Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ЭТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая этика / состав кадров / кадровая политика / государственная структура / трудовая деятельность / управление персоналом / business ethics / personnel composition / personnel policy / government structure / labor activity / personnel management

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — О.А. Лымарева, А.Р. Еремеева

Деловая этика играет ключевую роль в кадровой политике любой организации, включая государственную службу. Влияние этичного поведения на трудовую эффективность, удовлетворенность сотрудников и общества является неоспоримым. Оно обеспечивает прозрачность и доверие в работе государственных органов, способствует эффективному решению задач общественного значения. В статье рассматриваются ключевые аспекты деловой этики в государственной службе и представляются рекомендации по ее укреплению. Понимание и соблюдение этических принципов становятся важными элементами формирования современной культуры управления персоналом в государственном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ETHICS AS A COMPONENT OF PERSONNEL POLICY IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM

Business ethics plays a key role in the personnel policy of any organization, including public service. The influence of ethical behavior on labor efficiency, satisfaction of employees and society is undeniable. It provides transparency and trust in the work of public authorities, contributes to the effective solution of tasks of public importance. The article discusses the key aspects of business ethics in the public service and provides recommendations for its strengthening. Understanding and observance of ethical principles become important elements of formation of modern culture of personnel management in the public sector.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ЭТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

О.А. Лымарева, канд. экон. наук, доцент А.Р. Еремеева, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-24-26

Аннотация. Деловая этика играет ключевую роль в кадровой политике любой организации, включая государственную службу. Влияние этичного поведения на трудовую эффективность, удовлетворенность сотрудников и общества является неоспоримым. Оно обеспечивает прозрачность и доверие в работе государственных органов, способствует эффективному решению задач общественного значения. В статье рассматриваются ключевые аспекты деловой этики в государственной службе и представляются рекомендации по ее укреплению. Понимание и соблюдение этических принципов становятся важными элементами формирования современной культуры управления персоналом в государственном секторе.

Ключевые слова: деловая этика, состав кадров, кадровая политика, государственная структура, трудовая деятельность, управление персоналом.

В современном мире государственная служба играет важную роль в обеспечении стабильности и развития общества. Актуальность темы обусловлена тем, что в современных динамично меняющихся условиях одним из главных факторов благополучного развития общества и эффективного взаимодействия государства с гражданами является грамотно подобранный кадровый состав, который формируется благодаря внедрению и пониманию важных этических принципов.

Государственная кадровая политика -это действенный фактор мобилизации и сосредоточения усилий государственных и общественных институтов на решении задач устойчивого развития и эффективного использования кадрового потенциала страны, комплектования профессионального развития кадров [4].

Для успешного развития состава кадров необходимо опираться на деловую этику. Несмотря на то, что понятие «этики» достаточно размыто, так как основывается на понятиях «морали» и «нравственности», существуют общие постулаты, которых необходимо придерживаться [1]:

Во-первых, важно уделять особое внимание уважению прав и достоинства каждой личности. Этот принцип обеспечивает

нравственную основу для формирования других этических требований и норм, которые должны руководствовать поведением работников. Уважение к личному достоинству подразумевает признание ценности каждого человека, независимо от его социального статуса, этнического происхождения, пола, способностей или других характеристик.

Во-вторых, следует придерживаться принципа компетентности. Это означает, что сотрудники должны проявлять честность и открытость в своих взаимодействиях с коллегами и клиентами, демонстрируя свою профессиональную компетентность и знания в своей области.

Третий важный принцип - это ответственность. Государственные служащие должны осуществлять свою профессиональную деятельность с соблюдением высоких этических стандартов, принимая на себя ответственность за свои действия и оказывая влияние на развитие социальных структур и форм поведения, которые способствуют удовлетворению интересов общества в целом.

Наконец, принцип честности играет важную роль. Он предполагает обеспечение доступности и открытости информации, одновременно с защитой конфиден-

циальности частных данных. Этот принцип особенно актуален для государственной службы, где сотрудники ежедневно имеют дело с различной информацией, которая должна оставаться конфиденциальной.

Этические принципы взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга [3].

Рассмотренные правила относятся скорее как существованию любого индивида в социуме в целом. Более узко направленное понятие подразумевает под собой применение этических принципов только на профессиональном поприще. Речь идет о «деловой этике».

