Научная статья на тему 'Демографические проблемы Среднего Урала и пути их решения'

Демографические проблемы Среднего Урала и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3424
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / NATURAL INCREASE OF POPULATION / МИГРАЦИИ / MIGRATION / РОЖДАЕМОСТЬ / FERTILITY / СМЕРТНОСТЬ / MORTALITY / РЕГИОН / REGION / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPAL UNITS / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / SETTLEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Симагин Юрий Алексеевич, Пациорковский Валерий Валентинович, Коленникова Ольга Александровна

В статье рассмотрены процессы естественного движения и миграций населения Свердловской области. Позитивные тенденции увеличения численности населения региона в последние годы не говорят о нормализации процессов воспроизводства населения. Это проявляется в сравнении динамики численности населения за последние годы с предыдущими годами и в анализе внутрирегиональной дифференциации демографических и миграционных процессов. Весь прирост населения Свердловской области за последние годы приходится на областной центр Екатеринбург и его пригороды. Он происходит в основном за счет миграции населения из других регионов страны и зарубежных стран. Сельская местность и окраинные территории региона теряют население за счет естественной убыли и за счет миграций. Это ведет к их фактическому обезлюдеванию в обозримой перспективе. Между тем именно сельская местность за счет расширенного воспроизводства могла бы обеспечить рост населения области. Суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности региона в последние годы стабильно выше значения 2,1 ребенка на женщину, что достаточно для простого воспроизводства, и значительно выше соответствующего показателя в городах. К сожалению, сельские жители составляют всего 15% населения Среднего Урала, и высокая реальная рождаемость в сельской местности не может компенсировать низкую реальную рождаемость в городах и поселках городского типа даже без учета различий в смертности. Для решения проблемы необходима разработка и реализация специальных программ социально-экономического развития села и малых городских поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Симагин Юрий Алексеевич, Пациорковский Валерий Валентинович, Коленникова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demographic problems of the Middle Urals and the ways to their solution

The article examines the processes of population natural increase and migration in Sverdlovsk oblast. Positive trends of the increase in the number of population in the region observed in recent years do not testify to normalization of the population reproduction processes. This becomes evident in comparison of the population number in recent years with that in the previous years and in analysis of the intra-regional differentiation of the demographic and migration processes. All increase in the population of Sverdlovsk oblast during recent years belongs to the oblast center Yekaterinburg and its suburbs. It is mainly due to migration of population from other regions of Russia and from other countries. Rural areas and marginal territories of the region are losing their population through natural decrease and migration. This leads to their actual depopulation in the foreseeable future. However, it is the countryside that could ensure the oblast population growth by extended reproduction... The article examines the processes of population natural increase and migration in Sverdlovsk oblast. Positive trends of the increase in the number of population in the region observed in recent years do not testify to normalization of the population reproduction processes. This becomes evident in comparison of the population number in recent years with that in the previous years and in analysis of the intra-regional differentiation of the demographic and migration processes. All increase in the population of Sverdlovsk oblast during recent years belongs to the oblast center Yekaterinburg and its suburbs. It is mainly due to migration of population from other regions of Russia and from other countries. Rural areas and marginal territories of the region are losing their population through natural decrease and migration. This leads to their actual depopulation in the foreseeable future. However, it is the countryside that could ensure the oblast population growth by extended reproduction. In recent years the total fertility rate in rural areas of the region is steadily over 2.1 children per woman that is sufficient for mere reproduction, and it is significantly higher than the corresponding indicator in towns. Regretfully, rural residents make up only about 15% of the total population in the Middle Urals, and the high fertility in rural districts cannot compensate for the low real fertility in towns and urban-type settlements even without regard to the differences in mortality. To solve the problem it is necessary to elaborate and implement special programmes for socio-economic development of rural areas and small urban settlements. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Демографические проблемы Среднего Урала и пути их решения»

Симагин Ю.А., Пациорковский В.В., Коленникова О.А.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО УРАЛА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В 2013 году в Российской Федерации, впервые после 1992 г., б ыл отмечен небольшой естественный прирост населения — около 20 тыс. человек, или +0,1 промилле. В последние годы можно говорить о существенном улучшении демографической ситуации и на Среднем Урале — за счет небольших, но стабильных позитивных изменений общих показателей рождаемости и смертности, начиная с 2012 года. В Свердловской области впервые за два

последних десятилетия наблюдается естественный прирост населения (табл. 1). Положительное сальдо миграций (в 2011 г. — 13,1 тыс. человек, в 2012 г. — 6,7 тыс. человек), пусть в основном и за счет миграционного обмена с зарубежными государствами, в сочетании с естественным приростом обусловили положительную динамику численности населения региона, наблюдающуюся в последние годы.

