Научная статья на тему 'Дельфы в межгосударственных отношениях v В. До Н. Э'

Дельфы в межгосударственных отношениях v В. До Н. Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛЬФИЙСКО-ФЕРМОПИЛЬСКАЯ АМФИКТИОНИИ / АМФИКТИОНИИ / ДЕЛЬФЫ / ДЕЛЬФИЙСКАЯ АМФИКТИОНИЯ / АФИНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дельфы в межгосударственных отношениях v В. До Н. Э»

Стефанов, О. Трагедия Софокла «Эдип - тиран» в новом прочтении». -М., 2007. '

Артамонова А.Е., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.Р. Гущин

Дельфы в межгосударственных отношениях V в. до н.э.

В настоящее время изучение международных отношений является достаточно интересной темой для исследования. Нам бы хотелось обратиться к Греции классического периода и рассмотреть позицию Дельфийской амфиктионии по отношению к Афинам и Спарте. Так как мы и ряд исследователей, занимающиеся данной проблематикой, считают эту тему достаточно интересной и дискуссионной.

Среди различных форм межплеменных и межгосударственных объединений, о которых сообщают нам античные источники, в частности Геродот (История), амфиктионии были одной из древнейших.

Важнейшей чертой, отличавшей этот тип объединения от прочих, являлось наличие у его членов общего религиозного центра, который находился на попечении амфиктионов и в котором во время специальных собраний они или их представители осуществляли совместную культовую практику.

В Древней Греции существовало много амфиктионий. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктионии. Она образовалась из двух амфиктионий — Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры.

По словам Эсхина (Бергер, 1966), в союзе участвовали 12 племен, из которых каждое имело по два голоса, несмотря на различие их силы и могущества; он называет поименно 11 племен: фессалийцев, беотийцев, дорийцев, ионийцев, перребов, магнетов, локрийцев, этейцев, фтиотов, малийцев и фокейцев. В списке Павсания (Павсаний, 2001, с. 5) названы те же племена, кроме беотийцев, этейцев и перребов и добавлены, долопы и энианы - всего 10 племен.

Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год — весной и осенью — в Фермопилах и Дельфах. Решения общего собрания считались обязательными для всех амфиктионов. Уполномоченными лицами собрания, которые фактически руководили всеми делами, были иеромнемоны, назначаемые государствами по количеству голосов амфиктионии, т.е. их было 24. Главнейшей обязанностью иеромнемонов было соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных празднеств.

Главной целью союза было совместное почитание дельфийского бога и попечение об его святилище, члены союза заботились о благоустройстве храма, охране его сокровищ, безопасности богомольцев, являвшихся в Дельфы, неприкосновенности священных земель и пр. Эта цель видна из

сохранившейся древней клятвы амфиктионов «не разрушать ни одного города, принадлежащего к союзу, не отводить у него воды ни в военное, ни в мирное время; если кто нарушит это, против того идти войной и уничтожить его города; также если кто похитит принадлежащее божеству, или замыслит что-либо против святилища, или будет знать об этом, тому мстить и рукой, и ногой, и голосом, и всеми средствами» (Эсхил, 1978, с. 225).

Дельфы были религиозным центром всей Эллады.

После событий V в. до н.э. практическая роль святилища в греческой политике начинает клониться к упадку. Для определения причин этого процесса и роли Дельф в происходивших событиях наиболее важным представляется проанализировать их взаимоотношения с главными участниками событий, прежде всего с Афинами и Спартой.

Важнейшим источником по этой проблеме является повествование Фукидида, который был современником описываемых им событий и сам принимал участие в Пелопоннесской войне в качестве афинского стратега (Фукидид, 1976, с. 97-117). Кроме трудов Геродота и Фукидида, значимыми являются также свидетельства поздней традиции, прежде всего Диодора (Диодор, 1947, с. 43-47) (Х1-ХУ кн. «Исторической библиотеки») и Плутарха (Плутарх, 1978, с. 17), а также посвятительные надписи в Дельфах периода Пелопоннесской войны, которые позволяют судить о сложной системе отношений между Дельфами и обеими враждующими сторонами. Особо следует выделить такой вид античных свидетельств, как договоры, сохранившиеся в передаче античных авторов и в надписях: договор Амфиктионии с Афинами после победы последних при Энофитах в 457 г. до н.э.

Обратимся теперь к свидетельствам античной традиции о взаимоотношениях Дельф с Афинами и Спартой между 478 и 458 гг. до н.э. Ход событий в эти два десятилетия во многом определялся противостоянием двух крупнейших греческих полисов и их политикой формирования военно-политических союзов. В связи с ростом Афинской морской державы мы почти ничего не слышим о Дельфах. Тем не менее, афиняне обращаются за помощью в Дельфы, у Фукидида ничего не сказано о поводе, который заставил их это сделать. Некоторые поздние источники называют в качестве такового чуму или голод. Итак, об отношениях Дельф с Афинами свидетельства традиции немногочисленны, рассмотренные указания источников касаются, прежде всего, такой традиционной сферы деятельности оракула, как установление героических культов.

