекте применения полученных теоретических знаний в реальной жизни. В качестве еще одного преимущества компетентностного подхода необходимо отметить формирование у будущих педагогов самостоятельности в профессиональной деятельности, которая проявляется в решении педагогических задач на личном примере и выводах. Кроме того, применение компетентностного подхода в обучении будущих педагогов способствует развитию критического мышления у студентов. Они учатся анализировать информацию, принимать обоснованные решения.

В ходе применения компетентностного подхода результатом профессиональной подготовки должна стать «способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [8].

Вопросами формирования методической компетенции педагогов занимались многие исследователи. Так, например, А. Л. Зубков определяет методическую компетентность «как умение преподавателя применять имеющиеся знания для реализации целей воспитания

и обучения в соответствии с методической теорией и конкретными условиями обучения» [6]. И. Е. Малова рассматривает ее «как систему компонентов, в которую входят знания, умения и навыки, позволяющие педагогу качественно демонстрировать индивидуальные подходы в процессе образовательной деятельности [9].

Подробное описание педагогической подготовки будущих педагогов к индивидуальному планированию и принятию решений в профессиональных ситуациях представлено в исследовании А. А. Костюниной [7]. Она отмечает, что профессиональная педагогическая подготовка студентов не всегда строится только на теоретических знаниях. Практическая работа, стажировки, сопровождение опытных педагогов составляют неотъемлемую часть профессиональной подготовки выпускников педагогических колледжей и помогают им получить практические навыки, необходимые для успешного выполнения профессиональных задач.

В своем исследовании под методическими компетенциями будущих педагогов мы будем понимать знание ими теории и методики обучения и воспитания, умение диагностировать, планировать, осуществлять образовательный процесс, подводить его итоги.

Одним из основных критериев оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей является демонстрационный экзамен. В процессе подготовки к нему студенты развивают свои диагностические, аналитические, организаторские, проектировочные умения и навыки.

Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и описании введения в структуру демонстрационного экзамена элементов оценки методических компетенций будущих педагогов в формировании читательской грамотности школьников.

Под читательской грамотностью школьников мы понимаем способность человека эффективно воспринимать письменные тексты, а также его умение использовать представленную в тексте информацию для анализа и получения новых знаний.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время формат демонстрационного экзамена внедряется в систему профессионального образования согласно Методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации о проведении аттестации с использованием механизмов демонстрационного экзамена, где отмечено, что демонстрационный экзамен - это моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности будущих специалистов [10]. В реальной практике под заданиями демонстрационного экзамена подразумевается комплексная практическая задача, моделирующая профессиональную деятельность и выполняемая в реальном времени. Также отмечено, что задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов специалистов. Одной из основных трудовых функций профессионального стандарта педагога является развивающая деятельность [12].

Отметим, что в организации развивающей деятельности школьника существенную роль играет формирование читательской грамотности как важнейшего планируемого результата обучения в основной школе [14]. Читательская грамотность у школьников носит метапредметный характер, поскольку является одним из основных способов получения и переработки информации [1].

В связи с тем, что образовательные организации самостоятельно выбирают компетенции и оценочную документацию для демонстрационного экзамена, мы считаем, что важно включить в структуру экзамена оценку методических компетенций будущих педагогов в формировании читательской грамотности школьников.

Материал и методы исследования. В процессе исследования были проанализированы нормативно-правовые акты, методические документы и материалы, комплекты оценочной документации и итоги проведения демоэкзамена в ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования

Чувашии (далее - ЧПК), результаты самообследования образовательных организаций, проведен сравнительный анализ результатов итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена студентов ЧПК. Осуществлено моделирование процесса подготовки будущих педагогов к демонстрационному экзамену, организована опытно-экспериментальная работа, проведен сравнительный качественный и количественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Возможности демонстрационного экзамена - это целый спектр разнообразных форм по определению компетенций будущего педагога. В рамках демонстрационного экзамена студентам предлагается показать фрагмент урока или открытого занятия по одному из выбранных учебных предметов, организовать виртуальную экскурсию, провести интегрированное занятие, а также создать современный проект воспитательной деятельности. Все вышеперечисленное способствует практико-ориентированному приобретению методических компетенций.

Современная педагогика стремится обеспечить будущих учителей начальных классов не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, необходимыми для успешной работы в школе. Демонстрационные экзамены, проводимые в рамках учебного процесса, являются эффективным инструментом оценки практической ориентации студентов и их способности применять полученные знания в реальной педагогической деятельности. Изучение содержания демонстрационных экзаменов дает нам представление о том, насколько они приближены к условиям реального класса и практико-ориентированы.

