Научная статья на тему 'Демографические перемены в России как предпосылка модернизации системы образования'

Демографические перемены в России как предпосылка модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Римашевская Наталья Михайловна, Доброхлеб Валентина Григорьевна, Кислицына Ольга Анатольевна

The authors consider the problems of depopulation and demographic ageing of the population in Russia and come to a conclusion about necessity of reforming the system of education in order to raise the quality of human potential of different age cohorts and insure Russia's successful entering the way of innovation development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demographic changes in Russia as a prerequisite of the education system modernization

The authors consider the problems of depopulation and demographic ageing of the population in Russia and come to a conclusion about necessity of reforming the system of education in order to raise the quality of human potential of different age cohorts and insure Russia's successful entering the way of innovation development.

Текст научной работы на тему «Демографические перемены в России как предпосылка модернизации системы образования»

Н.М.РиМашевская, В.ГДоброхлеб, О.Я.Кислицина

Пемогрофичесьие перемены В России

кок предпосылка модернизации системы образования*

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется стойким процессом естественной убыли населения, который начался в 1992 г. и совпал с экономическим кризисом в стране. За 16 лет (1992—2007) убыль составила 12,2 млн. человек. Частично (на 5,7 млн.) она была компенсирована миграцией, и к началу 2008 г. численность жителей России уменьшилась до 142 мл. человек против 148,6 в начале 1993 г. (рис. 1).

Начиная с 1992 г. число смертей в стране устойчиво превышает число рождений (рис. 2). Масштаб убыли населения можно сравнить с потерей целых областей (например, Новгородской или Костромской) или крупных городов (таких, как Краснодар или Барнаул).

Рождаемость в стране снижалась на протяжении почти всего прошедшего столетия. Уже в середине 1960-х она достигла уровня, недостаточного для обеспечения воспроизводства

млн .человек 150000

149000

148000

147000

146000

145000

144000

143000

142000

141000

140000

13 9000

-

о ф V

о,.' о .Г'.- О)' О)' О)' О)' О)'

ЧУ-

Рис. 1. Динамика численности населения России

' Публикация подготовлена при поддержке РФФИ, проект 08—06-00087-а.

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2

- рождаемость

смертность

Рис. 2. Динамика коэффициентов рождаемости и смертности

(на 1000 человек населения)

2,5

2

1,5 1 0,5

0

Рис. 3. Суммарный коэффициент рождаемости

(среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь)

3

населения: суммарный коэффициент рождаемости составил 2,14 (рис. 3). Спад рождений в 1960-х годах был «эхом» Великой Отечественной войны. Только к 1986 г., благодаря осуществлению мер пронаталисткой государственной политики, рождаемость несколько возросла. С 1989 г. возник процесс снижения рождаемости, который носил обвальный характер и несколько затормозился лишь в 2000— 2004 гг., когда показатели рождаемости даже начали слабо расти, что было

связано со вступлением в детородный возраст относительно больших когорт. Однако с 2004 г. началось сокращение числа женщин репродуктивного возраста. Россия остается среди стран с низким уровнем рождаемости (1,3), таких, как: Украина, Чехия, Италия, Латвия, Словения, Болгария, Литва, Словакия, Греция, Румыния, Венгрия, Германия, Япония, а также Польша — 1,2.

Если процесс снижения рождаемости характерен для большинства стран Европы, то динамика показате-

1 1 1 1 1 1 1 ' 1 1 1 1 1 ~ 1400 1200 1000 ООО ООО 400 200 О 0 200 400 600 800 1000 1200 1400

1400 1200 1000 800 600 400 200 0 0 200 400 600 800 1000 1200 1400

Половозрастная структура Половозрастная структура

населения по переписи 1959 г. населения на начало 2007 г.

