Научная статья на тему 'Деловые игры как особенность интерактивных технологий'

Деловые игры как особенность интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1319
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярушева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловые игры как особенность интерактивных технологий»

Список литературы

1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // ЦКЬ: http://openlib.ru/web/pages/laws_004.html.

2. Надточий И.Л., Бургвиц С.В. Инструментальные программные комплексы для разработки обучающих систем для социально-экономических специальностей // Вестн. Че-ляб. ун-та. Сер. 7. Гос. и муницип. управление. 2003. № 1. С. 112-123.

3. Надточий И. Л. Информационные и Шегпе^технологии в образовании: Учеб. пособие. Челябинск: Юж.-Урал. гос. ун-т, 1999. 77 с.

С.А. Ярушева

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ОСОБЕННОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Процесс обучения призван наделить слушателей специальными знаниями, которые помогут им в дальнейшем реализовать задуманные планы. Поэтому активизация передачи учебной информации дает возможность повысить эффективность усвоения материала. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить слушателя к производственным проблемам, так как в результате решения проигрываемой задачи слушатели идентифицируют себя с условиями учебного материала, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.

Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической работе. Поэтому в процессе обучения пригодны, в первую очередь, те методы, при которых имеется возможность приблизить учебную аудиторию к производственной ситуации наиболее реалистично. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают деловые игры.

В отечественной практике обучения первая попытка использовать игровой метод для решения организационно-производственных задач была предпринята в 1932 г. в городе Ленинграде М.М. Бирштейн. В последующие годы большой вклад в становление и развитие этого метода внесли разработки Я.М. Бельчикова и М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В.И. Маршева, В.Я. Платова, А.П. Панфиловой (Хачатурян), В.И. Рыбальского и многих других. В настоящее время игровой метод занимает достойное положение в процессе профессиональной подготовки работников и повышения их кадрового потенциала. Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации.

Деловая игра - это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процессе в системе образования.

В.Я. Платов, анализируя деловую игру как модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения, отмечает, что в ней «синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр» [1, с.168].

По мнению В.П. Пугачева, игра в общей форме «представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс» [2, с.42]. Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. Применительно к учебному процессу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения профессиональных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.

Деловые игры можно систематизировать по ряду признаков:

1) функциональное и целевое назначение деловой игры;

2) характер коммуникаций между участниками;

3) степень открытости игры;

4) в зависимости от используемых средств;

5) форма ее проведения и др.

Охарактеризуем подробнее каждый из признаков данной классификации.

1. Среди деловых игр в зависимости от их функций и целевого назначения различают:

- обучающие деловые игры. Они имеют широкое распространение в подготовке специалистов и служат для развития у них социально-психологических свойств и способностей, а также формирования профессиональных знаний, умений и навыков;

- производственные деловые игры. Они применяются для коллективной или индивидуальной подготовки кадров в принятии решений по проблемам производства с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов;

- квалификационные, или аттестационные, деловые игры. Они проводятся для выявления уровня профессиональной компетентности, квалификации специалистов; оценки и аттестации кадров предприятия;

- исследовательские деловые игры. Используются при внедрении нововведений для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности. Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если..?», создавая прогноз возможным последствиям.

2. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. Деловая игра может бать интерактивной за счет вовлечения большого числа участников, деятельность которых объединена общими целями. Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной.

3. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи. Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.

4. В зависимости от используемых средств, инструментов деловые игры подразделяются на ручные и компьютерные. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точ-

ки зрения их условий и параметров. Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

5. По форме, или регламенту, проведения деловые игры делятся на очные и заочные. Характеристикой заочной игры может быть возможность применения компьютерных технологий при дистантном обучении с использованием как локальных сетей так и интернет-возможностей.

Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты:

1) игровые роли и их принятие;

2) игровые действия;

3) технология игры.

Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представляет собой комплекс требований, ожиданий, предъявляемых производственной ситуацией к данному человеку, его поведению. Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека в типовой модели производства. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли, ее исполнению.

Игровые действия могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (преподавателями или фасилитаторами) игры, нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Поэтому ролевые действия отдельных участников игры могут существенно отличаться друг от друга. Игровые роли предписываются игрокам условиями игры.

Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование - создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Модель игры реализуется, приводится в действие с помощью ее правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развертывается игровой процесс, или же придуманы.

Деловые игры имеют организационные особенности:

1) являются поведенческой коммуникацией, так как основываются на определенном поведении, действиях;

2) проявляются как взаимодействие двух или более субъектов, т.е. коллективное, групповое взаимодействие;

3) отличаются сложностью и взаимозависимостью решаемых задач, так в процессе развития сюжета наблюдается зависимость последующих действий от предыдущих;

4) предполагают имитацию реальной ситуации, которая под влиянием различных факторов может динамично видоизменяться;

5) выделяются многофункциональностью, наряду с функцией диагностики (оценки и измерения) качеств и поведенческих черт работника игра может выполнять функции обучения, тренинга и воспитания ее участников, а также решения исследовательских задач.

В профессиональной подготовке деловая игра используется, прежде всего, для квалификационной оценки потенциальных ресурсов слушателей, а также для нахождения оптимальных управленческих решений. Она позволяет успешно решать следующие задачи:

- определить индивидуальные и коллективные способности слушателей, степень их подготовленности к профессиональным требованиям;

- повысить интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение организационных задач;

- наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий;

- изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме;

- приобрести навыки решения проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации;

- научить работать с применением современных технологий, например с компьютерной техникой при решении разнообразных задач в диалоговом режиме.

Независимо от типологии деловые игры имеют ряд общих моментов в своей организации и построении. В.П. Пугачев предлагает учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффективность применения деловых игр [2, с.49]:

1. Репрезентативность и достаточность элементов игровой ситуации. Это означает, что составные части, или компоненты, игры должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение. При моделировании конкретной ситуации приходится сокращать информацию о ней, выбирать и отображать главным образом лишь существенные для принятия решений факторы и фрагменты действительности.

2. Модульный характер игры. Понятие «модуль» означает комплекс материалов, служащих одной, имеющей прикладное значение учебной цели. В этот комплекс обычно входят: теоретическая часть, описание ситуации (кейса), примеры, иллюстрации, схемы, вопросы, ответы, методические рекомендации. Модульный подход способствует глубокому, всестороннему и активному усвоению материала. Применительно к структуре деловой игры обычно выделяют несколько сравнительно простых модулей, каждый из которых представляет собой комплекс элементов, образующих организационное и/или функциональное единство. Это могут быть следующие модули:

- организационные модули: модуль участника игры (он содержит всю информацию, необходимую для игрока, которым может быть целая команда); модуль руководителя игры, характеризующий весь комплекс действий (в том числе расчетов) руководителя;

- функциональные модули деловой игры; они имитируют отдельную, относительно автономную функцию или область деятельности;

- этапные модули, характеризующие комплекс задач и действий определенного, относительно завершенного этапа игры.

Модульная структура деловой игры позволяет отрабатывать ее отдельные элементы, или фрагменты, в зависимости от целей обучения, интересов участника и темпов усвоения материала каждым обучаемым.

3. Системность использования деловой игры, ее включенность в обучающую программу. Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.

Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки слушателей:

- на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;

- усвоение больших объемов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;

- формирование объективной самооценки обучаемых;

- возможность к адекватному анализу реальной производственной ситуации;

- развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.

Список литературы

1. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2003. 536 с.

2. Пугачёв В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2001. 285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.