Научная статья на тему 'Демографическая ситуация в Республике Коми: особенности, успехи последних лет, перспективы'

Демографическая ситуация в Республике Коми: особенности, успехи последних лет, перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2380
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
численность населения / естественный прирост / смертность / ожидаемая продолжительность жизни / рождаемость / репродуктивные установки / демографическая политика / Республика Коми / population / natural increase / mortality / life expectancy / birth rate / reproductive attitudes / demographic policy / the Komi Republic
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическая ситуация в Республике Коми: особенности, успехи последних лет, перспективы»

Попова Л.А.

д.э.н., доцент, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН,

Сыктывкар

popova@iespn.komisc.ru

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ: ОСОБЕННОСТИ, УСПЕХИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, ПЕРСПЕКТИВЫ1

Ключевые слова: численность населения, естественный прирост, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, рождаемость, репродуктивные установки, демографическая политика, Республика Коми.

Keywords: population, natural increase, mortality, life expectancy, birth rate, reproductive attitudes, demographic policy, the Komi Republic.

Начало нового столетия ознаменовалось в России улучшением демографической ситуации, которая в 1990-е годы безоговорочно характеризовалась как кризисная. С 2000 г. наблюдается рост уровня рождаемости населения, с 2004 г. - снижение смертности. В результате встречных благоприятных тенденций рождаемости и смертности с 2013 г., после 21 года естественной убыли населения, в России вновь фиксируется положительный естественный прирост. Масштабы его невелики. Хотя за 2013-2015 гг. произошло увеличение его абсолютной величины с 24 до 32 тыс. человек2, а общего коэффициента с 0,1 на 1000 человек населения до 0,3%о (данные за 2014-2015 гг. с учетом Крымского ФО), трудно предположить, что рост показателя продолжится и в дальнейшем, поскольку динамику общего коэффициента смертности уже с 2014 г. можно характеризовать как стагнацию, а снижение и стагнация общего коэффициента рождаемости начались еще в 2013 г. Безусловно, успехи в улучшении демографической ситуации достигнуты очень значительные. Ожидаемая продолжительность жизни россиян в 2015 г. впервые в истории превысила 71 год (составив 71,4 лет для всего населения, 65,9 лет для мужчин и 76,7 лет для женщин). Суммарный коэффициент рождаемости, рассчитанный для условного поколения 2015 г., достиг 1,78 детей на одну женщину в течение детородного периода против 1,16 у поколения 1999 г. Однако есть все основания полагать, что эти показатели близки к предельным, и уже 2016-2017 годы будут характеризоваться ухудшением их динамики. В регионах страны основные тенденции демографических процессов в целом повторяют общероссийские. В то же время существует региональная специфика демографического развития, обусловленная рядом факторов: социально-экономических, демографических, исторических, этнических, религиозных и пр. В данной статье будут рассмотрены особенности, успехи последних лет и перспективы развития демографической ситуации в Республике Коми.

Республика Коми характеризуется как негативными, так и позитивными особенностями демографического развития. К числу негативных следует отнести быстрое сокращение численности населения, обусловленное, главным образом, масштабным миграционным оттоком; ниже среднего по стране показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении; повышенный удельный вес в структуре смертности внешних причин смерти и экзогенных заболеваний, в определенной степени обусловленный молодой возрастной структурой населения республики, но в любом случае это смертность преждевременная и предотвратимая; значительная доля рождений вне брака в общей структуре рождений. К позитивной специфике демографического развития относятся выше общероссийского в последние годы уровень суммарного коэффициента рождаемости и низкий коэффициент младенческой смертности.

