ДЕМОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МИГРАЦИИ ИЗ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Топилина А. В.,
Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: spring6@yandex.ru
DOI: 10.19181/demis.2021.1.3.3
Для цитирования: Топилина А.В. Демографический и экономический потенциал миграции из стран Латинской Америки // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 3. С. 23-36. DOI: 10.1918l/demis.2021.1.3.3
Аннотация. В статье рассматривается демографический и экономический потенциал организации нового миграционного потока из стран Латинской Америки в Россию. В условиях демографического кризиса, в котором находится Россия, и низкой фертильности российских женщин, ученые видят миграцию, как единственный способ сохранить и увеличить численность населения Российской Федерации. Однако качество и уровень миграции, существующей сегодня в России, представляются проблемными. Мигранты из бывших республик СССР образуют этнические анклавы, не желают ассимилироваться, наносят ущерб экономике России за счет вывода средств за пределы РФ. В этих условиях автором предлагается организовать безвозвратную миграцию из стран Латинской Америки, которая решит демографическую проблему за счет натурализации ментально близких россиянам латиноамериканцев и стабилизирует экономику России за счет притока рабочих рук, а также значительного снижения переводов денег за границу в силу низкого курса рубля по отношению к доллару и, в связи с этим, непривлекательностью России как донора материальных средств. В то же время организация данного миграционного потока «разгрузит» регион. Россия примет мигрантов, которые желают покинуть свои страны, находящиеся в политическом и экономическом кризисе, но въезд которых на территорию соседних государств и в США затруднен. Организация данного миграционного потока также поможет Российской Федерации получить геополитических партнеров в проблемном регионе. Автор рассматривает все положительные и отрицательные стороны организации такого потока миграции, представляет прикладные технологии организации миграции из Латинской Америки. Автором используются статистические материалы, данные научных исследований и публикации в СМИ, отражающие содержание изучаемых проблем. Материал данной статьи является проектом, организация которого потребует дальнейшего изучения и значительных методических усилий. Предложенная концепция организации безвозвратной миграции из стран Латинской Америки может стать выходом из сложившегося и в России, и в латиноамериканских странах комплексного кризиса.
Ключевые слова: миграция, Латинская Америка, ассимиляция, демографический кризис, безвозвратная миграция, миграционный поток.
Введение
Сегодня мир находится в состоянии комплексного кризиса. Для России настоящий кризис осложнен специфическими факторами - за несколько лет до пандемии полуостров Крым вошел в состав Российской Федерации, что спровоцировало шквал санкций, сказавшихся на всех сферах жизни россиян. Следствием этих санкций стало падение уровня жизни, снижение рождаемости, а с введением на территории РФ ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, - и отток мигрантов, компенсирующих недостаток россиян в экономике и демографии.
В данной статье мы предлагаем проанализировать потенциал организации миграционного потока из стран Латинской Америки. Методология, используемая в исследовании, опирается, прежде всего, на методы статистического анализа, индукции, сравнения и абстрактного моделирования.
Обзор научной литературы. Методы исследования и источники информации
Степень изученности проблемы исследования может быть представлена тремя группами источников.
Первая группа представляет собой статистические исследования, проведенные ООН и Росстатом, касающиеся демографических прогнозов для населения России. На основе полученных результатов делается вывод о необратимости негативного демографического прогноза и, как следствие, о необходимости компенсации убыли населения РФ при помощи мигрантов. При работе с данными источниками используется метод статистического анализа.
Вторая группа источников включает литературу, касающуюся демографической ситуации в России, а также состояния миграции в стране. Приводятся выводы, полученные на основе изучения работ С. В. Захарова и С. В. Рязанцева, в также данные о миграции и ее экономических последствиях, приведенные в ведущем отечественном журнале «Демоскоп Weekly» и публикациях в отечественных СМИ. Опираясь на указанные исследования, автор анализирует ситуацию, сложившуюся в настоящее время в миграционной сфере и делает вывод о том, что потоки миграции из Средней Азии, превалирующие в России на сегодняшний день, недостаточно эффективны и, что намного важнее, имеют негативные последствия для РФ из-за вывода значительных сумм за ее пределы, а также низкого уровня ассимиляции мигрантов из стран Средней Азии.
Третья группа источников представляет собой работы, касающиеся демографического кризиса в Латинской Америке. Ввиду узости темы на данный момент не существует большого количества отечественных исследований по этому вопросу. Автор опирается на статью О. Г. Леоновой о миграционном кризисе в Латинской Америке, опубликованную в журнале «Iberoamerica», а также на работы зарубежных авторов, представленные журналом «World Politics Review», и данные, содержащиеся в докладе для агентства Reuters. Следует отметить работы - М. Чарльз, А. Молони, К. Уэйд.
Методы, используемые при работе со второй и третьей группой источников, -это классификация, анализ, индукция и обобщение. Автор анализирует полученную информацию, классифицирует данные, подвергает их индукции и обобщению и, в конечном счете, делает выводы и предположения.
Таким образом, достаточно разработанными являются только отдельные направления исследования, представляющие собой опорные точки для моделирования. Проблема, исследуемая автором, в такой формулировке представлена впервые, что означает малую степень ее разработанности. Это говорит о высоком уровне новизны исследования.
Исходя из данных, полученных в результате анализа литературы, делается предположение о взаимной выгодности организации миграционного потока из стран Латинской Америки в Российскую Федерацию. В данном разделе автор прибегает к методам абстрактного моделирования, сравнения и индукции, рассматривая возможные механизмы организации миграции и их последствия.
