Научная статья на тему 'Дело репрессированного архиепископа Сарапульского Алексия'

Дело репрессированного архиепископа Сарапульского Алексия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дело репрессированного архиепископа Сарапульского Алексия»

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Коробейников Алексей Владимирович

г. Ижевск, историк

ДЕЛО РЕПРЕССИРОВАННОГО АРХИЕПИСКОПА САРАПУЛЬСКОГО АЛЕКСИЯ (Из архива УФСБ по Удмуртской Республике)

В данном томе содержится статья Виктора Сергеевича Ерастова, который уже несколько лет занимается исследованием истории Сарапуль-ской епархии. Одним из направлений сохранения исторической памяти является канонизация деятелей церкви. Поэтому мы обсуждали с ним, стоит ли публиковать в полном объёме дело по ложному обвинению одного из архипастырей в антигосударственной деятельности? Тем более, что довольно подробная и подлинная биография архиепископа давно опубликована на интернет-сайте Сарапульской епархии. Мой коллега обоснованно беспокоился, что живы могут быть потомки тех, кто это дело «сшил», и внуки тех, кто на архипастыря давал обвинительные показания: им такая публикация может быть не очень приятна... Ну что же, возражал я: «Как говорили в те далёкие времена, сын за отца не отвечает». Поэтому, простите, если кому-то будет трудно читать про неблаговидные деяния его предка. Вместе с тем полагаем, что очищающий эффект от публикаций такого рода должен служить гарантией того, что та тёмная эпоха клеветнических наветов и «липования» расстрельных дел не должна повториться. В самом деле: стоит нам заглянуть на «кухню» репрессий, прочитывая документ в подлиннике, строчка за строчкой, и в душе что-то должно перемениться у каждого? Кроме того, публикуемые документы не только дают читателю представление о незаконных методах ведения того следствия, но и освещают новые черты личности и детали жития святого, принявшего венец мученика за Веру на нашей малой родине.

Николай Николаевич Кузнецов родился в семье священника Санкт-Петербургской епархии, впоследствии митрофорного протоиерея, 31 августа 1875 года. Учился в Александровском лицее до 1891 года, после чего с 1891 по 1898 год - в Александро-Невском духовном училище. Окончив его, поступил в Петербургскую семинарию (окончил в 1898 году). В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия по представлении сочинения «Нравственный смысл юродства и столпничества», которое переработал впоследствии в магистерскую диссертацию. Впоследствии он преподавал в различных духовных училищах и семинариях. Ректором Новгородской Духовной семинарии архимандритом Сергием был пострижен в монашество 17 марта 1904 года с наречением имени Алексий, 20 марта - рукоположен в иеродиакона, а на следующий день - во иеромонаха.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Анкета арестованного

1. Фамилия Кузнецов

2. Имя и отчество Алексей Николаевич

3. Дата рождения: число «31» месяц августа год 1875

4. Место рождения Детское село Ленинградской области

5. Местожительство (адрес) г. Сарапул УАССР. улица Пугачёвская № 41.

6. Профессия и специальность служитель культа

7. Место службы и должность или род занятий архиепископ Сарапуль-ский г. Сарапул.

8. Паспорт выдан 11 октября 1936 г. Сарапульским РОМ1. № ГАК. -566946.

9. Социальное происхождение из служителей культа. Отец был священник церкви.

10. Социальное положение служитель культа...

11. Образование (общее и специальное) Духовная академия. Окончил в 1902 г. в г. С. Петербурге.

12. Партийность (в прошлом и настоящем) не состоял

13. Национальность и гражданство (подданство) Русский - СССР.

14. Категория воинского учёта-запаса и где состоит на учета не состоит

15. Служба в белых и др. к-р армиях, участие в бандах и восстаниях против Соввласти (когда и в качестве кого) не служил

16. Каким репрессиям подвергался при Соввласти: арестовывался за к.-р. деятельность в 1925 г., 1928 г. и арестован и осуждён особым совещанием коллегии ОГПУ в 1932 г. на 3 г. л/св.

17. Состав семьи брат Иван Николаевич, 59 лет. Сестра Мария Николаевна, 47 лет.

Подпись арестованного Кузнецов (подпись)

1. Особые внешние приметы

2. Кем и когда арестован Сарапульским РОНКВД 18 декабря 1937

3. Где содержится под стражей в тюрьме г. Сарапула

4. Особые замечания

Должность и подпись сотрудника, заполнившего анкету

оперуполномоченный УГБ2 РОНКВД сержант Г.Б. (подпись) «19» декабря 1937 г.

1 РОМ - районный отдел милиции.

2 УГБ- управление государственной безопасности.

УГБ УНКВД по Кировскому краю Протокол допроса (дополнительно)

1937 года декабря 19 дня. Я оперуполном. УГБ УНКВД Кир. края Агакла-ков (?) допросил в качестве обвиняемого, который показал:

1. Фамилия Кузнецов

2. Имя и отчество Алексей Николаевич... ...17. Прошлое, где работал и чем занимался:

а) До войны 1914 года Коломенский... Монастырь. Архимандрит.

б) С 1914 года до Февральской революции 1917 года с 1916 г. г. Москва архиепископ Дмитровский.

в) Где был и чем занимался в Октябрьскую революцию 1917 года г. Сарапул, епископ Сарапульский

г) С Октябрьской революции 1917 года и по настоящий день г. Сарапул УАССР. до 1932 г. архиепископ. С февр. 1932 г. по июнь 1933 г. арестован - в разных местах заключения. С июля 1933 г. г. Сарапул. Архиепископ. 18. Судимость, (до Октябрьской революции и после) в 1932 году осуждён особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 г. л/св. в 1933 г. освобождён досрочно из исп. Тр. лагерей. Кузнецов (подпись)

Показания по существу дела:

Вопрос: Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Покажите подробно и правдиво по существу вопроса?

Ответ: Контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю. Записанное с моих слов верно, мною прочитано. Об. Кузнецов от подписи отказался. Допросил оперуполномоч. УГБ. РОНКВД. Сержант Гос. Без. (подпись)

Дополнительно допрошенный обвиняемый Кузнецов Алексей Николаевич 27 декабря 1937 года показал:

Вопрос: Кто такой Бебинг Ал-др Германович?

Ответ: Бебинг А.Г. мой зять - муж моей сестры Параскевы (умерла в 1919 году).

Вопрос. Где сейчас проживает и чем занимается Бебинг А.Г.?

Ответ. Бебинг А.Г. работает в ИТЛ3 г. Караганда, как вольнонаёмный бухгалтером (?)

Вопрос: За что был осуждён Бебинг и когда?

Ответ: Бебинг был осуждён по 169 ст. УК в 1928 г. и выслан в ИТЛ НКВД Вопрос: Вы с Бебингом поддерживаете связь, как, каким образом? Ответ: С Бебингом, как с родственником, я поддерживал письменную связь, а в 1936 г. летом Бебинг приезжал к мне в отпуск на несколько дней.

Вопрос: Бебинг в 1936 г. выезжал от вас в г. Ижевск? Ответ: О поездке Бебинга в Ижевск - не знаю.

Вопрос: Кто по национальности Бебинг и где живут его родители в настоящее время?

Ответ: Бебинг по национальности эстонец. Отец его живёт в г. Нарва, б. Кустарв (?).

Вопрос. Кто такая Сезенкова Евдокия Гавриловна?

Ответ: Сезенкова Е.Гав. работница кожзавода Сарапульского кожкомби-

ната, верующая, часто бывает в церкви.

Вопрос. Кто из священников бывает у вас на квартире?

Ответ: из Сарапульских священников бывает у меня на кв-ре только Тон-

ков Николай Фёдорович.

Вопрос: Нечкинский священник Куликов бывал у вас на кв-ре?

Ответ: священник Куликов был у меня один раз в к-ре в 1935 г. или 1936

г. точно не помню. Заходил поговорить по делам службы.

Вопрос: Кто из священников церквей на территории УАССР. бывал у вас

за последнее время?

Ответ: На кв-ре никого у меня, из священников, церквей на терр. УАССР, не был.

Записано с моих слов верно мне прочитано Кузнецов подписать отказался. Допросил Оперуполномоч. УГБ РОНКВД сержант Гос. Без. (подпись)

УГБ УНКВД по Кировскому краю Протокол допроса (дополнительно)

1937 года декабря 28 дня. Я Нач. Сарапульск. Райотдела УГБ УНКВД УАССР лейтенант гос. безоп. Кулясов допросил в качестве обвиняемого -свидетеля:

3 ИТЛ - исправительно - трудовой лагерь.

Фамилия: Кузнецов

Имя и Отчество: Алексей (он же Николай) Николаевич

Показания по существу дела:

Вопрос: За что Вы привлекались в 1932 году?

Ответ: Я в 1932 году был арестован органами ОГПУ и привлечён за к-р деятельность.

