10. Шутюк С.В. Моделирование системы взаимоотношений крупных компаний с регионами / С.В. Шутюк. М.: ВИНИТИ РАН, 2006. 336 с.
11. Явлинский Г. А. Перспективы России: экономический и политический взгляд/ ГЛ. Явлинский. М.: Галлея-Принт, 2006.143 с.
СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SMIRNOV VALERIY VLADISLAVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 911.3:316
З.А. ТРИФОНОВА, И.П. ДАНИЛОВ,
Т.А. ДАВЫДОВА, М.М. РОСТОВЦЕВА
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИИ И АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (на примере Приволжского федерального округа)*
Ключевые слова: демографический потенциал, региональная демографическая политика, рейтинговая оценка.
Представлены результаты рейтинговой оценки демографического потенциала регионов России, выделено 5 типов регионов, а также проанализирован характер демографической политики в регионах Приволжского федерального округа.
Z.A. TRIFONOVA, I.P. DANILOV, Т.А. DAVYDOVA, М.М. ROSTOVTSEVA THE DEMOGRAPHY POTENTIAL OF THE REGIONS OF RUSSIA AND THE ANALYSIS REGIONAL POLITICS OF DEMOGRAPHY (FOR EXAMPLE REGIONS PRIVOLGSKY FEDERAL DISTRICT)
Key words: potential of demography, regional politics of demography, estimation by rating.
In this article is present are result estimation by rating of demography Russian regions. There are five regions is secretion in this article. We are analyses the character of politics of demography in regions Privolgsky Federal district.
По мнению авторитетных экспертов, демографические процессы в России имеют незавершенный характер по сравнению с таковыми в западных промышленно развитых странах. Во многом это объясняется поздним (по сравнению с западными странами) демографическим переходом, а также довольно противоречивыми действиями в области демографической политики в советское время. Незавершенность демографических процессов дает о себе знать в современной России, отражаясь в статистических данных. Так, например, продолжительность жизни в России в начале XX в. значительно отставала от аналогичного показателя в европейских странах, к 1960-м годам этот показатель был меньше лишь на 2-3 года, но к концу 1990-х годов он резко уменьшился, особенно у мужчин, составив разницу в 10-15 лет. В 2008 г. продолжительность жизни у мужчин составила 61,8 года, а у женщин - 74,2. Продолжительность жизни сопряжена с показателем смертности, а уровень смертности в советские годы оставался высоким по сравнению с таковым в западных странах. Во многом это объясняется консервативными принципами социального развития и взаимодействия, в которых во главу угла ставилась материально-техническая модернизация в ущерб социальным преобразованиям. По выражению А.Г. Вишневского, «низкая цена жизни воздействовала на всю систему общественных приоритетов» [1]. В настоящее время уровень смертности составляет 8,5%о. Не лучше обстояли дела с политикой в области рождаемости и отношением к семье. Рождаемость в стране падала, но не за счет относительно мягкой для здоровья женщин контрацептивной революции, как на Западе, а за счет разрешенных абортов, которые пагубно отражались на здо-
’ Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 10-06-00091 а).
ровье женщин. Семейные ценности в России модернизировались также своеобразно. В эпоху модернизации центр тяжести социального контроля над демографическим и семейным поведением людей был перенесен с институционапьно-коллектив-ного на индивидуальный уровень, что произошло и в России. По сути, советская семья раньше других институтов «почувствовала вкус индивидуальной автономии, ощутила необходимость гражданского общества как единственно возможного способа организации частной жизни современного человека» [1]. В результате в 2008 г. на 1000 браков в России приходилось 597 разводов.
В последние годы реализация концепции государственной демографической политики, принятой до 2025 г., привела к некоторым успехам. По существу, общефедеральные мероприятия проводились согласно разработанным программам по национальному проекту «Здоровье», а также подпрограммам «Обеспечение жильем молодых семей» и «Жилье». Однако, как заметила глава Минздравсоц-развития Т. Голикова, все направления Концепции демографической политики, реализованные в первом этапе, были подтверждены, но, «к сожалению, эти направления не дают нам возможности добиться указанных амбициозных показателей, которые стоят в концепции». В частности, согласно концепции с 2013 г. население России должно увеличиваться за счет естественного прироста на 35 тыс. человек, а средняя продолжительность жизни должна возрасти до 71 лет. В связи с этим, на наш взгляд, важно провести анализ территориальной дифференциации в демографическом поведении населения России, а также региональных особенностей демографической политики.