Что касается взаимоотношений Дельф и Спарты, то тут мы находим более интересную информацию. Интересен тот факт, что взаимоотношения Спартанского полиса и Дельф определялись, кроме политических соображений, их известной духовной близостью. Спарта в сравнении с Афинами была более консервативна в своих устоях, в том числе и в политических традициях. Спарта тяготела к сохранению старинной системы образования и воспитания, духовных ценностей и этим особенно 70

импонировала дельфийскому жречеству в качестве партнера. Со спартанскими царями был тесно связан институт специальных посланников в Дельфы - пифиев. Каждый из царей должен был избирать себе по два таких феопропа, которые совместно с царями совершали трапезу за общественный счет и также совместно с ними выполняли обязанности по сохранению дельфийских изречений. Связь спартанских царей с Дельфами осуществлялась как посредством пифиев, так и прямым участием архагетов в священных посольствах по поручению государства или собственной (частной) инициативе.

Также весьма любопытен тот факт, что все случаи отстранения спартанских царей от должности в VI-V вв. до н.э. и последствия этих действий, так или иначе, предполагали обращение к оракулу и причем, как правило, в качестве последней инстанции (низложение Демарата, Плистоанакса, события в связи с убийством Павсания, борьба за власть между Леотихидом и Агесилаем).

Таким образом, можно заключить, что Дельфийская амфиктиония принимала активное участие в борьбе за царский престол в Спарте в начале IV в. до н.э.

Дельфы поддерживали царскую власть в Спарте, и отсюда можно сделать вывод о том, что существовала тесная связь между спартанскими царями и оракулом.

В этой ситуации мы видим, что Дельфы пытаются защитить институт царской власти и его представителей в противостоянии с эфоратом. Исполнение дельфийского пророчества давало Спарте возможность, поддержав авторитет святилища, наконец, закончить войну, которая требовала присутствия на Итоме значительного военного контингента и оттягивала силы спартанцев перед надвигавшимся противостоянием с Афинами.

Однако более определенное представление о том, как развивались отношения Дельф со Спартой и Афинами после греко-персидских войн, дают нам свидетельства традиции о событиях самого начала второй половины V в. до н.э. Они касаются борьбы за контроль над Дельфами, что стало одним из важных аспектов сложной системы межполисных отношений в середине V в. до н.э., так как овладение этим контролем придавало осуществлявшему его государству особенный религиозный и политический авторитет. События 457-447 гг. до н.э. (включая Вторую священную войну) в значительной степени определялись не только взаимоотношениями Дельф со Спартой и Афинами, но также и положением дел в Дельфийской амфиктионии. После Греко-персидских войн в Амфиктионии ведущее положение заняли Фессалия и Фокида. Они опирались на поддержку Афин, стремившихся помешать Спарте усилить свое влияние в Дельфах. Пользуясь тем, что в течение длительного времени Спарта была занята устройством своих дел в Пелопоннесе, и, полагая, что лакедемоняне не смогут в ближайшее время организовать широкомасштабную экспедицию в центральную Грецию, фокидяне захватили Дельфы и вторглись в соседнюю Дориду. Лакедемоняне

вскоре ответили на это, собрав около 458 г. до н.э. большое войско, включавшее 1500 своих гоплитов и 10 тыс. воинов союзников, и выступив в центральную Грецию для борьбы с угрозой завоевания Дориды фокидянами (Фукидид, 1976, с. 97-117).

Без сомнения, жречество Дельф устраивал тот факт, что их привилегированная позиция и доходы не должны быть подконтрольны каким-либо сотоварищам-членам в общей лиге. Освобождение Дельф было еще одной важной целью похода лакедемонян, о чем сообщает Плутарх.

Таким образом, Дельфы находились во временном противостоянии с Амфиктионией, и в защиту их независимости выступила лишь Спарта. Усиливавшееся в 50-х гг. противостояние Афин и Спарты скрывало в себе также противоречия между Амфиктионией, с одной стороны, и Дельфами и Спартой - с другой. Афины, обеспокоенные таким поворотом событий, собрали многочисленное войско, включавшее 1000 аргивян, фессалийскую конницу и контингенты других союзников. Битва произошла в Беотии у Танагры осенью 457 г. до н.э.

После этого сражения Афины и Спарта заключили перемирие, которое, однако, было вскоре нарушено. Воспользовавшись передышкой и оправившись после поражения, афиняне собрали значительное войско и под предводительством Миронида выступили в центральную Грецию.

Афины добились политического доминирования среди северозападных соседей. Под их контролем оказались Беотия, Фокида и Восточная Локрида. Очевидно, афиняне стремились расширить это влияние и на Дельфы. После победы афинян при Энофитах Амфиктиония заключила с ними договор.