Вопрос: Где Вы были арестованы и кто ещё тогда был с вами арестован? Ответ: Я был арестован 9 февраля 1932 года в г. Сарапуле. Кто ещё был тогда арестован в Сарапуле по этому делу я не знаю, т.к. через пять дней после моего ареста я был отправлен в г. Нижний - Тагил, где от следователя Зуева мне стало известно, что по тому же делу, по которому я был арестован всего по Свердловской области было арестовано до 20 человек. Вопрос: Кто был арестован по этому делу в гор. Сарапуле? Ответ: Кто был арестован всех я не помню. Потом уже во время следствия и по возвращении из ссылки я узнал, что по одному делу со мной в Сарапуле тогда были арестованы: 1) священники: Молчанов Евлампий, 2) Си-няковский (?) Иван, 3) Панышева (?) Зоя - прихожанка - все они уже умерли. 4) Священник Шеранников (?) Николай, который не был осуждён. 5) Священник Бебинг Алексей Германович, который был привезён арестованным из г. Караганды, где отбывал наказание по ст. 169 УК, но дело в отношении его было прекращено за отсутствием состава преступления и он был обратно отправлен в Караганду для дальнейшего отбывания наказания по ст. 169 УК. Кто ещё был арестован тогда в Сарапуле, не помню. Вопрос: Кем и на какой срок Вы были осуждены в 1932 г.? Ответ: Особым совещанием при коллегии ОГПУ. 9 сентября 1932 г. я вместе с другими был осуждён на 3 года концлагеря. Вопрос: Вы когда и как были освобождены из концлагеря? Ответ: Я был освобождён из концлагеря 28 мая 1933 года досрочно за пересмотром дела коллегией ОГПУ. Вопрос: В каких концлагерях Вы отбывали наказание? Ответ: Два месяца я находился на строительстве Беломорского канала, откуда как актированный инвалид 3 группы «Б» был переведён в Соловецкие лагеря на материке ст. Кузёма, где находился до Августа 1933 года откуда был вызван на освобождение в гор. Кемь, где в начале Сентября 1933 года и был фактически освобождён.

Вопрос: Где Вы проживали после освобождения из концлагеря? Ответ: После фактического освобождения из концлагеря в Сентябре мес. 1933 года я вернулся обратно в г. Сарапул, куда приехал в конце Сентября мес. 1933 года и с этого времени живу в Сарапуле безвыездно.

Вопрос: Вы показали, что из концлагеря Вы освобождены 28 мая 1933 а выехали из Соловецких лагерей в Сарапул в начале сентября 1933 г. Почему такое расхождение получается?

Ответ: Это получилось вот почему. Решение коллегии ОГПУ о моём освобождении состоялось 28 мая 1933 г., но это решение было получено в концлагерях только в начале Сентября мес. 1933 г., вот поэтому я считаю себя освобождённым согласно решения коллегии ОГПУ 28 мая 1933 г., а фактически освободился в начале Сентября того же года. Вопрос: Чем Вы занимались в г. Сарапуле по возвращении из концлагеря? Ответ: До Июня мес. 1935 г. я ничем не занимался, был болен, лечился. В то время на моём месте здесь в Сарапуле был другой епископ - Владимир Горьковский. Некоторое время при нём я служил, а 1 Июля 1935 г. я был зарегистрирован в местном райисполкоме для служения в Георгиевской церкви г. Сарапула. В декабре 1935 г. Кировским облисполкомом был зарегистрирован как архиепископ Сарапульской епархии. Вопрос: Когда и куда выехал из Сарапула епископ Владимир Горьков-ский?

Ответ: Епископ Владимир Горьковский выехал из Сарапула в январе мес. 1936 г. по назначению митрополита Сергия в Ульяновскую епархию. Вопрос: По каким соображениям Вы выехали обратно в г. Сарапул по освобождению из концлагеря?

Ответ: Я выехал обратно в Сарапул по следующим соображениям:

1) Я живу здесь с 1917 года, здесь же похоронены мои родители и

2) Я привык к здешней местности.

Вопрос: Расскажите, каким образом Вам удалось добиться перевода епископа Владимира из Сарапульской епархии в Ульяновскую епархию и зарегистрироваться для служения в Сарапуле?

Ответ: Я лично этого не добивался. Я был назначен в Сарапульскую епархию по распоряжению митрополита Сергия. Когда я при возвращении из концлагеря в 1933 году заезжал в Москву и был у митрополита Сергия, то он предоставил мне Сарапульскую кафедру, которую занимал я до ссылки, а епископа Владимира перевёл в Ульяновск.

Вопрос: Вы просили митрополита Сергия о назначении Вас в Сарапуль-скую епархию?

Ответ: Да, я выражал желание служить в Сарапульской епархии. Вопрос: Какие документы от верующих Сарапульской епархии Вы представили Сергию о назначении Вас в Сарапульскую епархию по возвращению из концлагеря?

Ответ: Я лично никаких документов Сергию не представлял, представляли ли какие документы непосредственно верующие, я не знаю. Вопрос: Кто из ваших родственников проживает с Вами в Сарапуле? Ответ: В Сарапуле со мной живут: брат Иван Николаевич Кузнецов, 59 лет, и сестра Мария Николаевна Кузнецова 47 лет. Вопрос: Чем они занимаются в Сарапуле?

Ответ: До 1932 года брат Иван Николаевич Кузнецов служил регистратором в Сарапульской химико-бактериологической лаборатории, откуда был уволен по сокращению и до сего времени нигде не служит, находится на моём иждивении. Сестра - Мария Николаевна Кузнецова раньше ещё до 1930 г. некоторое время (не долго) служила на советской службе при местном исполкоме в загсе машинисткой, затем бросила службу по домашним обстоятельствам и с этого времени занимается домашним хозяйством, находится на моём иждивении.

Вопрос: На какие средства существовали Ваши брат и сестра в то время, когда Вы находились в ссылке в концлагерях?

Ответ: Сестра Мария Николаевна тоже была в ссылке по одному делу со мной, находилась в Западно-Сибирском крае в с. Каргасок (?), а брат жил здесь на прежние сбережения. Жил он без меня полтора года. Вопрос: Какие у Вас были сбережения? Много было сбережений? Ответ: Были денежные сбережения, которые оставались после меня. Сколько было этих сбережений сказать не могу, не знаю. Вопрос: За что был арестован в 1932 г. Ваш брат Иван Николаевич Кузнецов?

Ответ: Он был арестован вместе со мной по одному делу. Вопрос: Он был осуждён по этому делу?

Ответ: Нет, он не был осуждён. Он просидел тогда в Сарапуле около 7 месяцев и потом освободился.

Вопрос: Значит, в 1932 г. по одному делу вместе с другими были арестованы Вы, Ваш брат Иван Николаевич и сестра Мария Николаевна? Ответ: Да, были арестованы по одному делу я, брат и сестра. Вопрос: Расскажите, в чём Вы все обвинялись?

Ответ: Я не знаю в чём я обвинялся, т.к. конкретного обвинения мне предъявлено не было. Предъявлено было общего характера обвинение -контр-революционная деятельность. Должно быть это же было предъявлено моему брату и сестре.

Вопрос: Вы признали тогда за собой контр-революционную деятельность? Ответ: Нет, не признал. Вопрос: Почему не признали?

Ответ: Потому что никакой к-р. деятельностью я не занимался. Вопрос: Но если бы Вы не занимались тогда к-р. деятельностью, то и особое совещание коллегии ОГПУ не приговорило бы Вас на 3 года в концлагерь?

Ответ: Меня особое совещание приговорило, а коллегия пересмотрела и освободила меня, потому что ни какой к-р. деятельности я не вёл. Вопрос: Неправда. Следствие располагает данными, изобличающими Вас в том, что Вы на протяжении ряда лет активно вели работу против советской власти. Отвечайте правду.

Ответ. Я никогда не вёл работу против советской власти и не нахожу нужным этим заниматься. Говорю правду.

Вопрос: Вы говорите неправду. Обманываете следствие. Следствием точно установлено, что Вы до последнего времени вели активную работу против советской власти и к этому же направляли подчинённое Вам в епархии духовенство, инструктируя его в контр-революционном направлении. Требуем дать по этому вопросу правдивые показания! Ответ: Повторяю, что я никогда против советской власти борьбу не вёл и других на это не направлял.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос: Священника Волкова в г. Ижевске Вы знаете? Ответ: Знаю его поверхностно, видел его только раз. Вопрос: Где, когда Вы встречались с Волковым?

Ответ: Волкова я встречал в Ижевске в Ноябре мес. с/г., когда я ездил туда регистрироваться на управление приходами Удмуртской АССР. Вопрос: Расскажите, как Вы встречались с Волковым в Ижевске? Ответ: Волкова Андрея я видел в Троицкой церкви во время службы, т.к. он служит в этой церкви. Потом по окончании службы он приходил ко мне в церковную сторожку, где останавливался я. Вопрос: Сколько времени Вы пробыли в Ижевске в ноябре с/г.? Ответ: В Ижевск я приехал 25/Х1 рано утром, а 26/Х1вечером выехал обратно в Сарапул.

Вопрос: Сколько же раз Вы встречались с Волковым в Ижевске? Ответ: Я встречался с ним по приезде 25/Х1 и перед отъездом 26/Х1-37 г. Вопрос: Расскажите, где Вы встречались с ним?

