Научная статья на тему 'Деловая игра как средство развития личностных смыслов обучения у студентов вуза'

Деловая игра как средство развития личностных смыслов обучения у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая игра / контекстное обучение / профессиональная подготовка / личностный смысл обучения. / business game / contextual education / professional training / personal meaning of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. В. Бирюкова

В статье рассматриваются возможности деловой игры для формирования личностных смыслов обучения у студентов вуза. Предлагается обучать студентов исходя из предметного и социального контекстов их будущей профессиональной деятельности. При этом процесс обучения выстраивать с учетом этапов развития смысла, логики и психологических механизмов его становления. Первый этап смыслообразования – целеполагающий, его целью является становление у студентов смысловой позиции к процессу обучения. На втором этапе личностный смысл обучения становится содержанием личностной установки, заключающейся в готовности к определённой учебной деятельности. Третий этап связан с самообразовательной деятельностью студентов, с возможностью самореализации через различные формы организации учебного процесса. В статье приведены примеры деловых игр на занятиях по математике у студентов аграрных направлений подготовки. Каждый пример организации деловой игры демонстрирует определенный этап формирования личностного смысла обучения у студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME AS A MEANS OF DEVELOPING A PERSONAL SENSE OF TEACHING IN UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses possibilities of a business game for the formation of personal meanings of learning among university students. It is proposed to train students based on the subject and social contexts of their future professional activities. Moreover, the educational process should be built taking into account the stages of development of meaning and the psychological mechanisms of its formation. The first stage of sense formation is goal-oriented, its goal is to establish students’ semantic position on the learning process. At the second stage, the personal meaning of learning becomes the content of the personal attitude, which consists in readiness for a certain educational activity. The third stage is associated with self-educational activities of students, with the possibility of self-realization through various forms of organization of the educational process. The article gives examples of business games in mathematics classes for students of agricultural areas of training. Each example of the organization of a business game demonstrates a certain stage in the formation of the personal meaning of learning with university students.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как средство развития личностных смыслов обучения у студентов вуза»

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10110

Biryukova N.V., senior teacher, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: n.biriukova@bk.ru

BUSINESS GAME AS A MEANS OF DEVELOPING A PERSONAL SENSE OF TEACHING IN UNIVERSITY STUDENTS. The article discusses possibilities of a business game for the formation of personal meanings of learning among university students. It is proposed to train students based on the subject and social contexts of their future professional activities. Moreover, the educational process should be built taking into account the stages of development of meaning and the psychological mechanisms of its formation. The first stage of sense formation is goal-oriented, its goal is to establish students' semantic position on the learning process. At the second stage, the personal meaning of learning becomes the content of the personal attitude, which consists in readiness for a certain educational activity. The third stage is associated with self-educational activities of students, with the possibility of self-realization through various forms of organization of the educational process. The article gives examples of business games in mathematics classes for students of agricultural areas of training. Each example of the organization of a business game demonstrates a certain stage in the formation of the personal meaning of learning with university students.

Key words: business game, contextual education, professional training, personal meaning of education.

Н.В. Бирюкова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, Е-mail: n.biriukova@bk.ru

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются возможности деловой игры для формирования личностных смыслов обучения у студентов вуза. Предлагается обучать студентов исходя из предметного и социального контекстов их будущей профессиональной деятельности. При этом процесс обучения выстраивать с учетом этапов развития смысла, логики и психологических механизмов его становления. Первый этап смыслообразования - целеполагающий, его целью является становление у студентов смысловой позиции к процессу обучения. На втором этапе личностный смысл обучения становится содержанием личностной установки, заключающейся в готовности к определённой учебной деятельности. Третий этап связан с самообразовательной деятельностью студентов, с возможностью самореализации через различные формы организации учебного процесса. В статье приведены примеры деловых игр на занятиях по математике у студентов аграрных направлений подготовки. Каждый пример организации деловой игры демонстрирует определенный этап формирования личностного смысла обучения у студентов вуза.

Ключевые слова: деловая игра, контекстное обучение, профессиональная подготовка, личностный смысл обучения.

