Научная статья на тему 'Демократия в системе ценностных ориентаций современного студенчества'

Демократия в системе ценностных ориентаций современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
441
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / STUDENTS / VALUE ORIENTATIONS / VALUES / DEMOCRACY AS A POLITICAL VALUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдрахманова Лилия Виловна

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на формирование системы ценностей современной молодежи. В ней подводятся итоги авторского социологического исследования "Демократия глазами студенчества". Выделяются основные проблемы реализации демократии на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRACY IN MODERN STUDENTS VALUE ORIENTATIONS

This article analyzes the factors influencing the formation of values of today's youth. It summarizes the author's case study "Democracy through the eyes of students". The major problems of implementation of democracy in practice are highlighted.

Текст научной работы на тему «Демократия в системе ценностных ориентаций современного студенчества»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 32.019.52

ДЕМОКРАТИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

© Л.В.Абдрахманова

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на формирование системы ценностей современной молодежи. В ней подводятся итоги авторского социологического исследования "Демократия глазами студенчества". Выделяются основные проблемы реализации демократии на практике.

Ключевые слова: студенчество, ценностные ориентации, система ценностей, демократия как политическая ценность.

Современная Россия характеризуется радикальными преобразованиями всех сторон жизнедеятельности общества, что сопровождается глобальной по масштабам и неизбежной трансформацией социальных институтов. Продолжается поиск механизмов, способных поставить страну на рельсы созидания и развития, что приводит к пониманию необходимости коренного пересмотра наших представлений о многих явлениях общественного бытия. Не могут быть исключением в этом смысле ценности и ценностные ориентации людей.

Молодежь, как правило, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика ее в том и состоит, что она находится в постоянном поиске, овладевает социальными ролями, формирует жизненные ориентации, интересы, предпочтения и в конечном счете систему ценностей. В то же время молодые более восприимчивы к новым ценностям, так как их сознание менее загружено стереотипами, связанными как с политическими представлениями, так и положением в социальной структуре. Но одни общественно значимые ценности воспринимаются молодежью как должные, другие - частично, а третьи - могут быть вообще проигнорированы. М. Вебер справедливо отмечал, что "достоинство личности в том и состоит, что для нее существуют те ценности, с которыми она соотносит свою жизнь" [1: 50].

Можно предположить, что мир ценностей и норм формирующейся личности молодого человека, на которого оказывают влияние глобальные преобразования последних лет, стал более изменчив, противоречив, что требует более пристального изучения. Принципиально важным здесь является то, что от ориентирующих приоритетов, доминирования определенной ценностной системы в конечном счете зависит не только существование конкретного человека, но и всего сообщества людей.

Именно молодежи и прежде всего выпускникам вузов предстоит решать возникающие в обществе проблемы. И от того, каких принципов, норм и ценностей будет придерживаться современное российское студенчество, какой ценностный фундамент будет у него сформирован, во многом зависит либо успех, либо неудача предпринимаемых в стране попыток выхода из системного кризиса.

В связи с этим возрастает актуальность исследования ценностных ориентаций, гражданской позиции и поведения студентов. При всем многообразии направлений социологического анализа студенчества современной России проблема ценностей сохраняет свою актуальность. Этот сложный феномен освещается недостаточно полно и разносторонне. Изменения, которые происходят в настоящее время во всех сферах российской общественной жизни и мирового сообщества, неизбежно влекут за собой новые исследования, основанные на уже накопленном теоретическом и методологическом материале.

Система ценностей студенчества складывается неизолированно от социума. И подобно тому, как потребности и интересы человека, степень их осознанности и важности выступают в виде определенной системы с заметной иерархией, так и ценности образуют определенный иерархически построенный ряд или систему, определяющую генеральную линию жизни и поведения личности.

На формирование личности студента оказывают влияние семейное, социальное и профессиональное окружение, уровень общеобразовательной подготовки, общественная активность, социальное положение, жизненные планы будущего специалиста, перспективы профессиональной карьеры и т.п. Сегодняшние молодые россияне, по мнению В.Лисовского, поставлены вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается

кризисом ценностного сознания. "Молодым приходится самим решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования" [2: 99].

В настоящее время в студенческой среде, как и в российском обществе в целом, преобладают дифференцирующие процессы. Студенты сегодня - одна из наименее защищенных слоев населения. По мнению Г.П.Артемова, современные ценностные конфликты обусловлены базовыми социальными конфликтами, среди которых одним из основных является конфликт между богатыми и бедными. "Положение людей в системе социальных расколов обусловливает характер их ценностных приоритетов. ... их выбор в пользу тех или иных ценностных ориентаций в значительной степени определяется характером имеющихся у них моральных установок" (под расколом подразумевается поляризация ценностных приоритетов различных слоев населения) [3: 145]. И действительно, во многом проблемы, например, политической реорганизации российского общества связаны с тем, что оно может дать сегодня молодежи как социальному ресурсу и что может и должна молодежь дать обществу, его политическим институтам и процессам, в частности процессу демократизации.

