ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Л.Г. Бызов ДЕМОКРАТИЯ "НА ЧЕТВЕРКУ". КАК РОССИЯНЕ ОЦЕНИВАЮТ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ
Накануне очередного избирательного цикла, включающего в себя выборы Государственной думы и Президента РФ, ВЦИОМ по заказу Центральной избирательной комиссии РФ провел исследование, посвященное отношению россиян к выборам и сложившейся в стране избирательной системе.
Эффективность избирательной системы и степень доверия общества к самому институту выборов в последнее время все чаще становятся предметом дискуссий с участием как российских, так и международных наблюдателей, причем дискуссий нередко спекулятивного толка. В различных международных рейтингах, характеризующих развитие демократии и степень политических свобод, нашу страну постоянно "задвигают" в нижнюю часть списка, ставя в один ряд с наиболее авторитарными режимами Азии и Африки. Основанием для подобного рода оценок служит выстраиваемая нынешними властями административная вертикаль, отмена прямых выборов глав субъектов Федерации, низкая конкурентность выборов всех уровней.
Как показало исследование, проблема непрозрачности и управляемости избирательного процесса действительно существует. Однако общая стабильность социально-политической ситуации в стране снижает ее актуальность и блокирует угрозу дестабилизации политической системы в России. Тем не менее она содержит в себе определенную угрозу, которая может проявиться если не в нынешнем избирательном цикле, то в следующем.
Степень сложившейся социальной стабильности характеризуют следующие данные: 28% россиян устраивает та жизнь, которую они ведут (в том числе 5% — вполне устраивает), 26% — напротив, не устраивает (в том числе 6% — совершенно не устраивает). Наибольшее число опрошенных — 44% заняли свое место посередине, их нынешняя жизнь отчасти устраивает, а отчасти нет. Иными словами, большинство россиян не воспринимают свою жизнь в катастрофических тонах, как это было пять-восемь лет назад, хотя ситуация еще и весьма далека от идеальной. Судя по исследованиям ВЦИОМа, динамика социального самочувствия достаточно противоречива — с одной стороны, растет чувство оптимизма, увеличиваются денежные доходы граждан, с другой — все острее воспринимается социальное неравенство, сильнее переживается собственное неблагополучие на фоне оптимистических рапортов о росте экономики страны. Как в данном контексте восприни-
БЫЗОВ Леонтий Георгиевич — кандидат экономических наук, руководитель отдела социальнополитического анализа ВЦИОМ.
маются плюсы и минусы действующей избирательной системы? Каково доверие общества к самому институту избрания своих представителей во власти?
Нужны ли нам выборы?
Многие наблюдатели отмечают кризис института выборов в современной России. Перестали выбирать прямым голосованием глав субъектов Федерации, отменены выборы по одномандатным округам, результаты выборов, особенно на федеральном уровне, становятся все более предсказуемыми, сокращается число участников политического процесса. Неслучайно только 26,6% опрошенных полагают, что в нынешней России "выборность органов власти — это очень важно". 47,9% дали также положительный, но более уклончивый ответ, а по мнению 18,3% опрошенных, выборы большого значения не имеют, причем 5,9% из них выразили свое неприятие выборов в категорической форме.
Таким образом, институт выборов постепенно приобретает скорее ритуальный смысл, а его инструментальная ценность постепенно теряется. Этот процесс начался не с пресловутого построения вертикали. Огромный удар по самой идее "разделения властей" был нанесен еще в 90-е годы, когда оппозиционная Государственная дума, большинство в которой составляли КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", никак не смогла повлиять на политику исполнительной власти. На фоне "политического театра", в который выродилась федеральная законодательная власть, стала стремительно сокращаться "демократия на местах", ее ростки, появившиеся на рубеже 80-90-х годов, были вытоптаны олигархическими интересами новых русских в союзе с коррумпированной местной бюрократией. Именно тогда у многих наших граждан начало складываться убеждение, что есть сфера "моих собственных интересов", на которые никак не может повлиять деятельность высших выборных органов страны.