Демографическая ситуация в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации сложилась очень сложная демографическая ситуация. Естественная убыль, несмотря на федеральные программы, проводимые Правительством, не превращается в естественный прирост. После кратковременной положительной динамики прироста населения в 2011-2012 гг. произо-
демография зарубежных стран • demographics of foreign countries
шло возвращение тенденции к депопуляции. Существует значительная вероятность того, что данная отрицательная динамика будет сохраняться, став демографическим трендом России.
Численность населения формируется за счет двух составляющих: естественного прироста, убыли и миграции. Соотношение этих двух факторов может быть различным, но задачей любого государства является сохранение или увеличение численности населения. Это вопрос, прежде всего, национальной безопасности, поддержания экономической стабильности и, как следствие, участия государства в политическом процессе.
В последние пять лет демографическая ситуация стала резко ухудшаться. Если в 2014 г. было рождено 1,94 миллиона детей, то в 2019 г. - всего 1,48 миллиона, что составляет разницу почти в полмиллиона. Ежегодная отрицательная динамика прироста населения является показателем неэффективности мер по поддержанию рождаемости, а также кризиса экономики. Резкое падение рождаемости началось после введения санкций в отношении России вследствие присоединения Крыма. В 2015 г. родилось 1940579 чел., в 2016 г. - 1888729 чел., в 2017 г.- 1690307 чел., в 2018 г. -1604344 чел. В 2019 г. наблюдалась незначительная положительная динамика: число родившихся составило 1648954 чел., таким образом, естественный прирост составил всего -213594 чел. против -224566 чел. в 2018 г. Однако это кратковременное незначительное улучшение сошло на «нет» в 2020 г. За первые шесть месяцев 2020 г. в России родилось на 38,7 тыс. детей (что на 5,4%) меньше, чем за аналогичный период 2019 г., в то время как смертность, напротив, выросла на 28 тыс. (что на 3,1% больше) человек.1 В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, растет число отложенных беременностей и увеличивается смертность, что продолжает осложнять демографическую ситуацию.
Вторая составляющая численности населения, миграционный поток, который до 2017 г. компенсировал естественную убыль, сохраняя население России на стабильном уровне, стал иссякать с 2018 г. Это связано с ужесточением миграционной политики, с одной стороны, и с потерей Российской Федерацией миграционной привлекательности - с другой. Экономический кризис, санкции, снижение курса рубля - все эти факторы лишают Россию значительного числа потенциальных мигрантов. Экстраординарная ситуация с пандемией COVID-l9 увеличивает пессимистические прогнозы. Из-за ограничений, связанных с пандемией, экономика России замедлилась, миграционные потоки приостановились, невыгодный курс рубля заставил мигрантов перенаправить свой интерес на другие страны. В 2020 г. ситуация усугубилась закрытием границ. По данным Росстата, в первом полугодии 2020 г. миграционный приток составил лишь 48,8 тыс. чел., а в аналогичный период 2019 г. -134 тыс. чел.2
Таким образом, демографическая ситуация на данный момент представляется исключительно сложной. Росстат представил варианты прогноза изменения численности населения на ближайшие 15 лет. В низком варианте прогноза Российская Федерация потеряет 12 млн чел. (8,3%), в среднем варианте потери составят 365 тыс. чел. (2,5%), и высокий прогноз дает оптимистичную цифру в 324 тыс. чел. (2,2%) прироста
1 Росстат [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 10.10.202).
2 Там же.
населения. Однако во всех вариантах прогнозов мы можем наблюдать отрицательную динамику естественного прироста населения.3
Таблица 1
Изменение численности населения по вариантам прогноза (тысяч чел.)
Table 1
Population change by forecast options (thousands of pers.)
Годы Низкий вариант прогноза Средний вариант прогноза Высокий вариант прогноза
Население на начало года Изменения за год Население на начало года Изменения за год Население на начало года Изменения за год
Общий прирост Естест венный прирост Миграционный прирост Общий прирост Естественный прирост Миграционный прирост Общий прирост Естест-венный прирост Миграционный прирост
2021 146412,8 -424,2 -554,1 129,9 146650,1 -113,2 -374,9 261,7 146888,2 190,6 -156,1 346,7
2022 145988,6 -567,9 -662,9 95,0 146536,9 -164,5 -423,4 258,9 147078,8 203,1 -148,7 351,8
2023 145420,7 -657,0 -724,6 67,6 146372,4 -236,5 -493,2 256,7 147281,9 163,0 -192,8 355,8
2024 144763,7 -731,5 -776,6 45,1 146135,9 -277,6 -532,5 254,9 147444,9 137,5 -221,3 358,8
2025 144032,2 -788,2 -823,5 35,3 145858,3 -318,8 -572,2 253,4 147582,4 131,4 -230,4 361,8
2026 143244,0 -831,7 -859,9 28,2 145539,5 -328,6 -583,2 254,6 147713,8 132,4 -232,3 364,7
2027 142412,3 -856,6 -883,5 26,9 145210,9 -328,0 -583,5 255,5 147846,2 144,3 -223,5 367,8
2028 141555,7 -876,2 -901,6 25,4 144882,9 -313,8 -570,4 256,6 147990,5 169,2 -201,5 370,7
2029 140679,5 -892,0 -916,1 24,1 144569,1 -295,1 -552,5 257,4 148159,7 201,3 -172,6 373,9
2030 139787,5 -904,1 -926,7 22,6 144274,0 -276,8 -535,3 258,5 148361,0 227,6 -149,2 376,8
2031 138883,4 -915,1 -936,3 21,2 143997,2 -257,3 -516,8 259,5 148588,6 250,9 -127,8 378,7
2032 137968,3 -920,6 -940,5 19,9 143739,9 -233,2 -493,7 260,5 148839,5 277,2 -103,5 380,7
2033 137047,7 -922,8 -941,3 18,5 143506,7 -205,3 -466,7 261,4 149116,7 306,7 -76,1 382,8
2034 136124,9 -923,2 -940,2 17,0 143301,4 -173,2 -435,6 262,4 149423,4 337,4 -47,4 384,8
2035 135201,7 -924,5 -940,2 15,7 143128,2 -134,9 -398,5 263,6 149760,8 365,5 -21,3 386,8
2036 134277,2 142993,3 150126,3
Исследования состояния семьи и фертильности российских женщин не позволяют делать положительных прогнозов. Согласно данным демографического прогноза ООН 2019 г., общий коэффициент рождаемости в России с 2020 до 2100 гг. будет находиться в диапазоне от 1,82 до 1,84 рождений на одну женщину4. Для естественного прироста необходимо, чтобы фертильность женщин составляла 2,1 ребенка на одну женщину.
