Научная статья на тему 'Демографическое развитие стран СНГ: современные тенденции, прогнозные оценки и последствия'

Демографическое развитие стран СНГ: современные тенденции, прогнозные оценки и последствия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4309
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
депопуляция / геополитические риски / ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ / прогнозируемый рост / ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ / миграционные доноры / depopulation / geopolitical risks / dynamic number / growth forecast / natural subsidence / emigrational donors

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рязанцев Сергей Васильевич, Хорие Норио

В статье дан анализ демографической ситуации в странах СНГ, которые существенно различаются по характеру и результативности демографических процессов. Среди них можно выделить три группы. Перспективы развития демографической ситуации в странах СНГ находятся под влиянием, с одной стороны, общемировых тенденций, а с другой стороны, под воздействием особенностей региона. Относительно динамики численности населения в целом и трудоспособного населения в частности в государствах СНГ существует несколько вариантов прогнозов, выполненных различными научными центрами. В той или иной степени компенсировать сохраняющуюся естественную убыль будет миграционный прирост населения, формирующийся под влиянием активной миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Рязанцев Сергей Васильевич, Хорие Норио

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article gives deep analysis of demographical situation in CIS countries, which entirely differs by character and results of demographical procedures. There are three groups among them. The perspectives of demographic development situation in CIS countries are under influence, from one side of over world tendencies, from another side, under the influence of regional peculiarities. There are several variants of forecast made by different scientific centers concerning the dynamic number of population and the whole able-bodied population particularly in CIS countries. In this or that degree the natural subsidence will be compensated by the growth of population migration, formed under active migration policy.

Текст научной работы на тему «Демографическое развитие стран СНГ: современные тенденции, прогнозные оценки и последствия»

Рязанцев Сергей Васильевич,-

д.э.н., профессор, руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социальнополитических исследований РАН (Россия) Хорие Норио, - профессор, заместитель руководителя Центра Дальневосточных исследований Университета Тоямы (Япония)

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН СНГ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Страны СНГ существенно различаются по характеру и результативности демографических процессов. Среди них можно выделить три группы. Первая группа - это государства, испытывающие сокращение населения - Россия, Украина и Беларусь. В трех славянские странах СНГ депопуляция возникла в результате низкого уровня рождаемости и высокого уровня смертности населения. Внешняя миграция полностью не компенсирует естественной убыли населения, в результате сокращается его численность. Население России в настоящее время стремительно сокращается. По данным 2010 г., Россия занимает 9-ое место в мире по численности населения (142 млн. человек). Прогнозы показывают, что, возможно, к 2050 г. Россия с населением 112 млн. человек переместится на 17-е место в мире. Хотя расчеты показывают, что на территории России при равномерном расселении в благоприятных районах комфортно могло бы разместиться не менее 500 млн. человек. Для России сокращение население чревато, прежде всего, геополитическими рисками. Слабозаселенные регионы Дальнего Востока и Сибири удерживать в составе страны будет очень сложно в условиях, когда рядом находятся очень плотно населенные страны (прежде всего Китай), которые будут нуждаться в ресурсах и новых территориях. Кроме того, имеются экономические аспекты этой проблемы - страну может ожидать дефицит трудовых ресурсов, сокращение призывников, школьников и студентов, интенсивное старение население.

Ко второй группе можно отнести страны, в которых население находится на протяжении последних лет на стабильной отметке и его уровень практически не меняется. К ним относятся три государства бывшего СССР -Армения, Грузия и Молдова. Небольшое сокращение численности населения отмечалось в Молдове и Грузии, которое было обусловлено сокращением рождаемости и эмиграционным оттоком населения. В Армении, несмотря на значительный эмиграционный отток населения, общая численность сохранялась практически неизменной на протяжении 2000-х гг.

