Научная статья на тему 'Демография Южной Осетии в период новейшей истории'

Демография Южной Осетии в период новейшей истории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика народонаселения / демография / демографическая политика / интеграция / population economics / demographics / demographic policy / integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекоев Геннадий Борисович

В статье рассматривается демографическая ситуация Южной Осетии последних трех десятилетий, анализируются ключевые проблемы и причины их возникновения. Наблюдается стабильная депопуляция населения со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями. Исходя из сложившейся демографической картины за анализируемый период времени, автор отмечает, что необходима эффективная, системная демографическая политика в сочетании с курсом на углубление интеграции Южной Осетии с Российской Федерацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекоев Геннадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demography of South Ossetia in Recent History

This article is devoted to the analysis of the demographic situation and key problems over the past three decades, the causes of their occurrence. There is a stable depopulation of people with all the ensuing socio-economic consequences. Based on the analyzed period of the demographic picture, the author notes an effective, systemically correct demographic policy is needed in combination with a course towards deepening the integration of South Ossetia with the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Демография Южной Осетии в период новейшей истории»

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024. Том 16. Выпуск 1 (51) ЭО!: 10.38050/2078-3809-2024-16-1-104-116

Экономика народонаселения и демография

ДЕМОГРАФИЯ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ В ПЕРИОД НОВЕЙШЕЙ

ИСТОРИИ

Бекоев Геннадий Борисович

начальник технической службы ОАО «БТК 4» (г. Цхинвал, Республика Южная Осетия)

Аннотация

В статье рассматривается демографическая ситуация Южной Осетии последних трех десятилетий, анализируются ключевые проблемы и причины их возникновения. Наблюдается стабильная депопуляция населения со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями. Исходя из сложившейся демографической картины за анализируемый период времени, автор отмечает, что необходима эффективная, системная демографическая политика в сочетании с курсом на углубление интеграции Южной Осетии с Российской Федерацией.

Ключевые слова: экономика народонаселения, демография, демографическая политика, интеграция.

ЛЕЬ коды: Л00, Л10, Л80.

Для цитирования: Бекоев Г.Б. Демография Южной Осетии в период новейшей истории // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024. Том 16. Выпуск 1. С. 104-116. DOI: 10.38050/2078-3809-2024-16-1-104-116.

Сложившаяся демографическая ситуация в России сегодня обсуждается на разных политических и экспертных площадках. Ученые констатируют, что все основные демографические показатели стали приобретать отрицательный характер. Отрицательные демографические тренды не обошли стороной и Южную Осетию, в том числе и по причине того, что она исторически неразрывно связана с Россией. Товарооборот РЮО в основном производится только с РФ (увеличился с 2020 по 2022 г. на 50%)1, а единственное сообщение с внешним миром - это транспортная артерия, соединяющая Южную Осетию с Российской Федерацией, в частности, с Республикой Северная Осетия-Алания. 1989 г. - дата отсчета новейшей истории Южной Осетии. Вместе с тем, как считают ученые, это и начало демографического кризиса в республике. На этом кротком историческом отрезке есть несколько знаковых дат, дат важных, переломных, ставших государственными, и, что особенно важно, все эти даты и периоды в корне изменили ход демографического развития

Бекоев r^.,email: aidgades@,mail.ru

1 Отчёт о внешней торговле между Россией и Южной Осетией в 2021 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика: URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yuzhnoy-osetiey-v-2021-g (дата обращения: 12.09.2023).

республики. Южная Осетия в период 1989-2008 гг. пережила один из тяжелых периодов в своей истории, соответственно, за последние 15 лет было невозможно в полной мере восстановить экономику, восполнить нишу потерянных (мигрировавших) профессиональных кадров в самых разных и важных сферах жизнедеятельности, изменить репродуктивное поведение людей и, что самое главное, вернуть утраченное за эти годы население - 43,3% (Каберты, Кочиева, 2020).

