УДК 94(73)
«Дело „Амеразии"» -на пороге маккартизма*
Ярослав ЛЕВИН
Вторая мировая война стала поворотным моментом в истории Федерального бюро расследований. ФБР стало одной из основ внутренней безопасности Соединённых Штатов, упрочив свои полномочия как контрразведывательной организации и приобретя некоторые функции внешней разведки [1].
Тем не менее после войны, несмотря на усиление противоречий между США и СССР, администрация Гарри Трумэна снимает с ФБР полномочия разведки и игнорирует амбициозный план директора бюро Джона Эдгара Гувера о присоединении к его ведомству главного органа внешней разведки США - Управления стратегических служб (УСС)**. Причиной этого стала появившаяся у президента почти с первых дней своего вступления в должность уверенность в необходимости ограничить вседозволенность бюро. Морально не готовый к своему посту, Трумэн был шокирован, когда спустя десять дней после его инаугурации Гувер явился к нему с пространным докладом о деятельности коммунистов и разведки СССР в США, а также с информацией о всех явных и неявных противниках нового президента, полученной в большинстве случаев незаконными методами и содержащей откровенно компрометирующие сведения. «Это должно закончиться», - го-
ЛЕВИН Ярослав Александрович - аспирант кафедры всеобщей истории права и методики обучения (Самарский государственный социально-педагогический университет). E-mail: [email protected]
Ключевые слова: антикоммунизм, маккартизм, США, ФБР, Гувер, «Амеразия».
1 The FBI: A Comprehensive Reference Guide / Ed. by Theoharis A. G., N. Y.: Greenwood, 2000. P. 240.
* Статья выполнена при поддержке РГНФ (проект 16-01-00048).
** Первые варианты этого плана включали также передачу ФБР функций Секретной службы по борьбе с фальшивомонетничеством и охране президента.
ворил президент своему военному советнику Гарри Вону, которому поручил вместо себя принимать доклады Гувера и передавать самую суть без подробностей и информации о методах [2]. Следующим шагом президента было назначение нового генерального прокурора Томаса Кларка, который, по мысли главы государства, должен был вернуть ФБР под контроль Министерства юстиции. Однако Кларк после нескольких бесед с Гувером, который объяснил генпрокурору, какую ответственность ему придётся взять на себя, устраивая слежку и контролируя её результаты, предпочёл отстраниться и сохранить независимость бюро.
Хотя Белый дом не оспаривал полномочия ФБР в области контрразведки и даже в какой-то момент пошёл навстречу ведомству Эдгара Гувера, администрация Трумэна не хотела давать этой службе карт-бланш на работу внутри страны, подобный тому, что дал директору ФБР президент Рузвельт в преддверии Второй мировой войны *. Неудачные шаги Г. Трумэна ограничить деятельность ФБР вызвали лишь раздражение Гувера, никак не повлияв на использование федеральными агентами незаконных методов слежки и сбора информации.
Особенно ярко эти противоречия между президентом и директором проявились при расследовании дела о шпионаже в журнале «Амеразия» и последующем возвращении к этому делу уже на заре эпохи маккартизма.
Расследование «дела „Амеразии"»
Первым крупным послевоенным расследованием ФБР в области противодействия шпионам стало «дело „Амеразии"». Суть его состояла в следующем: в январском номере журнала «Амеразия», специализирующемся на проблемах Дальнего Востока, была опубликована статья «Политика Британской империи в Азии».
Данный журнал был основан в 1937 г. Фредериком Вандербильтом Филдом, праправнуком знаменитого магната Корнелиуса Вандербильта,
общественным активистом, придерживающимся «левых» взглядов. Филд также возглавлял редакционную коллегию журнала. Один из редакторов журнала, Филипп Джейф, был известен как хороший друг Эрла Браудера, генерального секретаря Коммунистической партии США. Прокоммунистический характер журнала и связи его руководства с американскими коммунистами почти сразу приковали к нему внимание ФБР.
Заключения о журнале, составленные в 1943 г. и 1944 г., показывают, что ФБР было почти уверено, что он связан с советской разведкой,
2 Demaris O. The Director: An Oral Biography of J. Edgar Hoover. N. Y.: Harper's Magazine Press, 1975. Р. 109.
* Имеется в виду принятая в марте 1947 г. «Программа проверки лояльности федеральных служащих», согласно которой ФБР занималось проверкой всех, кто устраивался на работу в государственные учреждения, и могло инициировать увольнение без права занимать государственную должность в случае подозрений в «неблагонадёжности».
