-ü
iL >
Ü iL
c;
Q.
о
PO Ш
О
УДК 614.1:314.144
А.И. Коваленко, О.А. Шаршова
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И МЕДИЦИНА
В ГЛОБАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Глобализация как процесс расширения и ускорения мирового сотрудничества приобрела общепланетарный характер, затрагивает все сферы общественной жизни - экономическую, политическую, социальную и культурную. В медицине он проявляется в развитии научно-технического прогресса и широком внедрении в процесс лечения высокотехнологичного оборудования, интенсивной миграции населения, в результате чего стираются грани между этническими и конфессиональными предпочтениями, отсюда и возрастает потребность в профессиональной независимости медицинских работников. Появляются новые угрозы безопасности (использование ядерного, химического и бактериологического оружия, терроризм, пандемии), что вызывает необходимость совместного противостояния техногенным и социальным катастрофам. Не случайно созданы такие международные сообщества как «Врачи мира против ядерной войны», «Врачи мира против терроризма». Изменения в окружающей среде, интенсификация социальной жизни оказывают непосредственное влияние на физическое и психическое здоровье людей. Все это является причинами изменения демографической ситуации в мире. В настоящей статье поставлена цель выявить некоторые здравоохранительные факторы, позволяющие позитивно решать демографическую проблему.
В концепции развития здравоохранения РФ до 2020 г. и демографической политики до 2025 г. поставлены цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет, сокращению смертности в 1,6 раза, повышению рождаемости в 1,5 раза [4].
Однако тенденция роста населения достаточно неустойчива. В XXI веке естественный прирост населения России наблюдался только в 2013-2015 годах. Положительная демографическая динамика этих лет стала результатом социальной политики по поддержке многодетных семей. В комплекс мер вошли предоставление материнского капитала при рождении второго ребенка, а в последующие годы - и первого, снижение налоговой нагрузки в зависимости от числа детей в семье, льготы по ипотеке для семей, имеющих детей, увеличение размера пособий по уходу за детьми-инвалидами и др. Начиная с 2016 года рождаемость снизилась, естественный прирост сменился убылью населения. Так, в 2018 году разрыв в показателях смертности и рождаемости составил более 224 тысяч человек.
Сегодня Россия вступила в сложный демографический период. Сейчас создают семьи и вступают в брак малочисленные поколения, рожденные в 90-х
годах. В 2018 году было зарегистрировано браков на 27% меньше, чем в 2014 году. Превалирует брачный возраст 25-35 лет, резко снизилось количество браков, заключенных до 24 лет. Серьезной проблемой в структуре брачных отношений является диспропорция между мужским и женским населением. В 2018 году сократилось количество мужского населения, женщины в возрасте 25-35 лет составили 83% по отношению к мужчинам. Кроме того, увеличивается средний возраст первых родов у женщин и составляет 30 лет.
Одним из важнейших показателей уровня воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который обозначает число детей, приходящихся на одну женщину условного поколения. СКР в 2019 году составил 1,5, что крайне мало для нашей страны. Если СКР в семье меньше 2,15, то родители не воспроизводятся, прирост населения становится отрицательным, смертность превышает рождаемость. Низкая рождаемость с одновременным повышением среднего возраста жизни, в чем, несомненно, заслуга медицины, приводят к старению населения, уменьшают долю людей репродуктивного возраста в его структуре. [7]
Такие демографические сценарии неутешительны, но именно они должны задавать вектор движения социальной политики России и мотивировать власти уже сегодня пересмотреть и усовершенствовать подходы к решению проблем в этой сфере для того, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить естественный прирост населения. 53% стран мира также имеют отрицательный прирост населения, СКР - менее 2,15. Рождаемость снижается практически во всех регионах мира. В странах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии традиционно была высокая рождаемость и в середине прошлого столетия доходила до 48 на 1000 населения. Более чем в два раза сегодня упала рождаемость в странах Азии и Латинской Америки (18 и 19 на 1000 населения соответственно в 2015 году). Европа также находится в состоянии депопуляции: рождаемость 11 чел. на 1000 населения [5].
