Научная статья на тему 'ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баженова Мария Владимировна

В статье рассмотрен ряд поправок, предложенных для внесения в основной закон Республики Беларусь в контексте трансформационных процессов политической и социальной конъюнктуры. Проанализированы индексные показатели демократии на территории страны и изучены данные Национального статистического комитета Республики Беларусь для выявления запроса населения на изменение общественных процессов. Автор отмечает, что необходимость внесения поправок в Конституцию обусловлена демократизацией политических процессов и развитием гражданского общества. В работе также рассмотрена деятельность представителей органов власти после выборов Президента 2020 г. и реакция населения, выраженная в массовых постэлекторальных политических протестах. Изменения, предложенные для внесения в основной закон, являются обязательным условием для обеспечения стабильного развития страны в социальной и политической сфере, а также могут служить законодательной базой для интеграционного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Баженова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEMOCRATISATION OF POLITICAL PROCESSES AND DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY: GROUNDS FOR AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article examines several amendments proposed for introduction into the fundamental law of the Republic of Belarus in the context of the transformational processes of the political and social environment. The author analysed the meaning of the index of democracy on the country’s territory. Further, the author studied the data of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus to identify the population’s demand for changing social processes. The author notes that the need to amend the Constitution is due to the democratisation of political processes and the development of civil society. The paper also examines the activities of government officials after the 2020 presidential elections and the reaction of the population, expressed in mass post-electoral political protests. Proposed by the author, amendments to the leading law are a prerequisite for ensuring the country’s stable development in the social and political spheres and can also serve as a legislative basis for the integration process.

Текст научной работы на тему «ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-1-55-59 УДК 342.4(045)

Демократизация политических процессов и развитие гражданского общества: основания для поправок в Конституцию Республики Беларусь

М. В. Баженова

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1356-8872

аннотация

В статье рассмотрен ряд поправок, предложенных для внесения в основной закон Республики Беларусь в контексте трансформационных процессов политической и социальной конъюнктуры. Проанализированы индексные показатели демократии на территории страны и изучены данные Национального статистического комитета Республики Беларусь для выявления запроса населения на изменение общественных процессов. Автор отмечает, что необходимость внесения поправок в Конституцию обусловлена демократизацией политических процессов и развитием гражданского общества. В работе также рассмотрена деятельность представителей органов власти после выборов Президента 2020 г. и реакция населения, выраженная в массовых постэлекторальных политических протестах. Изменения, предложенные для внесения в основной закон, являются обязательным условием для обеспечения стабильного развития страны в социальной и политической сфере, а также могут служить законодательной базой для интеграционного процесса.

Ключевые слова: Конституция Республики Беларусь; правовая система Республики Беларусь; демократизация политических процессов; гражданское общество; национальная система ценностей общества

Для цитирования: Баженова М. В. Демократизация политических процессов и развитие гражданского общества: основания для поправок в Конституцию Республики Беларусь. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(1):55-59. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-1-55-59

oRiGiNAL PAPER

The Democratisation of Political Processes and Development of Civil society: Grounds for Amendments to the Constitution of the Republic of Belarus

M.V. Bazhenova

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1356-8872

abstract

The article examines several amendments proposed for introduction into the fundamental law of the Republic of Belarus in the context of the transformational processes of the political and social environment. The author analysed the meaning of the index of democracy on the country's territory. Further, the author studied the data of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus to identify the population's demand for changing social processes. The author notes that the need to amend the Constitution is due to the democratisation of political processes and the development of civil society. The paper also examines the activities of government officials after the 2020 presidential elections and the reaction of the population, expressed in mass post-electoral political protests. Proposed by the author, amendments to the leading law are a prerequisite for ensuring the country's stable development in the social and political spheres and can also serve as a legislative basis for the integration process.

