Научная статья на тему 'ДЕМАРКАЦИЯ НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ "КОНЦЕПЦИЯ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО"'

ДЕМАРКАЦИЯ НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ "КОНЦЕПЦИЯ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЯПОНСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КАЙДЗЕН / LEAN-КОНЦЕПЦИЯ / JUST IN TIME / ИНСТРУМЕНТЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алпеева Е.А., Хорошилова Т.И.

В последние годы одной из наиболее эффективных школ менеджмента во всем мире признана японская, о чем свидетельствуют труды Масааки Имаи и Тайити Оно. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Общепризнанно, что успехи в послевоенном развитии японской экономики в значительной мере обусловлены рациональной организацией производства и управления. И в этой области Япония сумела создать свою оригинальную систему менеджмента. На первом этапе японские предприниматели широко перенимали зарубежный, прежде всего, американский, опыт в этой сфере. Так, перенесенные в японские реалии и соответствующим образом (с учетом специфических национальных особенностей) скорректированные методы и система организации и управления производством и сбытом дали весьма ощутимый результат. В настоящее время Япония опережает своих конкурентов в области контроля качества, рационализации, автоматизации производства, управлении трудовыми ресурсами. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее, можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. При внимательном и тщательном изучении оказалось, что японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. В связи с этим изучение японской модели управления, основных её принципов, её корней и истоков представляет определенный интерес для исследования, а в дальнейшем - для применения данных практик в российских реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMARCATION OF THE SCIENTIFIC CATEGORY "LEAN PRODUCTION CONCEPT"

In recent years Japan has been recognized as one of the most effective management schools in the world, as evidenced by the works of Masaaki Imai and Taiichi Ohno. Management in Japan, as in any other country, reflects its historical features, culture and social psychology. It is directly related to the socio-economic structure of the country. It is generally recognized that the success in the post-war development of the Japanese economy is largely due to the rational organization of production and management. And in this area Japan has managed to create its own original management system. At the first stage, Japanese entrepreneurs widely adopted foreign, primarily American, experience in this field. Thus, transferred to Japanese realities and accordingly (taking into account specific national characteristics) adjusted methods and system of organization and management of production and sales have given a very tangible result. Currently, Japan is ahead of its competitors in the field of quality control, rationalization, production automation and human resource management. Japanese management methods are fundamentally different from European and American ones. This does not mean that the Japanese manage more efficiently. Rather, it can be stated that the basic principles of Japanese and European management lie in different planes, having very few points of intersection. Upon careful and thorough study, it has turned out that the Japanese management system is a synthesis of traditional, ethnocultural Japanese traditions and imported ideas, and many of the rationalizing Japanese management methods are ideas adapted to the Japanese system from old management textbooks. In this regard, the study of the Japanese management model, its basic principles, its roots and origins is of particular interest for research, and in the future - for the application of these practices in Russian realities.

Текст научной работы на тему «ДЕМАРКАЦИЯ НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ "КОНЦЕПЦИЯ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО"»

УДК 658.18:005

ДЕМАРКАЦИЯ НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ «КОНЦЕПЦИЯ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

АЛПЕЕВА Е.А.,

кандидат экономических наук, начальник управления воспитательной работы и молодёжной политики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, alpeeva_ea@kgsha.ru, +79102107215.

ХОРОШИЛОВА Т.И.,

аспирант кафедры экономики, ФГБОУ Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», khoroshilova71@gmail.com, +79654264701.

Реферат. В последние годы одной из наиболее эффективных школ менеджмента во всем мире признана японская, о чем свидетельствуют труды Масааки Имаи и Тайити Оно. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Общепризнанно, что успехи в послевоенном развитии японской экономики в значительной мере обусловлены рациональной организацией производства и управления. И в этой области Япония сумела создать свою оригинальную систему менеджмента. На первом этапе японские предприниматели широко перенимали зарубежный, прежде всего, американский, опыт в этой сфере. Так, перенесенные в японские реалии и соответствующим образом (с учетом специфических национальных особенностей) скорректированные методы и система организации и управления производством и сбытом дали весьма ощутимый результат. В настоящее время Япония опережает своих конкурентов в области контроля качества, рационализации, автоматизации производства, управлении трудовыми ресурсами. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее, можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. При внимательном и тщательном изучении оказалось, что японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. В связи с этим изучение японской модели управления, основных её принципов, её корней и истоков представляет определенный интерес для исследования, а в дальнейшем - для применения данных практик в российских реалиях.

