Научная статья на тему 'Демографическая ситуация и регулирование занятости в Азербайджане'

Демографическая ситуация и регулирование занятости в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
751
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическая ситуация и регулирование занятости в Азербайджане»

ЭФЕНДИЕВ Р.Д.

Демографическая ситуация и регулирование занятости

в Азербайджане

8 декабря 1991 года под Минском в государственной резиденции «Вискули» (Беловежская Пуща) президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич подписали соглашение, вошедшее в историю как беловежское. В нем лидеры трех советских республик констатировали, что государство Союз Советских Социалистических Республик «как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Таким образом, почти 19 лет назад лидерами трех славянских республик была официально провозглашена ликвидация Советского Союза.

Прошли годы с тех пор, как политические перемены в Восточной Европе повлияли на ход событий и в трех республиках Южного Кавказа - Азербайджане, Армении и Грузии. Возможность осуществления перехода к рыночной экономике и демократическому обществу не обошла эти страны стороной, и они сейчас идут по пути интеграции в международное сообщество. Всем им пришлось испытать на себе такие трудности, связанные с переходным периодом, как национальные (этнические) конфликты, экономические кризисы, и как следствие - серьезные демографические проблемы: огромные потоки беженцев, снижение рождаемости и рост смертности населения.

Демографическое развитие страны, параметры естественного и механического воспроизводства населения оказывают существенное влияние на все социально-экономические процессы. Сегодня Азербайджанская Республика последовательно перестраивает свою экономику, адаптируя ее к требованиям процесса глобализации. Однако процессы стабилизации национальных экономик и основные социально-экономические реформы, связанные с переходом к новым рыночным отношениям, находятся на разных этапах своего развития в каждой отдельной стране.

Реальность сегодняшнего дня требует серьезной проработки вопросов политики народонаселения в целом в соответствии с целями и задачами дальнейшего социально-экономического развития стран. Обеспечение комплексности и системности этих разработок предполагает учет взаимосвязей и взаимозависимостей развития различных сторон жизни общества. Главная цель демографической политики, заключается в достижении нормального воспроизводства населения, отвечающего интересам общества и каждого его члена, посредством создания условий, обеспечивающих благоприятное воздействие на рождаемость, смертность, естественный прирост населения, охрану и укрепление здоровья людей, брачность и стабильность семей, продление жизни людей, миграцию населения и т.д.

В целом, в XX веке Азербайджан 5 раз испытывал значительные демографические, в том числе миграционные потрясения [1]:

1. в 1905-1907 гг. - в результате жестоких вооруженных нападений со стороны армян на азербайджанцев и турок, проживавших в Ереване, Зангезуре, Гойче, Нахчыване, Карабахе, Гяндже, Баку и в других регионах;

2. в 1913-1920 гг. - в результате Первой Мировой Войны (1914-1918 гг.), иностранной интервенции, а также вооруженных конфликтов с армянами азербайджанское население сократилось на 387 тыс. человек, или на 16,6%, уменьшившись с 2339,2 тыс. до 1952,2 тыс. человек;

3. в 1941-1945 гг. - во время Великой Отечественной Войны численность населения республики, по меньшей мере, снизилась на 568,4 тыс. человек, или на 17,4%, с 3274 тыс. человек в начале 1940 года до 2705,6 тыс. человек к началу 1945 года. Наряду с Россией, Украиной и Белоруссией, Азербайджан относится к числу республик, которые понесли самые большие людские потери в войне 19411945гг.;

4. в 1948-1953 гг. - за этот период Совет Министров СССР (за подписью И.Сталина) издал 2 постановления, целью которых являлось размещение живущих за границей армян на территории Армении и выселение местных азербайджанцев из Армении: первое постановление - №4083 «О переселении из Армянской ССР колхозников и прочего азербайджанского населения в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР» от 23 декабря 1947 года; второе постановление - № 754 «О мероприятиях по переселению колхозников и прочего азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР». В результате осуществления данного постановления в 1948-1953 гг. из Армянской ССР по принципу «добровольности» были насильственно переселены более 100 тыс. азербайджанцев. Как показывают исторические факты, 1/3 переселенцев погибла в результате голода и болезней;

5. в 1988-1993 гг. - за этот период в результате военной агрессии со стороны Армянской ССР были оккупированы Нагорный Карабах и прилегающие к нему 7 районов Азербайджана - Лачынский, Кялбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губатлинский и Зангеланский. Вследствие этого - около 1 миллиона человек в своей стране стали беженцами и вынужденными переселенцами, погибло около 20 тыс. азербайджанцев, более 100 тыс. получили ранения, около 50 тыс. получили увечья различной степени и тысячи людей были взяты в плен, пропали без вести.

