России возможности завершить подготовку к войне. Однако союз с Англией заключен не был. Балканский союз также не был восстановлен. Внешнеполитические связи сФран<-цией и Англией не получили своего завершения в форме выработки единого коалиционного плана войны. Незавершенность дипломатической подготовки к войне настоятельно диктовала Николаю II необходимость оттяжки решительного столкновения России с Германией и Австро-Венгрией [11]. Однако ни времени, ни условий для осуществления стоявших перед российским императором внешнеполитических задач не было. Вскоре началась Первая мировая война.
Литература
1. Извольский А.П. Воспоминания. - М.: Пгр, 1924. -С. 47-48.
2. Вскоре министр иностранных дел России А.П. Извольский сообщил начальнику Российского генерального штаба генералу Ф.Ф. Палицыну, что 17 (30) июля 1907 года между Россией и Японией подписано общеполитическое соглашение, имеющее «исключительною целью, упрочнение взаимных добрососедских отношений обеих держав и существующее положение вещей на Дальнем Востоке» (РГВИА, ф. 2000, оп. 1, д. 146, л. 87).
А. В. СУШКО
Омский государственный технический университет
УДК 94/99
Для того чтобы понять, как могло возникнуть в прессе «дело капитана Сатунина», необходимо знать политическую обстановку на Алтае в тот период. Как известно, в крае существовало движение алтайских националистов, проявившееся летом 1917 г. на первом инородческом съезде волостных делегатов, проходившем в Бийске 1-6 июля 1917 года. Активист алтайского движения Г. В. Манеев, обращаясь к итогам съезда, писал: «Мы неизбежно сталкиваемся с очередным вопросом о создании своей местной алтайской интеллигенции» [1]. Основным политическим результатом съезда было образование Горной думы -органа национального самоуправления алтайцев. Первоначально ее работа была направлена, во-первых, на создание алтайской интеллигенции; во-вторых, на устройство территориального самоуправления для Горного Алтая путем отделения части Бийского уезда и образования на ее территории самостоятельного уезда, естественно, под властью лидеров Думы. Для укрепления своего влияния в массе инородцев, безучастно относившихся к лозунгам национального алтайского движения, Горная дума, в частности, пыталасьвзять под свой контроль земельный фонд кр&я, создав собственный земельный отдел и требуя от губернских властей передачи управления землями Горного Алтая в его руки. Естественно, деятельность Горной думы
3. Большая политика европейского кабинета. 1871-1914: Собрание дипломатических актов Министерства иностранных дел.-Т. 25.-Берлин, 1927. С. 450,454(на нем. яз.).
4: Бовыкин В.И. Очерки истории внешней политики России. КонецXIX в. -1917 г. -М.: Мысль, 1960. - С. 88.
5. Прекращение самостоятельного существования Оттоманской империи // Новое время. - 1913. 21 октября; Политическое завоевание Турции Германией//То же. 12 ноября; Германский Египет на берегах Босфора //То же. 27 ноября.
6. Красный архив. -1924. - Т. 6. - С. 74-76.
7. Там же. Т. 7. С. 32.
8. Константинополь и проливы. По секретным документам Министерства иностранных дел.-Т. 1.-М., 1925. -С. 62-64.
9. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903-1919 гг.-Т. 2.-Париж, 1933.-С. 162.
10. ГАРФ, ф. 601, оп. 1, д. 1463, л. 12-17.
11. Бестужев И.В. Основные аспекты внешней политики России накануне июльского кризиса (февраль - июнь 1914 г.)// Первая мировая война. 1914-1918.-М.: Наука, 1968.-С. 88-89.
КРЯЖЕВ Юрий Николаевич, доктор исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, полковник.