Рис. 4. Половозрастная структура населения

лей смертности в России отличается от всех развитых стран. Смертность в России превышает рождаемость в 1,5 раза, причем в некоторых регионах — в 2,0-2,7 раза. Ежегодно умирает более 2 млн. человек (в 2006 г. — 2167 тыс. человек), включая более 700 тыс. лиц трудоспособного возраста, выбывающих из жизни в основном в результате предотвратимых причин смерти. Все еще остается высокой младенческая смертность — 9,4 умерших на 1000 родившихся в 2007 г., что существенно выше, чем в странах Запада (5-7 умерших).

Процессы рождаемости и смертности, характерные для всего прошлого столетия, сильно деформировали возрастную структуру населения страны, привели к «провалам», которые влияют на динамику численности россиян сегодня и будут воздействовать в

течение текущего столетия (рис. 4).

Так, снижение рождаемости и высокая младенческая смертность в начале 1930-х годов обусловили сравнительно меньшую численность 75— 79-летних. Поколение, рожденное в 1942—1944 гг., которым к началу 2007 г. исполнилось 62—64 года, оказалось самым малочисленным. Снижение числа родившихся в середине 1960-х годов, связанное с уменьшением рождаемости в военные годы, лежит в основе относительно меньшей численности 34—40-летних. В то же время, сегодня относительно большая численность населения в возрасте от 20 до 24 лет явилась следствием некоторого повышения рождаемости в 1982— 1987 гг. И, наконец, нижняя часть половозрастной пирамиды 2007 г. (рис. 4) демонстрирует обвальное падение числа родившихся и рождаемости, начавшее-

Таблица 1

Численность детского населения

Возрастные группы населения 1990 1995 2000 2005 2006

Дети 0-14 лет и подростки 15-17 лет:

тыс. человек 40 148 % 27,1 Лица моложе трудоспособного возраста:

тыс. человек 36 053 % 24,4

ся в конце 1980-х и принявшее в 1990-е годы катастрофические формы.

Резкое сокращение ежегодного числа родившихся сказалось прежде всего на численности детского населения. В настоящее время в Российской Федерации 27 млн. детей в возрасте 0—17 лет (19%), в то время как в 1990 г их насчитывалось 40 млн. (27%). То есть, если с 1990 г. количество граждан в стране сократилось примерно на 5 млн., то детей — на 15 млн. (табл. 1).

Сокращение числа и доли детей вместе с ростом смертности трудоспособных приводит к старению населения и увеличению иждивенческой нагрузки. Доля лиц старше 60 лет составила по данным переписей: в 1959 г. — 9%, в 1989 г. - 15,3%, в 2002 г. - 18,5%, на начало 2007 г. — 17%. Временное снижение связано с вхождением в старшие возраста малочисленного поколения, рожденного в военные годы.

Сохранение нынешних тенденций рождаемости и смертности может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 г. сократиться до 125—135 млн. человек, а к 2050 г. будет лишь несколько выше 100 млн. человек. Численность трудоспособных в ближайшие годы будет сокращаться по одному млн. в год, и соответственно показатель иждивенческой нагрузки вырастет с 578 (в 2007 г.) до 670—750 на тысячу трудос-

38 014 33 487 27 939 27 014

25,6 22,9 19,6 19,0

33 615 28 387 23 317 22 718

22,7 19,4 16,3 16,0

пособного населения в 2020—2025 гг., а к 2050 — до 900—1000. Вступление в репродуктивный возраст поколения, родившегося в середине 1980-х годов, позволяет ожидать некоторый рост числа рождений, после которого (в 2011—2012 гг.) вновь последует спад.

При этом особое беспокойство вызывает тот факт, что на фоне неуклонного уменьшения численности детей отмечается ухудшение качества будущих поколений, что в первую очередь определяется состоянием здоровья детского населения. Заболеваемость растет во всех возрастных группах и по всем классам нозологий. Подавляющее большинство детей является нездоровыми уже с рождения. В настоящее время рождается больными или заболевает 40% новорождённых. В то время как в 1990 г. этот показатель был равен 15%. Ухудшение здоровья детей в значительной мере обусловлено устойчивой тенденцией падения здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов. Этим предопределяется высокая заболеваемость детей и всего населения в последующие годы, поскольку происходит «накопление груза патологии в поколениях». возникает замкнутый цикл: больная женщина — больной плод — больной ребенок — больной подросток — больные родители. Таким образом, программируется «неполноценная жизнь» ребенка на все после-

дующие периоды жизни с высоким риском развития болезни и инвалидности. Так из поколения в поколение формируется порочный круг бедности и болезней, приводящий к сокращению репродуктивного потенциала нации.

