Научная статья на тему 'Демассификация медиасферы как антимонопольный ресурс'

Демассификация медиасферы как антимонопольный ресурс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
401
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМАССИФИКАЦИЯ / МЕДИАСФЕРА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ИДЕЙ / DEMASSIFICATION / MEDIA SPHERE / CRITICAL THINKING / INFORMATION / CULTURE / SYSTEM OF IDEAS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимов Владимир Анатольевич

Автор предпринимает попытку определить направления и этапы демассификации медиасферы, выявить влияние демассификации медиасферы на процессы, происходящие в информационном, культурном, идеологическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demassification of media sphere as an antimonopoly resource

The author attempts to define the directions and the stages of demassification of media sphere and to reveal the influence of demassification of media sphere upon processes in informational, cultural, and ideological areas.

Текст научной работы на тему «Демассификация медиасферы как антимонопольный ресурс»

5. Goroshko E. I., ZHigalina E. A. Virtual Zhanrovedenie: settled and controversial [Electronic resource]. Uchyonye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya «Filologiya. Social'nye kommunikacii», 2011, vol. 24 (63), no. 1, part 1, pp. 105-124. Available at: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=223.

6. Makarov M. L. Genres in electronic communications: quo vadis? ZHanry rechi. Saratov, 2005, vol. 4. ZHanr i koncept, pp. 336-351.

7. SHmelyova T. V. Linguistic reflection. Teoreticheskie i prikladnye aspekty rechevogo obshcheniya, 1999, vol. 1 (8), pp. 108-110.

8. Goloshubina O. K. The speech genre «conversation in the messenger» as a specific genre of Internet communication. Vestnik OmGU, 2015, no. 1, pp. 208-212.

9. Mechkovskaya N. B. Natural language and metalinguistic reflection in the Internet age. Russkij yazyk v nauchnom osveshchenii, 2006, no. 2 (12), pp. 165-185.

10. Sidorova M. YU., Strel'nikova N. A., SHuvalova O. N. Obydennoe metayazykovoe soznanie v Internete [Everyday metalinguistic consciousness on the Internet : Article for the monograph of the Altai State University] [Electronic resource]. Available at: http://istina.msu.ru/media/publications/article/ffe/44b/4645681/Obyidennoe_ metayazyikovoe_soznanie_v_ Intemete_statya_dlya_kollektivnoj_monografii..pdf.

11. SHumarina M. R. Metayazykovaya refleksiya v fol'klornom i literaturnom tekste [Metalinguistic reflection in the folklore e literary text: Author. Dis. ... Dr. Philology. Sciences: 10.02.01]. [Electronic resource]. Moscow, 2011. Available at: http://www.dissercat.com/content/metayazykovaya-refleksiya-v-folklornom-i-literaturnom-tekste.

12. SHumarina M. R. YAzyk v zerkale hudozhestvennogo teksta. (Metayazykovaya refleksiya v proizvedeniyah russkoj prozy) [Language in the mirror of a literary text. (Metalinguistic reflection in Russian prose works) : monograph]. Moscow, 2011, 328 p.

13. Pchelinceva M. A. Metalinguistic reflection on the language of revolution, the writers of the 1st wave. Progressivnye tekhnologii v obuchenii i proizvodstve. Volgograd, 2006, vol. 4, pp. 67-73.

14. Mechkovskaya N. B. Istoriya yazyka i istoriya kommunikacii: ot klinopisi do Interneta [The history of language and the history of communication: from cuneiform to the Internet]. Moscow, 2009, 584 p.

© О. К. Голошубина, 2016

Автор статьи - Олеся Константиновна Голошубина, аспирант, Омский государственный педагогический университет.

Рецензенты:

Н. Д. Федяева, доктор филологических наук, Омский государственный педагогический университет. Н. В. Орлова, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

УДК 070 + 32.019.5 + 364.146 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.25.65

В. А. Евдокимов, Омская гуманитарная академия

ДЕМАССИФИКАЦИЯ МЕДИАСФЕРЫ КАК АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ РЕСУРС

Автор предпринимает попытку определить направления и этапы демассификации медиасферы, выявить влияние демассификации медиасферы на процессы, происходящие в информационном, культурном, идеологическом пространстве.

Ключевые слова: демассификация, медиасфера, критическое мышление, информация, культура, система идей.