К третьей группе относятся государства, в которых численность населения росла в 2000 - 2008 гг. Прежде всего, это страны Центральной Азии, а также Азербайджан. Наиболее быстрыми темпами росло население Узбекистана,

которое увеличилось с 24,5 млн. до 27,1 млн. человек за период с 2000 г. по 2008 г. Узбекистан является самой населенной страной Центральной Азии, где показатель рождаемости составляет 2,5 ребенка на одну женщину (в среднем за 2005-2010 гг.). Еще более высок показатель рождаемости в Таджикистане - 3,3 ребенка на 1 женщину репродуктивного возраста. Здесь население выросло с 6,1 млн. до 7,2 млн. человек за тот же период. В Кыргызстане и Туркменистане рождаемость находилась на том же уровне, но рост населения был меньшим. Хотя по Туркменистану дать точные оценки весьма трудно в силу отсутствия демографической статистики. Наиболее низким был показатель рождаемости в 2005-2010 гг. в Казахстане - всего 1,9 ребенка на каждую женщину репродуктивного возраста. Однако даже в условиях небольшой рождаемости был отмечен рост общей численности населения страны - с 14,9 млн. до 15,6 млн. человек с 2000 г. по 2008 г.

Перспективы развития демографической ситуации в странах СНГ находятся под влиянием, с одной стороны, общемировых тенденций, а с другой стороны, под воздействием особенностей региона. Относительно динамики численности населения в целом и трудоспособного населения в частности в государствах СНГ существует несколько вариантов прогнозов, выполненных различными научными центрами. Например, прогноз, выполненный специалистами ИМЭМО РАН, свидетельствует о том, что численность населения в регионе СНГ в среднесрочной перспективе будет увеличиваться на фоне общемировой тенденции роста населения. К 2010 г. население в мире вырастет до 6 715 млн. человек, а в 2020 г. составит 7 335 млн. человек. В регионе СНГ также будет отмечаться рост населения, но гораздо меньший как по абсолютным, так и по относительным параметрам (темпам роста): в 2010 г. численность населения составит примерно 277 млн. человек, а в 2020 г. - 282 млн. человек.

Рост численности населения в странах СНГ не будет повсеместным. Численность населения сократится в рамках ЕЭП и ЕврАзЭС соответственно на 2,9 и 3,1 млн. человек. Практически не будет увеличиваться население в европейских странах СНГ, но оно будет расти в странах Закавказья и Центральной Азии. Именно увеличение численности населения в этих регионах в основном и сможет обеспечить прогнозируемый рост общей численности населения в пределах всего СНГ. Главным образом увеличение численности населения будет происходить в трех государствах -Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане. Рост численности населения в государствах Закавказья и других странах Центральной Азии будет минимальным (табл. 1). В результате доля стран СНГ в общей численности населения мира на фоне интенсивного роста численности и доли населения в развивающихся странах сократится с 4,73% (2005 г.) до 3,85% (2020 г.).

Таблица 1.

Численность населения в странах СНГ до 2020 г. (прогноз ИМЭМО ________________________РАН), млн. человек__________________________

2005 г. 2010 г. 2020 г. Рост (сокращение) населения в 20052020 гг.

Россия 142,2 139,8 140,0 -2,2

Украина 48,0 47,0 47,0 -1,0

Беларусь 9,9 9,8 9,8 -0,1

Молдова 4,2 4,3 4,4 0,2

Грузия 4,6 4,6 4,8 0,2

Армения 3,1 3,1 3,2 0,1

Азербайджан 8,3 8,4 8,7 0,4

Казахстан 15,0 15,3 15,4 0,4

Узбекистан 26,2 27,4 29,6 0,4

Кыргызстан 5,1 5,3 5,6 0,5

Туркменистан 5,0 5,4 6,1 1,1

Таджикистан 6,5 6,9 7,6 1,1

ЕЭП* 215,1 211,9 212,2 -2,9

ЕврАзЭС** 204,9 204,5 208,0 -3,1

СНГ*** 278,0 277,0 282,0 4,0

Примечание: * - Россия, Украина, Беларусь, Казахстан; ** - Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан; *** - Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан.