Задачей статьи является анализ степени эффективности действия демографической политики в регионах ПФО с учетом регионального уровня демографического потенциала.
Методика исследования. Под демографическим потенциалом мы понимаем репродуктивные возможности населения, которые детерминируются совокупностью показателей: а) темпами прироста населения; б) коэффициентами демографической нагрузки; в) воспроизводством (общим коэффициентом рождаемости, коэффициентом детской смертности); г) соотношением браков и разводов; д) продолжительностью жизни мужчин и женщин; е) миграционным приростом.
Для оценки демографического потенциала регионов России использовался индексный метод, позволивший провести покомпонентную рейтинговую оценку регионов по восьми вышеуказанным показателям. Расчеты велись по формуле:
где /5,- индекс показателя /-го региона; Э,- показатель /-го региона, 5тах,5т|П-максимальное и минимальное значения
Суммарный показатель демографического потенциала в целом оценивался по формуле:
где / скгу - суммарный индекс демографического потенциала /-го региона; /у, -индекс по У-му показателю для /-го региона; а,- весовой коэффициентУ-го показателя, определенный экспертным путем, т - число индексов.
В дальнейшем анализировались законодательные документы региональных органов власти, связанные с демографической политикой, а также экспертное мнение о ходе демографической модернизации на местах.
Результаты исследования. Суммарный индекс демографического потенциала (ДП) российских регионов позволил выделить 4 типа (табл. 1).
т
Таблица 1
Типология регионов по комплексной величине демографического потенциала
Типы регионов Субъекты России
1 тип - регионы с низким ДП (1-2 единиц) Магаданская область, Чукотский АО
2 тип - регионы с относительно низким ДП (2-3 единицы) Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий АО, Псковская, Смоленская, Мурманская области, Республика Коми
3 тип - регионы со средним ДП (3-4 единицы) Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская Архангельская, Калининградская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская области, Карелия, Ямало-Ненецкий АО, Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Ставропольский край. Башкирия. Марий Эл. Мордовия. Удмуртия. Чувашия. Пермский край. Кировская. Нижегородская. Пензенская. Оренбургская. Самарская. Саратовская. Ульянов-
ская. Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Манскийский АО, Якутия, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области.
4 тип - регионы с относительно высоким ДП (4-5) Республика Алтай. Татарстан. Кабардино-Балкария. Карачаево-Черкесия. Северная Осетия, Дагестан, Краснодарский край, Адыгея, г. Санкт-Петербург, г. Москва, Московская и Белгородская области
5 тип - регионы с высоким ДП (более 5 единиц) Ингушетия и Чеченская Республика
Первый и пятый типы регионов представляют полярные позиции и рассматриваются нами, скорее, как исключительные случаи. Демографические процессы в этих регионах проходят под значительным влиянием региональных социально-культурных, отчасти природных и экономических факторов, на которые местные власти чаще всего не обращают внимания, используя общероссийский инструментарий демографической политики.
В четвертой группе оказались как лидеры российской модернизации - Москва и Санкт-Петербург, так и известные аутсайдеры - Северо-Кавказские республики. В республиках высокие значения демографического потенциала обусловлены высокой рождаемостью, превышающей 20%о, в то время как в среднем по России она чуть более 12%о. Ниже среднероссийского показателя рождаемость наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Белгородской области, республиках Алтай и Татарстан. Гораздо контрастнее выглядят регионы четвертого типа по уровню смертности: самое низкое значение в Санкт-Петербурге -4,5%о при среднероссийском - 8,5%о. Превышение среднероссийского показателя наблюдается в Республике Алтай, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии и Дагестане. Для всех регионов четвертого типа характерен общий прирост населения, который обусловлен как положительным естественным, так и миграционным приростом. При этом миграционная составляющая прироста также способствовала дифференциации регионов. Для Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Карачаево-Черкессии характерна незначительная миграционная убыль населения, а для Москвы и Санкт-Петербурга, Московской области - стабильный миграционный прирост.
Большинство регионов России образует третий тип со средним уровнем демографического потенциала. Как правило, в регионах третьего типа наблюдаются среднероссийские показатели рождаемости, смертности, продолжительности жизни, а также прироста населения. Демографическая модернизация в них происходит по среднему для России сценарию. Учитывая, что статистические показатели не отражают в полной мере причинно-следственные механизмы демографического поведения, требуются качественные исследования, связанные с контент-анализом региональных программных документов, а также опросом экспертов. В третью группу вошли регионы Приволжского федерально-
го округа, за исключением Татарстана (табл. 1). Дальнейшее исследование проводилось по регионам ПФО, в частности, анализировались программные документы региональной демографической политики, а также мнение экспертов с целью определения эффективных инструментов и региональных «изюминок» в ходе решения вопроса демографической модернизации.