Таблица 1

Динамика населения Южной Осетии2

1. Численность населения

Годы Численность в том числе Доля Доля сельского

населения, человек городского населения, процентов населения

городского сельского процентов

1989 99 102,00 50 268,00 48 834,00 50,7 49,3

1990 98 000,00 55 800,00 42 200,00 56,9 43,1

1991 87 300,00 45 900,00 41 400,00 52,6 47,4

1992 66 900,00 39 900,00 27 000,00 59,6 40,4

1993 64 400,00 39 000,00 25 400,00 60,6 39,4

1994 63 200,00 37 800,00 25 400,00 59,8 40,2

1995 61 900,00 36 500,00 25 400,00 59,0 41,0

1996 61 100,00 35 800,00 25 300,00 58,6 41,4

1997 61 000,00 35 400,00 25 600,00 58,0 42,0

1998 58 200,00 35 100,00 23 100,00 60,3 39,7

1999 44 500,00 22 400,00 22 100,00 50,3 49,7

2000 43 600,00 22 100,00 21 500,00 50,7 49,3

2012 51 572,00 32 696,00 18 875,00 63,4 36,6

2013 53 732,00 33 904,00 19 827,00 63,1 36,9

2014 52 576,00 32 755,00 19 821,00 62,3 37,7

2015 53 618,00 33 297,00 20 321,00 62,1 37,9

2016 54 485,00 34 924,00 19 560,00 64,1 35,9

2017 55 521,00 32 424,00 23 096,00 58,4 41,6

2018 56 450,00 33 037,00 23 413,00 58,5 41,5

2019 57 095,00 33 514,00 23 580,00 58,7 41,3

2020 56 405,00 33 955,00 22 449,00 60,2 39,8

2021 56 520,00 34 251,00 22 269,00 60,6 39,4

2022 56 263,00 37 414,00 19 973,00 66,5 35,5

Из таблицы 1 четко просматривается стремительное уменьшение численности населения, вследствие длительного этнополитического грузино-осетинского конфликта, который способствовал развалу экономики, социально-психологической напряженности и, соответственно, вынужденной миграции.

Так, с 1989 по 1993 г. 34,7 тыс. человек мигрировали в различные регионы РФ (преимущественно в Республику Северная Осетия-Алания). Затем, до 1998 г., наблюдалась относительная стабилизация, а в 1999 г. произошло резкое снижение (на 56,4% относительно 1989 г.) численности населения, причинами которого стали продолжающаяся миграция и

2 Источник: составлено автором на основе (Всесоюзная перепись населения, 1989; Справка Госкомитета..., 2000; Итоги всеобщей переписи населения РЮО, 2015; Ежегодные сборники службы государственной статистики РЮО, 2023).

разрушенный статистический учет, который начал восстанавливаться с 2000 г. Период очередного обострения ситуации в зоне конфликта, который произошел в 2004 г. и закончился августовской войной 2008 г., конечно же, усилил отрицательные демографические последствия в регионе. После признания независимости Южной Осетии Россией в 2008 г. и наступления периода мирного развития и стабилизации обстановки, в том числе социальной, наблюдается ежегодный механический прирост населения вплоть до 2019 г., причиной которого стало возвращение части мигрировавшего в 2008 г. населения. Городское население растет в соответствии с повышением миграции сельского населения. Тем не менее, усредненный показатель годовой убыли с 1989 по 2022 г. составил 1500 человек (табл. 1).

Таблица 2

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения Южной Осетии3

Годы Родившихся на 1000 чел. Умерших н а 1000 чел. Естественный прирост на 1000 чел.

1989 16,7 8,7 8,0

1990 14,3 8,5 5,8

1991 6,3 4,4 1,9

1993 5,6 6,0 -0,4

1997 6,3 6,1 0,2

2000 13,0 12,7 0,3

2010 5,4 12,6 -7,2

2011 9,3 11,9 -2,6

2012 7,5 11,3 -3,7

2013 8,5 10,3 -1,7

2014 9,4 10,4 -1

2015 10,1 9,6 0,4

2016 9,5 9,3 0,25

2017 8,9 9,1 -0,2

2018 9,7 9,4 0,31

2019 8,6 8,9 -0,2

2020 8,7 7,4 1,3

2021 8,5 10,6 -2,08

2022 7,8 10,5 -2,7

Что касается естественного прироста, то в 1989 г. на 1000 человек населения он составлял 8,0 чел., а в 2022 г. -2,7 человек (убыль). То есть в республике происходит процесс устойчивой депопуляции. За последние два года отрицательное сальдо естественного прироста максимально приблизилось к данным за 2011-2012 гг. Прослеживается старение населения, вследствие миграции молодого населения, падения рождаемости и повышения смертности (см. табл. 2).