Таблица 1

Общие коэффициенты естественного движения населения Свердловской области,

промилле

Год Рождаемость Смертность Естественный прирост

2010 13,4 14,3 -0,9

2011 13,5 14,1 -0,6

2012 14,3 13,9 +0,4

2013 14,5 13,8 +0,7

Источник: данные Государственной статистической службы Российской Федерации (Росста-та). — Режим доступа: http: www.gks.ru.

По оценке Росстата, на 1 января 2014 года численность населения Свердловской области составила 4320,1 тыс. человек, что на 0,5%

больше, чем по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, население Среднего Урала увеличивается в последние

годы примерно такими же темпами, как и население России в целом. Тогда как в предыдущие годы регион выделялся крайне негативной динамикой численности населения — за период между переписями населения 2002 и 2010 гг. население Свердловской области уменьшилось на 4,2%, тогда как всей страны — только на 1,6%, то есть почти в 3 раза меньшими темпами. Сокращение численности населения Среднего Урала было обусловлено в основном значительной естественной убылью, тогда как сальдо миграций в отдельные годы было незначительно положительным или отрицательным.

С момента переписи 1989 г. по настоящее время численность населения Свердловской области сократилась с 4706,8 до 4320,4 тыс. человек. В действительности в рассматриваемый период потери населения области за счет естественной убыли почти в два раза выше.

Часть потерь была компенсирована миграционным приростом, который все эти годы колеблется в интервале от 4473 (1999 г.) до 18862 (2011 г.) человек. То есть демографические процессы на Среднем Урале в 1990-2000-е гг. носили негативный характер: в 1991-2011 гг. население ежегодно сокращалось, и регион в целом за этот период потерял 9,6% постоянного населения [2].

Согласно прогнозу Росстата, к началу 2031 года (средний вариант) население региона составит 4337,5 тыс. человек, т.е. ожидается стабилизация численности населения на сегодняшнем уровне. Эта стабилизация возможна лишь в том случае, если приезжающие в регион смогут компенсировать естественную убыль населения, которая по прогнозу будет ежегодно нарастать с 4,9 тыс. человек в 2015 г. до 15,4 тыс. человек в 2030 г. [4].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что на Среднем Урале воспроизводство населения переживает не лучшие времена. Основными факторами указанного положения являются очень низкие абсолютная численность и удельный вес сельского населения. Практиковавшаяся в течение продолжительного времени ориентация на промышленное развитие региона породила социально-экономическую политику тотальной урбанизации, которая и привела к резкому сокращению сельского населения.

Расчеты показывают, что в сложившихся условиях воспроизводства для поддержания демографического развития крупного города или городского населения численностью около миллиона человек в сельской местности должно проживать примерно столько же с суммарным коэффициентом рождаемости 2,6-2,9 ребенка на одну женщину. Такой режим воспроизводства сохранялся в сельской местности Среднего Урала еще в 1980-85 гг. И сегодня очень ослабленная сельская местность региона все еще проявляет большую чувствительность и отзывчивость в ответ на мероприятия, направленные на повышение рождаемости. В 2012 г. суммарный коэффициент рождаемости городского населения Свердловской области составлял 1,7, а сельского — 2,4 ребенка на одну женщину [2].

Внутрирегиональная дифференциация демографической ситуации показывает, что процессы и тенденции их изменения носят противоречивый характер, вызванный особенностями расселения населения на Среднем Урале, а также административно-территориальными преобразованиями, связанными с реформой местного самоуправления, проводившейся во всех регионах Российской Федерации с 2003 года. Проана-

лизировать внутрирегиональную дифференциацию естественного движения и миграций на Среднем Урале в 2010-11 гг. позволяет база данных «Муниципальная Россия»1, сформированная в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН на основе официальных статистических данных Рос-стата [3. С. 358-360].