По мнению М.Г. Подопригоры «деловая этика - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организации и их членов» [2].

В целом, деловая этика - исторически сложившаяся общность нравственных предписаний, оценок, кодексов и научных теорий о должном поведении личности в деловой деятельности, вытекающих из социальных функций и обусловленных спецификой профессии.

В государственной службе этика играет особенно важную роль, поскольку деятельность государственных органов направлена на общественную пользу и должна соответствовать высоким стандартам профессионализма, непредвзятости и справедливости.

Именно деловая этика способствует установлению доверительных отношений между государственными органами и обществом. Работники государственной службы, следуя высоким стандартам, демонстрируют свою готовность служить обществу, что способствует повышению прозрачности и эффективности деятельности государственных органов.

Поддержание высоких этических стандартов помогает формировать профессиональное поведение сотрудников государственной службы. Это включает в себя честность, ответственность, компетентность и уважение к правам граждан. Соблюдение этических принципов способствует предотвращению коррупции и злоупотреблений властью.

Соблюдение деловой этики способствует формированию благоприятной рабочей среды, основанной на уважении, доверии и сотрудничестве. Это способствует улучшению коммуникации между сотрудниками и повышению их производительности.

Уровень деловой этики должен постоянно совершенствоваться и повышаться. Для этого используются различные инструменты для развития деловой этики в государственной службе. Рассмотрим некоторые из них:

1. Обучение и тренинги. Проведение специализированных программ обучения и тренингов по вопросам деловой этики помогает сотрудникам государственной службы осознать важность этических принципов в их повседневной деятельности и научиться применять их на практике. На сегодняшний день государственные структуры зачастую записывают своих сотрудников на различные вебинары, курсы повышения квалификации, лекции, образовательные командировки, которые помимо прикладных знаний дают информацию о взаимоотношениях между сотрудниками государственных органов и гражданами.

2. Этические кодексы. Разработка и внедрение этических кодексов, которые являются нормативно-правовыми актами, регулирующими поведение сотрудников государственной службы и устанавливающими стандарты деловой этики, помогают закрепить четкие границы норм поведения. Например, существует «Этический кодекс государственных гражданских служащих ФНС», который утвержден приказом ФНС России от 11.04.2011 года [5].

3. Мониторинг и оценка. Проведение систематического мониторинга и оценки соблюдения этических принципов среди сотрудников государственной службы позволяет выявлять нарушения и принимать меры по их устранению. Рассмотрение и проработка жалоб от граждан может послужить хорошим поводом для развития более этичного взаимоотношения между обществом и государственными структурами.

Деловая этика играет ключевую роль в управлении персоналом государственной

службы. Соблюдение высоких стандартов реализации этой задачи необходимо разра-этики способствует повышению эффек- ботать и внедрить соответствующие ин-тивности и профессионализма деятельно- струменты и механизмы, направленные на сти государственных органов, а также развитие и поддержание деловой этики формированию доверия общества к госу- среди персонала государственной службы. дарственным институтам. Для успешной

Библиографический список

1. Дробницкий О.Г., Иванов В.Г. Большая советская энциклопедия. в 30-ти т. - 3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1969-1986. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/127/308.htm.

2. Подопригора М.Г. Деловая этика: учебное пособие. - Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2012. - 116 с.

3. СППО. Этика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р:/^рЬро.т/этика.

4. Турчинов А. И. Социальное измерение государственной кадровой политики. Человек и труд. - 2015. - №7. - С. 18-22.

5. Федеральная налоговая служба. Приказ ФНС России № ММВ-7-4/260@ от 11.04.2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/4005016/.

BUSINESS ETHICS AS A COMPONENT OF PERSONNEL POLICY IN THE PUBLIC

SERVICE SYSTEM

O.A. Lymareva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.R. Yeremeeva, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. Business ethics plays a key role in the personnel policy of any organization, including public service. The influence of ethical behavior on labor efficiency, satisfaction of employees and society is undeniable. It provides transparency and trust in the work of public authorities, contributes to the effective solution of tasks of public importance. The article discusses the key aspects of business ethics in the public service and provides recommendations for its strengthening. Understanding and observance of ethical principles become important elements of formation of modern culture of personnel management in the public sector.

Key words: business ethics, personnel composition, personnel policy, government structure, labor activity, personnel management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.