Многие демографические проблемы решает современная репродуктивная медицина. Несмотря на некоторое снижение количества абортов, их по-прежнему считают одним из средств регулирования рождаемости. Мотивацией к аборту чаще всего являются не моральные аргументы, связанные с нанесением вреда здоровью женщины, а неблагополучие материально-экономической жизни. Рождаемость выше не становится, увеличивается количество бесплодных пар. Одной из причин утраты репродуктивного здоровья женщин является то, что у них не сформировалось здравоохранительное сознание, повсеместно отмечается несвоевременное обращение к специалисту-гинекологу. К возрасту наступления первой беременности у женщин увеличивается заболеваемость (эндокринной, сердечно-сосудистой систем, онкологическая патология), возникают нарушения менструальной функции, овуляции и репродуктивного здоровья в целом. Также, в позднем репродуктивном возрасте ухудшается качество гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), что приводит к репродуктивным потерям (выкидышам, неразвивающимся беременностям), различным забо-
Резюме. В статье рассматриваются некоторые аспекты глобальной демографической проблемы, решаемые медициной. Особое внимание обращено на состояние репродуктивного здоровья женщин и пути сохранения популяции при отрицательном приросте населения. В анализ потерь народонаселения включен фрагмент о борьбе международных и отечественных медицинских сообществ с пандемиями.
Ключевые слова/ глобализация, демография, медицина, искусственная репродукция человека, рождаемость, смертность, пандемия.
леваниям потомства [8].
Все чаще супружеские пары прибегают к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) в разном возрасте, иногда значительно позже 40 лет. И здесь тоже ощущается стремление государства повысить рождаемость - при абсолютном бесплодии выделяются квоты на ЭКО.
Одной из проблем, негативно влияющих на демографию, является естественная убыль населения в связи заболеваниями и смертью от сердечно-сосудистых и онкологических патологий, вирусных пандемий.
Одной из самых массовых в истории человечества пандемий был грипп (испанка), поразивший страны всего мира в начале ХХ в. и унесший жизней больше, чем Первая мировая война. Испанкой было заражено 550 млн человек, из них приблизительно 50-100 млн человек умерло (погрешности статистики). Смертность составила 2,7 - 5,3 процента населения планеты. В то время медицина не располагала эффективными противовирусными средствами и, видимо, в процессе мутаций вирус убил сам себя. Пандемия длилась 18 месяцев [2].
Среди современных угроз демографии лидирует вирус иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Его распространение не сдерживается ни государственными, ни географическими, ни культурными границами. Людские потери от инфекции не уступают количеству погибших в мировых войнах. С конца 70-х гг. ХХ в. и до настоящего времени ВИЧ заразилось около 70 млн человек, из них почти половина - умерли. ВИЧ/ СПИД представляет особую опасность в социальном, психологическом и медицинском отношениях, ведет к значительным экономическим потерям. Информация о заболевании нередко вызывает страх как у инфицированных людей, так и у окружающих, порождает фобию в массовом сознании - «спидофобию», что приводит к дискриминации больных.
Половой путь заражения и инфицирование через иглу больше всего затрагивают людей совсем молодого и репродуктивного возраста. Учитывая, что без лечения гибель наступает через 5-15 лет после заражения, ВИЧ тоже сокращает рождаемость и уменьшает количество работоспособного населения [б].
Для России, где наблюдается отрицательный прирост населения, такая глобальная пандемия особенно опасна и требует принятия оперативных мер. В 2016 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была принята Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. В документе отмечалось, что наряду с группами повышенного риска (наркомания, проституция, нетрадиционные сексуальные отношения), уязвимыми для болезни становятся широкие слои населения - подростки и молодежь, беременные женщины, медицинские работники и др.