Данные по 69 городским округам и муниципальным районам Свердловской области (без учета 4 закрытых административно-территориальных образований — ЗАТО, по которым сведений нет) показывают, что положительный естественный прирост населения характерен лишь для 11 из них. В основном это Екатеринбург и окружающие его муниципалитеты (городские округа Березовский, Арамиль, Заречный, Верхнее Дубово, Верхняя Пышма, Реж), а также 4 периферийных муниципальных образования области — городские округа Пелым, Красноуфимск, Камышлов и Камышловский район. При этом окраинные территории с естественным приростом отличаются отрицательным сальдо миграций, поэтому их население сокращается. Екатеринбург и соседние с ним городские округа имеют положительное сальдо миграций, в итоге только они в области выделяются относительно устойчивым ростом численности населения. Фактически можно сказать, что население Среднего Урала увеличивается в последние годы исключительно за счет Екатеринбурга и его пригородов, а остальная территория Свердловской области имеет отрицательные значения и естественного прироста, и сальдо миграций.

1 Авторы и правообладатели базы данных Па-циорковский В.В., Коленникова О.А., Симагин Ю.А. Номер государственной регистрации: Яи 2014620760 от 27.05.2014 г.

Особенно сложной является демографическая ситуация в некоторых городских округах Горнозаводской части области (Красноуральск, Верхний Тагил, Кировград и др.), где в 2010-11 гг. естественная убыль составляла от 6 до 8 промилле при пониженной рождаемости и очень высокой смертности. Но даже в тех муниципальных образованиях, где рождаемость относительно высока (более 15 промилле — Туринский, Крас-ноуфимский и некоторые другие городские округа, Байкаловский муниципальный район) она не перекрывает смертность. Повышенной рождаемостью отличаются муниципальные образования со значительной долей сельского населения, но в них же зачастую наблюдается и высокая смертность.

В сочетании с миграционным оттоком такая ситуация приводит к быстрому сокращению численности населения по всей территории области, исключая Екатеринбург и его пригороды, а также ЗАТО. ЗАТО во всех субъектах Российской Федерации обычно имеют относительно благоприятную демографическую ситуацию, поскольку их население отличается молодой возрастной структурой, что обуславливает повышенную рождаемость и пониженную смертность.

Негативные демографические тенденции на Среднем Урале в начале XXI века сопровождаются, а в значительной мере и обусловлены, существенными изменениями систем расселения и управления территорией. В современной системе территориального деления Свердловской области имеется только 5 муниципальных районов (7% от количества муниципалитетов) и 68 городских округов, тогда как в большинстве регионов страны и по России в целом ситуация противоположная. Соответственно, в

области очень мало сельских и городских поселений — 16 и 5, соответственно. При этом именно муниципальные образования первого уровня (городские и сельские поселения) образуют основу местного самоуправления, непосредственно связанную с населением, и фактическое отсутствие такой основы в регионе осложняет решение насущных проблем, волнующих жителей (функционирование жилищно-коммунального хозяйства, строительство и ремонт автодорог, благоустройство территории и т.д.).

Городские округа, преобладающие в области среди муниципальных образований по своей сути (в отличие от муниципальных районов), ориентированы на развитие конкретных городских населенных пунктов, а не всей примыкающей к ним территории, в том числе и сельской местности.

Между тем известно, что расширенное воспроизводство населения не может быть обеспечено городским населением — это миссия селян. Указанно положение хорошо видно и в Свердловской области.

Суммарный коэффициент рождаемости сельского населения в регионе в последние годы стабильно выше значения 2,1 ребенка на женщину, что достаточно для простого воспроизводства (замещения поколений), и значительно выше соответствующего показателя городского населения. К сожалению, сельские жители составляют всего около 15% населения Среднего Урала, и высокая реальная рождаемость в сельской местности (т.е. без влияния возрастного состава населения, что показывает суммарный коэффициент) не может компенсировать низкую реальную рождаемость в городах и поселках городского типа (ПГТ) даже без учета различий в смертности.

