Научная статья на тему 'Демографические аспекты региональной социальной политики'

Демографические аспекты региональной социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
659
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ / СЛОВА: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОРИДОРЫ МИГРАЦИИ / МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ / СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ / REGIONAL POLICY / MIGRATORY PROCESSES / CORRIDORS OF MIGRATION / MIGRATION GROWTH RATE / SOCIAL TENSIONS / POPULATION COMPOSITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петросянц Даниэл Викторович

В статье рассматриваются вопросы эксклюзивности выстраивания социальной политики в условиях многонациональности, многоконфессиональности, атомизации современного российского социума. В круг тем, рассматриваемых в настоящем исследовании, входят: проблема неравномерного расселения людей по территории государства, порождаемая неудовлетворённостью различных социальных групп и страт общества условиями проживания; миграционные процессы; вопросы социальной напряжённости, спровоцированные этими процессами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC ASPECTS OF THE REGIONAL SOCIAL POLICY

This manuscript discusses issues of exclusivity of building the social policy in multi-national, multiconfessional conditions, atomization of the modern Russian society. The problem of uneven population settlement on the territory of the state that originates from dissatisfaction with the living conditions by different social groups and strata of the society, migratory processes, issues of social tensions brought up by these processes are some of the problems discussed in the present study.

Текст научной работы на тему «Демографические аспекты региональной социальной политики»

Экономика народонаселения и демография

ПЕТРОСЯНЦ Д.В.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ1

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эксклюзивности выстраивания социальной политики в условиях многонациональности, многоконфессиональности, атомизации современного российского социума. В круг тем, рассматриваемых в настоящем исследовании, входят: проблема неравномерного расселения людей по территории государства, порождаемая неудовлетворённостью различных социальных групп и страт общества условиями проживания; миграционные процессы; вопросы социальной напряжённости, спровоцированные этими процессами,

Ключевые слова: региональная политика, миграционные процессы, коридоры миграции, миграционный прирост, социальная напряжённость, состав населения.

PETROSYANTS D.V.

DEMOGRAPHIC ASPECTS OF THE REGIONAL SOCIAL POLICY

Abstract. This manuscript discusses issues of exclusivity of building the social policy in multi-national, multi-confessional conditions, atomization of the modern Russian society. The problem of uneven population settlement on the territory of the state that originates from dissatisfaction with the living conditions by different social groups and strata of the society, migratory processes, issues of social tensions brought up by these processes are some of the problems discussed in the present study.

Keywords: regional policy, migratory processes, corridors of migration, migration growth rate, social tensions, population composition

Принято считать, что большинство статистических показателей страдает неточностью, связанной с методами сбора и верификации информации. И только замеры численности населения — это тот показатель, с которым можно анализировать социально-экономические процессы на протяжении веков. «В общественных науках мало точных цифр. Пожалуй, население страны — единственное, что безоговорочно известно» [1]. Вопросы демографии, роста народонаселения, числа проживающих на земле и ограниченность ресурсов издревле волнуют умы человечества. Среди тех, кто уделял этому особое значение, можно назвать Платона, Леонарда Эйлера, Томаса Мальтуса, Пола Маккендрика. Из современных учёных серьёзно занимался этой проблематикой и С. П. Капица, в последние годы своей жизни опубликовавший целый ряд интересных работ [2, 3 и др.].

После развала Советского Союза на его территории образовалось пятнадцать независимых государств. Самым крупным и системообразующим элементом распавшегося союза стала Российская Федерация. Несмотря на прошедшие годы, роль «старшего брата» в отношении большинства стран СНГ по-прежнему является неотъемлемой частью роли РФ на постсоветском пространстве. Большинство демографических процессов, характерных для современной России, являются прямым следствием тех социально-экономических процессов, которые происходят в странах СНГ, других приграничных государствах, во всём мире. По мнению члена-корреспондента РАН В. А. Цветкова, «произошедшее на постсоветском пространстве размежевание, обусловленное государственно-политическими интересами, совершенно невыгодно во множестве экономических смыслов. Тем более для новых национальных экономик, ещё недавно представлявших собой в совокупности единое целое и не утративших до настоящего времени множества прямых кооперационных производственно-хозяйственных связей и торговых отношений» [4].

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00094а.