Сдержанное отношение к значимости выборов связано с ощущением, что "выбирай — не выбирай", а от участия в выборах мало или практически ничего не зависит. Действительно, предлагаемые избирателю списки кандидатов от той или иной партии составляются без его ведома. Они являются продуктом внутриэлит-ных договоренностей. Популярные лидеры списков зачастую выступают в роли так называемых "паровозов" и в дальнейшем, после того, как они привлекли голоса части избирателей, не участвуют в работе избранного органа власти. В такой ситуации лишь 21,0% россиян продолжают верить, что от обычных избирателей зависит многое. 42,3% придерживаются более осторожного мнения, согласно которому от них лишь кое-что зависит, и, наконец, 31,6% опрошенных уверены, что от их голоса практически ничего не зависит, а все главные вопросы все равно будут решены "за закрытыми дверями". Сами выборы воспринимаются частью общества, особенно старшим поколением, как своего рода ритуал, акт скорее символический.
Волеизъявление или манипуляции?
Нет в обществе доверия и к тому, как ведутся в последнее время избирательные кампании. У всех в памяти и несправедливое распределение эфирного времени, и жесткое давление губернатора или мэра, и снятие "проштрафившихся" партий с дистанции накануне выборов без должного обоснования.
Особенно большие сомнения у россиян по поводу того, как проходят выборы в регионах, меньше же всего претензий к избирательным кампаниям по вы-
борам Президента РФ. Так, 17,5% россиян считают проходящие в стране президентские избирательные кампании "безусловно честными", а безусловно нечестными — 5,9%. Основная часть населения придерживается промежуточных позиций. 45,2% опрошенных считают избирательные кампании по выборам Президента РФ скорее честными, а 18,4% — скорее нечестными. Таким образом, что при всех возможных издержках президентских кампаний общество все же готово признать их результаты в целом отвечающими волеизъявлению граждан.
Значительно больше претензий к выборам в Государственную думу. Только 7,0% считают эти выборы и предшествующие им избирательные кампании безусловно честными, еще 32,7% — скорее честными, 9,5% — безусловно нечестными и еще 33,9% — скорее нечестными. Можно сказать, что в отношении данного вопроса общественное мнение в стране раскололось примерно поровну.
Еще менее привлекательно выглядят выборы и избирательные кампании по выборам региональных законодательных властей. Лишь 6,3% характеризуют их как безусловно честные и еще 28,5% — как скорее честные. Тех, кто придерживается негативной или скорее негативной оценки, больше. 11,1% называют эти избирательные кампании безусловно нечестными, и 34,9% — скорее нечестными. Схожего мнения придерживаются россияне и в отношении выборов в местные органы власти. 6,4% называют соответствующие избирательные кампании безусловно честными, а 27,7% — скорее честными. По мнению 13,1% — они безусловно нечестные, а 33,3% считают их скорее нечестными.
Определенные сомнения высказываются россиянами и в отношении честности процедуры подсчета голосов. В безусловную честность этой важнейшей процедуры выборов верят только 10,7% опрошенных. 29,6% склонны считать, что голоса подсчитываются нечестно, происходит масштабная фальсификация результатов в пользу угодных властям партий и кандидатов. По мнению же почти половины опрошенных (48,0%), при подсчете голосов возможны отдельные ошибки и подтасовки, но не настолько значительные, чтобы поставить под сомнение полученные на выборах результаты.
Будут ли выборы в Государственную думу законными?
В условиях, когда в стране фактически стартовала кампания по выборам нового состава Государственной думы, 9,7% избирателей уверены, что предстоящие выборы будут полностью соответствовать законодательным нормам. 47,0% опрошенных полагают, что эти выборы будут лишь частично соответствовать законодательным нормам, 19,2% считают, что выборы вряд ли могут быть признаны вполне законными, из них 4,4% высказывают эту точку зрения в категоричной форме, а еще 14,8% респондентов убеждены, что будущие выборы окажутся скорее не соответствующими законодательным нормам.