однако прямых доказательств не имело [3].
Статья о политике Британии в Азии была подготовлена на основе данных из отчёта аналитика южноазиатского отдела Управления стратегических служб Кеннета Уэллса и критично оценивала политику США и Великобритании в Азии. В частности, отмечалось отсутствие поддержки режима Чан Кайши среди населения, жестокость его режима, многочисленные факты разворовывания помощи, оказываемой ему американцами и англичанами. Уэллс выявил факт использования своего отчёта в статье «Амеразии». В результате УСС установило слежку за журналом, и 11 марта 1945 г. агенты Управления проникли в редакцию издания в Нью-Йорке [4].
В редакции агентами были обнаружены десятки фотокопий в основном секретных документов УСС, Разведывательного управления ВМС и Госдепартамента. Руководство УСС немедленно известило Госдепартамент и РУ ВМС о вскрытых фактах утечки секретных документов.
Учитывая прокоммунистический характер журнала «Амеразия», Госдепартамент потребовал от УСС передать расследование в бюро, «поскольку борьба со шпионажем является прямой обязанностью ФБР» [3].
Как показывают ранние материалы ФБР по «делу „Амеразии"»,
ещё до официального обращения Эдгар Гувер и его ведомство располагали некоторыми сведениями об утечке секретной информации в УСС [3].
Вероятнее всего, Гувер, всё ещё желавший, чтобы его ведомству были приданы полномочия внешней разведки, планировал собрать более полные данные и представить их президенту как факт несостоятельности УСС [5].
В результате расследования по запросу УСС агенты ФБР установили имена подозреваемых в передаче документов.
Ими стали сотрудники азиатского отдела Госдепартамента Джон Сёрвис, Эммануэль Ларсен и Эндрю Рот.
6 июня 1945 г. подозреваемые были арестованы вместе с двумя редакторами «Амеразии», Филиппом Джейфом и Кейт Митчелл, а также внештатным журналистом этого издания Марком Гэй-ном. Всем им было предъявлено обвинение в незаконном получении и хранении секретных документов.
Несмотря на «левый» характер журнала, ФБР не удалось установить факт связи похищения документов с деятельностью разведки иностранного государства.
Однако жюри присяжных утвердило обвинительный акт лишь в отношении Джейфа, Ларсена и Рота, заявив о недостаточности улик против остальных обвиняемых. Но и против обвиняемых дело вскоре
3 National Archives and Records Administration. Record Group 65. Federal Bureau of Investigation. File: 100-267360 (Amerasia Case).
4 Klehr H., RadoshR. The Amerasia Spy Case: Prelude to McCarthysm. Chapell Hill (North Carolina). The University of North Carolina Press, 1996. P. 22.
5 Troy T. F. Donovan and the CIA: A History of the Establishment of the Central Intelligence Agency. Frederick: Praeger, 1984. P. 251.
развалилось, так как во время расследования агенты ФБР несколько раз незаконно проникали в редакцию «Амеразии» и жилища подозреваемых [3].
Этот факт был установлен Эммануэлем Ларсе-ном, который обратил внимание на то, что во время официального обыска агенты передвигались по его дому так, как будто уже были в нём. Ларсен сообщил об этом своему адвокату, который сумел получить показания от консьержа дома, подтвер-
дившего, что видел агентов до обыска и ареста подозреваемого.
Таким образом, улики, собранные ФБР в результате незаконной слежки, не могли быть приобщены к делу. Адвокаты двух других фигурантов дела взяли на вооружение ту же тактику, и в итоге 28 сентября в результате досудебного соглашения все обвиняемые были освобождены, выплатив незначительный штраф [3].
Перемены в политике ФБР
Провал «дела „Амеразии"» стал отправной точкой для изменения в политике ФБР. Уже в начале 1946 г. бюро начало кампанию по ознакомлению населения с «ужасами коммунизма». У этой кампании было два направления: явное и скрытое. Явным было финансирование ФБР самой разнообразной продукции, раздувающей «красную угрозу», а также выступления самого Дж. Эдгара Гувера перед патриотическими организациями и консерваторами среди комитета по судебным делам и Комитета по ассигнованиям сената и палаты представителей [1, р. 240; 6].