Ключевые слова: бережливое производство, японский менеджмент, кайдзен, lean-концепция, just in time, инструменты бережливого производства.

DEMARCATION OF THE SCIENTIFIC CATEGORY "LEAN PRODUCTION CONCEPT"

ALPEEVA E.A.,

candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Educational Work and Youth Policy of the Kursk State Agricultural Academy, alpeeva_ea@kgsha.ru, +79102107215.

KHORO SHILOVA T.I.,

postgraduate student of the Department of Economics of National University of Science and Technology MISIS, khoroshilova71@gmail.com, +79654264701.

Essay. In recent years Japan has been recognized as one of the most effective management schools in the world, as evidenced by the works of Masaaki Imai and Taiichi Ohno. Management in Japan, as in any other country, reflects its historical features, culture and social psychology. It is directly related to the socioeconomic structure of the country. It is generally recognized that the success in the post-war development of the Japanese economy is largely due to the rational organization of production and management. And in this area Japan has managed to create its own original management system. At the first stage, Japanese entrepreneurs widely adopted foreign, primarily American, experience in this field. Thus, transferred to Japanese realities and accordingly (taking into account specific national characteristics) adjusted methods and system of organization and management of production and sales have given a very tangible result. Currently, Japan is

ahead of its competitors in the field of quality control, rationalization, production automation and human resource management. Japanese management methods are fundamentally different from European and American ones. This does not mean that the Japanese manage more efficiently. Rather, it can be stated that the basic principles of Japanese and European management lie in different planes, having very few points of intersection. Upon careful and thorough study, it has turned out that the Japanese management system is a synthesis of traditional, ethnocultural Japanese traditions and imported ideas, and many of the rationalizing Japanese management methods are ideas adapted to the Japanese system from old management textbooks. In this regard, the study of the Japanese management model, its basic principles, its roots and origins is of particular interest for research, and in the future - for the application of these practices in Russian realities.

Keywords: Lean Production, Japanese management, kaizen, lean concept, Just in Time, lean manufacturing tools, lean production tools.

Введение. В последнее время все больше компаний в мире начинают применять японский подход к управлению производством, который доказал свою конкурентоспособность.

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день одной из главных проблем промышленности, как российской, так и зарубежной, является довольно невысокая эффективность использования производственных ресурсов. В условиях жесткой конкурентной борьбы западные компании в настоящее время обладают целым рядом конкурентных преимуществ в сравнении с российскими компаниями. В связи с этим для российских реалий особую важность приобретают направленные на увеличение производительности применения промышленных ресурсов модели менеджмента, среди которых - концепция бережливого производства («Lean Production», «Just in time», «Kaizen management»).

Результаты исследования. В таблице 1 приведена демаркация научной категории «концепция бережливое производство».

В широком смысле, бережливое производство - это философия управления производством, в которой важнейшим значением эффективности внутренних процессов является интерес клиента, основным стимулом к внутренней оптимизации является мотивация каждого сотрудника предприятия. Главным постулатом является следующее: делать только то, что необходимо для потребителя (рынка сбыта).

В узком смысле, если рассматривать приближенно к конкретному предприятию, бережливое производство - это производственный процесс, основанный на идеях максимизации производительности с одновременным снижением к минимуму отходов в границах производственной операции.

На первом этапе при рассмотрении истории концепции бережливого производства следует отметить, что её основные идеи и методы были

сформулированы ещё в 1913 г. Г. Фордом, когда была внедрена новая система организации труда на принадлежащих ему автомобильных заводах [4], но они не были восприняты бизнесом как руководство к действиям, так как значительно опережали своё время.