и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, а также изучение процессов, связанных с изменением объёма и качественного состава народонаселения. Кроме того, демографическая политика тесно взаимосвязана с другими звеньями социальной политики: регулированием условий занятости и труда, жизни и экологической обстановки, уровня жизни (доходы, образование, культура, охрана здоровья, социальное обеспечение).

Цели и задачи демографической политики формулируются государством в федеральных законодательных документах, концепции развития — в планах и программах действий региональных правительств, в декларациях политических партий, учёными-демографами и т. п. Цели демографической политики, как правило, сводятся к мероприятиям по корректировке воспроизводства населения, направленным на стабилизацию нынешней или изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения, изменению темпов этой динамики посредством осуществляемых действий. Демографическая политика опосредованно влияет на рождаемость, смертность, семейный состав, расселение по регионам и мегаполисам, внутреннюю и внешнюю миграцию, качественные характеристики населения и т. п.

Как уже было отмечено выше, основным и главным показателем демографического развития страны является численность населения. Исходя из гипотезы, что это и есть ключевой показатель развития, Россия находится в глубоком кризисе, что можно констатировать не только по главному показателю численности населения страны (табл. 1), но и на ряде производных коэффициентов, рассчитываемых статистическими службами РФ, к которым, в первую очередь, относятся:

- общие коэффициенты рождаемости и смертности;

- коэффициент естественного прироста;

- общие коэффициенты браков и разводов;

- среднегодовая численность населения.

Общие показатели естественного движения используются, как правило, для оценки текущих изменений в развитии населения в целом. Для развёрнутой (полной) характеристики демографической ситуации наряду с общими коэффициентами используются и специальные.

Среди них:

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

- коэффициенты смертности по причинам смерти;

- коэффициент младенческой смертности.

К 2020-2025 годам численность населения России может увеличиться до 148-150 миллионов человек, утверждает министр труда и социальной защиты М. Топилин. Свою оценку он озвучил в ходе заседания Совета при Президенте РФ 26 февраля 2013 года, посвящённого реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В долгосрочной Концепции демографической политики заложены планы по увеличению численности населения России к 2025 году до 145 миллионов человек. Однако декларация ли это о намерениях, выдающих желаемое за действительное, или вполне чётко просчитанный демографами прогноз, узнаем только с течением времени.

Таблица 1

Естественное движение населения РФ

Год Число родившихся, тыс. чел. Число умерших, тыс. чел. Естественный прирост, убыль (-) Численность населения, тыс. чел.

1960 2 782 886 1 896 119 906

1970 1 904 1 131 773 130 252

1980 2 203 1 526 677 138 483

1990 1 989 1 656 333 147 969

2000 1 266,8 2 225,3 -958,5 146 597

2005 1 457,4 2 303,9 -846,5 143 114

2010 1 788,9 2 028,5 -239,6 142 856

2011 1 793,8 1 925,0 -131,2 142 865

2012 1 902,1 1 906,3 -4,2 16,3

2013 1 895,8 1 871,8 24,0 15,5

Источник: официальные данные Росстата. URL: http://www.gks.ru/.

В таблице 2 представлен национальный состав РФ по данным последних переписей населения — в 1989 году ещё в СССР, а также в 2002 и 2010 годах. Из таблицы следует, что большинство граждан РФ считают себя русскими, но называть наше государство мононациональным не следует. Ведь даже записавшись «русскими» в ходе анкетирования, ряд российских граждан всё равно себя причисляют к другим национальностям, в частности, здесь присутствуют наследные от СССР тенденции, когда быть русским было выгоднее «нацмена» по ряду социальных признаков, в частности для партийной карьеры.

Таблица 2

Национальная структура населения РФ, %

1989 2002 2010

Русские 81,5 80,6 80,9

Татары 3,8 3,9 3,9

Украинцы 3,0 2,0 1,4

Башкиры 0,9 1,2 1,2

Чуваши 1,2 1,1 1,0

Чеченцы 0,6 0,9 1,0

Армяне 0,4 0,8 0,9

Аварцы 0,4 0,6 0,7

Мордва 0,7 0,6 0,5

Казахи 0,4 0,5 0,5

Прочие 7,1 7,8 8,0

Всего 100 100 100

Источник: официальные данные Росстата. URL: http://www.gks.ru/.

Обеспокоенность ситуацией с демографией в России выразилась в ряде высказываний Президента РФ, сформулированных в его Послании Федеральному собранию 12.12.2012:

- На протяжении только XX века Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. В нашей стране несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, всё и так развалится само по себе.