Среди причин, вызывающих у части наших граждан сомнения в законности предстоящих в декабре выборов, доминируют возможность фальсификации при подсчете голосов избирателей, нарушения в ходе голосования (19%), предре-шенность в результате выборов — все равно пройдут те партии, "которые нужны" (13%), "продажность" избирательной системы — место в будущей Государственной думе можно купить за деньги, все решает материальный фактор (12%). Менее распространены такие причины недоверия, как давление на избирателей, их подкуп со стороны отдельных партий и кандидатов (6%), низкие моральные и профессиональные качества некоторых кандидатов — среди них
есть лица, имеющие судимость, кое-кто не имеет высшего образования (3%), отсутствие равных условий для партий и кандидатов на этапе избирательных кампаний (2%).
Придет ли избиратель к урнам?
Выборы в Государственную думу вызывают весьма умеренный интерес россиян. Только 30% знают точно о том, что в декабре 2007 года пройдут выборы. Еще 44% опрошенных "кое-что слышали", а 24% впервые услышали о выборах только во время опроса.
Исследование позволяет предположить, что на предстоящих выборах явка не будет слишком высокой. Сегодня лишь 25,3% опрошенных уверенно заявляют, что если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, они приняли бы в них участие. Еще 33,4% россиян скорее готовы в них участвовать, но полной уверенности в этом не выразили. Наконец, 12,1% точно не намерены придти на избирательные участки, и 17,0% скорее не намерены, чем намерены. Если исходить из обычной модели, согласно которой на выборы приходит не более 2/3 колеблющихся избирателей, явку можно ожидать на уровне 43-45% Вероятно, такая тенденция связана и с отсутствием на этих выборах явной "интриги": у многих складывается впечатление, что на этих выборах не произойдет никакой неожиданности, каждый из фаворитов получит "свое, положенное", а никто из "темных лошадок" в ход выборов не вмешается.
Среди причин и мотивов, которыми руководствуются избиратели, не намеренные принимать участие в выборах, наиболее распространены неверие в то, что их голос как-то повлияет на результат выборов (32,0%), отсутствие интереса к политике вообще и выборам, в частности (25,4%), личные и семейные обстоятельства (18,0%), отсутствие среди политических партий той, которая вызывает симпатию (17,9%), неверие в честность подсчета голосов (16,0%). Менее распространенны такие причины, как отсутствие реальной власти у вновь избранных депутатов Государственной думы (7,4%), благополучная ситуация в стране, при которой вообще не имеет смысла что-то менять и избирать новую власть (6,4%).
Что касается тех, кто скорее придет на выборы, то среди основных причин подобной позитивной установки назывались намерение выполнить свой гражданский долг (32%) и привычка, всегда ходить на выборы (18%). Менее значимы желание поддержать свою партию, своего кандидата (7%), надежда на перемены к лучшему (6%), намерение воспользоваться своим конституционным правом (5%), нежелание дать кому-то воспользоваться своим голосом и тем самым исказить результаты выборов (4%), надежда на то, что отданный голос на что-то повлияет (4%), интерес участвовать в выборах первый раз (4%), стремление участвовать в формировании органов власти (3%), небезразличие в отношении того, кто придет к власти (2%), боль за Россию, за судьбу будущих поколений (2%). Примечательно, что нет указаний на факты административного давления, принуждения к участию в выборах.
Можно сделать вывод, что основная часть позитивной мотивации, в большей степени старшего поколения присущей избирателям носит символический и ритуальный характер. Отсутствие же ясной рациональной мотивации, возможности реально на что-то повлиять в наибольшей степени "отпугивает" от участия в выборах молодежь.
Что мы знаем о предстоящих выборах?
Как показал опрос, большая часть россиян достаточно хорошо осведомлена о том, как проходят выборы в Государственную думу, с какой периодичностью и кто имеет право в них участвовать.
Наиболее важным источником информации о выборах в различные органы власти является телевидение (90%), значительно уступают ему пресса (40%), радио (29%), агитационные материалы — листовки, плакаты, рекламные щиты на улицах (27%). 7% россиян получают основную информацию о выборах непосредственно от агитаторов, работающих на выборах, 8% — от родственников и знакомых, а 3% — из Интернета.
Половина опрошенных проявила интерес к получению дополнительной информации о нормах избирательного права и избирательного процесса в России. 11% безусловно хотели бы получить побольше подобной информации еще 35% выразили аналогичное желание в менее твердой форме. 14% россиян безусловно не заинтересованы в расширении своих познаний относительно избирательного права, а 32% — скорее не заинтересованы в этом.