Таким образом, складывается тенденция, в которой население Российской Федерации не может самовоспроизводиться собственными силами. В такой ситуации только грамотная организация миграционной политики может позволить сохранить или увеличить численность населения РФ. Сегодня демографы практически единодушны во мнении, что только масштабная миграция может улучшить демографическую ситуацию в России. Однако в современных реалиях является большим вопросом, насколько вероятно возобновление традиционных потоков миграции после окончания пандемии.
3 Изменение численности населения по вариантам прогноза [сайт]. URL: https://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/demo/progn1.htm (дата обращения 12.05.2021).
4 Сайт ООН. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Динамика численности населения. URL: https://population.un.org/wpp/DataQuery/
демография зарубежных стран • demographícs of foreígn countríes
Миграционный кризис в Латинской Америке
Ведущий российский специалист в области демографии и миграции населения доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН С. В. Рязан-цев указывает на иммиграцию как на «подушку демографической безопасности» России [Рязанцев, 2019]. Внешняя миграция, действительно, является единственной надежной альтернативой естественному приросту. В настоящее время налажены миграционные потоки из бывших союзных республик и других соседних государств с нестабильной экономической и политической системой. Однако еще перед закрытием границ, вызванным распространением новой коронавирусной инфекции, поток мигрантов из бывших союзных республик стал снижаться вследствие ухудшения экономической ситуации в Российской Федерации. Остается только предполагать, будет ли возобновлен миграционный поток из этих регионов в прежнем объеме после окончания пандемии, или потенциальные мигранты выберут другие направления миграции. К примеру, в настоящее время Турция прилагает немалые усилия для привлечения мигрантов из Средней Азии, обещая им привилегии при переселении в Турцию. В связи с этим Российской Федерации необходимо искать альтернативные страны-доноры, способные наладить стабильные миграционные потоки.
Мы предлагаем обратить внимание на регион, географически более удаленный, однако не менее перспективный с точки зрения восполнения демографических ресурсов Российской Федерации - Латинскую Америку.
Несомненно, все страны Латинской Америки содержательно очень различаются: они имеют различные экономические и политические системы, разные достижения и проблемы. На сегодняшний день население только четырех стран Центральной Америки, как нам представляется, может быть заинтересовано в иммиграции в Россию.
К 2019 г., до начала пандемии COVID-19, в Латинской Америке существовал беспрецедентный миграционный кризис. В условиях эпидемии можно было бы ожидать снижения объемов миграционных потоков, однако, напротив, нелегальные каналы перевозки людей стали работать в условиях безработицы и массового исхода населения, вызванных карантином, более интенсивно. Очевидно, что страны-реципиенты, и до пандемии встревоженные уровнем миграции, начнут вводить ограничительные меры, и потокам миграции понадобятся новые направления.
Миграционный кризис в Латинской Америке локализован в трех зонах: Центральноамериканский Северный Треугольник, Никарагуа и Венесуэла. Каждая из этих зон имеет специфические причины для исхода населения и уникальные маршруты миграции. Каждый их этих миграционных потоков не связан с другими, и только случайное совпадение во времени трех потоков миграции с настолько большой плотностью дает в сумме миграцию такого масштаба, который провоцирует кризис во всем регионе.
Центральноамериканский Северный Треугольник также называют Центральноамериканским Треугольником насилия. Страны, составляющие этот треугольник -Сальвадор, Гондурас и Гватемала, имеют самые высокие показатели насилия во всем полушарии. Число убийств в Северном треугольнике значительно превышает уровень, который определен Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) как эпидемия убийств (10 убийств на 100 тысяч жителей). В частности, число убийств в Сальвадоре в 2017 г. составило 81,2 на 100 тыс. чел., в Гондурасе - 59,1, а в Гватемале - 27,3 соответственно. В других странах Латинской Америки, например, в Венесу-
эле и Ямайке, количество убийств составляет около 5o случаев на loo тыс. жителей. Только в октябре 2ol7 г. в Сальвадоре за 72 часа было убито 76 чел.5 За последние годы 5oo тыс. сальвадорцев были вынуждены покинуть свои дома из-за угрозы насилия и невозможности жить в постоянном страхе. В некоторых городах целые кварталы были опустошены6. Несмотря на все сказанное, плотность населения в этой стране продолжает оставаться чрезвычайно высокой: на территории, немногим меньше Республики Крым, проживает почти 6 млн чел. (для сравнения, в Республике Крым живет лишь около 2 млн чел.). Отсутствие возможностей для работы и постоянная угроза жизни провоцируют ежедневное увеличение количества эмигрантов. Почти аналогичная ситуация складывается в других странах Центральноамериканского Северного Треугольника.