Одним из условий предотвращения и лечения заболевания является своевременная его диагностика. В Российской Федерации, по данным государствен-
ного статистического наблюдения, с 1985 по 2015 гг. зарегистрировано 824706 случаев наличия в крови антител к вирусу иммунодефицита человека. Кратно увеличилось количество ВИЧ-инфицированных среди мигрантов. В настоящее время при диспансеризации и госпитализации почти все население проходит освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, проводятся мероприятия по линии правительства, органов здравоохранения и общественности [1].
Новой глобальной проблемой стала пандемия COVID-19, вспыхнувшая в конце 2019 г. в китайском городе Ухань. За короткое время она обрела планетарный характер. 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пендемии коро-навируса. Проводятся беспрецедентные карантинные мероприятия. Решением правительства поддерживаются социально незащищенные слои населения и производственные предприятия. Выделены дополнительные средства для работы лечебных заведений и врачей, работающих с инфицированными больными.
Справедливо будет отметить, что в современных условиях для борьбы с опасными инфекциями используется отечественный опыт прошлых лет. Так, весной 1902 года в Маньчжурии вспыхнула эпидемия холеры. Уже 12 июня 1902 года в канцелярии военного губернатора Амурской области состоялось совещание, на котором были выработаны срочные необходимые меры. Оперативно были созданы санитарно-исполни-тельные комиссии, производился осмотр пассажиров с судов, прием больных для лечения, дезинфекция судов и вещей, был запрещен ввоз предметов и товаров из Маньчжурии и другие меры. На передовых позициях по борьбе с холерой находились амурские врачи [3].
В статье выделены только некоторые вопросы, решение которых направлено на оздоровление и сохранение населения посредством внедрения инновационных технологий в репродукцию человека и борьбы с опасными заболеваниями. Демографическая проблема требует постоянного внимания и регулируется нормативными актами международных организаций и национальными законодательствами.
Литература
1.Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р.
2.История одной болезни: испанка. https://sci-hit. сот/2019/02^^пуа^поу-Ьо^т^рапка.Ы:т1
3.Кобзарь В.П. Эпидемия холеры в Приамурье и Маньчжурии в 1902 г.// Амурский медицинский журнал, № 4(28), 2019. - С. 90-92.
4.Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 г.
5.Мировые демографические перспективы 2019г. https://www.un.org/development/desa/publications/ world-population-prospects-2019-highlights.html
DEMOGRAPHIC PROBLEM AND MEDICINE IN THE GLOBAL SPACE
A.I. Kovalenko, O.A. Sharshova
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract. The article discusses some aspects of the global demographic problem solved by medicine. Particular attention is paid to the state of women's reproductive health and ways to preserve the population with a negative population growth. The analysis of population loss includes a fragment on the struggle of international and domestic medical communities with pandemics.
Key words: globalization, demography, medicine, artificial human reproduction, fertility, mortality, pandemic.
DOI10.24411/2311-5068-2020-1013
6.Покровский В.В., ВИЧ-инфекция и СПИД [Электронный ресурс] / под ред. Покровского В.В. - М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2020. - 696 с. (Серия «Национальные руководства») - ISBN 978-5-9704-5421-3 - Режим доступа: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970454213. html
7.Росстат. Демография. https://www.gks.ru/ folder/12781
8.Шаршова О.А., Коваленко А.И. Здравоохранительное поведение в сохранении популяционного и репродуктивного здоровья женщин // Амурский медицинский журнал, № 1 (25), 2019. - С. 92-94.
References
1.Gosudarstvennaya strategiya protivodejstviya rasprostraneniyu VICH-infekcii v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda i dal'nejshuyu perspektivu. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 oktyabrya 2016 g. N 2203-r.
2.Istoriya odnoj bolezni: ispanka. https: sci-hit.com.
2019. 02. istoriya-odnoy-bolezni-ispanka.html
3.Kobzar' V.P. Epidemiya holery v Priamur'e i Man'chzhurii v 1902 g. Amurskij medicinskij zhurnal, № 4(28), 2019. S. 90-92.