Согласно сообщению Плутарха (Плутарх, 1978, с. 17) спартанцы получили в награду за освобождение Дельф рготаШеюа, т. е. право вопрошать оракул вне очереди. Текст этого постановления лакедемоняне поместили на лбу железного волка.

Объясняя факт получения рготаЩе^а и Спартой, и Афинами, можно предположить, что Дельфы к этому времени, вероятно, были, как большинство греческих полисов, расколоты на две партии: про лаке демонскую и проафинскую; последняя и могла даровать афинянам это почетное право.

Итак, господство фокидян в Дельфах было вновь восстановлено. Однако вскоре Дельфы опять обретают независимость, на этот раз на долгое время.

Таким образом, борьба, которую Спарта более десяти лет вела за автономию Дельф, была закончена: Дельфы вновь стали самостоятельной общиной.

Еще раз отметим важнейшие аспекты расстановки сил вокруг Дельф в эпоху Пятидесятилетия.

В противоположность почти полному отсутствию свидетельств традиции о контактах Дельф с Афинской архэ связи со Спартой были традиционно активны.

С другой стороны, отношения Спарты и Дельфийской амфиктионии в этот период нельзя назвать дружественными. Из-за своего предложения исключить тех, кто не поддержал союз против персов, Спарта потеряла симпатии большей части амфиктионов.

Афины двумя десятилетиями позже добились союза с Фессалией и господства в Средней Греции, а также сумели в своих интересах использовать антиспартанскую позицию Амфиктионии и заключить с последней договор. В результате этого институт, который был призван заботиться о независимости Дельф, согласился на захват святилища фокидянами. Лакедемоняне же, имея тесные связи с Дельфами, в 457-447 гг. до н.э. проводили политику поддержки формальной автономии Дельф, и в результате, в противовес напряженным отношениям Спарты с Амфиктионией, с преобладающей частью дельфийского жречества - у Спарты устанавливаются весьма тесные связи. Кульминацией развивающихся отношений Спарты и Дельф станет безусловная поддержка оракулом действий Лакедемона в грядущей Пелопоннесской войне.

Таким образом, мы видим, что положение, которое занимали Дельфы по отношению к Спарте и Афинам, было неоднозначно и даже противоречиво. Дельфийская амфиктиония представляла собой значительную политическую силу, которая оказывала огромное влияние на международную политику Греции. В руках Дельфийской амфиктионии была сосредоточена и светская, и духовная власть. Дельфийские жрецы объявляли и прекращали войну, назначали и смещали общих правителей, входивших в амфиктионию. Все политические договоры прямо или косвенно утверждались дельфийским жречеством. По всем спорным вопросам международного права обращались в Дельфы. Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии. Дельфы располагали огромными капиталами, которые образовывались от взносов городов, от доходов с паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок.

Список источников

Геродот История. Кн. V. Терпсихора. Научно-издательский центр ЛАДОМИР «АСТ». - М., 1999.

Диодор Историческая библиотека. Кн.Н. - Л., 1947.

Павсаний Описания Эллады. Кн. X. - Минск, 2001.

Плутарх О том что Пифия больше не прорицает стихами. - Л., 1978.

Плутарх Морали. Кн. IV. - Л., 1978.

Фукидид История. Т. I. - М., 1976.

Эсхил Эвмениды 40. - М., 1978.

Список литературы

Берве Г. Тираны Греции / Г. Берве. - Ростов-на-Дону, 2000.

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. - М.,

1966.

Глускина JI.M. Дельфы в период Первой священной войны // Вестник древней истории. 1951. №2.

Кулишова О. В. Дельфийский оракул в межполисных отношениях в древней Греции в эпоху Пятидесятилетия // Исторические процессы: истоки, перипетии, перспективы. Вып. 1. / Под ред. JI.C. Емельяновой и др. - М. Йошкар-Ола, 2001.

Ресурсы сети Интернет

Латышев В.В. Очерки греческих древностей. - СПб., 1899 // http://www.centant.pu.ru/index.html

Опрелкова О.Г., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент A.B. Вертинский

Модель исламской экономики современной республики Иран

Начало дискуссий о том, как может сочетаться доктрина Ислама с практическими моделями экономики, относится к концу 1950-х - началу 1960-х гг. С конца 1970-х гг. концепция исламской экономики развивается во взаимозависимости с проектами хозяйственных преобразований во всем мусульманском мире. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям. В 1980-е гг. Иран, Пакистан, Судан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики).

Концепция исламского экономического порядка и вытекающих из него прав в сжатом виде содержится во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. 15).

1) в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества;

2) все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (Шариатом);

3) каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами.

Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов.

4) бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную «закятом» и выделяемую в соответствии с Законом;

5) все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;

6) для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.