вызывала беспокойство у русских крестьян, живших на Алтае. После укрепления на Алтае Советской власти горнодумцы присвоили своему органу название Совета и, прикрываясь этой вывеской, продолжали проводить прежнюю политику. Венцом сепаратизма горнодумцев стал съезд в Улале, открывшийся 3 марта 1918 г. и проработавший три дня. На нем всерьез обсуждался вопрос об образовании Алтайской республики. Представители Советской власти на местах не могли сквозь пальцы смотреть на подобную деятельность. Развитие взаимоотношений алтайцев с органами Советской власти подробно изложено в монографии В. А. Демидова [2]. Эти взаимоотношения привели к вооруженному столкновению отряда Бийского Совета с алтайскими националистами. Ликвидации Горной думы помешало свержение Советской власти в крае. В то время, когда исход борьбы сторонников Советской власти с ее противниками не был ясен, Дума проводила двойственную политику в целях самосохранения, чтобы успеть примкнуть к победителям. Газета «Алтайский луч», обращаясь к политике Горной думы, позднее писала: «с одной стороны, пишутся высокопарные призывы и воззвания к населению встать на защиту Советской власти и в то же время делаются открытые выступления с оружием в руках против Красной Армии той же власти» [3]. В таких непрос-
«ДЕЛО КАПИТАНА САТУНИНА» НА СТРАНИЦАХ СИБИРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
В СТАТЬЕ НА МАТЕРИАЛАХ СИБИРСКИХ ГАЗЕТ ИССЛЕДУЕТСЯ МАЛОИЗУЧЕННЫЙ ЭПИЗОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ -ПОПЫТКА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ НА АЛТАЕ. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ, В СИЛУ СВОЕЙ СПЕЦИФИКИ, ОБРАЩАЯСЬ К ЭТИМ СОБЫТИЯМ, СОЗДАЛА НА СВОИХ СТРАНИЦАХ «ДЕЛО КАПИТАНА САТУНИНА», ВЗВОЛНОВАВШЕЕ СИБИРСКУЮ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.
тых условиях начал свою деятельность на Алтае капитан Дмитрий Владимирович Сатунин.
«Дело капитана Сатунина» появилось на страницах сибирских газет летом 1918 г., в период становления и укрепления «белой Сибири». Это дело взбудоражило сибирскую печать. Опубликованные в газетах многочисленные материалы, относящиеся к нему, позволяют наглядно представить накал страстей, бушевавших на Алтае в то время. Некоторые сведения о деятельности капитана Сатунина уже приводились в работах советских историков, из них наиболее полно вопрос рассматривал С. Я. Пахаев[4]. Мы подробно остановимся на этом деле в силу того, что оно во многом было «сделано газетами», став своеобразным продуктом отражения печатью национального движения алтайцев и межэтнической ситуации в те дни.
Специальное исследование отражения прессой этого дела позволит, во-первых, проследить силу влияния печати, своеобразной «четвертой власти» общества, на политические процессы, происходившие на территории «белой Сибири». Наличие в прессе большого количества публикаций об этом деле, их непрерывный характер, дают редкую возможность представить влияние печати, во-вторых, эти события еще в недостаточной степени освещены в литературе, а наиболее полно они отразились как раз в печати. Периодические издания стремились объективно представить читателю события, связанные с делом капитана Сатунина. На страницах газет были опубликованы тексты официальных документов, относящихся к данному делу, описаны достоверные факты.
Первоначально сообщения об отряде Сатунина ничем не выделялись из массы газетных сообщений о действиях мелких белогвардейских отрядов против большевиков. В них имелись фактические неточности, не имевшие особого значения. «По полученным по телеграфу сведениям 23 июня с. г. Кош-Агач занят сводным инородческо-русским отрядом в Алтае, который действует в контакте с Семеновым. Кроме того, инородческо - русским отрядом в Алтае захвачена большевистская организация - монгольская экспедиция», [5] - сообщала бийская газета «Алтай». Это и был отряд капитана Сатунина. Как пишет С.Я. Пахаев, «отряд Сатунина, состоявший из байско-националисти-ческих и уголовных элементов, по пути движения из Кош-Агача в Улалу оставил кровавый след. Совдепы повсеместно были разогнаны. Причем их ликвидация сопровождалась массовыми порками, расстрелами и другими зверствами» [6]. Там же Пахаев убедительно показывает антисоветскую, классовую сущность репрессий Сатунина. В селении Онгудай капитан Сатунин через печать обнародовал грамоту с обращением к населению края. В ней он сообщал «о введении военного управления в Горно-Алтайском округе» [7]. Сатунин, начав борьбу с Советской властью, и не думал бороться с этнически русскими на Алтае. Однако в процессе расправы над представителями Советской власти пострадали и простые крестьяне, что привело к панике среди русского населения.
