Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 1 (9). С. 70-72. УДК 930:314
Н. А. Жиров
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРЛОВСКОЙ ДЕРЕВНЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (МИКРОДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Изучаются основные демографические процессы в годы Первой мировой войны в крестьянской среде Орловской губернии на микроуровне. В основе работы лежат статистические сведения метрических книг населенных пунктов Орловской губернии, хранящихся в Государственном архиве Орловской области. Для изучения были взяты типичные населенные пункты Болховского, Кромского и Ливенского уездов Орловской губернии. Итогом исследования стал вывод о неблагоприятном влиянии войны на крестьянскую демографию, проявившемся в существенном снижении всех демографических показателей, особенно брачности. Положительным моментом стало сокращение смертности, что было вызвано уменьшением рождаемости на селе.
Ключевые слова: историческая демография; крестьянство; рождаемость; смертность; естественный прирост; Орловская губерния.
N. A. Zhirov
DEMOGRAPHIC PROCESSES IN ORYOL VILLAGE DURING THE FIRST WORLD WAR (MICRO DEMOGRAPHIC ANALYSIS)
The article is devoted to the study of the demographic processes in Oryol province during the First World War, dealing with a micro demographic level. The work is based on the statistics registers of Oryol province's births settlements, kept in the State archive of Oryol region. For the study, typical localities -Bolhov, Kromy and Livny counties of Oryol province - were taken. The outcome of the study was the conclusion that the adverse impact of the war on the peasant demographics, showed a substantial decrease in all demographic indicators, especially marriage. A positive aspect was the reduction in mortality that was caused by the decrease in the birth rate in rural areas.
Keywords: historical demography; the peasantry; birth rate; natural increase; the mortality; Oryol province.
Орловская губерния относилась к типично аграрным регионам Центральной России. Подавляющее большинство ее жителей (около 88 %) приходилось на долю сельского населения, где крестьяне составляли 96,47 % [1]. В начале ХХ в. Орловская губерния переживала демографический взрыв, за период с 1900 по 1913 г. ее население увеличилось на 19 % [2].
Вступление России в Первую мировую войну не могло не отразиться на развитии страны, в том числе и в демографическом отношении. Даже далекая от театра боевых действий Орловская губерния испытала на себе отрицательное воздействие военного времени.
Микродемографический анализ, при котором подвергаются изучению приходы в
разных частях губернии, отличавшиеся по времени и типу заселения, соотношению внутрисословных групп крестьянства и основному роду хозяйственной деятельности населения, позволяет рассмотреть нюансы демографических процессов. Например, при изучении приходской брачности можно узнать возраст брачующихся, их сословную принадлежность, какой брак по счету и т. д. Такие подробности практически невозможно уловить на уездном, а тем более губернском уровнях.
В данной статье микродемографическому исследованию были подвергнуты 9 приходов Орловской губернии: Болховского (с. Григорово, с. Хотетово), Карачевского (с. Шаблыкино), Кромского (с. Старые Турьи),
© Жиров Н. А., 2016 70
Демографические процессы в Орловской деревне в годы Первой мировой войны.
Мценского (с. Студенец) и Ливенского уездов (сёла Екатериновка, Крутое, Норовка). В качестве основного источника были взяты метрические книги перечисленных приходов [3].
Довоенный уровень брачности (с 1900 по 1913 г.) в целом по Орловской губернии был достаточно высок, хотя наметилось его постепенное снижение. Коэффициент брачности за данный период составил 8,5 %о, что практически равнялось средней величине брачности для сельской местности в Европейской части России на данном отрезке времени, рассчитанной Б. Н. Мироновым [4].
С началом войны увеличилось сокращение числа брачных регистраций в губернии: в 1914 г. - 65,6 %, 1915 - 41,5 %, а в 1916 -всего 15,8 % от уровня довоенного 1913 г. На приходском уровне снижение количества браков было не менее ощутимым. Например, в 1913 г. коэффициент брачности в них составлял в среднем 9,7 %о, в 1915-1916 гг. во всех исследуемых приходах упал до минимальных значений 1-3 %о, а в с. Студенец Мценского уезда в 1916 г. не было зарегистрировано ни одного брака.