Keywords: Constitution of the Republic of Belarus; legal system of the Republic of Belarus; democratisation of political processes; civil society; the national value system of society

For citation: Bazhenova M. V. The democratisation of political processes and development of civil society: Grounds for amendments to the Constitution of the Republic of Belarus. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(1):55-59. (in Russ.). doi: 10.26794/2226-7867-202212-1-55-59

© Баженова М. В., 2022

введение

Беларусь — унитарная президентская республика: президент Александр Лукашенко является главой государства, главнокомандующим вооруженными силами, а также руководит исполнительной властью через премьер-министра. Данные полномочия аккумулируют контроль над социальной, экономической и политической сферами жизни общества, над политикой государственной безопасности и процессом взаимодействия с зарубежными партнерами. Замыкание процесса принятия стратегических решений на конкретном человеке и отсутствие альтернативного взгляда на ситуацию способствует установлению авторитарной власти [1]. По данным аналитического центра британской компании Economist Intelligence Unit, индекс демократии республики составляет 2,59/10, что характеризуется как авторитарный режим. Для анализа внутренней обстановки требуется учет следующих показателей: политическое участие граждан в процессе принятия политических решений (3/10), развитость политической культуры (5/10), степень гражданской свободы (2,06/10)

В демократических государствах реализация процесса волеизъявления граждан осуществляется через институт политических партий. Идеологическое многообразие Парламента страны и результаты выборов отражают политические предпочтения населения и помогают принимать решения органам власти. Стагнация представительства законодательной власти может влиять на укрепление действующего политического режима и отсутствие возможности реальной политической конкуренции в стране. Также на принятие необходимых политических решений влияет экономическая обстановка и зарубежные партнеры Республики Беларусь: в 2020 г. ими являлись Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Германия2. Россия — не только крупнейший импортер продукции, но и источник прямых инвестиций в белорусскую экономику, а также крупнейший кредитор для белорусского правительства. По данным Минфина Белоруссии, 48% внешней задолженности приходится на рос-

1 Worldpopulationreview.URL:https://worldpopulationreview. com/country-rankings/democracy-countries

2 Основные показатели внешней торговли. URL: https:// www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya

сийский рынок3. В подобных многосторонних отношениях укрепляется тесная взаимосвязь между государствами, как в политической, так и в экономической сфере.

предпосылки внесения

изменений в конституцию

республики Беларусь

Предложенные поправки в основной закон Республики Беларусь являются показателем демократизации государства. Изменение главного закона страны затрагивает базовые принципы функционирования общества и влияет на процесс создания новых общественных институтов. Одним из условий для изменений стали массовые политические протесты и беспорядки после переизбрания главы государства в 2020 г. На президентских выборах, прошедших 9 августа, Александр Лукашенко получил 80,10% голосов избирателей, что превышало процент прогнозируемой победы в государственных СМИ и спровоцировало массовое недовольство населения4. Для стабилизации политической обстановки были привлечены силовые структуры, действия которых привели к росту социальной напряженности5. В первые дни протестов пострадало около 7 тыс. человек. На следующий день после обнародования результатов голосования появились сведения об убитых и без вести пропавших 6. Однако действия сотрудников правоохранительных органов, использовавших огнестрельное оружие, резиновые пули и слезоточивый газ, были оправданы в государственных СМИ, что усугубило социальную обстановку7.

Несмотря на нестабильность в стране, выборы были признаны легитимными со стороны глав других государств. Владимир Путин одним из первых выразил надежду, что переизбранный президент Александр Лукашенко будет

3 Состояние государственного долга Республики Беларусь. URL: https://minfin.gov.by/public_debt/condition/

4 В Белоруссии в ходе несанкционированных акций пострадали 103 правоохранителя. URL: https://tass.ru/ proisshestviya/9189713

5 Belarus's Lukashenka Doubles Down On Fear To Silence Pro-Democracy Opponents. URL: https://www.rferl.org/a/belarus-lukashenka-doubling-down-fear-opposition/31241320.html

6 Подсчитано число пропавших участников протеста в Белоруссии. URL: https://lenta.ru/news/2020/08/17/propali/

7 Водомёты, дубинки, резиновые пули: как в ночь после выборов 9 августа силовики разгоняли протестующих в Минске. URL: https://www.kp.ru/daily/217167/4267817/

содействовать дальнейшему развитию республики. По данным апрельского исследования Белорусской аналитической мастерской, 65,7% граждан страны относятся положительно к российскому президенту. Поддержка со стороны России могла оказать влияние на часть протестующего населения и перевести недоверие белорусских граждан к власти в скрытую форму.