В традиционном вузовском обучении до сих пор преобладает знаниевый, предметно ориентированный подход к процессу обучения. При этом главной задачей преподавания большинство преподавателей считает формирование предметных знаний, умений и навыков. В этом случае студентам навязывают цели усвоения добытых кем-то знаний [1], а полученные знания зачастую не находят должного практического применения. В результате учебная информация теряет для обучающихся личностный смысл, в то время как для осмысленного освоения информации требуется как минимум представление о характере и содержании предстоящих профессиональных задач.

Это обстоятельство вызывает необходимость изменения подходов к организации и содержанию образовательного процесса в профессиональной школе, к выбору новых технологий обучения, обеспечивающих ценностно-смысловое развитие личности студента. Одной из образовательных технологий, активизирующей процессы понимания, обеспечивающей смысловое усвоение учебного материала и способствующей побуждению профессиональных мотивов и интересов студентов является контекстное обучение. Именно в контекстном обучении посредством различных методов и форм воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделируется система отношений, характерная для данной практики [2].

Ярким примером контекстного обучения является деловая игра. В теории контекстного обучения деловая игра выступает имитационной моделью для проявления и развития компетентностей студентов в учебно-профессиональных и квазипрофессиональных формах деятельности. Проведение деловых игр представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. При организации игры работа студентов организуется в форме совместной мыслительной деятельности, что позволяет овладеть навыками общения и диалогического взаимодействия, организации собственного мыслительного процесса [3].

Особую проблему в плане формирования личностных смыслов вызывает обучение непрофильным предметам. Такие дисциплины, например, как математика или иностранный язык, изучаемые на первом курсе, воспринимаются многими студентами как общеобразовательные, не влияющие на их профессиональную самореализацию и социальный статус. В результате, не являясь ценностью, предметы изучаются «по необходимости», неосознанно, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на эффективности процесса обучения.

В этих условиях особенно важным представляется организация педагогических условий формирования личного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, начиная уже с первых лет обучения в вузе. Следует формировать у каждого студента убеждение в своей профессиональной пригодности, а также ясное понимание необходимости овладения всеми дисциплинами, предусмотренными учебным планом вуза [4].

В качестве примера, демонстрирующего контекстный подход к процессу обучения и обеспечивающего его смыслоориентированную направленность, рассмотрим фрагмент вводного занятия по математике у студентов аграрного направления подготовки. Занятие было проведено в форме стратегической деловой игры «Я - профессионал будущего». Игра была проведена на первом этапе формирования у студентов личностного смысла обучения. Данный этап является

целеполагающим и призван обеспечить становление у студентов смысловой позиции к процессу обучения.

В качестве приоритетных целей вводного занятия по математике были определены: ознакомление с целями и задачами курса, определение роли и места предмета в системе профессиональной подготовки, критический анализ имеющихся смыслов изучения математики в контексте профессионально-личностного становления.

Для достижения поставленных целей требовалось организовать условия для рефлексии студентами имеющихся смыслов изучения математики и достижения ими качественно нового уровня осознания значимости математического образования. Ведущим средством достижения этой цели выступила ситуация реконструкции имеющихся смыслов и поиск личностного смысла обучения, актуализирующая психологический механизм идентификации, характеризующийся отожествлением студентом себя с индивидами, добившимся успеха в сферах профессиональной деятельности [4].

Материально-техническое оснащение деловой игры включает: рабочую программу дисциплины, ФГОС ВО по данному направлению подготовки и атлас новых профессий - альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15 - 20 лет, агентство стратегических инициатив «Сколково».

Комплект ролей: сельскохозяйственные экологи, операторы автоматизированной сельхозтехники, ГМО-агрономы, агроинформатики, агрокибернетики. агрономы-экономисты.

Сценарий стратегической деловой игры «Я - профессионал будущего» представлен в табл. 1.

Вторым примером контекстного обучения станет имитационная деловая игра под названием «Лаборатория математической обработки результатов научных исследований в агрономии». Игра была проведена на втором этапе формирования у студентов личностного смысла обучения, когда выполняется первичная актуализация смысла в индивидуальном сознании студентов.

Занятие проводилось по одной из центральных тем из курса математической статистики «Выборочный метод». Цели занятия - закрепить навыки обработки эмпирических данных методами математической статистики, стимулировать процессы смыслообразования посредством укрепления связей между содержанием осваиваемой дисциплины и опытом решения профессионально ориентированных задач. Средством достижения целей выступила ситуация, активизирующая механизм интериоризации, когда процесс изучения математики становится содержанием личностной установки, что выражается в готовности студентов к определённой деятельности по изучению предмета.