На протяжении всего жизненного цикла детей происходит интенсивное ухудшение их здоровья. С 1991 г по 2006 г. заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась в 1,5 раза, детей подросткового возраста — в 2 раза (рис. 5). По данным НЦ ЗД РАМН, в настоящее время не более 3—10% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми. Среди детей всех возрастных групп отмечается рост хронических патологий. Значительно увеличилась частота поражений эндокринной, костно-мышечной систем, органов кровообращения, пищеварения, мочевыделения, анемий, врождённых пороков развития, то есть патологий, являющихся наиболее частой причиной нарушения социальной адаптации и интеграции ребенка.

Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является уровень детской инвалидности. На конец

2006 г. было зарегистрировано 554 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (т.е. 2% детского населения). По сравнению с 1990 г. число детей-инвалидов, которые получают социальные пенсии, выросло практически в 4 раза, а по сравнению с 1980 г., начиная с которого ведется статистическое наблюдение, — практически в 10 раз (табл. 2).

Ведущими причинами инвалидности в детском возрасте являются инфекционные и соматические заболевания (32,6%), психические расстройства (23%), заболевания нервной системы и органов чувств (21%), врожденные аномалии развития (18%). По показателю учета детская инвалидность в России ниже, чем в странах Запада (в Великобритании — 2,6%, в США — 4%). Однако, по мнению специалистов, реальное число детей инвалидов в России 1—1,5 млн.

В связи с ухудшением состояния здоровья не более 10% детей в полном объёме справляются со школьными требованиями, 30% детей старшего подросткового возраста имеют значительные ограничения в выборе профессии и трудоустройстве. Ежегодно

1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

• Дети 0-14 лет —■— Подростки 15-17 лет

Рис. 5. Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно и подростков в возрасте 15-17 лет (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни на 100 000 детей)

Таблица 2

Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии*

1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего, 53 155 454 675 658 642 624 593 573 554

тыс. человек

На 10 000 детей 16,5 38,6 119,3 201,7 203,7 205,9 207,1 204,2 205,0 205,0

* С 2000 г. - учет детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе в связи с имеющимися хроническими болезнями.

Дополнительный социально-де мографический удар по здоровью и генофонду нации наносит алкоголизация и наркотизация населения. Особенно тревожным является то обстоятельство, что они стремительно захватывают в первую очередь подростков с 14 лет, хотя отмечается рост приобщения к алкоголю и наркотикам детей, даже не достигших десятилетнего возраста.

Сокращение доли детей и молодежи в общей структуре населения, увеличение численности нетрудоспособных, рост заболеваемости и инвалиди-зации населения означает возрастание нагрузки на систему здравоохранения, возникновение проблем с выплатой пенсий и социальных пособий, обострение проблем комплектования Вооруженных Сил, правоохранительных органов, общее сокращение трудовых ресурсов страны.

Начинает проявляться нехватка молодых абитуриентов — выпускников школ, способных учиться в вузах, что в перспективе приведет к значительному сокращению корпуса высококлассных специалистов в различных областях знаний, в том числе в фундаментальной и прикладной науке.

О надвигающихся проблемах в

этой области свидетельствует ежегодное уменьшение числа учащихся в общеобразовательных учреждениях, в сумме составляющее 6 млн. за период 1990/91-2006/07 гг. (рис. 6).