3 Источник: составлено автором на основе (Каберты, Кочиева, 2020, с. 15; Ежегодные сборники службы государственной статистики РЮО, 2023).

Таблица 3

Суммарные коэффициенты рождаемости (СКР)

Годы Возраст Родившиеся живыми Численность женщин в возрастной категории Возрастной коэффициент рождаемости Суммарный коэффициент рождаемости

2015 15-49 542 12707 42,6 1,5

2019 15-49 496 12890 38,4 1,3

2022 15-49 439 12418 35,3 1,2

При величине СКР ниже 2,0 происходят сокращение численности населения, депопуляция, возобновление населения в уменьшающихся масштабах. По показателям последних семи лет видно, что коэффициент понижается и стал критическим (см. табл. 3).

Таблица 4

Браки и разводы в Южной Осетии4

Годы Браков на 1000 чел. Разводов на 1000 чел.

1990 5,6 1,0

2006 3,1 0,2

2007 3,1 0,5

2008 3,8 0,6

2009 10,9 0,6

2010 6,1 0,5

2011 4,9 0,9

2012 5 0,8

2013 3,4 0,9

2014 3,0 1,1

2015 3,6 1,2

2016 3,6 1,1

2017 3,5 0,7

2018 2,3 1,1

2019 3,1 0,9

2020 2,4 1

2021 2,7 1,8

2022 2,4 1,7

С 2006 г. наблюдается низкий уровень брачности. Рост показателей 2009-2010 гг., вероятно, объясняется отложенными браками в связи с событиями 2008 г. В то же время отмечается низкий, но с тенденцией повышения количества разводов, уровень (см. табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Источник: составлено автором на основе (Каберты, Кочиева, 2020, с. 92); Ежегодные сборники службы государственной статистики РЮО, 2023).

Южная осетия 1989

90-94

50-54

40-44

30-34

20-24

0-4

-4000 -3000 -2000 -1000 - 1000 2000 3000 4000 5000

■ Ряд2 ■ Ряд1

Рисунок 1. Половозрастная пирамида РЮО, 1989 г. (Каберты, Кочиева, 2020, с. 45)

Южная Осетия 2015

75-79

18-20

9-13

0-3

-2500 -2000 -1500 -1000 -500 0 500 1000 1500 2000 2500 3000

■ Женщины ■ Мужчины

Рисунок 2. Половозрастная пирамида РЮО, 2015 г. (Сборник службы государственной статистики РЮО, 2015)

Южная Осетия 2022

! 90-94 35 лет и более 80-84 ■

40-44

35-39 30-34

25-29 20-24

15-19 10-14

0-4

-3000 -2000 -1000 - 1000 2000 3000

Ряд2 Ряд1

Рисунок 3. Половозрастная пирамида РЮО, 2022 г. (Сборник службы государственной статистики РЮО, 2022)

По представленным половозрастным пирамидам видно как растет население старше трудоспособного возраста: в процентном отношении оно составляет 16,1% в 1989 г., 23% в 2015 г., 23,8% в 2022 г., а также как снижается численность подростков и молодежи старше подросткового возраста - 18-20 лет.

Считаем, что в этом отрицательном демографическом процессе негативную роль сыграла вынужденная миграция населения республики по следующим причинам:

• нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне;

• низкий уровень в республике социального бюджетирования, отсутствие основных социальных выплат, таких как материнский капитал, пособия для малоимущих семей, пакеты социальных выплат детям до 18 лет и т. д. (ввиду наличия у 99% жителей Республики Южная Осетия российского гражданства, все 99% семей с двумя детьми и более являются получателями материнского сертификата, который выдается по месту регистрации, а это в основном ближайший регион Российской Федерации - РСО-Алания, где приобретается (и частично оплачивается за средства материнского капитала) жилье;

• молодые (многодетные) семьи становятся в очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту регистрации и получают эту социальную помощь, соответственно, все виды оказанной социальной поддержки семьи и материнства увеличивают вероятность переселения семьи в РФ, а привязку семьи к жилью в той или иной степени усиливают органы опеки и попечительства, защищая имущественные права несовершеннолетних в сделках с недвижимостью (за январь 2023 г. в Северной Осетии введено 64608 кв. м жилья, что составило 207,7% к аналогичному периоду 2022 г.) (В Северной Осетии..., 2023);