На экзамене студентам предлагается выполнить несколько заданий, которые позволяют им продемонстрировать свои навыки в подготовке и проведении урока, разработке проекта для внеурочной деятельности и проведении обучающего «интерактива» для родителей. Первое задание требует подготовки и проведения фрагмента урока с использованием интерактивного оборудования. Это дает возможность студентам показать свои навыки в использовании современных технологий в образовательном процессе. Такой подход актуален с учетом быстрого развития информационных технологий и их влияния на современное образование.

Анализ опыта учреждений профессионального образования Чувашской Республики в области применения демоэкзамена осуществлялся нами на основе изучения материалов самообследования [11] и иной информации по исследуемой проблеме [4], [2], размещенной на официальном сайте ЧПК.

Так, в 2022 году демоэкзамен сдали 475 студентов ЧПК, из них 190 человек, обучавшихся по программам педагогического профиля. Для выпускников по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» были разработаны специальные задания по компетенции «Дошкольное воспитание» в рамках промежуточной аттестации, для студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» проведена итоговая аттестация по компетенциям «Преподавание в младших классах», «Преподавание музыки в школе», «Преподавание технологии». Студенты специальности 49.02.01 «Физическая культура» сдавали демоэкзамен по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес».

Роль обучающихся школ, воспитанников детского сада и родителей при проведении демоэкзамена выполняли студенты-волонтеры колледжа.

В качестве экспертов демоэкзаменов выступили специалисты соответствующего профессионального направления, прошедшие обучение по программе подготовки экспертов демоэкзамена, получившие статус эксперта и внесенные в федеральный реестр экспертов демоэкзамена.

Средняя оценка демоэкзамена по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» составила 3,87 балла, по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» - 3,85 балла, по специальности 49.02.01 «Физическая культура» - 4,0 балла.

При этом результаты аттестации в форме защиты ВКР (выпускная квалификационная работа) по этим специальностям составили соответственно 4,3 балла, 4,0 балла и 4,1 балла.

4,4 4,3 4,2 4,1 4 3,9 3,8 3,7 3,6

I

I .1 ll

Дошкольное Преподавание в Физшеская образование начальных классах культура

■ Демоэкзамен ■ ВКР

Рисунок 1 - Сравнительный анализ итоговой аттестации студентов ЧПК

Представленные данные показывают, что практические результаты аттестации в форме демоэкзамена по всем специальностям ниже, чем при проведении итоговой аттестации в традиционном «знаниевом» формате, и позволяют предположить, что практические умения и навыки, уровень сформированности которых в процессе демоэкзамена оценивается более детально, развиты у студентов в недостаточной степени и требуют дальнейшей практической отработки.

Изучение содержания демоэкзаменов свидетельствует об их практико-ориентиро-ванности и полной приближенности к условиям реальной педагогической деятельности.

Так, для выполнения заданий демоэкзамена будущему учителю начальных классов в течение шести часов следовало:

- составить план и продемонстрировать фрагмент урока по учебному предмету с применением интерактивного оборудования, в ходе которого возможно будет оценить приобретение учениками нового знания;

- подготовить паспорт проекта с подробным описанием исследования, который будет реализован в рамках внеурочной деятельности;

- разработать и провести обучающий «интерактив» для родителей (родительское собрание) по темам (на выбор): «Формирование мотивации к обучению у младшего школьника» или «Информационная безопасность младшего школьника».

На выполнение заданий в рамках демоэкзамена будущим воспитателям детских садов отводилось 6 часов 35 минут. В течение этого времени студенты должны были разработать для подгрупп детей занятия по развитию речи (выразительное чтение) в интегрированной форме с применением дидактичеких игр и ИКТ, а также запланировать организацию деятельности детей в детском саду во второй половине дня (режим второй половины дня).

Остановимся более подробно на задании демоэкзамена для будущего учителя начальных классов.

Для оценки методических компетенций в области формирования читательской грамотности школьников студентам ЧПК было предложено провести фрагмент урока. В исследовании приняли участие студенты, проходящие обучение по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

В ходе проведения фрагмента занятия студенты смогли практически испытать и проявить свои способности в формировании читательской грамотности школьников.