Численность выпускников школ, получивших аттестаты зрелости, также снижается с 2005 г. (рис. 7). Не за горами резкий спад численности в силу обвального снижения рождаемости конца 1980-х — начала 1990-х годов. Особенно провальными будут 2009—2011 гг., затем процесс несколько стабилизируется, но и при этом количество абитуриентов будет составлять не более 65% от уровня 2000 г. По оценкам департамента госполитики в сфере образования, в 2008 г. 11-й класс закончат уже 1,05 млн. человек, а в 2010 г. — всего 808 тыс.

Начиная с 1990-х годов, увеличивается ежегодный прием в вузы (рис. 7). С 2002 г. число принятых в заведения высшего профессионального образования превышает число тех, кто успешно окончил школу и получил аттестат зрелости. В 2006 г. этот разрыв достиг 292 тыс. человек.

В структуре приема в вузы преобладают выпускники общеобразовательных школ — чуть более 50%; лица, имеющие среднее профессиональное образование составляют около 30%; а начальное профессиональное образование около 10%. Лица, поступающие в вузы для получения второго и

ТЫС.

Рис. 6. Численность учащихся в средних общеобразовательных

учреждениях

ТЫС .

численность выпускников школ И прием студентов

Рис. 7. Численность выпускников общеобразовательных школ, получивших аттестаты зрелости, и прием студентов в вузы

третьего высшего образования, также составляют около 10%.

В связи с сокращением выпуска из общеобразовательных школ в ближайшей перспективе можно ожидать рост доли абитуриентов из числа выпускников прошлых лет различных уровней образования. Но для поддержания абитуриентской среды этого ресурса хватит ненадолго. После этого возможно резкое снижение количества абитуриентов в государственные образовательные учреждения высшего

профессионального образования. По прогнозам Министерства образования, к 2010 г. прием граждан в государственные учреждения высшего профессионального образования может сократиться на 25—30%.

Сокращение численности абитуриентов и контингента обучающихся в учреждениях профессионального образования неизбежно приведет к отсутствию конкурса при приеме и, как следствие, к снижению базового уровня знаний у поступивших.

Таблица 3

Распределение населения по возрастным группам (на 1 января), тыс. человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1990 1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Все население 147665 148292 146304 145649 144964 144168 143474 142754 142221

в том числе

в возрасте, лет:

55-59 7834 9810 4995 4884 5487 6435 7656 8590 8985

60-64 8684 6842 8906 8729 7703 6368 5179 4407 4336

65-69 5005 7680 5903 6025 6416 6999 7510 7609 7458

70 и более 9574 10135 12256 12372 12462 12292 12177 12264 12496

Из общей численности

население в возрасте:

моложе 36101 33615 28387 27274 26115 25014 24095 23317 22718

трудоспособного

трудоспособном 83943 84540 88040 88515 89206 89896 90218 90328 90152

старше 27621 30137 29877 29860 29643 29258 29161 29109 29351

трудоспособного

Одновременно мы столкнемся с проблемами сокращения профессорско-преподавательского состава и его трудоустройства; усиления диспропорции между спросом населения на высшее образование и потребностями рынка труда.

Демографические изменения, если их не учитывают как основную составляющую социально-экономической политики и стратегии развития страны, всегда приходятся «не ко времени». С 1990-х годов и по настоящее время в России росли контингенты трудоспособного населения. Увеличение трудоспособных когорт составило более 6 млн. человек (табл. 3).

В демографии этот процесс получил название «демографического окна». При этом увеличение численности рабочей силы позволяет направлять имеющиеся ресурсы на цели развития человеческого капитала, что связано с сокращением демографической нагрузки. Как отмечают эксперты Всемирного Банка, «окно» может оставаться открытым до 40 лет в зависимости от темпов сокращения

рождаемости. Развивающиеся страны находятся в этой ситуации (рис. 8).

Если страны не осуществляют необходимых инвестиций в развитие человеческого потенциала, впоследствии они не могут рассчитывать на дивиденды от его использования. Возможно, многократный рост студенческих контингентов в период реформ в России был связан с интуитивным поведением массовых слоев населения, считавших наиболее выгодным вложения в образование. При этом государственная политика не была направлена на повышение качества обучения, что во многом снизило эффективность вложений домохозяйств в эту сферу. На рис. 9 представлена динамика демографической нагрузки в России конца 1990-х и начала 2000-х годов.