Сокращение численности населения наблюдалось в России с 1993 г. (148,6 млн. человек на 1 января 1993 г.) до 2009 г. (142,9 млн. человек на начало 2010 г.). За это время население страны уменьшилось на 3,8%. В 2010 г. объем миграционного прироста превысил размер естественной убыли населения и наметился небольшой рост его численности, с 2013 г. подкрепленный положительным естественным приростом, а в 2014 г. - присоединением двух новых субъектов. На 1 января 2016 г. численность населения России оценивается в 146,5 млн. человек3, т.е. за шесть лет оно увеличилось на 2,5%. В Республике Коми максимальную численность населения 1250,8 тыс. человек зафиксировала перепись 1989 г. К началу 2016 г. население уменьшилось на 31,5% - до 856,8 тыс. человек. Более существенно сократилось сельское население - на 38,1% (с 306,4 тыс. человек до 189,7 тыс.). Городское - на 29,4% (с 944,4 тыс. человек до 667,1 тыс.)4. Сокращение численности населения республики продолжается.

1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-02-00355 «Влияние федеральных и региональных мер демографической политики на репродуктивные установки населения и перспективы рождаемости»).

2 Официальный сайт Росстата. - http://www.gks.ru/

3 Там же.

4 Демографический ежегодник Республики Коми. 2016: стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2016. - С. 11.

В России миграционный прирост позволил более чем на 60% скомпенсировать потери в 1992-2012 гг. от естественной убыли1. Для Республики Коми еще с конца 1980-х годов характерно отрицательное сальдо миграции, которое вносит определяющую роль в уменьшение численности населения. По нашим расчетам, за межпереписной период 1989-2002 гг. (общая убыль населения Коми за это время 232,1 тыс. человек) роль миграции составляет 98,4% по всему населению, 100% по городскому и 80,8% по сельскому. За период 2002-2010 гг. (уменьшение населения 117,5 тыс. человек) вклад миграции оценивается в 85,1% общей убыли, в городской местности - 91,4%, в сельской - 74,7%. С 2011 г. миграционный отток определяет все сокращение населения республики, поскольку с указанного времени в Республике Коми вновь фиксируется положительный естественный прирост.

Естественная убыль населения, как результат превышения смертности над рождаемостью, наблюдалась в Коми с 1993 г. по 2010 г. (рис. 1), что на три года меньше, чем в целом по стране (1992-2012 гг.). За это время ее абсолютная величина составила 46,7 тыс. человек. В сельской местности период естественной убыли был дольше и гораздо масштабней: за 1993-2011 гг. потери от нее превысили 26,6 тыс. человек. В годы депопуляции общий коэффициент естественной убыли на селе в разы превышал показатель в городской местности, где проживает около 77% населения республики, а объем естественной убыли за 1993-2007 гг. составил немногим более 21 тыс. человек. Период положительного естественного прироста пока совсем непродолжительный. При этом в 2014-2015 гг. его объемы в республике уже сокращаются, а в сельской местности в 2015 г. вновь зафиксирована естественная убыль.

Как было отмечено в Президентском послании 2016 г. Федеральному собранию, смысл всей политики государства - сбережение людей2. А это, прежде всего, обеспечение здоровья и высокой продолжительности жизни населения. В последние годы достигнуты очень серьезные успехи в снижении уровня смертности - к 2015 г. величина ожидаемой продолжительности жизни населения России увеличилась по сравнению с 2003 г. на 6,6 лет и впервые превысила 71 год. В Республике Коми, где, как и в целом по стране, с 2004 г. наблюдается позитивная тенденция смертности, также отмечаются рекордные для региона уровни продолжительности жизни.

8,0 -

Все население -----Городское население .........Сельское население

Рисунок 1.

Динамика общего коэффициента естественного прироста (убыли) населения Республики Коми

в 1990-2015 гг., на 1000 человек населения

Величина этого показателя в Коми традиционно ниже, чем в среднем по России (рис. 2). В периоды ухудшения ситуации со смертностью разница возрастает до трех - трех с половиной лет, во время улучшения ситуации уменьшается до одного - полутора лет. За 2003-2013 гг. произошло сокращение отставания республиканского показателя от общероссийского с 3,3 до 1,5 лет. Однако в 2014-2015 гг. в Коми уже наблюдается рост общего коэффициента смертности, в то время как по стране в целом пока прослеживается стагнация его уровня. Поэтому разрыв в величине продолжительности жизни населения вновь увеличился - до 2,0 лет.