Проблема чрезмерно высокой смертности сельского населения, характерная для всей России, на Среднем Урале также усугубляется существующей системой местного самоуправления, так как на селе значительный вклад в показатели смертности вносит неразвитая система первичной медицинской помощи и здравоохранения в целом.

Эта система в городских округах не ориентирована на обслуживание сельских жителей, что ведет к увеличению смертности и способствует естественной убыли сельского населения даже при высоких показателях коэффициента суммарной рождаемости. Именно снижение смертности, особенно среди сельского населения, должно стать приоритетным направлением демографической политики в ближайшие годы в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе и в Свердловской области.

Вместе с тем сегодня и на отдаленную перспективу безусловным приоритетом в данной сфере будет оставаться повышение рождаемости. Эта цель может быть достигнута главным образом на путях поощрения многодетности и увеличения числа расширенных (многопоколенных) семей, что по многим причинам легче сделать в сельской местности.

Доля сельского населения на Среднем Урале за последний межпереписной период выросла с 12,1% до 16,1%, что можно считать положительной тенденцией, способствующей улучшению демографической ситуации. Но произошло это за счет массового преобразования ПГТ в сельские населенные пункты, а не за счет повышения привлекательности и развития сельской местности. Если в 2002 г. в регионе насчитывалось 97 ПГТ с общей численностью населения 415,7 тыс. человек, то в 2010 г. их осталось только 27 с населением

167,9 тыс. человек. Без административно-территориальных преобразований увеличения численности и доли сельских жителей не произошло бы. После 2010 г. доля сельского населения в Свердловской области вновь начала сокращаться.

Уменьшение количества ПГТ и численности населения в них в последние два десятилетия характерны для многих регионов страны [5. С. 47]. За период с 1991 по 2012 гг. в России, не меняя места своего жительства, 2,9 млн. человек превратились из городских жителей в сельских.

В целом административно-территориальные преобразования ПГТ в сельские населенные пункты были более характерными для национальных автономий и южных сельскохозяйственных регионов России. В них система городского расселения в советский период развития страны формировалась в значительной степени искусственно, исходя из идеологических соображений.

Средний Урал на этом фоне является исключением, поскольку здесь система городского расселения сформировалась исторически по мере освоения и промышленного развития территории. Многочисленные ПГТ, сформировавшихся возле промышленных предприятий, являлись организующими полюсами социально-экономического развития и для сельской местности. Это способствовало сохранению значительной численности сельского населения, поддерживало позитивные демографические тенденции.

Массовое преобразование ПГТ в сельские населенные пункты (в том числе таких крупных, как Буланаш, Лобва, Калья и др.) способствовало разрушению местных систем расселения, ослаблению социально-экономических связей, увеличению миграционного оттока населения, как из

сельской местности, так и из бывших ПГТ. Фактически каркас расселения региона лишился важного уровня первичной основы городского расселения, без которого под угрозой исчезновения оказываются уже и малые города, расположенные на окраинных территориях Свердловской области.

За период после переписи населения 2010 г. к началу 2014 г. в среднем по региону демографическая ситуация значительно улучшилась: население выросло на 26,3 тыс. человек, пусть практически весь этот прирост и был за счет миграции (94% общего прироста без учета ЗАТО).

Но если общие по области показатели динамики населения за последние 3 года рассмотреть в муниципальном разрезе, то окажется, что за средним благополучием стоит несоразмерный рост численности населения главного регионального центра Екатеринбурга, в то время как численность населения большинства муниципальных районов и городских округов продолжает сокращаться достаточно высокими темпами.

Так, муниципальные районы после переписи 2010 г. потеряли 4,1% населения, городские округа (без учета Екатеринбурга) — 1,2%.

В то же время в Екатеринбурге за этот период постоянное население выросло на 4,5% или на 62,5 тыс. человек (табл. 2.).

Главным фактором такой неравномерной динамики населения была миграция. Территории Среднего Урала, принимающие и отдающие мигрантов, можно разделить примерно на две части, равные по численности постоянного населения, но не равные по числу муниципальных образований. Территории с отрицательным сальдо миграций — это основная масса городских округов и все муниципальные районы, где проживало

чуть более % жителей области, но более 2/3 сельского населения региона (табл. 3).