Вторым этапом можно считать дальнейшее развитие концепции бережливого производства, которое продолжилось в Японии в середине 50-х годов XX века. В это время исполнительный директор завода Toyota Motor Тайити Оно совместно со своим соратником Сиего Синго начал разрабатывать и применять на практике производственную систему, которая получила название Toyota Production Systems (TPS) [6]. Она включала в себя новые подходы к организации производства с обеспечением повышения качества исходной продукции.

Третий этап. Позже в 80-х годах XX века, когда возникла серьёзная конкуренция японских автомобилей на внутреннем автомобильном рынке США, был создан фонд и исследовательский проект «Международная программа «Автомобили» (International Motor Vehicle Program, IMVP) Массачусетского Технологического Института (США) [5].

Четвертый этап. В 1985 г. в компанию Toyota отправилась группа американских экономистов, возглавляемых Джеймсом П. Вумеком и Дание-лем Т. Джонсоном. Результатом их исследований стала сформированная концепция бережливого производства, получившая название «Lean Production».

Сам термин «Lean Production» впервые был обозначен в 1988 г. в статье Джона Крафчика [5], который работал вместе Джеймсом П. Вумеком и Даниелем Т. Джонсоном в международной автомобильной программе.

Развитие идей о концепции бережливого производства в историческом аспекте представлено на рисунке 1.

Таблица 1 - Демаркация научной категории «концепция бережливое производство»

№ п/п Исследователь Трактовка

1 Дж. Вумек, Д. Джонс бережливое предприятие может быть рассмотрено как новая организационная модель, дающая возможность создать компромисс между всеми стейкхолдерами: сотрудниками, подразделениями предприятия или несколькими предприятиями. Авторы определяют бережливое предприятие как «объединение людей, функциональных подразделений и юридически самостоятельных, но согласованно и синхронно работающих компаний» [1].

2 Д.Д. Джоргеску в труде «Бережливое мышление и передача бережливого управления - лучшая защита от экономического спада?» автор приводит другое определение: «бережливое производство -экономическая система для совершенствования управления производственным циклом, операциями, отношениями с поставщиками и покупателями» [2].

3 И. Чил, Ю.С. Тюркан приводят в статье «Модель оценки на основе ANP для бережливого преобразования предприятия» следующие трактовки: «Бережливое производство - производство, создающее ценность для заинтересованных сторон, применяя принципы бережливого производства»; «Бережливое производство - производство, которое использует наилучший опыт во всех сферах своей деятельности и имеет четыре важные составляющие, связанные с принципом бережливости в сфере производства, закупок, разработок и распределения» [3].

4. Масааки Имаи характеризует бережливое производство как эффективную концепцию менеджмента, суть которой заключается в оптимизации бизнес-процессов за счет максимальной ориентации на интересы и потребности клиента (рынка) и учета мотивации каждого работника [4].

5. Дж. Крафчик описывает бережливое производство как философию управления производством, при которой маркером эффективности процессов внутри предприятия является интерес клиента, а основным стимулом к оптимизации считается мотивация каждого сотрудника компании [5].

Рисунок 1 - Развитие идей о концепции бережливого производства в историческом аспекте

Эволюция взглядов «Lean Production» позволила сформулировать принципы эффективного управления предприятием, обеспечивая при этом бесперебойное и высококачественное производство продукции. Далее представляется уместным рассмотреть один из данных принципов - принцип минимизации потерь.

Как известно, в любой системе бизнеса наряду с ценностями, за которые потребитель готов платить, существуют и потери (таблица 2), которые ведут к удорожанию конечного продукта (производство материальных ценностей, оказание различных услуг и т.д.) [7]. К подобным видам потерь Тайити Оно отнёс семь позиций, но позже к ним присоединились ещё три (добавлены американскими экономистами).