Основными задачами студентов в ходе деловой игры стали: четкое и всестороннее изучение методов математической обработки экспериментальных данных; математическая обработка задач профессионального содержания, имитация действий лаборанта, инспектора, начальника отдела и заведующего лабораторией; обсуждение полученных результатов и подготовка экспертного заключения. В игре принимали участие студенты факультетов агрономических направлений. Продолжительность игрового этапа - два академических часа.

Для проведения деловой игры выделяются следующие группы: отдел селекции зерновых культур, отдел селекции многолетних трав, отдел селекции

Таблица 1

Сценарий деловой игры «Я - профессионал будущего»

Вводная часть Вступление. Цели и тема игры

Игровая ситуация Создание картины будущего развития ситуации, ситуация реконструкции имеющихся смыслов

План подготовки к игре 1) введение в игру: преподаватель организует обзор профессий будущего в сельскохозяйственной отрасли; 2) распределение игроков по группам: по 5 - 7 человек в каждой в зависимости от состава учебной группы; 3) обозначение ролей, разъяснение целей и правил игры: каждая группа представляет собой команду специалистов будущей или существующей профессии; 4) формулировка заданий специалистам: - изучить нормативные документы; - раскрыть содержание своей профессии, предположить год появления (если профессия еще не существует); - перечислить свои трудовые функции и профессионально-личностные качества; - выделить наиболее важные для специалистов данной области умения, навыки и компетенции; - выяснить роль и место математики в современных профессиях и профессиях будущего; - перечислить компетенции, владение которыми было обеспечено, в том числе и посредством изучения математики.

Игра (моделирование ситуации) Выступление специалистов

Дискуссия и количество обсуждаемых вопросов Профессионально-личностные качества современного специалиста и специалиста будущего; роль математики в становлении современного специалиста сельскохозяйственного производства; значение математики в современном мире. Личностная интерпретация значимости изучения математики.

Подведение итогов Анализ игры. Самооценка. Решены ли поставленные задачи, достигнуты ли цели.

картофеля, отдел селекции овощных и технических культур, отдел первичного семеноводства. В каждом отделе есть старший лаборант, стажер-исследователь, инспектор, начальники отделов и заведующий лабораторией [5]. Задача лаборатории - подготовка экспертного заключения.

Материально-техническое оснащение деловой игры включает: таблички с названиями лаборатории и названиями отделов, вычислительные средства, таблицы по теории вероятности и статистике, раздаточный материал: выборочные совокупности значений исследуемого признака Х-генеральной совокупности (по числу отделов). Исследуемыми признаками стали: число зерен в колосе у гибридов ячменя, диаметр зерен гороха, урожайность картофеля с куста, содержание масла в зёрнах кукурузы, число зерен на делянках опытного поля при посеве (объём выборки п = 50).

Сценарий деловой игры представлен в табл. 2.

Таблица 2

Сценарий деловой игры «Лаборатория математической обработки результатов научных исследований в агрономии»

Вводная часть Вступление. Цели и тема игры

Игровая ситуация Имитация реальной производственной ситуации. Ситуация актуализации личностного смысла

План подготовки к игре 1) введение в игру: разъяснение целей и правил игры, распределение игроков по группам, назначение исполнителей ролей должностных лиц, занятых в игре, обозначение функций каждого специалиста отдела; 2) теоретическая часть: повторение теории по теме исследования и выбор методик (отв.: зав. лабораторией); 3) практическая часть: формулировка заданий по отделам, назначение исполнителей (отв.: начальник отдела); выполнение расчетной части (ответственный: ст. лаборант); проверка и интерпретация результатов (инспектор); 4) отчет о проделанном исследовании - зав. лабораторией.

Игра (моделирование ситуации) Коллективная работа по отделам. Презентация результатов начальниками отделов. Выступление зав. лабораторией о проделанной работе, реакция и вопросы от подчиненных.

Подведение итогов Анализ игры. Оценивание результатов.

