ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В 1960-1980-х гг.
DEMOGRAPHIC POLICY IN THE KRASNOYARSK TERRITORY IN 1960-1980-IES
И.В. Копылов, Л.Н. Славина I.V. Kopylov, L.N. Slavina
Демографическая политика, население, рождаемость, смертность, эпидемиологический переход, форсированная урбанизация.
В статье анализируется демографическая политика, проводившаяся в 1960-1980-х гг. в Красноярском крае-типичном районе нового промышленного освоения. На его примере опровергается мнение о фактическом отсутствии в СССР до 1980-х гг. демографической политики. Выявлены ее основные тенденции в крае. Показан характер влияния государства на воспроизводство населения, предложены рекомендации для совершенствования современной демографической политики.
Введение в проблему исследования. В середине XX в. мировое сообщество провозгласило права и свободы человека фундаментальной ценностью и закрепило это положение в Уставе ООН. Человеческая жизнь теперь декларировалась как высшая ценность, а не как средство получения экономических и политических дивидендов. В западных странах возросло внимание властей и общества к сфере воспроизводства населения.
В СССР приоритетными остались политические и экономические цели, такие как построение коммунизма или победа в холодной войне. На их фоне жизнь человека обесценивалась. Однако, вопреки распространившемуся в конце 1980-х гг. мнению об отсутствии в СССР должного внимания к демографической сфере, власть активно вмешивалась в народонаселенческие процессы, особенно в регионах, ставших полигонами для масштабных социально-экономических экспериментов, таких как Красноярский край.
Проблема государственного регулирования демографических процессов приобрела особую
Demographic policy, population, birth rate, death rate, epidemiological transition, rapid industrialization. The article analyzes the demographic policy held in the 1960-1980-ies in the Krasnoyarsk Territory, which was a typical example area of a new industrial development. Basing on this example the authors disprove the existing opinion that there had not been any demographic policy in the USSR until the 1980-ies. The research also indicated the main trends of the demographic policy in the region. It shows the character of the state influence on the renewal of population. The authors give recommendations how to improve the modern demographic policy.
актуальность в России в постсоветский период в связи начавшейся депопуляцией. В обществе стал обсуждаться вопрос о возможности вмешательства государства в демографическую сферу в принципе и о допустимой степени его воздействия на воспроизводство населения. Для прояснения ситуации обратились к изучению опыта советской эпохи.
Большинство исследователей сошлись на том, что в СССР активная демографическая политика государства проводилась с 1980-х гг. и преследовала в основном две цели - остановку спада рождаемости и сглаживание «демографических волн» [Рыбаковский, 2012, с. 80]. Но в оценке её эффективности мнения разделились. Представители «государственной школы» считают, что государство может и должно влиять на рождаемость, что демографическая политика в 1980-х гг. «была не провалом, а успешно начавшимся экспериментом, довольно быстро, впрочем, прерванным драматическим поворотом отечественной истории» [Клупт, 2013, с. 14]. Их оппоненты из «социальной школы» утверждают, что резуль-
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н О
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
а
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н
U w
PQ
тат вмешательства государства в процессы рождаемости имел демографический эффект, «едва отличающийся от нуля со знаком плюс» [Захаров, 2006, с. 63]. При этом оба вывода делаются из общероссийской ситуации, без учёта специфики регионов. Но в районах нового промышленного освоения государство играло значительно большую роль, чем в европейской части страны, и потому требуется специальный анализ демографической политики на этих территориях.
Постановка проблемы. В данной статье рассматриваются характер и результаты государственной демографической политики в Красноярском крае в последнее тридцатилетие советского периода. Этот вопрос лишь в общем виде ставился в литературе [Славина, 2010, с. 183-190]. Изложенная в предлагаемой работе информация позволит углубить представление о демографической сфере края и влиянии на нее государства, лучше понять истоки современных демографических проблем. Под «демографической политикой» понимается комплекс мероприятий по регулированию базовых демографических процессов - рождаемости и смертности. Основное внимание уделяется анализу мер по снижению смертности. В изучаемый период власть уделяла больше внимания им, а не стимулированию рождаемости, так как именно они давали наибольший демографический эффект.
Обсуждение. Благодаря резкому снижению смертности и сохранению сравнительно высокой рождаемости в послевоенный период у власти и в обществе не было тревог по поводу воспроизводства новых поколений. Проблемы в естественном движении населения в Красноярском крае обозначились лишь в конце 1950-х гг. в связи с обострением дефицита рабочих рук. Было осознано, что для воспроизводства трудовых ресурсов нужно стимулировать рождаемость и сохранять имеющееся население, поскольку начался рост смертности. С 1960 по 1970 г. ее общий коэффициент в городах края поднялся с 6,6 до 7,0 %о, в деревнях - с 7,0 до 8,8 %о [Демографический ежегодник..., 1997, с. 36]. Причем быстрее всего увеличивалась смертность мужчин рабочих возрастов.