Отметим, что региональные документы по осуществлению демографической политики отличаются уровнем и широтой охвата проблемы. Федеральная концепция, а затем и принятая программа демографического развития, действующая в согласии с национальным проектом «Здоровье» и другими федеральными подпрограммами, призванными улучшить условия жизни населения и стимулировать рождаемость, задали общий стиль и конструкцию формирования региональных программ. Довольно мало регионов пошли по пути создания региональных концепций демографической политики, которые должны определять общую идею региональных программ, связанных с улучшением демографической ситуации. Когда речь идет о демографической политике, подразумеваются средне- и долгосрочные работы, направленные на корректировку демографических процессов в регионе, успехи которых будут очевидны не сразу. Однако такой путь был бы наиболее правильным и логичным. Долгосрочные программы были приняты лишь в Башкирии и Татарстане. Большая часть регионов ПФО ограничилась принятием краткосрочных региональных целевых программ по демографическому развитию до 2010 или 2012 гг., лишь в Оренбургской области она принята до 2017 г. Степень вовлеченности региональных властей ПФО в демографическую проблематику демонстрирует табл. 2.
Таблица 2
Особенности осуществления демографической политики в регионах ПФО
Субъекты Программные документы
Башкортостан Концепция демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года и Программа по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан на 2008-2010 годы. Реализация возложена на Министерство здравоохранения и министерство труда Республики Башкортостан
Кировская область ОЦП «Демографическое развитие Кировской области» Создано Управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества
Марий Эл РЦП «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы».
Мордовия Республиканская программа по улучшению демографической ситуации на 2008-2012 гг. Действует Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике
Нижегородская область Областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества населения Нижегородской области» Межведомственное участие
Оренбургская область ОЦП по демографическому развитию области на 2007-2017 гг.
Пензенская область Концепция демографического развития Пензенской области на период до 2010 г.
Пермский край Программа демографического развития Пермского края до 2025 г. Действует функционально-целевой блок «Развитие человеческого потенциала» (межведомственное образование)
Самарская область Концепция демографической политики Самарской области до 2025 г.
Саратовская область План реализации демографической политики в 2003-2004 гг. Мероприятия осуществляются в рамках федеральных целевых программ
Татарстан Комплексная программа демографического развития республики до 2010 г. и на перспективу до 2030 г.
Удмуртия ЦРП демографического развития на 2008-2010 гг.
Ульяновская область Областная целевая программа демографического развития Ульяновской области на 2005-2010 гг.
Чувашия РЦП демографического развития Чувашской Республики на 2008-2010 гг. Действует в рамках Минздравсоцразвития Чувашской Республики
Анализ программных документов и реализации демографической политики в регионах показал следующие общие для большинства регионов проблемные направления работы. В программных документах по демографическому развитию региональные власти ограничились мероприятиями, связанными с федеральными проектами «Здоровье», а также программами «Жилье» и «Молодая семья». Как правило, в целевых региональных программах отсутствует четкое указание направлений работы по улучшению демографической ситуации. Кроме того, сроки принятых регионами целевых программ истекают, а новых программных документов, способствующих улучшению демографической ситуации в регионах согласно второму этапу федеральной концепции демографической политики до 2025 г., не принято. Различаются и масштабы организации ведомственной работы по улучшению демографической ситуации, которые возложены как на Министерства здравоохранения, так и на межведомственные органы.
В целом можно отметить, что в России выделяются две группы регионов: с завершившейся демографической модернизацией, приведшей к формированию нового типа воспроизводства населения, и регионы с незавершившей-ся демографической модернизацией.
Для северокавказских республик все еще характерны патриархальные большие семьи. Сохраняют свое значение экономический и социальный факторы, которые стимулируют рождаемость, ведь большая семья на Северном Кавказе является признаком социального благополучия и достатка.
Что касается регионов первого и второго типа, это регионы с сохраняющейся довольно высокой миграционной убылью населения, которая определяет низкий демографический потенциал, в свою очередь, влияя на все его компоненты. Географически это удаленные, в основном, дальневосточные регионы. В эту же группу попали Смоленская и Псковская области, в которых депопуляция населения носит наиболее глубокий характер. Объясняется это, в том числе, соседством с федеральными центрами - Москвой и Санкт-Петер-бургом, продолжающими «выкачивать» людские ресурсы.
