Научная статья на тему 'Деловая репутация адвокатского образования'

Деловая репутация адвокатского образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
деловая репутация / адвокатура / менеджмент деловой репутации / управление риском / business reputation / advocacy / business reputation management / risk management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анастасия Геннадьевна Селиванова

В статье рассматриваются вопросы управления деловой репутацией адвоката, а также ее особенности как нематериального актива, связь с брендом адвокатского образования, а также вопросы управления рисками в области деловой репутации. Обосновывается необходимость закрепления понятия «деловая репутация» в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business reputation of advocate’s organization

The article deals with the issues of management of business reputation of an advocate, as well as its features as an intangible asset, its connection with the brand of the advocate's organization, as well as the issues of risk management in the field of business reputation. The article substantiates the need to enshrine the concept of «business reputation» in the Federal Law «On advocacy and advocacy in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Деловая репутация адвокатского образования»

Закон и право. 2024. № 1. С. 91-96. Law and legislation. 2024;(1):91-96.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-91-96 NIION: 1997-0063-12/24-018

EDN: https://elibrary.ru/PQLQNY MOSURED: 77/27-001-2024-12-218

Деловая репутация адвокатского образования

Анастасия Геннадьевна Селиванова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, kosovme@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления деловой репутацией адвоката, а также ее особенности как нематериального актива, связь с брендом адвокатского образования, а также вопросы управления рисками в области деловой репутации. Обосновывается необходимость закрепления понятия «деловая репутация» в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Ключевые слова: деловая репутация, адвокатура, менеджмент деловой репутации, управление риском.

Для цитирования: Селиванова А.Г. Деловая репутация адвокатского образования // Закон и право. 2024. № 1. С. 91—96. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-91-96 ЕБЫ: https://elibrary.ru/PQLQNY

Original article

Business reputation of advocate's organization

Anastasia G. Selivanova

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, kosovme@mail.ru

Abstract. The article deals with the issues of management of business reputation of an advocate, as well as its features as an intangible asset, its connection with the brand of the advocate's organization, as well as the issues of risk management in the field of business reputation. The article substantiates the need to enshrine the concept of «business reputation» in the Federal Law «On advocacy and advocacy in the Russian Federation».

Keywords: business reputation, advocacy, business reputation management, risk management.

For citation: Selivanova A.G. Business reputation of advocate's organization // Law and legislation. 2024;(1):91—96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-91-96 EDN: https://elibrary.ru/PQLQNY

I I еловая репутация (business reputation), a i I также множество синонимов и близких по ^—Щысмыслу и значению — гудвилл (goodwill), авторитет, известность, доверие, имидж, бренд [4] — в современных реалиях юридического бизнеса неразрывно связаны с адвокатской деятельностью. Несмотря на то что в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 (далее — Закон об адвокатуре)1 указанные термины не встречаются, их значимость для адвокатуры очевидна: в подп. 1 п. 2 ст. 15 Кодекса профессиональной этики адвоката2 указывается, что среди прочего адвокат не должен упот-

© Селиванова А.Г. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 01-2024

реблять выражения, умаляющие честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката либо авторитет адвокатуры.

Таким образом, можно говорить о деловой репутации и в узком смысле — по отношению к конкретному адвокату или адвокатскому образованию, и в широком смысле — ко всему адвокатскому сообществу.

Несмотря на то что определение деловой репутации в законодательстве отсутствует, нормативно деловая репутация закреплена в ст. 152 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)3, где она стоит в одном ряду с честью и добрым именем и относится к нематериальным благам, которые принадлежат гражданину (п. 1 ст. 150 ГК РФ). Очевидно, что деловая репутация помимо

физических лиц может принадлежать и юридическим лицам, так как последние также могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права (п. 1 ст. 48 ГК РФ) и, как следствие, подлежит защите.

Пункт 11 ст. 152 ГК РФ закрепляет, что правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно, применяются к защите деловой репутации юридического лица, т.е. и к адвокатским образованиям, которые являются некоммерческим организациям.

