М.А. РЕВЯКИНА аспирант Национального института бизнеса*
Демографический дисбаланс и его влияние на пограничную политику России в Дальневосточном и Сибирском регионах
К концу XX в. перед Россией встала проблема иностранной колонизации малозаселенных территорий Дальнего Востока и Сибири. Усиленное экономическое и демографическое давление со стороны Китая на приграничные российские территории обусловлено рядом причин.
Во-первых, быстрое экономическое развитие КНР, которое характеризуется ростом промышленного производства, позволяет значительно укрепить позиции страны в мире и не допустить увеличения безработицы. Этот рост требует больших ресурсов, но у Поднебесной их недостаточно. Существует также довольно большой разрыв в уровне жизни между городом и деревней, между восточными и западными регионами страны, что угрожает социальной стабильности. Ситуация усугубляется в связи с тем, что население Китая уже сейчас в 1,5-2 раза больше, чем максимально допустимо с точки зрения сбалансированной нагрузки на природу и инфраструктуру. Остается очевидным то, что в своих нынешних границах Китай относительно жизнеспособен и решение проблемы, вероятно, может рассматриваться путем осуществления демографической экспансии на территории сопредельных стран.
Во-вторых, сегодня на китайской территории проживает 1,34 млрд. человек, что составляет почти четверть населения планеты. Плотность населения КНР на территориях, прилегающих к границам России, неуклонно растет. Только в двух провинциях, расположенных у
* Ревякина Марина Александровна, e-mail: [email protected]
российских границ на Дальнем Востоке, проживает 141 млн. человек, а население самого Дальнего Востока около 6 млн. человек. Учитывая экономические проблемы России, незаселенность ее приграничных территорий является благоприятным условием для решения Китаем своих исторически сложившихся демографических, экономических и территориальных проблем. В условиях сложившегося демографического дисбаланса возможно представить, что со временем Китай заявит претензии на российский Дальний Восток, малозаселенный, но богатый природными ресурсами, лесом, углем и рыбой.
В-третьих, демографическая проблема на практике представляет собой процесс неконтролируемой миграции населения Китая в приграничные районы России. При этом большая часть мигрантов к нам прибывает незаконно. Нередко это осуществляется просто подпольно. Значительная часть мигрантов не платит налоги, значит и не работает на наше государство, а подкармливает коррупционеров. Да, несомненно, что во многом растущая «желтая угроза» выступает следствием наших ошибок. Это обусловлено тем, что китайцы являются дешевой и мобильной рабочей силой. И естественно бизнесмену выгоднее принять на работу «нелегала», чем официально трудоустроить своего соотечественника, которому нужно платить достойную зарплату, а государству делать налоговые отчисления. Естественно, что нелегальная миграция ведет к росту преступности.
В-четвертых, превращение российского Дальнего Востока в зону своей экспансии и растущего влияния для Китая означало бы своего рода возвращение на «утраченные территории», память о которых хранили Мао Цзедун и Ден Сяопин. В Китае много идеологов и «воинствующих» патриотов, пытающихся «подтолкнуть» своих соотечественников к пересмотру российско-китайских границ и возобновлению дискуссий о территориальных претензиях Поднебесной.
В своей книге «Китай - надвигается война?» отечественный ученый и
2
публицист А. Куминов приводит примеры о самых различных провокациях: «В 1978 году увидели свет два тома «Истории агрессии царской России в Китае»... Вышедший в 2002 г. в Шанхае учебник по истории для восьмого класса содержит карты «захватов», произведенных царской Россией, служат целями закрепления. мысли китайской интеллигенции, трактующей исторические события в форме необходимого «возвращения», а по сути захвата российских территорий, у подрастающего поколения китайской молодежи.»'.
Подобные рассуждения о «китайском Дальнем Востоке», к сожалению, не теряют своей актуальности и поныне. Но очевидно, что бояться нужно не только китайской демографической угрозы, но и вымирания населения нашей страны, превращения российских городов и сел в безлюдные пространства. На сегодняшний день экономическое и социальное развитие приграничных территорий Дальнего Востока остается слабым. Отсутствие работы, развитой социальной инфраструктуры в приграничье способствуют оттоку местного населения при нарастающем демографическом и экономическом давлении со стороны соседнего государства.
В конце 2009 г. в России была утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., которая предусматривает меры повышения эффективности демографической политики. Реализуя указанную Стратегию, не следует сбрасывать со счетов тот факт, что китайская экспансия не причина, а следствие главной нашей проблемы -демографического дисбаланса. Поскольку наша страна испытывает постоянный дефицит рабочих рук, то будет и далее нуждаться в массовом привлечении иммигрантов, в первую очередь на непопулярные рабочие места. Государство обязано всеми мерами поддерживать численность населения.
