Научная статья на тему 'Демократические начала единства государственной власти в субъектах Российской Федерации'

Демократические начала единства государственной власти в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРИНЦИП ВЫБОРНОСТИ / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / UNITY OF STATE POWER / ELECTION PRINCIPLE / REPRESENTATION OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин А. А.

В статье рассматриваются демократические принципы формирования законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Democratic principles of unity of state power in the subjects of the Russian Federation

The article considers the democratic principles of formation of legislative and executive state power bodies of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Демократические начала единства государственной власти в субъектах Российской Федерации»

1.5. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ЕДИНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ильин А.А., аспирант Пензенского государственного университета

Аннотация. В статье рассматриваются демократические принципы формирования законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Ключевые слова: единство государственной

власти, принцип выборности, народное представительство

DEMOCRATIC PRINCIPLES OF UNITY OF STATE POWER IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ilin A. A., the aspirant of Penza State University

Annotation: The article considers the democratic principles of formation of legislative and executive state power bodies of the subjects of the Russian Federation. Keywords: Unity of state power, election principie, representation of the peopie

Принцип единства государственной власти субъектов Российской Федерации проявляется и в ее демократических началах. Содержанием демократических начал государственной власти являются выборы и референдумы. Именно выборы стоят в центре всех процессов формирования органов государства, включая и органы власти субъектов Российской Федерации. Референдумы оказывают влияние на политику государства и вместе с выборами являются важнейшим институтом демократии, необходимыми элементами осуществления народовластия как исходного принципа российской государственности.

Конституция Российской Федерации определила конституционно-правовую формулу взаимодействия между демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Эти взаимоотношения относятся к основам конституционного строя, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдумы и свободные выборы.

Особую важность для понимания природы демократической государственности и правового регулирования избирательного процесса имеют положения статьи 32 Конституции РФ, устанавливающие право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в референдуме.

Для сохранения и развития институтов демократии не менее важное значение имеет правовая норма, запрещающая издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности (Конституция РФ, ст. 55, ч. 2,3.). Следовательно, в Российской Федерации не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Классическое определение демократической государственности признает в качестве ее атрибутов наличие государственных органов, избираемых на определенный срок. На наличие этого атрибутивного признака демократической государственности указал еще дореволюционный исследователь Н.И. Лазаревский1.

Решение вопросов, связанных с правом граждан избирать и быть избранными, участвовать в референдуме связано с соблюдением ряда основных принципов избирательного права и проведения выборов и референдумов. Однако на конституционном уровне принципы организации и проведения выборов, а тем самым и принципы российского избирательного права, не закреплены. В общем виде они представлены в федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года. Его анализ показывает, что к принципам проведения выборов и референдумов в Российской Федерации могут быть отнесены: участие граждан РФ в выборах и референдумах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; свободное и добровольное участие граждан РФ в выборах и референдумах; обладание гражданами России, проживающими за ее пределами, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов и участии в референдуме; открытость и гласность деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума на всех этапах подготовки, проведения выборов и референдума, подсчета голосов, установления итогов голосования, определения результатов выборов и референдума.

Общий анализ закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” показывает, что к принципам организации и проведения выборов следует также отнести: обязательность выборов, которая связана с установленными в Конституции РФ, федеральных законах, учредительных актах субъектов РФ максимально предельных сроках выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления; периодичность выборов, в основе которой лежит не более чем пятилетний срок полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления; альтернативность выборов, защищаемая правовой нормой, согласно которой, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число оставшихся зарегистрированных кандидатов

1 Лазаревский Н.И. Народное представительство и его место в системе государственных установлений. Конституционное государство. Спб.,1905. С. 182.

Ильин А.А.

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

будет меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов или списка кандидатов. Совершенно очевидно, что под принципами российского избирательного права как объективного правового феномена следует понимать основополагающие начала, определяющие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий и процедур, которые обеспечивают императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различного рода выборов.

До недавнего времени выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ проводились в основном на основе мажоритарной системы. Только в нескольких субъектах федерации применялась смешанная система выборов. К их числу относились Свердловская область, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ. Некоторые субъекты федерации, среди них Вологодская и Свердловская области, предусматривали ротацию депутатов. Например, в соответствие со ст. 43 Устава Вологодской области Законодательное Собрание области состояло из 34 депутатов. Срок полномочий депутатов установлен в пять лет. Законодательное Собрание области формировалось по принципу ротации путем проведения выборов половины от установленного числа депутатов через каждый 2,5 года.

В настоящее время федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (дополнения от 24 июля 2002 г.) установил норму, согласно которой не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Следовательно, федеральный законодатель установил для субъектов федерации мажоритарную и пропорциональную систему выборов. Это потребовало приведения регионального законодательства, в части касающейся, в соответствие с федеральным, что и было сделано в последние годы.

К числу источников избирательного права и права на участие в референдуме следует отнести не только Конституцию РФ и федеральное законодательство, но и конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законодательство субъектов РФ о выборах и референдумах, которое в настоящее время представлено значительным массивом соответствующих законодательных актов. Это связано с тем, что в избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов государственной власти представлены следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные выборы и региональные выборы. Последние регулируются законодательством субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами их проведения, установленными федеральным законодательством. Однако в таком за-

конодательстве, к сожалению, не содержится идеальное концептуальное отражение перечисленных принципов избирательного права России.