Стоит отметить позицию Верховного Суда РФ, который отметил, что деловая репутация юридических лиц является одним из условий их успешной деятельности4, что, безусловно, применимо и к адвокатским образованиям. При этом деловая репутация юридического лица как профессиональная репутация, которая заработана в среде аналогичных профессионалов, а также в среде лиц, на которых направлена деятельность юридического лица, включает профессиональную репутацию как самого юридического лица, так и его руководителей.

В связи с этим умаление профессиональной (деловой) репутации юридического лица, очевидно, в большинстве случаев приводит к умалению деловой репутации руководителя этого юридического лица, влияет на оценку обществом его профессиональных качеств и добросовестности поведения в гражданском обороте5. Учитывая, что в адвокатской деятельности наименования адвокатский образований часто содержат фамилии партнеров, то вопрос умаления деловой репутации партнера, в особенности управляющего, тождествен умалению деловой репутации всего адвокатского образования.

З.В. Каменева отмечает, что в российском гражданском праве отсутствует единое понимание термина «деловая репутация», вследствие чего не обеспечивается равная защита права на деловую репутацию всем участникам гражданс-

1 СЗ РФ.2002. № 23. Ст. 2102.

2 Принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003.

3 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.

5 Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2015 по делу

№ 307-ЭС15-5345, А56-17708/2014 // Шр://%^.соши1-

tant.ru/

ко-правовых отношений, возникают разночтения в правоприменительной практике [5].

В литературе и судебной практике содержится множество различных определений деловой репутации, среди которых стоит процитировать определение, которое привел Е.В Гаврилов. Под деловой репутацией он понимает объективную или субъективную оценку деловых (профессиональных) качеств того или иного лица (гражданина или организации), которая отразилась в общественном сознании (среди субъектов права / рынка) в виде общего или частного мнения (образа) о качественной и (или) количественной характеристике делового потенциала конкретного лица (субъекта права / рынка), для которого указанные оценка и мнение имеют нематериальное и материальное значение [2].

Деловая репутация является нематериальным активом, который в бухгалтерском учете возможно рассчитать.

В соответствии с п. 42 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов»6 стоимость приобретенной деловой репутации определяют расчетным путем как разницу между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

Таким образом, деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Совершенно очевидно, что услуги адвокатского образования с положительной деловой репутацией будут в разы выше, чем у тех адвокатских образований, которые имеют отрицательную деловую репутацию, «не котируются в рынке».

Отметим, что с 1 января 2024 г. вышеуказанное положение по бухгалтерскому учету прекращает свое действие в связи со вступлением в действие Федерального стандарта бухгалтерского учета 14/2022 «Нематериальные активы»7, где вместо деловой репутации упоминается уже гудвилл, который также рассматривается как актив. Как правило, источником экономических выгод, ассоциированных с гудвиллом, считают:

■ узнаваемость бренда;

■ профессиональные качества сотрудников;

■ методы управления и перспективы рынка, на котором функционирует организация;

6 Утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 27.12.2007 № 153н // Рос. газ. 2008. № 22.

7 Утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 30.05.2022 № 86н // http://pravo.gov.ru, 28.06.2022

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

■ клиентские базы;

■ внедрение инновационных решений;

■ признанную результативность деятельности топ-менеджеров и амбассадоров;

■ синергетический эффект от объединения бизнесов и т.п. [6].

Поскольку деловая репутация — это нематериальный актив, то его как материальный актив требуется защищать. Если сторонами спора о защите деловой репутации являются юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции. Несмотря на это, некоторые адвокатские образования сталкиваются с проблемой определения компетентного суда.

Например, коллегия адвокатов обратилась в арбитражный суд с иском к интернет-компании о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца и адвокатов — членов данного адвокатского образования текстовых сообщений поисковой системы8.

Другой спор возник между адвокатским образованием города Москвы и иностранной компанией, специализирующейся на организации системы интернет-поиска. Согласно материалам дела в поисковых строках системы интернет-поиска были размещены текстовые сообщения, указывающие, в частности, на проведение обыска в помещении истца, а также на арест руководителя названного адвокатского образования. Истец обратился в арбитражный суд с требованием о признании данных сообщений не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию9.

По двум указанным делам суд прекратил производство по делу ввиду неподведомственности10 спора арбитражному суду, который должен рассматривать спор.