Согласно прогнозу ООН, рассчитанному до 2050 г., численность населения в СНГ будет в перспективе сокращаться. За сорок лет она уменьшится на 37 млн. человек. Также численность населения будет снижаться в рамках ЕЭП и ЕврАзЭС, соответственно на 53 и 18 млн. человек (табл. 2). Однако, согласно прогнозу ООН, сокращение численности населения не будет повсеместным в разрезе стран.

Таблица 2.

Численность населения в странах постсоветского пространства до 2050 г. (прогноз ООН), тыс. человек

Страны 2007 г. 2025 г. 2050 г. Рост

Россия 141.900,4 129.230,4 111.752,2 (сокращение) населения в 2007-2050 гг. -30.148,2

Украина 45.509,2 37.334,8 26.392,6 -19.116,6

Беларусь 9.645,2 8.635,4 7.017,0 -2.628,2

Молдова 4.185,6 3.967,4 3.312,0 -873,6

Грузия 4.395,8 3.916,9 2.984,6 -1.411,2

- 7 -

н

Армения 2.999,2 2.907,7 2.506,0 -493,2

Азербайджан 8.535,7 9.596,5 9.630,6 1.094,9

Казахстан 14.802,5 14.773,6 13.085,8 -1.716,7

Узбекистан 27.371,3 34.041,8 38.665,3 11.294,0

Кыргызстан 5.385,9 6.282,4 6.663,8 1.277,9

Туркмениста 4.965,3 6.067,7 6.779,8 1.814,5

Таджикистан 6.681,5 8.769,5 10.422,5 3.741,0

ЕЭП* 211.857,3 189.974,2 158.247,6 -53.609,7

ЕврАзЭС** 205.786,8 201.733,1 187.606,6 -18.180,2

СНГ*** 276.377,6 265.524,1 239.212,2 -37.165,4

Примечание: * - Россия, Украина, Беларусь, Казахстан; ** - Росси

Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан; *** - Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан.

Страны постсоветского пространства достаточно четко делятся на две группы по характеру прогнозных демографических трендов. В первой группе будет происходить рост численности населения, прежде всего, за счет высокой рождаемости. К ним относятся государства Закавказья и Центральной Азии - Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан и Азербайджан. Наибольшие темпы роста населения будут свойственны Узбекистану, где число жителей к 2050 г. вырастет за сорок лет почти на 30% - более чем на 11 млн. человек. За указанный период почти на 3,8 млн. человек увеличится население Таджикистана. Население Туркменистана и Кыргызстана вырастет соответственно на 1,8 и 1,3 млн. человек.

Вторая группа - это государства, в которых численность населения будет сокращаться по причине дальнейшего снижения рождаемости и сохранения высокого уровня смертности. К их числу относятся такие страны, как Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Армения, Грузия и Казахстан. Довольно активными темпами сокращается население, прежде всего, в славянских странах СНГ - в России, Беларуси и Украине. В частности, согласно прогнозу ООН, население России за сорок лет, к 2050 г., сократится на 30 млн. человек, число жителей Украины - на 19 млн., Беларуси - на 2,6 млн. человек. Это огромные потери населения, эквивалентные потерям военного времени. Весьма значительными могут быть потери населения в Казахстане - порядка 1,7 млн. человек. Менее заметным, но устойчивым будет сокращение численности населения в Молдове и Грузии. Например, Грузия потеряет за указанный период 1,4 млн., а Молдова - 0,8 млн. человек.

Сокращение численности населения в некоторых странах СНГ может иметь целый ряд негативных демографических, социально-экономических и геополитических последствий. Закрепляющиеся диспропорции в составе населения могут привести к обострению ситуации на рынках труда

некоторых стран, необходимости конкурентной борьбы за трудовые ресурсы, замещению населения в некоторых регионах мигрантами.

Изменение возрастного состава населения стран СНГ будет связано с проблемой старения. В подавляющем большинстве стран постсоветского пространства будет увеличиваться доля людей старшего (пенсионного) возраста, а также сокращаться доля молодежи и населения трудоспособного возраста. Особенно интенсивным данный процесс будет в Украине, России, Молдове, Грузии и Армении. Увеличение доли пенсионеров в общей численности населения будет чревато ростом пенсионной нагрузки и увеличением затрат государств на пенсионные выплаты, здравоохранение и социальные расходы.