Фрагмент занятия был разделен на 2 основные части:

1) чтение текста учителем с интонационной расстановкой всех смысловых ударений, далее - чтение текста учениками;

2) выполнение заданий для закрепления основ читательской грамотности. Задания в начале работы над текстом должны быть максимально простыми. Например, определить тип речи, подчеркнуть в тексте слова, которые помогли его определить. Также необходимо обратить внимание школьников на выделение основной мысли текста посредством выбора одного предложения из текста. Далее следует разработка плана пересказа.

Будущие педагоги в рамках демонстрационного экзамена в форме проведения фрагмента занятия должны помочь своим ученикам работать с отдельными частями текста, возможно, с использованием цветных фломастеров и карандашей, маркеров.

В целом студенты успешно справились с предложенным заданием, однако возникли некоторые затруднения. Наибольшие трудности вызвали формулировка планируемых результатов урока, подбор соответствующих заданий для индивидуальной и групповой работы школьников, а также проведение рефлексивного анализа урока. Эти трудности свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов.

Изучение содержания демонстрационных экзаменов позволяет оценить практическую ориентацию студентов и их готовность к реальной педагогической деятельности. Подготовка и проведение фрагмента урока, разработка проекта для внеурочной деятельности и обучающего «интерактива» для родителей являются эффективными способами оценки навыков студентов. При этом необходимо уделить особое внимание некоторым аспектам, таким как формулировка планируемых результатов урока, подбор заданий и проведение рефлексивного анализа урока, чтобы обеспечить более полную подготовку будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что в любых предметных компетенциях школьнику важно уметь работать с текстом, выделять его основную мысль, делить текст на подразделы. Поэтому при подготовке будущих педагогов различных специальностей важно внедрять в демонстрационный экзамен основы формирования читательской грамотности.

Выводы. Методические компетенции являются одним из основополагающих образовательных результатов в педагогическом колледже. В практико-ориентированном обучении студент сможет расширить свой опыт в решении профессиональных задач и максимально приблизиться к реальной профессиональной деятельности. Одной из форм практико-ориентированного обучения является демоэкзамен. В процессе подготовки к нему студенты смогут осознать свою ответственность за результат деятельности, что позволит повысить их мотивацию и уровень образования в целом. Участие в подобной работе поможет сформировать личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые современному педагогу. При этом важно ввести в структуру демонстрационного экзамена оценку методических компетенций будущих учителей в формировании читательской грамотности школьников. В процессе подготовки к данным элементам экзамена у будущих педагогов, возможно, появится стремление к поиску уникальных решений формирования читательской грамотности школьников, которое поможет повысить личные показатели в профессиональной подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова К. Д., Харлова Н. М. Пути формирования читательской грамотности на уроках русского языка в средней школе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2022. - № 3(116). - С. 143-154.

2. Будущие учителя начальных классов прошли демоэкзамены [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии. - URL : https://chpk.rchuv.ru/news/2023/06/24/ buduschie-uchitelya-nachaljnih-klassov-proshli-dem (дата обращения: 10.05.2023).

3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М. : Издат. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

4. Демонстрационный экзамен в рамках промежуточной аттестации [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии. - URL : https://chpk.rchuv.ru/news/2023/04/25/ demonstracionnij-ekzamen-v-ramkah-promezhutochnoj (дата обращения: 10.05.2023).

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

6. Зубков А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2007. - 19 с.

7. Костюнина А. А. Структурно-функциональная модель и технология практико-ориентированной профессиональной подготовки будущего педагога в условиях модернизации педагогического процесса [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 1. - URL : http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=24085 (дата обращения: 17. 07. 2023)

8. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Родионовой и проф. А. П. Тряпицыной. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 392 с.

9. Малова И. Е. Сущность и уровни методической компетентности учителя математики // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - № 4(49). - С. 107-109.

10. Методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена [Электронный ресурс]. - URL : https://docs.edu.gov.ru/document/c765ab5faa40a1783380c7f39a893a01/ download/1263/ (дата обращения 29.06.2023 г.).

11. Отчет о результатах самообследования государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (отчетный период - 2022 г.) (утв. приказом директора колледжа № 164 от 04.04.2023 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии. - URL : https://fs02.rchuv.ru/rchuv19/chpk/sitemap/2019/ 76c1c2ad-2a54-4578-9be7-1bef471173b3/otchet-o-samoobsledovanii_202.pdf (дата обращения: 08.12.2023).

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL : https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 13.07.2023).

13. Рябкина Л. Н. Использование механизмов демонстрационного экзамена в процессе подготовки студентов педагогических колледжей // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Демонстрационный экзамен как инструмент независимой оценки качества профессионального образования». - Сызрань, 2021. - С. 185-188.