Содержание деловой репутации как социального и правового института традиционно связывают с предпринимательской или иной экономически направленной деятельностью, т.е. с деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Вместе с тем отмечается универсальность

8 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.04.2015 № Ф05-3551/2015 по делу № А40-48978/14 // http://www.consultant.ru/

9 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.04.2015 по делу № А40-48978/14 // http:// www.consultant.ru/

деловой репутации, а также равенство права на защиту своей деловой репутации как лицами, чья деятельность является предпринимательской (и для которых деловая репутация является нематериальным активом), так и лицами, не осуществляющими такую деятельность, но чье профессиональное восприятие связано с оценкой обществом его деловой репутации [8].

В связи с этим возможно стоит пересмотреть подход, заложенный в п. 7 ч. 6 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ11, изложив пункт в следующей редакции:

«7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также адвокатской деятельности;».

Деловая репутация адвоката является гарантом успешной деятельности, налагает особые требования и запрещает переступать моральные установки. Также она подлежит особой защите, поскольку адвокаты являются публичными людьми, а, следовательно, в большей степени подвержены критике, часто сталкиваются с публикациями, жалобами, в той или иной степени умаляющими их деловую репутацию [3]. Отвечая на этот вызов, на официальном сайте Адвокатской палаты г. Москвы опубликован примерный алгоритм действий адвокатов по удалению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию12, для адвокатов, находящихся в «черных списках» и «рейтингах» на различных сомнительных сайтах. Анонимные и ложные, порочащие сведения об адвокатах все чаще размещаются в Интернете, а бороться с этим пока можно только в судебном порядке13.

Соответственно, требуется методичное применение различного управленческого инструментария к вопросам менеджмента деловой репутации, что также подразумевает ее оценку и учет. Отметим, что к адвокатским образовани-

10 Следует учитывать, что до 1 октября 2018 г. использовался термин «подведомственность», который впоследствии был заменен на термин «компетенция» (см. под-роб. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.11.2018 № 451-ФЗ) // СЗ РФ. 2018. № 49 (часть I). Ст. 7523.

11 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

12 URL: https://www.advokatymoscow.ru/advocate/activity/ info/7877/ (Дата обращения: 17.06.2023)

13 URL: https://fparf.ru/polemic/interview/kak-zashchitit-delovuyu-reputatsiyu-advokata/ (Дата обращения: 17.06.2023)

LAW & LEGISLATION • 01-2024

ям невозможно применить количественные методы оценки, поскольку все подобные методологии базируются на учете финансовых показателей, таких, как избыточная прибыль, рыночная капитализация, рекурентность продаж. Тем не менее существуют методики экспертной оценки. Например, рейтинги являются одним из способов выражения деловой репутации.

В качестве такого инструмента используются различные отраслевые рейтинги, например, «Право-300»14 или «Лидеры рынка юридических услуг» от «Коммерсантъ»15. Адвокатским образованиям с отрицательной деловой репутацией нецелесообразно участвовать в таких рейтингах, так как их деятельность несовместима с публичностью. Проблема таких рейтингов в том, что потенциальные доверители, за исключением крупных коммерческих организаций, не осведомлены об их наличии. Другая проблема заключается в том, что некоторые адвокатские образования не участвуют в них принципиально, так как не признают их или из-за экономии средств, поскольку участие в них платное. Поэтому юридические рейтинги хотя и являются одним из хороших фильтров адвокатских образований по показателю деловой репутации, не могут решить проблему в рамках всего адвокатского сообщества.

В сфере государственных закупок существует реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)16, который администрирует Федеральная антимонопольная служба России. В данный реестр включаются участники закупки, которые допустили нарушения или не исполнили взятые на себя обязательства по государственным и муниципальным контрактам. Присутствие юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков оказывает серьезное влияние на деловую репутацию и помимо запрета участвовать в закупках такой статус может оттолкнуть и коммерческих заказчиков.