Газета «Думы Алтая», обращаясь к этим событиям, писала: «С разных концов Алтая приходят печальные вести о расправах инородцев с русским населением. Особенно отличается своей деятельностью капитан Сатунин» [8]. Далее газета произвольно, не имея об этом точных сведений, связывала воедино деятельность Сатунина и карако-румцев, написав: «Не успел Алтай отдохнуть от тяжелого ига советчиков, как завопил под игом господ каракорум-цев» [9]. В одном из последующих номеров редакция газеты признавала, что ей «какую политику ведет Каракорумская уездная управа, пока точно не известно» [10], однако газета позволяла себе предположить, что «управа и Сатунин сговорились». Далее приводится информация о том, что «Сатунин и Лебедев не с большевиками борются, а порют и издеваются над всем русским населением» [11]. Таким образом, редакция газеты публиковала непроверенную информацию, слухи, суждения, которые вносили нервоз-
ность в общество и обостряли отношения между народами, совместно проживавшими в крае. Подчеркнем, что газеты с первых же сообщений расписывали деятельность Сатунина в красках национализма.
Газета «Алтайский луч», обращаясь к этим событием в статье «Республика Каракорум», сообщала об образовании Алтайской республики со столицей в Онгудае. В статье говорилось, что на вопрос о признании власти Временного Сибирского правительства, капитан Сатунин ответил: «Признает, если оно признает Алтайскую республику» [12]. Следовательно, в какой-то момент, когда власть Временного Сибирского правительства в крае еще не укрепилась, алтайские авантюристы мечтали о равноправных отношениях между их предполагаемым государственным образованием и сибирским государством. В этом же номере были опубликованы интересные сведения, дававшие почву для слухов о связи Сатунина и управы. По сведениям газеты, председатель управы Г. И. Гуркин предлагал Батунину, комиссару Временного Сибирского правительства, исполнять распоряжения Сатунина. Видимо, под влиянием нашептываний местных алтайских лидеров Сатунин и объявил подконтрольную ему территорию республикой. Это было удобнее, чем подчинятся кому-либо. Ведь в то время, в связи с отсутствием общепризнанной власти, новые государственные образования «росли как грибы после дождя». Однако заметим, что в грамоте Сатунина из Упалы о республике не говорилось не слова. В другом номере газеты в отношении Сатунина содержался призыв к Временному Сибирскому правительству: «Борьба с большевиками слева отнюдь не исключает для него борьбы с большевиками справа» [13]. Здесь прослеживается влияние прессы на общество и власть. Под влиянием печати, ее сообщений об Алтайской республике, ее оценок деятельности Сатунина, как большевизма, капитан Травкин, которому сибирская власть поручила ликвидировать «мятеж Сатунина», в ультиматуме к нему, опубликованном в печати, объявлял, что «... не остановится ни перед чем, чтобы прекратить самовольную деятельность капитана Сатунина по организации советской бутафорской республики» [14]. Таким образом, оценки и суждения газет попадали в официальные документы властей.
Конец этим событиям был положен 4 августа 1918 года, когда Сатунин и его сподвижники были арестованы в Кош-Агаче.
Эти события имели широкий резонанс по всей Сибири и были отражены не только алтайской прессой. Особенностью являлась запоздалая публикация в газетах информации о них в еще более искаженном виде. Так, например, омская газета «Дело Сибири» 8 августа 1918 года сообщала своим читателям: "В Горном Алтае, а именно, в Урсуль-ской, Онгудайской, Шаболинской и других волостях появились отряды, посланные от Каракорума и действующие будто бы от имени Временного Сибирского правительства. В этих волостях существует такой террор, что не находится слов, чтобы высказать тех ужасов, что творятся этими отрядами. Вместе с тем волостная управа сообщает о страшной панике, охватившей русское население Алтая вследствие этих расправ: Расстрелы, казни и выселения в 3-дневный срок» [15]. Это же издание 14 августа поместило ложные сведения, что якобы «когда против мятежников были высланы силы, капитан Сатунин бежал в Монголию»!^].