За период 2007-2050 гг. в Украине доля населения трудоспособного возраста сократится с 65% до 48%, что в абсолютных цифрах «потери» составит почти 17 млн. человек. Аналогично в России доля трудоспособного населения снизится с 68% до 52%, т.е. страна потеряет 38 млн. человек в трудоспособном возрасте за указанный период. Значительные в абсолютном исчислении, но гораздо меньшие потери трудоспособного населения понесут практически все страны СНГ: Беларусь потеряет около 3 млн. человек, Азербайджан - 2,7 млн., Казахстан - 2,6 млн., Грузия - 1,4 млн., Молдова -1,2 млн., Армения - 0,7 млн. человек.

Сокращение численности трудоспособного населения будет иметь негативные тенденции для рынка труда - серьезно обострится дефицит трудовых ресурсов в некоторых странах СНГ (прежде всего России, Украине, Казахстане, а также Беларуси). Конечно, отчасти компенсировать сокращение численности трудовых ресурсов в обозначенных государствах можно будет за счет повышения производительности труда и перераспределения населения между регионами страны и отраслями экономики, но генеральной тенденцией развития рынков труда станет нехватка трудовых ресурсов.

Большинство прогнозов динамики численности населения России, подготовленных различными центрами и международными организациями, фиксируют одну тенденцию - сокращение абсолютной численности населения и численности населения трудоспособного возраста. Следует отметить, что в России существуют значительные различия в интерпретации результатов прогнозов населения. В частности, некоторые ученые считают, что сокращение численности населения России не является серьезной проблемой для страны, а компенсация дефицита трудовых ресурсов может происходить исключительно за счет внешней (международной) миграции. Мы придерживаемся иной точки зрения, которая заключается в том, что сокращение численности населения влечет за собой негативные социальноэкономические и геополитические проблемы для страны. Недостаток трудовых ресурсов все более серьезно ощущается различными отраслями отечественной экономики. Компенсировать его необходимо, прежде всего, за счет внутренних ресурсов (переобучения безработных и их перераспределения между регионами за счет внутрироссийской миграции), а

недостающую часть трудовых ресурсов можно ввозить из-за рубежа через каналы привлечения мигрантов на постоянное место жительства и временную работу.

При отсутствии действенной демографической политики к 2050 г. население России может сократиться на 31,5 млн. человек (или примерно на 22% от современной численности). Это самые значительные масштабы сокращения населения среди стран мира. Известны идеи, которые высказывались рядом политиков (М.Тэтчер, М.Олбрайт, З. Бжезинский и др.) о том, что необходимо сократить численность населения России до 15 млн. человек, которые будут работать только в добывающих отраслях, «размыть» этнический состав населения за счет иммигрантов, расколоть страну на 50 небольших конфликтующих между собой государств. Подобные мысли неоднократно высказывались рядом политиков на Западе. Таким образом, от решения демографических проблем во многом зависит будущее нашего государства.

Решение демографической проблемы в России требует объединения всех реализуемых направлений демографической политики в специальную Национальную программу демографического развития на период до 2025 г. с выделением достаточных средств и созданием специальных федеральных органов власти, ответственных за ее реализацию. Расходы на реализацию Национальной программы демографического развития должны составлять не менее 2,5% ВВП с четким распределением средств по статьям расходов, выделением критериев и индикаторов по эффективному расходованию средств. Национальная программа демографического развития России должна включать три направления: «Стимулирование рождаемости,

поддержка семьи, ответственного материнства и отцовства», «Улучшение здоровья и сокращение смертности населения» и «Оптимизация системы расселения, регулирования миграции и стимулирование занятости населения», а также меры организационного порядка.

Как показывают наши расчеты, выполненные методом передвижки возрастов, в случае реализации всего комплекса мер демографической политики, направленных на стимулирование рождаемости и поддержку семьи, сокращение смертности и привлечение необходимых категорий мигрантов, можно ожидать к 2015 г. повышения суммарного коэффициента рождаемости до уровня, близкого к 1,7 рожденных детей в среднем на одну женщину, и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет (в среднем для обоих полов).