Ответ: 25/Х1 утром по прибытии в Ижевск я пришёл прямо в церковную сторожку Троицкой церкви, где и остановился. Это было часа два ...утра. В 8 часов перед началом службы пришёл в сторожку священник Андрей Волков. До этого я его не знал. Тут он мне порекомендовал(ся) священником Троицкой церкви. Мы поздоровались. Я ему сообщил, что приехал регистрироваться на Управление Удмуртской епархией по поручению ми-

трополита Сергея. При разговоре тут я интересовался у него, какую духовную академию он окончил и какое написал сочинение при окончании академии. В свою очередь я рассказал ему, где учился, где служил. Затем после нескольких минут нашего разговора он пошёл в церковь, т.к. начиналась служба, потом пошёл я за ним. Во время службы я стоял в алтаре. По окончании службы в первом часу дня я пришёл в ЦИК4 относительно регистрации, а Волков остался в церкви для исполнения треб. На другой день я встречался также утром перед началом службы, в церковной сторожке, а вечером он приходил в церковную сторожку проститься со мной. Вопрос: Таким образом Вы с Волковым встречались в Ижевске не один раз, как показали выше, а несколько раз. Скажите точно, сколько же раз Вы встречались с ним?

Ответ: Сколько раз я встречался с ним, точно не помню. Помню, что два раза мы встречались с ним в сторожке и раза два в церкви, во время службы.

Вопрос: О чём Вы говорили с Волковым при встречах? Ответ: Разговор был общего характера, говорили об учёбе в академии, о порядке службы. О чём ещё говорили мы с ним, я не помню. Вопрос: Что Вы говорили с Волковым об отношении к советской власти? Ответ: Об этом мы ничего не говорили и вообще политикой мы не занимались.

Вопрос: Кого ещё из духовенства Вы встречали в Ижевске? Ответ: Видел ещё священника Замятина Димитрия, протодьяконов Тол-стоброва Ефимия и Ожгихина Степана, которые заходили в сторожку перед службой переодеваться. Вопрос: О чём Вы беседовали с ними?

Ответ: Ни о чём. Правда, говорили только о пении. У них у обоих голоса хорошие.

Вопрос: Кого ещё Вы встречали в Ижевске из духовенства? Ответ: Видел ещё священника Успенской церкви Грачева Григория. Он попал мне навстречу 26/Х1, когда я шёл на почту покупать проездной билет.

Вопрос: О чём Вы беседовали с ним при встрече?

Ответ: Мы беседовали с Грачевым о переводе Успенской церкви в православие, т.к. она является обновленческой.

Вопрос: Что именно Вы говорили о переводе Успенской церкви в православие?

4 ЦИК - Центральный исполнительный комитет Совета.

140

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Ответ: Успенская церковь уже перешла в православие. Священник Грачев просил меня назначить его священником Успенской церкви, вернее он просил, чтобы я принял его в состав Московской патриархии. Вопрос: О чём ещё Вы беседовали с Грачёвым? Ответ: Больше ни о чём.

Вопрос: С кем ещё Вы встречались в Ижевске? Ответ: Больше ни с кем не встречался.

Вопрос: Перечислите кто из священников Вашей епархии приезжал к Вам в Сарапул после Вашего возвращения из ссылки?

Ответ: В 1935 или 1936 году, кажется, один раз был священник с. Нечкина Куликов Фёдор, помню один раз был священник Соловьёв Фёдор из с. Кигбаево, не помню сколько раз был из Камбарки священник Дмитрий Цигвинцев. Кто ещё был у меня вспомнить не могу. Вопрос: Кто приезжал к Вам из г. Ижевска?

Ответ: Числа 10-11 Декабря с/г приезжал священник Грачев Григорий. Больше никого не было. Вопрос: Зачем был у Вас Грачев?

Ответ: Он приезжал ко мне по поводу принятия обновленческой Успенской церкви в Ижевске и его самого в состав Московской патриархии. Вопрос: Что говорили Вы с Грачевым о политике?

Ответ: Ничего мы об этом не говорили. Политикой мы с ним не занимались.

Вопрос: Кто ещё был у Вас из Ижевска? Ответ: Больше никто не был.

Вопрос: Кто живёт в Ижевске из Ваших родственников и знакомых?

Ответ: Совершенно никого нет.

Вопрос: С кем Вы переписывались вообще?

Ответ: Кроме зятя Бебинг Александра Германовича ни с кем не веду переписку.

Вопрос: Как часто Вы переписываетесь с Бебинг Александром Германовичем?

Ответ: Очень редко.

Вопрос: Когда последний раз писали Вы Бебинг А.Г. и когда от него получили?

Ответ: Не могу припомнить когда, но в этом году я писал ему несколько раз, а также от него получал. Вопрос: Что писал Вам Бебинг?

Ответ: Ничего особенного не писал. Письма имели исключительно семейный характер.

Вопрос: Вы уничтожали письма Бебинга по прочтении? Ответ: Да, не хранил. Не для чего было их хранить. Вопрос: О чём Вы писали Бебингу?

Ответ: Мои письма Бебингу также имели семейный характер. Ничего особенного ему не писал.

Вопрос: Когда последний раз был у Вас в Сарапуле Бебинг? Ответ: Приезжал, кажется, летом 1936 года, когда был в отпуске. Вопрос: Сколько времени тогда он пробыл у Вас? Ответ: Сколько времени он пробыл у меня, не помню. Вопрос: Зачем он к Вам приезжал? Ответ: Приезжал повидаться со мной.

Вопрос: Какие Вы с Бебингом имели разговоры о церковных делах и о советской власти?

Ответ: Никаких разговоров об этом мы с ним не вели. Мои ответы на вопросы записаны правильно, мною прочитаны, в чём и расписуют: Кузнецов А.Н. от подписи отказался, заявив, что ответы записаны правильно, но он протоколы допросов вообще «принципиально» не подписывает.

Допросил: Нач. Р/отдела лейтенант г.б. (подпись)

Протокол допроса (дополнительно)

1937 года декабря 28 дня. Я оперуполномоченный УГБ НКВД УАССР

Агаклаков допросил в качестве обвиняемого -

Фамилия: Кузнецов

Имя и Отчество: Алексей Николаевич

Показания по существу дела:

Вопрос: Кто такой Гагарин Пётр Осипович, как Вы с ним знакомы?

Ответ: Гагарина Петра Ос. совершенно не знаю.

Вопрос: Дынькову Елизавету Васильевну знаете, кто она такая?

Ответ: Дынькова Е.В. жительница г. Сарапула, узнал её при встречах в

церкви. Подробно, кто она такая не знаю.

Вопрос: Кто такая Халявина Анна Петровна

Ответ: Халявина Анна Петровна жительница г. Сарапула, знаком с ней только по службе в церкви.

Вопрос. Кто такая Криволот Анна Владимировна - как с Вами знакома? Ответ: Кривогот Анна Влад. Дочь Дыньковой Елиз. Вас. Знаком с ней через мать - Дынькову Е.В.

Вопрос: Кто муж Криволот Анны Влад.?

Ответ: Муж Анны Влад. Криволот - Криволот Николай Павлович. Счётный работник - в наст. время живёт, где то вне г. Сарапула, где - не знаю. Вопрос: Как вы знакомы с Рогожниковым Петром Ивановичем? Ответ: Рогожников П.И. фотограф в г. Сарапуле, пожилых лет. Знаком с ним как с человеком, посещающим иногда церковь. Вопрос: Кто такой Которов Григор. Иванович

Ответ: Которов Гр. Ив. рабочий г. Сарапула, примерно в возрасте 50 лет. Раньше посещал церковь, знаком с ним только по церкви. Вопрос: Вы вместе были осуждены в 1932 г. с дьяконом церкви Мироновым И.И.

Ответ: Миронов И.И. был арестован в одно время со мной, был особым совещанием при коллегии ОГПУ осуждён и выслан на три года в ссылку в Зап. Сибирь. В наст. время ссылку отбыл и служит дьяконом в Георгиевской церкви в г. Сарапуле. Записано верно, прочитано. об. Кузнецов утверждал о прпос(?) записанных ответов, всё же от подписи отказался. Допросил опер. уполномоч. УГБ РОНКВД сержант Гос. Без.(подпись)

УГБ НКВД Удмуртской АССР

Протокол допроса (дополнительно)

1938 года Марта 22 дня. Я сотр. 4го отдела мл. лейт. Гос. Безоп. Пушин

допросил в качестве обвиняемого -

Фамилия: Кузнецов

Имя и Отчество: Алексей Николаевич

Показания по существу дела:

Вопрос: Как Вы знакомы с Куликовым Фёдором Лаврентьевичем? Ответ: Куликова Фёдора Лаврентьевича совершенно не знаю. Вопрос: Кузнецов, вы говорите не правду, Куликова Ф.Л. Вы хорошо знаете?

Ответ: Да. Куликова Фёдора Лаврентьевича священника с. Нечкино я знаю. Мною он был рукоположен в дьякона. Происходит он из с. Мостового Сарапульского района, из крестьян, других сведений о нём не знаю. / Я потому.... От подписи отказался. Допросил Пушин (подпись)

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

УГБ НКВД Удмуртской АССР Протокол допроса (дополнительно)

1938 года Апреля 10 дня. Я сотр. 4го отдела УГБ НКВД УАССР мл.лейт.

Гос. Безоп. Пушин допросил в качестве обвиняемого -

Фамилия: Кузнецов

Имя и Отчество: Алексей Николаевич

Показания по существу дела:

Вопрос: Как Вы знакомы с Мироновым Иваном Исаковичем? Ответ: Миронова Ивана Исаковича знаю, как происходящего из крестьян с. Сосновки Шарканского р-на УАССР. Служил он псаломщиком Покровской церкви г. Сарапул с какого времени вспомнить не могу, мною он рукоположен в сан дьякона, но когда также не помню. В настоящее время Миронов служит дьяконом Георгиевской церкви г. Сарапул. Читал Кузнецов (подпись)

Вопрос: Что Вам известно, об участии в белой армии Миронова в годы

гражданской войны?