Третий этап формирования личностного смысла обучения связан с самообразовательной деятельностью студентов в контексте изучения учебного предмета, возможностью самореализации через различные формы организации процесса обучения. Деловая игра «Агроконференция-2019» представляла заключительный этап изучения курса математики со студентами аграрного направления подготовки. Целями мероприятия стали: формирование готовности студентов к применению знаний из области ма-

тематики в практической и профессиональной деятельности, расширение представлений студентов о межпредметных связях математики с последующими дисциплинами направления; обеспечение взаимосвязи между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью, а также стимулирование творческой и познавательной инициативы студентов, развитие опыта исследовательской деятельности, стимулирование субъектно-сти студентов.

Средством достижения целей выступила ситуация самореализации смысла, актуализирующая психологический механизм экстериоризации, предполагающий трансляцию накопленного опыта [6].

Материально-техническое оснащение: мультимедийное оборудование.

Распределение ролей: программный комитет (председатель, члены программного комитета), организационный комитет (председатель, члены оргкомитета), докладчики, участники конференции, журналисты.

В программу конференции вошли доклады на тему: «Математика на службе экологии», «Приложение математики в оптике», «Его величество граф», «Математика и сельское хозяйство», «Системы координат в геодезии», «Применение производной функции в экономике», Розы Гвидо Гранди - математика и искусство», «Вирусы и бактерии в «математике»», «История и прикладное значение тригонометрии», «Связь математики с другими науками», «Золотое сечение», «Матричная алгебра в жизни человека», «Ментальная математика» и другие. Сценарий деловой игры представлен в табл. 3.

Таблица 3

Сценарий деловой игры «Агроконференция-2019»

Вводная часть Вступление. Цели и тема игры

Игровая ситуация Ситуация партнерского взаимодействия, ситуация самореализации смысла

План подготовки к игре 1) введение в игру: разъяснение целей и правил игры, распределение ролей; 2) подготовительный этап: составление программы конференции (программный комитет), определение регламента работы конференции (оргкомитет); подготовка участниками конференции текста докладов, оформление презентаций; 3) основной этап: публичная защита докладов. Вопросы от журналистов.

Игра (моделирование ситуации) Выступление докладчиков. Дискуссия.

Подведение итогов Обобщение полученных результатов. Подготовка и написание научных статей.

Таким образом, можно констатировать, что реализация контекстного подхода к процессу обучения придает ему смыслоориентированную направленность и способствует развитию личностных смыслов обучения у студентов вуза. При конструировании процесса формирования личностного смысла обучения в логике поэтапного развертывания личностно-развивающих ситуаций, при реализации педагогической поддержки, посредством контекстных методов и форм обучения достигаются положительные изменения в смысловой сфере

студентов, что обеспечивает связанное с этим повышение уровня профессиональной компетентности и подготовленности к самостоятельной успешной трудовой деятельности. В процессе деловой игры происходит закрепление

Библиографический список

выработанных на практике умений и навыков, формируются профессионально важные качества личности, без выработки которых специалист не может считаться состоявшимся.

1. Мухина Н.С. Деловая игра как элемент контекстного обучения студентов колледжа. Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016; № 6-2: 68 - 72.

2. Вербицкий A.A., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография. Москва: Логос, 2010.

3. Бирюкова Н.В. Метод анализа документов в контексте профессионального обучения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 193 - 196.

4. Качалова С.М. Технология контекстного обучения в практике вузовского обучения. Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2009; № 3: 87 - 91.

5. Ермакова Н.В. Деловая игра «контроль качества сельскохозяйственной продукции». Символ науки. 2016; № 5-2 (17): 139 - 141.

6. Белякова Е.Г Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: Диссератация ... доктора педагогических наук. Тюмень, 2009.

References

1. Muhina N.S. Delovaya igra kak 'element kontekstnogo obucheniya studentov kolledzha. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie iputirazvitiya. 2016; № 6-2: 68 - 72.

2. Verbickij A.A., Kalashnikov V.G. Kategoriya «kontekst» vpsihologiiipedagogike: monografiya. Moskva: Logos, 2010.

3. Biryukova N.V. Metod analiza dokumentov v kontekste professional'nogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 193 - 196.

4. Kachalova S.M. Tehnologiya kontekstnogo obucheniya v praktike vuzovskogo obucheniya. Vestnik Centra mezhdunarodnogo obrazovaniya Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Kul'turologiya. Pedagogika. Metodika. 2009; № 3: 87 - 91.