Процесс демассификации медиасферы оказывает противоречивое воздействие на индивида и общество. Как механизм, обеспечивающий многообразие в социуме, демассификация медиасферы благоприятствует разрушению монополизма в информационном, культурном, идеологическом пространстве, ограничивает возможности субъектов политики и экономики в навязывании населению представлений об окружающем мире, о социальных процессах, пробуждает интерес многих людей к духовным ценностям. Однако не исключены и такие последствия, как сужение кругозора личности, утрата индивидом интереса к общественной жизни.

Термин «демассификация» ввёл в научный оборот американский социолог Э. Тоффлер [1, с. 267], а в настоящее время используют политологи, социологи, маркетологи, исследователи журналистики. Демассификация представляет процесс преодоления однородности культуры, общества и личности, стимулирование активной мыслительной деятельности представителей аудитории, постижение ими всеобщей связи явлений и процессов на основе единства в многообразии, субъективное и объективное вовлечение людей в творческие искания, создание оригинального. Демассификация связана с дифференциацией общества, которую социологи трактуют как различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, устанавливаемые согласно многим основаниям. Основания для дифференциации могут быть сопряжены как с объективными признаками (экономическими, профессиональными, образовательными), так и свойствами массового и индивидуального сознания. К социальной дифференциации, определяющей особенности идеологий, политических направлений и культуры, исследователи относятся или как к источнику несправедливости и конфликтов, или как к первопричине разнообразия, когда человеку обеспечены и возможность выбора, и стимулы для активной деятельности, а обществу предоставлены на выбор различные варианты развития. Признание ценности личности, её права на автономию в группе, обществе открывает пространство для достижения высокой степени взаимной терпимости, обеспечения свободы вертикальной и горизонтальной мобильности, обусловливает осознание индивидом ответственности за свою судьбу.

Демассификация также предоставляет индивиду и обществу свободу выбора, мобильности, стимулы для поиска информации. В качестве компонентов демассификации исследователи выделяют персонализацию личности (экономическую, политическую, экзистенциальную, творческую), демас-сификацию культуры (доминирование высокого над «низким», творческих продуктов над китчем, элитарных морали, этики, этикета над их плебейско-массовыми аналогами), общества (обеспечение социального разнообразия - страт, сообществ - и солидарности людей; усиление творческих мотиваций и разнообразия в трудовой, политической активности, потреблении, деятельности масс-медиа) [2, с. 146]. По мнению К. Ясперса, мир достиг бы вершины своей истории, если в самих массах осуществилось бы то, что раньше ограничивалось кругом аристократии [3, с. 144-145]. Впрочем, согласно другой точке зрения в обществе, основанном на знании и информации, рост количества представителей управленческих, профессиональных и технических страт не является единственной тенденцией. Развитие технологий сопровождается ростом неквалифицированных занятий в сфере услуг на нижних ступенях социальной лестницы. Эти рабочие места составляют существенную долю и постиндустриального и информационного социального организма, создавая условия для поляризации. Так и демассификация не подразумевает исчезновения массовой культуры, которая сохраняется как механизм, который удовлетворяет нужды значительной части общества [4].

По всей видимости, демассификация представляет длительный эволюционный процесс, её влияние на аудиторию небезгранично и противоречиво. С одной стороны, при переходе ряда стран от индустриального к постиндустриальному обществу, начиная с последней четверти XX века, происходят совершенствование энергосберегающих технологий, информатизация, автоматизация и роботизация отраслей материального производства, достигнуто улучшение деятельности учреждений образования и здравоохранения, обеспечено высокое качество жизни людей. В западной цивилизации назрела переориентация на гуманизацию труда и производства, кристаллизуется тяга граждан не к увеличению прибыли и приращению могущества, а к удовлетворению не являющихся сугубо экономическими потребностей [5, р. 215]. Многие люди в постиндустриальном обществе устремлены к освобождению от обезличивающей массовости, присущей индустриальному обществу, нацелены на самореализацию в творчестве.