На сайте Адвокатской палаты города Москвы опубликован Реестр адвокатских образований города Москвы17, где содержится сугубо контакт-

14 URL: https://300.pravo.ru/ (Дата обращения: 17.06.2023)

15 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5889602 (Дата обращения: 17.06.2023)

16 Статья 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

17 URL: https://www.advokatymoscow.ru/reestr/formation/ (Дата обращения: 17.06.2023)

ная информация: наименование, телефон, адрес и электронная почта. В то же время здесь можно делать отметки о деловой репутации конкретных адвокатских образований. Презюмируя добросовестность любого из адвокатских образований, целесообразно делать отметки только в отношении адвокатских образований с отрицательной деловой репутацией, которая вносилась бы с учетом доказательств и рассмотрения и на Совете Адвокатской палаты Москвы.

Риском потери деловой репутации (репута-ционный риск) адвокатского образования возможно управлять. Рассмотрим возможные про-активные практики управления деловой репутацией.

1. Управление репутацией через технологии БЕЯМ — работа и вытеснение из поисковой выдачи определенной информации и заполнение выдачи согласованной и подготовленной согласно контент-плану информации.

2. Мониторинг информационного поля инструментами ВгаМАпа1уйс8 и УоиБсап для сбора аналитики об упоминаниях бренда в информационном пространстве, а также контексте этого упоминания.

3. Улучшение опыта взаимодействия «адвокат — доверитель» через улучшение качества и эффективности внутренних процессов работы адвокатского образования.

4. Разработка модели прогнозирования и управления риском деловой репутации в зависимости от деятельности адвокатов адвокатского образования.

В контексте риска используем аналогию по отношению к репутационному риску банка [7]; под репутационным риском адвокатского образования можно понимать риск того, что адвокатское образование начнет нести убытки в связи с тем, что в обществе формируется негативное представление о его финансовой устойчивости, о качестве услуг, которое оно оказывает, или же о нем в целом, повлекшее за собой уменьшение числа доверителей.

Управление риском потери деловой репутации включает:

■ выявление риска;

■ оценку риска;

■ мониторинг риска;

■ контроль риска;

■ минимизацию риска [7].

В адвокатском образовании для адвокатов может быть проведено обучение, на котором будут освещены правила поведения в Интернете,

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

мероприятия, в особенности профессиональные, в которых целесообразно принимать участие, а в каких — нет и т.д., разработаны памятки поведения адвоката при общении с доверителем, другими адвокатами, со СМИ. Кроме того, оптимально внедрение в адвокатском образовании репутационного комплаенса, который мог бы проявляться в мониторинге публикаций и выступлений в СМИ адвокатов из данного адвокатского образования с целью избежания или минимизации репутационного риска адвокатского образования.

В завершение статьи стоит отметить, что, учитывая значимость деловой репутации для адвокатского сообщества и общества, целесообразно законодательно закрепить в Законе об адвокатуре положения о деловой репутации адвоката, адвокатского образования и адвокатуры в целом.

Список источников

1. Волосова Н.Ю. Защита профессиональных прав адвокатов в Российской Федерации: «адвокат» без статуса адвоката / / Адвокатская практика. 2021. № 2. С. 13—17.

2. Гаврилов Е.В. Компенсация нематериального (репутационного) вреда как способ защиты деловой репутации юридических лиц: Монография. М.: Юстицинформ, 2022. 344 с.

3. Епанечникова ff.A., Москвина С.В. Деловая репутация адвоката // Адвокатура как институт гражданского общества: тенденции развития и перспективы: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола. 2 марта 2016 / Под ред. Н.В. Иванцовой, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола: АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт», 2016. С. 17—20.

4. Иванов А.П. Быкова Ю.Н. Защита деловой репутации // Международный бухгалтерский учет. 2007. № 11. С. 13—20.

5. Каменева З.В. Деловая репутация как объект гражданского права // Адвокат. 2014. № 5. С. 19—22.

6. Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г. Особенности признания отдельных объектов нематериальных активов с позиции ФСБУ 14/2022 // Международный бухгалтерский учет. 2023. № 1. С. 4—27.

7. Пашков Р. Оценка репутационного риска банка // Бухгалтерия и банки. 2019. № 10. С. 54—64.

8. Толмачева Е.А. Содержание деловой репутации лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность: вопросы теории и практики // Адвокатская практика. 2022. № 5. С. 51-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Smith, John. Managing the Business Reputation of Lawyers // Journal of Legal Ethics. 2019. Vol. 25. № 2. Pp. 45-62.