4. Koncepciya razvitiya zdravoohraneniya RF do 2020 goda.
5.Mirovye demograficheskie perspektivy 2019g. https:www.un.org. development.desa. publications. world-population-prospects-2019-highlights.html
6.Pokrovskij V.V., VICH-infekciya i SPID [Elektronnyj resurs]. pod red. Pokrovskogo V.V. M.: GEOTAR-Media,
2020. 696 s. (Seriya "Nacional'nye rukovodstva"). ISBN 978-5-9704-5421-3 Rezhim dostupa: https: www. rosmedlib.ru. book.ISBN9785970454213.html
7.Rosstat. Demografiya. https: www.gks.ru. folder. 12781
8.Sharshova O.A., Kovalenko A.I. Zdravoohranitel'noe povedenievsohraneniipopulyacionnogoireproduktivnogo zdorov'ya zhenshchin. Amurskij medicinskij zhurnal, № 1 (25), 2019. S. 92-94.
Статья поступила 29.04.2020
Координаты для связи
Коваленко Анна Ивановна, д-р ист. наук, доцент, заведующая кафедрой философии, истории Отечества и иностранных языков ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Шаршова Ольга Анатольевна, канд. мед. наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@AmurSMA. su, [email protected]
J
sc
УДК 616.157.392
В.В. Войцеховский
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ЛЕЙКЕМОИДНЫЕ РЕАКЦИИ ЛИМФОЦИТАРНОГО ТИПА
Лейкемоидные реакции представляют собой изменения в составе и структуре клеток крови, напоминающие лейкозы и другие опухоли кроветворной системы, но не трансформирующиеся в ту опухоль, на которую они похожи [4]. В гистопатогенезе лейкемо-идных реакций и лейкозов имеются черты сходства, но глубокой этиопатогенетической общности у этих двух процессов нет. Лейкозы - это неоплазия крови; лейкемоидная реакция - это, по словам И.А. Кассир-ского (1970), - «воспаление крови» [8]. Лейкемоидные реакции - это патологическое состояние, при котором, несмотря на повышенное содержание лейкоцитов с возможным сдвигом формулы, не наблюдаются явления аплазии, метаплазии и гиперплазии кроветворных органов (недоразвития, измененного и увеличенного образования клеток крови) [5]. Лейкемоидные реакции не являются самостоятельным заболеванием в отличие от лейкоза, а носят вторичный симптоматический характер, причем нередко очевидна причина, индуцировавшая развитие лейкемоидной реакции. Как правило, лейкемоидные реакции возникают вследствие воздействия на организм бактериальных, вирусных инфекций, чрезвычайных стрессорных раздражителей, а также разнообразных патогенных факторов бактериальной и небактериальной природы, вызывающих сенсибилизацию организма. С устранением действия основного причинного фактора возникает и быстрая нормализация состава периферической крови. Для лейкемоидной реакции не характерны признаки опухолевой прогрессии, свойственные лейкозам, в связи с чем при них не возникают анемии и тромбоцитопении метапластического характера. Являясь гематологическим проявлением многих соматических заболеваний, лейкемоидные реакции встречаются гораздо чаще, чем соответствующие варианты лейкозов [3]. От осведомленности врачей в области реактивных изменений со стороны кроветворения зависит правильность ранней диагностики гемобласто-зов, потому что нельзя путать лейкозы и лейкемоид-ные реакции, так как, приняв лейкемоидную реакцию за лейкоз, нужно будет лечить так называемый «лейкоз». И.А. Кассирский подчеркивал, что «правильный анализ гемограммы помогает разобраться в сложной диагностической обстановке и, напротив, недооценка картины крови приводит к частым диагностическим ошибкам», «лейкограмма нередко обнаруживает такие тонкие изменения, которые задолго до выраженных клинических признаков указывают на серьезные сдвиги в течении заболевания» [8]. Нормальные показатели клинического анализа крови взрослого человека [4] приведены в таблице 1. Однако необходимо отметить, что имеются возрастные нормы различных показателей клинического анализа крови, особенно очевидны они в детском возрасте. Гемограмма здоро-