С другой стороны, насыщение рынка печатными и онлайн-изданиями, теле- и радиокомпаниями не ведёт автоматически к увеличению количества граждан, тяготеющих к познанию объективного мира, обогащению собственных интересов. На удовлетворение усреднённых вкусов и потребностей людей, упрощение интерпретации явлений и процессов действительности нацелено значительное количество масс-медиа. Некоторые микро- и макрогруппы, предпочитающие на протяжении многих лет однотипные произведения в медиасфере и обладающие «иммунитетом против разнообразия», множественности проявлений творчества в информационном пространстве, видимо, способны избежать воздействия демассификации, пристрастие людей к минимальному количеству источников информации, наоборот, может укрепиться. Более того, демассификация способна содействовать сужению представлений о мире индивида, если он не заинтересован в поиске разнообразных сведений, а кругозор человека ограничен узкопрофессиональными интересами или развлечениями. Фокусируя

внимание на ограниченной сфере данных, люди могут отстраниться от ознакомления с информацией о глобальных процессах, актуальных социально-политических явлениях, которая кажется им незначительной, лишней. Таково одно из направлений в демассификации медиасферы, сопряжённое с неспособностью людей избавиться от выхолощенных стереотипов восприятия действительности, отсутствием интереса к малоизученным сферам жизни.

В то же время перед человеком, склонным к критическому мышлению, раскрывается потенциал демассификации медиасферы в поиске информации, отделении достоверных сведений от ложных. Индивиду, глубоко анализирующему явления действительности, присущи потребность проверять, надежны ли получаемые сведения, умение объективно трактовать их, сопоставлять различные точки зрения, определять причинно-следственные связи событий, способность осознавать противоречивость общественных процессов, интерес к разнообразным источникам информации. Таково ещё одно направление в демассификации медиасферы, связанное с распространением многообразия в информационном пространстве.

Проявления демассификации медиасферы очевиднее в крупных городах, где имеются широкие возможности в различных сферах жизни. Группы высокообразованных, живущих в достатке людей используют такие источники информации, которые недоступны или непривлекательны для граждан, чьи интересы узки, а возможности ограничены. По утверждению руководителя «Левада-центра» Л. Гудкова, житель Москвы в среднем использует 15 источников информации, житель сельской местности - 2-3 [6]. Однако если селянин, которому присуща жажда познания нового, не удовлетворен получаемыми сообщениями, он может существенно расширить круг источников сведений.

Можно выделить два этапа демассификации медиасферы. На первом происходят макроколиче-ственные изменения, увеличивается число медиа, нацеленных на удовлетворение интересов различных сегментов аудитории, сообществ, имеющих специфические запросы. В русле демассификации -выпуск региональных приложений к общенациональным печатным изданиям, газет для этнических общностей и объединений, интересующихся проблемами охраны окружающей среды, защиты животных. В ряде российских краёв и областей налажено издание газет, освещающих спортивные соревнования. Демассификация отчётливо проявляется и в радиожурналистике. Многочисленные радиостанции адресуют программы имеющим те или иные интересы конкретным группам людей, а не безликой массе, лишённой индивидуальных особенностей.

С демассификацией сопряжено и увеличение количества малотиражных газет и журналов, способных удовлетворить потребности в источниках информации представителей профессиональных групп, возникших в последние десятилетия и связанных с внедрением технологий, обновлением функций работников в различных сферах деятельности. Для копирайтера, разрабатывающего концепции рекламных кампаний, важны общение с коллегами, изучение накопленного ими опыта внедрения инноваций, а также осведомлённость об идеях, о концепциях, возникающих в профессиональной сфере. Девелопер, занятый приобретением объектов недвижимости и разработкой проектов строительства зданий для продажи или сдачи их в аренду, осознаёт необходимость быть компетентным в сфере экономики и юриспруденции. Если копирайтера и девелопера влечёт к творческой деятельности, самосовершенствованию, то оба не замыкают интерес к новшествам в скорлупе сведений, распространяемых одним средством массовой информации, осознают наличие связи отраслей знания и необходимость вникать в существо явлений, происходящих в смежных областях, чтобы не оказаться на обочине мировых инновационных процессов.

