Научная статья на тему 'ДЕЛОВОЙ ДИСКУРС В ЭЛЕКТРОННЫХ МАСС-МЕДИА'

ДЕЛОВОЙ ДИСКУРС В ЭЛЕКТРОННЫХ МАСС-МЕДИА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВОЙ ДИСКУРС В ЭЛЕКТРОННЫХ МАСС-МЕДИА»

шалопайчик, мелюзга, шпана, курносое Будущее и др. (Шурик в коротких штанишках).

Сема 'невзрослость' развивается по принципу антитезы (для прямого значения: не мальчуган в коротких штанишках, а мужчина) и по принципу градации (при переносе: То, что раньше было «юмором в коротких штанишках», теперь более современно — в памперсах.); значение крайней степени младенчества и беспомощности: «Яна них <новых политиков> смотрю, как на мальчиков без штанишек», — сказал Крючков.

Особенно широкое распространение и семантическое расширение получило данное выражение в политическом дискурсе. Примеры колоративных сем: Мальчики в розовых штанишках (о команде Е. Гайдара); В России есть понятие «желтая пресса», а с приездом Гарика Мартиросяна появилось еще одно: «юмор в желтых штанишках»; «Революция в почтовом ящике... В весьма коротких зеленых штанишках» (об ирландских сепаратистах).

Таким образом, выражение Быть в коротких штанишках приобрело признаки единицы языка; оно обладает формальной и семантической устойчивостью и обнаруживает открытую валентность, благодаря которой его семный состав постоянно пополняется.

Ева Малиновска (Ewa Malinowska)

Опольский университет, Польша

Деловой дискурс в электронных массмедиа

На польский деловой дискурс начала XXI века значительное влияние оквзывает сила массмедиа. Технологически неограниченный радиус действия современных массмедиа, особенно ин-теренета, способствуют тому, что администрация, как правительственная так и муниципальная, начинает замечать необходимость новой коммуникативной политики. Чиновники, особен-

но высокого ранга, все больше заинтересованы в создании дружелюбного облика и построении гражданского общества. наблюдается рост осознанности, что от умения общаться с разными группами общества зависит личный и профессиональный успех людей, играющих ведущую роль в общественной жизни, и что ключом для общественного взаимопонимания становится слово — коммуницирование. от качества коммуницирования, от дискурса между гражданами и властью (настоящими руководителями) зависит темп укрепления механизмов демократии, а также темп перехода от государственного общества к обществу гражданскому.

двухтысячные годы в Польше отличаются интенсивностью информационных действий общественного управления. Связано это с выполнением директив Евросоюза (Польша вступила в Евросоюз в 2004 г.), с приспосабливанием польского законодательства к «правовому порядку сообщества» (acquis communautaire) и с развитием услуг общественного управления, оказываемых электронными средствами (программа eEuropa). Результатом принятия Польшей в 2002 году лиссабонской стратегии еEuropa является создание е-управлений, то есть введение обслуживания посетителей при помощи компьютерных технологий on-line таким образом, чтобы решение вопросов и их мониторинг могли проводиться дистанционным путем и в соответствии с процедурами. Реализация идеи электронного управления приводит к значительным изменениям в коммуницировании с гражданами, а также в области предлагаемых услуг. виртуальные бюро обслуживания граждан и Информационный бюллетень общественного управления (BIP — деловое средство массовой информации, представляющее собой унифицированную систему сайтов в информационной сети) облегчают доступ к общественной информации, ускоряют процесс обслуживания как отдельного гражданина, так и других субъектов (учреждений, организаций).

новейшие исследования (касающиеся 2010-2011 годов) влияния информирования на деятельность учреждений общественного управления показывают, что 90% учреждений имеет электронный отдел входящей и исходящей корреспонденции, а 2/3

популяризирует возможность пользоваться услугами общественного управления с помощью интернета. Для функционирования гражданина в учреждении особенно интересны сайты муниципальных властей. Они очень стандартизированы. Их главное меню включает информацию о местных властях (глава городского самоуправления, бургомистр гмины (волости), городской совет, городское управление и т.д.) и об их деятельности (бюджет и состояние, местное законодательство, государственные заказы, тендеры), кроме того — данные о е-управлении и о решаемых там вопросах. Электронным путем в 2011 году «е-поляк» мог зарегистрировать автомобиль (услуга, чаще всего оказываемая электронным путем в управлении повята (района) — 26%), зарегистрировать предпринимательскую деятельность, получить разрешение на строительство, а также оформить водительские права (14%). В управлениях гмины чаще всего оказываемой услугой была регистрация предпринимательской деятельности (30%), получение общественной информации (21%), а также выдача удостоверений личности (паспортов) (15%) и предоставление образцов заявлений и формуляров (13%). Можно заметить, что в гмине гражданин чаще, чем в центре повята, электронным путем регистрирует предпринимательскую деятельность, также чаще пользуется образцами контрактов, договоров и формулярами. таким образом, он реже ходит в управление и лично «лицом к лицу» решает свои вопросы в управлении. Можно сказать, что внедрение телеинформатизированных технологий улучшает коммуницирование граждан с управлениями.

Развитие электронных услуг наблюдается также в коммуни-цировании на уровне управление — управление. Исследования показали, что самые частые вопросы управлений, генерируемые другими управлениями, касались учета населения и личных данных (36%), свидетельств, касающихся реестра земельных участков и строений (34%), размещения данных (20%), а также свидетельств и заявлений (20%).

Претворение в жизнь идеи электронной администрации не только улучшило качество предоставляемых услуг, но и способствовало изменениям в модели коммуницирования, расшире-

нию ролей субъектов дискурса. Гражданин, к которому относились до сих пор как к посетителю, стал клиентом деятельности общественного управления, а чиновник — услугодателем, а иногда и советником. от чиновника ожидается, что он объяснит процедуры, заполнит примерные образцы документов и формуляров, проинструктирует, как заполнить заявления (например, о финансировании из Европейского фонда), будет советником и проведет через чащу не всегда понятных законоположений, а также объяснит иностранные термины (которыми чиновники порой злоупотребляют). Процесс преобразования позиции общественного управления из властной в обслуживающую протекает довольно медленно, но благодаря ему постепенно преодолевается стереотип чиновника-бюрократа, чиновника, не всегда благосклонно относящегося к посетителю.

Благодаря электронным массмедиа сегодня наблюдается повышенная активность граждан при принятии решений, касающихся будущего поляков. Интернет стал местом обмена взглядами (комментарии, дискуссионные форумы) на многие важные сферы общественной, политической и культурной жизни. огромной посещаемостью отличаются открытые письма, адресованные властям. Их публикация не только в «бумажной» прессе, но и в интернете дает возможность большему количеству граждан выразить свое мнение по важным общественным вопросам, подписаться под письмом и таким образом присоединиться к протестующим или взывающим по данному делу. власть также пользуется интернетом как местом публикаций — примером может служить письмо президента Польши перед днем независимости 11 ноября с призывом Поляки вместе против ненависти.

Представляется, что для общественного управления в Польше важным вызовом является строительство информатизированно-го общества и приспосабливание законодательства к потребностям этого общества. диалог и открытые действия в общественной сфере (благодаря современным массмедиа) могут способствовать разрушению мостов между элитой власти и «обыкновенным» гражданином.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.