Поток мигрантов из этого региона устремлен на север. Ежегодно десятки тысяч мигрантов пересекают границу с Мексикой, направляясь в США. К 2ol7 г. число мигрантов из Северного Треугольника на территории США достигло трех миллионов. Это породило популистские меры, предпринятые Д. Трампом и направленные на сокращение числа мигрантов из Латинской Америки.
Избрание президентом США Дж. Байдена, реализующего либеральную миграционную политику, поставило регион перед новым миграционным кризисом. С начала 2o2l г. мексиканскую границу пересекают около l5o тыс. латиноамериканских мигрантов ежемесячно. Люди, прибывающие из всех латиноамериканских стран, скапливаются у границы США в г. Тихуане, чтобы ждать своей очереди на переправу в страну с помощью «койотов» - проводников, помогающих нелегалам. При этом с каждого нелегального мигранта «койоты» берут плату за пересечение американской границы в размере lo тыс. долл. США. Южные штаты Америки уже наполнены мигрантами более чем наполовину, что создает серьезные проблемы для местного населения.7 Вторая зона локализации миграционного кризиса - Республика Никарагуа. В 2ol8 г. эта страна оказалась на грани гражданской войны, вызванной экономическими реформами, предложенными правительством Д. Ортеги.8 В апреле 2ol8 г. начались протесты против режима президента, которые затем переросли в кровавые конфронтации с полицией, в результате чего погибло более трехсот человек.9 Правительство приняло жесткую политику репрессий против оппозиции, вынудив десятки тысяч никарагуанцев, в основном студентов, практически бежать от насилия
5 Wade Christine. Trump's Restrictions on Central Americans Seeking Asylum Could Destabilize the Region. World Politics Review. October 26, 2017. [site] URL: https://www.worldpoliticsreview.com/ articles/23455/trump-s-restrictions-oncentral-americans-seeking-asylum-could-destabilize-the-region (accessed 17.07.2019).
6 Wade Christine. The U.S. Contributed to Central America's Migrant Crisis. It Must Help Fix It. World Politics Review. November, 13, 2018. [site] URL: https://www.worldpoliticsreview.com/articles/26734/the-u-scontributed-to-central-america-s-migrant-crisis-it-must-help-fix-it (accessed 17.07.2019).
7 «Мы к дедушке Джо!» Тысячи нелегалов каждый день прорываются в США. Как Америка переживает острейший миграционный кризис? // Lenta.ru Интернет-издание. 19.06.2021. URL: https:// lenta.ru/articles/2021/06/19/south_border/?from=RCM-22DC (дата обращения 20.06.2021).
8 A Persistent Crisis in Central America. The Editors. World Politics Review. June 12, 2019. [site] URL: https://www.worldpoliticsreview.com/insights/27939/a-persistent-crisis-incentral-america (accessed 17.07.2019).
9 Moloney Anastasia. Latin America grapples with migrant exodus that looks set to worsen in 2019. Reuters. December 27, 2018. [site] URL: https://www.reuters.com/article/us-latam-immigration-forecast-analysis/latinamerica-grapples-with-migrant-exodus-that-looks-set-to-worsen-in-2019-idUSKCN1OQ0DO (accessed 26.06.2019).
демография зарубежных стран • demography of foreign countries
и репрессий в соседнюю Республику - Коста-Рику. В результате этой волны миграции на сегодняшний день в Коста-Рике соотношение костариканцев и никарагуанцев составляет 10:1. Экономика Коста-Рики, и до 2018 г. достаточно слаборазвитая, получила огромный дефицит бюджета, т. к. резкий рост иммигрантов истощает ресурсы этого небольшого государства. Таким образом, Коста-Рика также оказывается в зоне политической и экономической нестабильности.
Третья зона миграционного кризиса - Венесуэла. Экономика страны находится на грани краха. Согласно прогнозам, инфляция в этой стране может приобрести беспрецедентный размах от 1000000% до 10000000%, что станет абсолютным мировым рекордом. Это порождает также политические проблемы. Как следствие, в среднем только за последние три года уже 10% граждан Венесуэлы покинули свою страну. По данным на 2019 г., миллион из них находится в Колумбии, 500 тысяч в Перу, 222 тысячи в Эквадоре, 130 тысяч в Аргентине и 85 тысяч в Бразилии, десятки тысяч живут в странах Карибского бассейна10. Однако, как нам видится, организация миграции из Венесуэлы бесперспективна, так как венесуэльцы предпочитают мигрировать в соседние экономически более развитые страны Южной Америки.
Миграционный кризис в Латинской Америке имеет как сходство с аналогичными процессами в других регионах мира, так и уникальные черты. Общие причины, которые становятся катализатором миграции, - это сложная экономическая ситуация, отсутствие перспектив в жизни, безработица, бедность, отсутствие доступа к медицинской помощи, низкий уровень образования и т. д.
Специфические только для стран Центральной Америки причины, побудившие массовую миграцию, это - насилие, нарушения прав человека, незаконный оборот наркотиков. Насилие является одной из основных причин эмиграции из стран Северного Треугольника Центральной Америки. Ситуация с организованной преступностью остается довольно сложной. Волна убийств мирного населения захлестнула Латинскую Америку, ставшую самым опасным континентом в мире. Нарушения прав человека и коррупция являются еще одним фактором, заставляющим людей покидать свои страны. Коррупция часто связана с преступными картелями, участвующими в торговле наркотиками. Политические системы страдают от практики взяточничества, которая сохраняется, несмотря на протесты граждан и усилия отдельных гражданских лидеров11. В некоторых регионах Центральной Америки 95% преступлений остаются безнаказанными12. Еще одним фактором, провоцирующим эмиграцию, является незаконный оборот наркотиков. В большинстве случаев насилие в латиноамериканских городах связано с незаконным оборотом наркотиков, поскольку объемы производства кокаина в Колумбии растут (с 2013 по 2017 гг. его производство почти утроилось).