Несмотря на все вышеперечисленные демографические трагедии, численность азербайджанцев, в целом, в XX веке неуклонно росла. Так, Азербайджанская Республика в XX столетии относилась к числу тех стран мира, в которых темп роста населения опережал средний темп роста населения мира. Если население земного шара за последнее столетие увеличилось с 1,6 до 6 млрд. человек, то есть более чем на 4 млрд. человек (или в 3,7 раза), то численность населения Азербайджана за межпереписной период (1897-1999 годы) увеличилась с 1,8 до 7,9 млн. человек, или на 6,1 млн. человек (то есть в 4,4 раза). Это означает, что темпы роста населения в нашей республике за указанный период превышали темпы роста населения мира [2].

К моменту распада СССР в Азербайджане демографическая ситуация характеризовалась средним уровнем рождаемости (при имеющих место различиях в уровне рождаемости населения как в территориальном разрезе, так и в городской и сельской местности), относительно высоким уровнем детской и материнской смертности, а также низкой социальной и территориальной мобильностью населения, неравномерным расселением людей [3].

Как известно, динамика численности населения во многом зависит от соотношения уровней рождаемости и смертности и определяется режимами его воспроизводства. Изменение уровня смертности населения Азербайджана в первые годы обретения независимости находилось под значительным влиянием сложной социально-политической обстановки, в частности, вооруженной агрессии со стороны Армении и до сих пор нерешенного Карабахского вопроса. Начиная с 1988 года, в результате Нагорно-Карабахского конфликта оккупировано 20 процентов земель Азербайджана, сотни тысяч наших соотечественников стали беженцами и вынужденными переселенцами, в том числе более 250 тысяч азербайджанцев были изгнаны из Армении. Жертвами конфликта в Карабахе за 1988-1994 гг. стали 22000 человек. Из них 19,5 тысяч азербайджанцев, из которых 12 тысяч азербайджанских военных и 7,5 тысяч мирных граждан-азербайджанцев (в их числе около 600 чел. убито армянскими боевиками в Ходжалы и 300 чел. в Шуше). В результате Нагорно-Карабахского конфликта в Азербайджане проживает 850 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев [4].

Стихийные миграционные процессы создают одну из сложнейших государственных проблем: тысячи вынужденных мигрантов нуждаются как в моральной, так и в материальной и финансовой помощи. Это огромная социальная, политическая и гуманитарная проблема, требующая особых ресурсов. К сожалению, сегодня миграция, зачастую, выступает как отражение социальных, экономических и политических противоречий не только в странах бывшего СССР, но и во всем мире. Решение проблем вынужденной миграции может быть эффективно осуществлено на базе научно разработанной государственной комплексной миграционной политики. В целом, демографические процессы, нуждаются в продуманном и своевременном регулировании. И в данном контексте, важную роль в регулировании демографических процессов и улучшении демографической ситуации в стране играет проведение целенаправленной активной и комплексной демографической политики.

Помимо этого, демографические тенденции последних десятилетий и современная демографическая ситуация ставит перед правительством нашей страны в качестве важных задач экономической политики - стимулирование трудовой активности населения и более полное и рациональное использование трудовых ресурсов. Изменения демографической ситуации в Азербайджане за последние десятилетия обусловили необходимость смены концептуального подхода к регулированию занятости и рынка труда. Смена концептуального подхода к регулированию занятости и рынка труда в Азербайджане потребовала изменений и в механизме государственного воздействия на рынок труда.

В целях усовершенствования законодательства в области занятости в Азербайджанской Республике, развития рынка труда в стране, ускорения открытия новых рабочих мест и обеспечения эффективной занятости населения 26 октября 2005 года президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, подписал Указ № 1068 об утверждении «Стратегии занятости в Азербайджанской Республике (2006-2015 гг.)». Данный указ вступил в силу со дня его опубликования [5].