1 Куминов А.С. Китай - надвигается война? СПб., 2005, с.5.
Но демографическая экспансия может быть представлена и в виде процесса выравнивания демографических уровней, что может иметь негативные политические последствия. Например, перемещение даже малой части населения северо-восточных провинций Китая на российский Дальний Восток и в Сибирь способно изменить демографический баланс этих территорий на столько, что суверенитет нашей страны над ними окажется под вопросом.
Поэтому не случайно сегодня возможная китайская демографическая и экономическая экспансия в богатые природными ресурсами регионы России беспокоит как российскую общественность, так и политиков. Как отметил известный политик Д. Рогозин: «Достаточно переселить на российский Дальний Восток один процент населения Китайской Народной Республики, и со стратегическими запасами нефти, газа, водных и минеральных ресурсов, а затем и со всей территорией можно будет распрощаться»1.
Обеспокоены сложившейся ситуацией и представители региональных властей. Так, вопрос о ползучей миграции в районы Приамурья на совещании по обеспечению правопорядка поднимал губернатор Амурской области О. Кожемяко. Свое внимание глава региона заострил на том, что на амурских полях, где традиционно работали жители области, стало появляться все больше мигрантов из Китая. Причем не только наемных работников, но и предпринимателей, возводящих теплицы, с которых они получают немалую прибыль, выращивающих зелень, картофель, при этом никто не платит налоги и не имеет разрешения на работу в чужой стране2. Необходимо также отметить, что после «интенсивной» деятельности восточных бизнесменов на полях долго ничего не растет. Это следствие использования огромного количества пестицидов.
1 РогозинД.О. Враг народа. М., 2006. с. 299.
2 Российская газета - www.rg.ru 04.10.2011.
Как представляется, самый эффективный способ противостоять «желтой угрозе» - вести грамотную миграционную политику, всеми силами государства стимулировать переселение россиян на обезлюдевший Дальний Восток, т. е. миграционная политика и соответствующее миграционное законодательство должны учитывать двойственность рассматриваемой проблемы. С одной стороны, за счет мигрантов решается вопрос о воспроизводстве численности населения и трудовых ресурсов, с другой - осуществляется проникновение в страну лиц с чужой культурой, системой взглядов и пренебрежением к соблюдению российских законов, что создает угрозу национальной безопасности, в том числе в пограничной сфере.
Главная же причина и одновременно определяющий фактор демографического неблагополучия России - высокая смертность населения рабочих возрастов. Именно увеличивающаяся частота преждевременных смертей (как мужчин, так и женщин) способствует общей неблагоприятной динамике смертности. Согласно последней переписи населения, за последние 8 лет население нашей страны сократилось на 2,3 млн. человек. При этом особенно пострадало село: потери сельского населения в три раза больше, чем городского. По итогам предыдущей переписи (2002 г.) мы занимали в мире седьмое место, сейчас - восьмое.
Все это говорит о том, что уровень смертности в стране превышает уровень рождаемости. По оценке экспертов к 2015 г. трудовые ресурсы сократятся еще на 8 млн. человек, а к 2025 г. - на 25 млн. Таким образом, в соответствии с расчетами опережающими темпами будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста1. Помимо этого следует учитывать, что около 40% детей рождаются больными, что подрывает физическое и нравственное здоровье страны,
1 http://institutiones.com/general/1540-mediko-demograficheskaya-xarakteristika.html (дата обращения: 16.12.2011)
а также не отвечает современным требованиям к качеству «человеческого материала», необходимого для обеспечения безопасности и обороноспособности государства (30% из числа допризывной молодежи не могут проходить службу по состоянию здоровья).
Рассмотрев неутешительные демографические показатели по стране, вернемся к Дальневосточному и Сибирскому регионам, в которых за последние восемь лет население сократилось на 10%. Это самые малозаселенные регионы России. Заселение их китайцами в настоящее время является мало контролируемым и отчасти приобретает массовый характер. В результате такой «тихой экспансии» в приграничных территориях Дальнего Востока и Сибири, по данным различных источников, сегодня проживает от 400 тыс. до 1 млн. китайцев1. Необходимо отметить следующее. Хоть они и покидают свою страну, но в душе они остаются ее патриотами, желающими все сделать для блага своей страны. Пекин всегда поддерживал и поддерживает эти патриотические чувства и далек от мысли, что можно стать изменником, покинув свою Родину. При этом китайское правительство никогда открыто не признавалось в поощрении стремления населения осваивать иностранные территории. Но факты налицо, да и в самом духе китайской военной философии изначально просматривалась идея бескровного покорения чужих территорий, лежащих за пределами Поднебесной. Китайские мыслители во все времена полагали, что военные действия - это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. И в настоящее время Пекин считает, что нужно проводить хитроумную политику, которая заключается в подчинении других государств мирными способами, без вступления в открытые боевые действия. Несколько стран Юго-Восточной Азии и России, где плотно заселены колонии этнических китайцев, в полной мере испытали на себе феномен «мирной экспансии» Поднебесной.