10 Moloney Anastasia. Latin America grapples with migrant exodus that looks set to worsen in 2019. Reuters. December 27, 2018. [site] URL: https://www.reuters.com/article/us-latam-immigration-forecast-analysis/latinamerica-grapples-with-migrant-exodus-that-looks-set-to-worsen-in-2019-idUSKCN1OQ0DO (accessed 26.06.2019).
11 A Persistent Crisis in Central America. The Editors. World Politics Review. June 12, 2019. [site] URL: https://www.worldpoliticsreview.com/insights/27939/a-persistent-crisis-incentral-america (accessed 17.07.2019).
12 Charles, Mathew. A Split Emerges in Latin America Over How to Deal With Rising Violence. World Politics Review. January 8, 2019. [site] URL: https://www.worldpoliticsreview.com/articles/27122/a-split-emerges-inlatin-america-over-how-to-deal-with-rising-violence (accessed 26.06.2019).
Учитывая экономическое состояние стран-реципиентов, довольно скоро Центральная Америка окажется в ситуации, когда десятки и сотни тысяч трудоспособных людей детородного возраста очутятся на улицах городов, не имея средств к существованию, что в свою очередь будет порождать новые волны миграции, которые будут локализоваться в пределах одного региона, продолжая дестабилизировать ситуацию.
Взаимная привлекательность миграции из Латинской Америки в Россию
Очевидно, что иммиграция из стран Латинской, и особенно Центральной Америки будет продолжаться. В таких условиях мы предлагаем организовать новый взаимовыгодный поток миграции - из Латинской Америки в Россию, в которой усугубляется демографический кризис.
Необходимо проанализировать факторы, которые могут позитивно или негативно отразиться на обоих участниках данного миграционного потока.
В чем состоит привлекательность мигрантов из Латинской Америки для Российской Федерации?
Во-первых, фертильность. В отличие от россиянок, которые по самым оптимистичным прогнозам не готовы рожать больше 1,84 ребенка, латиноамериканки довольно чадолюбивы: фертильность сальвадорок составляет 2,09 рождений, гонду-расок- 3,2 рождений, гватемалок - 2,74 рождений, никарагуанок - 2,5 рождений. Учитывая, что латиноамериканские женщины имеют такие показатели в условиях экономической и политической нестабильности, можно предположить, что их фер-тильность в благополучных условиях вырастет.
Во-вторых, христианство. Не стоит преуменьшать роль культурного фактора при адаптации мигрантов в принимающем сообществе. Христиане, пусть даже католики, в стране, имеющей в основе своей культуры также христианские и консервативные ценности, будут адаптироваться быстрее, чем представители других конфессий. Уровень адаптации мигрантов является одной из важных составляющих формирования их правосознания и, как следствие, позволяет снижать криминогенный потенциал мигрантского сообщества.
В-третьих, желание работать. Как показывают наблюдения, в миграции участвуют люди, которые имеют высокую мотивацию и настроены на достижение результата собственным трудом. Мигранты будут способствовать развитию экономического потенциала России. Не будем забывать, что Российская Федерация не поощряет программы экономической поддержки мигрантов, поэтому наличие работы является единственным условием существования любого человека, желающего жить на территории нашей страны. По подсчетам, на 2018 г. в Российской Федерации приблизительно 82 млн чел. из 146 млн находились в трудоспособном возрасте, но реально осуществляющих трудовую деятельность было и остается намного меньше. Трудоспособным возраст в РФ считается с 16 лет, однако значительная часть молодых людей стремится окончить школу и получить высшее образование, прежде чем начинать трудовую деятельность. Таким образом, эта часть населения выпадает из общего числа занятых. Кроме того, инвалиды и работающие нелегально граждане также являются группой населения, которая не участвует в формировании бюджета посредством уплаты налогов. В конце 2020 н. число работающих россиян составляло всего 70,77 млн чел13. Таким образом, привлечение и легализация трудоспособного населе-
13 «Ведомости»: число работающих россиян достигло минимума с 2011 года // Российская газета. URL: https://tvk6.ru/publications/news/56101(дата обращения 20.06.2021).
демография зарубежных стран • demographícs of foreígn countríes
ния позволят увеличить налоговые выплаты в бюджет. Представляется возможным привлекать крестьян из Латинской Америки в Краснодарский край, где традиционно мигранты задействованы в сельскохозяйственных работах. Однако такая структура занятости имеет сезонный характер, и это значит, что в осенне-зимний период необходимо обеспечить занятость мигрантов в другом секторе экономики, предлагать им возможность осваивать рабочие специальности и приобретать новые профессии.
Итак, чем привлекательна Россия для представителей Латинской Америки? Во-первых, экономической стабильностью. Для представителей стран со слаборазвитой экономикой экономическая стабильность, даже с относительно невысоким уровнем дохода, может быть серьезным аргументом. Обычно мигранты из Центральной Америки стремятся уехать в США или другие экономически развитые страны, предполагая, что часть заработанного дохода они будут отправлять родственникам, оставшимся на родине. В этом смысле Россия не представляет для них интереса, так же, как подобная трудовая миграция, когда часть капитала будет выводиться за пределы страны, невыгодна России. Так, по данным Центробанка, в 2019 г. физические лица отправили в страны ближнего зарубежья почти 13 млрд долл. денежных переводов14. Это наносит значительный ущерб российской экономике. Нам представляется, что организация безвозвратной миграции, при которой граждане других государств захотят привезти в Россию всю свою семью, здесь жить, работать и рожать детей, а не выводить из нее капитал, является более перспективной для обеих сторон.