Эти территории продолжали испытывать демографический спад.

Отток населения из теряюших население территорий в 4,5 раза превышал естественную убыль населения, и за период 2011-13гг. они «потеряли» суммарно 49,8 тыс. человек.

Таблица 2

Динамика численности населения, 2010-2013 гг.

Тип муниципального образования Численность по итогам переписи 2010 г., тыс. человек Изменение за год, % Численность на 01.01.2014, тыс. человек

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Муниципальные районы 107,6 -0,26 -1,50 -1,29 103,2

Городские округа (без Екатеринбурга) 2655,6 -0,12 -0,44 -0,28 2623,8

ГО «Екатеринбург» 1383,2 0,22 1,80 1,30 1445,7

Всего 4146,3 -0,01 0,28 0,23 4172,6

Источник: База данных «Муниципальная Россия».

Таблица 3

Характеристики муниципальных образований Свердловской области, 2011-2013 гг.

Муниципальные образования Число городских округов Число муниципальных районов Доля в общей численности жителей области, %

С оттоком населения 48 5 51,1

С притоком населения 15 - 15,5

ГО «Екатеринбург» 1 - 33,4

Итого 64 5 100,0

Источник: База данных «Муниципальная Россия».

Территории, на которых проживала вторая половина жителей Свердловской области, и где наблюдался приток населения, — это Екатеринбург и еще пятнадцать муниципальных образований, а именно городские округа Арамильский, Березовский, Верхнее Дубово, Верх-Нейвинский, Верхняя Пышма, Горноуральский, Город Дегтярск, Заречный, Каменский, Первоуральск, Рев-да, Среднеуральск, Староуткинск, Сухой Лог, Сысертьский и Шалинский.

Эти муниципальные образования отличает, во-первых, либо непосредственная близость с Екатеринбургом, либо они «тяготеют» к нему. Во-вторых, это именно те территории,

где отмечался рост численности населения (за исключением Шалин-ского городского округа, где естественная убыль перекрывала миграционный приток и Камышловского района, где, наоборот, естественный прирост населения превышал отток населения). Все эти пятнадцать муниципальных образований значительно отставали от столичного центра: за последние три года их естественный прирост был незначительным — суммарно за три года он составил 0,4 человека на тысячу жителей, а в Екатеринбурге аналогичный прирост — 7 человек.

Численность населения 15 терри-торий-рецепиентов увеличивалась,

главным образом, за счет притока мигрантов. За три последних года этот прирост суммарно составил 25 человек в расчете на тысячу жителей (в Екатеринбурге этот показатель был значительно выше — 35). Как видно, приток мигрантов в Екате-

ринбург и еще в пятнадцать муниципальных образований региона обеспечивал им рост численности населения и многократно превышал сложившиеся в последние годы благоприятные показатели естественного движения населения (табл. 4).

Таблица 4

Группировка муниципальных образований Свердловской области по показателям движения населения, 2011-13 гг., промилле

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Муниципальные Есте- Есте- Естествен-

образования ственный Миграция ственный Миграция ный при- Миграция

прирост прирост рост

С оттоком населения -2,0 -7,2 -1,1 -6,2 -1,0 -6,2

С притоком населения -0,9 10,3 0,5 9,0 0,8 5,7

ГО «Екатеринбург» 1,6 16,2 2,3 10,6 3,1 8,2

Итого -0,6 3,5 0,3 2,0 0,7 0,6

Источник: База данных «Муниципальная Россия».

Каковы же были источники притока мигрантов на эти территории? Миграционный баланс за 2012 г. показывает, что Екатеринбург на 44% пополнялся за счет мигрантов, приехавших из области, а на 56% — за счет внешних источников (в том числе 43% из других регионов и 13% — из других стран). По данным переписи населения, в 2010 г. наиболее интенсивный миграционный межрегиональный взаимообмен у области сложился с соседними регионами — это Тюменская, Челябинская и Курганская области, Пермский край и республика Башкортостан. Основными же зарубежными странами-донорами для Свердловской области были Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан — на них суммарно приходилось три четверти зарубежного потока иммигрантов.