Влияние демассификации медиасферы проявляется и в пространстве культуры. Демассифика-цию медиасферы можно воспринимать как механизм противодействия массовой культуре, представляющей продукты коммерческого производства, отражающей поиск баланса между банальным и самобытным, агрессивным и слащавым, формирующей усреднённые вкусы. Попытки приобщения людей к многообразию источников информации, общественных и духовных достижений могут оказаться успешными, когда углубляется восприятие индивидом идеалов, выраженных в представлениях о благе, добре и зле, прекрасном и уродливом, предназначении человека, или неудачными, когда соображения о высокой культуре не выдерживают конкуренции с упрощёнными, тривиальными образцами массовой. Отношение людей к массовой культуре не может измениться только вследствие возникновения множества масс-медиа, способных удовлетворить разнообразные интересы индивидов. Как не существуют механизмы, позволяющие обеспечить увеличение количества гениев в расчёте на душу населения, так не гарантирована и возможность формирования у каждого человека устойчивого влечения к научным знаниям, тяги к искусству, творчеству, самосовершенствованию. Если образцы

массовой культуры впечатляют индивида, его представления о духовных ценностях, прекрасном и безобразном, скорее всего, оказываются расплывчатыми. Прослушивание нескольких опер у кого-то пробуждает интерес к музыкально-драматическим произведениям, а кого-то оставляет равнодушным. Тех качеств, которые даны природой одному человеку, лишён другой. Маловероятно вовлечение индивида апатичного, склонного к потреблению главным образом примитивных продуктов массовой культуры и отдающего предпочтение материальным ценностям перед духовными, в процесс демас-сификации общества, культуры помимо его воли.

Если же потребности индивида изменяются и он проявляет волю к знаниям, постижению духовных ценностей, самореализации в творчестве, то чаще всего его интерес к материалам и программам масс-медиа, распространяющих однотипные образцы массовой культуры, ослабевает. Такая тенденция, дающая основание сомневаться в справедливости представлений о подавляющем превосходстве массовой культуры, видимо, формируется в России. По данным «TNS Gallup Media» в 2015 году впервые за длительное время сократилась аудитория крупнейших российских телекомпаний «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, которые развлекательную функцию считают одной из важнейших. Как свидетельствуют результаты исследования, проведённого аналитической компанией Ipsos Comcon, в 2015 году зрители стали меньше интересоваться развлекательными и юмористическими программами, а доверие телевидению снизилось до 33 процентов, того уровня, который аналитики фиксировали в 2001 году.

Субъекты журналистики могут благоприятствовать демассификации в пространстве культуры, если устремлены к формированию объективной картины мира, придают первостепенное значение выполнению функции просвещения людей, ознакомлению их с достижениями цивилизации. Эта функция масс-медиа востребована гражданами различных стран. В частности, в России действует телеканал «Культура», Канаде - «Knowledge Network», Германии и Франции - «Arte», Финляндии - «Yle Teema», США - общественная вещательная служба PBS, в сфере внимания которой - искусство, музыка, наука. Германией, Австрией и Швейцарией создан канал «3sat», транслирующий программы о культуре для нескольких десятков миллионов домашних хозяйств в Европе. Темы, связанные с историей, наукой, культурой, литературой, в Аргентине освещает телеканал «Encuentro», Иране - компания «IRIB Mostanad». Почти половина этих вещательных служб начала действовать в XXI веке. Тем самым складывается основа для перехода общества ко второму этапу демассификации медиасферы.

Наличие множества печатных изданий, телекомпаний и радиостанций, онлайн-изданий, удовлетворяющих интересы сегментов аудитории, может на втором этапе демассификации медиасферы привести к усложнению и гармонизации потребностей людей в информации, учащению проявлений взыскательности по отношению к содержанию материалов масс-медиа, стимулировать творческие порывы граждан, пробудить их интерес к общественной жизни, искусству, культуре, духовным ценностям. Эти результаты достижимы, если демассификация медиасферы на втором этапе будет сопровождаться повышением качества журналистских материалов, формированием гражданского самосознания представителей профессиональной среды, осмыслением ими ценностей плюрализма и гуманизма, приобретением репортерами таких качеств, как компетентность, широкая образованность. Элементом содержания материалов масс-медиа, по всей видимости, станут критика квазиценностей массовой культуры, раскрытие изъянов низкопробной продукции, ориентированной на вкусы нетребовательной публики.