Одним из факторов роста смертности явля-
лось неудовлетворительное состояние системы здравоохранения. В крае наблюдался дефицит врачей. Устарело оборудование медучреждений, и не всем больным хватало в них мест. Нередко они размещались в старых, иногда в аварийных зданиях без элементарных удобств. Даже в крупных городах в инфекционных и туберкулезных отделениях многих больниц отсутствовало водоснабжение (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 3715. Л. 42).
Казалось, ситуация «находилась на контроле». В 1964 г. Красноярский краевой совет депутатов трудящихся принял постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения края». В нем отмечалось, что главной проблемой краевого здравоохранения являлась морально и технически устаревшая материальная база. Капитальный ремонт и строительство новых объектов признавались главными задачами в области медицины (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 3715. Л. 42). Но устранить выявленные проблемы не удавалось. Отчеты по исполнению постановления крайсовета показывают, что отремонтированных медицинских учреждений и созданных новых мест в больницах было недостаточно. Массовые миграции населения в города и общее постарение сельских жителей увеличивали нагрузку на систему здравоохранения и сводили почти на нет усилия краевых властей (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 3715. Л. 121).
Проблема осложнялась тем, что в изучаемый период в крае, как и в целом в России, шел процесс перестройки структуры причин смертности, называемый эпидемиологическим переходом. Если раньше основной причиной смерти населения были инфекционные и паразитарные болезни, то с внедрением в практику в послевоенные годы антибиотиков и сульфаниламидных препаратов главной угрозой для жизни людей стали так называемые «болезни цивилизации». С конца 1950-х гг. в городах и в деревнях края в структуре причин смерти стали преобладать сердечно-сосудистые заболевания, на второе место вышли новообразования, на третье - внешние воздействия (несчастные случаи, отравления, травмы) [Социальный паспорт..., 1976, с. 111].
Советская система здравоохранения в целом
оказалась не готовой к борьбе с этими «новыми» болезнями. Краю же требовалось особое внимание, так как форсированная индустриализация его территории повлекла за собой форсированную урбанизацию и модернизацию демографической сферы, вызвавшую дополнительные проблемы. Но усилия власти по-прежнему концентрировались на борьбе не с «болезнями цивилизации», а с инфекционными заболеваниями, такими как туберкулез. В декабрьском решении крайисполкома в 1962 г. отмечалось, что борьба с ним является приоритетной задачей (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 3715. Л. 8).
В марте 1963 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление «О мерах по снижению инвалидности среди трудящихся и улучшению врачебно-трудовой экспертизы», призванное улучшить диагностику болезней (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 4406. Л. 111). В связи с этим в крае с 1964 г. с различной периодичностью проводились ревизии состояния врачебно-трудовой экспертизы. Было выявлено, что на наличие глазных заболеваний и туберкулеза проверялись 95-98 % трудящихся, диагностикой сердечно-сосудистых болезней были охвачены лишь 20 %, а диагностика онкологических заболеваний не проводилась вообще (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 4406. Л. 111).
Внимание краевых властей стало смещаться в сторону «новых» болезней лишь со второй половины 1960-х гг. В справке «О состоянии онкологической помощи населению Красноярского края за 1964-1969 гг.» отмечалось, что борьба против рака является приоритетной задачей краевого здравоохранения, но ситуация даже в городах весьма плачевна (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 3761. Л. 142). На весь край в 1969 г. было 4 онкологических диспансера (в Красноярске, Канске, Абакане и Норильске), которые не справлялись с возраставшей нагрузкой и нередко приостанавливали работу из-за отсутствия специалистов-онкологов (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 3761. Л. 142).
Младенческая смертность также вызывала тревогу у властей. Её уровень существенно снизился в городах (с 40,7 %о в 1960 г. до 25,6 %о в 1970 г.), но мало в деревне (с 31,6 до 28,3 %о) [Демографический ежегодник..., 1997, с. 102]), и оставалась ар-
хаичной ее структура. Так, в городах болезни органов дыхания стали причиной смерти 29,2 % младенцев, инфекционные и паразитарные заболевания - 5,6 %, несчастные случаи - 5 % [Демографический ежегодник..., 1997, с. 7].
