Научная статья на тему '«Демократизация по-ливийски»: политический процесс после гражданской войны 2011 года'

«Демократизация по-ливийски»: политический процесс после гражданской войны 2011 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / MIDDLE EAST / ЛИВИЯ / LIBYA / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ARAB SPRING / КАДДАФИ / GADDAFI / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / CONSTITUTIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орехова Валерия Дмитриевна

Статья посвящена анализу становления системы государственного управления в Ливии после революции 2011 г., в ней дается характеристика основным этапам конституционного строительства, подчеркивается их влияние на перспективы достижения общественного согласия и национального примирения в пережившей гражданскую войну стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«DEMOCRATIZATION IN LIBYA»: POLITICAL PROCESS AFTER THE CIVIL WAR OF 2011

The article is devoted to the establishment of the public administration system in Libya after the revolution of 2011, it describes the main stages of constitutional process and underlines its impact on the prospects of achieving social harmony and national reconciliation in the country, which has gone through the civil war.

Текст научной работы на тему ««Демократизация по-ливийски»: политический процесс после гражданской войны 2011 года»

УДК 94(612)| 20

«ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПО-ЛИВИЙСКИ»: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 2011 ГОДА

В.Д. Орехова

Саратовский государственный университет, Институт истории и международных отношений, кафедра международных отношений и внешней политики России E-mail: valerie2010@yandex.ru

Статья посвящена анализу становления системы государственного управления в Ливии после революции 2011 г., в ней дается характеристика основным этапам конституционного строительства, подчеркивается их влияние на перспективы достижения общественного согласия и национального примирения в пережившей гражданскую войну стране.

Ключевые слова: Ближний Восток, Ливия, «Арабская весна», Каддафи, конституционный процесс.

«DEMOCRATIZATION IN LIBYA»: POLITICAL PROCESS AFTER THE CIVIL WAR OF 2011

V.D. Orekhova

Saratov State University

The article is devoted to the establishment of the public administration system in Libya after the revolution of 2011, it describes the main stages of constitutional process and underlines its impact on the prospects of achieving social harmony and national reconciliation in the country, which has gone through the civil war.

Key words: the Middle East, Libya, Arab spring, Gaddafi, constitutional process.

После окончания гражданской войны 2011 г. в Ливии начался период затяжного политического кризиса, который выражается в фактической беспомощности центральной власти в Триполи, невозможности правительства установить контроль над всеми регионами страны. Это связано, в первую очередь, с отсутствием общественного согласия, выраженного в консолидированном видении будущего политического устройства, а также с особенно-

стями функционирования системы государственного управления, сложившейся после падения режима М. Каддафи.

Формально гражданская война в Ливии завершилась 20 октября 2011 г. - власть тогда окончательно перешла в руки возникшего в ходе революции Переходного Национального Совета (ПНС), который в соответствии с «Конституционной декларацией» от 3 августа 2011 г.1 наделил себя статусом временного политического органа. Его задача заключалась в создании условий для дальнейшей передачи власти легитимному, то есть избранному населением путем прямого голосования Всеобщему национальному конгрессу (ВНК). По результатам выборов 7 июля 2012 г. большинство мест в нем получил либеральный «Альянс национальных сил».

Следующим важным этапом государственного строительства стал созыв Конституционной Ассамблеи. В течение года ливийское общество не могло определиться с процедурой формирования данного органа. Проблема заключалась в распределении мест. Закон о выборах2 от 20 июля 2013 г., определил, что в Ассамблею войдут 60 человек, по 20 членов от каждого региона (Триполитании, Киренаики и Феццана). Запрещалось формирование избирательных списков на основе клановой или этнической принадлежности, однако, каждый из них должен был включать, как минимум, двух юристов, двух улемов, двух племенных шейхов и по два представителя от неарабских племен тубу, ама-зигов и таурегов.

Тем не менее, данная формула не привела к национальному примирению по вине непоследовательных действий Конгресса. Вместо того, чтобы способствовать консолидации общества, парламент полностью дискредитировал себя, приняв ряд законов, исключающих возможность сосуществования различных групп в рамках единого политического пространства.