Позднее следы Сатунина вновь находятся в омской прессе, его деятельность обрастает невероятными слухами. Омская «Заря» 8 сентября 1918 года сообщала: «В Омск доставлен с Алтая арестованный по распоряжению военных властей известный авантюрист Сатунин. В свое время выдвигаемый бийским Совдепом кандидатом в консулы в Кобдо в Монголии, он впоследствии пожелал стать во главе Каракорумской автономной республики. Среди его деяний числится, между прочим, расхищение имущества министерства продовольствия на сумму 200 ООО рублей» [17].
Неожиданно в конце сентября вышеупомянутая газета «Дело Сибири» информировала читателей, что «дело капитана Сатунина и корнета Лебедева за отсутствием в действиях означенных лиц на Алтае признаков военного мятежа, прекращено; сделано распоряжение об отправке Сатунина и Лебедева на фронт» [18]. Далее следы капитана Сатунина в сибирской печати теряются.
Большое количество публикаций в прессе, посвященных делу капитана Сатунина, позволяет достаточно ясно представить общий ход событий. В панике, возникшей среди русского населения на Алтае, велика доля вины газет, печатавших недостоверную информацию.
По всей вероятности, для успокоения населения в местном официозе, «Алтайских губернских известиях» от 11 сентября 1918 года, была опубликована докладная записка на имя Алтайского Губернского Комиссара Временного Сибирского правительства за подписями помощника губернского комиссара Я. В. Плотникова и заведующего Информационным отделом Губернского Комиссариата Н. М. Винокурова. Записка датирована 30 июля 1918 года и проливает свет на эти события. Информация, содержавшаяся в этом официальном документе, заслуживает доверия. Анализ документа позволит ответить на следующие вопросы: во-первых, прояснить взаимоотношения Сатунина и лидеров Горной Думы, во-вторых, осветить политику капитана Сатунина по отношению к русским в крае и отношение русского населения к его отряду. Эти вопросы не были раскрыты печатью непосредственно и полно в дни событий.
В записке сообщалось: «Капитан Сатунин, как известно, самочинно, вне связи с движением за Сибирское Временное Правительство, начал движение в Алтай сначала в с. Кош-Агач против Советской власти под флагом (инородческого) национального движения с девизом «Алтай для алтайцев!» [19]. Именно так воспринимали действия Сатунина сторонники Сибирского правительства и местное русское население. Далее сообщается: «Скрытое сочувствие мятежнику Сатунину возможно лишь усмотреть со стороны отдельных выборных лиц, исключительно инородцев». Указанно имя председателя Горной Думы, уже известного нам Григория Николаевича Гуркина, который, как говорилось в документе, «безусловно, обладая больным национальным чувством, как ранее, так и теперь, почти ежедневно заявляет при каждом удобном случае/что русские обижают инородцев, русские - предатели инородцев» [20]. В документе содержатся сведения о том, что Гуркин самочинно выезжал в Улалу к Сатунину и вел с ним переговоры, содержание которых не было известно авторам документа. Мы можем предположить, что лидер алтайцев занял присущую ему двойственную позицию. Он подстрекал Сатунина к репрессиям против противников Горной Думы под предлогом того, что они являлись большевиками, но при этом не связывал себя публично сдейст-виями Сатунина до окончательного разрешения вопроса о возможном образовании Алтайской республики. Это предположение подтверждается арестом Гуркина колчаковски-ми властями 12 декабря 1918 года по обвинению «в посягательстве на отделение Алтая в самостоятельную республику». Вслед за Гуркиным в тюрьму угодил член управы Манеев и другие каракорумцы [21]. В записке указаны имена и других влиятельных инородцев, связанных с Сатуниным.
Таким образом, из документа следует, что национальное движение на Алтае было делом кучки представителей местной интеллигенции. Горнодумцам так и не удалось распространить свое влияние на массы инородцев. По всей вероятности, лидерам инородцев удалось убедить Сатунина начать борьбу с большевиками под своим флагом. На тот момент у Сатунина не было иных возможностей для борьбы с Советской властью, и он согласился. Об этом косвенно свидетельствует вынесенный ему позднее оправдательный приговор.