При обеспечении человеку стимулов для активной деятельности, а обществу на выбор - различных вариантов развития усложняются задачи, стоящие не только перед масс-медиа, но и органами власти, заинтересованными в диалоге с населением, разъяснении управленческих решений, распространении системы представлений о целях деятельности правящего режима той или иной страны и её будущем. Ещё одним направлением в демассификации медиасферы становится сокращение возможностей навязывания гражданам каких-либо идей с помощью подконтрольных административным учреждениям телекомпаний, радиостанций, газет или информационных агентств, создание препятствий для тех, кто намерен воздействовать на общественное мнение в неблаговидных интересах. Данное направление в демассификации тем значимее, чем чаще правящие круги во многих странах независимо от режима правления, демократического, авторитарного, тоталитарного или иного, предпринимают попытки оказать влияние на содержание материалов масс-медиа, использовать их для достижения геополитических целей. Применение находят законодательные акты и другие рычаги (преследование журналистов за критику представителей верховной власти, цензура, проверки финансовой деятельности масс-медиа, расторжение договоров об аренде помещений). Скорее всего, для господствующего в обществе субъекта оптимальным вариантом является управление населением

с помощью одного-двух телеканалов, программы которых распространяются на территории всей страны и доступны гражданам независимо от размера их доходов. Однако чем больше источников сведений используют люди, тем уже возможности доминирующего в обществе субъекта управлять ими с помощью распространения односторонней информации и меньше шансы какого-либо сообщества ввести граждан в заблуждение и побудить их к совершению ожидаемых действий.

В числе таких сообществ нередко оказываются крупные корпорации, организующие выпуск масс-медиа. Влиятельность владельцев объединений, в которые входят телекомпании, радиостанции и печатные издания, велика, но не безмерна. Во-первых, их возможности ограничены антимонопольным законодательством. Во-вторых, для компаний, ориентированных на извлечение максимально возможной прибыли, чаще всего не представляют интерес масс-медиа, имеющие незначительную сферу распространения. И, в-третьих, обеспечение корпорациями тотального контроля деятельности субъектов журналистики маловероятно. По мнению Ю. Хабермаса, публичная сфера, с одной стороны, не может быть организована, администрирована, заключена в замкнутые общности, с другой стороны, не может составлять единую и недифференцированную аудиторию, состоит из множества сегментов, которые функционируют самостоятельно, но связаны друг с другом множеством нитей. Коммуникативные потоки не подлежат регуляции с помощью фиксированных процедур, поэтому публичная сфера не ограничена и гибка [7, с. 820]. Течения публичной коммуникации направляют масс-медиа. Пресса, выражающая взгляды и убеждения, как институт дискутирующей публики нацелена на то, чтобы утверждать её критическую функцию [8, р. 278].

Конечно, сотрудники масс-медиа способны чётко следовать тем инструкциям и наставлениям, которые получены от руководителей. Но каким могуществом ни обладали бы корпорации, трудно представить, что возможна выработка механизмов контроля мыслей журналиста, его каждого действия, совершаемого в профессиональной сфере, а назначенные собственником руководители масс-медиа имеют тождественные его собственным представления об информационной политике принадлежащей ему корпорации, о содержании распространяемых материалов. При сохранении общего подхода к освещению явлений действительности, определённого владельцами корпорации, значимы отбор журналистом фактов, внимание к деталям, оттенки его размышлений и особенности стиля, автор произведения имеет возможность выразить прямо или иносказательно мнение о тех проблемах, которые волнуют его и общество. Если редакция одной газеты отказывается публиковать острый журналистский материал, он может быть принят другой. Обладая значительными возможностями, правящие круги и субъекты экономики не способны контролировать все действующие в той или иной стране каналы коммуникации, в том числе масс-медиа. В ряде стран даже судебное преследование журналистов, выполняющих профессиональные функции, не даёт управляющим ожидаемых политических дивидендов, а граждане обходят существующие ограничения и ознакомляются с информацией, размещённой на сайтах, доступ к которым блокирован.

Процесс демассификации открывает возможности для общественных групп издавать не зависящие от крупных корпораций малотиражные масс-медиа, выпуск которых не связан со значительными расходами. Глобализация экономики благоприятствует сокращению издержек производства продукции. Уменьшение расходов на печатание газеты или журнала вероятно за счёт выбора сорта бумаги с меньшей плотностью, перевода производственных процессов, сопряжённых с выпуском номера, в стены редакции. Затраты на приобретение редакционно-издательского комплекса, как правило, окупаются за короткое время, его использование даёт весомую экономию финансовых ресурсов. Возможности сокращения расходов находят и редакции иллюстрированных журналов, предпочитающие дешёвые способы печати, организующие выпуск изданий за границей. В свою очередь формирование альтернативных систем подписки и розничной продажи печатной продукции позволяет снизить затраты, связанные с распространением и реализацией газет и журналов. Выпуск малотиражного печатного издания может быть налажен небольшим редакционным коллективом, в котором каждый работник выполняет несколько функций. Сокращение расходов достижимо и вещательными компаниями. Увеличение количества местных радиостанций происходит, в частности, за счёт удешевления распространения звукового сигнала.