Ответ: Об этом мне ничего не известно.

Вопрос: Во время занятия г. Сарапул Ижевскими белоповстанцами, после

колчаковцами в 1918 - 1919 годы Вы проживали в г. Сарапул?

Ответ: Во время занятия г. Сарапул Ижевскими белоповстанцами в 1918

году, я проживал в г. Сарапул. При занятии колчаковцами Сарапула я

проживал в г. Вятка и заведывал Вятской епархией, а в июле 1919 года

вернулся снова в Сарапул. Кузнецов (подпись)

Вопрос: Когда колчаковцы отступили из г. Сарапул?

Ответ: В 1919 году месяц точно не помню, но тогда г. Сарапул был занят

красными. Кузнецов (подпись)

Вопрос: Следствию известно, что Миронов к белоповстанцам был назначен в одну из частей псаломщиком походной церкви, как же Вы об этом не знаете как архирей без которого такие назначения не производились? Ответ: Я совершенно не знаю, что Миронов был назначен в одну из частей белоповстанцев псаломщиком походной церкви и не помню, что бы я его назначал. Кузнецов (подпись). Допросил Пушин (подпись). Вопрос: Вам известно, что Миронов отступал с белыми? Ответ: Мне об этом совершенно не известно. Читал 13 апр.-38 г. Кузнецов Вопрос: в 1919 году при отступлении колчаковцев из Сарапула Вам предписывалось отступить с ними?

Ответ: При колчаковцах я в г. Сарапул не был, а находился в Вятке, поэтому и не могло быть речи об отступлении из Сарапула меня с колчаковцами. Кузнецов (подпись).

Вопрос: Вы говорите неправду при колчаковцах. Вы были в Сарапуле и Вам предписывалось командованием белых отступить. Следствие настаивает на даче правдивых показаний!

Ответ: Настаиваю, что в г. Сарапул не был при колчаковцах и мне не кто из них не мог предписать об отступлении. Кузнецов (подпись). Вопрос: Вам зачитывается Ваша автобиография написанная Вами в которой ясно сказано, что Вам предлагали с колчаковскими бандами отступить, но Вы стались в г. Сарапул?

Ответ: Я признаю, что в своей автобиографии написанной в 1929 году действительно писал, что когда колчаковские банды бежали из Сарапула то мне, как архирею, приказано было отправиться из Сарапула, но я отказался эвакуироваться и остался в Сарапуле на своём посту. Под колчаков-скими бандами я подразумевал Ижевских белоповстанцев при которых в Сарапуле я действительно жил, а когда были колчаковцы то я был в г. Вятке. Кузнецов (подпись). Допросил Пушин (подпись).

УГБ НКВД Удмуртской АССР Протокол допроса (дополнительно)

1938 года Мая 4 дня. Я сотр. 4го отдела УГБ НКВД УАССР мл. лейт. Гос.

Безоп. Пушин допросил в качестве обвиняемого -

Фамилия: Кузнецов

Имя и Отчество: Алексей Николаевич

Показания по существу дела:

Вопрос: Из лагерей НКВД Вы освобождены условно-досрочно? Ответ: Да, в 1933 году Октябре из лагерей НКВД я был освобождён условно досрочно за пересмотром дела. От подписи отказался Допросил Пушин (подпись).

Протокол допроса (дополнительно)

1938 года Мая 25 дня. Я сотр. 4го отдела УГБ НКВД УАССР мл. лейт. Гос. Безоп. Пушин допросил в качестве обвиняемого -Фамилия: Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Имя и Отчество: Алексей Николаевич Показания по существу дела:

Вопрос: Как Вы знакомы с Девятовой Анфисой Александровной? Ответ: С Девятовой Анфисой Александровной не какой связи не имел, знаю её как личность. Бывал в доме её матери давно не помню когда. Кто такие Девятовы я не интересовался.

Вопрос: Вам предъявляется фотографический снимок лично Ваш. На обороте снимка поставлен штемпель епископ Алексей. Кому Вы этот снимок дарили?

Ответ: Кому дарил-ли не знаю, не припомню.

Вопрос: следствию известно, что Вы эту фотографию дарили Девятовой Анфисе. Подтверждаете что это так? Ответ: Не помню дарил ли этот фото снимок Девятовой. Вопрос: Вам предъявляется фото снимок другой, лично Ваш и подаренный Вами Девятовой Анфисе. Признаёте это?

Ответ: Фотография моя на обороте снимка написано моей рукой Анфисе Александровне Девятовой.

Вопрос: По какому поводу Вами подарен снимок Девятовой? Ответ: Дарил ли снимок Девятовой не припоминаю. Вопрос: Как же нельзя помнить, что Вами самими делалось? Ответ: Это возможно за давностью.

Вопрос: С дочерью Девятовой Парасковьи - Валентиной и её мужем Владимиром Вы знакомы?

Ответ: Валентину я видал у Девятовой Парасковьи, а мужа не знаю совершенно.

Вопрос: Где они - Валентина с мужем в настоящее время? Ответ: Совершенно не знаю.

Вопрос: Следствию известно, что Девятова Валентина и её муж проживают за границей, что Вам об этом известно?

Ответ: Мне об этом ничего не известно. У меня с Парасковьей и Анфисой на эту тему разговоров не было и этим я не интересовался. От подписи протокола отказался. Допросил Пушин (подпись).

УГБ НКВД Удмуртской АССР Протокол допроса (дополнительно) 1938 года Мая 26 дня. Я сотр. 4-го отдела УГБ НКВД УАССР мл. лейт. Гос. Безоп. Пушин допросил в качестве обвиняемого -

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Фамилия: Кузнецов

Имя и Отчество: Алексей Николаевич

Показания по существу дела:

Вопрос: Когда и где Вы высказывали намерение о запрещении в служении дьякону Миронову Ивану Исаковичу? Ответ: Факта такого я не помню.

Вопрос: Предупреждали Вы Миронова что наложите на него запрещение за обед в ресторане? Ответ: Да такой факт был.

Вопрос: Когда Вами посылался Миронов для служения соборно в церковь с. Нечкино к попу Куликову? Ответ: Да посылал в 1937 году.

Вопрос: Следствию известно, что Вы Миронова посылали к Куликову с целью втянуть его на контр-революционной деятельность. Признаёте это? Ответ: Это наглая ложь и клевета. Направлял его - Миронова в с. Нечки-ноя по просьбе Куликова т.к. в церкви было много треб. Вопрос: Вы будите давать правдивые показания о своей контр- революционной деятельности и деятельности духовенства против Советской власти?

Ответ: Вы от меня больше ничего не добьётесь. Контр революционной деятельностью не занимался.

Вопрос: В 1936 году после награждения камилавкой Куликова кто собирался у Вас на квартире? Ответ: Не помню, где же всех запомнишь. Вопрос: Бебинг и Куликов были?

Ответ: Да, были. Бебинг в то время был у меня как родственник. Когда был Куликов, Бебинг уходил в город.

Вопрос: Следствию известно, что Вы были в тесной связи с попом Куликовым на почве контрреволюционной деятельности. Признаёте это? Ответ: Не какой тесной связи с Куликовым я не имел и виделся только с ним два раза по церковным делам. Это клевета.

Вопрос: Следствию так же известно, что вся переписка контр революционного характера Вами лично Ваша и Куликовым его по Вашей установке уничтожалась в целях конспирации. Признаёте это?

Ответ: Не какой контрреволюционной переписки между нами не было. Куликов простой сельский священник и мне как архирею не подходяще было входить с ним в связи. Между архиреем и им большая разница. От подписи протокола отказался. Допросил Пушин (подпись)

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

УГБ НКВД Удмуртской АССР Протокол допроса (дополнительно)

1938 года Мая 27 дня. Я сотр. 4-го отдела УГБ НКВД УАССР мл.лейт.

Гос. Безоп. Пушин допросил в качестве обвиняемого -

Фамилия: Кузнецов

Имя и Отчество: Алексей Николаевич

Показания по существу дела:

Вопрос: Расскажите о Ваших связях с попом Яхлаковым Сергеем? Ответ: Не каких связей с Яхлаковым я не имел. Знаю, что он служил в с. Неумой Воткинского района.

Вопрос: Если не было связей у Вас с Яхлаковым так откуда же Вы его знаете?

Ответ: Так как он служил в Сарапульской епархии, которой я управлял отсюда я его и знаю.

Вопрос: Когда где и при каких обстоятельствах у Вас с Яхлаковым были встречи?

Ответ: Яхлаков приезжал в Сарапул ко мне после моего возвращения из лагерей НКВД когда это было не помню. Приезжал о (неразборчиво) мне, и насчёт места. Тогда я (край листочка загнут) отказал так как ещё не управлял епархией.

Вопрос: Были ли ещё встречи с Яхлаковым?

Ответ: Да, в 1937 году вместе сидели в одной камере Сарапульской тюрьмы несколько дней.

Вопрос: Что Вам известно об антисоветской деятельности Яхлакова? Ответ: Ничего я не знаю, вёл ли Яхлаков антисоветскую деятельность для меня неизвестно.