- К началу 2000 года население России сокращалось — вдумайтесь только в эти цифры, вы о них хорошо знаете, но возвращаю вас к этой трагедии, — население России почти ежегодно сокращалось на 1 миллион человек. И казалось, что невозможно остановить эту катастрофу. Демографический прогноз звучал тогда как окончательный приговор стране.

- Но нам удалось переломить эту разрушительную тенденцию. После запуска демографических программ население России стабилизировалось, я уже об этом сказал, а начиная с 2010 года начало расти. Это наше ключевое достижение.

- Демографические программы, принятые в прошлом десятилетии, слава богу, работают. Численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. За январь-сентябрь текущего года она выросла более чем на 200 тысяч человек. При этом впервые за всю новейшую историю нашей страны мы пять месяцев подряд фиксируем естественный прирост населения: рождаемость наконец стала превышать смертность.

- Сегодня продолжительность жизни в России за последнее четырёхлетие выросла почти на 2,5 года — это хороший показатель — и превысила 70 лет. Однако уровень смертности у нас ещё очень высок, особенно среди мужчин среднего возраста. Мы вместе обязаны преодолеть, прямо скажу, безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни.

- Наряду с развитием здравоохранения больше внимания следует уделять сбережению здо-

ровья. Конечно, это не означает, что мы с меньшим вниманием станем относиться к улучшению медицинской помощи, повышению её доступности, вовсе нет. Но действий только в области медицины недостаточно. Правительство должно внедрять программы замещения мест с вредными условиями труда, повышения безопасности на дорогах. Только курение — мы знаем об этом с вами хорошо и много раз уже повторяем, — алкоголизм, наркомания преждевременно уносят сотни тысяч жизней наших граждан ежегодно.

- Уже начиная с 2013 года начнём выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующего детей в тех регионах страны, где демографическая ситуация пока хуже, чем в среднем по стране. Таких субъектов Федерации у нас пятьдесят. Большая их часть сосредоточена в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

- ... напоминаю главам всех субъектов РФ о необходимости создания и осуществления собственных региональных программ демографического развития. Демографы утверждают, что выбор в пользу второго ребёнка — это уже потенциальный выбор в пользу третьего. Важно, чтобы семья сделала такой шаг. И, несмотря на сомнения некоторых экспертов — а я отношусь к ним с уважением, — я всё-таки убеждён, что нормой в России должна стать семья с тремя детьми.

Указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 была принята «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года», которая чётко выстраивает приоритеты (выдержки):

- сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- повышение уровня рождаемости;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учётом необходимости их социальной адаптации и интеграции [5].

Концепция предполагает комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране:

- формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни;

- проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья;

- ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий;

- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи;

- улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения;

- применение инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ;

- пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей;

- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.

Реализацию демографической политики РФ на период до 2025 года предполагается осуществлять путём:

- дальнейшего совершенствования законодательства РФ в сфере семейного, налогового и

жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учётом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств РФ, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

- включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

- учёта задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

- методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

- постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

- развития научных исследований в сфере народонаселения.

Миграционная политика. Как и любые социальные процессы, миграции носят спонтанный характер, однако совершенно предсказуемый и прогнозируемый. Задача государства — чётко выработать свою позицию по вопросам въезда иностранцев в РФ и переезда иногородних в другие регионы страны, контроля миграционных потоков. С начала 1990-х годов в России сложилось отношение к миграции, как к временному проекту, а к мигрантам (сначала к беженцам, а потом и к трудовым мигрантам), соответственно, как к временным жителям страны. Но сегодня очевидно, что Россия стала принимающей страной прочно и надолго, и временной миграцией дело не ограничивается. «Для большинства гастарбайтеров миграция — это долгосрочный проект. По данным выборочного опроса мигрантов, не более 20-25% трудовых мигрантов приезжают на короткий срок (до полугода)» [6].

Надо понимать, что процессы переселения являются объективными, и люди ищут себе место для проживания, исходя из личных интересов, собственной выгоды, оптимизации своей трудовой деятельности, по возможности стремясь занять наиболее успешное место в обществе. Состав населения — не раз и навсегда устоявшаяся постоянная величина, он меняется количественно и качественно. При оценке миграционных процессов надо учитывать, что предпринимаемые государством меры практически во всех случаях будут отставать от реальных событий. Только когда количественные характеристики переходят в качественные, когда проблемы выходят за рамки частных случаев, государство начинает предпринимать попытки контролировать ситуацию.