В-вторых, фактор безопасного проживания в другом государстве. Современные россияне, сами того не подозревая, живут в очень безопасной стране. Мы не боимся выходить из дома в любое время суток, мы не видим вооруженных людей на улицах и не слышим стрельбу на перекрестке. Полицейские и военные могут идти по городу в униформе, не опасаясь быть убитыми в первые пять минут своего появления. В Центральноамериканском Северном Треугольнике ситуация прямо противоположная. Уровень организованной преступности, к примеру, в Сальвадоре, настолько высок, что на одного преступника приходится 100 мирных сальвадорцев. Полицейские и военные вынуждены скрывать свою профессию, потому что вооруженные бандиты ведут охоту за представителями власти. Подростков насильно вербуют в банды, поэтому простая возможность спокойно ходить по улицам и вырастить детей, не опасаясь увидеть их в тюрьме или в морге, может стать важнейшим аргументом при принятии решения об миграции в Россию.
В-третьих, доступность образования. Конституцией России закреплено всеобщее обязательное образование для граждан Российской Федерации. Уровень грамотности взрослого населения в РФ - 99,8%, в то время, как в странах Центральной Америки данный показатель колеблется в пределах 80%. Возможность получения бесплатного общего образования в России также является достаточно привлекательной возможностью для латиноамериканцев.
В-четвертых, государственные программы поддержки. В России существует широкий спектр государственных программ, направленных на поддержку слабо-защищенных групп населения, ипотечные программы, программы, направленные на повышение рождаемости и т. п. Само существование таких программ мигрантам из стран Центральной Америки покажется чудом. Экономика и государственный сектор в рассматриваемых странах оставляют население на грани выживания.
14 Сколько денег выводят из России трудовые мигранты // Электронное издание. URL: https:// journal.tinkoff.ru/perevod-stat/ (дата обращения 20.06.2021).
Таким образом, при организации миграционного потока из Центральной Америки в Россию мы видим выгоды для обеих сторон. С одной стороны, Россия получит новых трудоспособных и фертильных граждан, что позволит в перспективе улучшить экономику и обеспечить национальную безопасность. С другой стороны, страны Центральной Америки в любом случае теряли этих мигрантов, но, оседая в соседних слаборазвитых странах, мигранты только ухудшали экономическую и политическую ситуацию. Миграция в Россию позволит «разгрузить» эту область, и, что самое важное, Россия получит лояльный геополитический регион недалеко от США.
Такая стратегическая задача привлечения политически лояльных партнеров в Латинской Америке осознавалась руководством нашей страны на протяжении всего XX в. «Холодная» война замедлилась, но противостояние между двумя сверхдержавами продолжается, в связи с чем России необходимы новые геополитические партнеры.
Несомненно, возникает вопрос об угрозе национальной безопасности, связанной с прибытием большого числа мигрантов из неблагополучного региона. Но, во-первых, мигрируют в основном те жители Центральной Америки, которые хотят скрыться от насилия и нестабильности и организовать свою жизнь в пределах социально приемлемых моделей. И во-вторых, привычные формы преступности - наркотрафик, торговлю людьми, грабежи - невозможно осуществлять в межконтинентальных масштабах. Центральноамериканские преступники, живущие благодаря транзиту наркотиков из Колумбии в США и сопутствующим преступлениям, не будут иметь возможности вести криминальную деятельность в государстве с таким высоким уровнем национальной безопасности, каким является Россия. И, если быть откровенными, преступники могут приезжать в Россию с равным успехом из бывших союзных республик. На этот случай в нашей стране существует разветвленная система эффективно работающих правоохранительных органов.
Организация миграционного потока из Латинской Америки
При организации миграционного потока из стран Центральной Америки необходимо осуществить ряд задач:
1. Популяризация имиджа России. Население стран указанного региона либо не знает о России ничего, либо имеет негативную информацию, которая тиражируется западными СМИ. Поставка в страны Латинской Америки российских фильмов, пророссийская пропаганда, тиражирование позитивной информации о жизни в России создадут положительный запрос на миграцию. Латиноамериканские студенты, проходящие обучение в Российской Федерации, подтверждают, что проблема России - в первую очередь в негативном имидже. Антироссийская пропаганда, существующая как внутри страны, так и за ее пределами, распространяет информацию о России как о мировом агрессоре, холодной и жестокой стране. На проверку же оказывается, что Россия - страна очень спокойная и безопасная, миролюбивая, но сильная. Этой информации не хватает иностранным обывателям.
2. Изучение русского языка. Русский язык - второй в мире по сложности. Изучение языка и уровень владения им зачастую становятся препятствием для миграции. Необходимо организовать вечерние курсы по изучению русского языка в столицах указанных государств. Люди с высокой мотивацией к миграции будут иметь возможность сертифицироваться по русскому языку в стране проживания, что позволит им начать трудовую деятельность сразу по приезду в Россию и значительно облегчит адаптацию.
В данный момент в странах Латинской Америки работают Русские Центры, популяризирующие русский язык и русскую культуру в рамках деятельности фонда «Русский мир». Русские центры работают либо при университетах (например, в Никарагуа Русский Центр осуществляет свою деятельность в университете Манагуа), либо при посольствах РФ. Нам представляется перспективным организовать бесплатные курсы русского языка для всех желающих, параллельно предлагая программы трудовой и студенческой миграции. На Русских Центрах также лежит задача по популяризации России и улучшению ее имиджа. В результате мероприятий, проводимых Русскими Центрами, иностранцы узнают больше положительной информации о России и русской культуре, они смогут убедиться, что Россия не представляет собой мирового агрессора, как это пишут проамериканские СМИ, а является сегодня оплотом консерватизма и традиционных ценностей, в отличие от США.