Анализ осуществления демографической политики в регионах ПФО выявил проблемные моменты, связанные с межведомственным характером мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации. Оценка эффективности проведения этих мероприятий требует отдельного социологического исследования.
Литература
1. Вишневский А.Г. Избранные демографические труды: в 2 т. Т. 2. Экономическая демография. Анализ демографических процессов / А.Г. Вишневский. М.: Наука, 2005. С. 113-115.
2. Регионы России. Основные социально-экономические показатели субъектов Российской Федерации. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. 575 с.
3. www.rost.ru - Концепция демографической политики России до 2025 года.
4. www.bashkortostan.ru/news/ - М.Г. Рахимов утвердил Концепцию демографической политики Республики Башкортостан до 2025 года.
5. www.ako.kirov.ru/social/trud/demogr.php - ОЦП «Демографическое развитие Кировской области».
6. www.gossov.tatarstan.ru/evenrs1/prezident - Комплексная программа демографического развития Татарстана до 2010 года и на перспективу до 2030 года.
7. www.protown.ru - Сохранение демографического и социального капитала Республики Мордовия.
8. www.gov.cap.ru - Государственная политика, направленная на сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения Чувашской Республики.
9. no-korrupcia.livejournal.com - РЦП «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы».
10. www.garant.ru>yflMypTCKafl Республика - ЦРП демографического развития на 2008-2010 годы.
ТРИФОНОВА ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА - кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TRIFONOVA ZOYA ALEKSEEVNA - candidate of geographical sciences, associate professor of Economic and Social Geography Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ. См. с. 350.
ДАВЫДОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА - аспирант кафедры экономической и социальной географии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DAVYDOVA TATYANA ANATOLEVNA - post-graduate student of Economic and Social Geography Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
РОСТОВЦЕВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА - ассистент кафедры экономической и социальной географии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ROSTOVTSEVA MARIYA MIKHAILOVNA - assistant of Economic and Social Geography Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 338.2
H.B. ТУМАЛАНОВ
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Ключевые слова: эволюция предпринимательства, типы предпринимательства, условия развития, роль капитала, доминирование корпоративной системы.
Выделены основные особенности эволюции предпринимательства. Выявлены внутренние мотивы, внешние условия развития предпринимательства. Охарактеризована роль в нем корпоративной системы в современной экономике.
N.V. TUMALANOV BUSINESS EVOLUTION AND HIR ROLE IN MODERN ECONOMY
Keywords: business evolution; business types; development conditions; a capital role; domination of corporate system.
The basic features of evolution of business are allocated. Internal motives, external conditions of development of business are revealed. The role in him of corporate system in modern economy is characterized.
В традиционной экономической литературе в трактовке предпринимательства и условий его развития существуют некая последовательность и преемственность. В. Зомбарт понятие «предприятие» трактовал как «...всякое существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчиненных одной воле» [2, с. 45]. Сущность и феномен предпринимательства он рассматривает преимущественно с исторической точки зрения. Выделяет шесть типов предпринимателей: разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы, ремесленники. В. Зомбарт предлагал свою версию первичной сущности предпринимательства: жажда золота, денег и наживы, которая постепенно, но часто и внезапно охватывает значительную часть общества.
А. Маршалл к классу предпринимателей относил менеджеров в достаточно широком понимании этого слова. Он делил предпринимателей на две категории: «тех, кто открывает новые и улучшенные методы хозяйствования, и тех, кто следует проторенными путями» [6, с. 6]. Тем не менее предприниматель А. Маршалл действует преимущественно в рамках обычного воспроизводственного кругооборота, и характер его деятельности, как правило, меняется лишь в связи с расширением масштабов производства на предприятии. Кроме того, он выделял предпринимателей, которые работают с заемным капиталом. Деятельность представителей этой группы значительно более напряженная и, очевидно, эффективнее, чем утех, кто не прибегает к кредитам.
И. Шумпетер в рамках теории развития к категории предпринимателя относит исключительно экономически активного индивидуума, осуществляющего новые комбинации в ходе воспроизводственного процесса при переходе экономики на новую траекторию кругооборота, когда народное хозяйство резко меняет собственные характеристики по эндогенным предпосылкам [9, гл. 2]. Именно тогда на ведущие роли в хозяйственной жизни выходят личности, подобные Р. Аркрайту, Г. Форду, П. Гейтсу
Однако в экономической теории и доныне не устоялись единые критерии классификации предпринимательства. Можно предложить три таких критерия: а) об-