Если до недавнего времени мигранты не предъявляли серьёзных вызовов социальной системе принимающего государства и были практически невидимы для неё, то теперь ситуация меняется. Очевидно, что рано или поздно социальная система страны должна отреагировать на изменения в обществе, связанные с миграцией. Вместе с ростом миграции из Центральной Азии среди мигрантов растёт доля мусульман, примерно 1/3 которых регулярно или иногда посещает в России мечети (в то время как на родине это делают 2/3 респондентов). Принадлежность к исламу, безусловно, оказывает влияние на многие стороны жизни мигрантов в России. Вместе с этим снижается уровень образования и профессиональной подготовки. По данным выборочных опросов трудовых мигрантов из стран СНГ, 50% не имеют профессионального образования. Происходит сдвиг к бедной части социального спектра [7].

Миграция подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Помимо вопросов, требующих неотложных решений в рамках внешней миграционной политики для современной России характерна проблема внутренней миграции. Так, в 2013 году сложной болевой точкой на карте страны стали события в Ставропольском крае. Это конфликты, связанные с переселением в регион жителей северокавказских республик. Ментально-этнические разногласия переходят в фазу открытого межнационального и, что особенно опасно, межконфессионального конфликта. Доходит до того, что русскоязычное население южных станиц Ставрополья вынуждено переселяться в Центральную Россию, в связи с невозможностью проживания в добрососед-

Петросянц Д.В.

демографические аспекты региональной социальной политики

ских отношениях с новыми соседями. При этом власть очень нерасторопна.

Миграционная политика является «лакомой» темой для политиков, ведь, воздействуя на ксе-нофобные настроения всего лишь лозунгами и декларациями, определённые целевые группы населения можно целенаправленно отвлекать от иных насущных проблем посредством поиска врага, иноверца и т. п.

Так, в конце мая 2013 года в СМИ началась активная кампания. С заявлением на эту тему выступил мэр Москвы С. Собянин, сказав, что он против того, чтобы создавать в городе «гетто, районы с монокультурой». По словам мэра, в мировой практике есть такой опыт, однако «ничего хорошего из этой идеи не получилось». «И даже последние события в патриархальной Швеции показали, что это очень опасно — формировать такие районы. Я категорически против этого. Считаю, что Москва — российский город, и таким она должна оставаться. Не китайским, не таджикским и не узбекским». С. Собянин также против того, чтобы мигранты оставались «просто так» в Москве. «Если кого-то оставлять, то в первую очередь, русскоязычных, с адекватной нашим традициям культурой. Соотечественников — так мы их условно называем. Людям, которые плохо говорят по-русски, у которых совершенно другая культура, лучше жить в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

своей стране......Мы не приветствуем их адаптацию в Москве. Я считаю, что, скорее всего, это

сезонные рабочие, которые, поработав, должны ехать к своим семьям, в свои дома, в свои страны......Мы всегда рады гостям, Россия — многонациональная страна, все национальности и

традиции перемешаны. Выделять их отдельно, противопоставлять другим культурам очень опасно, просто взрывоопасно, особенно для нашего города» [8].

Как отметил в интервью, данном В. Познеру в эфире Общественного российского телевидения (ОРТ), глава Федеральной миграционной службы (ФМС) К. Ромодановский, ситуация с мигрантами в России, и особенно в Москве и Санкт-Петербурге, не может не беспокоить. «Мы понимаем, что миграция должна давать позитив для экономики, и не выступаем против миграции как явления, — пояснил он. — Но когда мы на протяжении двух лет видим 37-процентный рост въезда иностранных рабочих в Россию, причём половина из них — представители Центральной Азии, а половина из этой половины не знает русский язык, возникает вопрос: зачем они приехали в Россию?» [9].