• доступность ипотечного кредитования жилья до повышения ставки рефинансирования;

• низкий уровень здравоохранения, вследствие чего высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и новообразований (усредненный показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний за последние 13 лет составляет 57% (Сборник службы государственной статистики РЮО, 2022), несмотря на то, что в 2018 г. на средства РФ, выделенные по инвестиционной программе содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия, введен в эксплуатацию современный медицинский кластер стоимостью 1,5 млрд р. (Новый медицинский комплекс..., 2018); тем не менее, чтобы получить высокотехнологичную медицинскую помощь, жители Южной Осетии выезжают по предоставленным квотам в лучшие учреждения здравоохранения России (Тотоонов, 2015); при этом доля в государственном бюджете республики здравоохранения составляет свыше 12,3% (Сборник службы государственной статистики РЮО, 2022);

• периодические неудобства, связанные с простоями транспортных средств при пересечении КПП между Северной Осетией и Южной Осетией, несмотря на взятый курс развития интеграционных процессов, в том числе на основе историко-территориального единства;

• отсутствие института страхования, в том числе медицинского страхования, страхования имущества и т. д.;

• единственный вуз республики - Юго-Осетинский государственный университет -не в состоянии подготовить специалистов по всем специальностям, поэтому значительная часть выпускников школ выезжает для получения высшего образования за пределы республики; кроме того, для них выделяются лимиты во многие российские вузы и предусмотрен льготный прием; несмотря на все предварительные договоренности, многие выпускники этих учебных учреждений в Южную Осетию не возвращаются или задерживаются в республике лишь на короткий срок;

• имеются проблемы с трудоустройством - это прежде всего касается специалистов, которых не устраивают заработная плата, условия труда, неопределенность перспектив, дефицит возможностей для повышения квалификации;

• семейные обстоятельства.

С одной стороны, это - причины оттока населения, но, с другой, социальные льготы на территории РФ - это блага, которыми пользуется население Южной Осетии не по месту преимущественного проживания, а по месту регистрации, ввиду наличия второго гражданства - Российского.

В 1989 г. в Южной Осетии функционировали 144 школы (Народное хозяйство., 1960), сегодня количество общеобразовательных школ - 50. Количество же учащихся сократилось с 18 тыс. до 7,1 тыс., или на 60,6%. В основном закрывались школы в сельской местности из-за нехватки или отсутствия обучаемого контингента.

Как отмечают ученые, сегодня этнополитические и экономические процессы, начавшиеся в Южной Осетии в 1990-х гг., привели к катастрофической демографической ситуации и ставят на повестку дня такие важные вопросы, как:

• приоритетность для руководства республики решения демографических проблем;

• разработку и реализацию эффективной демографической политики;

• демографическую экспертизу всех реализуемых и запланированных проектов и

программ;

• создание информационной базы (регистры населения);

• необходимость новых подходов к воспитанию подрастающего поколения;

• создание рабочих мест;

• улучшение качества жизни населения;

• возрождение и укрепление института семьи;

• развитие сферы досуга рекреации;

• разноплановую работу по созданию имиджевой привлекательности республики.

В этом контексте следует показать, что на демографическое развитие исследуемого региона влияет преимущественно политическая составляющая, так как репродуктивная часть населения, а это люди 1980-1995 гг. рождения, всю свою сознательную жизнь являются систематически активными или пассивными участниками политических процессов (событий). Политических событий непростых, с постоянным внешним давлением и нестабильностью, что напрямую влияет на репродуктивное поведение населения. Даже на подсознательном уровне, не говоря уже об осмысленном состоянии постоянного беспокойства о будущем детей (а это период смены одного поколения с 1989 г.), семье сложно реализовывать в такой неблагоприятной ситуации репродуктивные планы.

Болезнями нервной системы страдают 4,4% населения, психиатрическими расстройствами - 2,4%, болезнями системы кровообращения - 13% (Сборник службы государственной статистики РЮО, 2022).