Таким образом, целью проведенного социологического исследования являлось, во-первых, изучение системы ценностных ориентаций студенчества Татарстана в целом и, во-вторых, определение отношения студентов к демократии как политической ценности. Под ценностью понимался любой материальный или идеальный предмет (явление, процесс), обладающий значимостью для социального самоутверждения субъекта, способный удовлетворять его потребности и реализовывать его интересы.

Для выявления актуальных ценностей в студенческой среде автор провел экспресс-опрос студенчества Татарстана (п=600), в результате чего был определен перечень наиболее важных, по мнению молодежи, ценностей (в порядке убывания): деньги (материальный достаток, финансовая обеспеченность, комфорт своей жизни); семья (личное счастье, любовь, дети); общение (иметь близких друзей) и досуг (развлечения, путешествия, творчество); полезные связи (знакомства); здоровье (здоровый образ жизни, спорт, туризм, "жизнь без наркотиков"); "престижное"

образование и профессионализм; интересная работа (как смысл жизни и средство заработка) и карьера; свобода (во всем, свобода вообще); справедливость и безопасность; самореализация ("быть индивидуальностью", "быть уважаемым и авторитетным", "занять достойное социальное положение", "стать преуспевающим человеком", "достичь успеха в жизни", "быть востребованным в профессии", "осуществить свои намерения и цели" и др.); независимость; честность; равноправие; "уехать за границу" и др.

Как видим, политические ценности (а "демократия" как определенная ценность) в системе ценностей студенчества не оказались актуальными. Хотя, как известно, только при демократическом режиме возможно создание максимальных условий для саморазвития личности, обеспечение основных прав и свобод.

Для того чтобы выяснить, что вкладывает в понятие "демократия" современная студенческая молодежь республики, респондентам было предложено в произвольной форме (сочинение) ответить на вопросы: "Что для Вас означает понятие "демократия"?", "Нужна ли она России?", "В чем, по Вашему мнению, состоит основная проблема демократических преобразований в стране?". Текстовый материал был обработан при помощи контент-анализа, в результате чего были сделаны следующие основные выводы.

Более половины студентов связывает понятие демократии с реализацией политических прав и свобод. В этом плане татарстанская молодежь не отличается от других молодых россиян - по результатам всероссийских опросов наиболее многочисленная группа молодежи 17-25 лет дает именно либеральную трактовку определения сущности демократии. Третья часть опрошенных дает классическое определение демократии ("народовластие"), а каждый пятый респондент связывает ее с политическим режимом или с формой государственного управления ("властью большинства"), косвенно признавая отсутствие какого-либо четкого смысла, вкладываемого в эти термины. Трактовка сводится примерно к таким вариантам: "Что-то из разряда народовластия, когда правит народ" или "Это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством". Как правит народ? С помощью чего? Каковы отличительные признаки демократического режима? На основе каких ценностей должна строиться система управления? Какова роль граждан, молодежи в этом процессе? Как выяснилось, для респондентов это остается очень расплывчатым.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, студенчество рассматривает демократию в основном в политико-институциональном плане (как характеристику политического режима). Для большинства студентов демократия - самая сложная форма правления из всех существующих, которая имеет и сильные, и слабые стороны, но у которой есть одно достоинство - "до сих пор никто не изобрел ничего лучшего". Кроме того, в понимании многих респондентов полная демократия представляет собой недостижимый теоретический идеал, что в той или иной степени "имитационными" являются все демократические режимы, включая развитые демократии стран Запада. Действительно, степень демократизованности того или иного государства "измеряется", как правило, по среднему уровню политической сознательности и гражданской активности его населения. К тому же демократия не сводится к некоему единственно возможному набору инструментов, а конкретная ее форма в конкретной стране зависит от многих факторов - социально-экономических условий, традиционной структуры государства, принятой политической практики и др.

По мнению студентов, с демократией должен быть связан целый ряд социальных ценностей: законность, равенство, права человека и др., соблюдение которых должно являться одним из приоритетных направлений деятельности государства. "Демократия без правовых рамок - это анархия, а законность и порядок являются основой демократии"; "Лишь благодаря свободе индивид получает возможность реализовать себя в жизни, она позволяет обществу устойчиво процветать и прогрессировать" и др. - отмечают студенты.