Из процесса разработки Конституции была вычеркнута целая категория граждан: закон, принятый в мае 2013 г., запрещал чиновникам Ливийской Джамахирии продолжать карьеру в «новой, демо-

1 Конституционная декларация Ливийской республики переходного периода от 3 августа 2011 / / Исламская интернет-библиотека Романа Пашкова. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/497 (дата обращения: 14.03.2014).

2 Закон о выборах Конституционной Ассамблеи Ливии от 9 февраля 2013 г. // Исламская интернет-библиотека Романа Пашкова. URL: http://www.worldislamlaw.ru/archives/1365 (дата обращения: 02.01.2014).

кратической» Ливии3. Таким путем остракизму подверглись многие опытные специалисты, и тем самым искусственно сократился кадровый потенциал государства4. В частности, пришлось сложить свои полномочия председателю парламента опытному и очень влиятельному политику и дипломату Мохаммеду аль-Магарифу5.

Желая стереть из памяти народа период существования режима М. Каддафи, парламент принимал и другие, не менее жесткие нормативно-правовые акты. В частности, закон об амнистии запретил уголовное преследование повстанцев; другой, впоследствии отмененный, предусматривал уголовное наказание (вплоть до пожизненного заклюю-чения) за прославление М. Каддафи и его семьи, а также за распространение «ложной информации и слухов»6. Таким образом, юридическая база Ливии исключает возможность мирного сосуществования различных групп в рамках единого политического пространства.

Затяжной избирательный процесс в Конституционную Ассамблею стал дополнительным фактором роста общественного недовольства. Результаты выборов, прошедших 20 февраля 2014 г. стали известны только через десять дней: в связи с сохранением в некоторых районах страны напряженной ситуации в сфере безопасности удалось распределить только 47 мест из 607. Но даже, если бы такой сложности не возникло, сам по себе юридический механизм работы Ассамблеи оказался слишком сложен для реализации на практике в тех условиях. Проект основного закона сначала должен получить одобрение парламента, после чего в течение 30 дней он выносится на референдум. Затем Конгресс со-

3 Zaptia S. Political Isolation Law Passed Overwhelmingly / / Libya Herald. May 5, 2013. URL: http://www.libyaherald.com/2013/05/05/political-isolation-law-passed-overwhelmingly/#axzz2w99Co6M3 (дата обращения: 12.03.2014).

4 Сапронова М. Новая ливийская государственность / / Российский совет по международным делам. 02.07.2012. URL: http://russiancouncil.ru/in-ner/?id_4=561#top (дата обращения: 09.03.2014).

5 Head of Libya's Parliament Resigns Over Law Banning Gadhafi-Era Officials // FoxNews. May 28, 2013. URL: http://www.foxnews.com/world / 2013/05/28/head-libya-parliament-resigns-over-law-banning-gadhafi-era-offi-cials/ (дата обращения: 11.03.2014).

6 Сапронова М. Новая ливийская государственность / / Российский совет по международным делам. 02.07.2012. URL: http://russiancouncil.ru/in-ner/?id_4=561#top (дата обращения: 09.03.2014).

7 Elumani Ah. HNEC Announces Results for Constitutional Committee Elections / / Libya Herald. 02.03.2014. URL: http://www.libyaherald.com/2014/03/02/hnec-announces-results-for-constitutional-committee-elections/ #axzz2vw83EeIz (дата обращения: 03.03.2014).

ставляет новый избирательный закон и проводит выборы в республиканский парламент, причем на каждом этапе действуют определенные условия и оговорки. Подобная многоступенчатая схема не пригодна для государства, распадающегося на отдельные регионы ввиду отсутствия сильной центральной власти. Чем дольше сохраняется неопределенная ситуация в правовой сфере, тем сложнее будет установить государственный контроль над деятельностью отдельных районов, привыкших к анархии.