Страна в значительной мере не использовала демографически благоприятную ситуацию, не перераспределяла инвестиции для вложений в человеческий капитал (табл. 4).

Доля затрат на образование, здравоохранение и социальные услуги в РФ ниже любой из стран ЕС. Разрыв с

Примечание. Масштабная шкала показывает диапазон лет, в течение которых коэффициент иждивенчества, т.е. число иждивенцев по отношению к численности населения трудоспособного возраста, сокращается. Источник: Организация Объединенных Наций, 2006 г. Промежуточный вариант.

Рис. 8. Открытие и закрытие демографических окон возможностей

800 700 600 500 400 300 200 100 0

755 759

:

686

663

648

603

590 580 577

1989 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Рис. 9. Динамика коэффициента общей демографической нагрузки в РФ

некоторыми составляет более двух раз. Например, в Чешской Республике доля этих отраслей составляла (17,5%), в

Швеции (16,1%), во Франции (14,0%). В России затраты в 2006 г. были лишь 6,0% от ВВП.

Таблица 4

Отраслевая структура валового внутреннего продукта (структура добавленной стоимости в текущих ценах), % к итогу*

Страны Годы ВВП, всего в том числе в отраслях

сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота про-мыш-лен-ность1 строитель-ство транспорт и связь торговля, гостиницы и ресто-раны2 финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предо-став-ление услуг образование, здраво-охранение, социальные услуги прочие услуги

Россия 2005 100 5,5 33,0 5,4 10,0 20,0 13,5 5,7 6,9

2006 100 4,7 32,6 5,8 9,6 20,2 13,9 6,0 7,2

Страны - члены Европейского союза

Австрия 2003 100 2,0 22,8 7,7 7,6 17,6 22,4 9,9 10,0

Бельгия 2003 100 1,3 19,9 4,8 6,9 13,8 28,6 13,7 10,9

Болгария 2004 100 10,9 25,2 4,8 14,0 9,6 19,2 6,9 9,5

Венгрия 2005 100 4,3 25,3 4,8 7,6 12,5 22,0 10,3 13,2

Германия 2003 100 1,1 24,4 4,2 6,2 11,8 30,5 10,7 11,0

Греция 2002 100 7,0 14,2 8,1 8,5 20,2 21,2 10,2 10,7

Дания 2002 100 2,4 20,5 5,0 7,7 13,5 24,3 15,8 10,8

Ирландия 2003 100 2,7 33,0 8,2 5,6 12,0 21,4 10,6 6,6

Испания 2004 100 3,5 18,5 10,8 7,4 18,6 20,8 10,0 10,6

Италия 2004 100 2,5 21,4 5,2 7,2 16,0 27,7 9,8 10,1

Кипр 2003 100 4,1 11,6 7,7 8,5 20,1 23,5 9,8 14,7

Латвия 2005 100 4,1 15,7 6,3 15,0 22,1 18,7 7,8 10,3

Литва 2003 100 6,2 24,8 7,1 13,3 19,2 12,3 8,5 8,6

Люксембург 2003 100 0,5 10,4 5,9 8,9 11,4 47,2 9,8 5,9

Мальта 2003 100 2,4 22,7 4,5 10,1 17,5 17,9 12,4 12,6

Нидерланды 2003 100 2,5 18,9 5,9 7,2 14,9 26,5 16,1 8,1

Польша 2004 100 5,1 25,4 5,6 7,2 20,0 17,5 8,7 10,6

Португалия 2003 100 3,7 19,3 6,7 6,7 17,2 19,2 13,9 13,3

Румыния 2002 100 13,0 32,1 5,5 11,0 13,5 11,9 8,3 4,8

Словакия 2004 100 3,9 26,5 5,6 10,7 15,1 21,3 7,2 9,7

Словения 2003 100 2,6 30,2 5,7 7,1 13,9 20,2 10,6 9,8

Соединенное 2001 100 0,9 21,3 5,2 7,7 14,9 28,0 12,5 9,5

Королевство

(Великобритания)