Республика Южная Осетия-Алания в текущем формате с существующим финансированием (на 80% дотационным) (Кабмин Южной Осетии., 2022) не может проводить эффективную демографическую политику, успешно выполнять программу по развитию народонаселения. Яркий пример тому - предыдущие 15 лет развития. Естественного прироста населения в ближайшем будущем не предвидится, а старение населения налицо. Средняя социальная пенсия составляет 6539 р., а средняя страховая пенсия - 9435 р., что непосредственным образом является дополнительной финансовой нагрузкой на домохозяйства. Получателями социальной пенсии по старости и страховой пенсии, по данным социального фонда РЮО, являются около 6138 тыс. человек, или 10,9% всего населения (В Южной Осетии., 2022). По данным Управления статистики РЮО, доля населения старше трудоспособного возраста составляет 23,8%, что предельно повышает нагрузку на работающий контингент. В таких условиях ни одна из социальных программ не может быть выполнена за счет собственных средств республики. С 2011 г. реализуется инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии в виде финансовой помощи Российской Федерации, но имеющиеся силы и возможности республики ставят ее в определенные рамки (отсутствие трудовых ресурсов и технологического оснащения, ограниченные возможности обеспечения соответствия обязательным требованиям и соблюдения качества продукции (услуг)), что сводит к минимизации оборачиваемости финансовых средств в самой республике и способствует увеличению и так высокой доли импорта продукции (услуг) в структуре внешнеторгового оборота РЮО и РФ.

Для привлечения инвестиций (организация производства экспортно ориентированной продукции) и создания рабочих мест в реальном секторе экономики республики обязательными условиями являются: вложения и их безопасность от внутренних и внешних рисков; функционирование страховых организаций, система кредитных гарантий и других

финансовых инструментов (таковые отсутствуют); налаженная и максимально защищенная от природно-климатических воздействий логистика, уменьшение влияния человеческого фактора и автоматизация механических процессов на контрольно-пропускных пунктах); трудовые ресурсы и специальные социальные льготы для них, а также размер вознаграждения за труд, который должен быть выше уровня СКФО. В противном случае будут иметь место отобранные органами власти в качестве преференциальных и приоритетных, но нереализованные (или же частично реализованные как за счет бюджетных средств, так и заемных) инвестиционные проекты - такие, как строительство «товарно-молочной фермы» с общей стоимостью 250 млн р., строительство «мясоперерабатывающего комплекса» с общей стоимостью проекта 153 млн р., строительство завода по розливу высокогорной минеральной воды» с общей стоимостью проекта 120 млн р., «Сады Ирыстона» с общей стоимостью проекта 240,1 млн р. и т. д. - это и нереализованные рабочие места, и факторы снижения инвестиционной привлекательности региона. Такие просчеты для экономики республики недопустимы («Растдон» и «Сады Ирыстона»., 2023).

Сегодня средний размер заработной платы по республике равен уровню 2020 г. по СКФО. Обозначенные задачи по вышеперечисленным направлениям решаемы (исключительно в двухстороннем формате), и лишь при их соблюдении возможно системно поработать над привлечением в первую очередь трудоспособного мигрировавшего в РФ населения, у которого остались связи с Югом Осетии, а также тех, кто в силу определенных обстоятельств живет на две республики.

Говоря об интеграции в целом и интеграционных процессах как основном драйвере выхода из демографического кризиса, можно с уверенностью отметить, что интеграционные процессы Республики Южная Осетия с Российской Федерацией начались в 2015 г. с заключением основополагающего межгосударственного соглашения «о союзничестве и интеграции» и межправительственных соглашений в разных сферах, которые должны упрощать процедуры и убирать барьеры.

Что касается механизмов привязки населения к территории Южной Осетии как противовесу миграции, то следует подчеркнуть, что Российская Федерация содействует решению этого вопроса и оказывает системную и систематическую помощь де-юре иностранному государству. Это касается реализации инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики, в рамках которого строится социальное жилье для нуждающихся граждан (к 2022 г. построено более 70 тыс. кв. м нового жилья, в очереди на жилье состоят порядка 1800 семей) (Более 700 семей., 2019), устраняются инфраструктурные ограничения, в том числе для развития огромного туристско-рекреационного потенциала, строятся социально-важные объекты (например, первый детский круглогодичный лагерь, строящийся на площадке бывшей турбазы «Мзиугом», рассчитаный на 150 детей). Совокупная финансовая помощь России Южной Осетии за 2011-2022 гг. превысила сумму в 40 млрд р., или 4 млрд в среднегодовом исчислении за этот период (Какой будет Инвестпрограмма, 2023). Реализуется программа софинансирования заработных плат госслужащих, работников организаций и учреждений (среднемесячная заработная плата врача составляет 52,2 тыс., а преподавателя высшего учебного заведения - 54 тыс. р.) с поэтапным доведением их до уровня СКФО (Экономика., 2023). Сегодня средняя заработная плата по республике составляет всего лишь около 30 тыс. р. (Сборник службы государственной статистики РЮО, 2023), что очень мало для такого сложного региона.

