Научная статья на тему 'Демографический фактор модернизации современной России'

Демографический фактор модернизации современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
145
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / POPULATION POLICY / MODERNIZATION / MIGRATION POLICY / POLITICAL MODERNIZATION / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меркулов Павел Александрович

В статье автор раскрывает проблему взаимозависимости демографической динамики и социально экономического развития страны. Выявлены особенности демографической модернизации современного российского общества. Демографический фактор модернизации развития, рассматриваемый как в количественном, так и качественном аспектах, лежит в основе инновационного роста России. В первом десятилетии XXI в. наметились позитивные сдвиги в основных показателях естественного воспроизводства населения рождаемости и смертности. Автор обосновал задачи, решение которых позволит повысить человеческий потенциал россиян, и увязал их с назревшей потребностью смены парадигмы социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author reveals the problem of interdependence of demographic dynamics of social and economic development of the country. The features of demographic modernization of modern Russian society are shown. The demographic factor of modernization, considered both as quantitative and qualitative aspects, is the basis of innovative growth in Russia. In the first decade of the XXI century there were positive developments in the main indicators of the natural reproduction of population fertility and mortality. The author substantiated the tasks that would improve the human potential of the Russians, and linked them to the urgent need to change the paradigm of social policy.

Текст научной работы на тему «Демографический фактор модернизации современной России»

УДК 314: 316.422 DOI: 10.12737/17937

Меркулов Павел Александрович, доктор исторических наук, доцент,

зав. кафедрой политологии и государственной политики,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орел),

e-mail: merkulov-pa@ranepa.ru

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье автор раскрывает проблему взаимозависимости демографической динамики и социально экономического развития страны. Выявлены особенности демографической модернизации современного российского общества.

Демографический фактор модернизации развития, рассматриваемый как в количественном, так и качественном аспектах, лежит в основе инновационного роста России. В первом десятилетии XXI в. наметились позитивные сдвиги в основных показателях естественного воспроизводства населения рождаемости и смертности. Автор обосновал задачи, решение которых позволит повысить человеческий потенциал россиян, и увязал их с назревшей потребностью смены парадигмы социальной политики.

Ключевые слова: демографическая политика, модернизация, миграционная политика, политическая модернизация, трудовые ресурсы

Merkulov P.A. - Doctor of Historical Sciences, Docent, Head of the Department of Political Science and State Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: merkulov-pa@ranepa.ru

DEMOGRAPHIC FACTOR OF MODERNIZATION OF MODERN RUSSIA

The author reveals the problem of interdependence of demographic dynamics of social and economic development of the country. The features of demographic modernization of modern Russian society are shown.

The demographic factor of modernization, considered both as quantitative and qualitative aspects, is the basis of innovative growth in Russia. In the first decade of the XXI century there were positive developments in the main indicators of the natural reproduction of population fertility and mortality. The author substantiated the tasks that would improve the human potential of the Russians, and linked them to the urgent need to change the paradigm of social policy.

Keywords: population policy, modernization, migration policy, political modernization, human resources.

Развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также исследование современной политической структуры, связаны с процессами реконструкции общественной системы полной или частичной с

целью ускорения развития, что во многом и продуцирует исследователсий интерес к процессам модернизации. Модернизация предполагает адаптацию политической системы к современным условиям. Нужно отметить, что

большинство успешных реформ было проведено благодаря сбалансированному сочетанию свежих идей и консервативных ценностей.

Следует отметить, что модернизация предполагает переход страны на более высокую ступень цивилизации, который осуществляется не насильственными методами, а раскрытием творческого потенциала каждой отдельной личности, сближением интересов личности, общества и государства. Она охватывает все сферы общественной жизни. Современная модернизация государства - процесс перехода от традиционного общества к современному обществу, целями которого являются достижение национального единства, устойчивость власти и равенство возможностей. На сегодняшний день Россия имеет необходимый экономический и социальный потенциал для успешного движения вперед, для создания здорового государственного организма с современной политической системой. А стабильность - тот фундамент, на котором эта структура будет выстраиваться.