Задачей бережливого производства является постоянная работа над снижением факторов, не добавляющих ценности [7, 8]. Руководство предприятия, стремящееся к повышению качества продукции через снижение потерь, должно выступать за создание четко проработанной схемы действий. При выявлении приоритетного направления движения можно начинать подбирать инструменты для совершенствования выбранной области. Инструментов бережливого производства достаточно много. Рассмотрим наиболее распространённые (таблица 3).

В современных условиях высокой конкуренции, сложно прогнозируемого спроса и потребительского поведения предприятиям необходимо постоянно приспосабливаться и совершенствовать свои подходы к методам ведения бизнеса. Как рассматривалось выше, японские методы организации производства легли в основу концепции бережливого производства. Однако в современных условиях Lean-концепция представляет собой синтез и обобщение передовых управленческих практик различных стран. В мировой практике в вопросах развития производственной системы на принципах Lean-концепции сложилось три варианта - восточный, западный и американский.

Направление восточного варианта ориентируется на создание системы, которая даст очевидный экономический эффект в будущем,

основываясь, в первую очередь, на вовлечении в процесс всего персонала, включении интеллекта каждого работника в рациональную организацию его рабочего пространства, а затем и производственного процесса. Вполне очевидно, что этот метод гораздо медленнее, требует большого количества энергии по преодолению инерционности и недоверия персонала, их обучения основам бережливого производства. Но, в конечном результате, он выдаёт более устойчивый и высокий результат, позволяя далее реализовывать полноформатные проекты бережливого производства.

Европейский вариант развивает задачу получения результатов в плановые сроки, основанную на вопросах реструктуризации производства, создании оптимальных форм труда и мотивации персонала. Американский же вариант опирается на возможность набора работников невысокой квалификации с условием их скорейшего обучения и вероятностью быстрой переподготовки в условиях изменения темпов роста производства. И там и там подход к бережливому производству концентрируется на получении быстрых результатов и осуществляется по принципу «сверху-вниз». Решения по организации производства и труда на каждом участке определяют требования, и формируют определённые правила, создают регламенты для реализации всех мероприятий. Все рядовые работники обязаны строго соблюдать эти регламенты, практически мало что внося в них.

Приверженцами западных вариантов, как правило, становятся наёмные работники (менеджеры высшего звена), для которых наиболее важным является получить эффект в краткосрочной перспективе с получением бонусов в виде изменений оплаты их труда в сторону повышения и улучшений перспектив в продвижении по карьерной лестнице. Как правило, в этом случае предприятие попадает в зависимость от такого руководителя, и при смене руководства отсутствие системной работы почти мгновенно даёт о себе знать (предприятие начинает лихорадить). Следовательно, более перспективно направление на долгосрочную, системную работу, создающую наиболее успешное и конкурентоспособное предприятие.

Таблица 2 - Виды потерь

Перепроизводство Слишком много товаров или их производство не вовремя

Дефекты Выпуск дефектной продукции, которая помимо финансовых затрат ещё влияет и на имидж компании

Движения Ненужные перемещения, ведущие к потери времени

Транспортировка Ненужная транспортировка, которую необходимо оптимизировать по времени и расстоянию, так как любая транспортировка увеличивает риск повреждения товара

Запасы Лишние запасы на складах замораживают прибыль

Переработка Лишние этапы обработки

Ожидание Незавершенный продукт простаивает в очереди на обработку, что добавляет продукту стоимость

Нестабильность в производственном процессе Неравномерность выполнения операции

Перегрузка Излишняя загрузка рабочих или оборудования

Нереализованный творческий потенциал сотрудников Неспособность в полной мере использовать время и талант людей

Таблица 3 - Основные инструменты бережливого производства

Название Содержание Достоинства Недостатки

«Just in time» (сокращение от англ. яз. JIT, дословный перевод «точно вовремя») Инструмент концепции бережливого производства, являющийся одним из базовых требований производственной системы Toyota TPS, основанной на управлении производством, логистикой и производственными запасами в целом с направлением выравнивания поставок сырьевых заказов непосредственно с производственным графиком. Улучшение качества до состояния «ноль дефектов», уменьшение длительности цикла производства путём снижения времени оснащения, размера очереди и величины производственной партии; постепенная модификация самих операций и выполнение этих видов деятельности с минимальными издержками. Зависимость от поставщиков. Зависимость от дефектов. Слишком медленное реагирование на внезапный спрос.