На наш взгляд, ряд глобальных вопросов в первоочередном порядке требует именно политических решений, а это прежде всего касается развития и системного подхода к углублению интеграционных процессов и унификации всех сфер жизнедеятельности Республики Южная Осетия с Российской Федерацией. Необходимо взаимодействие и привязка деятельности государственных структур, общественных организаций, различных сообществ, учебных заведений (например, направление профессорско-преподавательского состава из ближайшего региона РФ - Северной Осетии - в длительные командировки вместе со студентами первых курсов для прохождения обучения в течение двух семестров в РЮО), творческих союзов и бизнеса с аналогичными структурами Российской Федерации (например, организация и учреждение совместных росийско-осетинских бизнес-сообществ с функциями разработки механизмов привлечения вложений на взаимовыгодных условиях). Это вызвано тем, что по всем основным направлениям социально-экономического развития будет больше гарантий безопасности, а роль обоюдных интересов участников сделает этот формат взаимовыгодным, эффективным и действенным.

Мы считаем, что все отмеченное лишний раз подтверждает влияние политических процессов и системы управления этими процессами в качестве основных факторов, влияющих на репродуктивное поведение и миграцию населения в исследуемом регионе на данном этапе.

Список литературы

Журнал управления государственной статистики РЮО. Цхинвал, 2008.

Каберты Н.Г., Кочиева Ж.Г. Демографическая ситуация в Южной Осетии факторы, прогнозы и основы механизма регулирования // Демографическая ситуация в современной Южной Осетии. Цхинвал: Республика, 2020. С. 12-140.

Каберты Н.Г., Кочиева Ж.Г. Демографические процессы и их последствия в постсоветской Южной Осетии // Стратегические задачи демографического развития: приоритеты и региональные особенности: десятые Валентеевские чтения. М., 2020. С. 648657.

Народное хозяйство Юго-Осетинской автономной области. Статсборник. 1960.

Сводные итоги всеобщая перепись населения РЮО 2015 года // Управление государственной статистики Республики Южная Осетия. Цхинвал, 2016.

Справка Госкомитета по делам национальностей и миграции РЮО № 216 от 31.08.2000 г.

Статсборник управления государственной статистики РЮО. Цхинвал, 1998.

Более 700 семей в Южной Осетии получат новое жилье благодаря российской финансовой помощи // Государственное информационное агентство «РЕС». Республика Южная Осетия. 2019: URL: https://cominf.org/node/1166524204 (дата обращения: 14.08.2023).

В Северной Осетии ввод жилья составил 200 процентов. Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания. 2023: URL: https://minstroy.alania.gov.ru/news/2680 (дата обращения: 14.08.2023).

В Южной Осетии с нового года проиндексируют все виды пенсий на 8% // ТАСС. 2022: URL: https://tass.ru/ekonomika/16428933 (дата обращения: 14.08.2023).

Всесоюзная перепись населения, 1989: URL:

https://istmat.org/files/uploads/17594/naselenie_sssr._po_dannym_vsesoyuznoy_perepisi_naseleniy a_1989g.pdf (дата обращения: 14.08.2023).

Ежегодные сборники службы государственной статистики РЮО, 2023: URL: https://ugosstat.ru/category/spravochnik/ (дата обращения: 14.08.2023).

Итоги всеобщей переписи населения РЮО, 2015: URL: https://ugosstat.ru/itogi-vseobshhey-perepisi-naseleniya-respubliki-yuzhnaya-osetiya-2015-goda/ (дата обращения: 14.08.2023).

Кабмин Южной Осетии одобрил проект бюджета на 2023 год в размере более 8,7 млрд рублей // ТАСС. 2022: URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16429495 (дата обращения: 14.08.2023).