1 Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Итоги межгосударственной миграции населения России за 1992-2015 гг. // Проблемы демографического развития государств Таможенного союза и стратегические подходы к дальнейшему наращиванию демографического потенциала: Матер. Междун. науч.-практ. конфер. - М., 2015. - С. 97-99.

2 http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 30.01.2017).

58,0 56,0 54,0

о гч по 1Л из 00 СП о гч го и-> из 00 СП о гч го 1Л

СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП о о о о о о о о о о

СП СП СП СП СП СП СП СП СП СП о о о о о о о о о о о о о о о о

гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч

— Российская Федерация Республика Коми

Рисунок 2.

Динамика ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации

и Республики Коми в 1990-2015 гг., лет

У сельского населения республики продолжительность жизни, как и повсеместно в России, ниже, чем у городского (рис. 3). За 1990-е - начало нулевых годов дифференциация очень заметно увеличилась, что убедительно доказывает влияние уровня и качества жизни на показатели смертности населения. В последние годы разница составляет от 4 до 6 лет. Сколько-нибудь заметного сближения пока не прослеживается.

75,0 70,0 65,0

б0;0 55,0

50,0

Все население — — — Городское население ......Сельское население

Рисунок 3.

Динамика ожидаемой продолжительности жизни населения городского и сельского населения Республики Коми в 1990-2015 гг., лет

Дифференциация в продолжительности жизни женщин и мужчин в России существенно превышает не только различия, обусловленные биолого-генетическими особенностями женского и мужского организма, составляющие 34 года1, но и характерную для промышленно развитых стран разницу в 5-8 лет2 (рис. 4). В Республике Коми она значительней общероссийского уровня: в середине 1990-х годов достигала 14 лет, с 2001 по 2006 гг. превышала 13 лет, после этого составляет от 12 до 13 лет (по стране в целом меньше 12 лет). Т.е. некоторое сближение женского и мужского показателя в Коми в последнее время произошло, но различия по-прежнему очень велики. В возрастах от 20 до 65 лет мужские коэффициенты смертности в 3-5 раз превышают женские3.

Как уже указывалось, в последние годы в стране и республике отмечаются максимальные уровни продолжительности жизни населения. Однако по мужскому показателю рекордный уровень 1986-1987 гг. в Республике Коми не достигнут: в 2015 г. показатель соответствует уровню 1989 г., который уже характеризовался снижением по сравне-

1 Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. - М., 1989. - С. 124.

2

Харченко В.И., Акопян А.С., Михайлова Р.Ю., Михайлов А.Ю. Уровень смертности в России в сравнении с развитыми странами // Проблемы прогнозирования. - М., 2002. - № 1. - С. 88.

3 Демографический ежегодник Республики Коми. 2016: стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2016. - С. 55-57.

нию с первыми годами антиалкогольной кампании 1985 г., - и, по всей видимости, в ближайшее время достигнут не будет, поскольку в 2014-2015 гг. в регионе уже наметился рост смертности.

80,0

50,0

Оба пола — — — Мужчины ......Женщины

Рисунок 4.

Динамика ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин Республики Коми

в 1990-2015 гг., лет

Основными причинами смертности населения с высокой продолжительностью, хорошим качеством и здоровым образом жизни являются болезни системы кровообращения и новообразования. В цивилизованном обществе люди живут долго и умирают от старости, т. е. от эндогенных болезней, являющихся следствием естественного старения организма. В России с начала 1990-х годов на второе после болезней системы кровообращения место вышли внешние причины (несчастные случаи, отравления, травмы, убийства, самоубийства)1. Современный этап снижения смертности характеризуется максимальными темпами снижения смертности именно от этой группы причин. Поэтому в 2006 г.

несчастные случаи уступили новообразованиям вторую позицию в структуре причин смерти, перейдя на закономер-

2

ную третью позицию .