Другая возможность - обучение русскому языку на территории РФ, как это осуществляется сейчас для всех иностранцев, желающих жить и работать в России.
3. Программы бесплатного обучения. Россия ежегодно теряет студентов-россиян, и большое количество мест в российских вузах остается невостребованным. Обучение иностранцев в России осуществляется преимущественно на коммерческой основе, что в значительной мере снижает приток иностранных студентов. Перевод части специальностей в высших и средних профессиональных учебных заведениях на бесплатную основу для иностранцев позволит России в дальнейшем получить несколько десятков тысяч специалистов. Если последовать инициативе С. В. Рязанцева и предложить каждому иностранцу по завершении курса обучения получить российское гражданство [Рязанцев, 2019], наша страна только выиграет и в отношении демографии, и в отношении занятости населения.
4. Трудовые программы. Мы предлагаем использовать имеющийся опыт в организации трудовой миграции, но облегчить возможности получения гражданства. Россия не может позволить себе недружелюбную миграционную политику, мы находимся на таком этапе развития страны, когда фертильность продолжит оставаться на уровне менее 2,0 рождений на одну женщину. Со временем мигранты из Латинской Америки, так же, как и все другие мигранты, диапоризируются и займут какую-то экономическую нишу, но на первых этапах осуществления данной программы российское Правительство может направлять этот процесс. К примеру, при предоставлении мест в высших и особенно средних профессиональных учебных заведениях Министерство образования может предлагать профессии, наименее востребованные россиянами. Не секрет, что в нашей стране остаются невостребованными некоторые рабочие профессии, в то время как в странах Центральной Америки уровень безработицы не просто ограничивает выбор сферы занятости, а зачастую не предоставляет людям никакого выбора. В то же время уровень дохода представителей рабочих профессий достаточно высок, что позволит семьям рабочих иметь большое количество детей.
5. «Фильтры». Очень важным условием организации миграции, и в особенности миграции из стран Центральной Америки, является соблюдение интересов национальной безопасности России. Учитывая уровень преступности в Центральноамериканском Северном Треугольнике, существует высокий риск, что среди мирных мигрантов в нашу страну могут иммигрировать преступники. Такая вероятность высока всегда, при организации миграции из любой страны, т. к. часть мигрантов может быть правонарушителями, скрывающимися от закона. В таком случае необходимо установить «фильтры» для мигрантов, особенно из стран с высоким уровнем преступности.
Еще несколько лет назад преступников легко было отличить по криминальным татуировкам. В последнее время представители ОПГ не делают татуировок и даже посещают университеты. В подобных условиях только качественная работа и взаимодействие специальных служб могут остановить потенциальный приток преступников в нашу страну.
Сложности в организации миграции из Латинской Америки
Искусственное формирование миграционного потока на первых порах - очень сложная задача. Люди в большинстве своем конформны, они предпочитают видеть преимущества в уже известных и проверенных способах организации жизни, даже в тех случаях, когда эти проверенные способы показывают свою неэффективность или опасность.
Первоначально, вероятнее всего, придется прибегать к особым программам упрощенной миграции, переселять фокус-группы и описывать их жизнь в России. Можно организовать съемки реалити-шоу о жизни мигрантов из Латинской Америки в России. Программа шоу должна быть строго выверенной: вместе с естественными сложностями, которые появляются у мигрантов вскоре после переселения, важно показывать позитивные стороны жизни в России - безопасность, красоту российских городов, приобщение к русской культуре, знакомства с русскими семьями и русскими традициями. Показ подобного видеоконтента в странах Латинской Америки заставит местное население по-новому взглянуть на Россию, продемонстрирует выгодные стороны жизни в нашей стране.
Мы не случайно используем прилагательное «русский», а не «российский». Несомненно, России не нужны анклавы латиноамериканцев, которые не желают ассимилироваться, поэтому необходимо выбрать культурный паттерн, который станет образцом для мигрантов. Русские в России составляют более 80% населения, и логично, если будущие мигранты будут ассимилироваться именно в русскую культуру. Мы видим, к чему привела политика мультикультурализма в Европе и в США, поэтому предлагаем делать акцент на ассимиляцию в русскую культуру. В течение нескольких поколений ассимиляция, как показывает практика, произойдет.
Латиноамериканцы уже имеют опыт по большей части нелегальной миграции в США или соседние страны, где они маргинализируются и оказываются «за бортом» нормальной жизни. В подобном реалити-шоу они увидят альтернативную возможность. Живя в России, они не смогут значительно помогать своим семьям денежными переводами, однако они будут иметь возможность перевезти свои семьи в Россию, жить и честно работать здесь, являясь полноценными членами общества.
Проблема ассимиляции - самая острая проблема после легализации, которая стоит перед Правительством РФ, когда речь заходит о мигрантах. К сожалению, далеко не все группы мигрантов желают ассимилироваться в российское общество. В России плохо ассимилируются мигранты из бывших республик СССР, в то время как мигранты из Латинской Америки, в свою очередь, плохо ассимилируются в американское общество.