Вывод: ВНК и его политическому предшественнику, ПНС, обладавшему в определенный период достаточными законодательными и учредительными полномочиями, а также доверием значительной части населения, не удалось использовать весь свой потенциал. Оба этих органа не стали предпринимать решительные меры, от которых зависела национальная безопасность, в результате, после 2011 г. в Ливии произошла диффузия государственного суверенитета, сформировалось несколько политических полюсов: официальный Триполи; федералисты, выступающие за расширение автономии отдельных регионов страны вплоть до признания их независимо-сти8; исламисты, объединяющие наиболее консервативные слои общества; а также этнические меньшинства, ядро которых составляют амазиги (берберы), требующие защиты своих культурных прав. В качестве инструмента давления на правительство они саботируют работу месторождений. Резкое снижение объемов добычи нефти (230 тыс. баррелей при производственной мощности 1,6 млн. баррелей в сутки9) нанесло удар по экономической безопасности государства, поскольку вызвало проблемы с составлением бюджета на 2014 г., который до сих пор так и не принят10.

В этих условиях Конгресс выразил вотум недоверия премьер-министру Али Зейдану. Новый премьер - Абдулла аль-Тани - уже через месяц после своего назначения стал жертвой вооруженного нападения и по этой причине отказался от занимаемой должности11.

8 Elumami Ah. Cyrenaica "Government" Unveiled / / Libya Herald. 24.10.2014. URL: http://www.libyaherald.com/2013/10/24/cyrenaica-gover-nment-unveiled/ #axzz2w99Co6M3 (дата обращения: 20.12.2013).

9 Libya / / U.S. Energy Information Administration. Analysis. 10.10.2013. URL: http://www.eia.gov/ countries/ cab.cfm?fips=ly (дата обращения: 07.03.2014).

10 В ливийской области Киренаика создано собственное правительство / / Вести. 25.10.2013. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1146139 (дата обращения: 15.02.2014).

11 Frizell S. Libya PM Quits, Says He Was Targeted in Armed Attack // TIME. 13.04.2014. URL: http://time.com/60814/libya-prime-minister-quits/ (дата обращения: 19.04.2014).

Отсутствие премьер-министра, беспомощность правительства, сталкивающегося с финансовыми трудностями при острой необходимости восстановления национальной экономики, незавершенное распределение мандатов в Конституционной Ассамблее и, как следствие, затягивание процесса разработки и принятия основного документа страны, высокая вероятность переизбрания Конгресса в июле 2014 г., конфликты в руководстве вооруженными силами Ливии12, не представляющими монолитной, хорошо организованной структуры, способной обеспечить национальную безопасность, - все это свидетельствует об эрозии центральной власти, чья слабость побуждает к сепаратизму отдельные регионы и угрожает появлением на карте новых политических образований.

Ливия далека от стабильности, создания устойчивых демократических институтов. Внутренние противоречия и три года существования в атмосфере беззакония и анархии не позволяют ей выйти на новый этап своего развития и достичь целей, поставленных революцией 2011 г. Лидеры, провозгласившие курс на смену диктаторского режима М. Каддафи, оказались не в состоянии сохранить установленный межплеменной баланс сил, а также общественный консенсус относительно распределения доходов от продажи энергоресурсов и обеспечения прав национальных меньшинств.

Представители новой элиты являются продуктами западной политической мысли, им сложно реализовать свои представления о должном государственном устройстве в стране, где наблюдается недостаточный уровень политической культуры населения, а наличие организованной преступности и многочисленных вооруженных группировок требует принятия решительных мер, не всегда согласующихся с либеральными ценностями. Таким образом, можно полностью согласиться с мнением Специального посланника Генерального секретаря ООН по Ливии (МООНПЛ) Иана Мартина: «Прежний режим свергнут, но суровая реальность заключается в том, что народ продолжает жить с укоренившимся наследием этого режима»13.

12 Engel A. Libya's Divided Security Establishment: Who Commands? // War on the Rocks. 20.02.2014. URL: http://warontherocks.com/2014/02/libyas-divided-security-establishment-who-commands/ (дата обращения: 12.03.2014).

13 Ливия переживает сложный период преобразований / / Центр новостей ООН. 25.01.2012. URL: http://www.un.org/rassian/news/fullstory-news.asp?newsID=16850 (дата обращения: 05.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.