Скрытым от публики направлением работы ФБР было установление особых отношений с рядом лояльных конгрессменов. Бюро снабжало их информацией о коммунистической угрозе внутри страны, проникновению коммунистов во все госслужбы и общественные организации. Конгрессмены, нагнетавшие раздував-
шие с помощью этих сведений атмосферу шпиономании, получали немалый политический капитал. Помимо такого частного сотрудничества ФБР оказывало подобную помощь и на уровне некоторых ведомств, в частности, снабжало данными Комитет по расследованию антиамериканской деятельности [4, р. 22].
Начав кампанию по раздуванию в стране атмосферы подозрительности, Гувер преследовал несколько целей:
- во-первых, он надеялся заручиться поддержкой общественности и конгресса, чтобы нивелировать или вовсе снять те процессуальные запреты, которые мешали его ведомству вести бесконтрольную слежку за всеми, кого ФБР считало опасным;
- во-вторых, директор, во многом небезосновательно, считал, что администрация Трумэна проявляет «преступную беспечность» в отноше-
6 O'Reilly K.. Hoover and the Un-Americans: The FBI, HUAC, and the Red Menace. Temple: Temple University Press, 1983. P. 138.
нии угрозы шпионажа и коммунизма в стране.
С того момента как президент отверг план Эдгара Гувера по организации работы разведки и контрразведки в стране, отношения между ФБР и Белым домом становились всё напряжённее. Не готовый дать федеральным агентам полный простор для действий, Трумэн и его администрация, в большинстве своём состоящая из наследников «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта, были неудобны шефу ФБР, поэтому наряду с пропагандой коммунистической опасности бюро, по сути, способствовало подрыву авторитета президента и его администрации [7].
Наиболее успешным в рамках развёрнутой ФБР кампании оказалось сотрудничество с сенатором Джозефом Маккарти, который очень рьяно пропагандировал среди американцев идеи о засилье шпионов-коммунистов и бессилии администрации Трумэна.
Восхождение Маккарти началось с речи в г. Уилинг (штат Западная Вирджиния), в которой он утверждал, что в Госдепартаменте засели коммунисты и с ними даже не пытаются по-настоящему бороться, что администрация Трумэна слаба и сама переполнена сочувствующими коммунизму кадрами из числа администрации Рузвельта.
Столь громкие обвинения и резкая критика президента очень быстро приковали к Маккарти внимание
СМИ и американского общества, довольно тяжело переживавшего начало холодной войны и потому очень уязвимого к подобным идеям. ФБР тоже заинтересовалось эпатажным сенатором [8]. Достаточно быстро Мак-карти заручается поддержкой бюро и обзаводится контактами с ФБР и лично Гувером. Хотя на публике директор и сенатор выглядели верными соратниками и даже друзьями, их отношения были намного сложнее. Эдгар Гувер достаточно быстро заметил недостатки Джозефа Маккарти, которые и предопределили дальнейшее развитие отношений ФБР и движения сторонников сенатора.
Лучше всего о противоречиях двух главных антикоммунистов Америки выразился Карса Де Лоуч, один из заместителей Эдгара Гувера: «Гувер недолюбливал Маккарти. Он не хотел терять свой ореол „врага коммунистов № 1", но, что важнее, он был недоволен неспособностью сенатора авторитетно говорить о проблемах внутренней безопасности и работать с теми сведениями, которые давало ему бюро» [9].
Отсутствие у новоявленного лидера антикоммунистического движения понимания проблем такой тонкой сферы, как разведка и контрразведка, а также его грубый и фанатичный взгляд на проблему коммунизма в США вместе с активным взаимодействием со СМИ привели к тому, что уже с 1950 г. ФБР, сотрудничая с сенатской группой
7 Theoharis A. G., Cox J. S. The Boss. J. Edgar Hoover and the Great American Inquisition, Temple: Temple University Press, 1988. P. 312.
8 National .Archives and Records Administration. Record Group 65. Federal Bureau of Investigation. File: 100-398328 (Joseph McCarthy file).
9 DeLoach C. Hoover's FBI: The Inside Story by Hoover's Trusted Lieutenant. Washington: Regnery Publishing, Inc., 1995. P. 260.
Джозефа Маккарти, параллельно собирало информацию о нём самом, выискивая любые сведения компрометирующего характера [8].