Говоря об экономическом значении трудовой миграции, К. Ромодановский выразил уверенность в том, что мигранты, безусловно, нужны, так как «любому государству требуется достаточное и даже немного избыточное количество рабочих рук, иначе будет остановка экономики». Вместе с тем, по мнению главы ФМС, «подходы, связанные с привлечением иностранной рабочей силы, нужно существенно реформировать». Механизм квотирования, который существует сегодня, негибкий. По мнению Ромодановского, нужен европейский вариант: в центре занятости вывешиваются вакансии, и если они в течение месяца или двух не занимаются российскими гражданами, то организация занятости субъекта имеет право разрешить занять эту вакансию иностранцу. Глава ФМС называет своей главной задачей не допустить в Россию как можно больше людей, которые будут просто праздно «шататься» по улицам, не имея постоянного заработка, и поэтому склонны к совершению преступлений. Что же касается компенсации потерь трудоспособного населения при помощи мигрантов, то, по словам главы ФМС, большую роль здесь должна сыграть программа содействия переселению соотечественников из-за рубежа. «В прошлом году эта программа дала 63 тысячи человек, и это не предел, мы можем выйти на 100-тысячный уровень. Правда, это произойдёт не в этом году, так как предстоит запуск новой редакции программы, но уже в следующем году будут серьёзные показатели».

Итак, споры о том, нужна ли миграция России, неактуальны. Этот процесс неизбежен, необходим и требует ускоренных темпов. Однако не всё так просто: проблема в том, что мы хотим видеть въезжающих в страну высококвалифицированных специалистов, легко адаптируемых к окружающей среде соотечественников из стран бывшего СССР. Приезжают же в основном недостаточно образованные жители среднеазиатских стран, ментально переставшие быть близкими российской культуре и быту. Это вызывает появление в российских мегаполисах, а именно в крупные города съезжается основной миграционный поток, своего рода анклавов, филиалов или представительств этих стран, а мигранты и не думают адаптироваться и растворяться в российском жизненном пространстве. Кроме того, помимо трудовых мигрантов как из регионов России, так и из-за рубежа, Москва и другие крупные российские города притягивают криминалитет, организованные преступные сообщества, формируемые по национальному, этническому,

конфессиональному принципам. Всё это не способствует развитию конструктивной коммуникации между коренными жителями и мигрантами.

Другой аспект — внутренняя миграция из трудоизбыточных регионов РФ. Обратимся к ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). В таблице 3 представлены данные Росстата за 2013 год по возрастной структуре населения по субъектам СКФО. Обращает на себя внимание более мобильный в демографическом аспекте состав населения: в среднем численность населения моложе трудоспособного возраста по СКФО больше, чем по Российской Федерации, на 6,9%, а населения старше трудоспособного возраста — меньше на 7,4%.

Таблица 3

Возрастной состав населения в Российской Федерации и в СКФО, 2013

Население моложе трудоспособного возраста Население в трудоспособном возрасте Население старше трудоспособного возраста

Российская Федерация 17,2 59,3 23,5

Центральный федеральный округ 14,8 59,3 25,9

Москва 13,7 61,2 25,1

Южный федеральный округ 16,9 58,4 24,7

Северо-Кавказский федеральный округ 24,1 59,8 16,1

Республика Дагестан 26,5 61,7 11,8

Республика Ингушетия 30,7 59,3 10,0

Кабардино-Балкарская Республика 21,2 60,9 17,9

Карачаево-Черкесская Республика 20,7 59,7 19,6

Республика Северная Осетия — Алания 20,3 58,0 21,7

Чеченская Республика 34,8 56,3 8,9

Ставропольский край 17,8 59,5 22,7

Источник: официальные данные Росстата. и к^: http://www.gks.ru/.

В таблице 4 представлены коэффициенты миграционного прироста на 10 тысяч человек населения в СКФО. Данные свидетельствуют о том, что среднероссийский прирост населения (+21 в 2013 году), ещё больший по ЦФО и Москве с одной стороны и компенсирующая его отчасти в рамках внутренней миграции отрицательная миграция в республиках СКФО с другой дают некоторое представление о тенденциях, характерных для внутренней миграции по различным регионам России.

Таблица 4

Коэффициенты миграционного прироста на 10 тысяч человек населения

2005 2010 2011 2012 2013

Российская Федерация 20 19 22 21 21

Центральный федеральный округ 101 74 56 62 60

Москва 216 141 51 89 90

Северо-Кавказский федеральный округ 2 4 -34 -41 -40

Республика Дагестан 55 36 -74 -82 -73

Республика Ингушетия -499 -158 148 92 63

Кабардино-Балкарская Республика -127 -50 -65 -72 -72

Карачаево-Черкесская Республика 93 46 -91 -99 -87

Республика Северная Осетия — Алания 18 -25 -86 -87 -78

Чеченская Республика -32 -44 -27 -35 -35

Ставропольский край 64 34 10 8 4

Источник: официальные данные Росстата. URL: http://www.gks.ru/.