ГАС "Выборы" — верить или не верить?
Работа государственной автоматизированной (электронной) системы подсчета голосов на выборах — ГАС "Выборы" — не очень понятна большинству россиян. Около 40% участников исследования либо вообще ничего о ней не знают, либо затрудняются оценить надежность ее работы.
Только 9% опрошенных полностью доверяют ГАС. Впрочем, больше всего — 33% опрошенных — склонны доверять ей, но с определенными оговорками. 18% россиян не доверяют этой системе подсчета голосов, причем 5% из них — полностью не доверяют.
Среди основных причин, вызывающих недоверие к электронному подсчету голосов, назывались возможность с помощью этой системы манипулировать результатами выборов (45%), непрозрачность ее работы, отсутствие информации о том, кто ее обслуживает (22%), плохое понимание механизмов работы системы (20%), отсутствие понимания необходимости в ее использовании (16%), опасения, что систему могут взломать хакеры (13%), предпочтения подсчета голосов "по старинке", вручную (12%).
Роль отечественных и международных наблюдателей
Институт наблюдателей на российских выборах не пользуется высоким доверием россиян. Так, на вопрос: "Чьим заявлениям вы прежде всего поверите, если результаты выборов будут подвергнуты сомнениям?" 35% опрошенных высказались в пользу Центральной избирательной комиссии РФ, и 29% в пользу российских наблюдателей(в том числе 21% — российских независимых наблюдателей от общественных организаций и 8% наблюдателей от различных политических партий). Низкое доверие в отношении наблюдателей от партий объясняется как недоверием к политическим партиям как институту в целом, также заинтересованной ролью партий на выборах по партийно-пропорциональной избирательной системе. И уж совсем мало доверия внешним наблюдателям — по 3% доверяют наблюдателям от СНГ и от ОБСЕ, 4% — наблюдателям ООН. Еще 6% опрошенных россиян высказались за доверие социологам,
исследовательским кампаниям, отслеживающим ход выборов, в том числе и с помощью экзитполов.
Хотя международные наблюдатели не пользуются доверием россиян, сам факт их присутствия на выборах воспринимается скорее позитивно (56%). 29% опрошенных считают, что их присутствие поможет честному подсчету голосов, 27% — что поможет спокойному, "цивилизованному" ведению предвыборной борьбы. Среди оставшихся 44% оценивающих присутствие международных наблюдателей скорее негативно 14% полагают, что их присутствие выгодно только западным оппонентам России, критикующим нашу страну за недостаточную "демократичность", а 8% — считают, что их присутствие только отвлекает организаторов выборов от их непосредственной работы. 22% не видят в деятельности международных наблюдателей никакого смысла, так как их присутствие не может вообще ни на что повлиять.
На фоне двойственного отношения россиян к международным наблюдателям объяснимо и их желание сохранить за международными организациями, занимающимися выборами, только функцию наблюдателей, не давая им права активно влиять на подсчет голосов и ведение избирательных кампаний в случае выявления каких-либо нарушений. 65% опрошенных выступают за наблюдательный статус подобных международных организаций, и 16% — за их право активно влиять на ход выборов. Крайнюю точку зрения, согласно которой международным организациям следовало бы вообще передать функции организации выборов в России, поддерживают 3% опрошенных.
Нововведения в избирательное законодательство и в Закон о политических партиях
Меньше половины россиян информированы о важнейших нововведениях, принятых нынешним составом Государственной думы в отношении избирательного законодательства. 47% опрошенных знают об отмене минимального порога явки на выборах всех уровней, 41% — о переходе к выборам в Государственную думу по пропорциональной системе (по партийным спискам), 44% — о повышении избирательного барьера для прохождения в Государственную думу до 7%, 43% — о разрешении судам и избирательным комиссиям снимать с выборов кандидатов и политические партии, допустившие экстремистские высказывания.
Данные нововведения вызывают неоднозначное отношение общества. Большинство опрошенных не смогли дать четкой оценки, предпочтя более уклончивые ответы. Так, лишь 14% россиян безусловно поддержали отмену минимального порога явки, столько жевысказались однозначно против этой меры. С учетом колеблющихся ответов, расстановка мнений выглядит в пропорции 36% — за и скорее за, 35% — против и скорее против. Это свидетельство скорее позитивной динамики, привыкания общественного мнения, так как в момент их принятия число противников упомянутой меры существенно превышало к нововведениям число сторонников.