В документе содержится очень показательный эпизод «политики Алтайского правительства»: «С поддержкой
силы капитана Сатунина в с. Онгудае вынесен сельский приговор о выселении в 3-х дневный срок до 76 семей русских, якобы большевиков» [22]. Слухи, ходившие в крае с лета 1917 года о выселении русских, вдруг обрели под собой реальную почву. Русская общественность восприняла это решение как выселение с Алтая этнических русских. Капитан Сатунин же с подачи активистов Горной Думы считал, что он борется с большевиками. Именно об этом свидетельствует документ, где говорится: «Темное инородческое население всех русских, не сочувствующих созданию Каракорум-Алтайской организации, называла большевиками, так как те, во время существования Советской власти, обращались за защитой от давления карако-румцев к Бийскому совету» [23]. Данное суждение автора доклада полностью потверждается другими документами. Например, в архивных материалах есть свидетельства о нежелании русских жителей Урла-Аспаха в административном подчинении отделяться от Бийска, поэтому все население волости, являвшееся этнически не русским, относилось к русским недружелюбно, «считая их чуть ли не красноармейцами» [24]. Естественно русское население, большинство которого составляли сторонники Бийского уезда, заподозрило каракорумцев в соучастии с капитаном Сатуниным, тем более каракорумцы, вознею возле Сатунина, создавали тому видимые основания. Так родился «миф о выселении русских с Алтая», подхваченный и разнесенный по всей Сибири, средствами массовой информации.
Официальное издание Временного Сибирского правительства, газета «Сибирский вестник» в номере от 18 сентября 1918 года вновь обратилась к этим событиям. Этот факт свидетельствовал о потребности власти донести до читателя информацию о тех событиях и об интересе общества к ним. Причем интерес был не только на Алтае, но и по всей Сибири. Газета писала: «Движение, поднятое капитаном Сатуниным, не имело успеха и было легко и быстро ликвидировано потому, что оно не имело корней в местном русском населении, относившемся к его авантюре не только отрицательно; но и прямо враждебно, доказательством чего может служить приток добровольцев для борьбы сего отрядом. Что касается местного киргизского населения, то, быть может, если бы оно имело оружие, число приверженцев капитана Сатунина сильно возросло, и тогда движение могло бы принять более серьезный характер» [25].
После окончания мятежа Сатунина стало очевидным, что существование Алтайской республики в тех условиях являлось утопией. В крае укрепилась власть Временного Сибирского правительства. Лидеры Горной Думы стали преподносить себя его горячими сторонниками. Они убеждали общественность региона, используя для этого печать, что «к Сатунину все относятся отрицательно. Каракорум Алтайская земская управа (так называемый Каракорум) ничего общего с расправой Сатунина не имел» [26]. В частности, руководители Каракорумской земской управы убеждали прибывшего изучить положение дел в Горном Алтае представителя информационно-агитационного отдела Временного Сибирского правительства, что «с момента свержения Советской власти земская управа занята культурно-хозяйственной автономией» [27].
Как могла случиться подобная паника? Информация о выселении русских из региона, растиражированная газетами, попадала на благодатную почву. В историческом опыте русских Алтая отложилось настороженное отношение к алтайским племенам. Е. А. Ерохина, исследуя русское этническое сознание, пришла к справедливому выводу: «Русское этническое сознание дифференцированно оценивало свойства аборигенных культур Сибири. Отношение русского человека к коренным народам Сибири не было одинаковым... Отличие было обусловлено характером исторических взаимоотношений русского населения с каждой группой аборигенного населения. Так, например, к
тюркам Алтая отношение было более осторожным, чем к другим народам Сибири, вследствие того, что вплоть до XVIII в. в этом регионе существовала нестабильная обстановка: периоды мирных добрососедских контактов сменялись разрывами и военными столкновениями.'' [28]. Историческое сознание крестьян определяло негативное отношение большинства русских к алтайским националистам. В восприятии местных жителей, а затем и на страницах сибирских газет создавших «дело капитана Сатунина», антисоветская классовая борьба капитана Сатунина стала ассоциироваться с националистической деятельностью лидеров Горной думы.
Литература
1. Свободный Алтай. -1917.-31 августа.
2. Демидов В. А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917-1923.-Новосибирск, 1983.-С. 134-137.
3. Алтайский Луч. - 1918. -2 августа (20 июля).