5. Ermakova N.V. Delovaya igra «kontrol' kachestva sel'skohozyajstvennoj produkcii». Simvol nauki. 2016; № 5-2 (17): 139 - 141.

6. Belyakova E.G. Smysloobrazovanie vpedagogicheskom vzaimodejstvii: Disserataciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2009.

Статья поступила в редакцию 30.11.19

УДК 372.8 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10111

Davydenko M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia),

Е-mail: davydenkomaryna@yandex.ru

Shelyugina O.A., Cand. of Art History, senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: soa@edu.asu.ru

Stepanskaya A.G., Cand. of Art History, senior lecturer, Department of History of Art, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: step.allochka@mail.ru

SPECIFICS OF FORMING HISTORICAL CONSCIOUSNES FOR STUDENTS OF THE TRAINING DIRECTION "ART OF COSTUMES AND TEXTILE" IN THE PROCESS OF STUDYING THE COURSE "AESTHETICS". The article studies a problem of forming and development of historical consciousness of students of a higher educational institution, considered on the example of "Aesthetics" training course, developed and implemented at the Altai State University Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Vocational Education and Design in the framework of the training direction "Art of Costumes and Textile". The problem under study is relevant in the context of one of the priorities for modern higher professional education in Russia - the formation of citizenship, ensuring the historical continuity of generations. The authors of the article analyze the essence of the phenomenon of historical consciousness, the main aspects of the content of historical consciousness, the main features of the formation of historical consciousness in the framework of the training course "Aesthetics". The objectives and basic principles of the selection of the course content, the features of the selection of the content of the academic discipline, including within the framework of the electronic course, are revealed, which made it possible to achieve the planned results.

Key words: historical consciousness, professional education, aesthetic ideal, aesthetics.

М.В. Давыденко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия, Е-mail: davydenkomaryna@yandex.ru

О.А. Шелюгина, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия, Е-mail: soa@edu.asu.ru

А.Г. Степанская, канд. искусствоведения., доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия, Е-mail: step.allochka@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭСТЕТИКА»

Статья посвящена проблеме формирования и развития исторического сознания студентов высшего учебного заведения, рассматриваемой на примере учебного курса «Эстетика», разработанного и реализуемого на факультете искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» в рамках направления подготовки 54.03.03 - «Искусство костюма и текстиля». Исследуемая проблема актуальна в контексте одной из приоритетных для современного высшего профессионального образования России задач - формирование гражданственности, обеспечения исторической преемственности поколений. Авторами статьи анализируется сущность феномена исторического сознания, основные аспекты содержания исторического сознания, основные особенности формирования исторического сознания в рамках учебного курса «Эстетика». Раскрываются цели и основные принципы отбора содержания курса, особенности отбора содержания учебной дисциплины, в том числе в рамках электронного курса, что позволило достичь запланированных результатов.

Ключевые слова: историческое сознание, профессиональное образование, эстетический идеал, эстетика.

Обеспечение исторической преемственности поколений, формирование исторической идентичности и патриотизма - одни из приоритетных задач "Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года", определяющие направленность современного профессионального образования [1]. Исследование феномена исторического сознания, его сущности, видов, структурных элементов актуализируется в контексте трансформаций российского общества на современном этапе. Спрессованность этапов развития истории России, интенсификация экономических, социально-политических и культурных реформ, мобилизационный тип развития нашей страны приводит к дезориентации человека в сфере ценностей, конфликтам между поколениями и аксиологическими системами. Возникает противоречивая тенденция: с одной стороны, нарастает политизированность исторического сознания, конфликтность исторических интерпретаций, с другой - размывание регулирующей функции исторического

знания, социальная пассивность, апатия. Особенно вышеуказанное противоречие характерно для сознания представителей молодого поколения, социальное мировоззрение которого только формируется. Это актуализирует поиск новой методологии, ориентиров, методов формирования и развития исторического сознания студентов как гуманитарных, так и технических направлений подготовки. На наш взгляд, содержание основных образовательных программ высшего профессионального образования, а также отдельных учебных дисциплин в рамках направлений должно быть ориентировано на реализацию принципа историзма, развитие исторического сознания.

В частности, в процессе освоения программы обучения студентов художественных направлений подготовки (направление "Искусство костюма и текстиля", профиль "Художественное проектирование костюма"), которая реализуется на факультете искусств и дизайна Алтайского государственного университета,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.