Таким образом, в ходе внутрирегиональных миграционных процессов шло «стягивание» населения в Екатеринбург и близлежащие терри-

тории, что в перспективе ведет к обезлюдеванию периферийных территорий области. Основной приток внешней для области миграции также приходился на столичный центр. Вызывает опасения и тот факт, что в том варианте муниципальной реформы, как она была проведена на Среднем Урале, процессы сокращения сельского населения будут ускоряться и дальше, что делает регион еще более уязвимым с точки зрения сохранения системы расселения.

Преодолеть сложившиеся негативные тенденции изменения системы расселения и улучшить демографическую ситуацию на Среднем Урале могла бы специальная региональная программа по социально-экономическому развитию сельской местности и поддержке малых городов и сохранившихся поселков городского типа. Главные акценты в этой программе должны быть сделаны на создании условий для жизни людей, соответствующих современным

стандартам, поддержке малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах услуг, производства и переработки продуктов питания, деревообработки, формированию и поддержке транспортной инфраструктуры. Административный центр региона Екатеринбург, обладающий огромным социально-экономическим потенциалом, значимым в масштабах всей Российской Федерации, будет развиваться и без специальной поддержки со стороны органов государственного управления. Но нельзя допустить, чтобы это развитие шло за счет остальной территории региона, что приведет в перспективе к ее полному запустению.

Можно сделать вывод, что в решении проблем, связанных с демографическим развитием, ставка должна делаться на село и растущую численность сельского населения. А это значит, что социально-экономическую политику необходимо направить на повышение привлекательности сельской местности и закрепления в ней населения. При этом в существующих программах демографического развития Свердловской области приоритетным вниманием пользуется Екатеринбург и большие города [1].

Традиционно проблемы территориального развития, прежде всего роста числа и численности населения больших городов, было принято решать за счет сельской местности, что возможно только при условии расширенного воспроизводства сельского населения. Это на первый взгляд очевидное обстоятельство не принималось и не принимается во внимание на Среднем Урале до сих пор, хотя депопуляция здесь уже заявила о себе в полную силу.

Организации жизни, созданной на основе промышленного производства, понадобилось максимум полто-

ра-два века для того, чтобы уничтожить сельское домохозяйство, урбанизировать огромные территории и сформировать суженное воспроизводство населения в странах, вставших на путь индустриального развития. Сегодня ясно, что проблемы демографического развития нельзя решить на путях дальнейшей модернизации индустриального общества или посредством движения по пути контрмодернизации, связанной с отказом от перемен, порожденных новыми условиями жизни.

Проблема состоит в том, что люди в качестве социально-биологических существ не могут воспроизводить себя в условиях индустриального общества и высоко урбанизированной среды. Эти условия необходимо изменить, и сделать это требуется как можно скорее. При этом возврат к домохозяйству с его исконной воспроизводственной функцией населения может рассматриваться в качестве одного из приоритетов требуемых перемен.

История показывает, что при решении задач, связанных с ограничением домашнего производства, выступавшего в качестве основного препятствия на пути индустриализации и концентрации рабочей силы в городах, государство широко использовало как экономические, так и административные меры вплоть до репрессий. В то же время, когда пришла пора признания домохозяйства в качестве равноправного (минимум в экономическом отношении) партнера, все делается так, как будто эти проблемы решатся («рассосутся») сами по себе, а устоявшиеся представления и целевые установки на экономический рост, модернизацию и урбанизацию продолжат свое поступательное шествие.

Исходя из признания фундаментальной значимости существования

сельско-городского континуума, можно сформулировать несколько общих принципов, позволяющих учесть в социально-экономической политике особенности влияния территориальной организации общества на воспроизводство человека:

1) природа пространственной организации общества такова, что при разделении функций между городом и деревней основные механизмы и условия воспроизводства человека оказались связанными с сельской местностью;

2) экономическое принуждение и социальное отчуждение сельских жителей от ведения своего хозяйства ведут к резкому снижению численности сельского населения любого территориального сообщества (региона). Нарастание указанного процесса с определенного момента приводит к сокращению численности городского населения, в первую очередь поселков городского типа и малых городов;