Стратегия занятости, прошедшая экспертизу в ООН и МОТ, реализовывается в 2 этапа. В 2007-2010 годах, охватывающих первый этап, предусмотрено заметное сокращение безработицы, усиление социальной защиты безработных, социальнонезащищенных слоев населения, принятие шагов, направленных на совершенствование рынка труда, качественное улучшение ресурсов, повышение конкурентоспособности, создание благоприятных условий для повышения экономической активности. На втором этапе - в 2011-2015 годах - будут приняты меры, стимулирующие потребность в рабочей силе, формирующие деловую среду в соответствии с высокими международными стандартами, будут обеспечены углубление структурных реформ, еще большее повышение инвестиционной активности и высокий уровень развития человеческого капитала.

В целях обеспечения осуществления первого этапа «Стратегии Занятости Азербайджанской Республики» 15 мая 2007 года президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, подписал Указ № 2167 об утверждении «Программы по осуществлению Стратегии Занятости Азербайджанской Республики (2007-2010 годы)». Данный указ вступил в силу со дня его опубликования [6].

Помимо национального законодательства АР важнейшим элементом в регулировании социально-трудовых отношений выступает международное трудовое законодательство. Разработчиком международных норм трудовых отношений и процедур контроля их выполнения является Международная Организация Труда (МОТ). Азербайджанская Республика является членом Международной организации труда с 1992 года. На сегодняшний день Азербайджаном ратифицировано 56 конвенций, среди которых - «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», «О дискриминации в области труда и занятости» и другие [7].

В целом, за годы существования независимой Азербайджанской Республики проделана большая работа в деле создания действенной системы управления и регулирования занятости населения, создания нормативно-правовой основы регулирования отношений в сфере труда. Однако, несмотря на широкий спектр мер по регулированию занятости населения, в том числе его отдельных социальнодемографических групп, и рационального использования трудовых ресурсов, на азербайджанском рынке труда сохраняются серьезные структурные проблемы: недостаточные темпы роста занятости в отдельных регионах страны, особенно среди женщин, лиц старшего возраста, представителей низкоквалифицированных профессий и другие.

Как представляется, дальнейшее осуществление экономических и социальных реформ, модернизация экономики страны в качестве важнейшей выдвигают задачу совершенствования механизмов макроэкономического регулирования человече-

ских ресурсов, в том числе в области занятости, создания в масштабах всей страны гибкой системы государственного регулирования рынка труда. Решение существующих и постоянно актуальных проблем занятости и безработицы тесно связано с процессом совершенствования всей системы государственного регулирования экономики. А это, в свою очередь, актуализирует исследование пройденного пути, требует более чёткого выявления недостатков, поиска оптимальных путей их устранения и эффективного обеспечения проведения научно обоснованной государственной политики занятости населения в Азербайджанской Республике.

Литература

1. Шахбаз Мурадов 2008, «Динамика и структура населения Азербайджанской Республики: основные демографические и этно-демографические изменения (18972007 гг.)», Баку: «Элм», 2008. - С. 166-172.; 2. Мурадов Ш.М., Мурадов Р.Ш., Гёзалова А. К. 2000, «Демографическая ситуация и социальная политика в Азербайджанской Республике», Известия Академии наук Азербайджана (Серия Экономики), № 1-2. - С. 38.; 3. Эфендиев Р.Дж. 2006, «Влияние социально-экономических преобразований переходного периода на уровень смертности в Азербайджанской республике», Смертность в странах бывшего СССР. Пятнадцать лет после распада: что изменилось?, Том

2. - С. 285.; 4. Эрлихман В.В. 2004, «Потери народонаселения в XX веке», Издательский дом «Русская панорама», М. - С. 23-24.; 5. Газета «Бакинский рабочий», 27 октября 2005 года, № 210 (25199).6. Национальная Стратегия Занятости Азербайджанской Республики, Баку-2007. - С. 117.; 7. Documents available in ILOLEX for Azerbaijan, http://www.ilo.org/ilolex/cai-lex/countrvlist.pl?countrv=Azerbaiian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.