Научная статья на тему 'ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / ЭТАПЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фейзулаева Е.Е.

В работе анализируется проблема значимости делегирования полномочий для организации. Рассматриваются сущность, понятия изучаемого процесса, его цели и основные принципы. Также выявляются условия эффективного делегирования полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DELEGATION OF AUTHORITY AS AN IMPORTANT PART OF FUNCTION OF ORGANIZATION

The problem of concernment of delegation of authority is analysed in the article. Main point, concepts of the process under investigation, its aims and basic principles are viewed. The terms of effective delegation of authority are also revealed.

Текст научной работы на тему «ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ»

экспорта / В сборнике: Современные проблемы развития национальной экономики Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 80-84.

5.Криворотова Н.Ф. Региональный аспект функционирования механизма привлечения иностранных инвестиций / Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 32-2. С. 110-114.

УДК 005

Фейзулаева Е.Е. студент 1 курс факультет Сервис Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород Научный руководитель: Бояринова И. В., доцент ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ В работе анализируется проблема значимости делегирования полномочий для организации. Рассматриваются сущность, понятия изучаемого процесса, его цели и основные принципы. Также выявляются условия эффективного делегирования полномочий.

Ключевые слова: делегирование организационных полномочий, ответственность, обязательство, этапы делегирования.

Feyzulaeva E.E. first year student, Service faculty Belgorod National Research University

Russia, Belgorod Scientific adviser: Boyarinova I. V.

DELEGATION OF AUTHORITY AS AN IMPORTANT PART OF FUNCTION OF ORGANIZATION The problem of concernment of delegation of authority is analysed in the article. Main point, concepts of the process under investigation, its aims and basic principles are viewed. The terms of effective delegation of authority are also revealed.

Key words: delegation of organization authority, responsibility, obligation, stages of delegation.

Современному руководителю в одиночку очень трудно справляться со всем количеством проблем и вопросов, ежедневно возникающих в деятельности организации. И даже свой круг служебных обязательств субъекту управления не всегда так просто исполнять, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, могут отбирать достаточное количество энергии и времени.

В таких условиях руководитель решает передать часть своих обязанностей, менее значимых и важных, в руки своим подчиненным

(сотрудникам организации), при этом сохраняя за собой основные функции как управляющего предприятием.

Официальное наименование этот процесс получил еще в 1920-х г.г., когда его ocнoвные принципы изложил отечественный ученый П.М. Керженцев.

Система этих принципов была сформулирована под названием "Делегирование организационных полномочий и ответственности".

В теории управления термин «делегирование» характеризуется как процесс передачи части функций руководителя своим подчиненным для решения конкретных задач и достижения целей организации.

В таком случае основная задача руководителя- это предельно эффективно распределить полномочия между персоналом для более быстрого и качественного достижения цели.

Суть делегирования заключается в том, что руководитель предоставляет свободу действий своим сотрудникам в отношении исполнения возложенных на них обязательств, но при этом сохраняет ответственность за конечный итог работы за своей должностью.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность - это возложенное на работника обязательство исполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их результат.

Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.

В теории менеджмента делегирование полномочий преследует следующие основные цели[3]:

- освобождение времени делегирующего для решения задач, в которых его сложнее или невозможно заменить;

- повышение мотивации тех, кому полномочия делегированы;

- повышение доверия в рабочем коллективе;

- проверка сотрудников на исполнительность.

Иная схожая интерпретация целей делегирования показана на рисунке

1.1.

Рис. 1.1 Цели делегирования.

Благодаря делегированию полномочий у руководящего аппарата появляется возможность поручать бесчисленное количество задач своим работникам, что дает каждому сотруднику чувствовать себя более вовлеченным в деятельность организации и значимым в процессе улучшения ее деятельности. Все это несомненно может привести к усилению мотивации персонала и, как следствие, увеличение его продуктивности труда.

Процесс делегирования полномочий проходит ряд этапов.