Близкая картина наблюдается и в отношении перехода на выборы по партийным спискам. Эта мера длительное время воспринималась отрицательно, однако исследование, о котором идет речь, выявило соотношение 11% полностью одобряющих против 7% однозначно неодобряющих, а с учетом колеблющихся — 36% за и скорее за и 23% — против и скорее против.
Относительно выше поддержка введения 7%-ного барьера для политических партий. 17% эту меру полностью одобряют и 5% полностью не одобряют, а с уче-
том колеблющихся соотношение составляет 47% за и скорее за и 16% — против и скорее против.
Что касается наказания партий и кандидатов за экстремистские высказывания, то это нововведение встречает однозначную поддержку российского населения. 33% полностью его одобряют, и только 3% полностью не одобряют. Итого 60% — за и скорее за и только 9% — против и скорее против.
Не вызывают возражений со стороны общественного мнения те законодательные меры, которые приняты в отношении политических партий и направлены на их укрупнение. 54% против 17% опрошенных готовы поддержать увеличение минимальной численности партий до 50 000 членов, 51% против 18% — запрещение участия в выборах блоков партий и общественно-политических движений, 59% против 15% — запрещение создания партий по национальному, конфессиональному и профессиональному принципу.
Однако поскольку только 11-13% россиян доверяют политическим партиям как институту, подобная поддержка ужесточения законодательства является, возможно, скорее показателем равнодушия россиян к этой проблеме, их безразличия к судьбе партий.
Отношение к работе избирательных комиссий
Россияне относительно слабо информированы о работе избирательных комиссий и не слишком интересуются их деятельностью. Только 7%, по их собственным словам, хорошо осведомлены о работе ЦИК (44% что-то о ней известно), 6% — о работе избирательной комиссии области, края, республики (39% что-то известно), 7% — о работе территориальной избирательной комиссии (40% что-то известно), 9% — о работе участковой избирательной комиссии (43% что-то известно).
Работа всех комиссий разного уровня оценивается россиянами как "скорее положительная". Лишь 11% опрошенных полагают, что ЦИК работает безусловно хорошо, а 2% — что безусловно плохо. Средний балл составляет 4,00. В отношении комиссий другого уровня аналогичные оценки таковы. 6% и 2% в отношении избирательной комиссии субъекта Федерации, средний балл — 3,73. В отношении территориальной избирательной комиссии — 6% и 3%, средний балл — 3,80. В отношении участковой избирательной комиссии — 7% и 4%, средний балл — 3,73.
Чем ниже уровень комиссии, тем у большего числа россиян она не вызывает доверия. 17% опрошенных выражают наибольшее недоверие участковым избирательным комиссиям, 13% — территориальным и только по 6% — комиссиям субъекта Федерации и ЦИК.
Подобные сдержанно-позитивные оценки отражают общий настрой россиян. Так, 56% опрошенных скорее оказались согласны с такой характеристикой ЦИК: "Это комиссия, которая стоит на стороне закона, стремится сделать выборы справедливыми и демократическими". 20% скорее готовы согласиться с альтернативным мнением: "Это комиссия, которая часто нарушает закон, стремясь "подыграть" определенным партиям и кандидатам". Таким образом, при общем не слишком высоком уровне доверия к работе ЦИК, эта организация имеет скорее позитивный имидж в глазах избирателей.
Интересно, что некоторая часть опрошенных россиян имеет опыт работы в избирательных комиссиях разного уровня. 4% ранее работали в них и хотели бы работать и в дальнейшем. 8% работали, но не хотят повторения такого опыта.
12% не работали, но хотели бы попробовать поработать. И, наконец, 73% опрошенных ранее не работали ни в одной из избирательных комиссий и не хотели бы работать в них и в будущем.