Республика Коми традиционно отличается повышенным удельным весом смертей от внешних причин и экзогенных заболеваний, характерным для преждевременной и предотвратимой смертности. Внешние причины здесь даже в результате антиалкогольной кампании не опускались на третье место. Они уступили вторую позицию новообразованиям лишь в 2011 г.3 - на пять лет позже, чем по стране в целом. Эта долгожданная перестановка в структуре, конечно, является позитивным изменением, тем не менее, доля несчастных случаев в составе причин смерти в Коми по-прежнему заметно выше, чем по России. В 2015 г. внешние причины составляют в республике 13,0% смертных случаев против 9,3% в Российской Федерации.4 Основные экзогенные заболевания (болезни органов дыхания, пищеварения, инфекционные и паразитарные заболевания) - 12,7% против 11,1% в целом по стране. На главную группу причин - болезни системы кровообращения - в последние годы в Республике Коми приходится 44-46% смертных случаев, в то время как по России 49-55%. Отчасти это связано с относительно молодой возрастной структурой населения региона. Но, как бы то ни было, основным фокусом социально-демографической политики в области смертности населения по-прежнему является смертность мужчин трудоспособного возраста от внешних причин, и особенно в сельской местности.

Позитивной особенностью развития процессов смертности в Республике Коми является уровень младенческой смертности. С 1990 г., за редкими исключениями (1994, 1995, 1998 гг.), смертность на первом году жизни в регионе меньше, чем по стране в целом (рис. 5). После кратковременного повышения в начале 1990-х годов, во многом обусловленного переходом с 1 января 1993 г. на новые критерии живорождения, уровень младенческой смертности практически стабильно снижается. Рост 2012 г. был определен переходом к рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения критериям живорождения в полном объеме. После этого наблюдается дальнейшее сокращение. В 2015 г. достигнуты рекордно низкие уровни младенческой смертности: 4,6 на 1000 родившихся в Республике Коми и 6,5% в Российской Федерации.

1 Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики). - М., 2001. -

С. 47.

2 Официальный сайт Росстата. - http://www.gks.ru/

3 Демографический ежегодник Республики Коми. 2016: стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2016. - С. 69.

4 Там же, с. 174.

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

Российская Федерация Республика Коми

Рисунок 5.

Динамика коэффициента младенческой смертности в Российской Федерации и Республики Коми

в 1990-2015 гг., на 1000 родившихся

В сельской местности республики, как и повсеместно в России, младенческая смертность в среднем несколько выше, чем в городской (рис. 6). Негладкость сельской траектории определяется малой совокупностью, в которой происходят рассматриваемые демографические события: на селе в республике в последние годы рождается по 2,5-3,5 тыс. детей - поэтому показатель, рассчитываемый на 1000 родившихся, сильно зависит от случайных событий. Но и здесь уровень младенческой смертности очень пристойный, в отдельные годы даже ниже городского.

30,0 25,0 20,0

15,0 10,0 5,0 0,0

Все население — — — Городское население ......Сельское население

Рисунок 6.

Динамика коэффициента младенческой смертности в городской и сельской местности Республики

Коми в 1990-2015 гг., на 1000 родившихся

Неблагоприятным моментом является то, что третье место в структуре младенческой смертности по причинам еще со второй половины 1990-х годов в Республике Коми устойчиво занимают внешние причины. Однако в целом по стране несчастные случаи в 2009 г. также поднялись на третью позицию1. С одной стороны, смертность от этих причин является реальным резервом дальнейшего снижения младенческой смертности, с другой, свидетельствует о наличии проблем в жизнедеятельности российской семьи.