Какой будет Инвестпрограмма Южной Осетии на 2023-2025 годы // Sputnik. Южная Осетия. 2023: URL: https://sputnik-ossetia.ru/20230314/kakoy-budet-investprogramma-yuzhnoy-osetii-na-2023-2025-gody-21913519.html (дата обращения: 14.08.2023).

Новый медицинский комплекс в Цхинвале будет оснащен по европейским стандартам // ТАСС. 2018: URL: https://tass.ru/v-strane/4943661 (дата обращения: 14.08.2023).

«Растдон» и «Сады Ирыстона»: какова судьба этих инвестпроектов? // Южная Осетия. Республиканская общественно-политическая газета. 2023: URL: https://ugo-osetia.ru/obshhestvo/rastdon-i-sady-irystona-kakova-sudba-etih-investproektov (дата обращения: 14.08.2023).

Сборник службы государственной статистики РЮО, 2015: URL: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2019/09/2015.pdf (дата обращения: 14.08.2023).

Сборник службы государственной статистики РЮО, 2022: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2023/04/spravochnik-yanvar-dekabr-2022.pdf (дата обращения: 14.08.2023).

Сборник службы государственной статистики РЮО, 2023: URL: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2023/12/spravochnik-yanv-sent-2023-novyj.pdf (дата обращения: 17.11.2023).

Справка Госкомитета по делам национальностей и миграции РЮО № 216 от 31.08.2000 г. (дата обращения: 14.08.2023).

Средняя зарплата в Южной Осетии за пять лет выросла на 40% // https://ossetia.news/2022/03/11/srednyaya-zarplata-v-yuzhnoj-osetii-za-pyat-let-vyrosla-na-40/ (дата обращения: 14.08.2023).

Тотоонов А. Жители Южной Осетии получат квоты на медицинское обслуживание в Российской Федерации. 2015: URL: http://council.gov.ru/events/news/51395/ (дата обращения: 14.08.2023).

Экономика // Южная Осетия. Республиканская общественно-политическая газета. 2023: URL: https://ugo-osetia.ru/ekonomika/ (дата обращения: 14.08.2023).

Бекоев Г.Б. Демография Южной Осетии в период новейшей истории DOI: 10.38050/2078-3809-2024-16-1-104-116

Population and Demographic Economics

DEMOGRAPHY OF SOUTH OSSETIA IN RECENT HISTORY

Gennady B. Bekoev

Head of technical service of the garment factory «BTK 4» (Tskhinval, Republic of South Ossetia)

Abstract

This article is devoted to the analysis of the demographic situation and key problems over the past three decades, the causes of their occurrence. There is a stable depopulation of people with all the ensuing socio-economic consequences. Based on the analyzed period of the demographic picture, the author notes an effective, systemically correct demographic policy is needed in combination with a course towards deepening the integration of South Ossetia with the Russian Federation.

Keywords: population economics, demographics, demographic policy, integration.

JEL: J100, J110, J180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Bekoev, G.B. (2024) Demography of South Ossetia in Recent History. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal, vol. 16, no. 1, pp. 104-116. DOI: 10.38050/2078-3809-2024-16-1-104-116.

References:

Journal of the Department of State Statistics of the RSO. Tskhinval.: 2008. p.44 (In Russ.).

Zhurnal upravleniya gosudarstvennoy statistiki RYuO. Tskhinval, 2008. (In Russ.).

Kaberty N.G., Kochieva Zh.G. Demograficheskaya situatsiya v Yuzhnoy Osetii faktory, prognozy i osnovy mekhanizma regulirovaniya // Demograficheskaya situatsiya v sovremennoy Yuzhnoy Osetii. Tskhinval: Respublika, 2020. P. 12-140. (In Russ.).

Kaberty N.G., Kochieva Zh.G. Demograficheskie protsessy i ikh posledstviya v postsovetskoy Yuzhnoy Osetii. Strategicheskie zadachi demograficheskogo razvitiya: prioritety i regional'nye osobennosti: desyatye Valenteevskie chteniya. M., 2020. P. 648-657. (In Russ.).

Narodnoe khozyaystvo Yugo-Osetinskoy avtonomnoy oblasti. Statsbornik. 1960. (In Russ.).

