Научная статья на тему 'Деловые игры как условие формирования профессиональных компетенций при обучении сварочному производству'

Деловые игры как условие формирования профессиональных компетенций при обучении сварочному производству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACTIVE LEARNING METHODS / BUSINESS GAMES / PROFESSIONAL UNIT / WELDING PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева З.Р., Федосова Т.В.

В статье раскрывается сущность, признаки и характерные черты одного из активных практи-ко-ориентированных методов обучения деловых игр; обосновываются педагогические возможности использования деловых игр в формировании профессиональных компетенций в учреждениях профессионального образования при обучении специальности «Сварочное производство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева З.Р., Федосова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAMES AS A CONDITION OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE IN TRAINING OF WELDING PRODUCTION

The article reveals the essence, attributes and features one of the active practice-oriented teaching methods business games. It is justified the educational opportunity using of business games in the formation of professional competencies in professional education institutions in teaching profession, «Welding Production».

Текст научной работы на тему «Деловые игры как условие формирования профессиональных компетенций при обучении сварочному производству»

к данной деятельности, способствует повышению эффективности обучения и дает возможность личностного включения студента в ос-

Библиографический список

воение профессиональной деятельности как процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

1. Методические рекомендации по проектированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Текст] / А. Г. Базаев, И. Л. Васильева, Г. В. Киреева, Ю. С. Бондарева. — Челябинск : Челябинский юридический колледж, 2009. — 24 с.

2. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам : метод. пособие [Текст] / Э. В. Балакирева, Р. У. Богданова, О. Б. Даутова, Л. И. Даргевичене, А. П. Тряпицына. — Ч. I. — СПб., 2008. — 43 с.

3. Нестерова, И. В. Самостоятельная работа студентов [Текст] / И. В. Нестерова // Среднее профессиональное образование. — 2003. — № 12. — С. 15-16.

4. Петрище, В. И. Использование самостоятельной и внеаудиторной форм работы при изучении дисциплин экономического характера [Электронный ресурс] / В. И. Петрище // Государственное управление. Электронный вестник. — 2011. — Вып. 27. — Режим доступа : е-]оигпа!.8ра.т8и.ги>1таде8...2011/27/Ре1г18Ье^Т

5. Щербаков, А. В. Организация самостоятельной работы обучающихся в учреждении профессионального образования : метод. рекомендации [Текст] / А. В. Щербаков. — Челябинск : ЧИРПО, 2007. — 60 с.

6. Петухова, Т. П. Методические аспекты организации самостоятельной работы в контексте компетентностного образования [Текст] / Т. П. Петухова // Вестник Пермского университета. — 2007. — № 7. — С. 56-63.

УДК 621.7 З. Р. Танаева, проф. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: zamfira-t@yandex.ru Т. В. Федосова, преп. специальных дисциплин Усть-Катавского профессионального техникума, г. Усть-Катав, e-mail: Fedosova68@mail.ru

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СВАРОЧНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

В статье раскрывается сущность, признаки и характерные черты одного из активных практи-ко-ориентированных методов обучения — деловых игр; обосновываются педагогические возможности использования деловых игр в формировании профессиональных компетенций в учреждениях профессионального образования при обучении специальности «Сварочное производство».

Ключевые слова: активные методы обучения, деловые игры, профессиональный модуль, сварочное производство.

Важным направлением повышения качества профессионального образования в настоящее время выступает развитие образования, ориентированного на практику. Перспективным средством решения данной проблемы является широкое использование в учебном процессе активных методов обучения. Большие возможности активизации процесса обучения содержат

в себе игровые методы, прежде всего, деловые игры.

На современном этапе деловые игры рассматриваются с позиции их потенциала для формирования общих и профессиональных ком -петенций обучаемых; как средство обеспечения профессионально-прикладной направленности образовательного процесса.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности в профессиональном образовании разрабатывали Ю. Л. Кот-ляровский, В. И. Матирко, Г. К. Селевко и др. Описывая сущность деловой игры как разыгрывание того или иного социально-экономического процесса, проигрывание различных производственных ситуаций в условиях обучения, ученые выделяют основу педагогической эффективности деловых игр в приобретении профессионального опыта. С целью качественной характеристики структуры деловых игр, используемых при обучении сварочному делу в учреждениях профессионального образования, обратимся к различной классификации деловых игр.

Так, А. П. Селевко предлагает следующую классификацию деловых игр [1].

1. Имитационные игры: на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения; события, конкретные действия людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

2. Операционные игры: помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций; в них моделируется соответствующий рабочий процесс.

3. Исполнение ролей: отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

4. «Деловой театр»: разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в ней; учащийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

5. Психодрама и социодрама: это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

В. И. Матирко разделяет деловые игры в соответствии с целями использования на учебные и производственные [2]. Учебные деловые игры применяют при обучении руководителей, специалистов и рабочих для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний при исполнении служебных обязанностей, отрабатываются новые приемы и действия. Учебные деловые игры позволяют активизировать учебный процесс и существенно ускорить формирование у слушателей комплекса теоретических знаний, умений и навыков,

которые влияют на повышение эффективности деятельности работника. Цель производственных деловых игр заключается в моделировании процессов, связанных с профессиональной деятельностью и являющихся актуальными на данный период; в рассмотрении различных вариантов ее разрешения; в отработке организационного и экономического механизма; в определении наиболее эффективного пути разрешения заданной проблемы.