Снижение младенческой смертности в крае шло медленнее, чем в целом в РСФСР и СССР. В связи с этим в марте 1963 г. исполком крайсовета принял решение об открытии молочных кухонь, расширении сети женских консультаций и строительстве новых роддомов. Сам факт ставки на молочные кухни для снижения младенческой смертности свидетельствует, что в крае боролись с тем, что в развитых странах было давно изжито, - с плохим уходом за детьми.
Низкие темпы снижения младенческой смертности усугублялись спадом рождаемости, обусловленным, с одной стороны, универсальными закономерностями демографической модернизации, с другой - советским вариантом эмансипации женщин. «Двойная занятость» женщин в общественном производстве и домашнем хозяйстве при примитивном состоянии социально-бытовой инфраструктуры городов и особенно сел форсировали падение рождаемости. Но адекватной реакции со стороны властей не было.
Серьезную угрозу для здоровья красноярцев представляло ухудшение в 1960-х гг. экологической ситуации. Загрязнение окружающей среды в городах края достигло такого уровня, что на него обратило внимание республиканское руководство. В 1964 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление «О мерах по прекращению загрязнения реки Енисей в районе г. Красноярска и строительству канализационных и очистных сооружений» (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 3748. Л. 100). Таким образом, власти беспокоились о здоровья населения, но при дефиците средств им приходилось выбирать между развитием социальной сферы и форсированием индустриализации. Результаты были предсказуемы - приоритет экономики оставался незыблемым.
В 1970-х гг. ситуация еще осложнилась. Наметившиеся в истекшем десятилетии позитивные изменения в сфере смертности либо «буксовали» под воздействием неблагоприятных факто-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
ров, либо вообще сходили на нет. Снижение младенческой смертности в 1960-х гг. сменилось ростом в 1970-х. В структуре смертности населения оставалась высокой доля инфекционных и паразитарных болезней, в принципе излечимых. Но с началом первой «красноярской десятилетки» (1971-1980) внимание властей еще больше сосредоточилось на решении сугубо экономических задач. А нерешенные проблемы здравоохранения 1960-х гг. перешли в 1970-е гг. По-прежнему не отвечала на вызовы времени его материально-техническая база. Продолжался отток медицинских кадров. Только за 1973-1974 гг. край покинули 330 врачей и 1000 медработников среднего звена (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 2. Д. 3715. Л. 8).
Отсталость системы здравоохранения была не единственной причиной высокой смертности красноярцев. В 1970-х наметился рост числа жертв от внешних воздействий (несчастных случаев). С 1975 по 1979 г. их доля среди всех умерших горожан выросла с 11,6 до 12,2 %. [Демографический ежегодник..., 1997, с. 102]. Погибали, прежде всего, молодые мужчины, но не только они. Меры по снижению этого рода смертности были ограниченными. Боролись лишь с производственным травматизмом. На это краевые власти только в 1976 г. потратили 39 млн. руб. (ГАКК. Ф. Р-1300. Оп. 5. Д. 2081. Л. 51).
Одной из причин массовой преждевременной гибели красноярцев признавалась алкоголизация населения. Во время проводившейся в 1972 г. антиалкогольной кампании краевые власти пытались не только ограничить продажу и потребление алкоголя, но и сформировать в обществе негативное отношение к пьянству. Но видимых результатов эти попытки не дали. Число только зарегистрированных алкоголиков в 1974 г. в крае, в основном в городах, составило 14 тыс. чел. (ГАКК. Ф. Р-1300. Оп. 1. Д. 4690. Л. 48). В дальнейшем эта цифра увеличивалась.
Продолжала подрывать здоровье людей постоянно ухудшавшаяся экологическая ситуация, особенно в местах концентрации производства. Несмотря на постановления и предписания властей, предприятия практически не использовали природосберегающие технологии. Например,
в смете крупнейшей Назаровской ГРЭС до 1975 г. вообще не было статьи расходов, связанных с защитой окружающей среды [Тимошенко, 2011, с. 60-61].
На рубеже 1960-1970-х гг. возобновился рост младенческой смертности. Его пик в городах пришёлся на 1976 г., когда коэффициент достиг 27,2 %о. Такую негативную динамику обусловливало, помимо прочих причин, общее ухудшение здоровья населения, в первую очередь матерей.
Рост младенческой смертности особо ощущался на фоне низкой рождаемости. Постановления Совета министров СССР «Об улучшении обеспечения пособием по беременности, родам и уходу за больным ребенком» (1973) и «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) (ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 1. Д. 5460. Л. 1) выполнялись плохо. Члены комиссии по вопросам труда и быта женщин, охране материнства и детства при Исполкоме крайсовета отмечали, что «... вопросы охраны здоровья не стали приоритетными для партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов и хозяйственных руководителей, а предпринимаемые меры полностью лишены какой-либо системности и научности» (ГАКК. Ф. Р-1300. Оп. 1. Д. 8186. Л. 18).