Kaizen management Название «Кайдзен» родилось из двух японских слов: «Кай» (непрерывный) и «Дзен» (Улучшение) «Kaizen management» - это японская бизнес-философия, которая позволяет выстроить работу компании, фокусируясь на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработке производства, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Каждый сотрудник компании должен учув-ствовать в улучшениях; любой процесс можно улучшить; изменения, вносимые постоянно, могут иметь значимые последствия; дефекты и ошибки обычно являются ошибками некорректных процессов, а не людей. Внедрение «Kai-zen management» на рабочих местах практически невозможно из-за ожидания мгновенных результатов.

«5S» Повышение эффективности рабочего пространства 5S - сортировка, приведение в порядок, чистота, стандартизация, самодисциплина. Позволяет снизить количество ошибок в документах, создать комфортный климат на предприятии, повысить производительность.

Как правило, отечественные предприятия испытывают значительные трудности при реализации положений бережливого производства:

- отсутствие глубокого понимания самой методики у специалистов, берущихся осуществлять бережливое производство, которые ориентируются, прежде всего, на внешние действия какой-либо стороны;

- отсутствие адаптации методики под характерные особенности конкретной организации, использование наиболее хорошо описанных методик для решения любых организационных проблем;

- отсутствие системного подхода к преобразованиям, использование системы бережливого производства как набора универсальных инструментов для достижения цели;

- незаинтересованность менеджеров высшего звена, отсутствие специальных знаний и навыков для реализации проекта бережливого производства, сложность понимания всей архитектуры системы бережливого производства (философские принципы, системы, инструменты - к каким проблемам реального производства они применимы);

- внедрение формального проекта с формальными целями и формальными результатами;

- сопротивление изменениям со стороны сотрудников, в связи со страхом несоответствия новым требованиям и, как следствие, боязнь потерять работу, а также нежелание повышать нагрузки при сохранении прежней заработной платы.

Таблица 4 - Проекты бережливого производства

Наименование проекта Цели Инструменты

1 2 3

«Повышение производительности труда и поддержка занятости» Повышение производительности труда, обучение руководителей и рядовых сотрудников предприятия. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда, снижение административно-правовых ограничений для роста производительности труда, формирование системы подготовки кадров.

«Бережливый регион» Эффективное управление социально- экономическим развитием округа, повышение прозрачности, подотчетности и результативности деятельности органов государственной и муниципальной власти. Повышение конкурентоспособности предприятий с государственным и муниципальным участием и организаций автономного округа; повышение качества предоставляемых услуг населению, предпринимательству и некоммерческому сектору, уменьшение административных барьеров предпринимательской деятельности.

«Бережливый город» Повышение эффективности процессов государственного и муниципального управления. Улучшение качества и доступности инфраструктуры. Повышение уровня удовлетворенности граждан работой ЖКХ, транспорта, дорожного хозяйства и других сфер. Оптимизация процесса организации пребывания детей в детском саду. Оптимизация процесса реализации мероприятий на уровне начального общего образования, не связанных с ведением урока. Оптимизация процесса водоотведения городского округа. Оптимизация процесса обслуживания уличного освещения городского округа. Оптимизация процесса организации закупочной деятельности. Оптимизация процесса документооборота. Оптимизация процесса размещения нестационарных торговых объектов. Оптимизация процесса организации подготовки и направления ответов на обращения граждан. Усовершенствование контроля и оптимизация процесса уборки городских улиц. Оптимизация процесса оказания услуг пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам в части обеспечения продовольственными и промышленными товарами.