Вопрос: О чём же Вы говорили с Яхлаковым в камере Сарапульской тюрьмы?

Ответ: Яхлаков замкнутый и молчаливый, говорил о семье и трудностях в содержании семьи. Просил меня о помощи в случае освобождения, на это я ему посоветовал обратиться за помощью в случае освобождения к моей сестре.

Вопрос: Какие поручения Вы давали Яхлакову ещё?

Ответ: Не каких поручений Яхлакову, на случай его освобождения я не давал.

От подписи протокола Кузнецов отказался. Допросил Пушин.

Протокол допроса (дополнительно)

1938 года мая 28. Я Сотр. 4-го Отдела УГБ НКВД УАССР мл. лейт. Гос.

Безоп. Пушин допросил в качестве обвиняемого

Фамилия: Кузнецова

Имя и отчество: Алексея Николаевича.

Показания по существу дела:

Вопрос: Каким репрессиям Вы подвергались при советской власти? Ответ: В 1919 году сентябре был арестован ЧК в г. Сарапул за что мне не известно, а через 8 дней освободили. Допросов не было. В 1924 году был выслан их г. Сарапул в административном порядке по постановлению Сарапульского окрисполкома5, для меня неизвестно по каким причинам. Проживал в Елабуге и г. Ижевске, а в Сарапул был привезён из г. Ижевска в 1925 году. Арестован был ОГПУ с предъявлением обвинения по ст. 119 УК. Сидел около 4х месяцев, а после освобождён, и дело прекращено. Конкретное обвинение было предъявлено — Использование религиозных предрассудков.

В 1925 году был судим Малмыжским нарсудом по ст. 123 УК. За присвоение прав юридического лица к 6 м. исправительных работ. Прокурором республики дело прекращено.

В 1928 г. декабре в Сарапул я был арестовал ОГПУ с предъявление обвинения по ст. 58/10 УК6 за выпуск возвания контрреволюционного характера. Сидел полтора месяца и освобождён, виновность доказана не была. В 1932 году осуждён коллегией ОГПУ по ст. 58/10 и 58/11 к 3м годам ис-прав. труд лагерей. Освобождён в сентябре 1933 года условно досрочно за пересмотром дела.

5 Окрисполком - окружной исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся.

6 58/10 УК - статья 58, часть 10 - Контрреволюционная агитация и пропаганда.

В декабре 1937 года по настоящему делу арестован Сарапульским РО НКВД с предъявлением ст. 58/10 УК РСФСР. Вопрос: Подвергались ли каким репрессиям до революции? Ответ: В 1906 году за свой либерализм был выслан из Ярославля в Вологодскую губернию по постановлению Социал-демкратических (неразборчиво) тут же вручил извещение о вы....(?) Через полгода из монастыря был назначен в Урмийскую духовную миссию к Сирохалдеям г. Урмия в Персии. Проживал там около года. По возвращении из г. Урмия был назначен в Томскую духовную семинарию преподавателем обличительного богословия.

Вопрос: Вы состояли в Союзе Русского Народа? Ответ: Не состоял и взглядов этого «союза» не разделял. Вопрос: Имеете ли Вы знакомых ранее состоящих в этом «Союзе»? Ответ: Нет, не имею.

Вопрос: Вы, что, социал-демократические взгляды проповедовали? Ответ: Будучи преподавателем гомилетики в Ярославской духовной семинарии при разъяснении уроков считался либеральным преподавателем. Вопрос: С программой Социал-демократической партии Вы были знакомы?

Ответ: Да, был знаком. Программы распространялись, и я её читал. Вопрос: Кого обвинял «Союз Русского Народа»? Ответ: Погромщиков и Черносотенцев. Вопрос: В «Союзе» Михаила Архангела Вы состояли? Ответ: Нет не состоял, и этими партиями не интересовали совершенно. Вопрос: Как Вы знакомы с архиепископом Венедиктом Плотниковым? Ответ: Плотников Венедикт служил епископом в Новгороде, а после в Казани. Вместе с ними мы учились в Петроградской академии. Вопрос: Личные встречи и переписку с ним имели?

Ответ: Нет не имел. Посылал одно письмо в Новгород в (....?) поздравлял его с днём рождения. С 1902 года с Плотниковым не встречался. Вопрос: Ответное письмо от Плотникова получили?

Ответ: Да, получил. В письме он благодарил за приветствие. Письмо не сохранил.

Вопрос: Как знакомы с митрополитом Вениамином в г. Казани?

Ответ: В Казани был Митрополитом Серафим Александров. Вопрос: Вениамина Казанского в г. Ленинграде как знали? Ответ: Знаю его — Казанского Вениамина как митрополита в г. Ленинграде.

Вопрос: С кем Вы имели переписку в 1924 году в г. Новгороде? Ответ: Не скем я в Новгороде переписки не имел. Вопрос: Знакомы ли были с Иоанном Кронштатским? Ответ: Знал его, но знакомства не имел. Вопрос: Его последователем были?

Ответ: Последователем его не был. Его сочинение есть «Моя жизнь во христе».

Вопрос: Было ли предположение о Вашем назначении митрополитом в г. Казань?

Ответ: Да, было. Я пользуюсь только слухом от кого этот слух исходил для меня не известно. Было это в 1936 или 1937 году после ухода в заштат Серафима митрополита в Казани, но вместо него был назначен Венедикт Плотников из Новгорода.

Вопрос: Следствию известно, что Плотников состоял в «Союзе Русского Народа». Что Вам об этом известно? Ответ: Об этом мне ничего не известно.

Вопрос: Вам также не известно о том, что организатором этого «Союза»

был Иоанн Кронштатский?

Ответ: Да, не известно.

От подписи протокола Кузнецов отказался.

Допросил Пушин.

1938 года мая 31.

Вопрос: Следствию известно, что Вами в 1924 году от одного служителя религиозного культа получено письмо, кратко содержание его Вам зачитано. Скажите с кем Вы там в Новгороде поддерживали переписку? Ответ: Переписки не с кем я не поддерживал в Новгороде от кого получил письмо из религиозного культа не помню. От подписи отказался. Допросил Пушин.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

19 августа 1938 года

Вопрос: Вы обвиняетесь в том, что давали установки духовенству вести альтернативную агитацию среди поселения и сами вели антисоветскую агитацию. Признаёте себя виновным в этом?

Ответ: Никаких установок я не давал и антисоветскую агитацию я не вёл. Вопрос: Вы лжёте. Антисоветскую агитацию Вы сели систематически. Зачитываю Вам показания Грачёва Григория Трофимовича от 19/Х11 — 37 г. которым Вы изобличаетесь в этом, что в присутствии его в злобной оскорбительной форме высказывали контрреволюционную клевету по адресу представителей советской власти, вели пораженческую агитацию и давали установки об организации вокруг церкви народа для борьбы с советской властью за, якобы, интересы церкви. Признаёте себя виновным в этом?

Ответ: Виновным себя в этом не признаю. Грачёв показал неправду. Вопрос: Какие Вы давали указания попу Грачёву Г.Т. о поведении и отношении духовенства и верующих и выборам в Верховный Совет СССР? Ответ: Никакого разговора с Грачёвым об этом не было. Вопрос: Это неправда. Грачёву Г.Т. Вы давали указания не принимать участие в выборах в Верховный Совет Союза и вести об этом агитацию среди верующих под предлогом того, что, якобы, за безбожную власть голосовать нельзя. Указания Ваши давались с целью срыва выборов. Подтверждаете это?

Ответ: Нет, не подтверждаю. Таких указаний я не давал. Вопрос: Зачитываю Вам показания Грачёва Г.Т. по этому вопросу, который Вас изобличает в том, что Вы давали ему контрреволюционные установки противодействовать выборам в Верховный Совет СССР и высказывали контрреволюционную клевету по поводу самих выборов. Признаёте себя виновным в этом?

Ответ: Я это отрицаю, Грачёв Г.Т. показывает ложно.

Вопрос: О том, что Вы систематически вели антисоветскую агитацию

подтверждает ряд свидетелей. В частности, показаниями Судакова Евге-

ния Ивановича от 28/XШ - 37 г. Вы также изобличаетесь в антисоветской агитации. Требуем показывать правду.

Ответ: Судакова Е.И. я знаю как личность, встречался с ним в квартире его отца. Никаких разговоров у меня с ним не было, а тем более антисоветских.

Вопрос: Зачитываю Вам показания Ермолаева П.Л. от 15Л - 38 г. в присутствии которого Вы высказывали контрреволюционную клевету на советскую власть. Признаёте это?

Ответ: В 1936 году в религиозный праздник «Пасхи» я по его приглашению у него на квартире был. Разговоры у нас происходили об архиереях, но политических разговоров не было.

Протокол составлен с моих слов правильно, мне прочитан, но от подписи отказываюсь.

Допросил: опер. Упол. 4-го Угб мл. лейтенант гос. безопасности .... 22 /VIII - 38 г.

ВЫПИСКА ИЗ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ по следделу № 9424 поповско-монашеской кулацкой организации Сара-пульского арх. Алексея КУЗНЕЦОВА и других.

. Позицию непримиримой враждебности к Соввласти занимал с первых же дней организации соввласти и руководитель (привлечённый по настоящему делу в качестве обвиняемого) белого духовенства Сарапуль-ский архиепископ Алексей КУЗНЕЦОВ и окружающее его реакционное духовенство. Архиепископ Алексей при царизме занимал особо привилегированное положение, будучи архиреем на Московской кафедре.