К 1980-м гг. в краевой медицине наметились позитивные изменения, имевшие, однако, ограниченный и несвоевременный характер. Материально-техническая база здравоохранения постепенно обновлялась, но медики отмечали, что хотя ассигнования росли, улучшения в обеспечении населения медицинской помощью не наблюдалось [Ханенко, 1991, с. 70-71], также как и положительных сдвигов в характере смертности.
С начала 1980-х актуализировалась проблема снижения рождаемости, что было вызвано, как и в конце 1950-х гг., обострением дефицита трудовых ресурсов. В 1981 г. вышли Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по усилению помощи семьям, имеющим детей», «О мерах по дальнейшему улучшению социального обеспечения населения», в 1982 г. - «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» [СП СССР, 1981, ст. 75]. Однако их реализация не намного улучшила ситуацию в крае. Краснояр-
цы «отозвались» на них слабым и кратковременным подъемом рождаемости.
Успешный, но короткий этап борьбы государства за оздоровление демографической сферы был связан с антиалкогольной кампанией 1985-1987 гг. Общий коэффициент смертности в городах края тогда снизился с 8,5 до 7,8 %о [Демографический ежегодник..., 1997, с. 89], а число смертей от внешних воздействий - с 175,2 до 124,4 случаев на 100 тыс. чел. [Народное хозяйство..., 1990, с. 23]. Благодаря укреплению здоровья родителей с 1985 г. начался спад младенческой смертности и одновременно стала расти рождаемость. Казалось, в 1985-1987 гг. государственная политика в демографической сфере впервые за тридцать лет дала ощутимый результат. Но с 1988 г. возобновились рост смертности и снижение рождаемости, и в 1992 г. в городах края, а в 1993 г. в деревнях началась депопуляция.
Заключение. Подводя итоги, нужно отметить, что с конца 1950-х гг. краевым властям приходилось решать в демографической сфере ряд сложных проблем, с которыми они фактически оставались наедине без поддержки центра. Начавшийся новый этап эпидемиологического перехода требовал принципиально новой стратегии борьбы с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями и, соответственно, значительных вложений в социальную сферу. Государство с этими задачами не справлялось.
Краевые власти внешне активно реагировали на рост смертности и снижение рождаемости в 1960-1980-х гг. Но их реакция часто была запоздалой и неадекватной. Примеров тому множество. Это и концентрация усилий на борьбе с инфекциями в 1960-х гг. при недостаточном внимании к «новым болезням», и противоречие между пропагандой здорового образа жизни и культивированием психологии жертвенности и производственного героизма, и изначально обреченные на неудачу попытки подъема рождаемости при тотальном вовлечении женщин во внедомашнее производство и т. п.
Потерпев поражению «в бою» с высокой смертностью, региональная политика, основанная на директивах центра, нанесла непоправимый ущерб репродуктивной сфере. Для преодо-
ления хронического дефицита рабочих рук в крае не прекращалась кампания по полному вовлечению женщин в общественное производство, что во многом и обусловило спад рождаемости. На протяжении 1960-1980-х гг. краевые власти «метались» от одной демографической проблемы к другой, стремясь при этом успеть за директивами центральной власти, ориентированными на решение экономических задач. Предпринимаемые в крае меры часто носили фрагментарный, разобщенный характер и, при отсутствии опыта решения подобного рода проблем и нехватке средств, нередко приносили больше вреда, чем пользы.
Список сокращений
1. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.
Библиографический список
1. Демографический ежегодник Красноярского края. 1996 г. Красноярск, 1997.
2. Захаров С. Демографический анализ эффекта мер семейной политики в России в 1980-х гг. // СПЭРО. 2006. № 2. С. 33-69.
4. Клупт М. Демографическое развитие России: нефтяной нарратив // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 56-66.
5. Народное хозяйство Красноярского края в 1989 году: статистический ежегодник. Красноярск, 1990.
6. Рыбаковский Л. Демографические вызовы: что ожидает Россию? // Социологические исследования. 2012. № 8.
7. Славина Л.Н. Модернизация воспроизводства сельского населения Восточной Сибири (1960-1980-е гг.) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 2.
8. Социальный паспорт Красноярского края. Красноярск, 1976.
9. СП СССР. 1981. № 13.
10. Тимошенко А. КАТЭК: разработка и реализация программы (Формирование и развитие Сибирских территориально-производственных комплексов). Новосибирск, 2011.
11. Ханенко Б. Здравоохранение Красноярского края. Красноярск, 1991.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м