Научная статья на тему 'Деловая игра как форма интерактивного обучения в вузе МЧС России при формировании практических навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением'

Деловая игра как форма интерактивного обучения в вузе МЧС России при формировании практических навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как форма интерактивного обучения в вузе МЧС России при формировании практических навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением»

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ МЧС РОССИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДЕЙСТВИЯХ С ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ВООРУЖЕНИЕМ

А.Н. Зайцев, доцент, к.п.н., доцент, О.Е. Работкина, профессор, д.т.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность обучаемых. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.

Сущность дидактической (деловой) игры при формировании практических навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением заключается в том, что она является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида деятельности. Проведение дидактической (деловой) игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику конкретной пожарно-профессиональной деятельности [1].

В дидактической (деловой) игре реализуются следующие психолого-педагогические принципы:

1) принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики пожарно-профессиональной деятельности, который предполагает специальное, инженерное или инженерно-специальное моделирование с помощью аппаратов соответствующих наук;

2) принцип игрового моделирования содержания и форм пожарно-профессиональной деятельности, который предполагает психолого-педагогическое моделирование средствами дидактики, методики обучения, психологии, заключающееся в задании системы дидактических и воспитательных целей, мотивов и способов действий, областей принятия решений и критериев оценки их разумности; в построении коммуникативной структуры действий и отношений участников игры;

3) принцип совместной деятельности, который означает, что игра возможна лишь при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие с целью обсуждения позиций каждого и принятия определенного решения;

4) принцип диалогического общения, в соответствии с которым каждый участник игры не только имеет право, но и должен высказать свою точку зрения, свое отношение по всем вопросам, возникающим в процессе игры;

5) принцип двухплановости, в соответствии с которым достижение игровых целей служит средством реализации целей обучения и воспитания, развития

личности специалиста ГПС МЧС России [1];

6) принцип проблемного содержания имитационной модели и процесса его развертывания в имитационной модели, который предполагает, что в игру заложена система учебных заданий в форме описания конкретных ситуаций, содержащих противоречивые, избыточные или неверные данные, взаимоисключающие альтернативы и т.п.

Каждый принцип дополняет и развивает другие принципы, а взятые в целом они составляют концепцию дидактической (деловой) игры. Структуру дидактической (деловой) игры можно представить в виде двух взаимосвязанных моделей: имитационной и игровой. Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности. Игровой модель представляет собой описание работы участников игры с имитационной моделью (рис.).

Рис. Структура дидактической (деловой) игры при формировании практических навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением

Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах дидактической (деловой) игры: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель воплощается в таких компонентах, как цели, комплект ролей и функций игроков участников игры сценарий, правила игры.

При этом можно выделить педагогические (дидактические и воспитательные) и игровые цели обучения. Педагогические цели состоят в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность специалиста ГПС МЧС России, его профессиональные знания, умения, навыки, способности, систему отношений к исполнению служебных обязанностей. Игровые цели нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона,

ситуации необходимости решения поставленных задач. Они непосредственно влияют на профессиональный облик специалиста ГПС МЧС России, однако выполняют подчиненную роль по отношению к педагогическим целям.

Имитационная и игровая модели находят свое воплощение в предметно-игровом содержании сценария дидактической (деловой) игры.

Таким образом, сценарий является базовым элементом игровой процедуры и представляет собой описание в словесной в (или) графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий участников игры, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии должны находить отражение принцип проблемности, двухплановости, совместной деятельности [2].

Список использованной литературы

1. Зайцев А.Н., Работкина О.Е. Методические приемы, применяемые в педагогике безопасности при обучении специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России // Педагогика безопасности: наука и образование: Сб. матер. Всерос. науч. конф. с междунар. уч. Екатеринбург: УГПУ, 2013. - С. 73-75.

2. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 541 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.