Наибольшее доверие у россиян вызывают, работающие в избирательных комиссиях учителя, преподаватели (39%), врачи (26%), юристы (25%), военные, библиотекари, работники культурно-просветительных учреждений (по 19%). Несколько ниже уровень доверия к работникам органов власти (11%) и представителям политических партий (8%). 19% хотели бы видеть в составе избирательных комиссий своих родственников, знакомых, а 15% опрошенных вообще не доверяют никому из числа членов комиссий.
Непрозрачность работы избирательных комиссий, по мнению россиян, позволяет при желании исказить результаты выборов. Для этого существует ряд "лазеек". 31% опрошенных видит самое слабое, уязвимое для проверки звено в процедуре голосования "на дому". 22% подозревают, что фальсификации могут производиться при вскрытии ящиков для голосования и подсчете голосов после их вскрытия, 15% видят "слабое место" при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, 13% считают, что фальсификации могут производиться прямо при голосовании в официальном помещении избирательной комиссии, 9% не склонны доверять процессу ввода данных протоколов участковых избирательных комиссий в ГАС "Выборы", 8% — не доверяют процессу установления итогов голосования в территориальной избирательной комиссии, по 6% — установлению итогов голосования на территории субъекта РФ и установлению итогов голосования в ЦИК РФ.
Самым непонятным для рядового избирателя остается установление итогов голосования с помощью ГАС "Выборы" и использовании ее отдельных технических средств. Так считают 19% опрошенных. Остальные стадии подсчета голосов являются более понятными. Только 9% россиян плохо понимают как производится процедура установления итогов голосования в вышестоящих комиссиях, 7% — как производится процедура подсчета голосов в территориальных избирательных комиссиях, и лишь 2% вообще непонятен сам процесс голосования.
Есть ли у страны демократическое будущее?
Общественное мнение фиксирует определенный кризис развития демократии в современной России. Только 25% опрошенных считают, что демократический процесс в стране успешно развивается, 34% полагают, что он сохраняется, но "затормозился", а по мнению 14% россиян, демократический процесс в стране и вовсе пошел на убыль. Но винить в этом действия одни только нынешние власти было бы неправильно. Налицо вина и прежних властей, и самого общества, и "демократов", участников демократического процесса.
Несмотря на не самые блестящие итоги пятнадцатилетнего развития демократии в России, демократия была и остается для наших людей важной политической ценностью. 47% опрошенных выступают исключительно за законную смену власти в стране, против захвата власти с помощью уличных беспорядков или дворцовых переворотов (как это имело место в некоторых соседних странах бывшего СССР). Еще 23% придерживаются такой же позиции, хотя и с некоторыми важными оговорками. 10% связывают легитимность процесса смены власти с перспективами "неухудшения" экономического положения в стране, а 13% с перспективами недопущения раскола общества, политического кризиса. Опыт "цветных революций" кажется безусловно позитивным только для 3% опрошенных.
Еще 4% готовы поддержать "революцию майданов", но при условии невмешательства Запада, и 13% — при условии, если "майдан" будет выражать волю большинства народа. Как видим, революционные настроения в сегодняшней России слабы и остаются уделом меньшинства.
Только 8% опрошенных разделяют точку зрения отдельных либеральных кругов, согласно которой "Россия не созрела для демократии, и у нее нет никаких перспектив демократического развития". Для остальной части опрошенных очевидными представляются вполне конкретные предпосылки утверждения в России демократии и формирования гражданского общества. 59% усматривают их в избавлении большей части россиян от материальной нужды, 52% — в действиях властей, направленных на больший учет интересов граждан, широкое привлечение их к решению важных общественных проблем, 37% — в повышении политической и социальной активности самих граждан, их борьбе за свои права, 27% — в утверждении принципов правового государства, верховенства закона и независимого правосудия, 15% — в эффективности институтов гражданского общества, 13% — в повышении уровня политической культуры россиян.
Что для сегодняшних россиян в первую очередь связывается с понятием "демократия"? Это свобода слова, прессы, вероисповедания (51%), экономическое процветание (43%), социальная справедливость и равенство (42%), порядок и стабильность (26%), неукоснительное исполнение закона (23%), выборы государственных лидеров народом (17%). Меньшее значение для демократии имеют гарантии прав меньшинств (4%), подчинение меньшинства большинству (3%). Для части россиян демократия ассоциируется исключительно с общественным негативом — для них она "когда каждый делает все, что ему нравится" (6%), анархия и безвластие (3%), пустая болтовня (6%).