Многие студенты отметили, что существуют разные виды демократии - прямая, представительная, плебисцитарная и др. По выражению одного участника опроса, в России установилась так называемая "процедурная демократия", которая "способна до поры до времени поддерживать политическую стабильность, но не способна обеспечить выход страны из отставания". Большинство отечественных политологов также полагает, что в России установился политический режим управляемой демократии, сочетающей в себе демократические и авторитарные институты, где фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть минимально. Об этом же свидетельствуют данные "Левада-Центра" - 84% опрошенных россиян полагают, что они никак не влияют на политику [4: 9]. Это подтверждают и данные ВЦИОМ - лишь 26% россиян считают демократию "универсальной ценностью", 42%

вообще полагают ее вредной для государства; народ более всего ценит стабильность - 44% и закон - 37% [5: 8].

На вопрос "Нужна ли демократия России?" практически все участники опроса ответили утвердительно, связывая демократию со свободой слова, свободой вероисповедания, беспрепятственным выездом за границу и т.п. Демократия для большинства респондентов - "это свобода в жизни", т.е. свобода как таковая, свобода вообще. Таким образом, для студентов понятия "свобода" и "демократия" используются взаимозаменяемо. Но это не синонимы. Демократия представляет собой совокупность идей и принципов свободы, но также состоит из определенных механизмов и процедур. Демократия - это, скорее, институциональное воплощение свободы.

Итак, основная масса студентов считает, что демократия - это важная политическая ценность, что лучшего политического режима, чем демократия, люди пока не придумали. Однако когда дело доходит до гражданской позиции, то практически каждый предпочитает критиковать деятельность политических институтов (так, около 2/3 респондентов придерживаются убеждения, что "при демократических системах мало дела и слишком много пустой болтовни"), отказываясь предпринять хоть какие-либо действия для изменения сложившейся ситуации. При этом многие молодые люди искренне удивляются, когда узнают, что успешность демократических преобразований, оказывается, зависит во многом от них самих, а не только от функционирования государства и стабильной экономики, что демократия лишь гарантирует то, что "нами будут управлять не лучше, чем мы того заслуживаем".

Главной проблемой России, по мнению студенчества, является недоверие населения к институтам демократии. Для того чтобы "подвигнуть студентов на участие в политике хотя бы путем явки на избирательные участки в день голосования, необходимо, чтобы сами выборы действительно представляли из себя конкуренцию партий (а не имитацию борьбы с заранее известным победителем), а у избирателя была бы внутренняя, если не уверенность, то хотя бы вера в то, что его голос будет иметь хоть какое-то значение" [6: 129].

Большинство опрошенных, с одной стороны, считают демократическую политическую систему единственно приемлемой для России, а с другой стороны, прослеживается непонимание студентами основных правил и процедур, поддерживающих существование демократического политического режима. По этому поводу известный американский политолог З. Бжезинский полагал,

что "демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия . Демократия - это лишь сосуд, который еще должен быть наполнен содержанием".

Студенчество в целом имеет достаточно широкое представление о демократии, и, по крайней мере, в той или иной степени определилось, что она необходима российской политической системе. Следующим этапом изменения политического сознания должно стать осознание того, что демократия, как и любая другая система, зависит от носителей власти, что строить демократию граждане должны сами. Только в том случае, если молодежи будет небезразлично, что происходит в государстве, в котором они живут, а государство начнет прислушиваться и интересоваться мнением своих соотечественников, возможно существование стабильного государства и эф-

фективное функционирование всех социальных

институтов.

1. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 175 с.

2. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социолог. исслед. - 1998. - №5. - С.98-106.

3. Артемов Г.П. Моральные установки как фактор ценностных конфликтов // Конфликтология. -2010. - №4. - С.136-155.

4. Костиков В. Демократия на вынос. Или как она стала ненужной в России // Аргументы и факты. -2010. - №44. - С.9.

5. Костиков В. Сперматозоид демократии // Аргументы и факты. - 2006. - №10. - С.8.

6. Имаева Л.А. Феномен политического участия в контексте современного политического процесса // Социальные проблемы трансформирующегося российского общества. - Казань: Казан. гос. техн. ун-т, 2006. - С.126-130.

DEMOCRACY IN MODERN STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS

L.V.Abdrakhmanova

This article analyzes the factors influencing the formation of values of today's youth. It summarizes the author's case study "Democracy through the eyes of students". The major problems of implementation of democracy in practice are highlighted.

Key words: students, value orientations, values, democracy as a political value.

Абдрахманова Лилия Виловна - кандидат социологических наук, доцент кафедры конфликтологии философского факультета Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: lilvil25@mail.ru

Поступила в редакцию 06.12.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.