1 См.: URL: http://www.apn.ru/publications/article19835.htm (дата обращения: 16.12.2011).
В нынешних условиях актуализация вопроса о сохранении государственного суверенитета Российской Федерации в регионах Дальнего Востока и Сибири не вызывает сомнений, поскольку создается потенциальная угроза территориальной целостности нашей страны. Руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии В.Е. Проничев, учитывая неблагоприятные демографические реалии с российской стороны, выступая перед членами Совета Федерации, отметил, что если не принять мер по развитию приграничных районов, огромная территория вдоль государственной границы может оказаться незаселенной1. Таким образом, разность демографических потенциалов по обе стороны российско-китайской границы становится весомым геополитическим фактором, который оказывает самое непосредственное влияние на пограничную политику России в Дальневосточном и Сибирском регионах.
В современных условиях демографический фактор во все большей степени определяет особенности реализации пограничной политики Российской Федерации в данных регионах.
Во-первых, рост негативных демографических процессов на Дальнем Востоке и в Сибири может привести к тому, что людские ресурсы могут в перспективе исчерпать себя в количественном и качественном составе, что способно поставить вопрос об отборе кандидатов для службы на Дальневосточных и Сибирских рубежах из других территорий страны, а этот процесс связан с большими материальными затратами.
Во-вторых, болезненной демографической проблемой стал устойчивый отток жителей из приграничных районов в города. Это также ведет к сокращению населения приграничья, сужает базу комплектования силовых структур в регионах. Создаются определенные трудности в
1 См.: Главный пограничник России озабочен коммерческой экспансией Китая на Дальнем Востоке. URL: http: // primamedia.ru/about/?a=251&s=1 (дата обращения: 16.12.2011).
деятельности пограничных органов, для которых ограничивается отбор в структуры, непосредственно выполняющие задачи по защите и охране государственной границы России из лиц, проживающих на приграничной российской территории и хорошо знающих местные особенности.
Вместе с тем следует признать, что миграция иностранных граждан на российский Дальний Восток и Сибирь при существующих реалиях -процесс неизбежный, объективный, выгодный в той или иной мере всем сторонам, участвующим в этом процессе, поскольку без законодательно упорядоченного «импорта» рабочей силы при существовании огромной «демографической дыры» Дальний Восток и Сибирь не поднять. Важно также учитывать, что сложившаяся в приграничных регионах обстановка с миграцией и оседанием на российской территории граждан КНР, численность которых с каждым годом увеличивается на несколько тысяч, в настоящий период времени хотя и является реальным фактором, оказывающим свое негативное влияние на пограничную безопасность России, пока еще не приобрела необратимого характера.
Вместе с тем, будет ошибочно игнорировать возможные планы китайского руководства по обеспечению своего влияния в сопредельных российских регионах, опирающихся на значительные финансовые и людские ресурсы КНР, прежде всего не принимать во внимание программу сотрудничества российских субъектов федерации с провинциями Северо-Востока Китая («Дунбэй») до 2018 г., которая предусматривает строительство совместных предприятий в нашей стране. При этом Китай требует использовать на них исключительно свою рабочую силу. Хоть у нас и дефицит трудовых ресурсов, но не вызывает сомнения, что предпочтение должно отдаваться именно россиянам. Дальнейшее увеличение демографического дисбаланса будет способствовать реализации стратегических интересов Поднебесной, позволит предъявить территориальные притязания на
приграничные российские территории. Поэтому можно констатировать
8
то, что демографическая экспансия со стороны Китая носит далеко идущие цели и может представлять угрозу национальной безопасности России, прежде всего в пограничной сфере.
Ревякина М.А. Демографический дисбаланс и его влияние на пограничную политику России в Дальневосточном и Сибирском регионах. В статье автор рассматривает причины усиленного экономического и демографического давления со стороны Китая на приграничные российские территории Сибири и Дальнего Востока. Раскрываются особенности влияния демографического фактора на реализацию пограничной политики России в Дальневосточном и Сибирском регионах.
Ключевые слова: демографический дисбаланс, демографическая экспансия, пограничная политика, Дальний Восток, Сибирь.
Revyakina M.A. Demographic imbalance and its influence on boundary politics in the Far East and Siberian regions of Russian Federation. In the article the author analyses a number of reasons of the amplified economic and demographic pressure of China on the frontier Russian territories of Siberia and the Far East. Specific influence of a demographic factor on implementation of the Russian boundary politics in the Far East and Siberian regions are being showed.
Key words: demographic imbalance, demographic expansion, boundary politics, Far East, Siberia.