На первом этапе процессом планирования и постановки цели занимается исключительно руководитель, контролируя каждый шаг сотрудника в процессе исполнения возложенных на него обязанностей. Также возможность «обратной связи» на данной стадии предоставляется работнику обязательно.

На втором этапе действия по планированию осуществляется совместно. Руководитель и сотрудник подробно рассматривают задачи в деятельности организации, каждый шаг их решения и сроки. Тем самым происходит процесс обучения планированию.

При этом деятельность сотрудника регулярно анализируется и подвергается проверке.

На третьем этапе основная цель руководителя-составить задачу, а сотрудника-спланировать деятельность, затем руководитель совершает анализ плана выполнения и осуществляет контроль .

Четвертый этап - постановка проблемы. На этой стадии сотрудник самостоятельно должен проанализировать возникшую, либо по прогнозам вероятную проблемную ситуацию. Его задача- самостоятельно определить возможные варианты решения проблемы и ресурсы, которые необходимы для этого. Сотрудник сам осуществляет контроль и планирование своей деятельности, благодаря предоставленных ему максимально широких полномочий.

Фундаментом изучаемого нами процесса являются основополагающие принципы делегирования. Несоблюдение этих принципов на практике может привести к тому, что делегирование будет некачественным, а процесс управления значительно затруднится.

Принципы делегирования полномочий в организации:

1) Принцип единоначалия. Свои новые обязанности сотрудник организации может получать лишь от одного руководителя. Также отчет о проделанной работе подчиненный может предоставить только своему непосредственному начальнику.

2) Принцип ограничения нормы управления. Этот принцип регулирует возможное и наиболее приемлемое количество сотрудников, которыми может руководить субъект делегирования. Здесь устанавливаются ряд факторов, способных влиять на необходимое число подчиненных. К ним относятся: уровень управления, характер решения различных проблем и вопросов, квалификация подчиненных, способности руководителя, его специальные знания, организаторские способности и т.д.

3) Принцип соответствия прав обязанностям. Данный пункт предполагает то, что объем делегируемых полномочий у сотрудника не должен превышать, либо принижать объем возложенных на него обязанностей.

4) Принцип закрепленной ответственности. Делегирование является процессом передачи подчиненным обязанностей, а не ответственности, которая в любом случае закрепляется за должностью руководителя.

5) Принцип отчетности по отклонениям. Данный принцип означает, что подчиненный должен предоставлять отчет и информировать своего начальника о различных изменениях и отклонениях в реализации полученных задач.

Можно выделить ряд условий эффективного делегирования полномочий:

• непосредственно перед передачей обязанностей подчиненным необходимо проанализировать все их способности, уровень квалификации, специальные знания и навыки;

•не стоит поручать сотруднику работу, в осуществлении которой ему не хватает имеющегося опыта;

•необходимо подробно и четко разъяснить подчиненным суть и основные задачи делегируемой работы;

•попытаться создать всевозможные условия для повышения мотивации сотрудников в отношении исполнения порученных обязанностей.

Руководителя делегирование полномочий освобождает от многих мелких несложных в исполнении задач, что позволяет ему в полной мере сконцентрировать внимание на более глобальных и значимых проблемах, более эффективно и равномерно распределить рабочую нагрузку между подчиненными, выявить среди них возможных приемников на вышестоящие должности.

Подчиненным делегирование полномочий позволяет максимально продуктивно применять способности, знания и опыт, которыми они обладают, овладеть новыми навыками, проявить инициативу и самостоятельность, развить себя как личность.

Использованные источники:

1.Акулич И.Л, Демченко Е.В Основы маркетинга. - 2-е изд., М.: Высшая школа, 2010. - с.109-138

2.Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин Основы менеджмента. - М.: издательство "Дело", 1997. - 4 с

3.Свободная электронная энциклопедия «ВикипедиЯ»: [Электронный ресурс]. М., 2001-2017. URL: https://ru.wikipedia.org. (Дата обращения: 13.05.2017).

4.Рульев В.А. Менеджмент/В.А.Рульев, С.О. Гуткевич.-Изд-во «Центр учебной литературы».-2011.- с.321-324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.