Уровень рождаемости, как и по России, в Республике Коми увеличивался с 2000 г. Во-первых, это было обусловлено улучшением возрастной структуры женщин детородного возраста: активных репродуктивных возрастов стали достигать относительно многочисленные поколения 1980-х годов рождения. Во-вторых, было следствием реализации отложенных в кризисные 1990-е годы рождений на благоприятном фоне экономического роста нулевых годов. Стагнация 2005-2006 гг., наблюдавшаяся в условиях продолжающегося улучшения возрастной структуры женщин, была преодолена в результате активизации просемейной демографической политики введением с 1 января 2007 г. фе-

1 http://demoscope.ru/weekly/2016/0685/tema06.php

дерального материнского капитала на второго ребенка1. Стагнация 2010 г., обусловленная в Республике Коми снижением уровня рождаемости в сельской местности, была преодолена усилением федерального материнского капитала региональным материнским капиталом на третьего ребенка2. Именно у сельского населения усиление крупномасштабных федеральных мер просемейной демографической политики региональным материнским капиталом (а в Республике Коми - один из самых весомых его размеров: 150 тыс. руб.) нашло особенно значительный отклик. Суммарный коэффициент для условного поколения 2012 г. превысил на селе 4 детей (рис. 7).

Росту суммарного коэффициента рождаемости в сельской местности во многом способствовало и введение в 2013 г. ежемесячного пособия на третьего ребенка в размере детского прожиточного минимума до достижения ребенком трех лет, назначаемого малообеспеченным семьям3. Для села пособие в размере 10-11 тыс. руб. - огромная сумма. После введения ежемесячной социальной выплаты на третьего ребенка среди многодетных семей республики произошел заметный рост доли малоимущих.

5,000

4,500 .■****"•

4,000

»

3,500

3;000

0,500 0;000

О1-<(мтт1,и-|1ДГ^00О1О1-<(мт,з,и-|1ДГ^00О1О1-<1мт,з,1Л тттттттотттоооооооооогЧгЧгЧгнгЧгЧ 010101010101010101(710000000000000000

Все население — — — Городское население ......Сельское население

Рисунок 7.

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в городской и сельской местности Республики Коми в 1990-2015 гг., детей на одну женщину в течение репродуктивного периода

В ряде сельских районов доля детей, получающих эти выплаты, превысила 80% от общей численности родившихся третьими и последующими, а в целом по Коми составила более 40%4. С одной стороны, это, конечно, следствие повышения обращаемости населения за пособием, размер которого представляет вполне весомую сумму. С другой, следствие снижения уровня среднедушевых доходов семьи при рождении очередного ребенка. Но во многом это и результат роста рождаемости в малообеспеченных слоях, простимулированного возможностью получения нового источника дохода. В 2013-2014 гг. показатель на селе достиг 4,6-4,7 детей. Произошел значительный отрыв суммарного коэффициента рождаемости в сельской местности от уровня городского. С соответствующим увеличением отрыва республиканского уровня суммарной рождаемости от общероссийского (рис. 8).

Наращивание мер демографической политики не только позволило продлить позитивный тренд рождаемости уже в условиях начавшегося в 2010-2011 гг. ухудшения возрастной структуры женщин фертильного возраста, но и дало возможность максимально реализовать рождения, ранее отложенные старшими поколениями, и способствовало увеличению детности семей, о чем свидетельствует рост процента рождений всех очередностей, кроме первенцев, а также сдвиг рождаемости в старшие группы фертильного возраста, в которых совершаются дополнительные, ранее не планировавшиеся, рождения. Еще одним благоприятным последствием усиления демографической политики следует считать то, что оно еще более усилило семейную компоненту рождаемости, придав начавшейся в 2006 г. тенденции снижения доли внебрачных рождений устойчивый характер.

1 Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ // Российская газета. - М., 2006. - № 297, 31 декабря.

2 Закон Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми» № 45-РЗ от 29.04.2011 г. // Республика. 2011. - № 98, 12 мая.

Указ Главы Республики Коми от 15 июня 2012 г. № 73 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». - http://www.detskie-posobiya.ru/ezhemesjachnye_denezhnye_vyplaty_na_tretego_rebenka_do_3_let_mnogodetnym_semjam/komi/ukaz_73/

4 Доклад Министра труда и социальной защиты Республики Коми Семяшкина И.В. на Заседании Правительства Республики Коми от 27 августа 2015 г.

2,500 2,000 1,500 1,000 0,500 0,000

Российская Федерация Республика Коми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 8.

