связано с все большей заботой людей о своем здоровье, вследствие чего потребительский спрос на натуральные ингредиенты растет. Немалое значение здесь имеет и работа СМИ, зачастую не всегда грамотно и профессионально освещающих вопросы применения и производства пищевых ингредиентов. Все это, в свою очередь, оказывает возрастающее давление на производителей пищевых добавок, требует от них использования натуральных ингредиентов и компонентов, что особенно заметно в секторах ароматизаторов и красителей, в которых натуральные ингредиенты начинают занимать все более значительную долю по сравнению с продуктами на синтетической основе.
В секторе подсластителей также проявляется тенденция к использованию продуктов, изготовляемых из натурального природного сырья. Химически синтезируемые ингредиенты развиваются в направлении более широкого применения качественных и безопасных подсластителей (аспартам, сукралоза) взамен более дешевых и менее надежных (сахарин, цикламат).
Прослеживается тенденция к переходу на натуральные ингредиенты и в сегменте консервантов. Как показывает опыт зарубежных коллег, поле деятельности для разработки альтернативных заменителей синтетических консервантов достаточно велико, работы в данном направлении ведут ученые США, Японии и Европы.
Также одна из отличительных черт отрасли пищевых ингредиентов -это увеличение выпуска комплексных добавок, представляющих собой смеси красителей, подсластителей, эмульгаторов и консервантов 124.
К сожалению, имеют место и негативные тенденции. Рынок по-прежнему имеет сильную импортозависимость, связанную с доминированием зарубежной продукции, в том числе - на рынке исходного сырья для производства пищевых ингредиентов. Основной причиной этому служит отсутствие заинтересованности государства в поддержке производителей пищевых ингредиентов и высокие риски организации полного цикла производства.
УДК 316.7
Шарипова Э.Я. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности и разновидности делового письма. Автор отмечает, что деловое письмо,
124 Интервью с президентом пищевых ингредиентов. Электронный ресурс: http://intervue.unipack.ru/37036/
является одним из важнейших средств общения в деловом мире и помогает специалисту осуществлять профессиональную деятельность.
Ключевые слова: деловое письмо, разновидности делового письма, признаки делового письма, правила составления делового письма.
В современном мире деловая переписка специалиста занимает одно из ключевых позиций. Многие специалисты ежедневно составляют огромное количество писем. Известно, что специалисты аппаратов управления тратят на деловую переписку от 30% до 70% своего рабочего времени.
В условиях модернизации современного общества уметь выразить свою мысль ярко, образно, доступно, правильно, уметь расположить к себе собеседника, аудиторию, убедительно выступить на деловом совещании, уметь грамотно составить текст документа, вести деловую переписку должен не только менеджер, руководитель предприятия. Эти требования распространяются на всех людей, вступающих в социально-правовые отношения и руководящих действиями других людей [1; 2].
Деловое письмо как разновидность делового текста обладает рядом специфических характеристик, обусловленных особым местом, которое оно занимает в сфере деловой коммуникации. К ним относятся: высокая правовая значимость деловых писем, присущие им объективный характер изложения, единство темы, смысловая целостность и завершенность. Реализация данных характеристик происходит при помощи языковых и неязыковых средств.
Деловое письмо - представляет собой вид документа, который менее жестко регламентирован, чем, к примеру, договор или приказ, имеющий юридическую значимость [3].
Отличительной особенностью делового письма является специальный бланк, который так и называют: бланк письма. Бланк письма есть в каждой организации, он может изготавливаться типографским способом, средствами оперативной полиграфии или с помощью компьютерной техники. В настоящее время без служебной корреспонденции не обходится ни одна организация. Официальная переписка применяется при решении многих оперативных вопросов, которые возникают в коммерческой и управленческой деятельности. Любое деловое письмо - это не что иное, как информационное сообщение, носящее протокольный характер. Именно поэтому подобная корреспонденция подлежит регистрации, а устное сообщение партнерам не избавляет от необходимости ее отправки по почте [4; 5].
Существуют разнообразные виды служебных писем. При этом их классификация зависит от тех признаков, которые им присущи. Так, выделяют: Служебные письма, на которые необходимо дать ответ. Это письма-просьбы, письма-вопросы, письма-обращения и т. д. Деловая корреспонденция, не требующая ответа. К ней относят письма-предупреждения, письма-напоминания и т. д.