При этом абсолютное число родившихся будет повышаться до 2012 г., когда превысит 1780 тыс. человек (на 320 тыс. больше, чем было в 2005 г.). В последующие годы негативные изменения в возрастном составе населения (сокращение численности и доли женщин активного репродуктивного возраста) будут столь существенны, что их не сможет компенсировать даже максимально возможное, при реализации мер демографической политики, повышение показателей рождаемости.

Если на начало 2012 г. численность женщин в возрасте 20-29 лет, по официальному прогнозу Росстата, будет составлять 11,7 млн. человек, то к началу 2015 г. она сократится до 10,2 млн., к 2020 г. - до 7,5 млн., к 2025 г. -6,9 млн. человек. Это вызовет неизбежное существенное сокращение числа родившихся, особенно после 2015 г. В то же время меры, направленные на повышение рождаемости, могут способствовать существенному уменьшению масштабов этого сокращения (число родившихся ежегодно будет на 350-400 тыс. больше, чем в случае сохранения существующего сейчас уровня рождаемости).

Абсолютное число умерших, в случае снижения смертности под воздействием предусматриваемых мер демографической политики: 2010 г. - 2080 тыс., 2015 г. - 2020 тыс., 2020 г. - 1920 тыс. 2025 г. - 1900 тыс. человек. При этом сокращение числа родившихся будет тормозиться в связи с быстро нарастающим в этот период старением населения. Доля людей в возрасте 60 лет и старше будет составлять в 2010 г. 17,6%, в 2015 г. - 19,2%, в 2020 г. -21,6%, в 2025 г. - 23,7%.

При такой динамике чисел родившихся и умерших естественная убыль населения в 2012-2016 гг. будет составлять 270-290 тыс. человек (на 550-570 тыс. меньше, чем в 2005 г., и на 700-800 тыс. меньше, чем в случае сохранения нынешних уровней рождаемости и смертности). Сокращение числа родившихся под воздействием структурных факторов неизбежно приведет к росту естественной убыли населения примерно до 570-580 тыс. человек в 2025 г. Однако эта убыль окажется в 2,3 раза меньше по сравнению с ситуацией сохранения нынешних уровней рождаемости и смертности населения.

В той или иной степени компенсировать сохраняющуюся естественную убыль будет миграционный прирост населения, формирующийся под влиянием активной миграционной политики. Предполагается повышение миграционного прироста примерно до 280 тыс. человек в 2010 г., около 400 тыс. в 2012 г., 420-440 тыс. в последующие годы.

В результате можно ожидать, что комплексная реализация мер демографической политики в области рождаемости, смертности и миграции приведет к тому, что в 2011 г. прекратится сокращение численности населения России (минимум будет достигнут к началу 2011 г. и составит 140,9 млн. человек) и до 2020 г. она будет медленно расти (на начало 2020 г. -141,8 млн. человек). В дальнейшем численность населения снова начнет сокращаться из-за негативных перемен в возрастном составе населения. Однако это сокращение будет относительно небольшим: к 2025 г. до 141,4 млн. человек.

На фоне России демографическая ситуация в странах Центральной Азии выглядит кардинально противоположной. Здесь численность населения трудоспособного возраста будет увеличиваться. Например, в Узбекистане -на 6,4 млн., в Таджикистане - на 2,8 млн. человек, в Туркменистане - на 900 тыс., в Кыргызстане - на 600 тыс. и в Азербайджане - на 300 тыс. человек.

Однако уровень роста темпов экономики в этих государствах не сможет трудоустроить все трудоспособное население. Поэтому с большой долей уверенности можно предполагать, что именно данные трудоизбыточные государства будут в основном формировать миграционные потоки в СНГ, прежде всего, ориентированные на Россию.