Фактором поддержки со стороны Российской Федерации также послужил официальный визит Александра Лукашенко в Москву в сентябре

2020 г., во время которого стороны договорились о рефинансировании долга республики и о предоставлении ей кредита. Также в ходе визита состоялось обсуждение возможных поправок в белорусскую конституцию «без внешнего воздействия»8.

предложенные поправки в конституцию республики

Беларусь и необходимость их принятия

Формирование списка поправок в основной закон республики осуществлялось на протяжении года. В процессе подготовки документа учитывались тенденции развития общества и механизмы их регулирования. 14 октября

2021 г. председатель Совета Республики Национального собрания страны Наталья Коча-нова сообщила о скором вынесении проекта конституционной реформы на референдум, проведение которого назначено на февраль

2022 г.9 В преамбуле белорусской конституции планируется внесение дополнений о сохранении национальной самобытности, культурных и духовных традициях и незыблемости народовластия. В основную часть закона будет добавлена статья о государственном обеспечении сохранности исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа во время Великой Отечественной войны.

Предложенное изменение защищает исторические факты от введения иных трактовок, касающихся основ становления белорусской государственности. Примером искажения исторических фактов на постсоветском пространст-

8 В Кремле рассказали об итогах переговоров Путина и Лукашенко. Что обсудили лидеры России и Белоруссии? URL: https://lenta.ru/brief/2020/09/14/luka_putin/

9 В Белоруссии назвали сроки голосования по поправкам в конституцию. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20211014/ belorussiya- 1754634247.html

ве является создание образа героя на Украине, что в контексте трансформационных процессов общественных отношений послужило оправдательным механизмом действий националистов. «Обеление» образа Степана Бендеры, который «боролся за независимость Украины» повлияло на активизацию протестного потенциала населения. Одной из более уязвимых групп в политических протестах является молодое поколение. Молодежь выступает контролируемой «мягкой силой» в процессе политических и социальных протестов из-за легкой мобилизации, что объясняется особенностями психики и мышления [2].

В демократических государствах реализация процесса волеизъявления граждан осуществляется через институт политических партий. Идеологическое многообразие Парламента страны и результаты выборов отражают политические предпочтения населения и помогают принимать решения органам власти. Стагнация представительства законодательной власти может влиять на укрепление действующего политического режима и отсутствие возможности реальной политической конкуренции в стране.

Принятие следующих поправок является превентивной мерой, служащей нормативной базой для других законодательных актов, декларирующих или запрещающих любые изменения в структуре общественного восприятия незыблемости исторического наследия.

1. Внесение изменений в ст. 18 Конституции Республики Беларусь: Республика Беларусь может использовать на территории страны коллективную оборону для обес-

печения суверенитета и территориальной целостности.

2. Данная поправка дает возможность иностранным государствам, заключившим международные соглашения с Белоруссией, обеспечить военное присутствие на территории страны. Подобная мера соответствует международной тенденции: рост антироссийских и антибелорусских настроений на Западе требует социального сплочения государств и военного обеспечения безопасности.

Повышение избирательного ценза на пост главы государства направлено на осуществление перехода власти опытному политику, знающему особенности государственного управления. Также, по мнению российского политолога Алексея Макаркина, в Белоруссии будет осуществлен транзит власти, а через поправки начнется процесс стабилизации обстановки в обществе в условиях политического кризиса.

3. Закрепление института брака как союза мужчины и женщины, которые наделены равными правами и обязанностями.

4. Введение уточняющего понятия запрещает легитимизацию однополых браков на территории страны. Закрепление подобной меры является сдерживающим фактором размывания специализации полов, незаконности ЛГБТ-протестов и сдерживания распространения ВИЧ-инфекции. Узаконивание нетрадиционного брака разрушает институт семьи, что противоречит культурным ценностям белорусского общества. Трансформация социальной сферы жизни населения без применения данных регулирующих методов снизит уровень рождаемости и коэффициент демографической нагрузки.