. Следствием установлено, что исходя из вышеизложенной антисоветской установки архиепископ Алексей КУЗНЕЦОВ и группирующееся вокруг его реакционное духовенство, потеряв надежду на скорую гибель соввласти и, видя, что к-р. силы церковников и др. капиталистических элементов потерпели поражение в открытой борьбе с соввластью и что

дальнейшее упрочнение соввласти грозит гибелью церкви — приступил к к-р. деятельности.

Первоначально деятельность выразилась в стремлении натолкнуть церковников на организацию своего рода «церковных союзов». Причём организованный им такого рода в 1927 г. в гор. Сарапуле союз, по показаниям обвиняемого попа ШЕРСТЕННИКОВА, преследовал следующие цели и задачи:

«В 1927 г. протоиереем Троицкой церкви гор. Сарапула БЕБИНГОМ Александром по поручению арх. Алексея КУЗНЕЦОВА объединено было в одну организацию всё духовенство гор. Сарапула, примыкающее к так называемой, сергиевской ориентации. Объединение произошло под следующей религиозной подкладкой: «Христиане первых веков жили коммунами, не имели частной собственности, а поэтому и нам нужно жить сообща, объединиться, иметь одну общую кружку доходов и доходы делить пропорционально положению».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта внешняя религиозная оболочка давала как бы показную сторону, что духовенство не против коммун, с/х артелей и проч. объединений и что оно своей коммунальной жизнью идёт в ногу с соввластью.

В действительности же политическая подкладка этого объединения была такова:

1. Всеми силами противодействовать растущему безбожию (неверию) и не допускать закрытия церквей, усиливая церковно-монархическое влияние на население.

2. Группировать вокруг церкви наиболее влиятельных людей из числа верующих и в своей религиозной и а/с деятельности опираться на таковых.

3. Оказывать помощь заключённому и ссыльному духовенству. При чём о заключённых политических и последнее время даже валютчиках была введена в церквях специальная молитва о здравии (см. л. д. 128-141, том 6-й и 454-455, том XI).

Аналогичные же показания о характере данного «Союза церквей» дают показания и др. обвиняемые, участники этого объединения, как то: протоиерей МОЛЧАНОВ, дьякон КУРОЧКИН, МИРОНОВ Иван Семёнович и др. (см. том 6-й, л.д. 121, 146-151, 323-328).

Не ограничиваясь созданием к-р. объединения церковников в Сарапуле арх. Алексеем КУЗНЕЦОВЫМ в 1920 — 30 г.г. даются установки о создании церковного актива вокруг церквей и приезжающему к нему духовенству. Перед последними в это время уже ставится вопрос о противодействии проводимым налоговым и другим кампаниям на селе и о противодействии коллективизации. По этому вопросу протоиерей (благочинный) Каракулинского района НАПОЛЬСКИЙ Пётр Матвеевич показывает следующее:

«В 1929 г., когда я был по церковным делам в Сарапуле у арх. Алексея Кузнецова, последний мне рассказал, что в Сарапуле объединено всё духовенство, с целью организованного противодействия влиянию верующих на безбожников, не допуская закрытия церквей, противодействия проводимым мероприятиям соввласти по проведению хлебозаготовок и раскулачивания, причём во время этих разговоров он давал мне понять, что по приезде на место, по примеру Сарапула, необходимо создать церковный актив и использовать его для защиты церкви. Эти разговоры я понимаю, как вовлечение меня в к-р. деятельность (организацию), так как по приезде на место я установки арх. Алексей проводил в жизнь, — создал актив вокруг церкви, которому прививал отрицательные отношения к сов-власти». (см.том 6, л. д. 453).

Показания благочинного ШАСТИНА (Верхотурский район):

«В феврале 1930 года, будучи в Сарапуле у арх. Алексея КУЗНЕЦОВА, я получил от такового установку о необходимости ведения борьбы с колхозным движением. Арх. Алексей говорил, что колхозы для церкви вредны, так как они ведут к разрушению православной веры и что с ними борьбу необходимо вести путём создания антиколхозных кружков при церквях из единоличников. Исходя из своего отрицательного отношения к соввласти — я согласился вести а/с работу и приступил к созданию антиколхозных кружков в своём благочинии» (том 5, л. д. 180).

Такие же установки архиепископом Алексеем давались приезжающему к нему по церковным делам свящ. ПЬЯНКОВУ Николаю и ряду др. лиц, причём эти установки давались во время бесед и в той или иной фор-

ме, т.е. (в зависимости от благонадёжности объекта) или в форме конкретных предложений, о создании из ревнителей православия антиколхозных групп и групп по защите церкви или в форме советов и осторожных наталкиваний на путь необходимости борьбы с соввластью.

... Причём, впоследствии (1929 — 30 г.) к-р. деятельность по линии белого или чёрного духовенства тесно увязывается путём установления связи между арх. Алексеем и архимандритом Ксенофонтом МЕДВЕДЕВЫМ и фактическим руководителем организации становится архиепископ Алексей, который и даёт установку об использовании ячеек монашествующих для антиколхозной и др. к-р. организаций.

По этому вопросу, т.е. по вопросу установления связей на почве совместной к-р. деятельности между белым и чёрным духовенством, обвиняемые показывают следующее:

...«Создание нелегальной к-р. организации духовенства и монашествующих следует отнести к 1930 г. В общем разговоре в арх. Ксенофонтом я информировал его о делах в Верхотурьи и на мою информацию Ксено-фонт дал мне следующую установку:

В связи с ростом колхозного строительства масса верующих всё больше и больше отходит от церквей, что ставит под угрозу существование последних. Поэтому я и Сарапульский архиепископ Алексей пришли к выводу необходимости противодействия коллективизации путём создания единой организации из священнослужителей, монашествующих и людей, преданных церкви православной. На тебя, Паисий, я возлагаю обязанность организацию групп монашествующих групп в Верхотурьи». (л. д. 65, 273 том IV, показан. иеромонаха СНЕГИРЁВА Паисия).

.В своих первых показаниях от 28 (П) впоследствии от этих показании арх. Алексей отказался (арх. Алексей по этому же вопросу показывает:

.«Признаю, что в Сарапульской и Свердловской епархии, я создал к-р. организацию из среды духовенства, монашествующих и обиженных соввластью мирян.

Эту организацию я возглавлял сам. Большую роль должны были в этом играть и фактически играли монашествующие ликвидированных монастырей, в частности быв. Верхотурских мужского Николаевского и

женских Покровского и Успенского монастырей. Монашествующие подчинились по своей линии настоятельницам и в частности бывш. настоятелю Верхотурского монастыря архимандриту Ксенофонту». (Показания Кузнецова т. IV, л. д. 223 — 224).

.На основе этой принципиальной установки члены организации ставили своей задачей следующее:

1. Добиваться восстановления политических прав духовенства вплоть до участия их в государственных делах и решении государственных вопросов.

2. Добиваться прекращения гонения на церковь православную и свободной подготовки кадров священнослужителей, путём открытия духовных учебных заведений.

3. Преподавания в школах закона божьего и др. духовных наук.

4. Свободное сношение с заграничными церковными кругами и свободное возвращение из-за границы эмигрантов духовников.

5. Полная амнистия лиц, осуждённых за время существования соввла-сти за к-р. деяния, связанные с религией.

6. Легализация всех монастырей и свободная организация новых.

7. Организация религиозно-общественных организаций.

Показания некоторых активных участников организаций целиком подтверждают указанную выше платформу и задачи организации.

.«Он, Алексей говорил — советская власть незаконная, ненародная, а навязана народу большевиками, которые являются сейчас диктаторами всей страны, поэтому бороться с большевиками нужно безпощадно до конца, пока они не отдадут своих позиций, пока не установится законное государство при участии народа и в частности нас церковников. Мы должны, чтобы церковь занимала такое же положение, какое она занимала раньше, получить права на открытие новых церквей, монастырей, со всеми прежними привилегиями, получить права на открытие церковных учебных заведений, издавать свои газеты, журналы, мы должны добиться политических прав, участвовать в управлении страной, получить избирательные права и быть избранными. Добиться отмены налогов и вообще гонений на церковь. Иметь возможность свободных сношений с заграничными духовниками».

(Показан. священ. ШЕРСТЕННИКОВА — т. VI, л. д. 141).

... «Основной целью наша организация ставила себе спасение России от соввласти, так как все члены были убеждены, что перемена существующего строя неизбежна и в момент внешних и международных осложнений церковь должна сыграть доминирующую роль по восстановлению старой России».

(показания протоиер. МОЛЧАНОВА т. т. VI, ст. 111).

Подтверждая вышеизложенные показания арх. Алексей о целях организации показал:

.«Вместе с эти данные группы должны были проводить в массах необходимости осуществления решения поместного собора 1917-18 г., т.е. добиваться восстановления духовенству политических прав и участия в государственных делах, добиваться прекращения гонений на религию, отсюда — восстановление закрытых церквей, свободное преподавание в школах закона божьего, открытие духовных учебных заведений, добиваться амнистии осуждённым за время соввласти и возвращения эмигрантов из-за границы легализации монастырей и свободная организация новых.