Финляндия 2005 100 2,8 25,5 5,9 10,3 12,1 21,1 13,7 8,8

Франция 2004 100 2,5 15,8 5,9 6,4 12,7 31,0 14,0 11,8

Чешская 2004 100 3,3 30,9 6,5 10,8 14,4 16,6 17,53

Республика

Швеция 2002 100 1,8 23,1 4,4 8,2 12,0 24,9 16,1 9,5

Эстония 2005 100 4,0 22,3 7,1 13,7 14,7 20,4 7,8 9,9

* По России данные приведены по ОКВЭД, по зарубежным странам - по МСОК (ISIC).

1 Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, обрабатывающая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

2 Включая ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.

3 Включая прочие услуги.

По прогнозу Росстата, демографическая нагрузка начнет возрастать после 2010 г., «окно демографических возможностей» начнет закрываться. Однако даже в 2016 г. коэффициент общей демографической нагрузки составит 676 нетрудоспособных на 1000 населения трудоспособного возраста. Иными словами, несмотря на увеличение, нагрузка не достигнет показателей начала 1990-х годов, что будет определяться интенсивностью старения населения страны, которое будет нарастать. В России в конце ХХ в., в период между переписями (1989—2002 гг.), число людей в возрасте 60 лет и старше увеличилось более чем на четыре миллиона человек, в основном за счет когорт 64—69, 70 лет и старше. Средний возраст жителей страны за этот период вырос на три года и составил 37,7 года. Разница в уровне демографического старения по регионам достигает более пяти раз. Например, в Тульской области доля населения старше трудоспособного возраста в 2006 г. достигла 26,5%, тогда как в Ямало-Ненецком автономном округе этот показатель равен 5,6%.

Проблемы демографического старения населения наиболее рельефно можно рассмотреть на примере Центрального федерального округа. Здесь уже сегодня складывается ситуация, которая будет характерна для возрастного состава России в будущем. По прогнозам Росстата, к 2016 г., старшее поколение в целом по России составит немногим больше его доли в Центральном федеральном округе в настоящее время. В стране будет 33,4 млн. человек (24,8%) в возрасте старше трудоспособного, что на 4,3 млн. человек больше, чем в 2006. К 2025 г. пожилые и старые составят более четверти в общей численности населения

России. Средний возраст россиян к середине XXI в. составит 50 лет и увеличится по сравнению с 2000 г. на 13,2 года. Структура населения и демографическая динамика дают возможность сделать вывод о том, что старение населения остается необратимой тенденцией.

В 2007 г. по уровню демографического старения среди 192 стран мира РФ занимала 44-е место — 17,2% населения в возрасте 60+ (первое место в рейтинге у Японии — 27,9%, а в конце списка — Арабские Эмираты — 1,7% жителей в возрасте 60 лет и старше). На последующих этапах XXI в. последствия этих демографических тенденций будут открывать для общества всех стран новые возможности, но при этом создавать для них и дополнительные трудности. Большую озабоченность вызывает проблема сокращения численности населения. В условиях депопуляции и демографического старения населения все большее значение приобретают качественные характеристики населения: здоровье, образовательно-квалификационный потенциал, уровень социальной сплоченности. Однако процесс старения населения не однозначен. Еще в 1974 г. американские геронтологи Б.Нейгартен и Э.Шанас писали о «молодых стариках» (the Young Old) и «старых стариках» (the Old Old). Английский демограф П. Ласлетт предложил рассматривать жизненный цикл современного человека состоящим из четырех стадий. Две последние — «третий возраст» и «четвертый возраст» — соответствуют «the Young Old» и «the Old Old». За рубежом в исследованиях с конца 1980-х годов начали выделять быстро растущую группу «самых старых» — тех, кому за 80 лет, а с 1990-х годов — группу сто-