Если подводить промежуточные итоги демократического развития страны за последние десятилетия, то они носят весьма противоречивый характер. Ряд институтов, связанных с демократическим процессом, либо успешно прижились, либо процесс их приживания идет, хоть и не без труда. Речь идет о свободных выборах органов власти (46% полагают, что этот институт успешно прижился, и еще 33% — что рано или поздно приживется), развитии многопартийной системы (по мнению 52% она успешно прижилась и 29% видят это в недалеком будущем), свободе и независимости средств массовой информации (по мнению 48% опрошенных, это уже стало реальностью, и еще 31% надеются на это в недалеком будущем).
Однако налицо явная пробуксовка с верховенством законов и Конституции, законопослушностью властей и общества (только 17% видят это в сегодняшней России, 40% надеются на будущее и 26% не верят в возможности для этого в России в принципе), с равенством всех граждан перед законом (11% видят его в современной России, 35% надеются на будущее, и 41% не верят в возможность в принципе), в умении и желании граждан бороться за свои права (12% полагают, что этого мы уже добились, 46% верят в возможность этого в будущем, и 28% не верят в принципе).
Предстоящие выборы в Государственную думу и перспективы политических партий
Как полагает большинство россиян, нынешний процесс трансформации партийно-политической системы идет в принципе в правильном направлении. 50% опрошенных выступают за то, чтобы оставить только крупные партии, имеющие
отделения по всей стране, и считают, что в такой "расчистке" партийного пространства нет ничего опасного и негативного. 32% придерживаются противоположного мнения, согласно которому следует дать возможность участия в политической жизни всем партиям, включая совсем небольшие, неспособные ни собрать 50 000 членов, ни перешагнуть 7%-ный барьер на выборах Государственной думы.
Лучшим вариантом в этой связи было бы формирование двух-трех больших, хорошо организованных массовых партий, которые могли бы на равных конкурировать друг с другом (38%), несколько отстают по привлекательности иные варианты развития партийной системы. 21% полагают, что крупных партий нужно иметь больше трех, а также и какое-то количество небольших, 15% выступают за создание одной всенародной партии, которая могла бы постоянно находиться у власти, 12% вообще не видят перспектив у партий, по их мнению, стране нужны настоящие вожди, лидеры, а не партии.
The article describes the results of the extensive survey conducted by the VCIOM for the Central Electoral Commission of the Russian Federation of electoral intentions and behavior.
В.В. Петухов ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ ХОДЯТ НА ВЫБОРЫ И ПОЧЕМУ - НЕТ?
Избирательную кампанию 2007-2008 гг. будет отличать целый ряд особенностей, резко выделяющих ее среди других избирательных циклов в недолгой новейшей российской истории. Она разворачивается, с одной стороны, на фоне относительного социального благополучия, когда около 70% россиян в той или иной степени устраивает та жизнь, которую они ведут, а с другой, проявления новых проблем и противоречий. В частности, в условиях экономической и политической стабильности наблюдается снижение интереса россиян к политике, в том, числе и к выборам, которые все чаще начинают восприниматься как элемент повседневности, не вызывая у населения былого интереса и внимания. Исследования также фиксируют наметившийся кризис как представительной демократии в целом, так и института выборов.
Судя по результатам последнего исследования ВЦИОМ1, никем не подвергается сомнению ценность и значимость института выборности органов власти населением. Это консенсусная ценность — ее разделяют свыше 70% россиян. Практически каждый второй россиянин (46%) полагает, что свободные выборы органов власти успешно прижились в нашей стране. Еще треть (33%) говорят о том, что сегодня общество сталкивается с серьезными трудностями на этом пу-
ПЕТУХОВ Владимир Васильевич — кандидат философских наук, директор по исследованиям ВЦИОМ.
1 Количественный опрос населения РФ в возрасте старше 18 лет, проведен ВЦИОМ в мае 2007г. по заказу Центральной избирательной комиссии РФ и Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ. Опрошено 3200 человек по репрезентативной половозрастной выборке в 153 населенных пунктах 46 регионов РФ.