Я мыслил при помощи влияния на народные массы вынудить власть изменить нынешнюю коммунистическую политику, заменить её нашими монархическими установками и тем самым перейти на самодержавие. Если же бы это нам не удалось, мы надеялись на вооружённую интервенцию западно-капиталистических стран. Для обеспечения им наши группы должны были подготовить народ к организации в тылу, волнений, отказа от выполнения совмероприятий с таким расчётом, чтобы не только дезорганизовать тыл, но и создать открытое восстание силами недовольных, обиженных соввластью».

(Показан. архиеп. Алексея КУЗНЕЦОВА, т. IV, л. д. 223).

Основная ставка в практической деятельности к-р. организации заключалась в противодействии всё развивающемуся социалистическому переустройству деревни, путём опоры на кулацко-зажиточную часть и ис-

пользование религиозного фанатизма остальных прослоек крестьянства. Коллективизация деревни, ликвидация кулачества окончательно выбивали почву из-под ног священнослужителей, поэтому и неслучайно, что деятельность их в основном была направлена против колхозов.

Обвиняемый архиепископ КУЗНЕЦОВ показывает:

«В последнее время я убедился в необходимости активизации а/с деятельности, т.к. начавшееся колхозное движение, ликвидация кулачества, как класса, подрывали, как церкви, так и наши кадры, на которые я опирался в своей деятельности до сих пор» (т. IV, л. д. 222).

Не обошла своим вниманием к-р. организация также вопроса, как: налоговые обстоятельства соввласти в деревне, хлебозаготовки и другие мероприятия.

Свою а\с деятельность организация в большинстве своём выражала путём а/с агитации, направленной, в первую очередь, против колхозов и др. мероприятий, а также члены организации распространяли всевозможные провокационные слухи. Для агитации широко использовались монашествующие быв. Верхотурских монастырей, перед которыми и было поставлена это, как основная задача. Монашки рассасывались по разным деревням под видом совершения всевозможных религиозных обрядов, внушали крестьянству, что: «колхозы есть дело антихриста, тот, кто пойдёт в колхоз - богом будет наказан» и т.д. Распространяли монашки и всевозможные пораженческие слухи о скором падении власти, о близости войны, о наступающем голоде, о непосильных налоговых тяжестях, накладываемых на крестьянство. Члены организации при каждом удобном случае, как, например, проповедь или посещение домов с крестом, также не гнушались ведением а/с агитации, делая всё, что от них зависит, лишь бы восстановить крестьянство против власти и оторвать его от ненавистных для них колхозов.

.На основании всего вышеизложенного, перечисленные ниже руководители и участники к-р. организации, возглавляемой архиепископом Алексеем КУЗНЕЦОВЫМ и архимандритом МЕДВЕДЕВЫМ Ксенофон-том - привлечены к ответственности по ст. 58-10, 58-11 УК.

Обвиняются следующие: 1. Сарапульский архиепископ КУЗНЕЦОВ Алексей Николаевич, 1875 года рождения, из семьи священнослужителя, с. Детское, Ленинградской области, образование высшее (духовная академия и археологический институт), холостой, несудимый, привлекался к ответственности в 24, 25, 26 г. г. по ст. 58-10 УК, но дело прекращено за недосказанностью, в том, что:

1. Будучи враждебно настроен к советской власти, в 1937 году создал к-р. организацию из священнослужителей, монашествующих и кулаков. Являлся фактически идейным руководителем этой организации, давая практические установки членам её в ведении к-р. работы.

2. Лично производил обработку отдельных благочинных и видных авторитетных священников, направляя их деятельность на создание к-р. групп организаций.

3. Вёл а/с агитацию, как устно в проповедях, так и в беседах.

В первичных своих показаниях виновным себя признал полностью, но в последующем отказался от своего показания, отрицая свою вину совершенно. Изобличается показаниями ШАСТИНА, МОЛЧАНОВА, СНИ-ГИРЁВА, ПУТИЛОВА, ШЕРСТЯННИКОВА, МИРОНОВА, ШИПИЦЫ-НА, ПЬЯНКОВА, СИНЯКОВСКОГО, КУРОЧКИНА, НАПОЛЬСКОГО и др. (т. IV, л. д. 70, 97, 78, 78-а, 188, 194, 195, 222, 223, 224; том V л. д. 279, 280, 281, 92, 275, 276; том IV, л. д. 111, 112, 114, 113, 116, 120, 134, 127, 128, 140, 131, 136, 146, 107, 108, 109, 148, 147, 187, 317, 324, 161).

ПОЛАГАЛ БЫ:

Следственное дело за № 38 по обвинению архиепископа Сарапульского

Алексея КУЗНЕЦОВА, бывш. настоятеля Верхотурского монастыря

МЕДВЕДЕВА Ксенофонта и друг., в количестве 140 чел., направить на

рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ.

Копию настоящего постановления направить Прокурору Уралобласти —

для сведения.

НАЧ З ОТДЕЛЕНИЯ — I.

«СОГЛАСЕН: «НАЧ СПО ПП —

«УТВЕРЖДАЮ»: ЗАМ ПП ОГПУ ПО УРАЛУ — I.

Выписка верна: Оп Упол 4-го отд. Угб мл. лейтенант госбез.....(стр 52)

Справка: Настоящее дело было ликвидировано Нижне-Тагильским опер-сектором ОГПУ Уральской области в 1932 году. Опер. Упол. 4-го отдела Угб мл. лейтенант гос. без.

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПРИ КОЛЛЕГИИ ОГПУ ОТ 7/ГС - 32 г.

СЛУШАЛИ: ПОСТАНОВИЛИ:

85. Дело № 127029 по обв. гр. гр. КУЗНЕЦОВА Алексея Николаевича, МЕДВЕДЕВА Ксенофонта Петровича и др., в числе 140 человек — по 58/10 и 58/11 ст. УК. 1. КУЗНЕЦОВА Алексея Николаевича заключить в концлагерь, сроком на ТРИ ГОДА, считая срок с 9/П— 32 года.

СЕКРЕТАРЬ КОЛЛЕГИИ ОГПУ подпись.

Выписка верна: Опер. Уп. 4-го отд. Угб НКВД УАССР мл. лейтенант гос. без.

«КОПИЯ ВЕРНА»

УФСБ России по Удмуртской Респ.

ФОНД № 7 АРХИВНОЕ ДЕЛО № 5001

ЛИСТ № 51 СОТРУДНИК УФСБ ПО УДМУРСТКОЙ РЕСП.

Протокол допроса обвиняемого Кузнецова Алексея Николаевича

1 ноября 1938 г.

Вопрос: Когда и где Вы проживали за границей?

Ответ: В 1907 — 1908 г. месяце шесть, семь или восемь я жил в Персии в гор. Урмия.

Вопрос: Чем Вы там занимались?

Ответ: Членом урмийской духовной миссии и служил при церкви иеромонахом.

Вопрос: Каким образом Вы уехали за границу, в Персию?

Ответ: В Персию я уехал по назначению синода для церковного обслуживания православных хирохалдейцев (так называются местное население). Вопрос: Ещё в каких городах Персии Вы были?

Ответ: В г. Урмия я ехал через гор. Тебриз(?) и там останавливался только для регистрации иностранного паспорта у царского генеральского консула.

Вопрос: Где Вы ещё были за границей? Ответ: Больше нигде не был. Вопрос: А в Эстонии Вы проживали? Ответ: Нет, не проживал. Вопрос: В г. Нарве Вы были? Ответ: В г. Нарве я был.

Вопрос: В г. Нарве бывал проездом в период учёбы, также был на свадьбе зятя Бебинг Александра Германовича в 1912 г. Последний раз в г. Нарве я был в 1917 году проездом от родителей из с. Пелей, которое находится в 30 км.

Вопрос: Кто такой Бебинг А.?

Ответ: Бебинг А. мой зять, протоиерей, по национальности он эстонец, сейчас проживает в Караганде.

Вопрос: Где находятся родители Бебинга Александра? Ответ: Мать умерла, а отец проживает в Эстонии, в гор. Нарве. Вопрос: Откуда Вам известно, что отец Бебинга А. проживает в Эстонии? Ответ: Мне об этом говорил зять Бебинг А. в 1936 г. когда он ко мне приезжал в гости.

Вопрос: Кто у Вас из знакомых проживает в Германии? Ответ: В Германии у меня знакомых никого нет.

Вопрос: При обыске у Вас был <найден> адрес Зиновьева Ивана, проживающего в Германии. Кто он такой?

Ответ: Зиновьев Иван мой односельчанин, в период империалистической войны попал в плен в Германию, где он сейчас находится я не знаю. Вопрос: Вы ему писали письма в Германию? Ответ: Нет, не писал.

Вопрос: Для чего же Вы хранили его адрес в Германии? Ответ: Он у меня случайно завалялся в адресах.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Вопрос: Когда Вы проживали в г. Москве?

Ответ: В Москве я был епископом Димитровским и проживал в 1916-17 г.

г. (с декабря 1916 г. до марта 1917 г.).

Вопрос: Куда Вы уехали из Москвы?

Ответ: Из Москвы я был переведён в Сарапул.

Вопрос: В последующие годы Вы часто бывали в Москве?

Ответ: Бывал очень редко.

Вопрос: В каких отношениях Вы находились с быв. патриархом Тихоном? Ответ: Был с ним только в деловых отношениях, как с церковным начальством.