3) начало снижения численности городского населения говорит об установлении естественного минимума сельского населения. Между точкой естественного минимума и начальным этапом депопуляции всего населения существует интервал значительного снижения численности сельского населения, проходя который сельская популяция постепенно утрачивает способность к воспроизводству;

4) достижение уровня естественного минимума означает полную утрату сельским сообществом способности к воспроизводству своего населения и нарастающую потребность повторного заселения территории;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) достижение уровня естественного минимума сельского населе-

ния в целом для той или иной территориальной общности свидетельствует о полном угасании ее способности к воспроизводству населения. Указанный ход событий открывает возможность повторного заселения данной территории путем миграции жителей других территорий. Таким образом, разрушая село, во-первых, мы разрушаем основы существования всего общества. Значимость села и сельской местности не может быть сведена к эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства или каких-либо иных видов хозяйственной деятельности.

Во-вторых, многонаселенная сельская местность — надежная гарантия демографического развития любой территориальной общности, страны или региона.

В-третьих, одной из главных задач социально-экономической политики является поддержание численности сельского сообщества на уровне, превышающем пороговые значения ее значительного снижения.

В-четвертых, основной инструмент решения этой задачи — повторное заселение сельской местности. При этом общество неизбежно оказывается перед необходимостью огромных затрат человеческого капитала, материальных и финансовых ресурсов, направленных на формирование привлекательности сельской местности для новых переселенцев. В итоге тот, кто сегодня отказывается вновь заселять сельскую местность (периферию), завтра вынужден будет заново заселять города (центр).

В условиях низкого уровня рождаемости поддержание удельного веса селян на уровне 30-40% общей численности населения служит одним из надежных индикаторов воз-

можностей и перспектив демографического развития того или иного социума.

При доле сельского населения 25% и ниже депопуляция становится практически неизбежной. Этот процесс сегодня можно наблюдать в первую очередь в Ивановской, Мурманской, Свердловской и Ярославской областях, а также в республиках Карелия и Коми. Напротив, многонаселенная сельская местность открывает большие перспективы демографического и социально-экономического развития. Хорошим примером

может служить Республика Башкортостан.

Постоянное ограничение ресурсов подталкивает органы власти долгое время не принимать во внимание сокращение численности сельского населения. Собственно, этот процесс и наблюдается на Среднем Урале и во многих регионах России. Но важно помнить, что повторное заселение сельской местности даже в старо-освоенных районах страны, не говоря уже о северных и восточных территориях, потребует огромных затрат сил и средств.

Литература

1 Гладкова Т.В. Стратегическое планирование, направленное на повышение качества жизни и демографическое развитие в Свердловской области // Институты развития демографической системы общества. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. — С. 454-461.

2 Демографический ежегодник России. 2013. — М.: Росстат. — Режим доступа: www.gks.ru.

3 Пациорковский В.В., Коленникова O.A., Симагин Ю.А. База данных «Муниципальная Россия» // Статистика как средство международных коммуникаций. — СПб.: Нестор-История, 2014. — С. 358-360.

4 Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. — Режим доступа: www.gks.ru.

5 Симагин Ю.А. Динамика численности населения малых городских поселений // Народонаселение. — 2012. — № 2. — С. 47-51.

Bibliography

1. Gladkova T.V. Strategicheskoye planirovaniye, napravlennoye na povysheniye kachestva zhizni i demograficheskoye razvitiye v Sverdlovskoy oblasti. Instituty razvitiya demo-graficheskoy sistemy obshchestva. Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2014. S. 454-461.

2. Demograficheskiy yezhegodnik Rossii. 2013. M.: Rosstat. Available at: www.gks.ru.

3. Patsiorkovskiy V.V., Kolennikova O.A., Simagin YU.A. Baza dannykh «Munitsipal'naya Ros-siya». Statistika kak sredstvo mezhdunarodnykh kommunikatsiy. SPb.: Nestor-Istoriya, 2014. S. 358-360.

4. Predpolozhitel'naya chislennost' naseleniya Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda. Available at: www.gks.ru.

5. Simagin YU.A. Dinamika chislennosti naseleniya malykh gorodskikh poseleniy. Narodo-naseleniye. 2012. №2. S. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.