Некоторое понимание о том, почему маккартисты так быстро разочаровали Федеральное бюро расследований, даёт интервью Эдгара Гувера журналу «Ньюсуик» (9 июня 1947 г.). В статье, обращённой как к простым американцам, так и ко всем политическим силам страны, директор ФБР высказывает следующие идеи: «Не клеймите кого бы то ни было коммунистом, не имея фак-
тов. Не путайте либералов или прогрессистов с коммунистами. Не становитесь участниками нарушений гражданских прав и закона по отношению к кому-либо. Поступая опрометчиво, вы играете на руку коммунистам и дискредитируете Америку и её ценности» [10].
Исходя из подобных воззрений, неудивительно, что маккартисты, приобретая популярность и влияние, становились всё более неразборчивыми в выдвигаемых обвинениях и поэтому быстро стали нежеланными союзниками для ФБР.
Возвращение к «делу „Амеразии"»
Для маккартистов «дело „Амера-зии"» стало одним из первых дел, с которого они «смахнули пыль». В 1950 г. первые жертвы обвинений Маккарти, в основном востоковеды или работники Госдепартамента, критично высказывающиеся о политике США в Азии или придерживающиеся «левых» взглядов, обратились в Комитет по расследованию лояльности сотрудников Госдепартамента, более известный как комитет Тайдингса (по имени его председателя сенатора Милларда Тайдингса), с жалобами на необоснованные обвинения [11]. Этот комитет представлял большую опасность для маккартистов, поскольку его глава и многие члены не скрывали своей неприязни к их лидеру и распространяемым им идеям, называя набирающего популярность сенатора
«демагогом и мошенником, использующим страхи американского народа» [4, р. 24; 6, р. 142].
Работа комитета Тайдингса стала самым опасным временем для мак-картистов и ФБР [1, р. 241]. В случае признания необоснованности обвинений Маккарти рисковал лишиться авторитета и должности, его движение, только начавшееся, было бы уничтожено в зародыше, а ФБР оказалось бы в крайне неудобной ситуации. Несмотря на требования Эдгара Гувера о сохранении конгрессменами в секрете источника информации для их разоблачительных выступлений, и Маккарти, и другие законодатели часто не скрывали своих связей с бюро, так что в Белом доме были в курсе, кто снабжает конгресс информацией и поддерживает критику президента [8, р. 160;
10 Newsweek. 1947. June 9.
11 Greenberg I. Surveillance in America: Critical Analysis of the FBI, 1920 to the Present. Lanham. Lexington Books. 2012. p. 160.
6, р. 313]. Таким образом, падение Маккарти давало администрации Гарри Трумэна удобный повод для удара по работающему против них Гуверу и его службе. В таких условиях неудивительно, что первым, к кому бросился за поддержкой сенатор Маккарти, оказался Эдгар Гувер [7].
В ответ на обвинения Маккарти его сторонники сами инициировали в комитете слушания, которые сразу назвали «делом о коммунистах в Государственном департаменте». Во время слушаний Маккарти обрушился с обвинениями на Министерство юстиции и принятое им в 1945 г. решение о досудебном соглашении с фигурантами «дела „Амеразии"». Особый акцент Мак-карти делал на то, что наиболее высокопоставленный фигурант этого дела, Джон Сёрвис, смог избежать судебного преследования ещё на ранних этапах дела и по-прежнему работал в Госдепартаменте. Стоит отметить, что в документах ФБР по «Амеразии» особое внимание уделялось именно Джону Сёрвису. Помимо того что он занимал наиболее высокий пост из всех подозреваемых, бюро считало его наиболее вероятным шпионом Китая или СССР из-за его весьма критических высказываний о политике США на Дальнем Востоке и его происхождения.
Сёрвис происходил из так называемых «Китайских рук» - группы наиболее осведомлённых экспертов по истории, культуре и политике Китая, многие из которых (в том числе и Сёрвис) родились и прожили долгие годы в этой стране [3].
Вызванные для показаний в комитет представители Министерства юстиции, объясняя причины развала «дела „Амеразии"», сослались на
незаконные действия ФБР. Однако защита Министерства юстиции была разрушена закулисной интригой и фактическим шантажом Белого дома Федеральным бюро расследований. Это было связано с тем, что желавший ограничить бюро Трумэн не смог удержаться от искушения использовать его ресурсы против своих противников.
Так, по указанию президента эта служба прослушивала разг оворы одного из советников Рузвельта - Томаса Коркорана, который выступал против кандидатуры Трумэна в качестве вице-президента, довольно критично высказывался о его политике и имел прочные связи в Верховном суде, а также среди рузвельтовских кадров администрации нового хозяина Овального кабинета [4, р. 170].