летних долгожителей. Традиционный образ «немощного старика» относится к группе «старых стариков», большая часть которых из-за проблем со здоровьем постоянно нуждается в функциональной поддержке и отходит от общественных дел. В интерпретации П.Ласлетта, «третий возраст» — это продукт успешного экономического и демографического развития, щедрой социальной политики. «Молодые старики» формально, по календарному возрасту могут быть отнесены к группе пожилых или старых, но по состоянию здоровья, своим знаниям, умениям, навыкам, желанию и способности продолжать профессиональную деятельность они — мудрые взрослые и представляют значительный ресурсный потенциал общества. «Третий возраст» означает появление новой стадии в жизненном цикле человека, в дополнение к традиционной классификации: «детство—взрослость—старость». В этой схеме старость — «четвертый возраст». Для определения границы между ними необходимо знать, каким запасом жизненных сил располагает человек в пожилом возрасте. Ресурсный потенциал старшего поколения — это качественные характеристики индивида, значимые для него лично и дающие возможность эффективно взаимодействовать с другими людьми, участвовать в социально-экономической жизни общества. Для расширения социальных трансакций существенным элементом является оценка ресурсного потенциала старшего поколения. М.Денисенко в статье «Тихая революция» [3. С. 16—31] отмечает, что возрастной слой «молодых стариков» в большинстве развитых стран начал формироваться в 1940—1960-х годах. В проведенных авторами исследованиях показано, что в нашей стране оп-

ределенная доля старших возрастных когорт сохраняет ресурсный потенциал, в том числе здоровье, высокий уровень образования, значительный интеллект, потребность продолжать трудовую деятельность, участвовать в общественных делах. Эта группа невелика, что связано в первую очередь с плохим состоянием здоровья.

Главный индикатор, характеризующий здоровье населения, — это ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, которая в России крайне низка. По данным ООН, по сравнению с другими странами Европы у нас самая низкая продолжительность жизни. Свое здоровье как «очень плохое» оценивают 22,7% мужчин и 55% женщин в возрасте 60 лет и старше. В ходе проведенных в 2002—2003 гг. опросов пожилых людей в возрасте 60— 64 лет, 64% мужчин и 60,3% женщин ответили, что имеют заболевания, существенно ограничивающие их жизнедеятельность и работоспособность. Иными словами две трети пожилых россиян к 60 годам утрачивают значительную часть ресурсного потенциала. Вместе с тем, появился слой «третьего возраста». По нашим оценкам, среди незанятых в общественном производстве более 20% мужчин и 19% женщин в возрасте 60 лет и старше сохраняют ресурсный потенциал, среди занятых в экономике таких вдвое больше.

Человеческий потенциал аккумулирует в первую очередь образование и здоровье. Исследования свидетельствуют о том, что уровень занятости в пожилом возрасте связан с уровнем образования. Занятость пожилых приносит значительный социально-экономический эффект, так как создается новый продукт, вносится вклад в экономический рост, увеличивается семейный доход, сохраняются социальные связи.

Таблица 5

Доля занятых пожилых мужчин и женщин в зависимости от уровня образования

Возраст, пол Послевузовское Высшее Незаконченное Среднее

высшее специальное

60 - 64 года

Мужчины 66,9 45,2 30,8 28,1

Женщины 47,3 29,2 17,3 15,9

65 - 69 лет

Мужчины 56,9 30,7 18,4 15,4

Женщины 34,4 17,0 9,0 8,1

70 лет и старше

Мужчины 32,9 10,9 5,1 4,4

Женщины 15,2 4,7 1,9 1,7

Рассчитано по результатам Всероссийской переписи населения 2002 г.

Демографические изменения требуют адаптации всех экономических и социальных институтов к новым условиям. В России особая роль принадлежит интенсификации развития, основанного на знаниях, так как только это позволяет добиваться успехов не числом, а умением, частично компенсировать количественные изменения повышением качества населения, человеческого потенциала в целом — улучшением здоровья, увеличением продолжительности жизни, ростом уровня и совершенствованием структуры образования. Наша образовательная система остается в значительной мере закрытой для людей пожилого возраста, а общество в лучшем случае настроено индифферентно в отношении особых образовательных потребностей.