Снижение брачности среди прихожан можно объяснить в разы увеличившейся мобилизацией в армию молодых неженатых мужчин брачного возраста (в основном от 20 до 27 лет). В целом за годы войны из губернии на фронт было мобилизовано более 255000 человек, преимущественно крестьян по сословной принадлежности, проживавших в сельской местности [5].
Кроме общего снижения уровня брачно-сти орловского крестьянства, произошли изменения в возрасте брачующихся. Брачная активность населения в годы Первой мировой войны была максимально снижена только среди тех, кто вступал в брак впервые. Средний возраст вступления в первый брак у мужчин существенно снизился по сравнению с довоенным периодом: в Старых Турьях -с 22,7 до 20,5, в Григорово - с 21,8 до 19,8, в с. Студенец - с 22,8 до 20,3 и в Екатериновке - с 22,2 до 21 года. В остальных приходах снижение возраста первобрачных женихов было незначительным. Например, в с. Хоте-тово существовала местная устойчивая традиция раннего супружества, и средний возраст вступления в первый брак среди мужчин составлял всего 19,7 лет.
В военное время количество повторных браков, не увеличиваясь в абсолютных цифрах, достигло в некоторых приходах в 19151916 гг. 50 % и более от общей массы всех брачных регистраций (в приходах сел Григо-рово, Екатериновка, Старые Турьи).
Уровень рождаемости в целом по Орловской губернии в военный период приобрел устойчивую тенденцию к своему снижению: 1914 г. - 97 % от уровня 1913 г., 1915 г. - 87,4 %, 1916 г. - 62 %. Достоверных сведений за 1917-1918 гг. о количестве родившихся в регионе детей нет.
Микроанализ приходской рождаемости позволил зафиксировать существенное снижение количества новорожденных детей в крестьянской среде в период Первой мировой войны.
В приходе с. Старые Турьи в довоенный период (1903-1913 гг.) произошло сокращение среднегодового числа появившихся на свет малышей с 123 до 95, что в целом было свойственно для Кромского уезда. С началом войны количество рождений уменьшилось вдвое (с почти 100 в 1914 г. до 50 в 19161917 гг.), о чем может свидетельствовать снижение и коэффициента рождаемости: 1913 г. - 55 %0, 1914 г. - 50,9 %о, 1915 г. -37,8 %0, 1916 г. - 25,7 %о.
Аналогичная динамика снижения рождаемости была отмечена и в остальных изучаемых приходах, кроме с. Норовка и Студе-нец, в которых количество рождений в военное время сократилось не более чем на 2530 %. Общей особенностью приходской статистики рождаемости являлось незначительное понижение числа новорожденных детей в 1914, 1915 гг. и фактически двукратное сокращение числа новорожденных к 1917 г. Данный факт был характерен для с. Хотетово и Григорово. В с. Крутое, Екатериновка, Шаблыкино снижение рождаемости в 19161917 гг. было чуть меньше - около 40 %. В 1918 г. количество появившихся на свет прихожан достигло довоенного уровня. В среднем в исследованных приходах количество родившихся в годы войны уменьшилось на 30-35 % от уровня 1913 г.
Все эти факты подстверждают влияние мобилизации мужского населения на уровень рождаемости в приходах. В 1914-1915 гг. призыв крестьян на войну не успел снизить
Н. А. Жиров
количество новорожденных, а рост их числа в 1918 г. был связан с возвращением солдат из армии в конце 1917-1918 гг.
Смертность крестьянского населения Орловской губернии в годы Первой мировой войны (без учета прямых боевых потерь на фронте) оставалась на довоенном уровне. Только в 1916 г. количество умерших уменьшилось по сравнению с 1913 г. на 13 %. Схожая тенденция наблюдались и в приходской статистике смертности.
Практически во всех рассматриваемых приходах еще в довоенный период наметилось сокращение смертности населения. Вследствие падения уровня рождаемости фактически везде со второй половины 1915 г. произошло уменьшение доли умерших детей в возрасте до 1 года в общевозрастной структуре смертности. В среднем за период с 1900 по 1917-1918 гг. младенческая смертность составляла от 35 до 40 % умерших прихожан. В 1916-1917 гг. их доля сократилась в среднем до 20 %.