Деловая корреспонденция может классифицироваться и по
структурным признакам. В соответствии с ними существуют такие виды служебных писем, как стандартные и нерегламентированные. Первые из них призваны решать вопросы, касающиеся регулярных экономических и правовых ситуаций. Подача информации в таком сообщении производится в форме синтаксических конструкций стандартного типа. Нерегламентированные деловые письма содержат в себе авторское формально-логическое повествование, написанное в рамках принятого этикета [6; 7].
Тематический признак официальной корреспонденции разграничивает деловую и коммерческую переписку. Так, существуют письма, освещающие правовые, экономические, финансовые и иные формы деятельности предприятия. Их относят к деловой корреспонденции. Если же в тексте письма содержатся вопросы сбыта или материально-технического снабжения, то его считают коммерческим. По признакам адресата деловая корреспонденция подразделяется на циркулярную и обычную. Второй вид писем отличается тем, что из одного источника один и тот же текст отправляется на несколько адресов. Выделяют также одноаспектную и многоаспектную деловую корреспонденцию. Первый из этих двух видов рассматривает только один вопрос или проблему. Многоаспектный текст выделяет сразу несколько направлений (сообщения, предложения, просьбы).
Деловые письма оформляют на бланках по ГОСТ Р 6.30-2003, как правило, с угловым расположением постоянных реквизитов. Бланки с продольным расположением постоянных реквизитов для писем используют реже, в основном федеральными органами власти [8].
Письмо оформляют как минимум в двух экземплярах. Первый экземпляр составляют на бланке и отсылают адресату, второй (его называют копией) печатается на чистом листе бумаги и подшивается в дело как свидетельство выполненной работы.
Деловое письмо подписывается руководителем организации, его заместителями или иными должностными лицами, если им это право предоставлено руководителем.
Письмо должно быть посвящено одному вопросу, в нем могут рассматриваться два и более вопросов, если они взаимосвязаны и по ним будет приниматься одно решение [9].
Письмо не должно быть большим по объему (большинство писем - до одной страницы текста и лишь в исключительных случаях, требующих детального описания и анализа, письмо может содержать до 5 страниц текста);
На инициативное письмо (просьбу, запрос, требование и др.) должен быть обязательно дан ответ.
В заключение отметим, что написание делового письма - это своего рода искусство. Деловое письмо должно быть безукоризненным во всех отношениях: даже незначительное отступление от правил может сделать его неправомочным с юридической точки зрения. Правильно оформленное
юридически, написанное хорошим языком на фирменном бланке, однозначное по смыслу деловое письмо - это знак уважения адресату и во многом залог успеха вашего дела [10; 11].
Использованные источники:
1. Лагутина Т.М., Щуко Л.А. Деловое письмо. Справочник// [Текст] учебное пособие/ Т.М. Лагутина, Л.А. Щуко/ - Издательство: Герда. - 2004. - 480с.
2. Карепина А. Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты// [Текст] А. Карепина/ Издательство: Манн, Иванов и Фербер. - 2012. - 248 с.
3. Игебаева Ф.А. Деловая документация в управленческой деятельности //Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы международной научно-практической конференции. - 12 декабря 2014. в 2-х частях, Ч.1. Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С.124 - 125.
4. Игебаева Ф.А. Некоторые аспекты документационной деятельности в процессе управления предприятием. В сборнике: Инновационные процессы в управлении предприятием и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза. 2010. С. 36-39.
5. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.
6. Игебаева Ф.А. О методах формирования коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2015, № 6 - С. 65-70.
7. Игебаева Ф.А. Служебная переписка в деловой коммуникации. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 271-273.
8. Игебаева Ф.А. Документационное обеспечение управленческой деятельности предприятия. //Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов. Сб. статей IX Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2011. С. 30 - 32.
9. Игебаева Ф.А. Деловая переписка как важнейшая составляющая современного делового этикета. В сборнике: Современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении VII Международная научно-практическая конференция. Пенза, 2007. С. 70-72.
10. Кирсанова М.В., Анодина Н.Н., Аксенова Ю.М. Деловая переписка: учебно-практическое пособие // [Текст] учебное пособие/ М.В. Кирсанова, Н.Н.Анодина, Ю.М.Аксенова. - М.: ИНФРА-М. - 2012. - 132 с.
11. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.