Продолжение таблицы 4

1 2 3

«Бережливое правительство» Простота и комфорт взаимодействия граждан с государственной системой Повышение качества жизни населения, оказание им помощи и защита их интересов. Совершенствование системы государственного управления с ориентацией на долгосрочную перспективу. Применение процессного подхода. Повышение эффективности деятельности ИОГВ и учреждений за счет выстраивания всех процессов и операций в виде непрерывного потока создания ценности. Ориентация на результат - настойчивость в преодолении барьеров при оптимизации процессов в деятельности ИОГВ и учреждений. Постоянное улучшение - совершенствование процессов на постоянной основе, снижение потерь в потоке создания ценности.

«Бережливая поликлиника» Неуклонное стремление к устранению всех видов потерь, вовлечение в процесс оптимизации медицинской деятельности каждого сотрудника и максимальная ориентация на пациента. Организация качественного обслуживания и создание комфортных условий получения медицинской помощи от первого обращения пациента в поликлинику до выздоровления, в т.ч.: изменение работы регистратуры; обновление навигации и создание доступной среды для пациентов с ограниченными возможностями; оптимизация загрузки и балансировка рабочего времени в паре «Врач-терапевт участковый - медицинская сестра участковая». Логистика анализов от забора до амбулаторной карты. Оптимизация процессов диспансеризации определённых групп взрослого населения.

По распоряжению правительства РФ создание АНО «Российская система качества» Повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Более высокое качество жизни означает возможность совершать осознанный выбор материальных благ, получать доступ к услугам, знаниям, культурным ценностям, социальным возможностям, сохранять здоровье и вести активный образ жизни. Рост качества жизни достигается постоянным улучшением качества процессов, качества товаров и услуг, а также повышением осведомленности потребителей. Создание идеологии качества, формирование в обществе представления о качестве, распространение знаний, совершенствование инфраструктуры качества. Премирование предприятий и организаций за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества, инструментов повышения производительности труда, достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности.

Принятие Европейским парламентом и Советом Европейского Союза Директива № 2004/35/СЕ от 21 апреля 2004 г. «Об экологической ответственности, направленной на предотвращение экологического ущерба и устранение его последствий» Снижение нагрузки на потребление сырьевых ресурсов, сокращение урона, наносимого вредными выбросами окружающей среде. Попытки сделать промышленность более экологичной. Развитие энергоэффективности и более рационального подхода к расходу сырьевых ресурсов. Развитие системы штрафов, налагаемых на компании с более высоким потреблением природных ресурсов или значительными объёмами выброса вредных веществ.

Философия концепции бережливого производства уже прочно начинает входить во все процессы жизнедеятельности страны. Первыми отечественными предприятиями, которые начали применять у себя идеи Lean-концепции, стали Группа «ГАЗ», ВАЗ, КАМАЗ, Русал, Евро-хим, Северсталь, ЕвразХолдинг и другие. Интерес к Lean-концепции был вызван возросшим притоком ведущих иностранных компаний на российский рынок, которые используют методы данной концепции. Для того, чтобы быть конкурентоспособными, российские компании стали оптимизировать свои производственные и бизнес-процессы. Развитие рынка привело к потребности в программах по ликвидации потерь и снижению издержек. В связи с этим был запущен ряд проектов (таблица 4), позиционирующихся на принципах Lean-концепции.

Выводы. Таким образом, несмотря на реальное отставание отечественных предприятий в развитии бережливого производства от зарубежных коллег, у российского бизнеса есть резерв в развитии. Но, определённо, не нужно строго полагаться только на готовые решения зарубежных предприятий, а необхо-

димо прокладывать свой собственный путь посредством анализа своих действий и ошибок, допускаемых как работниками, так и руководителями высшего звена.

Демаркация научной категории бережливого производства, или «Lean Production», позволила сделать вывод о том, что существует необходимость вовлечения каждого сотрудника компании в процесс оптимизации, полной ориентации на потребителя, непрерывного и планомерного устранения потерь, а также - всех процессов производства, не представляющих какой-либо ценности, но при этом добавляющих цену товара. Данный фактор несёт огромный потенциал в совершенствовании процессов предприятия, его адаптации к быстро меняющимся условиям рынка без использования дополнительных ресурсов. Наряду с этим данная концепция является не просто экономией денежных ресурсов: она постоянно удерживает на заданном уровне удовлетворённость потребителей и в дальнейшем повышает этот уровень, а также улучшает качество выпускаемого продукта.