Основная причина крестьянской смертности, продолжавшей оставаться на высоком уровне в годы войны, заключалась в увеличении доли умерших взрослых прихожан. Это было связано с ростом количества таких заболеваний, как чахотка, тиф и группы болезней внутренних органов. Скорее всего, это явление было обусловлено снижением качества медицинских услуг вследствие недофинансирования системы здравоохранения в годы войны.
Снижение рождаемости на фоне оставшейся на высоком уровне смертности привело к существенному падению естественного прироста населения как в целом по Орловской губернии, так и в исследуемых приходах. К 1916 г. произошло сокращение естественного прироста более чем на %. Но несмотря на военное положение он не опускался ниже 1 %. Исключение составили приходы с. Студенец и Шаблыкино, где в 1916 г. этот демографический показатель составил нулевой прирост и даже естественную убыль населения, что было связано со вспышкой инфекций (корь, скарлатина и т. д.), которые привели к резкому увеличению смертности населения.
Первая мировая война со своим гигантским по массовости призывом впервые в русской истории существенно вторглась в сферу
крестьянской демографии, резко снизив брач-ность, рождаемость и естественный прирост крестьянского населения. Сокращение рождаемости в годы Первой мировой войны не было компенсировано повышением числа рождений в 1918 г., хотя практически во всех приходах довоенный уровень был достигнут. Но стихийное бегство деревенских солдат из армии в 1917 г. и массовая демобилизация в начале 1918 г. привели к многократному увеличению брачности, что означало движение в сторону восстановления традиционного демографического поведения деревни в послевоенный период.
ЛИТЕРАТУРА
1. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. XXIX. Орловская губерния / под ред. Н. А. Тройницкого. - СПб., 1904. - С. 7.
2. Обзор Орловской губернии за 1900 год. -Орел, 1901 ; Обзор Орловской губернии за 1901 год. - Орел, 1902 ; Обзор Орловской губернии за 1902 год. - Орел, 1903 ; Обзор Орловской губернии за 1903 год - Орел, 1904 ; Обзор Орловской губернии за 1905 год. -Орел, 1906 ; Обзор Орловской губернии за 1906 год. - Орел, 1907 ; Обзор Орловской губернии за 1907 год. - Орел, 1908 ; Обзор Орловской губернии за 1908 год. - Орел, 1909 ; Обзор Орловской губернии за 1909 год. -Орел, 1910 ; Обзор Орловской губернии за 1910 год. - Орел, 1911 ; Обзор Орловской губернии за 1911 год. - Орел, 1912 ; Обзор Орловской губернии за 1912 год. - Орел, 1913 ; Обзор Орловской губернии за 1913 год. -Орел, 1914.
3. ГАОО. Ф. 101. Оп. 2. Д. 654, 655, 656, 657, 658, 659, 660, 661, 662, 663, 664, 665, 666, 667, 668, 669, 670, 671.1302, 1303, 1304, 1305, 1306, 1307, 1308, 1309, 1310, 1311, 1312, 1313, 1314, 1315, 1316, 1317, 1318, 1319, 1320, 1321, 1472, 1473, 1474, 1475, 1476, 1477, 1478, 2137, 2138, 2139, 2140, 2141, 2142, 2143, 2144, 2145, 2146, 2147, 2148, 2149, 2150, 2151, 2152, 2617, 2618, 2619, 2620, 2621, 2622, 2623, 2624, 2625, 2626, 2627, 2628, 2629, 2630, 2631, 2797, 2798, 2799, 2800, 2801, 2802, 2803, 2804, 2805, 2806, 2807, 2808, 2809, 2810, 2811, 2812, 2813, 2814, 2971, 2972, 2973, 2974, 2975, 2976, 2977, 2978, 2979, 2980, 2981, 2982, 2983, 2984, 2985, 2986, 2987, 2988, 2989, 2990, 2991, 3649,3650, 3651, 3652, 3653, 3654, 3655, 3656, 3657, 3658, 3659, 3660, 3661, 3662.
4. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. - Т. 1. - СПб., 2003. - С. 210.
5. Щекотихин Е. Е. Ратная слава Орловского края. - Орел, 2007.