Svodnye itogi vseobshchaya perepis' naseleniya RYuO 2015 goda. Upravlenie gosudarstvennoy statistiki Respubliki Yuzhnaya Osetiya. Tskhinval, 2016. (In Russ.).

Spravka Goskomiteta po delam natsional'nostey i migratsii RYuO № 216 ot 31.08.2000 g.

Statsbornik upravleniya gosudarstvennoy statistiki RYuO. Tskhinval, 1998. (In Russ.).

Bolee 700 semey v Yuzhnoy Osetii poluchat novoe zhil'e blagodarya rossiyskoy finansovoy pomoshchi. Gosudarstvennoe informatsionnoe agentstvo «RES». Respublika Yuzhnaya Osetiya. 2019: Available at: https://cominf.org/node/1166524204 (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

V Severnoy Osetii vvod zhil'ya sostavil 200 protsentov. Ministerstvo stroitel'stva i arkhitektury Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya. 2023: Available at:

https://minstroy.alania.gov.ru/news/2680 (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

V Yuzhnoy Osetii s novogo goda proindeksiruyut vse vidy pensiy na 8%. TASS. 2022: Available at: https://tass.ru/ekonomika/16428933 (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Vsesoyuznaya perepis' naseleniya, 1989: Available at:

https://istmat.org/files/uploads/17594/naselenie_sssr._po_dannym_vsesoyuznoy_perepisi_naseleniy a_1989g.pdf (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Ezhegodnye sborniki sluzhby gosudarstvennoy statistiki RYuO, 2023: Available at: https://ugosstat.ru/category/spravochnik/ (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Itogi vseobshchey perepisi naseleniya RYuO, 2015: Available at: https://ugosstat.ru/itogi-vseobshhey-perepisi-naseleniya-respubliki-yuzhnaya-osetiya-2015-goda/ (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Kabmin Yuzhnoy Osetii odobril proekt byudzheta na 2023 god v razmere bolee 8,7 mlrd rubley. TASS. 2022: Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16429495 (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Kakoy budet Investprogramma Yuzhnoy Osetii na 2023-2025 gody. Sputnik. Yuzhnaya Osetiya. 2023: Available at: https://sputnik-ossetia.ru/20230314/kakoy-budet-investprogramma-yuzhnoy-osetii-na-2023-2025-gody-21913519.html (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Novyy meditsinskiy kompleks v Tskhinvale budet osnashchen po evropeyskim standartam. TASS. 2018: Available at: https://tass.ru/v-strane/4943661 (data obrashcheniya: 14.08.2023). (In Russ.).

«Rastdon» i «Sady Irystona»: kakova sud'ba etikh investproektov? Yuzhnaya Osetiya. Respublikanskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta. 2023: Available at: https://ugo-osetia.ru/obshhestvo/rastdon-i-sady-irystona-kakova-sudba-etih-investproektov (accessed:

14.08.2023). (In Russ.).

Sbornik sluzhby gosudarstvennoy statistiki RYuO, 2015: Available at: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2019/09/2015.pdf (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Sbornik sluzhby gosudarstvennoy statistiki RYuO, 2022: Available at: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2023/04/spravochnik-yanvar-dekabr-2022.pdf (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Sbornik sluzhby gosudarstvennoy statistiki RYuO, 2023: Available at: https://ugosstat.ru/wp-content/uploads/2023/12/spravochnik-yanv-sent-2023-novyj.pdf (accessed: 17.11.2023). (In Russ.).

Spravka Goskomiteta po delam natsional'nostey i migratsii RYuO № 216 ot 31.08.2000 g. (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Srednyaya zarplata v Yuzhnoy Osetii za pyat' let vyrosla na 40%. Available at: https://ossetia.news/2022/03/11/srednyaya-zarplata-v-yuzhnoj-osetii-za-pyat-let-vyrosla-na-40/ (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Totoonov A. Zhiteli Yuzhnoy Osetii poluchat kvoty na meditsinskoe obsluzhivanie v Rossiyskoy Federatsii. 2015: Available at: http://council.gov.ru/events/news/51395/ (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

Ekonomika. Yuzhnaya Osetiya. Respublikanskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta. 2023: Available at: https://ugo-osetia.ru/ekonomika/ (accessed: 14.08.2023). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.