Список использованных источников

1. Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. Альпина паблишер. - М., 2018.

2. Джоргеску Д.Д. Бережливое мышление и передача бережливого управления - лучшая защита от экономического спада? // Европейский журнал междисциплинарных исследований. -2011. - Июнь.

3. Чил И., Тюркан Ю.С. Модель оценки на основе ANP для бережливого преобразования предприятия // Международный журнал передовых производственных технологий. - 2013. Февраль.

4. Масааки Имаи, Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 317 с.

5. Krafcik, J. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review, MIT. - Vol. 30 - # 1 - Fall 1988.

6. Ohno, T. Toyota Production System. Beyond Large-Scale Production. — Portland, Oregon: Productivity Press. — 1988.

7. Вэйдер М.Т. Как оценить бережливость вашей компании. - М.: ДЕАН, 2012. - 120 с.

8. Белыш К.В. Классификация основных методов и инструментов бережливого производства // Вестник РУДН. Серия «Экономика». - 2016. - С. 70 - 77.

9. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2014. - 33 с.

10. ГОСТ Р 56404 - 2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента. -М.: Стандартинформ, 2015. - 42 с.

11. ГОСТ Р 56405 - 2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки. - М.: Стандартинформ, 2015. - 23 с.

12. ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента.

13. ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Vumek Dzh.P., Dzhons D.T. Berezhlivoe proizvodstvo: kak izbavit'sya ot poter' i dobit'sya proczvetaniya vashej kompanii. Al'pina pablisher. - M., 2018.

2. Dzhorgesku D.D. Berezhlivoe my'shlenie i peredacha berezhlivogo upravleniya - luchshaya zashhita ot e'konomicheskogo spada? // Evropejskij zhurnal mezhdisciplinarny'x issledovanij. - 2011. -Iyun\

3. Chil I., Tyurkan Yu.S. Model' ocenki na osnove ANP dlya berezhlivogo preobrazovaniya predpriyatiya // Mezhdunarodny'j zhurnal peredovy'x proizvodstvenny'x texnologij. - 2013. Fevral'.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Masaaki Imai, Kajdzen: Klyuch k uspexu yaponskix kompanij. - M.: Al'pina Biznes Buks, 2007. - 317 s.

5. Krafcik, J. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review, MIT. - Vol. 30 - # 1 - Fall 1988.

6. Ohno, T. Toyota Production System. Beyond Large-Scale Production. — Portland, Oregon: Productivity Press. — 1988.

7. Ve'jder M.T. Kak ocenit' berezhlivost' vashej kompanii. - M.: DEAN, 2012. - 120 s.

8. Bely'sh K.V. Klassifikaciya osnovny'x metodov i instrumentov berezhlivogo proizvodstva // Vestnik RUDN. Seriya «E'konomika». - 2016. - S. 70 - 77.

9. GOST R 56020-2014 Berezhlivoe proizvodstvo. Osnovny'e polozheniya i slovar'. - M.: Standartinform, 2014. - 33 s.

10. GOST R 56404 - 2015 Berezhlivoe proizvodstvo. Trebovaniya k sistemam menedzhmenta. -M.: Standartinform, 2015. - 42 s.

11. GOST R 56405 - 2015 Berezhlivoe proizvodstvo. Process sertifikacii sistem menedzhmenta. Procedura ocenki. - M.: Standartinform, 2015. - 23 s.

12. GOST R 56406-2015 Berezhlivoe proizvodstvo. Audit. Voprosy' dlya ocenki sistemy' menedzhmenta.

13. GOST R 56407-2015 Berezhlivoe proizvodstvo. Osnovny'e metody' i instrumenty'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.