Какие изменения необходимы? Во-первых, осознание, что люди всех возрастов представляют общественную ценность. Это особенно важно понимать, так как пожилые, с одной стороны, уже внесли свой вклад в экономическое развитие, а с другой — при условии сохранения и поддержания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

их потенциала, они могут оставаться участниками социально-экономических процессов, если учитывается их трудовая мотивация. В России разработана Концепция образования взрослых, при Министерстве образования и науки РФ по данной проблематике создан совет. Однако пока не сложился действенный механизм включения широких слоев российского населения в систему «образования через всю жизнь».

Больше образованных людей, в том числе пожилых — это большие возможности для экономического роста, так как в условиях демографического старения пожилые люди с высоким уровнем образования и мотивации занятости представляют собой фактор устойчивого экономического развития общества и личностной самореализации. Требует более пристального внимания подготовка программы образования и повышения квалификации стареющей рабочей силы. В современных условиях это направление деятельности может быть реализовано в одном из национальных проектов, цель которого — сохранение ресурсно-

го потенциала россиян в течение всего жизненного цикла. Это — один из пунктов «Гамбургской декларации об обучении взрослых». Сейчас доля пожилого населения в мире по отношению к общему населению нашей планеты выше, чем когда бы то ни было, и она неуклонно растет. Пожилым людям предстоит внести свой вклад

в развитие цивилизации. В связи с этим важно, чтобы они имели возможность учиться на равных условиях и соответствующим образом. Следует признать, по достоинству оценить и использовать их навыки и способности. Необходимо адаптировать российскую систему образования с учетом демографических процессов.

Литература

1. Альтернативный доклад - 2005 в Комитет ООН по правам ребенка. Комментарии Коалиции российских НПО к Третьему Государственному периодическому докладу о реализации РФ Конвенции о правах ребенка М.: РОО "Право ребенка", 2005.

2. Демографическая политика России: от размышлений к действиям. М.: Представительство ООН в России, 2008.

3. Денисенко М. Тихая революция // Отечественные записки. 2005. № 3.

4. Доброхлеб В. Г. Ресурсный потенциал и занятость пожилых людей в современной России. Ярославль: Лад, 2004.

5. Доклад о мировом развитии—2007. Проблема молодежных поколений в контексте развития. Вашингтон: Всемирный Банк, 2007.

6. Женщины и мужчины России—2006: Стат. сборник. М., 2007.

7. Здоровье детей России / Под ред. А.А.Баранова. М., 1999.

8. Здравоохранение в России—2007: Стат. сборник. М., 2007.

9. Евдокимов М.Ю. Демографические и социально-экономические предпосылки развития образования в России: Материалы 13-й международной конференции молодых ученых. СПб., 2002

10. О контрольных цифрах приема граждан

в федеральные учреждения профессионального образования в 2006 г.: Доклад на коллегии Минобрнауки России 1 февраля 2006 г.

11. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года: Стат. бюллетень. М., 2005.

12. Резолюция X Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». 6—9 февраля 2006, Москва. http://www. pediatr-russia.ru/hotnews/congress_x.html

13. Российская федеральная служба государственной статистики. Россия и страны Евросоюза. http://www.gks.ru/bgd/ regl/B07_65/Main.htm

14. Документы по проблемам образования взрослых. http://www.znanie.org/pravo /

15. Kertzer D., Leaflet P. Aging in the Past Demography, Society, and Old Age. Berkeley, 1995.

16. Neugarten B.L. Age groups in American Society and the Rise of the Young Old. Political Consequences of Aging // Annals of the American Academy of Social and Political Science. 1974. Vol. 415.

17. World Population Ageing 2007. UN. New York, 2007.

18. Социальное положение и уровень жизни населения России 0150 2008: Стат. сборник. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.