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в Российской Федерации и Республике Коми в 1990-2015 гг., детей на одну женщину в течение репродуктивного периода

Внебрачная рождаемость отражает некий качественный аспект рождаемости. Это, конечно, очень разноплановый феномен, но в любом случае внебрачные дети попадают в худшие в среднем условия социализации. Удельный вес внебрачных рождений в Республике Коми традиционно выше, чем в среднем по России (рис. 9). В условиях его роста, который наблюдался с начала 1980-х годов по 2005 г., разрыв с общероссийским уровнем существенно увеличился. В последние годы, траектории, как видим, сближаются.

45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

Российская Федерация Республика Коми

Рисунок 9.

Динамика удельного веса внебрачных рождений в общей структуре рождений в Российской Федерации и Республике Коми в 1990-2015 гг., %

В сельской местности республики процент внебрачных рождений больше (рис. 10). В период увеличения уровня внебрачной рождаемости произошел заметный отрыв сельского показателя от городского. В середине нулевых годов в некоторых сельских районах доля рождений вне официально регламентированной семьи превышала 60%. Сближения «между городом и селом» в условиях снижения уровня внебрачной рождаемости пока не прослеживается.

Таким образом, наращивание просемейной демографической политики дало значительный позитивный эффект для уровня и структуры рождаемости. Но самое главное, оно способствовало росту установок детности. С интервалом в пять лет нами было проведено два социологических обследования, в которых ряд вопросов касался репродуктивного поведения населения. Первое обследование было проведено после введения федерального материнского капитала в

конце 2008 - начале 2009 гг. (основной массив был опрошен в 2008 г.1). Второе - в 2013 г. в условиях реализации регионального семейного капитала .

Прежде всего, необходимо отметить рост к 2013 г. всех основных видов репродуктивных установок. Среднее идеальное число детей увеличилось за пять лет с 2,35 до 2,50, желаемое при всех необходимых условиях - с 2,48 до 2,67, среднее ожидаемое число детей практически достигло уровня простого замещения поколений (выросло с 1,98 до 2,13 детей). Вопреки опасениям, рост произошел не только у старших когорт населения, которые ранее смогли воспользоваться материнским капиталом на второго ребенка. Наращивание мер демографической политики повлияло на репродуктивные планы всех без исключения реальных поколений населения, принимавших участие в обоих обследованиях (1964-1993 годы рождения). А у самой молодой когорты, участвовавшей в обследовании 2013 г., у поколения 1994-1998 годов рождения, ожидаемое число детей оказалось выше, чем у более старших участников обследования.

б0;0

0,0

Все население — — — Городское население ......Сельское население

Рисунок 10.

Динамика удельного веса внебрачных рождений в городской и сельской местности Республики Коми

в 1990-2015 гг., %

Таков результат усиления демографической политики в области рождаемости. В начале 2016 г. мы провели социологическое обследование «Отношение молодежи к семье и детям» (выборка и результаты описаны в одной из наших работ3), которое позволяет оценить последствия замораживания просемейной демографической политики, вернее, консервации уровня и спектра ее мер при пролонгации в декабре 2015 г. федерального материнского капитала до конца 2018 г. На основе сравнительного анализа с применением когортного метода результатов обследований, проведенных в 2013 и 2016 гг., получены следующие выводы.

К 2016 г. ожидаемое число детей у когорт 1989-1998 годов рождения уменьшилось с 2,20 до 2,13 детей. Это произошло за счет сокращения репродуктивных планов поколения 1994-1998 годов рождения с 2,22 до 2,13 детей. У представителей поколения 1989-1993 годов ожидаемое число детей, наоборот, увеличилось с 2,07 до 2,15. Идеальное число детей у поколений 1989-1998 годов сократилось с 2,44 до 2,33 детей. Тоже за счет более молодой когорты 1994-1998 годов рождения. В начале 2016 г. представители этого поколения в среднем считают, что в семье лучше всего иметь 2,32 детей (в 2013 г. - 2,53). У представителей когорты 1989-1993 годов рождения оба обследования зафиксировали среднее идеальное число детей на уровне 2,41. Желаемое при всех необходимых условиях число детей в целом у когорт 1989-1998 годов рождения уменьшилось за два года с 2,57 до 2,47 детей. И тоже за счет поколения 1994-1998 годов рождения. В настоящее время представители этой когорты при наличии всех необходимых условий предпочли бы в среднем 2,43 детей в семье против 2,53 в 2013 г. У представителей поколения 1989-1993 годов желаемое число детей, наоборот, увеличилось с 2,59 до 2,67 детей.