Российская модернизация по природе своей циклична. Переход от одной фазы модернизации к другой, как правило, сопровождается социальными потрясениями и разрушением основных социальных институтов. К числу отличительных черт политической модернизации российского общества можно также отнести1:

- наличие конкурирующих политических организаций;

- аккумуляцию претензий и требований и более специализированное применение норм;

- мобилизацию социальной периферии и возрастного уровня участия в политике посредством предоставления избирательных прав, деятельности оппозиционных партий, наличия свободной прессы и добровольных ассоциаций;

- возникновение и быстрое увеличение рациональной бюрократии;

- централизацию правительственных функций, функционирование беспристрастной зако-

1 Барзилов С.И., Чернышев А.Г. Безумство власти. Провинциальная Россия: двадцать лет реформ. - М., 2009. - С.86-87.

нодательной системы, правовых технологий решения конфликтов и др.

Указанные факторы стали для России временем огромных изменений - социальных, экономических, политических, культурных... Этот ряд можно продолжить, но он, во всяком случае, будет неполным, если среди ключевых перемен не назвать перемены демографические. «И по своей сути, и по своим последствиям демографический фактор модернизации представляет собой подлинную революцию, которая кардинально обновляет, модернизирует тысячелетние социальные механизмы, управляющие воспроизводством человеческих поколений»2.

Консервативная демографическая модернизация позволила России пройти очень большой участок пути, ведущего к утверждению нового типа воспроизводства населения, нового баланса рождаемости и смертности, характерного для экономически развитых стран. Она стала одной из важных сторон тех фундаментальных перемен, через которые прошла Россия в минувшем столетии, а раньше или позже прошли или проходят все страны, но которые здесь гордо назывались «социалистическими преобразованиями». Социальные, политические и идеологические особенности советского периода не могли не наложить особого отпечатка на российский демографический переход, но не способны были и совсем лишить этот универсальный исторический процесс его общего для всех стран смысла.

Аргументировано, что цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного уровня воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, качественных характеристик населения. Они могут быть заданы в виде определенной программы, или системы

2 Демографическая модернизация России, 19002000. / под ред. А.Г. Вишневского М.: Новое издательство, 2006. - С.15

12

Ю^МЬ OF РиВЫС AND MUNICIPAL ADMINISTRATЮN № 4 (19) 2015 г.

показателей, которых стремится достичь государственная власть.

В зависимости от цели демографическая политика, может быть сориентирована в трех различных направлениях. В одних случаях она может быть направленна на увеличение численности население, в других - на его стабилизацию, в-третьих - на сокращение численности населения.

Например, в Китае государство проводит демографическую политику целью, которой является снижение темпов роста численности населения. Реализуется комплекс мер по ограничению рождаемости. В результате такой политики суммарный коэффициент рождаемости в Китае снизился с 5,6 в 1950-х гг. до 1,35 - в 2007 г.1 .

В странах ЕС и России в этом отношении практикуется диаметрально противоположный подход. Целями российской демографической политики являются «стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет»2.. Для достижения этой цели в России реализуются меры материального стимулирования рождаемости. С 2007 года наметилась тенденция повышения рождаемости и продолжительности жизни населения России. К 2015 г., благодаря улучшению демографической динамики и возвращению Крымского полуострова в состав субъектов РФ численность населения превысила показатель, предполагаемый в цели демографической политики России. Следовательно, в современной России формируются реальные предпосылки для обеспечения последующего естественного роста численности населения страны. В этом смысле важную роль играют дальнейшие дей-

1 Глушкова В.Г., Хорева О.Б. Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика. М., Кнорус, 2013. - а 48- 49

2 Россия: модернизация системы управления обществом. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2011 г. М.: ИСПИ РАН, 2012. - с.106

ствия государства по осуществлению демографической политики.

Основные направления демографической политики ориентированы на оптимизацию процесса естественного воспроизводства населения (оптимального баланса рождаемости и смертности), поддержку семьи, материнства и детства, влияние на состав трудовых ресурсов и их профессиональную квалификацию, создание условий для сочетания активной профессиональной деятельностью и родительских обязанностей, поддержку здорового образа жизни, оптимизацию миграционных потоков. В зависимости от уровня субъекта осуществления, демографическая политика может быть федеральной или региональной.