Причины кроются как в самом процессе миграции, когда значительные потоки миграции формируют многочисленные диаспоры, замыкающиеся в себе, так и в менталитете мигрантов. Мигранты, прибывающие в Россию, в большинстве своем исповедуют ислам, и их вероисповедание в значительной степени закрывает им возможности ассимиляции в России - стране, где 80% населения - это русские,
традиционно исповедующие православное христианство. В г. Москве по подсчетам экспертов «Русского мира», проживает 1,5 млн мусульман (и это только легально), т. е. практически каждый десятый житель, по этой причине существует большая проблема, связанная с ассимиляцией мигрантов. Россияне в целом, и москвичи, в частности, воспринимают приезжих с отличным менталитетом как «чужих», маргинализируя их, что, в свою очередь, не способствует росту желания мигрантов интегрироваться и ассимилироваться. Вместе с тем существуют страны, традиционно исповедующие ислам и в последние годы начавшие «переманивать» среднеазиатских мигрантов. Так, Турция создает программы по переселению населения из республик Средней Азии, таким образом решая не только экономические, но и геополитические задачи, тогда как Россия этих мигрантов теряет.
В то же время мигранты-католики из Латинской Америки, живущие в южных штатах США, не принимают либерально-демократические ценности современной Америки, продолжая воплощать ценности консервативные. Менталитет католиков, как нам видится, имеет гораздо больший потенциал для интеграции в российское общество и ассимиляцию в нем, чем любой другой, в связи с чем привлечение католического населения будет иметь хорошие перспективы с точки зрения ассимиляции.
Но главное - характер миграции. Миграция из бывших республик Советского Союза носит временный характер. Люди знают, что скоро покинут страну, и им не нужно учить язык и стараться стать частью общества. Безвозвратная миграция ставит перед мигрантом задачу по освоению русского языка и ценностей русской культуры, необходимости ассимилироваться.
В данной связи, на наш взгляд, необходимо сразу создавать установку на безвозвратную миграцию. Сложности, которые будет испытывать первое поколение мигрантов, проходили все миграционные потоки, главное - дать старт этому процессу.
Цена вопроса - в буквальном смысле - это вопрос риторический. Сумма, которую латиноамериканцы платят «койотам» за пересечение американской границы, чтобы потом жить нелегально, - 10 тыс. долл. США. Стоимость авиабилета в Россию в любой сезон будет меньше одной тысячи долларов. Если Россия готова наладить такой миграционный поток, то единственной проблемой является популяризация данного направления.
Таким образом, организация миграционного потока из Латинской Америки в Россию может стать одной из альтернатив при решении современного демографического кризиса. Россия может приобрести население, готовое воспроизводиться и трудиться, со сходным менталитетом. В то время, как движение BLM набирает обороты в США, латиноамериканцы продолжают тихо и нелегально работать, не требуя для себя особых прав, не вспоминая о геноциде индейцев или европейской колонизации. Если дать им возможность жить и работать легально, Россия может получить новое законопослушное население.
Несомненно, тезисы, изложенные в настоящей статье, требуют верификации, однако, как нам видится, они заслуживают рассмотрения и дискуссии.
Список литературы
Рязанцев С. В. Современная миграционная политика России: проблемы и подходы к совершенствованию // Социологические исследования. - 2019. - № 9. - С. 117-126. DOI: 10.31857/ S013216250006666-5.
Сведения об авторе:
Топилина Анна Васильевна, кандидат философских наук, доцент, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия.
Контактная информация: е-mail: spring6@yandex.ru; РИНЦ Author ID: 832673; ORCID ID 0000-0002-7811-3633.
Статья поступила в редакцию 10.03.2021; принята в печать 21.06.2021.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
DEMOGRAPHIC AND ECONOMIC POTENTIAL OF MIGRATION FROM LATIN AMERICA
Anna V. Topilina,
Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: spring6@yandex.ru
For citation: Anna V. Topilina. Demographic and economic potential of migration from Latin America. DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No. 3. P. 23-36. DOI: 10.1918l/demis.2021.1.3.3
Abstract. The article examines the demographic and economic potential of organizing a new migration flow from Latin America to Russia. In the context of the demographic crisis in which Russia is located, and the low fertility of Russian women, scientists see the only way to preserve and increase the population of the Russian Federation - migration. However, the quality and level of migration that exists in Russia today is problematic. Migrants from the former Soviet republics form ethnic enclaves, do not want to assimilate, and damage the Russian economy by withdrawing funds outside the Russian Federation. Under these conditions, the author proposes to organize an irrevocable migration from Latin American countries, which will solve the demographic problem by naturalizing Latinos who are mentally close to Russians, and stabilize the Russian economy due to the influx of workers, as well as a significant reduction in money transfers abroad due to the low exchange rate of the ruble against the dollar, and, in this regard, the unattractiveness of Russia as a donor of material resources. At the same time, the organization of this migration flow will "unload" the region. Russia will accept migrants who want to leave their countries that are in political and economic crisis, but whose entry into the territory of neighboring states and the United States is difficult. The organization of this migration flow will also help the Russian Federation to gain geopolitical partners in the problematic region. The author examines all the positive and negative aspects of the organization of this migration flow, presents applied technologies for organizing migration from Latin America. The author uses statistical materials, scientific research data and publications in the media that reflect the content of the studied problems. The material of this article is a project, the organization of which will require further study and significant methodological efforts. The proposed concept of organizing irrevocable migration from Latin American countries can be a way out of the complex crisis that has developed in Russia and in Latin American countries.
Keywords: migration, Latin America, assimilation, demographic crisis, irrevocable migration, migration flow.
References
Ryazantsev S. V. Modem migration policy of Russia: challenges and approaches to improvement. Sociological Studies. 2019. No. 9. P. 117-126. DOI: 10.31857/S013216250006666-5. (In Russ.)
Bio note:
Anna V. Topilina, candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation.
Contact information: е-mail: spring6@yandex.ru; RSCI AuthorID: 832673; ORCID ID 000 0-0 002-7811-3633.
Received on 10.03.2021; accepted for publication on 21.06.2021.
The author has read and approved the final manuscript.