ФБР пригрозило предать огласке полученную путём незаконного прослушивания информацию и сообщить, что оно осуществлялось по инициативе главы государства. Обнародование подобной информации было крайне компрометирующим для Трумэна, поэтому Министерство юстиции фактически отказалось от защиты принятых им в 1945 г. решений [4, р. 164].
В итоге комитет Тайдингса высказал «некоторое обоснованное сомнение» в лояльности Джона Сёрвиса. В условиях нараставшей маккартист-ской истерии это было равносильно признанию его вины. Под давлением маккартистов и всё более поддерживающей их общественности госсекретарь Дин Ачесон был вынужден уволить Сёрвиса без права занимать должности в государственных учреждениях. К работе на Госдепартамент он вернулся лишь в 1957 г., уже после краха маккартизма [4, р. 260; 3].
Хотя от Маккарти и его сподвижников удалось отвести угрозу и от-
носительно успешно завершить процесс против Сервиса, Эдгар Гувер был раздосадован выбранной Маккарти стратегией, о чём свидетельствует приобщённое к личному делу сенатора письмо Гувера своему заместителю Луису Николсу, который курировал отношения ФБР со СМИ и конгрессом. В этом письме Гувер высказывает недовольство тем, что именно «дело „Амеразии"» стало ядром обвинений Маккарти. По его мнению, основой для обвинений против Джона Сёрвиса должны были служить его тайные контакты с китайским руководством и старательное лоббирование в Госдепартаменте идей о необходимости возобновления отношений с маоистским Китаем. Именно в этой работе бюро усматривало «основной вред от деятельности Сёрвиса». «Дело „Амера-зии"» должно было использоваться Маккарти в конце обвинения как некий «финальный аккорд» [8].
Такая стратегия была обусловлена шаткостью дела, основанного на уликах, добытых незаконным путём,
поэтому, строя свои обвинения именно на этой базе, Маккарти привлекал к нему дополнительное внимание. Сконцентрировавшись на тайных переговорах Сёрвиса с китайцами и его работе в Госдепе, вскрытых ФБР более легальными способами, Маккарти имел возможность выстроить обвинение убедительнее и аккуратнее, не подставляя бюро.
Подкрепляет данный вывод также и письмо к Николсу, где Эдгар Гувер отчитывает его за то, что, снабдив Маккарти материалами по Сёрвису и «Амеразии», заместитель не проконтролировал, как сенатор и его люди используют их, что привело к рискованной авантюре, в которой ФБР пошло на большой риск, чтобы спасти своих союзников [8]. В случае, если бы Белый дом не пошёл на уступки, раскрытие данных о незаконном прослушивании Томаса Коркорана компрометировало бы не только президента, но и ФБР, тщательно оберегающего свои секретные поручения из-за их зачастую незаконного характера.
Благодаря связям в конгрессе, а также в СМИ ФБР смогло перевести общественную полемику вокруг «дела „Амеразии"» с вопросов о превышении полномочий бюро на вопросы о том, не пытается ли администрация Трумэна осознанно или нет навредить национальной безопасности, ограничивая ФБР. Возвращение к этому делу в 50-х годах стало одной из первых проб сил маккартистов, усиливающихся на протяжении первой половины 50-х годов. Именно в этот период ФБР приобрело наибольшее могущество.
Усилив с 1943 г. работу по деятельности советской разведки в США, бюро из-за отсутствия достаточной поддержки Министерства юстиции и Белого дома зачастую не могло довести начатые им дела до суда по причине незаконного способа получения улик или недостаточности доказательств. Поэтому сотрудничество с маккартистами позволяло ФБР «подчистить хвосты». Это видно из того, что первые дела, развёрнутые Джозефом Маккарти и его сторонниками, были в основном не получившими ход или развалившимися расследованиями ФБР.
Таким образом, в условиях отсутствия достаточно лояльной высшей поддержки руководства страны ФБР смогло таким нестандартным способом
начать преследование всех, кого оно подозревало в работе на СССР или в «антиамериканской деятельности». Успех маккартистов при поддержке бюро во время разбирательства в комитете Тайдингса позволил им и дальше укреплять своё влияние в стране, занимаясь угодной Дж. Эдгару Гуверу и ФБР деятельностью. Комитет Тайдингса, который должен был разгромить маккартистов, в итоге стал их главной трибуной в конгрессе США.