5. Изменение процесса выдвижения кандидатов на выборы, что подразумевает установление запрета финансирования расходов

на подготовку и проведение выборов иностранными государствами, организациями и гражданами.

Согласно ст. 5 Конституции Республики Беларусь народ изъявляет свою политическую волю через институт партий, члены которых избраны народом. Иностранные организации на территории республики могут реализовы-вать свою деятельность в интересах другого государства, что будет направлено на изменение политического строя и повлияет на национальную безопасность. Таким образом, предложенная поправка исключает возможность внешнего влияния на политический процесс.

Изменение избирательного ценза на пост президента: кандидат должен быть не моложе 40 лет и не менее 20 лет проживать на территории республики. Кандидат не может занимать пост более двух сроков, что формально обеспечит регулярную сменяемость политической элиты.

Повышение избирательного ценза на пост главы государства направлено на осуществление перехода власти опытному политику, знающему особенности государственного управления. Также, по мнению российского политолога Алексея Макаркина, в Белоруссии будет осуществлен транзит власти, а через поправки начнется процесс стабилизации обстановки в обществе в условиях политического кризиса. Но введение ограничений по срокам для главы государства может вступить в силу с момента принятия поправок, что позволит Александру Лукашенко баллотироваться еще дважды10.

Изменение политической культуры населения и запрос граждан на демократию в белорусском государстве побуждает представителей власти к модернизации политической системы. Политические протесты 2020 г. выявили трансформационные общественные процессы, затрагивающие основные тенденции развития государства и объясняющие необходимость изменений их регулирования, которые политическая элита республики реализовывает при помощи внесения поправок в конституцию. Обеспечение устойчивого развития государства

10 «Под себя не делаю»: для чего Лукашенко меняет конституцию Белоруссии. Известия. 4 сентября 2021 г. URL: https://iz.ru/1216293/igor-karmazin/pod-sebia-ne-delaiu-dlia-chego-lukashenko-meniaet-konstitutciiu-belorussii (дата обращения 27.10.2021).

отражено в предлагаемых изменениях через постоянную сменяемость власти и переход к полицентричной системе управления страной: расширение полномочий Национального собрания Республики Беларусь и премьер-министра, запрет финансирования проведения выборов иностранными государствами с целью сохранения суверенитета и национальной самобытности. Данные изменения могут повлиять на переход к коллективному руководству государством.

Для демократизации режима предлагается расширение политического плюрализма и мер, обеспечивающих стабильное функционирование социальной и политической общественных

систем, сохранение культурной идентичности белорусского народа. Например, закрепление проявления патриотизма, гражданской активности и сохранения исторической памяти как конституционного долга граждан. Предложенные поправки могут стать базой для более существенных изменений, таких как создание Союзного государства с Российской Федерацией. Союзные программы и решения об углублении интеграции двух государств, подписанные на заседании Совета Министров Союзного государства Беларуси и России, могут реализоваться через принятие качественных поправок в главный закон республики и обеспечить совместное стабильное развитие стран.

список источников/references

1. Черепанов В. А. О правовых вопросах сменяемости власти. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovyh-voprosah-smenyaemosti-vlasti

Cherepanov V. A. On the legal issues of the turnover of power. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovyh-voprosah-smenyaemosti-vlasti. (In Russ.).

2. Франц В. А. «Мягкие» технологии формирования протестных настроений в контексте проблемы идентичности российской молодежи. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkie-tehnologii-formirovaniya-protestnyh-nastroeniy-v-kontekste-problemy-identichnosti-rossiyskoy-molodezhi Franz V. A. "Soft" technologies for the formation of protest sentiments in the context of Russian youth's identity problem. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkie-tehnologii-formirovaniya-protestnyh-nastroeniy-v-kontekste-problemy-identichnosti-rossiyskoy-molodezhi. (In Russ.).

информация об авторе

Мария Владимировна Баженова — студентка 3-го курса факультета социальных наук и массовых

коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия

bamariv@mail.ru

about the author

Maria V. Bazhenova — 3rd-year student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial,

Moscow, Russia

bamariv@mail.ru

Статья поступила 17.11.2021; принята к публикации 10.12.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 17.11.2021; accepted for publication on 10.12.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.