Рассматривая классификацию деловых игр, Ю. Л. Котляровский также выделяет вид «исследовательские игры» [3]. По его мнению, они могут быть использованы при проверке гипотез, новых принципов организации и технологии работ и др.

Таким образом, учитывая различные точки зрения ученых, выделим группы деловых игр, ориентированных на учебный процесс в системе начального и среднего профессионального образования: 1) имитационные деловые игры, основная задача которых научить обучаемых ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность; 2) неимитационные (исследовательские), основными задачами которых являются развитие интеллектуально-творческих и познавательных способностей студентов, повышение эффективности самостоятельной деятельности.

Оценивая роль деловой игры в профессиональном образовании начального и среднего звена, необходимо выделить ряд ее особенностей:

1) деловая игра является коллективным методом обучения, в процессе которого формируется коллективное решение;

2) создание и поддержание эмоционального настроя в процессе проведения деловой игры способствует активному включению слушателей в обсуждение и решение предлагаемой проблемы;

3) деловая игра позволяет максимально приблизить образовательный процесс к реальной практической деятельности;

4) участие в деловой игре дает слушателям возможность проявить свои индивидуальные творческие способности, показать знания, продемонстрировать приобретенные умения и навыки.

Организация и проведение деловых игр требуют серьезной подготовки. Проспект деловой игры может быть представлен в следующем

виде: учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры. Одно из требований деловых игр — максимальное приближение к реальности, что обусловливает необходимость учета специфики и условий профессиональной деятельности будущего специалиста.

Воссоздание предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста осуществляется прежде всего при изучении профессиональных модулей. В содержании профессионального образования профессиональный модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.

Проанализируем возможности деловых игр в формировании профессиональных компетенций на конкретном примере. Так, по междисциплинарному курсу «Основы организации и планирования производственных задач на сварочном участке» по специальности «Сварочное производство» нами разработана деловая игра «Участок». При проектировании деловой игры учитывались такие ее принципы, как: полное погружение участников в игровую проблему; постепенность вхождения в экспериментальную ситуацию; равномерная нагрузка на всех участников игры; правдоподобность игровой ситуации; непосредственное участие в игре администратора (в роли которого выступает преподаватель). При разработке сценария деловой игры были сформулированы цели, задачи, этапы, определены критерии оценки результатов ее проведения, предложен алгоритм проведения, расписаны роли участников, разработано ее дидактическое обеспечение. В качестве объекта деловой игры выбрана разработка оптимальной планировки участка сварки при серийном производстве реального изделия. В игре участвуют две-три проектные группы, каждая из которых должна проектировать участок для выбранного изделия из предложенной администратором игры номенклатуры деталей. Для объективной оценки результатов игры участникам предлагается определить изделие-представитель с учетом расчета коэффициентов приведения по массе и трудоемкости. В результате группа должна получить программу, эквивалентную заданной номенклатурной программе. Победитель игры выявляется на основе оценки оптимальных

технико-экономических показателей, перечень которых предъявляется участникам игры перед ее началом.

Деловая игра «Участок» способствует овладению умениями и навыками эффективного выполнения технологических расчетов на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат (ПК 4.2); применения методов и приемов организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства (ПК 4.3); обеспечения профилактики и безопасности условий труда на участке сварочных работ (ПК 4.5). Кроме этого, работая в группе, обучаемые учатся взаимодействовать с коллективом, трудиться в команде, эффективно общаться с коллегами. Моделируя участок сварки, обучаемые организовывают собственную деятельность, выбирают типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивают их эффективность и качество [4].

Особое место при проведении деловой игры занимает подготовительный этап. Деловые игры открывают обучаемым новые возможности самообразовательной деятельности. Акцент в содержании самоподготовки переносится с самостоятельной работы студентов, направленной на закрепление пройденного материала, на подготовку, необходимую для участия в деловой игре. С этой целью обучаемые в процессе самоподготовки изучают нормативные документы и рекомендованную литературу, проигрывают варианты действий в конкретных ситуациях. Так, при подготовке к деловой игре «Участок» обучаемые изучают тарифную систему нормирования труда; методику расчета времени сварочных работ, нормативы затрат труда на сварочном участке; нормативы технологических расчетов, трудовых и материальных затрат; методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; нормативно-справочную литературу для выбора материалов, технологических режимов, оборудования.

Таким образом, применение деловой игры на конкретном этапе учебного процесса позволило максимально приблизить приобретенные знания к личности обучаемого, к его непосредственной профессиональной деятельности. Эффективность проведения деловой игры обусловлена, во-первых, тем, что за сравнительно небольшой отрезок времени данная форма организации учебного процесса позволяет выработать те навыки и качества, отработка которых возможна только при применении деловой игры,

во-вторых, по результатам деятельности участников во время деловой игры можно получить достаточно полную картину профессиональных

Библиографический список

и личностных качеств обучаемых; в-третьих, определить их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности.

1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

2. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач [Текст] / под ред. В. И. Матирко. — М. : Высшая школа, 1991. — 255 с.

3. Котляревский, Ю. Л. Искусство моделирования и природа игры [Текст] / Ю. Л. Котлярев-ский, А. С. Шанцер. — М. : Прогресс, 1992. — 104 с.

4. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 150415 «Сварочное производство» : приказ от 23 ноября 2009 г. № 654.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.