Но не в зависимости от целей, направлений и других признаков, демографическая политика любого развитого государства имеет определенное институциональное содержание. Именно на институциональном уровне определяются нормы и способы реализации демографической политики государства. Институциональное содержание демографической политики определяет некоторые формы организационного взаимодействия и функционирования субъектов различного уровня. Следовательно, в зависимости от положения в политической системе по отношению к демографической политике, институциональные субъекты демографической политики можно рассматривать по двум основным критериям: непосредственно управленческий и участвующий в управлении. Следовательно, институциональное содержание субъекта демографической политики зависит от особенностей институционального устройства политической системы общества, от реакции субъектов на демографические процессы, а так же от уровня развития гражданского общества.

Так, в более неподвижных, закрытых моделях политических систем и в неразвитом гражданском обществе, институционализация демографической политики проходит в узком направлении, замыкаясь в системе органов государственной власти (КНР, Индия). В более гибких, открытых моделях политических систем и развитом гражданском обществе наблюдает-

ся специализированное институциональное обеспечение демографической политики на уровне государства и местного самоуправления, а также привлечение в различных формах заинтересованных, участвующих субъектов (Германия, Франция, Ирландия)1 [6, с, 307-308]. Однако тот или иной подход зависит так же от цели демографического развития страны. В Китае и Индии в связи с избытком численности населения проводится политика снижения рождаемости. Для этого активно задействуется административно-правовой ресурс. В странах ЕС в связи с демографическим кризисом проводится политика повышения рождаемости, нацеленная на увеличение численности населения, чего в современных условиях добиться очень сложно не создавая при этом новых проблем.

В этих обстоятельствах решающими направлениями демографической модернизации в современной России становятся следующие:

1) активизация демографических действий, включая реформирование объема, структуры и порядка выплат МСК;

2) разработка комплекса программ, направленных на укрепление здоровья всех возрастных групп;

3) кратное увеличения оплаты труда с учетом того, что рост доходов позволит гражданам активно участвовать в финансировании социальных мероприятий, что является распространенной практикой в развитых странах2.

Сущность демографического перехода модернизации развития России состоит в воссоздании новой парадигмы смены поколений людей - стабилизации рождаемости и снижении смертности, что ведет к увеличению продолжительности жизни новых поколений. Перемены, охватывающие все типы демографического поведения, ведут к смене типа воспроизвод-

ства населения. Однако, из всех условий демографической модернизации важнейшим является создание благоприятной среды развития человека. Для этого необходимо формирование демографической политики, предоставляющей возможности выбора в системе действующих мер, затрагивающих различные стороны жизнедеятельности института семьи (рождение и воспитание детей, совмещение родительских и профессиональных ролей и др.), обладающей механизмом изменения сферы управленческого воздействия учитывая комплексный характер проблемы в области демографического развития.

Библиография/ References:

1.Барзилов С.И., Чернышев А.Г. Безумство власти. Провинциальная Россия: двадцать лет реформ. - М., 2009. - 164 с.

2.Глушкова В.Г., Хорева О.Б. Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика. М., Кнорус, 2013. - 296 c.

3.Демографическая модернизация России, 1900-2000. / под ред. А.Г. Вишневского М.: Новое издательство, 2006. - 608 с.

4.Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М., 2007. - 888 c.

1.Barzilov S.I., Chernyshev A.G. Bezumstvo vlasti. Provintsial'naia Rossiia: dvadtsat' let reform. - M., 2009. - 164 s. (In Russ).

2.Glushkova V.G., Khoreva O.B. Regional'naia ekonomika. Demograficheskaia i migratsionnaia politika. M., Knorus, 2013. - 296 c. (In Russ).

3.Demograficheskaia modernizatsiia Rossii, 1900-2000. / pod red. A.G. Vishnevskogo M.: Novoe izdatel'stvo, 2006. - 608 s. (In Russ).

4.Iakunin V.I., Sulakshin S.S., Bagdasarian V.E. Gosudarstvennaia politika vyvoda Rossii iz demograficheskogo krizisa. M., 2007. - 888 c. (In Russ).

1 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М., 2007. - С.307- 308.

2 Россия: модернизация системы управления обществом. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2011 г. М.: ИСПИ РАН, 2012. -С.107- 108

14

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 4 (19) 2015 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.