4. Пахаев С. Я. Контрреволюционная роль каракумской областной управы в годы Великой Октябрьской Социалистической революции // Вопросы истории Сибири. - Вып. П.Томск, 1965.-С. 131.
5. Алтай.-1918.-26июня.
6. Пахаев С. Я. Указ соч. С. 130-131.
7. Дело Алтая. -1918.-16(3) июля.
8. Дума Алтая. -1918. -14 (1) июля.
А. А. АЙТМУХАМБЕТОВ
Костанайский университет, Казахстан
УДК 325.111(571.13)-058.237
В конце XIX - начале XX вв. увеличивается приток казахских учащихся в Омские учебные учреждения. Казахские учащиеся отдавали предпочтение учительской семинарии и гимназии. Эти училища специализировались на углубленном изучении дисциплин гуманитарно-нравственной направленности, что отвечало потребностям и запросам казахов, выросших в условиях аульной среды, далекой от индустриального развития. Гимназический и семинарский дипломы обеспечивали казахам сферу деятельности на педагогическом и административном поприще. И лишь незначительное число казахов обучалось в училищах технической направленности. Казахские абитуриенты, выбиравшие училища, исходили из практической реализации полученных знаний. При этом определенная часть из них останавливалась на достигнутом, довольствуясь малым, ибо казахские специалисты не имели конкуренции в своей этнической среде. Единичные представители казахских выпускников городских училищ предпочитали продолжить образование в вузах государства. Характерно, что все студенты-казахи степных об-
9. Там же.
10. Дума Алтая. -1918. -16 (3) июля.
11. Там же.
12. Алтайский Луч. -1918. -19 (6) июля.
13. Алтайский Луч. -1918.-21 (8) июля.
14. Дело Алтая. -1918. -28 (15) июля.
15. Дело Сибири. -1918. -¿августа.
16. Дело Сибири. -1918. -14 августа.
17. Заря.-1918.-8 сентября.
18. Дело Сибири. -191В. -27 сентября.
19. Алтайские губернские известия. -1918. -.11 сентября.
20. Там же.
21. Пахаев С. Я. Указ. Соч. С. 155.
22. Там же.
23. Там же.
24. ГАРФ. Ф. 1561. Оп. 1. Д. 93. Л. 10.
25. Сибирский вестник. -1918. -18 сентября.
26. Жизнь Алтая. -1918. -4 сентября.
27. ГАРФ. Ф. 1561. ОП. 1. Д. 41. Л. 2.
28. Ерохина Е.А.Влияние мировоззренческих ценностей русского этнического сознания на характер восприятия иноэтнических культур Западной Сибири:Х\/11 сер.Х1Хв. // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. - Новосибирск, 1998. -С. 11.
СУШКО Алексей Владимирович, аспирант кафедры отечественной истории.
ластей, регионально связанных с Сибирью, после окончания столичного вуза предпочитали в качестве объекта проживания Омск, который являлся административным центром динамично развивавшегося региона. Все они, в отличие от своих земляков, выбывших из городских училищ еще на ранней стадии обучения, оказались восприимчивыми к городской действительности, гармонично вписываясь в ауру европейской культуры с ее элементами урбвнизированности и индивидуальности. Поэтому вполне объяснимо стремление этой части казахского студенчества к оседанию в городе, где они в полной мере смогли реализоваться как самостоятельные, полноправные граждане. Из 6 исследованных казахских учащихся, проживавших в Омске в дореволюционный период, Акпа-еваЖ., Турлубаева А., Султангазина Д., Марсекова Д., Бу-кейханова А., Жумабаева М., Сейфуллина С., Нурмакова Н., четыре окончили Омскую гимназию, один получил образование в техническом училище, три - в семинарии. Исследованные выпускники гимназии и технического училища продолжили образование в столичных вузах. Семинарист
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ
УРБАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОМСКЕ
ГОРОДСКИЕ КАЗАХИ, ВЫПУСКНИКИ ГИМНАЗИЙ И ВУЗОВ СОСТАВИЛИ КОСТЯК ПРОГРЕССИВНО-ЛИБЕРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА СБЛИЖЕНИЕ В ПРОГРАММНЫХ УСТАНОВКАХ С ПАРТИЕЙ КАДЕТОВ.