Таким образом, изменения, происходящие в информационном, культурном, идеологическом пространстве под влиянием демассификации медиасферы, зримы, фиксируемы. Они свидетельствуют о том, что демассификация медиасферы может привести к противоположным результатам. Вероятны как усложнение потребностей людей в информации, повышение требовательности к содержанию материалов масс-медиа, так и обеднение представлений индивида об объективном мире, отрешение

человека от сведений о планетарных процессах, насущных явлениях. В то же время склонные к критическому мышлению люди используют потенциал демассификации в поиске достоверной информации, определении причинно-следственных связей событий, осмыслении противоречивого характера общественных процессов. Демассификация медиасферы создает условия для углубления интереса индивида и общества к искусству, культуре, духовным ценностям, если сопровождается повышением уровня образования людей, обогащением их мировосприятия, расширением их представлений об объективной реальности.

Библиографический список

1. Тоффлер, Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004. - 800 с.

2. Чернов, Г. Ю. Концепт демассификации: многообразие подходов // Вестник Челяб. ун-та. - Серия «Философия. Социология. Культурология». - 2011. - № 30. - С. 141-148.

3. Ясперс, К. Истоки истории и её цель [Текст] // Смысл и назначение истории. - М. : Политиздат, 1991. -С. 28-286.

4. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М. : ЛКИ, 2011. - 352 с.

5. Julien, C. Le suicide des democraties. - P. : Grasset, 1972. - 316 p.

6. Лев Гудков: «12 процентов не поддаётся телепропаганде» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: svoboda.org (дата обращения: 15.05.2016).

7. Социология. Энциклопедия [Текст] / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко [и др.]. - Минск : Книжный дом, 2003. - 1312 с.

8. Habermas, J. Strukturwandel der Öffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft. - Suhrkamp Verlag, 1990. - рр. 275-342 (Kapitel VI. Politischer Funktionswandel der Öffentlichkeit).

V. A. Evdokimov, Omsk humanitarian academy

DEMASSIFICATION OF MEDIA SPHERE AS AN ANTIMONOPOLY RESOURCE

The author attempts to define the directions and the stages of demassification of media sphere and to reveal the influence of demassification of media sphere upon processes in informational, cultural, and ideological areas. Keywords: demassification, media sphere, critical thinking, information, culture, system of ideas.

References

1. Toffler A. Tret'ja volna [The Third Wave]. Moscow, Publ. AST, 2001. 800 p.

2. Chernov G. U. Concept of demassification: diversity of approaches. Vestnik Cheljabinskogo universiteta. 2011, no 30, pp. 141-148.

3. Jaspers K. The Origin and the Goal of History. Smysl i naznachenie istorii. Moscow, Publ. Politizdat, 1991. pp. 28-286.

4. Kostina A. V. Massovaja kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshhestva [Mass culture as a phenomenon of postindustrial society]. Moscow, Publ. LKI, 2011. 352 p

5. Julien C. Le suicide des democraties. - P.: Grasset, 1972. 316 p

6. Lev Gudkov: "12 per cent do not yield to propaganda". Available at http://www.svoboda.org (date of visit: 15.05.2016).

7. Sociologija. Jenciklopedija [Sociology. Encyclopedia]. Drafters A. A. Gritsanov, V. L. Abushenko, G. M. Yevelkin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshenko. Minsk, Book house, 2003. 1312 p.

8. Habermas J. Strukturwandel der Öffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft [Structural transformation of the Public sphere: an investigation into a category of bourgeois society]. Suhrkamp Verlag, 1990. pp. 275-342 (Kapitel VI. Politischer Funktionswandel der Öffentlichkeit).

© В. А. Евдокимов, 2016

Автор статьи - Владимир Анатольевич Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

Е. В. Безвиконная, доктор политических наук, доцент, зав. кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления Омского государственного педагогического университета. А. Э. Еремеев, доктор филологических наук, профессор, ректор Омской гуманитарной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.