В этой ситуации страны Центральной Азии могут стать наиболее реальными миграционными донорами России. Собственно, именно из них и состоял долгое время основной поток мигрантов на постоянное место жительства, а в настоящее время они обеспечивают Россию трудовыми мигрантами для различных отраслей экономики, а вузы - учебными мигрантами. Можно констатировать, что между Россией и странами Центральной Азии сформировался устойчивый миграционный «мост», который характеризуется масштабными миграционными потоками и устойчивой географической направленностью. Необходимо его развитие в перспективе.

Ключевые слова: депопуляция, геополитические риски, динамика численности,

прогнозируемый рост, естественная убыль, миграционные доноры.

Key words: depopulation, geopolitical risks, dynamic number, growth forecast, natural subsidence, emigrational donors.

Список использованной литературы:

1. Атлас демографического развития России (монография)// Научный совет по Программе Президиума фундаментальных исследований Российской академии наук «Экономика и социология знания»/ Под ред. академика РАН Г.В.Осипова и проф. С.В.Рязанцева. - М.: Экономическое образование, 2009. - 220 с.

2. Демографические перспективы России/ Под ред. академика Осипова Г.В. и проф. Рязанцева С.В. - М.: Экон-информ, 2008. - С. 545-566.

3. Иванова Т.Д. Таджики в московском социуме// Иммигранты в Москве/ Под ред. Ж.А.Зайончковской. - М.: «Три квадрата», 2009.

4. Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: моделирование и эффективное управление миграционными потоками// Материалы международного симпозиума (Москва-Худжанд, 22-26 сентябрь 2009 г.)/ Отв. ред.-сост.: проф. Рязанцев С.В., проф. Каримов О.К. и др. - М.: Изд-во «Экономическое образование», 2009.

5. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за

2005-2006 годы: Сборник. - М.: ФМС, 2007.

6. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за

2006-2007 годы: Сборник. - М.: ФМС, 2008.

7. Олимова С., Боск И. Трудовая миграция из Таджикистана. - Душанбе: МОМ, 2003.

8. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. - М.: Формула права, 2007.

9. Рязанцев С.В., Хорие Н. Положение мигрантов из Центральной Азии в Москве: услышать голос мигрантов// Современные миграционные проблемы в Центральной Азии и России. - Киото: Изд-во «Минерва» Шобо Лимитед, 2010 (на японском языке).

10. Horie N., Russia’s New Migration Policy and Human Security, Journal of the Japan Sea Rim Studies, Vol. 12, 2006 (in Japanese).

11. Ruget V., Usmanalieva B., Citizenship, migration and loyalty towards the state: a case study of the Kyrgystani migrants working in Russia and Kazakhstan, Central Asian Survey, Vol. 27, No. 2, 2008.

12. Wengraf T., 2001, Qualitative Research Interviewing, SAGE publications.

Рязанцев С.В.

Хорие Норио.

Демографическое развитие стран СНГ: современные тенденции, прогнозные

оценки и последствия

В статье дан анализ демографической ситуации в странах СНГ, которые существенно различаются по характеру и результативности демографических процессов. Среди них можно выделить три группы. Перспективы развития демографической ситуации в странах СНГ находятся под влиянием, с одной стороны, общемировых тенденций, а с другой стороны, под воздействием особенностей региона. Относительно динамики численности населения в целом и трудоспособного населения в частности в государствах СНГ существует несколько вариантов прогнозов, выполненных различными научными центрами. В той или иной степени компенсировать сохраняющуюся естественную убыль будет миграционный прирост населения, формирующийся под влиянием активной миграционной политики.

Ryazancev S. V.,

Khorie Norio.

Demographical development of CIS countries: modern tendencies, forecast values and

consequences

The author of the article gives deep analysis of demographical situation in CIS countries, which entirely differs by character and results of demographical procedures. There are three groups among them. The perspectives of demographic development situation in CIS countries are under influence, from one side of over world tendencies, from another side, under the influence of regional peculiarities. There are several variants of forecast made by different scientific centers concerning the dynamic number of population and the whole able-bodied population particularly in CIS countries. In this or that degree the natural subsidence will be compensated by the growth of population migration, formed under active migration policy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.