10. Johnson, Mary. Building a Strong Professional Image for Lawyers // Legal Practice Review. 2018. Vol. 10. № 3. Pp. 78-95.

11. Brown, Robert. Ethical Standards for Lawyers: A Comprehensive Guide. American Bar Association, 2017.

12. Davis, Sarah. Online Reputation Management for Lawyers. Law Technology Today, 2020,

13. Thompson, Michael. The Importance of Community Engagement for Lawyers // Legal Insights. 2016. Vol. 15. № 4. Pp. 112-128.

References

1. Volosova N.Yu. Protection of professional rights of lawyers in the Russian Federation: «lawyer» without the status of a lawyer // Law practice. 2021. № 2. Pp. 13-17.

2. GavrilovE.V. Compensation for non-material (reputational) harm as a way to protect the business reputation of legal entities: Monograph. M.: Justicinform, 2022. 344 p.

3. Epanechnikova N.A., Moskvina S. V. Business reputation of a lawyer // Advocacy as an institution of civil society: development trends and prospects: Collection of articles based on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. Yoshkar-Ola. March 2, 2016 / Edited by N.V. Ivant-sova, N.M. Shvetsov. Yoshkar-Ola: ANO VPO «Interregional Open Social Institute», 2016. Pp. 17-20.

4. Ivanov A.P. Bykova Yu.N. Protection of business reputation // International accounting. 2007. № 11. Pp. 13-20.

5. Kameneva Z.V. Business reputation as an object of civil law // Lawyer. 2014. № 5. Pp. 19-22.

6. Lisovskaya I.A., Trapeznikova N. G. Features of recognition of individual objects of intangible assets from the perspective of FSB 14/2022 // International Accounting. 2023. № 1. Pp. 4-27.

7. Pashkov R. Assessment of the bank's reputational risk // Accounting and banks. 2019. № 10. Pp. 54-64.

8. Tolmacheva E.A. The content of the business reputation of persons who do not carry out

LAW & LEGISLATION • 01-2024

entrepreneurial activities: issues of theory and practice // Law practice. 2022. № 5. Pp. 51—55.

9. Smith, John. Managing the Business Reputation of Lawyers // Journal of Legal Ethics. 2019. Vol. 25. № 2. Pp. 45—62.

10. Johnson, Mary. Building a Strong Professional Image for Lawyers // Legal Practice Review. 2018. Vol. 10. № 3. Pp. 78—95.

11. Brown, Robert. Ethical Standards for Lawyers: A Comprehensive Guide. American Bar Association, 2017.

12. Davis, Sarah. Online Reputation Management for Lawyers. Law Technology Today, 2020,

13. Thompson, Michael. The Importance of Community Engagement for Lawyers // Legal Insights. 2016. Vol. 15. № 4. Pp. 112-128.

Информация об авторе

Селиванова А.Г. — адвокат, соискатель степени доктора юридического администрирования

Статья поступила в редакцию 31.08.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the author

Selivanova A.G. — attorney-at-law, candidate for the degree of doctor of legal administration

The article was submitted 31.08.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

В.П. Малахов \

Мифологизации права

В ОБЩЕСТВЕННОМ ///

СОЗНАНИИ Â

Малахов В.П. Мифологизации права в общественном сознании.

Монография. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 351 с.

ISBN: 978-5-238-03649-6

Все принципиальные положения и все содержание монографии объединены тремя идеями, придающими общеправовой теории методологический и мировоззренческий смысл и уровень: 1) мифологизации права — не историко-культурный атавизм, не порок современной общеправовой теории и не "побочный эффект", характерный исключительно для общественного правосознания, а фундаментальный и органичный элемент любой формы общественного сознания права; 2) мифологизации права представляют собой сложный синтез понимания права, складывающегося в рамках каждой из форм общественного сознания; 3) лишенная мифологического компонента правовая теория возможна только как догма, как чисто прикладное знание.

Исследование предназначено для занимающихся или просто интересующихся проблемами правовой жизни современного общества и личности, которые получают свое выражение и решение как в общеправовой теории, так и в правосознании.

se

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.