Вслед за обвинениями в адрес Джона Сёрвиса через комитет прошли Дороти Кенион, феминистка и политический активист, Оуэн Латтимор, востоковед, астроном Харлоу Шепли и многие другие.
Хотя в большинстве случаев комитет либо высказывал «некоторые сомнения» в лояльности обвиняемых, либо начисто отметал обвинения сенатора Маккарти и его сторонников, разбирательства в этом комитете быстро приняли форму иезуитских допросов, которые всего через пару лет станут вполне обычной практикой уже для Комитета по расследованию антиамериканской деятельности. По итогам работы Миллард Тайдингс подготовил отчёт, где назвал обвинения, выдвинутые маккартистами, «лживыми и мошенническими», однако данный отчёт, прошедший через три голосования, в итоге был заблокирован республиканцами, всё большее число которых примыкало к амбициозному сенатору и соглашалось на сотрудничество с ФБР.
Отсутствие на тот момент альтернативы союза с маккартистами вынудило ФБР пойти на риск и прямую конфронтацию с Белым домом, что вместе с рядом других негативных факторов, связанных с Джозефом Маккарти и его сторонниками, сделало его временным и довольно неудобным союзником для крестового похода Эдгара Гувера против коммунизма в США. Популярность Маккарти, угрожавшая статусу директора, его пренебрежение к условиям, на которых бюро желало сотрудничать с ним и другими законодателями, пещерный, даже по меркам ФБР, антикоммунизм и дилетантизм в методах вынудили Гувера собирать компрометирующую информацию о Джозефе Маккарти на случай выхода маккартистов из-под контроля и искать иные пути для противодействия коммунистам и СССР. Такой альтернативой стала программа COINTELPRO*, введённая ФБР с благословения президента Д. Эйзенхауэра вскоре после краха маккартизма и намного более удобная бюро, нежели громкая общественная кампания, контроль над которой не всегда был в руках бюро и его директора.
* COITELPRO (Counterintellegence Program) - общее название серии программ ФБР против отдельных общественных партий и организаций (COITELPRO - компартия, COITELPRO - «Ненависть чёрных» (против организаций афроамериканских националистов, в частности, «Чёрных пантер»), COITELPRO - «Ненависть белых» (против организаций белых националистов, в частности, ку-клукс-клана) и др.). Согласно данной серии программ, в организации, которые ФБР считало опасными, вводились осведомители и провокаторы, их целью был развал организаций изнутри, развязывание «фракционной войны», провоцирование организаций на незаконные действия и т. д. Помимо этого, за лидерами и наиболее важными членами устанавливалось наблюдение, осуществлялось прослушивание домов и телефонных переговоров, перлюстрация. В случае получения на членов подобных организаций сведений порочащего характера они предавались огласке через СМИ или использовались для шантажа и возможной вербовки с целью дискредитации и развала организаций.
Библиография • References
DeLoach C. Hoover's FBI: The Inside Story by Hoover's Trusted Lieutenant. Washington:
Regnery Publishing, Inc., 1995. - 440 p. Demons O. The Director: An Oral Biography of J. Edgar Hoover. N. Y.: Harper's Magazine Press, 1975. - 405 p.
Greenberg I. Surveillance in .America: Critical .Analysis of the FBI, 1920 to the Present.
Lanham: Lexington Books, 2012. - 398 p. Klehr H., RadoshR. The Amerasia Spy Case: Prelude to McCarthysm. Chapell Hill
(North Carolina): The University of North Carolina Press, 1996. - 280 p. National Archives and Records Administration. Record Group 65. Federal Bureau of
Investigation. File: 100-267360 (Amerasia Case). National Archives and Records Administration. Record Group 65. Federal Bureau of
Investigation. File: 100-398328 (Joseph McCarthy file). Newsweek. June 9. 1947.
O'Reilly K. Hoover and the Un-Americans: The FBI, HUAC, and the Red Menace.
Temple: Temple University Press, 1983. - 411 p. The FBI: A Comprehensive Reference Guide / Ed. by Theoharis A. G., N. Y.: Greenwood, 2000. - 424 p.
Theoharis A. G., Cox J. S. The Boss. J. Edgar Hoover and the Great American
Inquisition, Temple: Temple University Press, 1988. - 489 p. Troy T. F. Donovan and the CIA: A History of the Establishment of the Central Intelligence Agency. Frederick: Praeger, 1984. - 589 p.
Обозреватель
BSERVER
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER 10/2016