14. Читательская грамотность школьника (5-9 классы) : книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И. П. Васильевых и др. ; под ред. И. Н. Добротиной. - М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. - 144 с.

Статья поступила в редакцию 27.10.2023

REFERENCES

1. Akulova K. D., Harlova N. M. Puti formirovaniya chitatel'skoj gramotnosti na urokah russkogo yazyka v srednej shkole // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2022. - № 3(116). - S. 143-154.

2. Budushchie uchitelya nachal'nyh klassov proshli demoekzameny [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt GAPOU ChR «ChPK» Minobrazovaniya Chuvashii. - URL : https://chpk.rchuv.ru/news/2023/06/24/buduschie-uchitelya-nachaljnih-klassov-proshli-dem (data obrashcheniya: 10.05.2023).

3. Verbickij A. A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. - M. : Izdat. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. - 84 s.

4. Demonstracionnyj ekzamen v ramkah promezhutochnoj attestacii [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt GAPOU ChR «ChPK» Minobrazovaniya Chuvashii. - URL : https://chpk.rchuv.ru/news/2023/04/25/demonstracionnij-ekzamen-v-ramkah-promezhutochnoj (data obrashcheniya: 10.05.2023).

5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo pod-hoda v obrazovanii. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. - 42 s.

6. Zubkov A. L. Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelej v usloviyah modernizacii obshchego obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Ekaterinburg, 2007. - 19 s.

7. Kostyunina A. A. Strukturno-funkcional'naya model' i tekhnologiya praktiko-orientirovannoj profession-al'noj podgotovki budushchego pedagoga v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo processa [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 1. - URL : http://www. science-education.ru/ru/article/ view?id=24085 (data obrashcheniya: 17. 07. 2023)

8. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii : kollektivnaya monografiya / pod red. prof. V. A. Kozyreva, prof. N. F. Rodionovoj i prof. A. P. Tryapicynoj. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2008. - 392 s.

9. Malova I. E. Sushchnost' i urovni metodicheskoj kompetentnosti uchitelya matematiki // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2006. - № 4(49). - S. 107-109.

10. Metodicheskie rekomendacii o provedenii attestacii s ispol'zovaniem mekhanizma demonstra-cionnogo ekzamena [Elektronnyj resurs]. - URL : https://docs.edu.gov.ru/document/c765ab5faa40a1783380c7f39a893a01/ download/1263/ (data obrashcheniya 29.06.2023 g.).

11. Otchet o rezul'tatah samoobsledovaniya gosudarstvennogo avtonomnogo professional'nogo obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya Chuvashskoj Respubliki «Cheboksarskij professionally) kolledzh im. N. V. Ni-kol'skogo» Ministerstva obrazovaniya i molodezhnoj politiki Chuvashskoj Respubliki (otchetnyj period - 2022 g.) (utv. prikazom direktora kolledzha № 164 ot 04.04.2023 g.) [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt GAPOU ChR «ChPK» Minobrazovaniya Chuvashii. - URL : https://fs02.rchuv.ru/rchuv19/chpk/sitemap/2019/76c1c2ad-2a54-4578-9be7-1bef471173b3/otchet-o-samoobsledovanii_202.pdf (data obrashcheniya: 08.12.2023).

12. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n «Ob utver-zhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'-nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://base.garant.ru/70535556/ (data obrashcheniya: 13.07.2023).

13. Ryabkina L. N. Ispol'zovanie mekhanizmov demonstracionnogo ekzamena v processe podgotovki studen-tov pedagogicheskih kolledzhej // Sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarod-nym uchastiem) «Demonstracionnyj ekzamen kak instrument nezavisimoj ocenki kachestva pro-fessional'nogo obrazovaniya». - Syzran', 2021. - S. 185-188.

14. Chitatel'skaya gramotnost' shkol'nika (5-9 klassy) : kniga dlya uchitelya / O. M. Aleksandrova, M. A. Aristova, I. P. Vasil'evyh i dr. ; pod red. I. N. Dobrotinoj. - M. : Rossijskij uchebnik : Ventana-Graf, 2018. - 144 s.

The article was contributed on October 27, 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах

Лукшин Алексей Петрович - аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0009-0000-9368-8323, info2201@yandex.ru

Жданович Юлия Евгеньевна - аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2544-0232, jdanka@bk.ru

Author Information

Lukshin, Aleksey Petrovich - Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Psychology, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0009-0000-9368-8323, info2201@yandex.ru

Zhdanovich, Yulia Evgenyevna - Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Psychology, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-2544-0232, jdanka@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.