На нынешнем этапе развития конституционного и уставного законодательства в субъектах Федерации принцип выборности распространяется не только на депутатов законодательного органа, но и на состав иных государственных органов, например, членов Конституционного Собрания, которое не входит в систему разделения властей (Мордовия, Дагестан, Калмыкия, Марий - Эл).

Выборы депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ в целом или одной из его палат, выборного должностного лица соответствующего уровня могут быть как прямыми, когда они избираются непосредственно избирателями, так и косвенными, когда одна из палат законодательного органа формируются на ступенчатой, должностной или территориальной основе.

Главы субъектов РФ до 2005 г. также избирались в рамках различных процедур, а именно: либо населением непосредственно, либо специальным государственным органом или парламентом. Так, например, Глава Республики Мордовия на первый после принятия республиканской конституции срок избирался членами Конституционного Собрания, а на последующие сроки - в ходе прямых выборов2. Коллективный глава Республики Дагестан - Государственный Совет, состоящий из 14 человек, формировался Конституционным Собранием республики3. Председатель Государственного Совета Республики Удмуртия как высшее должностное лицо республики до введения поста Президента республики избирался Государственным Советом4. Президент Республики Татарстан как глава государства избирался непосредственно гражданами5.

Главы субъектов Российской Федерации в настоящее время наделяются полномочиями по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом субъекта РФ сроком на пять лет. Решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица (главы исполнительного органа) субъекта РФ в соответствии с новой редакцией федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации» считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа.

Эти правовые нормы, установленные конституциями и уставами субъектов Российской Федерации на основе федерального законодательства, закрепляют иной порядок замещения должности главы исполнительного органа субъекта РФ, по сравнению с прежним, при котором высшее должностное лицо субъекта РФ избиралось на всеобщих выборах.

Изменение порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта Федерации встретило неоднозначную реакцию в российском обществе и среди различных политических сил. Федеральный законодатель, изменяя порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ, исходил из положения Конституции РФ о том, что система органов

2 Конституция Республики Мордовия, заключительные и переходные положения, «в»; ст. 68, ч. 2.

3 Конституция Республики Дагестан, ст. 88.

4 Конституция Республики Удмуртия, ст. 83, ч.2.

5 Конституция Республики Татарстан, ст. 108.

государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации этих органов, установленными федеральным законом (ч. 1 ст.77). Таким общим принципом организации органов государственной власти субъектов РФ стал, установленный в ст. 18 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» принцип наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации.

Новый порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ не нарушает принцип народовластия, поскольку высшее должностное лицо субъекта РФ встроено в исполнительную власть, а Президент РФ издирается всенародно.

Таким образом, демократические начала формирования органов государственной власти субъектов РФ служат одновременно основой единства государственной власти, так как законодательные и исполнительные органы государственной власти имеют одного источника власти - население (народ) субъекта Российской Федерации.

Список литературы:

1. Лазаревский Н.И. Народное представительство и его место в системе государственных установлений. Конституционное госу-дарство. Спб.,1905. С. 182.

2. Конституция Республики Мордовия, заключительные и пере-ходные положения, «в»; ст. 68, ч. 2.

3. Конституция Республики Дагестан, ст. 88.

4. Конституция Республики Удмуртия, ст. 83, ч.2.

5. Конституция Республики Татарстан, ст. 108.

Reference list:

1. Lazarevsky N.I.national representation and its place in system of the state establishments. Constitutional gosu-darstvo. Спб., 1905. With. 182.

2. The Constitution of Republic Mordovia, final and a position feather-hodnye, "in"; item 68, p. 2.

3. The Constitution of Republic Dagestan, item 88.

4. The Constitution of Republic Udmurtiya, item 83, p.2.

5. The Constitution of Republic Tatarstan, item 108.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А.А.Ильина «Демократические начала единства государственной власти в субъектах Российской Федерации»

В рецензируемой статье рассматриваются демократические принципы формирования законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Автор всесторонне обосновал положение о том, что принцип единства государственной власти субъектов Российской Федерации проявляется и в ее демократических началах. Содержанием демократических начал государственной власти являются выборы и референдумы. Именно выборы стоят в центре всех процессов формирования органов государства, включая и органы власти субъектов Российской Федерации. Референдумы оказывают влияние на политику государства и вместе с выборами являются важнейшим институтом демократии, необходимыми элементами осуществления народовластия как исходного принципа российской государственности.

В статье содержится вывод о том, что демократические начала формирования органов государственной власти субъектов РФ служат одновременно основой единства государственной власти, так как законодательные и исполнительные органы государственной власти имеют одного источника власти - население (народ) субъекта Российской Федерации.

Этот вывод обоснован эмпирическим материалом.

В целом статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Пензенский государственный университет,

Декан юридического факультета, профессор д.юн. В.В. Гошуляк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.