Таким образом, в Российской Федерации существуют миграционные коридоры как внешней, так и внутренней направленности. Сегодня в ряде стран мира наблюдаются подобные явления. В качестве примера можно привести границу Мексики с США, а также поток мигрантов-беженцев из Северной Африки на юг Европы. Явления эти, как правило, приобретают спонтанный и неконтролируемый характер, и государственные службы начинают реагировать на уже существующие и набравшие силу процессы.

В России, как и в бывшем СССР, основным местом притяжения как для внутреннего, так и для внешнего потока мигрантов является центр страны, в первую очередь, крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и др. Возникают и устойчивые миграционные коридоры из-за пределов страны — это Юго-Восточная Азия, существенно трудоизбыточный и перенаселённый регион. От того, как наше государство сумеет упорядочить уже существующие миграционные коридоры, в ряде случаев легализовав, в других — ужесточив процесс переселения мигрантов, будет зависеть и национально-демографический паритет как в России в целом, так и в отдельных регионах.

Литература

1. Капица С. П. Демография. Пределы роста человечества / С. П. Капица // Прямые инвестиции. — 2009. — № 5. —С. 20-26.

2. Капица С. П. Общая теория роста человечества / С. П. Капица // Сколько людей жило, живёт и будет жить на земле / Сер.: Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения. — М.: 1999.

3. Капица С.П. Очерк теории роста человечества: демографическая революция и информационное общество / С. П. Капица //М.: 2008.

4. Цветков В. А. Место и роль России на постсоветском пространстве / В. А. Цветков // Пространственная экономика. — 2011. — № 1. — С. 49.

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. — URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/knigi/ koncepciya/koncepciya25.html, дата обращения: 20.03.2013.

6. Ю. Тюрюканова. Инокультурная миграция. Другой не будет // Новая газета. — URL: http:// www.ng.ru/stsenarii/2010-11-23/13_migraciya.html, дата обращения: 20.03.2013.

7. Зайончковская Ж., Тюрюканова Е., Флоринская Ю. Трудовая миграция в Россию: как двигаться дальше. — М.: МАКС Пресс. — 2011.

8. Сергей Собянин «Московским новостям»: Нужны и демократия, и власть //Московские новости. — URL: http://mn.ru/moscow_authority/20130530/347635870.html, дата обращения: 30.05.2013.

9. Гость программы «Познер» 27 мая — Константин Ромодановский // Познер онлайн. Официальный сайт Владимира Познера. — URL: http://pozneronline.ru/2013/05/4764/, дата обращения: 27.05.2013.

References:

1. Kapitsa S. P. Demography. The limits to growth of humanity / S. P. Kapitsa // Direct investments. — 2009.

— No. 5. —S. 20-26.

2. Kapitza S. P. the General theory of the growth of humanity / S. P. Kapitsa // How many people lived, lives and will live on earth / CEP.: Cybernetics: unlimited possibilities and possible limitations. — M.: 1999.

3. Kapitsa S. P. outline the theory of the growth of humanity: the demographic revolution and information society / S. P. Kapitsa //M.: 2008.

4. Tsvetkov V. A. the Place and role of Russia on the post-Soviet area / V. A. Tsvetkov // Spatial Economics. — 2011. — No. 1. — P. 49.

5. The concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025. — URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciyaikoncepciya25.html, accessed: 20.03.2013.

6. Researcher Yu. Cultural migration. There'll be no other // Novaya Gazeta. — URL: http://www.ng.ru/ stsenarii/2010-11-23/13_migraciya.html, accessed: 20.03.2013.

7. Zayonchkovskaya Zh., Tyuryukanova E, Florinskaya Yu. Labour migration to Russia: how to move forward.

— M.: MAKS Press. — 2011.

8. Sergei Sobyanin "Moscow news": Right and democracy, and the power //the Moscow news. — URL: http:// mn.ru/moscow_authority/20130530/347635870.html, accessed on 30.05.2013.

9. The guest of the program "Pozner" on may 27 — Konstantin Romodanovsky // Posner online. Official website of Vladimir Pozner. — URL: http://pozneronline.ru/2013/05/4764/, accessed on 27.05.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.