Вопрос: На личном приёме Вы бывали у патриарха Тихона?

Ответ: Был один раз в 1924 г.

Вопрос: Он Вас вызывал?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ: Я к нему ездил сам.

Вопрос: О чём Вы беседовали?

Ответ: Беседовал о делах Сарапульской епархии. Я его информировал как обстояли дела в моей епархии.

Вопрос: С кем из представителей иностранных государств Вы были знакомы?

Ответ: Ни с кем знаком не был. Вопрос: Вы врёте, говорите правду!

Ответ: Ни с кем из представителей иностранных государств я знаком не был.

Вопрос: Скажите прямо, когда Вы были завербованы для шпионской работы?

Ответ: Никогда я для шпионской работы завербован никем не был. Записано с моих слов верно. Мною лично прочитано. От подписи принципиально отказался заявив, что протокол написан хотя и правильно, но не его рукой.

Допросил: Опер. Упол. 2-го отд. Угб мл. лейтенант гос. без.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

«УТВЕРЖДАЮ»

НАРКОМ ВНУТ ДЕЛ УДМ АСССР КАПИТАН ГОСБЕЗОПАСНОСТИ (ШЛЕНОВ) 3 ноября 1938 года.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по след. делу № 2737

По обвинению КУЗНЕЦОВА Алексея (Николая) Николаевича.

1938 года, ноября «3» дня, г. Ижевск.

Я, Опер. Уполномоченный 2-го отдела УГБ НКВД Удмуртской АССР — Мл. лейтенант Гос. Без. Бушков, рассмотрев следственный материал в деле № 2737 по обвинению КУЗНЕЦОВА Алексея (Николая) Николаевича, 1875 г. рождения, русского, гр-на СССР, уроженца г. Детское Село (г. Пушкин), Ленинградской области, имеющего высшее духовное образование, архиепископа Сарапульской епархии, одинокого.

Установил следующее:

КУЗНЕЦОВ Алексей (Николай) Николаевич неоднократно арестовывался органами ВЧК-ОГПУ-НКВД: в 1919 г. находился под стражей 8 дней; в 1924 г. был выслан административно из г. Сарапула; в 1925 г. был арестован ОГПУ в г. Ижевске и находился под стражей 4 месяца и в этом же году в г. Малмыже был осуждён на 6 месяцев итработ по ст.123 УПК.

В 1928 г. арестовывался в г. Сарапуле за выпуск к-р. воззвания и находился под стражей полтора месяца; в 1923 г. был арестован и осуждён Коллегией ОГПУ по ст. 58 п. 10 и 11 УК на 3 года исправтрудлагерей (л. д. № 31, 31-об).

КУЗНЕЦОВ А.Н. в 1923 г. был привлечён к ответственности, как организатор и руководитель к-р. церковно-повстанческой организации, созданной на территории Свердловской области и ставившей задачей свержения советской власти путём организации восстаний в тылу в момент интервенции (л. д. № 43-53).

После возвращения из лагерей КУЗНЕЦОВА А.Н. вновь стал воссоздавать к-р. церковно-повстанческую, шпионско-террористическую ор-

ганизацию. В этих целях он вошёл в связь с Ижевским епископом ЧИСТЯКОВЫМ Павлом (осуждённым в 1937 г. на 0 лет за организацию к-р. фашистской группы).

В 1937 г. к-р. организации вновь была создана. Показаниями арестованных установлено, что КУЗНЕЦОВ А.Н. участникам к-р. организации давал установки о создании к-р. групп при каждой церкви. Всего было создано 7 к-р. групп с количеством свыше 100 чел. участников. На к-р. группы КУЗНЕЦОВ А.Н. возлагал задачи объединения всех недовольных советской властью лиц для активной борьбы с советской властью.

К^ ^ тI ^

-р. организация ставила задачей в момент войны с Германией и Японией организовывать в тылу восстания и совершать террористические акты над руководящими партийно-советскими работниками. В этих целях участниками организации приобреталось оружие по заданию руководителей к-р. организации. (Л. д. 83, 85, 91-об., 94, 102, 104).

КУЗНЕЦОВ А.Н. через духовенство интересовался политическими настроениями населения. Он от попа Грачёва требовал сообщать ему о политнастроениях населения города Ижевска и расширять круг знакомых среди работников военного завода № 180, особенно среди инженерно-технических служащих. (л. д. 63, 63-об).

Быв. купчиху ДЕВЯТОВУ посылал собирать настроения населения в очередях в магазинах и по деревням (л. д. 86-об., 88).

Следствием также установлено, что КУЗНЕЦОВ А.Н. до революции проживал в Персии, неоднократно бывал в Эстонии и до последнего времени через своего зятя эстонца попа БЕБИНГА поддерживал переписку с родственниками БЕБИНГА.

Как до революции, так и после революции КУЗНЕЦОВ А.Н. состоял в связях с представителями иностранных посольств и миссий.

Свидетельскими показаниями повреждается, что КУЗНЕЦОВ А.Н., приезжая в Москву встречался с представителями английского и японского посольств и с представителем эстонской миссии информировал их о положении церкви в СССР в клеветническом духе. Среди духовенства говорил, что ему мнение некоторых иностранных государств об СССР известно. (л. д. № 95 — 96, 99 — 100).

КУЗНЕЦОВ А.Н. также был в близких отношениях с патриархом Тихоном.

До 1931 г. имел сношения с митрополитом Антонием ХРАПОВИЦКИМ, находящимся в эмиграции во Франции, а в последующие годы эту связь продолжал через зятя КУЗНЕЦОВА — попа БЕБИНГА (л. д. 99-об., 95, 62, 62-об.).

В 1935 г. КУЗНЕЦОВ А.Н. задерживался в запретной зоне около ж.д. моста через р. Каму в г. Сарапуле (л. д. № 54).

Обвиняемый КУЗНЕЦОВ А.Н. виновным себя не признал, но достаточно изобличается показаниями свидетелей и признаниями других участников к-р. организации.

ПОСТАНОВИЛ:

Следствие по делу № 2737 по обвинению КУЗНЕЦОВА Алексея (Николая) Николаевича считать законченным и направить на рассмотрение в соответствии приказом НКВД СССР № 00593-73 г., 00606-38 г., и директивы НКВД СССР № 00233 п.4.

ОПЕР УПОЛНОМЕЧЕН 2 ОТД УГБ МЛ ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ «СОГЛАСЕН»:

НАЧ 2 ОТД. УГБ НКВД УАССР СТ ЛЕЙТЕНАНТ ГОС. БЕЗОПАСНОСТИ

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА №.......„¿1... // £

тройки Н. И. В. Д. Удмуртской А С. С. Р.

От . ..15:.Л-..ЛЖ0Ш ~~___19£ г.

СЛУШАЛИ:

ПОСТАНОВИЛИ:

Депо № 2737 о КУЗНЕЦОВЕ Алексее /эн-же Николай/Николаевиче,1875 г.р. »уроженец г.Детское Село/юр. Пушкин/.Ленинградской области, русский,гр-н СССР,до революции проживал в Персии,в Эстонии,служи тель религиозного культа/архиепис-кэп/ , беспартийный , 3 раза арестовы вался,! раз административна высылался,2 раза был судим.В мзмент ареста архиепископ Сарапульской е па рк и и.

Арест зван 18/лП-37

4834—37

КУЗН2ЦРЗА Алексея /он-ъе Николай/ Николае-

вича -

РАССТРЕЛЯТЬ.

Секретарь

Ю»

И.о. Прокурора Удмуртской АССР гос. советник юстиции 3 класса

В.М. Походин 24 августа 1989 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ в отношении Кузнецова Алексея Николаевича по материалам уголовного дела/арх. № С-3350

Фамилия, имя, отчество: Кузнецов Алексей Николаевич. Дата и год рождения: 1875.

Место рождения: с. Детское Село Ленинградской области.

Сведения о партийности: беспартийный.

Место работы и должность до ареста: архиепископ Сарапульский. Место жительства до ареста: г. Сарапул, ул. Пугачевская - 41. Данные о родственниках: установить не представилось возможным. Дата ареста, предъявлявшееся обвинение, когда и каким несудебным органом было вынесено решение по делу:

Арестован Сарапульским РО НКВД УАССР 18.12.37 г. без санкции прокурора. Обвинялся в том, что «Систематически проводил контрреволюционную деятельность среди церковников, направляя своей контрреволюционной агитацией церковников на срыв мероприятий Советской власти, на дискредитацию и подрыв авторитета Советского правительства и коммунистической партии среди масс верующих.

Как архиепископ, подчиненных ему священников наставлял всеми мерами и средствами противодействовать мероприятиям Советской власти и общественных организаций в антирелигиозной пропаганде и закрытию церквей. Заставлял священников епархии разъяснять верующим не голосовать за выставленных общественными организациями кандидатов при выборах в Верховный Совет СССР».

Постановлением тройки НКВД УАССР от 15 ноября 1938 года приговорён к расстрелу без конфискации имущества. Приговор приведён в исполнение 18 ноября 1938 года, место его захоронения не установлено.

Кузнецов Алексей Николаевич подпадает под действием ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительны мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 — 40-х и начале 50-х годов», в силу чего считать его реабилитированным.

Помощник прокурора старший советник юстиции А.С. Борзенков. Начальник подразделения КГБ УАССР подполковник С.А. Кадочников. 17 августа 1989 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.