Очевидно, взросление при отсутствии новых мер демографической политики способствовало рационализации стандартов демографического поведения когорты 1994-1998 годов рождения. А представители поколения 19891993 годов, став, по сути, адресатами крупномасштабных мер демографической политики федерального уровня, которые незадолго до этого были продлены на два года, имели все основания для пересмотра репродуктивных планов в сторону повышения. У указанных когорт, которые будут определять ближайшие перспективы рождаемости, репродуктивные ожидания пока соответствуют уровню простого замещения поколений. Однако у самых молодых участни-

1 Попова Л.А., Бутрим Н.А. Современные стандарты репродуктивного поведения населения и задачи просемейной демографической политики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. - № 2 (14). - С. 73-85.

Попова Л.А., Зорина Е.Н. Экономические и социальные аспекты старения населения в северных регионах. - Сыктывкар, 2014. - С. 73-77; Попова Л.А., Шишкина М.А., Бутрим Н.А. Трансформация репродуктивного поведения населения Республики Коми: факторы и последствия // Регион: экономика и социология. 2015. - № 3 (87). - С. 190-212.

3 Попова Л.А., Шишкина М.А. Брачно-семейные и репродуктивные установки современной молодежи // Проблемы развития территории. 2016. - № 5 (85). - С. 57-71.

ков обследования, родившихся в 1999-2000 годах, которым к началу 2016 г. было по 15-16 лет, репродуктивные установки заметно ниже, чем у более старших участников опроса. Ожидаемое число детей у родившихся в 1999-2000 годах составляет 1,91 детей по сравнению с 2,13 у поколений 1989-1998 годов рождения в целом. Идеальное число детей - 2,12 против 2,33. Еще больший разрыв по желаемому при всех необходимых условиях числу детей: у родившихся в 1999-2000 годах желаемая при благоприятных условиях детность составляет 2,19 детей против 2,47 у поколений 1989-1998 годов. Иными словами, на репродуктивные установки родившихся в 1999-2000 годах существующие меры демографической политики стимулирующего влияния не оказали.

Таким образом, у реального поколения 1989-1993 гг. рождения, ставшего адресатом федерального материнского капитала, в условиях пролонгации его действия до 2018 г. произошло увеличение установок детности, у когорты 1994-1998 гг. рождения в отсутствие новых мероприятий демографической политики наблюдается негативная динамика репродуктивных намерений, родившиеся в 1999-2000 гг. не получили стимулирующего воздействия существующих мер просемейной политики на уровень своих репродуктивных установок. В совокупности с характерной для последних лет стагнацией уровня рождаемости это доказывает необходимость нового этапа серьезного усиления про-семейной демографической политики. Иначе провал в рождаемости будет очень глубоким. Его главными факторами являются наблюдающееся с 2010-2011 гг. ухудшение возрастной структуры репродуктивных контингентов, которое продлится еще лет десять, и досрочное исчерпание итоговой плодовитости реальных когорт населения в результате предшествующего повышения рождаемости. В этих условиях факторами поддержания рождаемости на относительно высоком уровне могут быть лишь величина репродуктивных установок населения и степень их реализации. Возможность увеличения репродуктивных установок населения и повышения степени их реализации - только в углублении и расширении спектра мероприятий просемейной демографической политики и росте уровня и качества жизни населения. Усиление социально-демографической политики в области смертности с концентрацией на целевых направлениях по возрасту, полу, типу населенных пунктов и причинам смерти и дальнейшая модернизация здравоохранения, рост уровня и качества жизни населения - делают возможным и продление позитивного тренда продолжительности жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.